Программа дисциплины «Механизм и структуры социального партнерства по взаимодействию государства с коммерческими и общественными структурами»





Скачать 225.38 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «Механизм и структуры социального партнерства по взаимодействию государства с коммерческими и общественными структурами»
Дата публикации21.11.2014
Размер225.38 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Право > Программа дисциплины


Министерство

Экономического развития

и торговли

Российской Федерации



Министерство

образования

Российской Федерации


Государственный университет -

Высшая школа экономики





Утверждена УМС

Одобрена на заседании

Секция «Политология»

кафедры публичной политики

Председатель

Зав. кафедрой публичной политики

______________К.М. Труевцев


Н.Ю.Беляева

«____» __________ 2002г.


« 16 » ­­­января 2001г.


Программа дисциплины

«Механизм и структуры социального партнерства по взаимодействию государства с коммерческими и общественными структурами»



для направления 520900 – Политология

(вторая ступень высшего профессионального образования)

Москва, 2001 г.



  1. Пояснительная записка1



Автор программы:

Кандидат социологических наук, доцент кафедры публичной политики Высшей школы экономики Халий И.А.

Требования к студентам:

исходный уровень знаний и умений, которыми должен обладать студент, приступая к изучению данной дисциплины – 3 курс бакалавриата.
Аннотация:
Цели данного курса:

  • Раскрыть возможности концепции социального партнерства как инструмента анализа политического развития общества и организации социального действия.

  • Очертить историю развития концепции – от тредюнионистского понимания к модели взаимодействия государства, общества и бизнеса.

  • Дать представление о многообразии форм социального партнерства в современной России.

  • Привить навыки самостоятельного анализа форм взаимодействия между государством (местным самоуправлением), общественным сектором и бизнесом.



  • элементы профессиональной направленности программного материала, отражающие практическую деятельность бакалавра, магистра или специалиста:

Освоение данного учебного материала необходимо для практической работы:

  • сотрудников органов государственной власти, местного самоуправления и территориального общественного самоуправления;

  • руководителей и организаторов политических организаций;

  • руководителей и сотрудников аппарата предпринимательских структур, занимающихся благотворительностью и (или) создающих ассоциации для согласования общих интересов и их совместной защиты перед государством;

  • лидерам общественных движений и некоммерческих организаций.




  • Данной программой предусматривается:

  • подготовка, заслушивание и обсуждение самостоятельных докладов студентов;

  • написание 1 эссе (до 5 страниц);

  • написание 1 реферата (8-10 страниц).



  • В самостоятельную работу студента входит:

  • анализ рекомендованных материалов для чтения, подготовка и обсуждение докладов;

  • написание эссе (1);

  • подготовка реферата (1), защита реферата.


Учебная задача дисциплины:
В результате изучения дисциплины студент должен:

  • знать:

теоретические основы и историю развития понятия социальное партнерство;

  • уметь:

находить в практике различные механизмы и структуры социального партнерства, отличать его от благотворительности и других способов решения социальных проблем;

  • иметь представление:

о существующих в России и зарубежных странах устойчивых формах и моделях социального партнерства;

  • обладать навыками:

проведения анализа информационных материалов, освещающих практическую деятельность в области социального партнерства.


Формы контроля:


  • текущий контроль – заслушивание и оценка устных докладов;

  • промежуточный контроль – 1 эссе и 1 реферат;

  • итоговый контроль – зачет.

  • итоговая оценка (из чего складывается):

10% - участие в обсуждениях на семинарах;

15% - доклад на семинаре;

15% - эссе;

30% - реферат;

30% - зачет.


Примечание:

студенты допускаются к последующим формам контроля только после представления всех предыдущих форм контроля и проверки знаний:

  • устного доклада;

  • эссе;

  • реферата.


Студент получает итоговые оценки при суммировании результатов промежуточного контроля:
«зачет» - от 55% до 100% или от 3,0 баллов до 5 баллов

«незачет» - от 0% до 54% или от 0 баллов до 2,9 баллов.

Таблица формирования результирующей оценки промежуточного контроля:



Вид промежуточного контроля

процентная доля промежуточного контроля

оценка за работу по 5-бальной системе

процентная доля оценки

доля оценки в баллах

РЕФЕРАТ

30%

5

30,00%

1,5

4

24,00%

1,2

3

18,00%

0,9

2

12,00%

0,6

ЭССЕ

15%

5

15,00%

0,75

4

12,00%

0,6

3

9,00%

0,45

2

6,00%

0,3

ДОКЛАД

15%

5

15,00%

0,75

4

12,00%

0,6

3

9,00%

0,45

2

6,00%

0,3

Участие в обсуждениях на семинарах

10%

5

10,00%

0,5

4

8,00%

0,4

3

6,00%

0,3

2

4,00%

0,2

ЗАЧЕТ

30%

5

30,00%

1,5

4

24,00%

1,2

3

18,00%

0,9

2

12,00%

0,6

итого

100%

5

100,00%

5



II. Содержание программы.

Текст программы (по разделам и темам).


  1. Задачи и структура курса. Место курса в подготовке выпускников ГУ ВШЭ по специализации «Политология». Обзор основных разделов и литературы, заданий и форм самостоятельной проверки знаний.

  2. Концепции социального партнерства. Исторический контекст этих концепций. Истоки социального партнерства в России.




  1. Зарубежный опыт социального партнерства: США, Западная Европа, Восточная Европа, Латинская Америка, Африка, Юго-Восточная Азия, Япония.

  2. Информационное обеспечение социального партнерства. Роль средств массовой информации. Основные Интернет-ресурсы.

  3. Социальное партнерство в области экономического развития. Агентство экономического развития и другие институциональные структуры, обеспечивающие вовлечение городского сообщества в решение проблем экономического развития.

  4. Социальное партнерство в решении социальных проблем. Анализ практического опыта решения проблем инвалидов, мигрантов и других социально уязвимых групп населения. Общественные советы и другие институциональные структуры, обеспечивающие участие населения в выработке социальной политики.

  5. Социальное партнерство в решении экологических проблем. Формы и структуры взаимодействия: экологическая политика, экологическое законодательство, экономика природопользования.

  6. Механизмы социального партнерства. Нормативное регулирование. Специфика организации партнерства на различных уровнях (федеральный, субфедеральный, местный).

  7. Социальное партнерство в различных регионах России. Анализ практического опыта (Приволжский федеральный округ, Пермская обл., Челябинская обл. и др.)

  8. Итоговое занятие. Организационные и правовые формы взаимодействия государства (местного самоуправления), бизнеса и общества. Сильные и слабые стороны различных механизмов социального партнерства. Перспективы их развития.

Ш. Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

  1. Литература




Базовый учебник:




Либоракина М., Флямер М., Якимец В. Социальное партнерство: заметки о формировании гражданского общества в России. – М.: Школа культурной политики, 1996.

Основная
Исторический контекст концепций социального партнерства. Зарубежный опыт

Литература:


  1. Гражданское общество. Мировой опыт и проблемы России. Под ред. Хороса В.Г. Изд-во «Эдиториал УРСС», М.: 1998.

  2. Семигин Г.Ю. Социальное партнерство в современном мире. Москва: «Мысль», 1996

  3. Эволюция, теории и практики «Государства благосостояния», серия «Социально-экономические проблемы развитых капиталистических стран», Москва, 1991

Полезные ссылки

Третий сектор в Восточной Европе

http://www.ngonet.org/library.htm

Третий сектор в Юго-Восточной Азии (на примере Камбоджи)

http://www.bigpond.com.kh/users/ngoforum/


Соцпартнерства в области экономического развития
Литература:




  1. Местные сообщества и местное самоуправление. Учебное пособие для муниципальных управляющих. Серия «Библиотека местного самоуправления», выпуск 22. Москва, Московский общественный научный фонд, 2000

  2. Антипьев А. Г., Захаров Н.Н., Шишигин А.А., Местное самоуправление – социально политический институт гражданского общества.Пермь: Издательство Пермского университета, 1999

  3. Качалова Ю.Н., под ред. Тополевой Е.А. и Алексеевой Е.Г. Социум: новая реальность, которая зависит от нас. Москва 1997

  4. Территориальные проблемы социальной политики. Материалы третьих Мильнеровских чтений (Москва, декабрь1999 г.). Государственный университет Высшая школа экономики, Москва, 2000

Полезные ссылки:
Фонд «Институт экономики города»

www.urbaneonomics.ru

Агентство социальной информации

http://www.asi.org.ru/asinfo/asinfo


Информационное обеспечение социального партнерства

Полезные ссылки :

Фонд «институт экономики города»

www.urbaneconomica.ru

Фонд независимого радиовещания

Http://www.fnr.ru

CAF

Http://www.CAFonline.org


Региональная общественная организация «Сибирская инициатива»

Http://www.alien.ru/~sibin

Eurasia Foundation

Http://www.eurasia.org


Межрегиональный общественный фонд поддержки общественных инициатив

http://www.cip.nsk.su

Ford Foundation

Http://www/fordfound.org/





C.S.Mott Foundation

Http://www.mott.org





Информационный центр независимого женского форума

Http://www.owl.ru/win/women/org001

Http://www.owl.ru/win/infolist




Механизмы социального партнерства
Литература:




  1. Межсекторные взаимодействия, методология, технология, правовые нормы, мехаинзмы, примеры. Сборник статей под ред. Н.Л. Хананашвили. Российский благотворительный фонд «Нет алкоголизму и наркомании» (Фонд «НАН»), 2001

  2. Материалы конференции «Возможности и перспективы ресурсных центров России», Голицино 23-30 октября 1998

Полезные ссылки:

  1. Организационные технологии для НКО.

http://www.wildfield.ru/club.htm
Социальное партнерство в решении экологических проблем
Литература:




  1. Укрепление экологических фондов и система управления природоохранной деятельностью. Сборник научных трудов по экономике природопользования, ч.1, 2. Москва: Центр экономики окружающей среды и природных ресурсов, 1998.

  2. Бюллетени Центра «Эко-согласие», 1997-1998.

  3. Голуб А.А., Струкова Е.Б., 1995. Экономика природопользования. Москва: АСПЕКТ-ПРЕСС.

  4. Управление окружающей средой. Информационный бюллетень №7, 1998. Москва: ЦПРП, Диалог-МГУ.

  5. Экологические фонды Российской Федерации, 1997. Москва: НУМЦ Госкомэкологии России, 150 стр.

  6. Экологиченская информация и принципы работы с ней. Под ред. В.Н.Виниченко. Москва: Социально-экологический Союз, 1998.

  7. Как организовать общественный экологический мониторинг. Руководство для общественных организаций, под ред.М.В.Хотулевой. М.:Эколайн, 1998.

  8. Акции экологического движения: руководство к действию. Под ред. И. Халий. Москва, 1996
Полезные ссылки:

Неправительственный экологический фонд им. В.И.Вернадского

Http://www.vernadsky.ru
Социальное партнерство в различных регионах России
Литертура:




  1. Особенности развития социального партнерства в индустриальном регионе России (на примере Челябинской области). Сборник статей под редакцией В.Н. Якимца, Челябинская обл., г. Златоуст, 2000

  2. Толмасова А. Социальный заказ в регионах России: проблемы и перспективы. Российское представительство CAF, Москва, 1998

  3. Негосударственные организации Перми: истории успехов. Сборник очерков. Уральский центр поддержки НГО, Пермь,2000

  4. Антипьев А.Г., Антипьев К.А Некоммерческие организации и местное самоуправление: проблемы взаимодействия (Социологический анализ на примере г. Перми). Под ред. Вьюжанина В.Н., Уральский Центра поддержки негосударственных организаций, 2000

Полезные ссылки:


Каталог общественных ресурсов Интернет содержит информацию о некоммерческих и общественных организациях.

http://www.ngo.ru/
«Виртуальный ресурсный центр», объединяющий в себе информационные ресурсы для НКО (электронную библиотеку, базу данных о возможностях финансирования и развития, собрание разработок для проведения тренингов), специальные ресурсы (виртуальную систему заказов на тренинг-услуги и услуги ресурсных центров, виртуальное кадровое агентство специалистов, тренеров, добровольцев для Третьего сектора, систему виртуальных презентаций), off-line ресурсы (электронные конференции, электронный бюллетень), образовательные ресурсы (расписание тренингов, систему виртуального тренинга), а также ряд других ресурсов.

http://www.trainet.org
Материалы Всероссийской конференции «Социальное партнерство. Российский опыт. Год 2000» (ноябрь 2000, г. Санкт-Петербург).

http://ndc.org.ru/confer/confinfo.htm
Сайт Городского общественного благотворительного фонда "Тольятти"

http://www.fondtol.infopac.ru/
Книга «Негосударственные организации Перми: истории успехов» (2000 г.)

http://www.ngoural.perm.ru/files/stories.doc

Дополнительная




  1. Беляева Н.Ю. Правовое регулирование и этические нормы в благотворительном секторе. // Помоги ближнему! Благотворительность вчера и сегодня, ИПО «Полигран», М.:1994.



  1. Правовой статус некоммерческих организаций в России. Практическое пособие. М., 1995

  2. Рябов В.В., Хованов Е.И. Государственное управление как сфера сотрудничества политических партий. Российская академия управления. М., 1994



  1. Тематика заданий по различным формам текущего контроля:


  • примерные темы устных докладов (выбираются студентами за 1-2 занятия, готовятся к сроку рассмотрения соответствующей темы в учебном плане)




  • тематика эссе и содержание рефератов



Темы эссе по данному курсу:
Эссе по одной из следующих тем «Концепция социального партнерства», «Зарубежный опыт социального партнерства», «Российские традиции социального партнерства» (объем 2-3 стр.);

Задание:

  1. Показать знание и понимание концепции социального партнерства в исторической перспективе.

  2. Показать знание зарубежного опыта социального партнерства. Аргументировать, как те или иные зарубежные модели могут быть использованы в современных российских условиях.

Темы рефератов по данному курсу:
Реферат «Анализ механизмов и структур социального партнерства в современной России: истории конкретных случаев» (объем 5-6 стр.).

Задание:

  • Выбрать примеры реальных, действующих форм социального партнерства, используя рекомендованные Интернет-ресурсы и литературу.

  1. Оценить эффективность используемых механизмов и структур.

  2. Предложить, что необходимо сделать с точки зрения:

  • мотивации;

  • организации;

  • нормативного регулирования,

чтобы эти механизмы и структуры действовали более эффективно.


  1. Методические рекомендации (материалы) преподавателю:


Методические рекомендации (материалы) преподавателю могут оформляться в виде приложения к программе дисциплины и должны указывать на средства и методы обучения, применение которых для освоения тех или иных тем наиболее эффективно.


  1. Методические указания студентам:


Для лучшего понимания содержания программы студентам рекомендуется постоянно соотносить знания, получаемые в курсе, с примерами из текущей периодики, информации и других СМИ, а также, возможно, из своего собственного опыта и полученных ранее знаний. Рекомендуется проводить сравнительный исторических и межстрановой анализ с выявлением региональных и страновых особенностей и в первую очередь – российской специфики.

Во время семинарских и практических занятий поощряется постановка дискуссионных проблем, выдвижения собственных точек зрения.


  1. Рекомендации по использованию информационных технологий.



Приветствуется активное использование для освоения материалов курса и подготовки самостоятельных работ - докладов, эссе, рефератов, как электронной почты (для получения документов по запросам), так и использование Интернета: справочных материалов, баз данных, электронных библиотек, общественных дискуссий (on-line-дискуссий).

IV. Тематический расчет часов.

(содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов)

(см. таблицу)



П/П


Наименование разделов и тем (с разбивкой по модулям)


Аудиторные часы


Формы текущего контроля


Самосто­ятельная работа




Всего часов


Лекции


Семинарск

или

практическ занятия


Всего


1

2

3


4

5

6

7

8

1



Задачи и структура курса.

Место курса в подготовке выпускников ГУ ВШЭ по специализации «Политология».

Обзор основных разделов и литературы, заданий и форм самостоятельной проверки знаний.

2 часа




2 часа







2 часа

2



Концепции социального партнерства. Исторический контекст этих концепций. Истоки социального партнерства в России.



4 часа




4 часа







4 часа

3



Зарубежный опыт социального партнерства: США, Западная Европа, Восточная Европа, Латинская Америка, Африка, Юго-Восточная Азия, Япония.

4 часа




4 часа







4 часа

4



Информационное обеспечение социального партнерства. Роль средств массовой информации. Основные Интернет-ресурсы.


4 часа




4 часа







4 часа

5



Социальное партнерство в области экономического развития. Агентство экономического развития и другие институциональные структуры, обеспечивающие вовлечение городского сообщества в решение проблем экономического развития.

4 часа




4 часа







4 часа

1

2

3

4

5

6

7

8

6



Социальное партнерство в решении социальных проблем. Анализ практического опыта решения проблем инвалидов, мигрантов и других социально уязвимых групп населения. Общественные советы и другие институциональные структуры, обеспечивающие участие населения в выработке социальной политики.


4 часа




4 часа







4 часа

7


Социальное партнерство в решении экологических проблем. Формы и структуры взаимодействия: экологическая политика, экологическое законодательство, экономика природопользования.


4 часа





4 часа






4 часа


8



Механизмы социального партнерства. Нормативное регулирование. Специфика организации партнерства на различных уровнях (федеральный, субфедеральный, местный).


4 часа




4 часа







4 часа

9



Социальное партнерство в различных регионах России. Анализ практического опыта (Приволжский федеральный округ, Пермская обл., Челябинская обл. и др.)


4 часа




4 часа







4 часа

10


Итоговое занятие. Организационные и правовые формы взаимодействия государства (местного самоуправления), бизнеса и общества. Сильные и слабые стороны различных механизмов социального партнерства. Перспективы их развития.


2 часа




2 часа







2 часа

ИТОГО:

36

часов




36

часов




18

часов

54

часа



Автор программы: ____________________ Халий И.А.

1 Требования к программе учебной дисциплины для модульной системы




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины «Механизм и структуры социального партнерства по взаимодействию государства с коммерческими и общественными структурами» iconОбразовательная программа Рекомендовано педагогическим советом
Организация социального партнерства с учреждениями и общественными организациями
Программа дисциплины «Механизм и структуры социального партнерства по взаимодействию государства с коммерческими и общественными структурами» iconОбразовательная программа гоу сош №18 с углубленным изучением математики...
Организация социального партнерства с учреждениями и общественными организациями
Программа дисциплины «Механизм и структуры социального партнерства по взаимодействию государства с коммерческими и общественными структурами» iconОсновы социального государства основные разделы/темы курса
Сущность, принципы и модели социального государства. Концепция социального государства Российской Федерации
Программа дисциплины «Механизм и структуры социального партнерства по взаимодействию государства с коммерческими и общественными структурами» iconПлан Развитие и формирование принципов социального государства Понятие...
В такой политической ситуации, когда налицо была опасность социального взрыва, правящей элите не оставалось другого выбора, как пойти...
Программа дисциплины «Механизм и структуры социального партнерства по взаимодействию государства с коммерческими и общественными структурами» iconТемы рефератов по курсу «Основы социального государства» Социальное...
Общественная (социал-демократическая) модель социального государства: проблемы и решения
Программа дисциплины «Механизм и структуры социального партнерства по взаимодействию государства с коммерческими и общественными структурами» iconИ нформация об опыте реализации общественными организациями программ помощи инвалидам
Вп-п12-6370, абз. 2 п. 18, Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации обобщена и направляется для...
Программа дисциплины «Механизм и структуры социального партнерства по взаимодействию государства с коммерческими и общественными структурами» iconВ сборник включены аналитические, справочные и статистические материалы,...
Российской Федерации по культуре и искусству федеральными органами исполнительной власти, государственными учреждениями, научными,...
Программа дисциплины «Механизм и структуры социального партнерства по взаимодействию государства с коммерческими и общественными структурами» icon6. Аппарат государства и механизм государства
Непосредственное управление обществом кроме государства осуществляется рядом организаций, обладающих специальной или общей компетенцией....
Программа дисциплины «Механизм и структуры социального партнерства по взаимодействию государства с коммерческими и общественными структурами» iconПояснительная записка Цель освоения дисциплины
Цель: Создание модели социального партнёрства педагога доу с родителями детей раннего возраста
Программа дисциплины «Механизм и структуры социального партнерства по взаимодействию государства с коммерческими и общественными структурами» iconКонкурс школьных сайтов Муниципальный 2011 Сертификат на получение...
Социально-значимые проекты на территории Республики Татарстан «Механизм взаимодействия с молодыми общественными организациями, в...
Программа дисциплины «Механизм и структуры социального партнерства по взаимодействию государства с коммерческими и общественными структурами» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательная: активизировать изученные лексические единицы по теме, глагол-связку «to be»; тренировать учащихся в их употреблении;...
Программа дисциплины «Механизм и структуры социального партнерства по взаимодействию государства с коммерческими и общественными структурами» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Основы социального государства...
Основы социального государства в гражданском обществе: [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. 32...
Программа дисциплины «Механизм и структуры социального партнерства по взаимодействию государства с коммерческими и общественными структурами» iconРабочая программа учебной дисциплины
Целью дисциплины является формирование у бакалавра целостного представления о сущности современного социального государства, принципах...
Программа дисциплины «Механизм и структуры социального партнерства по взаимодействию государства с коммерческими и общественными структурами» iconРабочая программа учебной дисциплины
Целью дисциплины является формирование у бакалавра целостного представления о сущности современного социального государства, принципах...
Программа дисциплины «Механизм и структуры социального партнерства по взаимодействию государства с коммерческими и общественными структурами» icon1. (1г). Вступ
Цель: Создание модели социального партнёрства педагога доу с родителями детей раннего возраста
Программа дисциплины «Механизм и структуры социального партнерства по взаимодействию государства с коммерческими и общественными структурами» iconРабочая программа дисциплины «правовые основы социального государства»
Учреждение высшего профессионального образования «удмуртский государственный университет»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск