Скачать 139.97 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный институт электроники и математики Кафедра Истории и Политологии Реферат по дисциплине «Политология» на тему: «Типология СССР: форма правления, форма территориального устройства, политический режим, тип государства по конституции 1977 года и в реальности» Выполнил: Короткевич А. В. Группы С-65, АВТ Проверил: Доцент, кандидат исторических наук: Родионова И.В. Москва, 2011 Оглавление Введение............................................................................................................................................3 Цель работы......................................................................................................................................3 Характеристика литературы............................................................................................................3 Форма правления............... ..............................................................................................................4 Форма территориального устройства.............................................................................................4 Политический режим.......................................................................................................................5 Тип государства по конституции 1977 года...................................................................................8 Заключение........................................................................................................................................9 Список литературы.................................................................................................................10 Введение Очень многое - и положительное, и отрицательное - связано в истории России XX века с советской формой правления, советским политико-правовым режимом, советской территориальной организацией общества. История Советского государства весьма сложна и неоднозначна. Ее всестороннее исследование является, очевидно, важным предметом отечественной науки. Именно это делает актуальной данную тему. Для того чтобы понять процессы, происходившие в СССР и приведшие к его распаду, необходимо рассмотреть форму правления в нём, государственный режим, форму административно-территориального устройства и некоторые другие аспекты советской государственности. Цель работы Целью данной работы является исследование формы правления, формы территориального устройства и политического режима в СССР, которые являются характеристиками, дополняющими друг друга и описывающими форму государства. Характеристика литературы 1)http://www.wikipedia.org/ - данный источник был использован для более точного определения территориального устройства СССР. 2) «Политическая история современной России. 1985-2001: от Горбачева до Путина.» - данное пособие обширно освещает события 1980-х годов в СССР. 3) Политология: учеб. под редакцией А.Ю.Мельвиля. – содержит фактологические сведения и цитаты из классической и новейшей литературы, обширный банк научных биографий видных представителей социально-политической мысли, определения ключевых понятий. Форма правления Советское государство было провозглашено советской республикой по форме правления. В ней отсутствовала разделение властей, а основным представительным органом власти являлись Советы народных депутатов, корпус которых сам принимает законы, исполняет их и контролирует их исполнение. На этой идеологической основе, по сути, была создана мощная исполнительная власть, Советы были организованы как единая система, которая полностью находилась под контролем партии. Советское государство прошло длительную эволюцию, в том числе эволюционировала и форма правления, но на всех оно являлось партийным государством. Назначение на любые значительные посты или должности проходило по решению партийных органов на основе т.н. принципа «номенклатуры». Существовала и практика т.н. директивного метода управления, когда особо важным партийным решениям придавалось значение директивы для Советов, их исполнительно-властного потенциала. Средства массовой информации были неотделимы от партийной ветви власти. Это способствовало поддержке конформизма в широких массах населения. Необходимо отметить, что на некоторых этапах своей эволюции советская форма правления приобретала чёткую форму вождизма - единоличную диктатуру одного непререкаемого руководителя (вождя), Генерального секретаря КПСС. Форма территориального устройства Статья 70 Конституции СССР 1977 года гласила: «Союз Советских Социалистических Республик - единое союзное многонациональное государство, образованное на основе принципа социалистического федерализма, в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения равноправных Советских Социалистических Республик. СССР олицетворяет государственное единство советского народа, сплачивает все нации и народности в целях совместного строительства коммунизма.» Таким образом, Советский Союз состоял из союзных Советских Социалистических Республик, которые сами по себе имели разнообразное административно-территориальное деление. Крупные республики делились на области. Латвийская, Литовская, Эстонская, Молдавская и Армянская ССР по состоянию на 1985 год областного деления не имели. В состав РСФСР также входили края, а в состав краёв - автономные области. В состав областей и краёв РСФСР также входили национальные округа, которые впоследствии превратились в автономные округа. В состав некоторых союзных республик (РСФСР, Украинская ССР, Грузинская ССР, Азербайджанская ССР, Узбекская ССР, Таджикская ССР) входили Автономные Советские Социалистические Республики (АССР) и автономные области. Все перечисленные административно-территориальные единицы делились на районы и города областного, краевого и республиканского подчинения. Политический режим На протяжении всего времени существования СССР фактически сменялись разные политические режимы власти, имеющие родственные и чуждые черты. Поэтому необходимо рассматривать каждый из них по отдельности. Ленинско-большевистский политический режим Советская система власти, образовавшаяся после революции 1917 года в начале своего развития была достаточно народной и обоснованной исторически. Первые Советы не являлись однопартийными, в них входили различные организации, которые ориентировались на защиту интересов трудящихся, крестьян, солдат. Это были к примеру социал-демократы, анархисты, эсеры и другие. Тем не менее, большевики следовали учению марксизма и объявили в России диктатуру пролетариата. Большевики особенно старались обеспечить большинство мест в Советах рабочим и членам партии, что привело к тому, что привело к образованию однопартийной системы. Аспекты советской государственности были определены первой Конституцией РСФСР, принятой 10 июля 1918 года. Буржуазия лишалась гражданских прав, нетрудовые элементы исключались из политической жизни, предусматривались неравные права для избирателей города и села. Благодаря тому, что выборы были многостепенными обеспечивался нужный состав в Советах. Несмотря на то, что высшими органами власти считались ВЦИК, съезд Советов и СНК, на самом деле большинство полномочий имел Совет народных комиссаров РСФСР. Фактически же высшими политическими органами власти в стране были ЦК РКП(б) и Политбюро. Особую роль в государственном аппарате играли силовые органы, а именно Народный комиссариат по военным делам РСФСР, Народный комиссариат юстиции и ВЧК. Несмотря на условия гражданской войны, внутри политического режима большевиков преобладали товарищеские взаимоотношения, нормы относительной демократии. Это особенно заметно в годы проведения новой экономической политики, когда была осуществлена либерализация хозяйственных отношений в обществе, формирование рыночного механизма. Однако с середины 1920-х гг. данная тенденция была свёрнута и заменена на авторитарно-бюрократическую. Сталинско-большевистский политический режим После ухода В.И.Ленина с политической арены началась острая борьба внутри РКП(б), принявшая внутриэлитный и личностный характер. Благодаря отстранению своих политических оппонентов от власти, И.В.Сталин смог утвердить режим своей личной неограниченной власти, что привело к формированию в рамках советско-коммунистической системы новой вариации большевистского политического режима. В отличие от ленинско-большевистского можно определить его как сталинско-большевистский политический режим. Несмотря на наличие общих черт в этих режимах совершенно очевидны и их принципиальные отличия. В период осуществления новой экономической политики, разрешившей развитие частнособственнических тенденций в экономике и узаконившей экономический плюрализм, режим диктатуры большевизма не носил законченного тоталитарного характера. Отмена НЭПа и полное господство принципов планово-распределительной экономики, абсолютная централизация всех сфер производства параллельно с осуществлением форсированной индустриализации и сплошной коллективизации обусловили формирование политического режима левокоммунистического тоталитарного характера. Если при В.И.Ленине прослеживались только отдельные элементы контроля государства над обществом, то при Сталине они приняли всеобщий тотальный характер. В данных условиях центральным надпартийным и надгосударственным органом власти стал карательный аппарат, которым поначалу являлся ОГПУ, а затем НКВД, МГБ. В стране была создана сеть лагерей, лагпунктов, колоний и спецпоселений. Труд заключенных применялся для реализации многих крупных проектов того времени, например каналов, ГЭС, металлургических предприятий и др. Сталинский режим прикрывался Конституцией СССР 1936 года, которая в теории была действительно демократической и народной. Однако следует иметь в виду, что большая часть общества была удовлетворена режимом и находила возможность в его рамках принимать участие во власти, проявлять свою активность и поддерживать ее. В речи на XV московской партконференции в 1926 г. И.Сталин говорил: «…Массы сами хотят, чтобы ими руководили, и массы ищут твердого руководства. Но массы хотят, чтобы руководство было не формальное, не бумажное, а действительное, понятное для них. Для этого именно и необходимо терпеливое разъяснение цели и задач, директив и указаний партии и Советской власти». Было официально объявлено, что в СССР построен социализм, что на самом деле не соответствовало действительности, так как не были осуществлены подлинно социалистические идеалы народовластия. Наряду с этим существовали отдельные элементы социалистического характера, например общественно-государственная собственность на средства производства. Среди трудящихся и в массовом сознании всего общества воспроизводились в модернизированной коммунистической форме традиционные принципы общности, солидарности, приоритета нематериальных стимулов. В годы Великой Отечественной войны советская государственность дополнилась новыми чертами, в первую очередь внедрением в коммунистическую идеологию национально-патриотических лозунгов. В то же время Сталин разочаровался в идее мировой революции, распустил Коминтерн, отказался от политики воинствующего атеизма. В этих условиях высокая централизация режима имела много преимуществ и была отчасти оправдана. Номенклатурно-коммунистический режим Военно-мобилизационная система в армии сохранялась после окончания войны и в целом была необходима для преодоления тяжелого периода послевоенного восстановления народного хозяйства и одновременного создания ракетно-ядерного щита. Однако уже в конце 1940-х гг. стало ясно, что страна нуждается в демократизации режима. Тоталитарный сталинский режим изжил себя, а применяемые методы оказались устаревшими для новой эпохи. Смертью Сталина закончился начавшийся новый виток репрессий. Его преемник Г.В.Маленков в своих решениях старался реализовать давно назревшие преобразования. Начался процесс десталинизации. Победа же во внутрипартийной борьбе Н. С. Хрущёва привела к ускорению разоблачения сталинского режима власти и ознаменовала новый виток в политической жизни СССР. Некоторые историки считают, что руководство Н.С.Хрущёва и Л.И.Брежнева представляют отдельные этапы развития советского общества и самостоятельные политические режимы. Очевидно, что в целом политическая деятельность Н.С.Хрущёва носила реформаторский характер. Он ограничил сферу деятельности силовых органов, поставил их под контроль партии, проводил относительную демократизацию политической системы и децентрализацию управления, сократил количество вооруженных сил. Хрущёв на XX съезде КПСС осудил нарушения законности и массовый террор, дал критическую оценку личному сталинскому диктату. Была объявлена массовая реабилитация репрессированных в ходе сталинских репрессий граждан, за исключением руководства внутрипартийных оппозиций. Однако в то же время Хрущёв продолжал проводить политику в духе тоталитарных традиций, доказательством чего является, к примеру, силовое подавление выступлений в Новочеркасске. Зачастую странные политические решения, «кукурузные» реформы, в итоге вынудили сформировавшуюся партийно-государственную элиту отстранить его от обязанностей Генерального секретаря ЦК КПСС. Новым ставленником элиты Л.И.Брежнев. В начале своей деятельности он продолжил реформаторскую политику, заложенную предшественником, но, начиная с 1970-х гг. прекратил её. Экономическая реформа стала затухать и на место провозглашенных в 1965 году принципов материальной заинтересованности и хозяйственного расчёта вернулись привычные административно-командные методы руководства. Л.И.Брежнев и его ближайшее окружение продолжили политическую линию постсталинского периода с заметными коррекциями в сторону стабильности и консерватизма. В государственное устройство не было внесено никаких значительных изменений. По-прежнему высшим консолидированным органом власти было Политбюро ЦК КПСС, опиравшееся в своей деятельности на аппарат ЦК и Совета Министров. Именно с именем Брежнева связана т.н. эпоха застоя в СССР. В целом, несмотря на личностные различия и характер деятельности Хрущёва и Брежнева как лидеров государства и партии, следует признать наличие общего номенклатурно-коммунистического режима власти в 1960-х - первой половине 1980-х гг. Авторитарно-либеральный режим Период 1985-1991 гг. ознаменовался реформаторскими преобразованиями под началом нового Генерального секретаря, а позже Президента СССР М.С.Горбачева. Из-за очевидного отставания СССР от западных стран М.С.Горбачёв понимал важность реформ в устройстве страны. Период реформ можно условно поделить на два этапа. На первом этапе (1985-1986) М.Горбачев проводил т.н. политику ускорения, куда входили главным образом командно-административные методы реформирования, не затрагивающие основ советского строя, которые не принесли ожидаемых результатов, а напротив, усугубили экономические и социальные проблемы в стране. На втором этапе (1987-1991) М.Горбачев попытался воспользоваться, по выражению В. Согрина, «своего рода советской моделью демократического социализма, призванного раскрепостить экономические и социальные потенции общества». Горбачёв решил провести всеобщую либерализацию и демократизацию власти путём отстранения консервативных партийных элементов и замены командно-административной модели на модель демократического социализма. Но экономические реформы в итоге провалились, что привело к ещё большему нагнетанию обстановки в обществе. Были проведены радикальные изменения в политической системе, что привело к возрождению многопартийности и появлению оппозиционных партий. КПСС как бывшая главная властная структура, отходила на второй план. Легализация оппозиционных структур произошла летом 1988 года в период выборов в Верховный Совет СССР. Был создан конституционный проект, который предусматривал не только изменения в проведении выборов, но и изменения в политической структуре. Отныне должна была быть двухуровневая представительная система - Съезд народных депутатов и Верховный Совет СССР – а также учреждён пост Президента СССР. На III съезде народных депутатов СССР в 1990 г. была отменена статья 6 Конституции СССР о руководящей роли КПСС, что фактически лишило стержня всю политическою систему. Президент отныне не зависел от решений партии. Политбюро и ЦК были практически отстранены от участия в политической жизни страны. Фактически в 1989 году номенклатура была упразднена вместе с лишением КПСС правовых оснований для влияния на кадровую политику, что освободило от контроля партии республиканские и местные элиты и способствовало сепаратизму. Таким образом, определить однозначно сущность политического режима второй половины 1980-х - начала 1990-х гг. затруднительно. В этот период присутствуют проявления, как авторитаризма, так и демократии. Среди исследователей преобладает мнение, что ведущей была авторитарно-либеральная тенденция, связанная с именем М.С.Горбачева. Тип государства по конституции 1977 года Статья 2-я Конституции СССР 1977 года провозглашала: «Вся власть в СССР принадлежит народу. Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР. Все другие государственные органы подконтрольны и подотчётны Советам народных депутатов.» Кандидаты на выборах выдвигались от трудовых коллективов, профсоюзов, молодёжных организаций (ВЛКСМ), самодеятельных творческих организаций и от партии (КПСС). Советская политическая система отвергла принцип разделения и независимости властей, поставив законодательную власть над исполнительной и судебной. Формально источником права были только постановления законодательного органа, то есть Верховного Совета СССР (В.С. СССР), хотя реальная практика значительно расходилась с конституционными положениями. Повседневное законотворчество на практике осуществлялось Президиумом Верховного Совета СССР, состоявшим из Председателя, 15-ти заместителей Председателя, секретаря и 20-ти прочих членов. Верховный Совет СССР, избиравшийся на 4 года, избирал Президиум В. С. СССР, формировал Совет Министров СССР, избирал судей Верховного Суда СССР и назначал Генерального прокурора СССР. В 1937—1989 гг. коллективным главой государства считался Верховный Совет СССР, в промежутках между сессиями — Президиум Верховного Совета СССР. Фактическая власть в СССР принадлежала руководству КПСС, которая функционировала в соответствии со своим внутренним уставом. В отличие от более ранних конституций, Конституция 1977 года впервые отражала фактическую роль КПСС в управлении государством: «Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза» (Статья 6-я). Иными словами, «партийное» государство получило конституционную основу. Можно подытожить, что Конституция 1977 года закрепила руководящую роль КПСС в политической системе, в которой Советы официально считались государственным стержнем, а фактически играли второстепенную роль. Заключение В реферате была широко исследована и приведена типология СССР, при этом особенно было заострено внимание на многообразие и изменчивость политического режима, который коренным образом влиял на советское общество и определял исторические процессы в стране. Список литературы
|
Реферат Тема: Современные монархии Целью контрольной работы является исследование понятий и признаков монархии как формы правления государства, данная тема не теряет... | Т. В. Будилина, В. И. Юрьев* Поэтому ошибочно оценивать государство только с позиции форм государственного правления и устройства. Привлекая категорию «политический... | ||
Реферат по теме «Форма государства» Форма государства – это его устройство, характеризующее способы организации высших органов государственной власти, территориальной... | «Политология» ... | ||
Реферат по дисциплине «Политология» на тему: «Политический портрет Пензенской области» Университет мсха имени К. А. Тимирязева (фгбоу впо ргау-мсха имени К. А. Тимирязева) | Реферат тема: Индия Понятие государственного строя, как известно, включает две составляющие: форму правления и форму административно территориального... | ||
Реферат на тему: Экономика Кореи День освобождения Кореи (1945 г.); 3 окт. — День основания государства. Отмечается с 1948 г в память об основании в 2333 г до н э... | Реферат по дисциплине «Политология» на тему: «Основные концепции происхождения государства.» Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный институт электроники... | ||
Реферат по дисциплине «Введение в рекламу» На тему «btl как форма... Вступление | Реферат по дисциплине “Политология” на тему “Политический конфликт:... Конфликты – постоянные спутники человека, сопровождающие его всю жизнь. Важную роль конфликта отмечали уже древние мыслители, утверждавшие,... | ||
Реферат по дисциплине «Культурология» на тему «Искусство как форма протеста (дадаизм)» Московский государственный институт электроники и математики (технический университет) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Форма: беседа с элементами диспута, обсуждение Конституции рф, комментарий отдельных положений Конституции РФ | ||
Реферат по дисциплине «Политология» на тему «Демократия в России: за и против» | Доклад к дискуссии на тему: Общая термодинамическая теория и ее экспериментальные... Например, элементарная электрическая форма движения (электриата) с качественной (фактом присутствия именно электрического заряда)... | ||
Реферат по дисциплине: «Теория государства и права» на тему: «Методология... Введение. Актуальные темы и некоторые проблемы современной методологии теории государства и права | Реферат по дисциплине «Политология» на тему: «Происхождение и сущность... Властные отношения в той или иной форме присущи всем сферам жизни общества, даже семье. Политическая власть осуществляется через... |