Национализм и национальная политика в российской империи и в советском союзе





Скачать 289.92 Kb.
НазваниеНационализм и национальная политика в российской империи и в советском союзе
страница1/2
Дата публикации09.11.2014
Размер289.92 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2
НАЦИОНАЛИЗМ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ
ВВЕДЕНИЕ

Весной 1918г. в Наркомнаце был подготовлен проект создания Татаро-Башкирской Советской Республики в составе Российской Федерации. В неё должны были войти: Уфимская губерния, башкирские части Казанской и Оренбургской губерний, районы с мусульманским населением Пермской, Вятской, Симбирской и Казанской губерний. Проект поддержал председатель СНК В.И.Ленин. 22 марта 1918г. нарком по делам национальностей И.В.Сталин и комиссар по делам мусульман Средней России М.Вахитов подписали Положение о Татаро-Башкирской Советской Республике [1]. Опубликование документа вызвало широкий резонанс.

Так, 7 апреля 1918г. Комиссариат по чувашским делам в Казани провёл совместное заседание Чувашской фракции Казанского Совета крестьянских депутатов и Чувашского социалистического комитета. Резолюция совещания содержала такие формулировки:

«[авторы Положения] вдохновлялись отжившими буржуазно-шовинистическими идеями пантюркизма и панисламизма»; «объявление…без согласия на то местных Советов и национальных организаций Татаро-Башкирской республики следует считать досадным недоразумением, не имеющим обязательной силы для чувашей; по характеру этнографического расселения Поволжья и Приуралья никакой Татаро-Башкирской республики быть не может и возможно лишь создание объединяющих многие народности Штатов»; «[проект отличается] тенденцией установления мусульманской гегемонии в ущерб интересам малых народов и в случае осуществления станет причиной острой национальной розни между мусульманами, русскими и другими народностями» [2].

Идею создания Татаро-Башкирской республики отвергли и участники Объединенного заседания чувашских, черемисских [марийских – А.М.] и кряшено-татарских [православных татар – А.М.] социалистических комитетов, стоящих на платформе советской власти (13 апреля 1918г.) [2].

Приведенный эпизод дает весьма яркое и объёмное представление о «национальном вопросе», в том виде, как он достался большевикам от самодержавия и Временного правительства, равно как и о предлагавшихся в первые месяцы советской власти способах его решения. Не умножая деталей обозначившейся в процитированных документах картины, представляется полезным для дальнейшего выделить следующие её черты.

  1. Территория Российского государства за пределами Московского княжества, сложившимися к исходу правления Василия III (первая треть XVI века), была населена народами различной этнической и конфессиональной принадлежности. При этом расселение часто носило дисперсный характер, затруднявший возможность выделения сколько-нибудь обширного (в территориальном масштабе России) ареала компактного проживания одной национальности.

  2. Внутренняя политика России, идеологически базировавшаяся на триаде «Самодержавие – Православие – Народность», будучи откровенно имперской, тем не менее, допускала, а возможно, в какой-то мере даже поощряла формирование национальной, не великоросской интеллигенции. Именно последняя стала выразителем и двигателем этнополитической мобилизации сепаратистского направления, выпукло обозначившейся сразу после Февральской революции (см. раздел «От февраля до октября»), не учитывать которую в своих первых декретах пришедшие к власти большевики просто не имели возможности.

  3. Как и в ряде других империй, в Российской империи сложилась своего рода шовинистическая иерархия, когда наряду с «нацией номер один», обозначалась «вторая по значению» нация или этноконфессиональная группа, декларировавшая своё превосходство над другими, более малочисленными или отсталыми соседями. Последние, сопротивляясь такому «вторичному имперскому гнету», нередко апеллировали к центральной власти, используя в своей риторике как напоминание об имманентной «неблагонадежности» «второй нации», так и о ее иноконфессиональности, лишний раз подчёркивая при этом свою принадлежность к господствующей религии.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Специального государственного органа для осуществления национальной политики в царской России не было. В созданном Александром I в 1802г. Комитете министров национальными проблемами в разные периоды занимались: Комитет западных губерний, Сибирский, Кавказский и Еврейский комитеты. После преобразования его в Совет министров (1905-1917г.г.) попечительство над «инородцами» Сибири, болгарскими и немецкими колонистами Новороссийского и Кавказского краев, евреями-земледельцами Екатеринославской и Херсонской губерний осуществляло Министерство земледелия и государственных имуществ.

В Министерстве внутренних дел существовал департамент духовных дел и иностранных исповеданий (1832-1917г.г.), регламентировавший деятельность конфессий: старообрядческих, исламской, римско-католической, греко-униатской, протестантских, иудаистской, армяно-григорианской и буддистской.

В конце XIX в. В Российской империи было 12 католических епархий, объединявших 10,5 млн. прихожан; во всех епархиях имелись пятиклассные семинарии, в С.-Петербурге – Императорская Римско-католическая духовная академия. Четыре консисториальных округа объединяли 2,6 млн. лютеран. В целом протестантских церквей насчитывалось около 300, священников для которых готовил богословский факультет Дерптского (Юрьевского) университета.

Мусульманское население – вторая по численности конфессиональная группа Российской империи – пользовалась полной свободой исповедания, начиная с царствования Екатерины II. Обнародованный в 1773 г. её Указ «О терпимости всех вероисповеданий и о запрещении архиереям вступать в дела, касающиеся до иноверных исповеданий и до построения по их закону молитвенных домов, предоставляя все сие светским правительствам» не только положил конец принудительной христианизации, но и окончательно снял запрет на строительство мечетей. В 1782 г. в Уфе был учреждён муфтият, и мусульманские священнослужители выделились в особое духовное сословие, а вскоре мусульмане России получили собственную конфессиональную организацию. Именным Указом Екатерины II от 22 сентября 1788 г. было создано Оренбургское Магометанское Духовное Собрание с местопребыванием в Уфе. Ему были подчинены все мусульманские приходы России, за исключением Таврической губернии (Крым). В ведении Оренбургского Магометанского Духовного Собрания находилось утверждение избранных мусульманскими общинами приходских имамов и ахунов. Ему подчинялись как средние духовные управления — мухтасибаты, объединяющие по несколько десятков общин, так и низшие — мутаваллиаты. Таким образом, мусульманская община России по существу получила организацию, аналогичную церковной, хотя исторически институт церкви в исламе отсутствует. Это привело к последствиям, далеко выходящим за пределы намерений российского правительства: произошло оформление мусульманского духовенства России в качестве организованной национально-политической силы, результатом чего стало усиление интегративных функций ислама.

В Туркестанском генерал-губернаторстве с момента его создания в 1867г. несмотря на колониальную форму управления религиозная жизнь была оставлена неприкосновенной: функционировали мечети и суды казиев, действовало исламское семейное и брачное право. В каждой махалле (квартале) был мактаб (школа), тысячи молодых людей получали богословское образование в медресе Бухары, Самарканда, Ташкента, Хивы, других городов. Работали медресе и в городах «внутренней» России: Казани, Уфе, Оренбурге.

Характерной иллюстрацией политики в сфере межнациональных и межонфессиональных отношений в Российской империи может служить указ Сената от 1771г. о московских кладбищах. В связи с эпидемией чумы предписывалось закрыть все прежние места погребения, включая кладбища в оградах московских храмов, и отвести под захоронения 9 обширных участков за Камер-Коллежским валом (примерно линия современного 3-го кольца). Ныне 8 из них известны как старомосковские кладбища: Ваганьковское, Введенское, Даниловское, Калитниковское, Миусское, Преображенское, Пятницкое, Рогожское (Дорогомиловское уничтожено в 30-х – 50-х г.г. прошлого столетия). При этом 2 наиболее крупных участка отводились под старообрядческие кладбища – «поповского согласия» Рогожское и «беспоповских согласий» – Преображенское (что позволяет оценить истинную, а не представленную в официальной статистике того времени долю «раскольников» в населении Москвы – около половины), а в составе ещё 3 кладбищ выделялись обширные иноверческие участки: армянский – на Ваганьковском, иудейский и караимский – на Дорогомиловском, мусульманский – на Даниловском. Введенское кладбище предназначалось для погребения католиков и протестантов (сегодня оно больше известно как Немецкое кладбище). Другим штрихом к картине «политики мультикультурализма» в царской России может служить обилие этнических городских топонимов. Так, в Москве это – улицы Маросейка, Немецкая, Грузинские, Татарские, Армянский переулок, Шведский тупик, а также в известном смысле – Мещанские улицы, куда во второй половине XVII в. были поселены «люди из мест» – выходцы из восточных земель Белоруссии и Украины, вошедших в состав Московского царства.

Министерство народного просвещения управляло национальными школами в Закавказье, учебными заведениями при иноверческих церквях юго-западных губерний и Кавказа, центральными училищами и сельскими школами в немецких колониях, русско-туземными школами Туркестана.

Ознакомление с российским законодательством по народному просвещению позволяет сделать вывод, что национальные школы работали на родных языках, а русский язык как предмет обучения вводился на втором-третьем году. В 1874г., когда татарские, башкирские и казахские школы были переданы в ведение Министерства народного просвещения, должностные лица получили предписание, чтобы наблюдение за постановкой образования не было истолковано населением как «стеснение мусульманской религии».

Показательна история с внедрением русского языка в прибалтийских губерниях. Специальные решения об изучении русского языка в гимназиях и училищах принимались в 1828, 1885 и 1887г.г., однако они так и не сумели потеснить главенствующее положение немецкого языка в прибалтийских учебных заведениях. Известно, что учитель русского языка и православный преподаватель Закона Божьего в прибалтийских губерниях оплачивались по нижней «планке» «вилки окладов» в то время как их немецкие коллеги – по верхней.

Для Российской империи характерной чертой являлся своего рода плюрализм моделей управления в ряде входивших в неё территорий. Так, Бухарский эмират и Кюринское ханство имели статус протекторатов, Великое княжество Финляндское с момента своего вхождения в Россию в 1806г. приобрело значительную автономию, включая право избирать собственный парламент (сейм), Царство Польское также обладало своим сеймом.

Наряду с этим, такие развивающиеся и сегодня концепции, как «Великая Финляндия – от Балтики до Урала (Енисея)», «Великое княжество Литовское – от моря (Балтийского) до моря (Чёрного)», «Великая Армения», «Великий Азербайджан», пантюркизм и до известной степени панисламизм, ведут своё происхождение из земель, входивших в состав Российской империи.

МЕЖДУ ФЕВРАЛЁМ И ОКТЯБРЁМ 1917 ГОДА

Падение самодержавия послужило толчком к формированию в национальных окраинах институтов самоуправления, в той или иной мере претендовавших на соучастие в общероссийском государственном строительстве в новых условиях. Так, в Киеве уже в марте 1917-го возникла Центральная Рада, которая с апреля 1917 года, после Всеукраинского национального конгресса, взяла на себя функции высшего законодательного органа, координирующего развитие украинского национального движения, провозгласив автономию Украины. В Баку партия «Мусават» выступила за создание «Российской демократической республики», требуя при этом национально-территориальной автономии для Азербайджана, а в июне после объединения с «Тюркской партией федералистов» в совместном программном заявлении уже содержалось требование национально-территориальной автономии в составе буржуазной России. В Финляндии после Февральской революции были возобновлены привилегии Великого княжества финляндского, утраченные после революции 1905 года. Был назначен новый генерал-губернатор и созван сейм. Однако закон о восстановлении автономных прав Финляндии, одобренный сеймом 18 июля 1917 года, был отклонен Временным правительством, а сейм распущен.

Приведенные примеры в целом дают репрезентативную картину этносоциальной мобилизации в постфевральской России: местные политические («националистические») элиты оперативно отреагировали на исчезновение императорской власти, оставаясь при этом на здравых позициях в вопросах территориальной целостности России: практически всюду речь шла лишь об автономизации и федеративном общенациональном устройстве, но не о сецессии отдельных национальных окраин, хотя подобные идеи были весьма распространены в последние десятилетия Империи и, конечно, в годы, непосредственно предшествующие её падению.

Высокая этнополитическая активность весной-летом 1917г. наблюдалась в Приволжско-Уральском регионе. В мае в Казани состоялся съезд «мелких народностей» Поволжья. Присутствовало более 500 представителей мордвы, чувашей, марийцев, удмуртов, калмыков, крещеных татар. Принятая резолюция признавала федерализм наилучшей формой государственного устройства, но поскольку большинство населения России из-за низкого политического и культурного уровня не готово к этой форме правления, съезд высказался за унитарную демократическую республику с предоставлением самой широкой автономии: политической – тем окраинам, которые имеют «отдельное и обособленное историческое прошлое», культурной – «мелким народностям» [3]. Вслед за этим, в июне-июле 1917г., прошли съезды отдельных народов Поволжья: Общечувашский (Симбирск), Удмуртский (Глазов), Всероссийский съезд мари (Бирск) и др. На них широко обсуждались вопросы народного образования, национальных языков, этнический состав духовенства – православного и языческого (луговые марийцы) [4].

1-11 мая состоялся I Всероссийский мусульманский съезд, избравший Всероссийский мусульманский совет – Милли Шуро. В конце июля в Казани прошёл II съезд, который ставил цель объединить татар и башкир, населяющих не только Поволжье и Урал, но и Крым, Кавказ, а также Сибирь, Туркестан и Киргизию (соврем. Казахстан). Состоялось совместное пленарное заседание участников съезда и I Всероссийского военно-мусульманского съезда, принявшее решение: «Немедленно, не ожидая созыва Учредительного собрания, приступить к осуществлению национально-культурного самоопределения» [5]. Тогда же был создан Национальный парламент, утвердивший резолюцию о необходимости выделения Среднего Поволжья и Урала в отдельную республику «Волжско-Уральские штаты» – «Идель-Урал штаты» (татарские и башкирские районы Казанской, Оренбургской, Самарской, Уфимской, Симбирской, Пермской и Вятской губерний).

Уже одно перечисление названых территорий даёт представление о размере и промышленно-сырьевом потенциале предполагаемой республики, занявшей бы добрую половину европейской России. Не говоря уже о не скрывавшихся идеологами «Идель-Урал штатов» амбициях предводительствовать над всеми мусульманами страны – от Крыма и Кавказа до Средней Азии и Сибири. Готовившиеся взять власть большевики, конечно, не могли не понимать той угрозы, которую таила в себе их будущему режиму подобная консолидация российских мусульман. Вероятно, присущая большевистской верхушке и в первую очередь Ленину способность выстраивать стратегические, многоходовые сценарии с перехватом политической инициативы проявилась и в «мусульманском вопросе». Позже, в мае 1918-го Сталин лаконично-непререкаемо выразит эту стратегию так: «Совет Народных Комиссаров всегда считал и продолжает считать своим священным долгом идти навстречу освободительному движению народов Востока и, прежде всего, наиболее обездоленного мусульманского Востока» [6]. А ещё в начале апреля 1917г. в Казани создаётся Мусульманский социалистический комитет с филиалами в Казанской, Уфимской и Вятской губерниях. Заявленная цель – проведение организационно-пропагандистской работы среди мусульманских рабочих, крестьян и солдат. Именно силами Мусульманского социалистического комитета в начале 1918г. в Казани накануне провозглашения независимых от Советской России Идель-Урал штатов были арестованы руководители этого несостоявшегося государства, а в Оренбурге – весь состав не признавшего Советской власти Башкирского национального курултая [7].
НАРКОМНАЦ

26 октября (8 ноября) 1917г. в Петрограде, на II Всероссийском съезде советов было создано правительство – Совет Народных Комиссаров, в составе которого учрежден Народный комиссариат по делам национальностей во главе с И.В.Сталиным.

Сам по себе факт создания впервые в российской истории специального министерства такой направленности, да ещё возглавляемого одним из вождей революции даёт веские основания задаться вопросом о месте, роли и весе национальной политики в планах большевиков по созданию нового политического режима.

Определёнными подсказками для ответа могут служить высказывания Сталина начала 1918г. Так, выступая с «Докладом по национальному вопросу» на III Всероссийском съезде советов, состоявшемся сразу после разгона Учредительного собрания, Сталин в самом начале выступления отметил, что «один из вопросов, который особенно волнует в настоящее время Россию, это вопрос национальный. Серьёзность этого вопроса усугубляется тем, что великороссы не составляют абсолютного большинства населения в России и окружены кольцом других, «недержавных» народов, населяющих её окраины» [8]. Далее докладчик указывает «на необходимость толкования принципа самоопределения как права на самоопределение не буржуазии, а трудовых масс данной нации. Принцип самоопределения должен быть средством для борьбы за социализм и должен быть подчинен принципам социализма» [9].

В апреле в беседе с корреспондентом «Правды», посвященной организации Российской федеративной республики, Сталин зафиксирует следующие положения:

  1. Субъектами федерации должны быть и могут быть не всякие участки и не всякая географическая территория, а лишь определённые области, естественно сочетающие в себе особенности быта, своеобразие национального состава и некоторую минимальную целостность экономической территории.

  2. Многие склонны считать федеративный строй наиболее устойчивым и даже идеальным, причём ссылаются часто на пример Америки, Канады, Швейцарии. [Но] история показала, что федерализм Америки и Швейцарии есть переходная ступень от независимости штатов и кантонов к империалистическому унитаризму. Федерализму в России суждено, как и в Америке и Швейцарии, сыграть переходную роль – к будущему социалистическому унитаризму [10].

В приведенных тезисах фактически полностью описан план будущего построения РСФСР и СССР как квазифедераций этнических субъектов, политические элиты которых отбираются по идеологическим критериям, осуществляя на практике унитарную модель управления. Как показала история такой федеративный строй (СССР, СФРЮ, ЧССР) остаётся устойчивым ровно до того момента, пока работает идеологическая (партийная) вертикаль. Её исчезновение служит «спусковым крючком» этнополитической мобилизации, благо в субъектах федерации, основанных на национальном принципе, к этому моменту уже существуют все необходимые институты для реализации развитой этнократии.

Народный комиссариат по делам национальностей просуществовал до 1924г., выполнив поставленные перед ним задачи: создания автономных национальных республик в составе РСФСР, перешедших в своей квазигосударственной субъектности в сегодняшнюю РФ (единственная в мире федерация, за исключением Бельгии, состоящая почти на треть из этносубъектов), а также – СССР, формально конфедеративное государство, целиком состоявшее из этносубъектов. Их конституционно закрепленное право на выход из Союза оказалось для него роковым.
В КАЧЕСТВЕ ОДНОГО ИЗ ПРИМЕРОВ ФЕДЕРАТИВНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА СССР

26 августа 1920 года ВЦИК и СНК РСФСР приняли подписанный М.И.Калининым и В.И.Лениным Декрет «Об образовании Киргизской Советской Автономной Социалистической Республики» в составе РСФСР со столицей в Оренбурге. Она была образована из Акмолинской, Семипалатинской, Тургайской, Уральской, а также Букеевской и частей Оренбургской губерний. В 1925 году, после национально-территориального размежевания в Средней Азии, Киргизская АССР переименована в Казакскую АССР, столица перенесена с Урала на Сыр-Дарью в Перовск (бывшая Ак-Мечеть), теперь названный Кзыл-Орда (Красная столица), в её состав вошли ещё Сырдарьинская и Джетысуйская области бывшей Туркестанской АССР с киргизским населением и Каракалпакская АО (позднее включена в Узбекскую ССР с преобразованием в Каракалпакскую АССР).

Оренбургская область была возвращена в непосредственное подчинение РСФСР. В 1927 году столица перенесена ещё восточнее в Алма-Ату. В 1936 году Казакская АССР преобразована в Казахскую ССР. В 1956 г. в ходе освоения целинных земель ещё часть территорий были переданы РСФСР (присоединены к современным Омской области и Алтайскому краю) и Узбекской ССР (Голодная степь — современные Навоийская и Джизакская области).

Период становления административно-плановой государственной системы в республике был наиболее болезнен: во-первых, в рамках форсированной коллективизации, предполагавшей оседлость сельского населения, было нарушено кочевое и полукочевое скотоводство — традиционная хозяйственная национальная отрасль казахов-кочевников; во-вторых, существенный урон был нанесён национальной культуре и интеллигенции (из-за того, что прекратилось обучение казахскому языку на арабском шрифте, на котором была издана вся казахская литература), в частности, путём замены арабского алфавита сначала на латинский (латинизация, 1929), а затем на кириллицу (кириллизация, 1940). Это отлучило казахов от письменности, на которой создавались традиционные образцы литературы, как казахской (Кунанбаев Абай, Дулатов Миржакип, Жумабаев Магжан, Ауэзов Мухтар и др.), так и общетюркской (Аль-Фараби, Ахмед Яссави, Юсуф Баласагуни, Махмуд Кашгари и др.)

13 марта 1938 года СНК СССР и ЦК ВКП(б) издают постановление: «Об обязательном изучении русского языка в школах национальных республик и областей». Количество часов русского языка в национальных школах определялось специальным, дополнительным постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 19 июля 1938 года, за подписью Сталина и Молотова.

Посредством обучения русскому языку казахское население получило доступ почти ко всей культуре русского народа, а в пределах советской идеологии и к мировой культуре. Но при этом происходила потеря национальной идентификации. Политика русификации привела к тому, что многие советские казахи уже не знали родного языка. С 1954 по 1986 год было закрыто 546 школ с казахским языком обучения. В Алма-Ате в 1957 году осталась всего одна казахская школа № 12, а во всей Казахской ССР был только один вуз с преподаванием на казахском языке — ЖенПИ, готовивший учительниц начальных классов для сельских школ.

В начале 30-х годов в результате репрессивной сельскохозяйственной политики, проводимой в Казахстане первым секретарем Казкрайкома ВКП(б) Филиппом Голощекиным и заключавшейся в насильном переводе коренного населения с полукочевого на оседлый образ жизни, при котором невозможно было содержать многочисленный скот и начались его массовые падежи, от голода погибло около полутора миллиона казахов (31 % сельского населения), сотни тысяч бежали в Китай. В 1954 году в Китае был даже образован приграничный Или-Казахский автономный округ (ИКАО) с центром в Кульдже. Этот голод, получивший в народе название «ашаршылык», документально описан в книге В. Ф. Михайлова «Хроника великого джута». Частично эта катастрофа признаётся и советскими источниками. По официальным данным, согласно Всесоюзной переписи населения СССР 1926 года, казахов насчитывалось 3,968 млн человек, а согласно переписи 1939 года — 3,1 млн человек.

В конце 30-х годов в Казахстан был депортирован целый ряд народов СССР: поляки из Западной Украины и Западной Белоруссии (1936), корейцы из Приморья и Сахалина (1937), в годы войны были депортированы немцы Поволжья (1941), греки из Краснодарского края (1941), карачаевцы и балкарцы (1943), а также чеченцы и ингуши (1944) с Северного Кавказа, крымские татары из Крыма (1944). В период с середины 30-х и до начала 40-х годов в Казахской ССР были созданы так называемые, исправительно-трудовые лагеря АЛЖИР, Карлаг и Степлаг системы ГУЛАГ, куда ссылались заключенные со всего Союза. Освоение целинных земель в 1950-х годах привело к дополнительному переселению в Казахстан около миллиона новых жителей из России, Украины и Белоруссии. В результате чего он стал республикой СССР с наименьшим количеством представителей титульной нации — доля казахов по переписи населения 1959 года снизилась до 30 % от общей численности населения Казахской ССР 9,3 млн человек. Для сравнения: доля русских в тот же период составила более 40 %.
ГОДЫ ПРАВЛЕНИЯ СТАЛИНА

Из «ДОКЛАДА КОМИССИИ ЦК КПСС ПРЕЗИДИУМУ ЦК КПСС ПО УСТАНОВЛЕНИЮ ПРИЧИН МАССОВЫХ РЕПРЕССИЙ ПРОТИВ ЧЛЕНОВ И КАНДИДАТОВ В ЧЛЕНЫ ЦК ВКП(б), ИЗБРАННЫХ НА ХVII СЪЕЗДЕ ПАРТИИ» 9 февраля 1956 г. [11]

По отчетным данным только на 10 сентября 1938 года, в результате выполнения указанных выше приказов, объявляющих по существу массовый террор по националь­ному признаку, было рассмотрено дел на 227 986 человек, в том числе осуждено к рас­стрелу 172 830 человек, к разным мерам наказания – 46 912 человек, передано на рас­смотрение судов 3120 и возвращено к доследованию на 5124 человека.

По отдельным операциям эти данные распределяются следующим образом:


п.п.

Националь­ность

Из них





Всего рассмотрено

Осуждено к расстрелу

Осуждено к др. наказаниям

Передано в суды

Возвращено к доследованию

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

Поляков

Немцев

«Харбинцев»

Латышей

Греков

Румын

Финнов

Эстонцев

Иранцев

Афганцев

Других

106666 31753

30938

17581

11261

6292

5880

5680

2180

691

9064

84471

24858

19312

13944

9450

4021

5224

4672

908

99

5781

19018

5750

10 669

2741

1553

2077

423

625

1154

400

2494

943

676

251

512

70

42

140

69

17

12

488

2234

569

706

384

180

152

93

224

101

180

301




Итого:

227986

172830

46912

3120

5124
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Национализм и национальная политика в российской империи и в советском союзе iconИсследовательская работа Выполнял
Причины отказа от гидропонного метода выращивания растений в Советском Союзе и в современной России
Национализм и национальная политика в российской империи и в советском союзе iconРеферат на тему : «История практической космонавтики (скафандры)»
Космонавтика в Советском Союзе, а позже в рф, прошла долгий путь от короткого полёта
Национализм и национальная политика в российской империи и в советском союзе iconАктуальность темы исследования
...
Национализм и национальная политика в российской империи и в советском союзе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: Расширить сведения учащихся о начале освоения космоса в Советском Союзе
Национализм и национальная политика в российской империи и в советском союзе iconII. Гост – разработан в Советском Союзе (государственный стандарт)
Блочный шифр – определение – прямое и обратное преобразование выполняются над блоками фиксированной длины. 2 в степени n длина блока,...
Национализм и национальная политика в российской империи и в советском союзе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: сформировать у учащихся представления о формах и способах борьбы за права человека в Советском союзе в условиях тоталитарного...
Национализм и национальная политика в российской империи и в советском союзе icon«Матерям погибших героев»
Московской консерватории Г. Струве создал первую в Советском Союзе детскую хоровую студию «Пионерия» и руководил ею до последних...
Национализм и национальная политика в российской империи и в советском союзе iconИстория завода «СибСельМаш»
Советском Союзе по выпуску прицепной сельскохозяйственной техники. В 60-х годах здесь производилось более половины всех сеялок, изготавливаемых...
Национализм и национальная политика в российской империи и в советском союзе iconКалендарно-тематическое планирование курса История России (XX в.) 9 класс
Российской империи в начале XX века; количественные и качественные показатели экономического развития Российской империи по сравнению...
Национализм и национальная политика в российской империи и в советском союзе iconРешение Об утверждении Положения о бюджетном процессе в Советском сельсовете
Советском сельсовете, установления основ формирования доходов, осуществления расходов местного бюджета, муниципальных заимствований...
Национализм и национальная политика в российской империи и в советском союзе iconДоклад о ситуации с обеспечением прав человека в европейском союзе...
Российской Федерации Доклад о ситуации с обеспечением прав человека в Европейском союзе – 2013 подробно освещает правочеловеческую...
Национализм и национальная политика в российской империи и в советском союзе iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Национализм как политическое сознание и политическая практика в современном мире
Национализм и национальная политика в российской империи и в советском союзе iconРефератов по дисциплине «модернизация государственно-правовой системы...
Модернизация государственно-правовой системы российской империи (XIX в. – март 1917 г)
Национализм и национальная политика в российской империи и в советском союзе iconПрограмма дисциплины «Государственная политика в сфере этнонациональных...
Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 21. 10. 2011 n 856 "о программе государственных гарантий...
Национализм и национальная политика в российской империи и в советском союзе iconГибель Римской Империи
Он не смог сражаться и перенёс столицу на захваченную греческую землю. И вскоре произошел распад Римской Империи на Западную Римскую...
Национализм и национальная политика в российской империи и в советском союзе iconИстория отечественная. Урок
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск