Скачать 109.37 Kb.
|
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет государственного и муниципального управления, отделение культурологии Программа дисциплины «Культурология» для направления 081100.62 «Государственное и муниципальное управление», подготовки бакалавров Автор программы: Хитров А. В., кандидат философских наук, доцент, akhitrov@hse.ru Одобрена на заседании кафедры наук о культуре «___»____________ 20 г Зав. кафедрой Рекомендована секцией УМС «___»____________ 20 г Председатель Утверждена УС факультета философии «___»_____________20 г. Ученый секретарь ________________________ Москва, 2013 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1.Область применения и нормативные ссылкиНастоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 081100.62 "Государственное и муниципальное управление" подготовки бакалавра изучающих дисциплину «Культурология». Программа разработана в соответствии с: ГОБУ ВПО НИУ ВШЭ; Образовательной программой направления 081100.62 "Государственное и муниципальное управление" подготовки бакалавра. Рабочим учебным планом университета по направлению 081100.62 "Государственное и муниципальное управление" подготовки бакалавра, утвержденным в 2012 г. 2.Цели освоения дисциплиныЦелями освоения дисциплины «Культурологи» являются:
3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныВ результате освоения дисциплины студент должен: Знать основные методы поиска научной информации в интернете; Уметь составлять поисковые запросы разной степени сложности как в интернете, так и в журнальных и книжных базах и библиотечных каталогах, находить объявления о конференциях, новинках научного книжного и журнального рынка, грантах, стажировках, находить контакты зарубежных и российских коллег и вступать с ними в профессиональное общение; Иметь навыки поиска научной информации в интернете, использовать ряд программных средств для редактирования текстов и электронных документов, составлять библиографию по определенной теме. В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
4.Место дисциплины в структуре образовательной программыДля направления 081100.62 "Государственное и муниципальное управление" подготовки бакалавра. Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: 5.Тематический план учебной дисциплиныЛекции Лекция 1 Возникновение и эволюция российской культурологии. Американские и британские культурные исследования. Исследования медиа и повседневности. Бихевиоризм в медиа исследованиях. Лекция 2 Нормативности, иерархизация, натурализация, стигматизация. Политика репрезентации. Социальный конструктивизм - парадигма современных культурных исследований. Лекция 3 Зигмунд Фрейд и Эдвард Бернейс. Возникновение PR в эпоху массовой демократии. Лекция 4 Эволюция техник управления массами. Культура потребности и культура желания. Лекция 5 Анна Фрейд, Герберт Маркузе и Вильгельм Райх и их влияние на американскую культуру. Лекция 6 Культурсоциологичесая теория культурной травмы Джеффри Александера. Теория иронии Линды Хатчеон. Лекция 7 Case study из собственных исследований: шутки по поводу теракта 11 сентября. Исторический контекст событий. Споры по поводу иронии после теракта в США. Анализ публикаций и видео газеты The Onion. Лекция 8 Исследования сериалов Лекция 9 Исследование сериала Mad Men. Лекция 10 Исследования легитимации неправового поведения полиции в сериале "Глухарь". Лекция 11 Исследования мнений зрителей сериала "Глухарь" о полиции на материале записей на интернет-форумах. 6.Формы контроля знаний студентов
6.1Критерии оценки знаний, навыковОценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале. 7.Содержание дисциплиныСеминары Семинар 1 Бихевиоризм в исследовнии культуры. "Война миров" Орсона Уэллса. Культура как совокупность представлений о норме. Бинарные оппозиции. Исключение. Иерархизация. Натурализация. Стигматизация. Культурные практики как язык. Семинар 2
Семинар 3 Hall, Stuart, eds. Representation: Cultural Representations and Signifying Practices. London: Sage, 1997. P. 36-64. Задание: разделитесь на группы от 5 человек в каждой, сходите на одну из выставок 5-ой Московской биеннале современного искусства (), подготовьте коллективный репортаж с выставки, используйте в нем научный инструментарий семиотики (категории: знак, означающее, означаемое, значение, код, текст, контекст, интерпретация, политика репрезентации, репрезентация, язык, миф, стигматизация, натурализация, бинарные оппозиции и другие). Семинар 4 Hall, Stuart, eds. Representation: Cultural Representations and Signifying Practices. London: Sage, 1997. P. 36-64. Барт, Ролан. Система Моды. Статьи по семиотике культуры. М.: Издательство имени Сабашниковых. С. 358-365, 378-392, 410-415. Семинар 5 Бергер П. Религия и проблема убедительности // Сайт журнала "Неприкосновенный запас". № 6 (32). 2003. (http://magazines.russ.ru/nz/2003/6/berger.html) Семинар 6 Самутина, Наталья и Наталия Комарова. «Тонны воды летят по немыслимым траекториям»: фонтан-аттракцион и новая образность парка Царицыно. // Сайт журнала "Нерпикосновенный запас". № 75. (http://magazines.russ.ru/nz/2011/1/sa24.html) Семинар 7 Nochlin, Linda. «Why Have There Been No Great Women Artists?» Linda Nochlin. Women, Art, and Power. New York: Harper and Row, 1988. 145-78. Ушакин С. Поле пола: в центре и по краям. В кн.: Ушакин С. Поле пола. Вильнюс: Европейский Гуманитарный Университет, 2007. С. 35-56. Семинар 8 Люббе Г. В ногу со временем. О сокращении нашего пребывания в настоящем // Вопросы философии 1994 № 4, С. 94-113. Марквард, Одо. Эпоха чуждости миру? // Сайт журнала "Отечественные записки", № 6 (15), 2003 (http://www.strana-oz.ru/2003/6/epoha-chuzhdosti-miru). Семнар 9 Зверева В. «Наши герои не умирают»: споры о советском прошлом в сети В Контакте. В кн.: Звеерва В. Сетевые разговоры. Культурные коммуникации в Рунете. Берген, Университет Бергена. 2012. С. 198-235. Вся литература доступна студентам в электронном формате через LMS. 8.Образовательные технологииТребования к студентам Плагиат В случае списывания, двойной сдачи, подлога, плагиата выставляется оценка «0». При существенном нарушении к студенту может быть применена санкция вплоть до отчисления. См.подробнее http://www.hse.ru/docs/31415282.html. Тексты на английском языке К сожалению, не все необходимые для курса исследовательские работы доступны по-русски. Этим объясняется наличие в курсе текстов на английском языке. Если студенты не владеют этим языком в степени, необходимой для понимания научных текстов, им предлагается записаться на презентации, которые не содержат таковых. Если же они записались в группу для презентации, для которой необходимо чтение текстов на английском, можно посоветовать готовиться к презентации коллективно, пользуясь помощью товарищей. 9.Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента9.1Вопросы для оценки качества освоения дисциплиныВопросы к зачету:
Критерии оценки вопроса:
Общая структура:
Введение:
Выводы:
Критерии оценки ответа на вопрос
Ваши письменные работы будут проверены в течение недели. Итоговая оценка будет формироваться в соответствии с приведенной ниже таблицей. 10.Порядок формирования оценок по дисциплине
* - Оценка округляется по правилам математики 11.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины11.1Базовый учебникБут У. К., Коломб Г. Дж., Уильямс Дж. М. Исследование. Шестнадцать уроков для начинающих авторов. М.: Флинта, Наука, 2007. 11.2Основная литератураЗиммель Г. Избранное. Том 1. Философия культуры. М., 1996. Берлин И. Джамбатиста Вико и история культуры // Берлин И. Философия свободы. Европа. М., 2001. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995. Гирц К. Интерпретация культур. М., 2004. Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом. М., 2004. 11.3Дополнительная литература11.4Справочники, словари, энциклопедии11.5Дистанционная поддержка дисциплиныДисциплина поддерживается в LMS. 1 Подробнее: Уэстон Э. Аргументация: Десять уроков для начинающих авторов / Авт. пер. с англ. А. Станиславского. М.: Флинта: Наука, 2005. |
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для студентов направления 032100. 62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра, изучающих Материальную... | Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для студентов направления 032100. 62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра, изучающих Материальную... | ||
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100. 62 «Востоковедение,... | Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100. 62 «Востоковедение,... | ||
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100. 62 «Востоковедение,... | Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 62 «Менеджмент»... | ||
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 032401. 65 «Реклама»... | Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... | ||
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 033000. 62 "Культурология"... | Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»... | ||
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 62 «Политология»... | Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности,... | ||
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030200.... | Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031600. 62 «Реклама... | ||
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления... | Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления... |