Скачать 315.91 Kb.
|
Л.А.Исаков. ГОСУДАРСТВО И НАУКА В ВЕЛИКОРУССКОМ СОЦИУМЕ. Начиная эту тему следует дать более широкое предуведомление нежели проходные фразы к полагаемой фактологии,что тогда-то и тогда-то российская государственность(при Грозных Иоаннах,Петре 1,Елизавете Петровне,Александре 1,Великих и Невеликих Большевиках) открывала университеты,заводила и загоняла в образование,строила лаборатории,посылала экспедиции, скупала раритеты—и это было хорошо,полезно,душеспасительно;а в другую пору тратилась на псарей,конюшни,гардеробы и это было плохо,вредно,губительно…..ну вот хотя бы сейчас. Должен быть задан и освещён другой вопрос—почему столь велика роль российской государственности на русское общество вообще,а через то и на частно-важное его пресуществление в науке?Ни один прописанный во Всемирной Истории великий государь от Рамзесов до Мао не смог осуществить такого полного преобразования своего общества,которое совершил Петр Великий,изменивший не политику,сам культурно-исторический стереотип великороссов;их общества в этих рамках оставались неизменны как сенатские тоги от Юния Брута до Веспасиана или испанские воротники от Фердинанда Католика до Филиппа 4. Но почему очень долго,а на уровне традиционно-скрытного взаимодействия и по сей день западная наука пребывает в положении служанки:богословия,экономики,политики,войны—и никогда учителем и наставником общества;тесно,плотно,на уровне позвоночного сознания её субъектов пребывая формой изощренного ремесленничества слесарей по микромиру, водопроводчиков по Млечному Пути.Поднятый Англией из этого состояния Исаак Ньютон знаменует своё пребывание в Палате Лордов двумя интерполяциями:об открытии окон в зале заседаний по случаю начала лета;и о закрытии таковых по наступлении осени—ничего подобного Д.И.Менделееву,будирующему покой общества и сон великих князей прогнозными книгами о будущем России,т.е.квалифицированными прорчествами.Попытка В.Лейбница учить европейских государей вызвала только легкое недоумение, вполне понятное—что это камердинер заговорил…заинтересовался один Петр 1.Можно ли вообразить,чтобы Виет,Гюйгенс,Эйлер будут хаживать во дворцы Генриха 2,Морица Оранского,Фридриха-Вильгельма 1 драть уши пажам, будущим Сюлли,Витсенам,Штейнам,как то Михаил Васильевич Ломоносов при куда как более самодержавной Елизавете Петровне? Скажем сразу,налицо очевидный диссонанс:самая жестко структурированная общественная регламентация—вспомните сентенции от Фамусова до авторов «новой исторической школы» 1960-х годов—и самый выразительный её эпатаж. В этом смысле отечественная наука всегда была как-то «невместной» отечественной государственности; всегда являлась требовательней, надменней, спесивей установившихся в Европе рамок. Приглашаемый в Пруссию Г.В.Гегель почтительнейше выспрашивает себе к положенному жалованию некое количество вязанок бесплатных казенных дров—вызываемый в СССР П.Капица заявляет условием переезда Собственный Институт: его зарубежные коллеги от Л.Эйлера до Б.Понтекорво согласны на работу и в указанных… ******** Вполне очевидно,что в условиях «безграничной страны» в самом прямом семантическом смысле этих слов,без укрывающих Вогезов,Альп,Арденн,Аргонн,Пиринеев и Каналов,условием всякого существования,элементарнейших форм бытия,простейшего выживания без развития становится политический фактор, реализуемый государственностью: на Великой Равнине в отсутствии устаноновленной силовой границы общество-народность вымывается бесследно,как растворились в 3-4 поколения исторические скифы, сарматы, готы, хунну, кушаны, тюрки, хазары;мумифицировались в беспамятстве археологических культур носители карасукской, чагандинской, тазабагъябской этноисторических общностей. Только великорусская государственность, пробудившаяся на трагическом переломе 13 века,обратившим в погребальный костер всемирно-доминирующие цивилизации Востока и открывшим пути Западно-Европейскому захолустью—лишь она смогла развить то усилие,что обратило евразийских россов во всемирно-историческую значимость;единственных из всего славянского мира. В 16-17 веках многократно останавливая и ломая клыки европейского капитализма,вгрызавшиеся в пространства минеральных ресурсов,рабов,рынков,кратчайших торговых путей:под Псковом,Смоленском,Полтавой,Бородином,Севастополем—она стала всемирно-историческим фактором выживания всех евразийских народов;гарантом сохранения «пояса независимости» по периметру своих границ от Валахии до Кореи;как и последних клочков суверенитета в Африке (Эфиопия),Океании(Гавайи,Папуа);впрочем,как и в нескольких эпизодах истории США, изолированных в 1770-х,разбитых в 1814,разваливавшихся в 1861 году.Задолго до Великих Социальных Революций она становится Звездой Надежды и упованием угнетенных народов:7 Русско-Турецких войн 1711-1878 гг.принесли независимость Балканам;в 1857 году от горячих углей севастопольских верков вспыхивает Великое Сипайское Восстание в Индии.Последний правитель Майсура Типпу-Султан и первый революционер Латинской Америки Франсиско Миранда,правитель Кашгара Якуб-бек и император Эфиопии Менелик 2 ищут и находят в ней сочуствие и помощь.А сколько народов получили свободу от Польши?Или США?Хотя бы от Франции?…А само отражение Всеевропейских набегов 1812 и 1854 годов,имевших целью всемирное порабощение,сначала Всемирному Императору,потом Всемирному Капиталу—разве они не становились этапами грядущего освобождения? То огромное сверхусилие, что остановило в 17 веке движение Всемирно-Европейского Капитализма на русской границе естественно потребовало обращения всех ресурсов евразийского сообщества на цели и усмотрение государства.Это очевидно и понятно.Памятником этой решимости становится Соборное Уложение 1649 года,которым Великорусская Государственность декларировала своё право изымать у небогатых не столько,сколько они могут дать,а столько,сколько нужно,чтобы остановить движение флотов и армий:золотом,кровью и потом…А этого уже не желают ни понимать, ни принимать;это уже покушение на Священные Права,на Неотъемлемые Свободы, на САМУ СОБСТВЕННОСТЬ;этим приходится признавать что-то в народе и государстве,не помещающееся в европейский кругозор.И измочаленная образованщина бросается противопоставить многотерпеливой решимости 1649 года Великую Крестьянскую войну под руководством Степана Разина,вспыхнувшую через 21 год после того…Мол, терпеливы больно—опомнились! Ведь тогда прийдется пересмотреть все представления о русской государственности и её истории;отбросить такие удобные к европейскому сознанию фиговые листочки, прикрывающие причину победы в 1812 году—нация примитивная вследствии своей неразвитости без цивилизованного раскола,разгромила нацию передовую,по своей цивилизованности очень расколотую(спасибо—от Ф.Энгельса);и остановиться перед феноменом Великой Восточной войны:как нация отсталая,раздираемая внутренним социальным конфликтом, выстояла в 3-летнем соперничестве с Олицетворением Всего Цивилизованного Мира,в 10 раз превосходившим по экономической мощи,бесконечно более богатым всеми современнейшими средствами войны,опиравшимся на ресурсы всей планеты.В 1855 году два величайших гения Европы сошлись в мнениях на итоги войны:Ф.Энгельс констатирует,что война зашла в военно-политический пат;О.Бисмарк делает вывод о принципиальной непобедимости России в наличном состоянии мира.Выкрутились,обскакав учителей:Великую Восточную войну объявили Крымской войнишкой;а успешное противоборство со всем «цивилизованно-капиталлистическим» миром—«позорным поражением».И от того уже пошли-поехали своим, «либерально-цивилизованным» путём:утрата над-европейского сверхдержавия;сдача Аляски;экономическая катастрофа 1861-1881 годов…Чем явилась Россия через 200 лет после Соборного Уложения в 1849 году—Первой Сверхдержавой,остановить которую можно только объединением всех других Великих Держав;а разгромить не станет сил и всего мира.Чем стала Россия через 16 лет «либерально-профессорских» реформ? Страной,выплавлявшей стали меньше чем Бельгия и военным флотом, уступавшим Греческому:в итоге чуть было не разбитая в русско-турецкой войне 1877-78 гг.,что старательно скрывают…или объясняют недостаточностью предшествующего погрома,называя последний в то же время «Эрой Великих Реформ». Великорусская Государственность оформлялась как безграничная в своих правах и обязанностях—это принципиально невыносимо предбуржуазному собственническому сознанию, тихонько примеряющему ее вериги на себя.Как следствие,не подозревается и не ставится вопрос о неявном и неочевидном:аккумулируя на себя ресурсы,упования,надежды и…безответную любовь; становясь единственным путём в будущее и социуму,и индивидуальной судьбе, великая евразийская государственность приобретала качество неповторимости, раскрывающейся неожиданности своих неограниченных начал т.е.обретала творческо-художественную камертонность через наличное,оглашаемое «большинством средности» ,к неслышимому запредельному,явленному Единственным;становилась субъектом Искусства. Старый добрый закон диалектики перехода количества в качество: булыжник на дороге не красив и не безобразен,но если он размером в 8 километров—это Эстетически Прекрасная Джомолунгма. Великорусская Государственность открывала неслыханные возможности реализации личности в гениально-неповторимом и в этом отношении могла стать бесконечно проникновенней и к «острому галльскому смыслу» и к «сумрачному германскому гению»,сама по своей природе движение в сверх-обыденное и сверх-человеческое. То,что выглядит противоестественным в щелоке торгашеской трезвости: полная самоотдача делу, не рождающему пятаков—великорусская государственность заявляет условием служения себе. «Служить науке», «служить искусству», «служить человечеству»-- бессмысленно-девальвированные словесные штампы буржуазного словоблудия,украденные у других эпох,столь же неприличные к употреблении в повседневной жизни,как «Марсельеза» в канкане. «Служить», «слуга» в Западном Социуме означение социального падения:вот хотя бы рассказ С.Моэма «На задворках империи»-- высшим званием на Руси в 15-16 веках было «Слуга Государев»,последним его получил царёв шурин Борис Годунов.К 18 веку все титулы на Москве,кроме княжеского, обратились в выслуживаемые звания;в начале 18 века и он стал выслуживаемый;государственное служение позволяет подняться в правах до члена имераторской фамилии:титул «светлейший князь».Лишь японский самурай мог понять русского «воинника»--«служить бы рад…».Это миг освобождения души от обыденного к сверхъестественному через самоуничтожение, переживаемый в экстазе слияния личности с надличностным типологически одинаков,будь то Государь,Честь или Истина—и одинакова тоска по нему неприкаянности дарования. Но объект внимания такой всеобщей тотальности необходимо принимал характер всеобщности, через неё становился общественно усмотренным;раз вынесенный на поверхность общественного внимания,не мог более утонуть.Как специфическая область общественного бытийствования великорусская наука была всецело создана великорусской государственностью—и характерно, если решение о создании Императорской Академии Наук было принято великим Петром,то фактически создала Академию вполне посредственная Екатерина 1 в 1726 году,и это,как и сохранение её в перепетиях дворцовой вакханалии 1725-1741 гг. заслуга уже не конкретного монарха,а несущей его государственности.Плоха или очень плоха была государыня Анна Иоанновна,но деньги на содержание и обучение беспутного пенсионера Академии Михайлы Ломоносова европейским университетам платились. Следует заметить,Наука оформлялась в России минуя Образование и независимо от него,в то время как в Европе Наука вырастала из Образования,кристаллизуясь вокруг университетов как побочное занятие;как бы из остатков времени и средств,если найдется желания и таковых.Это исходно создавало очень тонкую типологическую особенность отечественной науки—она исходно задавалась направленной на поиск Истины в числах, минералах, движении светил, а не тиражирования сословно-корпоративного соответствия.Но государство-Пилат спрашивает «Что есть Истина…» только у Христов…и уже в некоторой готовности услышать нечто новое-иное тому,что оно полагает;на что приноравливается и общество.Великих иностранцев,приглашаемых в Россию, Л.Эйлера, братьев Бернулли, Ф.Миндинга, Х.Гольдбаха несколько удивляло, что приносимые ими европейские формы отношений науки с властью и Элитами воспринимаются в России как «скромность» и «почтительность»--от них как бы ожидали большей смелости или развязности:они-то полагали себя пробавляющейся обслугой,а в них ожидали Учителей.Вот природный свой Михайло Васильевич сразу затрубил в трехтрактирный бас—неприятно,но понятно малообразованной,но вполне русской Елизавете Петровне (талантливая просвещённая немка Екатерина Алексеевна совершенно не поняла, и по началу царствования уволила в отставку 2 мая 1761 года…с тем, чтобы отменить свой указ 14 мая 1761 года,почуствовав,что наступила на какие-то невидимые ей грабли).Поднимая занятие наукой до уровня своего внимания великорусская государственность необходимо поднимала и её служителя ,и в общественном сознании и в социальном положении:государственное признание сословным государством всегда имеет характер сословной приглашённости—отечественный ученый признавался членом дворянского общества,членство в Академиях(Наук и Искусств) в 18 веке приравнивалось к офицерскому званию штабс-капитан т.е.давало потомственное дворянство;что совершенно неслыханно в Европе:в Англии практика присвоения дворянских титулов в научной среде медленно утверждается с середины 19 века,во Франции вводится Наполеоном 1—в обоих случаях как исключительная награда за выдающиеся достижения.В Пруссии национальных гениев проводили по чиновной линии через присвоение чина «тайный советник».Только в России занятие наукой приравняли к подвигу благородного жертвенного сословия войны. Государственное начало лежало и в создании системы образования Нового Времени в Российской империи.Оно создавалось для государственных нужд,не для частных пресуществлений; как механизм формирования национально-лидирующих элит,не профессионализации масс;его выходным продуктом полагался руководитель-управляющий:социальных процессов, политики, войны,науки и образования т.е. дельные администраторы,офицеры,научно-педагогические кадры; в размышлениях Екатерины Великой Новый Человек,преобразующий общество на основах Естественных законов Природы,Разума,Гуманизма, которым и через которого будет реформироваться Россия к Идеалам Просвещения от Монтескье до Вольтера.Это задавало исходные типологические черты отечественного образования.Являясь средством обсуживания государства,оно никогда не пресмыкалось перед рыночно-изменчивой стихией, будучи бюджетным, единым, бесплатным в преобладающий период своего существования. Широта и разнообразие предъявляемых им программ должны были вооружать и оттачивать интеллект возраставших элит;к тому направляло и сочетание гуманитарного и естественно-научного начал,ставшее традиционным для отечественного образования,всегда более оглядывавшегося на канцлера чем на слесаря;и вполне преуспевшего в своём главном предназначении,так что выпускник Нежинского Главного Училища Александр Андреевич Безбородко оказался вполне достаточен к занятию должности личного секретаря у талантливого министра иностранных дел Н.Панина,зоркой императрицы Екатерины 2,руководителя внешней политики,канцлера империи,светлейшего князя;а другой выпускник того же ЛИЦЕЯ стал просто Николаем Васильевичем Гоголем,профессором Санкт-Петербургского Педагогического Института,сочинителем… Приуготовляя к государственной службе,сам процесс получение образования становился формой государственного служения;в том числе и в размышлениях власти.Учащиеся Славяно-Греко-Латинской Академии,планировавшейся сотрудниками царя Федора Алексеевича как несостоявшийся Первый Университет,и студенты Московского Университета 1755 года приравнивались к сержантам и получали их обеспечение,равное 11 рублей в год(3 копейки в день)…Объявление 1728 года «продается подворье малое, а на нём избёнка справная с сенями и печью…да дровяной сарай с сенником и местом для лошади или коровы, за 5 рублей…». Отечественный преподаватель не был принуждаем к поискам зароботка в студенческом кармане, получая жалованье от государственного Министерства Просвещения по общему расписанию чинов империи:например,цензовый преподаватель гимназии в конце 19 века соответствовал гражданскому чину «титулярный советник» или «штабс-капитану» по военной части.Это имело существенное значение и для науки,кроме естественного воспроизводства кадров как стартовая позиция для новиков и убежище для слишком далеко улетевших аутсайдеров,становилось средством содержания Циолковских и Розановых; а Журнал Министерства Народного Просвещения многократно предъявлял обществу достижения отечественной истории, филологии, естествознания.Обращение образования в назойливого попрошайку золотого тельца начиналось только в периоды либеральных поветрий 1860-х,1990-х годов,обращавших систему формирования национальных элит в места приискивания заработка несостоявшимися неудачниками.Определяющий элемент отечественного образования российская классическая гимназия середины 19 века сложилась как предуниверситет и в этом виде осталась идеалом размышлений отечественного образования,предметом его неутолённой ненависти и пламенного обожания;с 1860-х годов с неуёмной страстью пытающегося её похоронить-возродить в несвойственных качествах то «политехнической»,то «средней» ,то «общей»;втискивая в состоявшееся звено проблемы всего Образования и Просвещения: Общего,Профессионального, Специального,Элитарного. |
Наука и государство О внесении изменений в Положение о порядке присвоения ученых званий, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации... | Семинар для участников бэп «Моделирование условий для духовно- нравственного... Циклограмма выполнения работ по созданию продуктов деятельности бэп «Моделирование условий для духовно- нравственного воспитания... | ||
Советское государство и право в годы Гражданской войны (1918–1920 гг.) Государство и право в период либерализации общественных отношений (середина 1950-х – середина 1960-х гг.) | Древнерусское государство – когда и как Но много земель восточных славян еще небыло связано с Киевом, а само Древнерусское государство протянулось сравнительно узкой полосой... | ||
«государство и право в тоталитарном обществе» «Государство и право в тоталитарном обществе» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта... | Программа вступительных испытаний по истории при приеме на обучение по программам бакалавриата Программа вступительных экзаменов по Истории России состоит из основных разделов («Древнерусское государство», «Российское государство»,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: Уяснить, что Древнерусское государство – это раннефеодальное государство IX-XI вв; знать различные точки зрения, в том... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Не только государство воздействует на экономику и предпринимательство, но и предпринимательство, бизнес влияют на государство. Предпринимательство... | ||
Темы Философия Духовная философия + Рационализм. Современные наука и техника Последние научные достижения. + Технические усовершенствования. + «Безумные» идеи. + Альтернативная наука + Нетрадиционная наука... | А тот п федот, да не тот и апу Нахасапимапетилон с эа Многое из того, что мы используем в нашей жизни, имеет своё начало в далёком прошлом. В древности были созданы первые жилища, орудия... | ||
Методические рекомендации тема предмет, метод и периодизация истории... Тема государство и право руси в период феодальной раздробленности (II половина XII середина XVI вв.) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Российская наука» (иброН). Учредителями стали Российская академия наук, национальный исследовательский центр «Курчатовский институт»,... | ||
Тест по теме «Биология – наука о живой природе». Задания с выбором... Настоящее «Положение о Правлении Общества» (в дальнейшем именуемое Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом “Об... | Два кризиса русской государственности: Опричнина и Смутное время Объединение русских земель завершилось, при сыне Ивана III василии III, который княжил в Москве с 1505 по 1533 год. В восточной Европе... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Чем старше становится еврейское государство, чем чаще в его проблемах винят социалистов, которые, как известно, построили государство.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: воспитание у младших подростков мотивации к проявлению осознанного альтруизма в социуме |