Скачать 224.41 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» «Утверждаю» Проректор по учебной работе_________________________ А.Н. Бескопыльный « ___ » _________ 2014 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Дорожные и строительные машины» Направление подготовки 08.03.01 «Строительство» Профиль подготовки «Автомобильные дороги» Квалификация выпускника – «Бакалавр» Форма обучения – очная, заочная К А Ф Е Д РА «Автомобильные дороги»г. Ростов-на-Дону - 2014 г. Рабочая программа дисциплины «Дорожные и строительные машины» предназначена для студентов очной и заочной, заочно-ускоренной форм обучения, составлена на основе примерной программы, рекомендованной УМО (2010 г.), соответствует требованиям Федерального государствен-ного образовательного стандарта высшего образования по направлению «Строительство», относится Профессиональному циклу Б.3).Шифр дисциплины по учебному плану – Б3.В.ОД.8Разработчик: доцент, кандидат технических наук А. Х.-М. Аннабердиев Рассмотрена на заседании кафедры «АД», протокол № __7__ от ___31. 01. 2014 г. Заведующий кафедрой «АД» С.К. Илиополов Одобрена методической комиссией по направлению «Строительство»Председатель МК Углова Е.В. «____» _______ 2014 г.Эксперты: Начальник управления строительства и реконструкции автомобильных дорог Министерства транспорта Ростовской области. Тшлангян М. М. ___________________________________________ _____________ ________________ (место работы и занимаемая должность) (подпись) (инициалы, фамилия) Ведущий инженер ФГУ «Севкавуправтодор Геймор В.Ф. ___________________________________________ _____________ ________________ (место работы и занимаемая должность) (подпись) (инициалы, фамилия) Директор института Языев Б.М. «____» _______ 2014 г.Начальник УМУ Аксенов А.А. «____» _______ 2014 г.
Дисциплина имеет целью с помощью «Дорожные и строительные машины» формирование у будущего специалиста способность грамотно выбирать и эксплуатировать машины и агрегаты используемые в дорожном строительстве. Знание устройств машин и агрегатов способствует лучшему усвоению материала по дисциплинам профессионального цикла. Основными задачами (компетенциями) дисциплины являются: • овладение технологией, производства машин и оборудования (ПК-12); • формирование: - способности размещения технологического оборудования (ПК-13); - знаний научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта (ПК-17); -знаний правил и технологии монтажа, наладки, испытания и сдачи в эксплуатацию оборудования (ПК-20); -способностей для оценки технического состояния и остаточного ресурса оборудования (ПК-22); -способностей организовывать профилактические осмотры и текущий ремонт, приемку и освоение вводимого оборудования, составлять заявки на оборудование и запасные части, готовит техническую документацию и инструкции по эксплуатации и ремонту оборудования (ПК-23);
Дисциплина «Дорожные и строительные машины» относится к базовой части Б.3 .Дисциплина обеспечивает логическую взаимосвязь между требованиями к «Б3.Б5 Техноло-гическим процессам в строительстве» и средствами их поддержания. Дисциплина базируется на дисциплинах цикла Б.1, в частности «Б1.ДВ1.2 Введение в транспортное строительство». Дисциплина представляет собой основу для изучения в последующем дисциплин профессионального цикла, например, «Б.3Б5 Технологические процессы в строительстве», «Б3.В6 Механизация работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог».
В результате изучения студент должен:
- номенклатуру дорожно-строительных машин (ПК-12,ПК-13,ПК-17, ПК-20,ПК-22,ПК-23);
- выбирать дорожно-строительные машины для выполнения видов дорожных работ (ПК-12,ПК-13,ПК-17, ПК-20,ПК-22,ПК-23);
- умением вести расчет производительности, количества технического обслуживаний и ремонтов дорожно-строительных машин (ПК-12,ПК-13,ПК-17, ПК-20,ПК-22,ПК-23). - ….
4.1. Структура и содержание дисциплины К видам учебной работы относятся: лекции, консультации, практические занятия, самостоятельная работа, практика, курсовой проект, в том числе не менее 20% проводимых в интерактивной форме. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц.
4.3. Практические занятия
Для преподавания дисциплины предусмотрены традиционные технологии в рамках аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов. 5.1. Аудиторные занятия включают: - лекции, на которых излагается теоретическое содержание курса; - практические занятия, предназначенные для закрепления теоретического курса и приобретения студентами навыков по расчету числа технических обслуживаний и ремонтов,, определению производительности дорожных машин. 5.2. Самостоятельная работа студентов предназначена для внеаудиторной работы по закреплению теоретического курса и практических навыков дисциплины; по изучению дополнительных разделов дисциплины, а также включает: - разработку курсового проекта «Дорожные и строительные машины», который в качестве продолжения сквозного проектирования включает подготовку чертежей (2 листов формата А2) и пояснительной записки объемом не более 25 страниц машинописного текста.
6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 6.1. Текущим контролем предусмотрены две письменные контрольные работы (коллоквиумы) по материалам теоретического курса. В каждой работе студенту предлагается ответить в письменной форме на 3-5 теоретических опроса. Контрольные работы проводятся в течение 15-20 минут в часы, отведенные на лекции. 7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 9.1. Примерная тематика рефератов Не предусмотрено 9.2. Примерные вопросы, для оценки качества освоения дисциплины на зачете
Приложение №1 к рабочей программе по дисциплине «Дорожные и строительные машины» для студентов направления «Строительство» профиль «Автомобильные дороги» Раскрытие сложной лекционной темы «Бульдозер» ВОПРОСЫ:
БУЛЬДОЗЕРЫ Бульдозер представляет собой самоходную землеройно-транспортную машину в виде гусеничного трактора или колесного тягача с навешенным на него с помощью рамы или брусьев рабочим органом — отвалом. Обычно отвал навешивают спереди трактор; вне базы ходовой части (рис. 1). Бульдозер выполняет послойное копание и перемещение грунтов и других материалов на расстояние до 100 ... 120 м и планировку площадей. Широко применяют бульдозеры при возведении из резервов насыпей высотой до 2 м, для рытья котлованов и каналов, сооружения плотин, засыпки траншей и ям, разравнивания и профилирования грунта, очистки аэродромов и дорог, при подготовке трасс (расчистки от кустарника и мелколесья, срезки дернового слоя, корчевки пней), для разравнивания и штабелирования сыпучих строительных материалов, на вскрытии грунтовых карьеров и карьеров ископаемых. Их используют также в качестве толкачей для скреперов. По типу управления отвалом различают бульдозеры с гидравлическим и канатно-блочным управлением. При гидравлическом управлении возможно принудительное заглубление отвала. На толкающих брусьях отвал установлен шарнирно и с помощью раскосов можно изменять угол резания в пределах 45 ... 60°. На бульдозерах с гидравлическим управлением иногда один из раскосов выполняют в виде гидроцилиндра, которым машинист, не выходя из кабины, может установить перекос отвала в поперечной плоскости на угол до 4 ... 12° в обе стороны. Поперечный перекос отвала дает возможность бульдозеру разрабатывать прочные и подмороженные грунты, обеспечивая их срезание боковым концом отвала. Наиболее часто на бульдозерах устанавливают прямые неповоротные (рис. 2, а) и поворотные (рис. 2, б) отвалы. У бульдозеров Рис. 1. Гусеничный бульдозер с неповоротным отвалом: базовый 1 — отвал; 2 — гидравлический раскос; 3 — гидроцилиндр подъема отвала; 4 трактор; 5 — толкающий брус; 6 — гибкие рукава гиросистемы Рис. 2. Основные типы отвалов бульдозера: а — прямой; б — универсальный (поворотный); в — сферический; г — совковообразный; д — с боковыми рыхлящими зубьями; е — короткий толкающий; 1 — лобовой лист; 2 — угловые ножи; 3 — средние ножи; 4 — боковые щитки; 5 — боковые ножи; 6 — открылки; 7 — выдвижные зубья с неповоротным отвалом угол в плане между отвалом и осью машины (угол захвата) всегда равен 90°. У бульдозеров с поворотным отвалом (их иногда называют универсальными) положение отвала в горизонтальной плоскости (в плане) изменяется на угол 25 ... 30°. Поворотный отвал всегда ниже, но длиннее неповоротного, так как в повернутом положении он должен перекрывать ширину базовой машины. Применяют его для планировочных работ с перемещением грунта в сторону (грунт при этом сходит с отстающего конца отвала в виде бокового валика), для засыпки траншей, разравнивания валов, кавальеров и других работ при непрерывном движении машины вдоль фронта работ. Поворотный отвал устанавливают только на гусеничных тракторах, так как колесные тягачи плохо воспринимают боковые нагрузки. Сферические отвалы (рис. 2, в), состоящие из трех или пяти секций, которые установлены под углом 10 ... 15° одна к другой, набирают грунта на 15 ... 20 % больше, чем прямые отвалы. Сферические отвалы применяют для работы с кусковыми и сыпучими материалами при мощности базовых машин более 130 кВт. Совковый отвал (рис. 2, г) имеет развитые боковые щитки и применяется при перемещении сыпучих и слабопрочных материалов на большие расстояния (до 150 м). Отвал с рыхлящими боковыми зубьями рис. 2, д) применяют в крепких каменистых и мерзлых грунтах а гусеничных бульдозерах мощностью не менее 50 кВт и на колесных бульдозерах мощностью не менее 220 кВт. Короткий прямой отвал (рис. 2, ё) снабжен амортизатором и предназначен для установки на толкачах, помогающих загружать скреперы. Также используют бульдозерные отвалы с двумя отвальными поверхностями для работы передним и задним ходом, отвалы с обратным расположением отвальной поверхности — для работы «от стенки», шарнирно-сочлененные из двух половин для прокладки временных путей и др. Области применения бульдозеров расширяются специальными приспособлениями к отвалам: Рис. 3. Элементы рабочего цикла разработки и перемещения грунта бульдозером: ^б — длина пути набора призмы волочения; LTp — дальность транспортирова- , грунта бульдозером: Lнаб – длина пути набора призмы волочения; Lтр – дальность транспортирования; Lх.х - длина холостого хода откосники, открылки, уширители, выступающие средние ножи, челюстные захваты, канавные,-наставки и др. Бульдозеры часто снабжают рыхлителями, навешиваемыми сзади на базовый трактор. Такие бульдозеры-рыхлители являются удобным технологическим агрегатом, производящим как послойное рыхление массива крепкого грунта, так и последующее его перемещение. Базовый трактор в бульдозерно-рыхлительных агрегатах лучше уравновешен, а следовательно, создаются лучшие условия для работы ходового оборудования. Разнообразие видов работ, выполняемых бульдозерами общего назначения, а также широкая номенклатура сменного рабочего оборудования и приспособлений к ним делают бульдозер универсальной машиной, незаменимой на любой стройке. На земляных работах в настоящее время бульдозеры выполняют 30 ... 40 % общего объема. Главным параметром бульдозера является номинальное тяговое усилие Тн. По номинальному тяговому усилию и мощности двигателя бульдозеры условно разделяют на пять классов. Мощность двигателей современных бульдозеров 15 ... 600 кВт при базовой машине гусеничном или колесном тракторе и до 1200 кВт для бульдозеров на специальных тягачах. Полный цикл работы бульдозера при вырезании и перемещении грунта состоит из следующих этапов: внедрения отвала в грунт и набора призмы волочения, перемещения грунта к месту укладки, укладки (разгрузки) грунта слоями или грудами, возвращения в забой, опускания отвала и установки его в положение внедрения (рис. 117). Наиболее распространенной схемой цикличной работы бульдозера является челночная схема, при которой обратный (холостой) ход выполняют задним ходом без разворота машины. Производительность бульдозера при вырезании и перемещении грунта определяется объемом перемещаемого грунта и продолжительностью цикла. Техническая производительность бульдозера (в м3/ч) Пс = 3600VКцр/(Tц Kр), где V — объем призмы волочения (условная вместимость отвала), м3; Кпр — поправочный коэффициент к объему призмы волочения, зависящий от соотношения ширины В и высоты Н отвала, а также физико-механических свойств разрабатываемого грунта; Тц — продолжительность цикла, с; Кр — коэффициент разрыхления. Ниже приведены значения коэффициента Кпр: Отношение В/Н~ 0,15 0,3 0,35 0,4 0,45 Коэффициент Кпр: для связных грунтов 1,43 1,25 1,18 1,1 1,06 для несвязных грунтов 0,87 0,83 0,8 0,77 0,67 Объем призмы волочения (в м3) ориентировочно может быть определен по формуле V = 0,5ВН2. Продолжительность цикла (в с) Тц = t1 + t2 + t3 + t4 где t1, t2, t3 — соответственно время, затрачиваемое на набор грунта, его перемещение и холостой ход бульдозера. Дополнительное время t4 учитывает затраты на переключение передач, манипуляции с отвалом и т. д., t4 = 20 ... 30 с. Продолжительность первых трех этапов цикла (в с) определяется как ti = Li/vi, где Lt — длина соответствующего участка, м; vt — скорость движения на этом участке, м/с. Вырезание (набор) грунта производят на первой передаче. Если позволяют условия, то выгодно набирать грунт под уклон. Длина пути набора L1 составляет 6 ... 10 м. Перемещение грунта на короткие расстояния и на участках с подъемом производят на первой передаче, при значительных расстояниях — на второй передаче. Перемещение часто выполняют с непрерывным дополнительным подрезанием грунта на глубину 5 ... 10 см для компенсации потерь из призмы волочения. Потери грунта при перемещении уменьшают также некоторые технологические приемы, такие, как перемещение грунта в траншее, перемещение с промежуточным накоплением грунта и др. В первом случае бульдозер сначала делает траншею, стенки которой при последующих проходах предохраняют призму волочения от рассыпания. Во втором случае призму волочения перемещают только до середины пути, ее, значительно потерявшую в объеме, оставляют. При следующем проходе бульдозер по пути подхватывает первую призму грунта и, не останавливаясь перемещает к месту укладки уже двойную призму. При значительных потерях грунта из призмы, например при перемещении сыпучих грунтов на расстояние 50 ... 100 м, устраивают промежуточные валы, когда по мере накопления грунта перемещают в насыпь или в следующий промежуточный вал. Приложение №2 к рабочей программе дисциплины «Дорожные и строительные машины» для студентов направления «Строительство» профиль «Автомобильные дороги»
ПЭВМ, в том числе имеющиеся в электронном читальном зале библиотеки университета, для самостоятельного изучения разделов дисциплины (подготовки КП или КР и т.п) по электронным обучающим материалам кафедры, в том числе размещенным на ее сайте.
а) предоставление консультаций В течение семестра преподавателем проводятся консультации по утвержденному графику (но не менее 1 часа в неделю). В период сессии проводятся индивидуальные и групповые консультации, в том числе перед экзаменом. б) прием работ В течение семестра преподавателем производится прием лабораторных и практических работ, как правило, на занятиях. При необходимости преподавателем по согласованию со студентами назначаются дополнительные встречи для приема работ. б) проведение коллоквиумов В течение семестра лектором проводятся 1-2 коллоквиума для контроля качества знаний студентов. На коллоквиум выносятся узловые вопросы курса. Результаты коллоквиумов учитываются при определении итоговой оценки на экзамене.
Самостоятельная работа над изучением материала согласно ГОС составляет не менее 50% времени, отводимого на изучение дисциплины. При самостоятельной работе студент должен ознакомиться с основными учебниками и учебными пособиями, дополнительной литературой и иными доступными литературными источниками При работе с литературой по конкретным темам курса, в том числе указанным для самостоятельной проработки, основное внимание следует уделять важнейшим понятиям, терминам, определениям, для скорейшего усвоения которых целесообразно вести краткий конспект. |
Рабочая учебная программа по дисциплине «машины непрерывного транспорта... Разработана на основании примерной учебной программы данной дисциплины, составленной в соответствии с государственными требованиями... | Учебно-методический комплекс дисциплины правоведение специальность... Специальность 190205. 65«Подъёмно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «грузоподъемные машины» Специальность 190205. 65«Подъёмно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование» | Рабочая программа Дисциплины в 02 «Машины и оборудование непрерывного... Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом -высшего профессионального образования и... | ||
Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 05. 05.... Программа кандидатского экзамена составлена на основании паспорта научной специальности 05. 05. 04 «Дорожные, строительные и подъемно-транспортные... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Информатика» Специальность 190205. 65«Подъёмно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Иностранный язык» Специальность 190205. 65«Подъёмно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование» | Учебно-методический комплекс дисциплины «Компьютерная Графика» Специальность 190205. 65«Подъёмно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование» | ||
Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры : Протокол от «16» Специальность 190205. 65«Подъёмно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование» | Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры : Протокол от «16» «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование» Форма подготовки – очная | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Материаловедение. Технология... Специальность 190205. 65«Подъёмно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование» | Учебно-методический комплекс дисциплины «Охрана труда и техника безопасности» Специальность 190205. 65«Подъёмно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Детали машин и основы конструирования» Специальность 190205. 65«Подъёмно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование» | Учебно-методический комплекс дисциплины «физика» Специальность 190205. 65 «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование» Форма подготовки очная | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория механизмов и машин» Специальность 190205. 65 «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование» Форма подготовки очная | Самостоятельная работа 90 Специальность 190205. 65«Подъёмно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование» |