Программа «теория языка»





Скачать 341.42 Kb.
НазваниеПрограмма «теория языка»
страница1/3
Дата публикации23.11.2014
Размер341.42 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Право > Программа
  1   2   3

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

ТЕОРИЯ ЯЗЫКА
Программа кандидатского экзамена для аспирантов
45.06.01 Языкознание и литературоведение

2014

Печатается по рекомендации отдела

сертификации и методического сопровождения

образовательного процесса СурГПУ

Программа утверждена на заседании кафедры «16» апреля 2014 г., протокол № 13

ТЕОРИЯ ЯЗЫКА: Программа кандидатского экзамена для аспирантов: Направление подготовки 45.06.01 Языкознание и литературоведение / Сост. Е.И.Путятина – Сургут: РИО СурГПУ, 2014.

Программа «ТЕОРИЯ ЯЗЫКА» предназначена для аспирантов, сдающих кандидатский экзамен по направлению подготовки 45.06.01 Языкознание и литературоведение.

В настоящую программу включены требования к уровню подготовки аспирантов, описаны формы и процедура экзамена по теории языка, представлены содержание курса, структура экзаменационных билетов, критерии оценки.

Программа кандидатского экзамена для аспирантов (соискателей) разработана на основе действующих федеральных государственных требований по образовательным программам послевузовского профессионального образования (аспирантура), примерных программ по специальным дисциплинам научной специальности 10.02.19 Теория языка.

© Сургутский государственный педагогический университет, 2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


  1. Общие положения


Программа кандидатского экзамена для аспирантов (соискателей) по научной специальности 10.02.19 Теория языка направления подготовки 45.06.01 Языкознание и литературоведение и методические рекомендации составлены в соответствии со следующими документами федерального и вузовского уровня:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказ Министерства образования Российской Федерации от 19 ноября 2013 г. № 1259, зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации от 28 января 2014 г. № 31137 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)»;

  • Приказ Министерства образования Российской Федерации от 17 февраля 2004 г. № 696 «Об утверждении перечня кандидатских экзаменов»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 октября 2007 г. №274 «Об утверждении программ кандидатских экзаменов»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 марта 2011 № 1365 «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)»;

  • СМК СурГПУ НП 67/1-2010 Положение о подготовке аспирантов и соискателей в ГОУ ВПО ХМАО-Югры «Сургутский государственный педагогический университет»;

  • СМК СурГПУ НП 74-2010 Положение об экзаменационных, аттестационных и апелляционных комиссиях;

  • СМК СурГПУ ИР 62-2010 Инструкция рабочая «О порядке подготовки и проведения государственного экзамена»;

  • СМК СурГПУ ИМ 07-2010 Инструкция методическая «О порядке разработки и требованиях к структуре, содержанию и оформлению программы государственного экзамена».

Программа-минимум кандидатского экзамена по научной специальности 10.02.19 Теория языка, разработанная доктором филологических наук, профессором Тверского государственного университета М.Л.Макаровым и одобренная экспертным советом Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации.

Областью профессиональной деятельности выпускников по научной специальности 10.02.19 Теория языка направления подготовки 45.06.01 Языкознание и литературоведение являются лингвистика и смежные сферы гуманитарной научной и практической деятельности.

Объектами профессиональной деятельности выпускников научной специальности 10.02.19 Теория языка являются

  • концептуальные (фундаментальные) проблемы науки о языке, включая современные методы лингвистических исследований;

  • прикладные проблемы функционирования языков в их теоретическом, практическом, функциональном, прагматическом, синхроническом, диахроническом, социокультурном, диалектологическом аспектах;

  • прикладные проблемы функционирования различных типов текстов в их историческом и теоретическом аспектах, устной, письменной и виртуальной коммуникации во всех сферах человеческого общения.

Виды и задачи профессиональной деятельности выпускников научной специальности 10.02.19 Теория языка направления подготовки 45.06.01 Языкознание и литературоведение:

научно-исследовательская деятельность:

  • фундаментальные исследования в области теории языка и прикладной лингвистики;

  • исследования в области происхождения и развития языка;

  • исследования узуса и нормы языка;

  • прикладные исследования языка на основе применения фундаментальных лингвистических методов;

  • научно-методическая деятельность в сфере филологии и лингвистики;

преподавательская деятельность:

  • преподавательская деятельность в области высшего, среднего профессионального, общего образования:

  • разработка учебных курсов по областям профессиональной деятельности, в том числе на основе результатов проведенных теоретических и эмпирических исследований, включая подготовку методических материалов, учебных пособий и учебников;

  • ведение научно-исследовательской работы в образовательной организации, в том числе руководство научно-исследовательской работой студентов

Цель кандидатского экзамена по теории языка направления подготовки 45.06.01 Языкознание и литературоведение состоит в проверке приобретенных аспирантами и соискателями ученой степени кандидата наук знаний, касающихся важнейших проблем современной лингвистической науки.

На экзамене проверяется сформированность современных представлений об основных компонентах, единицах и правилах функционирования естественного языка, а также о методах их изучения.
Цель и задачи кандидатского экзамена
Цель: оценка уровня владения методологией теоретических и экспериментальных исследований в области лингвистики и смежных областях гуманитарного знания;

Задачи:

  • контроль умений использовать основы знаний в области теории языка, истории науки и философии науки для решения проблем в различных областях лингвистики;

  • оценка умения критического анализа современных научных достижений, в области теории языка, генерировать новые идеи при решении исследовательских и практических задач, связанных с теорией языка, в том числе в междисциплинарных областях лингвистики;

  • оценка умения проектировать и осуществлять комплексные исследования лингвистических явлений в области теории языка, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения;

  • оценка владения культурой научного исследования в области лингвистики и смежных областях гуманитарного знания, связанных с теорией языка, в том числе с использованием новейших информационно-коммуникационных технологий;


Требования к уровню подготовки аспирантов
У аспиранта в результате освоения программы 10.02.19 Теория языка по направлению подготовки 45.06.01 Языкознание и литературоведение должны быть сформированы следующие компетенции:

универсальные компетенции:

  • способность к критическому анализу и оценке научных достижений;

  • способность генерировать новые идеи при решении исследовательских и практических задач;

  • способность осуществлять комплексные исследования на основе целостного системного научного мировоззрения;

  • готовность участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач;

  • готовность использовать современные методы и технологии научной коммуникации на родном и иностранном языках;

  • способность к принятию самостоятельных мотивированных решений и готовность нести ответственность за их последствия.

общепрофессиональные компетенции:

владение методологией теоретических и экспериментальных исследований в области теории языка;

владение культурой научного исследования в области теории языка, в том числе с использованием новейших информационных технологий;

способность к разработке новых методов исследования, их применению в самостоятельной научно-исследовательской деятельности с учетом правил соблюдения авторских прав;

готовность организовать работу исследовательского коллектива в области теории языка;

способность планировать, осуществлять и оценивать учебно-воспитательный процесс в образовательных организациях высшего образования

способность разрабатывать комплексное методическое обеспечение преподаваемых учебных дисциплин.

В результате освоения программы аспирантуры по научной специальности 10.02.19 Теория языка направления подготовки 45.06.01 Языкознание и литературоведение аспирант должен продемонстрировать в рамках кандидатского экзамена следующие уровни знаний, умений и навыков:

знать:

  • теоретические основы языкознания, разработанные отечественными и зарубежными учеными;

  • вклад выдающихся ученых-лингвистов в развитие языкознания и отдельных дисциплин языкознания;

  • методологию теоретических исследований в области теории языка и прикладной лингвистики;

  • методологию экспериментальных исследований в области теории языка и прикладной лингвистики;

  • содержание основных научных трудов по приоритетным направлениям современной теории языка и прикладной лингвистики;

  • научные методы исследования лингвистических явлений;

уметь:

  • критически анализировать теоретический материал по лингвистическим проблемам;

  • критически оценивать современные научные достижения отечественных и зарубежных лингвистов;

  • генерированию новые идеи при решении исследовательских и практических задач;

  • применять на практике полученные знания;

  • корректно цитировать научные источники;

  • – осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения;

  • – разрабатывать комплексное методическое обеспечение преподаваемых учебных дисциплин (модулей) по теории языка;

  • владеть:

  • методологией теоретических и экспериментальных исследований в области теории языка и прикладной лингвистики;

  • современными методами и технологиями для проведения научного исследования в области теории языка и прикладной лингвистики.



Форма и процедура кандидатского экзамена
Порядок подготовки и проведения кандидатского экзамена по направлению подготовки 45.06.01 Языкознание и литературоведение определяется в соответствии с Положением об экзаменационных, аттестационных и апелляционных комиссиях, Инструкцией о порядке подготовки и проведения государственного экзамена.

К кандидатскому экзамену допускаются лица, завершившие полный курс обучения по образовательной программе аспирантуры по всем научным специальностям.

Содержание программы кандидатского экзамена по направлению подготовки 45.06.01 Языкознание и литературоведение устанавливается на основе программы-минимум кандидатского экзамена по дисциплине 10.02.19 «Теория языка».

Проведение кандидатского экзамена по образовательной программе аспирантуры 10.02.19 Теория языка по направлению подготовки 45.06.01 Языкознание и литературоведение осуществляется в форме открытого заседания экзаменационной комиссии.

Кандидатский экзамен проводится в устной форме.

Аспиранты с ограниченными возможностями здоровья могут сдавать данный экзамен, как в устной форме, так и в письменной форме.

Кандидатский экзамен проводится в отдельной аудитории, количество аспирантов в одной аудитории не должно превышать при сдаче экзамена в устной форме 6 человек.

Для подготовки к ответу аспиранту отводится не более 60 минут, а продолжительность ответа, как правило, не должна превышать 30 минут. Аспирант представляет план и основные тезисы ответа на предложенные комиссией вопросы на специальных листах, имеющих штамп.

При ответе на вопросы экзаменационного билета члены комиссии могут задавать дополнительные вопросы аспиранту только в рамках содержания учебного материала билета. Во время заседания экзаменационной комиссии ведется протокол в соответствии с установленным образцом.

На экзамене аспиранты могут пользоваться:

  • программой кандидатского экзамена;

  • нормативными документами и т.д.

Решение экзаменационной комиссии принимается на закрытом заседании простым большинством голосов членов комиссии. При равном числе голосов голос председателя является решающим. Результаты экзамена оформляются протоколом и объявляются всем аспирантам группы в тот же день после завершения сдачи кандидатского экзамена.

Особенности проведения кандидатского экзамена для лиц с ограниченными возможностями здоровья:

допускается присутствие в аудитории ассистента, оказывающего аспирантам необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с экзаменатором);

аспирантам предоставляется в печатном виде инструкция о порядке проведения кандидатского экзамена;

аспирантам с учетом их индивидуальных особенностей могут в процессе сдачи кандидатского экзамена пользоваться необходимыми им техническими средствами.

Дополнительно при проведении кандидатского экзамена обеспечивается соблюдение следующих требований в зависимости от категории лиц с ограниченными возможностями здоровья:

а) для слепых:

задания для выполнения на кандидатском экзамене, а также инструкция о порядке проведения кандидатского экзамена оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля, или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением для слепых, или зачитываются ассистентом;

письменные задания выполняются на бумаге рельефно-точечным шрифтом Брайля, или на компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых, или надиктовываются ассистенту;

аспирантам для выполнения задания при необходимости предоставляется комплект письменных принадлежностей и бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер со специализированным программным обеспечением для слепых;

б) для слабовидящих:

обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

аспирантам для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;

задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения экзаменационных испытаний оформляются увеличенным шрифтом (размер 16-20);

в) для глухих и слабослышащих:

обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости аспирантам предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

г) для лиц с тяжелыми нарушениями речи, глухих, слабослышащих все кандидатские экзамены по желанию аспирантов могут проводиться в письменной форме.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа «теория языка» iconПрограмма кандидатского экзамена по специальности 10. 02. 19 Теория языка
Цель кандидатского экзамена по специальности 10. 02. 19 – теория языка состоит в проверке приобретенных аспирантами и соискателями...
Программа «теория языка» iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности: 10. 02. 19 «Теория языка»
Цель кандидатского экзамена по специальности 10. 02. 19 – теория языка состоит в проверке приобретенных аспирантами и соискателями...
Программа «теория языка» iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности 10. 02....
Цель кандидатского экзамена по специальности 10. 02. 19 – теория языка состоит в проверке приобретенных аспирантами и соискателями...
Программа «теория языка» iconВ. В. Дубовик теория и история русского языка
В. В. Теория и история русского языка. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для магистров 1 курса направления 032700....
Программа «теория языка» iconКафедра иностранных языков и межкультурной профессиональной коммуникации
«Онтология и теория познания», 09. 00. 05 «Этика», 10. 01. 01 «Русская литература», 10. 01. 09 «Фольклористика», 10. 02. 01 «Русский...
Программа «теория языка» iconИ теория аргументации Карпенко И. А, к филос н. Москва, 2010
Мышление, познание, язык. Естественные и искусственные языки. Знак, значение, смысл. Синтаксический, семантический и прагматический...
Программа «теория языка» iconПрограмма дисциплины «Теория языка»  для направления 035800. 62...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 035800. 62 «Фундаментальная...
Программа «теория языка» iconЛингвистическая теория на уроке русского языка в современной школе....
В любой системе обучения школь­ное преподавание русского языка пре­следует три главные цели
Программа «теория языка» iconКафедра немецкого языка теория и практика перевода учебно-методический комплекс дисциплины
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «Теория и практика перевода» с другими дисциплинами специальности 050303. 65-Иностранный...
Программа «теория языка» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Стехиометрическая теория. Электронная теория. Теория химического строения. Явление изомерии
Программа «теория языка» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
При овладении материалом курса студенты опираются на знания и умения, полученные ими в процессе изучения общей теории языка, лексикологии,...
Программа «теория языка» iconПрограмма дисциплины Теория и практика русского литературного языка:...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Программа «теория языка» iconД. Е. Эртнер теория и история изучаемых языков
Рабочая учебная программа предназначена для ознакомления студентов с содержанием курса «Теория и история стран изучаемого языка:...
Программа «теория языка» iconTheory of translation
П 78 теория перевода (с английского языка на русский и с русского языка на английский): Уч на англ яз. – Владивосток: Изд-во Дальневост...
Программа «теория языка» iconTheory of translation
П 78 теория перевода (с английского языка на русский и с русского языка на английский): Уч на англ яз. – Владивосток: Изд-во Дальневост...
Программа «теория языка» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск