МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Новороссийский филиал
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН»
по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция
квалификация (степень) «бакалавр»
Новороссийск 2013 Шестопалов А.П., Самохина Г.В. Программа курса «История государства и права зарубежных стран». – Новороссийск: НФ МГЭИ. – 2013. – 41 с. Одобрено кафедрой государственно-правовых дисциплин Новороссийского филиала Московского гуманитарно-экономического института. Протокол заседания кафедры №8 от «03» апреля 2013 г. Для студентов Новороссийского филиала Московского гуманитарно-экономического института, обучающихся по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция.
№________
Одобрено решением Совета филиала протокол № 7 от «03» июля 2013 г.
Переутверждено на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин Новороссийского филиала Московского гуманитарно-экономического института: Протокол №____ от «____» ______________20___г. Протокол №____ от «____» ______________20___г.
Протокол №____ от «____» ______________20___г. Протокол №____ от «____» ______________20___г. Протокол №____ от «____» ______________20___г.
© Новороссийский филиал Московского гуманитарно-экономического института, 2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Место дисциплины в структуре ООП. Курс «История государства и права зарубежных стран» является дисциплиной третьего цикла учебного плана по направлению подготовки «Юриспруденция» и преподается студентам в 1-м и 2-м семестрах в объеме 7 зачетных единиц (252 часа).
Освоение истории государства и права зарубежных стран основывается на знаниях, приобретенных при изучении истории, обществознания, философии. Данная дисциплина является базовой для всех дисциплин профессионального цикла учебного плана.
Цель освоения дисциплины – выявление общих закономерностей и особенностей становления и развития государственных и правовых институтов зарубежных стран, исторических основ существующих государственных и правовых систем, их обусловленности ходом исторического процесса.
Основной задачей курса является оказание помощи студентам в выработке правильного понимания и восприятия государства и права как неотъемлемого элемента культуры и социального общения в уяснении роли правовых обычаев и законов в истории регулирования внутринационального государственного и межнационального общения, взаимосвязи права и морали в историческом опыте народов и наций.
Программа курса состоит из 4-х разделов, включает 20 тем и не предусматривает написание курсовой работы.
В соответствии с рабочей программой и тематическим планом изучение дисциплины проходит в виде аудиторной и самостоятельной работы студентов. Учебный процесс в аудитории осуществляется в форме лекций и семинарских занятий. По данной дисциплине практических занятий не предусмотрено.
В лекциях раскрываются основные темы изучаемого курса, которые входят в рабочую программу: история государства и права Древнего мира, древневосточная цивилизация, греко-римская античная цивилизация, история государства и права средневековья, история европейских и американских государств в Новое и Новейшее время (буржуазная цивилизация), история права в Новое и Новейшее время, право Англии, право Китая.
На семинарских занятиях продолжается углубленное теоретическое изучение наиболее важных разделов и тем, таких, как: предмет, периодизация и историография истории государства и права зарубежных стран, государства Древнего Востока, право древневосточных цивилизаций, античные государства, право Древней Греции и Древнего Рима (греко-римской античной цивилизации), государства средневековой Европы, право в странах средневековой Европы, право раннефеодальных государств Европы, государства западной Европы, государства Америки, Соединенные Штаты Америки, государства Латинской Америки, Республика Куба, право Англии, право Франции, право Германии, право Соединенных Штатов Америки, современные тенденции в развитии права ведущих зарубежных стран в ХХ – начале ХХI в.; проверяются знания студентов с целью стимулирования сознательного и активного изучения программного материала.
Самостоятельная работа студентов направлена на самостоятельное изучение отдельных разделов и тем рабочей программы. Таких, как: первобытное общество и становление догосударственных форм социального управления, формирование первоначальной соционормативной регулятивной культуры, основные ступени регионального и стадиального развития государства и права Древнего мира, особенности государственно-политической эволюции древневосточных и античных государств, древневосточная и античная правовые системы, источники древнего права, Древний Китай, империя Александра Македонского и эллинизм, Британская империя, распад Британской колониальной империи после Второй мировой войны, «Содружество наций», разработка и принятие новой французской конституции 1875 г., государственный строй и политический режим Третьей республики, упрочение республики и либерализация режима, колониальная империя, организация управления колониями, трансформация взаимоотношений с бывшими колониями, бундесрат и рейхстаг, образование колониальной империи, управление колониями, права и свободы итальянских граждан, последующие изменения конституции Италии, антиконституционная деятельность ФБР, ЦРУ и «маккартизм», реформы аппарата политической полиции и разведки, создание постоянных контрольных органов за их деятельностью в 70–80-х гг. ХХ в., Республика Куба, важнейшие социально-экономические преобразования, возрастание роли армии в политической системе Японии, гуманизация правового положения внебрачных детей.
Формой итогового контроля знаний студентов в первом семестре является зачет, а во втором семестре – экзамен, в ходе которых оценивается уровень теоретических знаний и навыки решения практических задач. Зачет по дисциплине входит в общую трудоемкость дисциплины в зачетных единицах. Один семестровый экзамен выражается 1 зачётной единицей (36 часов): 3 дня подготовки (27 часов) и 1 день на экзамен (9 часов).
Требования к результатам освоения дисциплины. В результате освоения курса студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Юриспруденция», должны:
знать место истории государства и права зарубежных стран в системе других юридических наук; основные исторические этапы, общие закономерности и особенности становления и развития государства и права зарубежных стран; содержание основополагающих правовых актов государственного, гражданского, уголовного, процессуального и иных отраслей права в истории развития зарубежных государственных и правовых институтов; развитие структурных элементов механизма государств зарубежных стран;
уметь анализировать причинно-следственные изменения этапов развития общества и государства, а также отдельных зарубежных государственно-правовых институтов; оценивать юридическое значение актов, принимаемых различными государственными органами на том или ином этапе развития зарубежных государств; правильно анализировать важнейшие процессы государственно-правовой жизни зарубежных государств и применять полученные знания в учебном процессе, практической жизни;
владеть категориальным аппаратом историко-правовой науки для реализации различных целей профессиональной деятельности (научно-исследовательской, практической, преподавательской, просветительской); основами профессионального мышления юриста, позволяющими осознавать и анализировать окружающую действительность с позиции историко-правового знания; информацией о современном состоянии научных исследований актуальных проблем историко-правовой науки в зарубежных странах.
Процесс изучения дисциплины «История государства и права зарубежных стран» направлен на формирование у студентов направления подготовки «Юриспруденция» следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций (согласно ФГОС ВПО):
осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-3);
способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
обладание культурой поведения, готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
уважительное отношение к отечественному и международному праву (ОК-6);
стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
способность к использованию основных положений и методов социальных и гуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры, накопленных мировым и отечественным опытом (ПК-2);
способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина в соответствии с нормами международного права (ПК-9);
способность преподавать правовые дисциплины, и в первую очередь «Историю государства и права зарубежных стран», на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17).
Изучение данной дисциплины предусмотрено ФГОС ВПО (2010).
|