Л. А. Исаков. Государство и наука в великорусском социуме





Скачать 315.91 Kb.
НазваниеЛ. А. Исаков. Государство и наука в великорусском социуме
страница1/3
Дата публикации22.07.2013
Размер315.91 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3
Л.А.Исаков. ГОСУДАРСТВО И НАУКА В ВЕЛИКОРУССКОМ СОЦИУМЕ.

Начиная эту тему следует дать более широкое предуведомление нежели проходные фразы к полагаемой фактологии,что тогда-то и тогда-то российская государственность(при Грозных Иоаннах,Петре 1,Елизавете Петровне,Александре 1,Великих и Невеликих Большевиках) открывала университеты,заводила и загоняла в образование,строила лаборатории,посылала экспедиции, скупала раритеты—и это было хорошо,полезно,душеспасительно;а в другую пору тратилась на псарей,конюшни,гардеробы и это было плохо,вредно,губительно…..ну вот хотя бы сейчас.

Должен быть задан и освещён другой вопрос—почему столь велика роль российской государственности на русское общество вообще,а через то и на частно-важное его пресуществление в науке?Ни один прописанный во Всемирной Истории великий государь от Рамзесов до Мао не смог осуществить такого полного преобразования своего общества,которое совершил Петр Великий,изменивший не политику,сам культурно-исторический стереотип великороссов;их общества в этих рамках оставались неизменны как сенатские тоги от Юния Брута до Веспасиана или испанские воротники от Фердинанда Католика до Филиппа 4.

Но почему очень долго,а на уровне традиционно-скрытного взаимодействия и по сей день западная наука пребывает в положении служанки:богословия,экономики,политики,войны—и никогда учителем и наставником общества;тесно,плотно,на уровне позвоночного сознания её субъектов пребывая формой изощренного ремесленничества слесарей по микромиру, водопроводчиков по Млечному Пути.Поднятый Англией из этого состояния Исаак Ньютон знаменует своё пребывание в Палате Лордов двумя интерполяциями:об открытии окон в зале заседаний по случаю начала лета;и о закрытии таковых по наступлении осени—ничего подобного Д.И.Менделееву,будирующему покой общества и сон великих князей прогнозными книгами о будущем России,т.е.квалифицированными прорчествами.Попытка В.Лейбница учить европейских государей вызвала только легкое недоумение, вполне понятное—что это камердинер заговорил…заинтересовался один Петр 1.Можно ли вообразить,чтобы Виет,Гюйгенс,Эйлер будут хаживать во дворцы Генриха 2,Морица Оранского,Фридриха-Вильгельма 1 драть уши пажам, будущим Сюлли,Витсенам,Штейнам,как то Михаил Васильевич Ломоносов при куда как более самодержавной Елизавете Петровне?

Скажем сразу,налицо очевидный диссонанс:самая жестко структурированная общественная регламентация—вспомните сентенции от Фамусова до авторов «новой исторической школы» 1960-х годов—и самый выразительный её эпатаж.

В этом смысле отечественная наука всегда была как-то «невместной» отечественной государственности; всегда являлась требовательней, надменней, спесивей установившихся в Европе рамок. Приглашаемый в Пруссию Г.В.Гегель почтительнейше выспрашивает себе к положенному жалованию некое количество вязанок бесплатных казенных дров—вызываемый в СССР П.Капица заявляет условием переезда Собственный Институт: его зарубежные коллеги от Л.Эйлера до Б.Понтекорво согласны на работу и в указанных…

********

Вполне очевидно,что в условиях «безграничной страны» в самом прямом семантическом смысле этих слов,без укрывающих Вогезов,Альп,Арденн,Аргонн,Пиринеев и Каналов,условием всякого существования,элементарнейших форм бытия,простейшего выживания без развития становится политический фактор, реализуемый государственностью: на Великой Равнине в отсутствии устаноновленной силовой границы общество-народность вымывается бесследно,как растворились в 3-4 поколения исторические скифы, сарматы, готы, хунну, кушаны, тюрки, хазары;мумифицировались в беспамятстве археологических культур носители карасукской, чагандинской, тазабагъябской этноисторических общностей. Только великорусская государственность, пробудившаяся на трагическом переломе 13 века,обратившим в погребальный костер всемирно-доминирующие цивилизации Востока и открывшим пути Западно-Европейскому захолустью—лишь она смогла развить то усилие,что обратило евразийских россов во всемирно-историческую значимость;единственных из всего славянского мира.

В 16-17 веках многократно останавливая и ломая клыки европейского капитализма,вгрызавшиеся в пространства минеральных ресурсов,рабов,рынков,кратчайших торговых путей:под Псковом,Смоленском,Полтавой,Бородином,Севастополем—она стала всемирно-историческим фактором выживания всех евразийских народов;гарантом сохранения «пояса независимости» по периметру своих границ от Валахии до Кореи;как и последних клочков суверенитета в Африке (Эфиопия),Океании(Гавайи,Папуа);впрочем,как и в нескольких эпизодах истории США, изолированных в 1770-х,разбитых в 1814,разваливавшихся в 1861 году.Задолго до Великих Социальных Революций она становится Звездой Надежды и упованием угнетенных народов:7 Русско-Турецких войн 1711-1878 гг.принесли независимость Балканам;в 1857 году от горячих углей севастопольских верков вспыхивает Великое Сипайское Восстание в Индии.Последний правитель Майсура Типпу-Султан и первый революционер Латинской Америки Франсиско Миранда,правитель Кашгара Якуб-бек и император Эфиопии Менелик 2 ищут и находят в ней сочуствие и помощь.А сколько народов получили свободу от Польши?Или США?Хотя бы от Франции?…А само отражение Всеевропейских набегов 1812 и 1854 годов,имевших целью всемирное порабощение,сначала Всемирному Императору,потом Всемирному Капиталу—разве они не становились этапами грядущего освобождения?

То огромное сверхусилие, что остановило в 17 веке движение Всемирно-Европейского Капитализма на русской границе естественно потребовало обращения всех ресурсов евразийского сообщества на цели и усмотрение государства.Это очевидно и понятно.Памятником этой решимости становится Соборное Уложение 1649 года,которым Великорусская Государственность декларировала своё право изымать у небогатых не столько,сколько они могут дать,а столько,сколько нужно,чтобы остановить движение флотов и армий:золотом,кровью и потом…А этого уже не желают ни понимать, ни принимать;это уже покушение на Священные Права,на Неотъемлемые Свободы, на САМУ СОБСТВЕННОСТЬ;этим приходится признавать что-то в народе и государстве,не помещающееся в европейский кругозор.И измочаленная образованщина бросается противопоставить многотерпеливой решимости 1649 года Великую Крестьянскую войну под руководством Степана Разина,вспыхнувшую через 21 год после того…Мол, терпеливы больно—опомнились! Ведь тогда прийдется пересмотреть все представления о русской государственности и её истории;отбросить такие удобные к европейскому сознанию фиговые листочки, прикрывающие причину победы в 1812 году—нация примитивная вследствии своей неразвитости без цивилизованного раскола,разгромила нацию передовую,по своей цивилизованности очень расколотую(спасибо—от Ф.Энгельса);и остановиться перед феноменом Великой Восточной войны:как нация отсталая,раздираемая внутренним социальным конфликтом, выстояла в 3-летнем соперничестве с Олицетворением Всего Цивилизованного Мира,в 10 раз превосходившим по экономической мощи,бесконечно более богатым всеми современнейшими средствами войны,опиравшимся на ресурсы всей планеты.В 1855 году два величайших гения Европы сошлись в мнениях на итоги войны:Ф.Энгельс констатирует,что война зашла в военно-политический пат;О.Бисмарк делает вывод о принципиальной непобедимости России в наличном состоянии мира.Выкрутились,обскакав учителей:Великую Восточную войну объявили Крымской войнишкой;а успешное противоборство со всем «цивилизованно-капиталлистическим» миром—«позорным поражением».И от того уже пошли-поехали своим, «либерально-цивилизованным» путём:утрата над-европейского сверхдержавия;сдача Аляски;экономическая катастрофа 1861-1881 годов…Чем явилась Россия через 200 лет после Соборного Уложения в 1849 году—Первой Сверхдержавой,остановить которую можно только объединением всех других Великих Держав;а разгромить не станет сил и всего мира.Чем стала Россия через 16 лет «либерально-профессорских» реформ? Страной,выплавлявшей стали меньше чем Бельгия и военным флотом, уступавшим Греческому:в итоге чуть было не разбитая в русско-турецкой войне 1877-78 гг.,что старательно скрывают…или объясняют недостаточностью предшествующего погрома,называя последний в то же время «Эрой Великих Реформ».

Великорусская Государственность оформлялась как безграничная в своих правах и обязанностях—это принципиально невыносимо предбуржуазному собственническому сознанию, тихонько примеряющему ее вериги на себя.Как следствие,не подозревается и не ставится вопрос о неявном и неочевидном:аккумулируя на себя ресурсы,упования,надежды и…безответную любовь; становясь единственным путём в будущее и социуму,и индивидуальной судьбе, великая евразийская государственность приобретала качество неповторимости, раскрывающейся неожиданности своих неограниченных начал т.е.обретала творческо-художественную камертонность через наличное,оглашаемое «большинством средности» ,к неслышимому запредельному,явленному Единственным;становилась субъектом Искусства. Старый добрый закон диалектики перехода количества в качество: булыжник на дороге не красив и не безобразен,но если он размером в 8 километров—это Эстетически Прекрасная Джомолунгма. Великорусская Государственность открывала неслыханные возможности реализации личности в гениально-неповторимом и в этом отношении могла стать бесконечно проникновенней и к «острому галльскому смыслу» и к «сумрачному германскому гению»,сама по своей природе движение в сверх-обыденное и сверх-человеческое.

То,что выглядит противоестественным в щелоке торгашеской трезвости: полная самоотдача делу, не рождающему пятаков—великорусская государственность заявляет условием служения себе. «Служить науке», «служить искусству», «служить человечеству»-- бессмысленно-девальвированные словесные штампы буржуазного словоблудия,украденные у других эпох,столь же неприличные к употреблении в повседневной жизни,как «Марсельеза» в канкане. «Служить», «слуга» в Западном Социуме означение социального падения:вот хотя бы рассказ С.Моэма «На задворках империи»-- высшим званием на Руси в 15-16 веках было «Слуга Государев»,последним его получил царёв шурин Борис Годунов.К 18 веку все титулы на Москве,кроме княжеского, обратились в выслуживаемые звания;в начале 18 века и он стал выслуживаемый;государственное служение позволяет подняться в правах до члена имераторской фамилии:титул «светлейший князь».Лишь японский самурай мог понять русского «воинника»--«служить бы рад…».Это миг освобождения души от обыденного к сверхъестественному через самоуничтожение, переживаемый в экстазе слияния личности с надличностным типологически одинаков,будь то Государь,Честь или Истина—и одинакова тоска по нему неприкаянности дарования.

Но объект внимания такой всеобщей тотальности необходимо принимал характер всеобщности, через неё становился общественно усмотренным;раз вынесенный на поверхность общественного внимания,не мог более утонуть.Как специфическая область общественного бытийствования великорусская наука была всецело создана великорусской государственностью—и характерно, если решение о создании Императорской Академии Наук было принято великим Петром,то фактически создала Академию вполне посредственная Екатерина 1 в 1726 году,и это,как и сохранение её в перепетиях дворцовой вакханалии 1725-1741 гг. заслуга уже не конкретного монарха,а несущей его государственности.Плоха или очень плоха была государыня Анна Иоанновна,но деньги на содержание и обучение беспутного пенсионера Академии Михайлы Ломоносова европейским университетам платились.

Следует заметить,Наука оформлялась в России минуя Образование и независимо от него,в то время как в Европе Наука вырастала из Образования,кристаллизуясь вокруг университетов как побочное занятие;как бы из остатков времени и средств,если найдется желания и таковых.Это исходно создавало очень тонкую типологическую особенность отечественной науки—она исходно задавалась направленной на поиск Истины в числах, минералах, движении светил, а не тиражирования сословно-корпоративного соответствия.Но государство-Пилат спрашивает «Что есть Истина…» только у Христов…и уже в некоторой готовности услышать нечто новое-иное тому,что оно полагает;на что приноравливается и общество.Великих иностранцев,приглашаемых в Россию, Л.Эйлера, братьев Бернулли, Ф.Миндинга, Х.Гольдбаха несколько удивляло, что приносимые ими европейские формы отношений науки с властью и Элитами воспринимаются в России как «скромность» и «почтительность»--от них как бы ожидали большей смелости или развязности:они-то полагали себя пробавляющейся обслугой,а в них ожидали Учителей.Вот природный свой Михайло Васильевич сразу затрубил в трехтрактирный бас—неприятно,но понятно малообразованной,но вполне русской Елизавете Петровне (талантливая просвещённая немка Екатерина Алексеевна совершенно не поняла, и по началу царствования уволила в отставку 2 мая 1761 года…с тем, чтобы отменить свой указ 14 мая 1761 года,почуствовав,что наступила на какие-то невидимые ей грабли).Поднимая занятие наукой до уровня своего внимания великорусская государственность необходимо поднимала и её служителя ,и в общественном сознании и в социальном положении:государственное признание сословным государством всегда имеет характер сословной приглашённости—отечественный ученый признавался членом дворянского общества,членство в Академиях(Наук и Искусств) в 18 веке приравнивалось к офицерскому званию штабс-капитан т.е.давало потомственное дворянство;что совершенно неслыханно в Европе:в Англии практика присвоения дворянских титулов в научной среде медленно утверждается с середины 19 века,во Франции вводится Наполеоном 1—в обоих случаях как исключительная награда за выдающиеся достижения.В Пруссии национальных гениев проводили по чиновной линии через присвоение чина «тайный советник».Только в России занятие наукой приравняли к подвигу благородного жертвенного сословия войны.

Государственное начало лежало и в создании системы образования Нового Времени в Российской империи.Оно создавалось для государственных нужд,не для частных пресуществлений; как механизм формирования национально-лидирующих элит,не профессионализации масс;его выходным продуктом полагался руководитель-управляющий:социальных процессов, политики, войны,науки и образования т.е. дельные администраторы,офицеры,научно-педагогические кадры; в размышлениях Екатерины Великой Новый Человек,преобразующий общество на основах Естественных законов Природы,Разума,Гуманизма, которым и через которого будет реформироваться Россия к Идеалам Просвещения от Монтескье до Вольтера.Это задавало исходные типологические черты отечественного образования.Являясь средством обсуживания государства,оно никогда не пресмыкалось перед рыночно-изменчивой стихией, будучи бюджетным, единым, бесплатным в преобладающий период своего существования.

Широта и разнообразие предъявляемых им программ должны были вооружать и оттачивать интеллект возраставших элит;к тому направляло и сочетание гуманитарного и естественно-научного начал,ставшее традиционным для отечественного образования,всегда более оглядывавшегося на канцлера чем на слесаря;и вполне преуспевшего в своём главном предназначении,так что выпускник Нежинского Главного Училища Александр Андреевич Безбородко оказался вполне достаточен к занятию должности личного секретаря у талантливого министра иностранных дел Н.Панина,зоркой императрицы Екатерины 2,руководителя внешней политики,канцлера империи,светлейшего князя;а другой выпускник того же ЛИЦЕЯ стал просто Николаем Васильевичем Гоголем,профессором Санкт-Петербургского Педагогического Института,сочинителем…

Приуготовляя к государственной службе,сам процесс получение образования становился формой государственного служения;в том числе и в размышлениях власти.Учащиеся Славяно-Греко-Латинской Академии,планировавшейся сотрудниками царя Федора Алексеевича как несостоявшийся Первый Университет,и студенты Московского Университета 1755 года приравнивались к сержантам и получали их обеспечение,равное 11 рублей в год(3 копейки в день)…Объявление 1728 года «продается подворье малое, а на нём избёнка справная с сенями и печью…да дровяной сарай с сенником и местом для лошади или коровы, за 5 рублей…». Отечественный преподаватель не был принуждаем к поискам зароботка в студенческом кармане, получая жалованье от государственного Министерства Просвещения по общему расписанию чинов империи:например,цензовый преподаватель гимназии в конце 19 века соответствовал гражданскому чину «титулярный советник» или «штабс-капитану» по военной части.Это имело существенное значение и для науки,кроме естественного воспроизводства кадров как стартовая позиция для новиков и убежище для слишком далеко улетевших аутсайдеров,становилось средством содержания Циолковских и Розановых; а Журнал Министерства Народного Просвещения многократно предъявлял обществу достижения отечественной истории, филологии, естествознания.Обращение образования в назойливого попрошайку золотого тельца начиналось только в периоды либеральных поветрий 1860-х,1990-х годов,обращавших систему формирования национальных элит в места приискивания заработка несостоявшимися неудачниками.Определяющий элемент отечественного образования российская классическая гимназия середины 19 века сложилась как предуниверситет и в этом виде осталась идеалом размышлений отечественного образования,предметом его неутолённой ненависти и пламенного обожания;с 1860-х годов с неуёмной страстью пытающегося её похоронить-возродить в несвойственных качествах то «политехнической»,то «средней» ,то «общей»;втискивая в состоявшееся звено проблемы всего Образования и Просвещения: Общего,Профессионального, Специального,Элитарного.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Л. А. Исаков. Государство и наука в великорусском социуме iconНаука и государство
О внесении изменений в Положение о порядке присвоения ученых званий, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации...
Л. А. Исаков. Государство и наука в великорусском социуме iconСеминар для участников бэп «Моделирование условий для духовно- нравственного...
Циклограмма выполнения работ по созданию продуктов деятельности бэп «Моделирование условий для духовно- нравственного воспитания...
Л. А. Исаков. Государство и наука в великорусском социуме iconСоветское государство и право в годы Гражданской войны (1918–1920 гг.)
Государство и право в период либерализации общественных отношений (середина 1950-х – середина 1960-х гг.)
Л. А. Исаков. Государство и наука в великорусском социуме iconДревнерусское государство – когда и как
Но много земель восточных славян еще небыло связано с Киевом, а само Древнерусское государство протянулось сравнительно узкой полосой...
Л. А. Исаков. Государство и наука в великорусском социуме icon«государство и право в тоталитарном обществе»
«Государство и право в то­талитарном обществе» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Л. А. Исаков. Государство и наука в великорусском социуме iconПрограмма вступительных испытаний по истории при приеме на обучение по программам бакалавриата
Программа вступительных экзаменов по Истории России состоит из основных разделов («Древнерусское государство», «Российское государство»,...
Л. А. Исаков. Государство и наука в великорусском социуме iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: Уяснить, что Древнерусское государство – это раннефеодальное государство IX-XI вв; знать различные точки зрения, в том...
Л. А. Исаков. Государство и наука в великорусском социуме iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Не только государство воздействует на экономику и предпринимательство, но и предпринимательство, бизнес влияют на государство. Предпринимательство...
Л. А. Исаков. Государство и наука в великорусском социуме iconТемы Философия Духовная философия + Рационализм. Современные наука и техника
Последние научные достижения. + Технические усовершенствования. + «Безумные» идеи. + Альтернативная наука + Нетрадиционная наука...
Л. А. Исаков. Государство и наука в великорусском социуме iconА тот п федот, да не тот и апу Нахасапимапетилон с эа
Многое из того, что мы используем в нашей жизни, имеет своё начало в далёком прошлом. В древности были созданы первые жилища, орудия...
Л. А. Исаков. Государство и наука в великорусском социуме iconМетодические рекомендации тема предмет, метод и периодизация истории...
Тема государство и право руси в период феодальной раздробленности (II половина XII середина XVI вв.)
Л. А. Исаков. Государство и наука в великорусском социуме iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Российская наука» (иброН). Учредителями стали Российская академия наук, национальный исследовательский центр «Курчатовский институт»,...
Л. А. Исаков. Государство и наука в великорусском социуме iconТест по теме «Биология – наука о живой природе». Задания с выбором...
Настоящее «Положение о Правлении Общества» (в дальнейшем именуемое Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом “Об...
Л. А. Исаков. Государство и наука в великорусском социуме iconДва кризиса русской государственности: Опричнина и Смутное время
Объединение русских земель завершилось, при сыне Ивана III василии III, который княжил в Москве с 1505 по 1533 год. В восточной Европе...
Л. А. Исаков. Государство и наука в великорусском социуме iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Чем старше становится еврейское государство, чем чаще в его проблемах винят социалистов, которые, как известно, построили государство....
Л. А. Исаков. Государство и наука в великорусском социуме iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: воспитание у младших подростков мотивации к проявлению осознанного альтруизма в социуме


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск