МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Краснодарский университет
СУДЕБНАЯ МЕДИЦИНА
Рабочая учебная программа
030901.65 – Правовое обеспечение национальной безопасности
Специализация – уголовно-правовая
Краснодар
КрУ МВД России
2012
УТВЕРЖДАЮ
Начальник Краснодарского
университета МВД России
генерал-лейтенант полиции
_____________ Ю.А. Агафонов
«______» _____________2012г. СУДЕБНАЯ МЕДИЦИНА
Рабочая учебная программа
профессионального цикла ФГОС ВПО
по направлению подготовки (специальности) 030901.65
Правовое обеспечение национальной безопасности
специализация – уголовно-правовая
узкая специализация – предварительное следствие в органах внутренних дел Квалификация (степень) «специалист»
Краснодар
КрУ МВД России
2012
ББК 58+56.14. Обсуждена и одобрена ученым советом
С 89 Краснодарского университета МВД России
(протокол № от « » 2012 г.)
Составитель: Медведева С.Н. (кафедра криминалистики Краснодарского университета МВД России). Рецензенты:
А.В. Варданян, начальник кафедры криминалистики Ростовского юридического института МВД России, доктор юридических наук, профессор
полковник полиции;
Ю.А. Резников, судебно-медицинский эксперт-танатолог ВУЗ «Бюро МСЭ» ДЗ КК.
С 89 Судебная медицина: Рабочая программа профессионального цикла ФГОС ВПО, по направлению подготовки (специальности) 030901.65 Правовое обеспечение национальной безопасности, специализация – уголовно-правовая,
узкая специализация – предварительное следствие в органах внутренних дел /сост. С.Н. Медведева - Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2012. - 21 с.
Рабочая программа определяет содержание и структуру учебной дисциплины «Судебная медицина», составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 030901.65 – Правовое обеспечение национальной безопасности. Для курсантов, слушателей и студентов Краснодарского университета МВД России.
ББК 58+56.14.
Краснодарский университет МВД России, 2012.
Медведева С.Н., составление, 2012.
1. Цели и задачи дисциплины
Цель дисциплины − изучение курсантами (слушателями, студентами) теоретических и практических вопросов судебной медицины, овладение практическими навыками в объеме, необходимом для успешного выполнения обязанностей специалиста юридического профиля при производстве первоначальных следственных действий, расследовании и раскрытии отдельных видов и групп преступлений. Задачи дисциплины:
− ознакомление курсантов (слушателей, студентов) с правовой регламентацией и организацией судебно-медицинской экспертизы;
− формирование исходных теоретических знаний, общего системного представления о судебной медицине, их основных понятиях и категориях;
− изучение судебно-медицинских средств и методов, используемых в раскрытии и расследовании преступлений;
− овладение тактическими приёмами производства следственных действий, связанных с использованием специальных знаний в области судебной медицины;
− принятие обоснованных решений в пределах должностных обязанностей с учётом объективизации данных на основе знаний судебной медицины;
− овладение умениями грамотного использования специфической судебно-медицинской терминологии при составлении юридических документов. 2. Место дисциплины в структуре ООП: дисциплина «Судебная медицина» является дисциплиной базовой части С.3.1. профессионального цикла.
До изучения указанной дисциплины, курсанты (слушатели, студенты) должны овладеть знаниями, умениями и навыками по следующим дисциплинам: логика, русский язык в деловой документации, теория государства и права, конституционное право России, гражданское право, гражданское процессуальное право, уголовное право, уголовное процессуальное право. В результате изучения указанных дисциплин курсанты (слушатели, студенты) должны знать:
– логические основы юридического мышления (дисциплина «Логика»);
– природу и сущность государства и права, систему права, механизм государства, механизм и средства правового регулирования, реализации права (дисциплина «Теория государства и права»);
– конституционные нормы прямого действия (дисциплина «Конституционное право России»);
– основные положения отраслевых юридических наук, сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов, правоотношений в отдельных отраслях материального и процессуального права (дисциплины «Гражданское право», «Гражданское процессуальное право», «Уголовное право», «Уголовное процессуальное право»);
– уголовно-правовую характеристику отдельных видов преступлений (дисциплина «Уголовное право»). Уметь:
– применять понятия с чётко определённым содержанием; устанавливать логический смысл суждения; пользоваться логическими правилами ведения диалога и дискуссии (дисциплина «Логика»);
– правильно составлять и оформлять юридические документы (дисциплина «Русский язык в деловой документации»);
– оперировать юридическими понятиями и категориями, анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы, принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (дисциплины «Теория государства и права», «Конституционное право России»);
– анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы, принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (дисциплины «Гражданское право», «Гражданское процессуальное право», «Уголовное право», «Уголовное процессуальное право»). Владеть:
– навыками правильного мышления, использования приемов логического построения рассуждений, распознавания логических ошибок, методами логического анализа (дисциплина «Логика»);
– навыками публичного выступления, аргументации, ведения дискуссии и полемики, составления деловых бумаг и служебных документов (дисциплина «Русский язык в деловой документации»);
– юридической терминологией, навыками работы с законодательными и другими нормативными правовыми актами, навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности (дисциплины «Теория государства и права», «Конституционное право России», «Гражданское право», «Гражданское процессуальное право», «Уголовное право», «Уголовное процессуальное право»). Обучающийся должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
− способностью действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, руководствуясь принципами законности и патриотизма (ОК-1), в части, касающейся применения конституционных норм и соблюдения принципа законности (дисциплины «Теория государства и права», «Конституционное право России», «Гражданское право», «Гражданское процессуальное право», «Уголовное право», «Уголовное процессуальное право»);
− способностью к логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению, критическому осмыслению информации, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения (ОК-9), в части, касающейся способности к логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению, критическому осмыслению информации (дисциплины «Логика», «Гражданское право», «Гражданское процессуальное право», «Уголовное право», «Уголовное процессуальное право»);
− способностью осуществлять письменную и устную коммуникацию на русском языке, логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, публично представлять результаты исследований, вести полемику и дискуссии (ОК-14), в части касающейся осуществления письменной и устной коммуникации на русском языке, логически верного, аргументированного и ясного строения устной и письменной речи (дисциплины «Русский язык в деловой документации»). Обучающийся должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
− способностью осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2) (дисциплины «Теория государства и права», «Конституционное право России», «Гражданское право», «Гражданское процессуальное право», «Уголовное право», «Уголовное процессуальное право»);
− способностью разрабатывать и правильно оформлять юридические и служебные документы (ПК-7), в части правильного оформления служебных документов (дисциплина «Русский язык в деловой документации»);
− способностью уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, не допускать и пресекать любые проявления произвола, принимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав (ПК-11), в части уважения чести и достоинства личности, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина (дисциплины «Конституционное право России», «Теория государства и права»);
− способностью правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в процессуальной и служебной документации (ПК-18) (дисциплина «Русский язык в деловой документации»).
Дисциплина «Судебная медицина» относится к дисциплинам, завершающим процесс формирования специалиста 3. Требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
− способностью к логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению, критическому осмыслению информации, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения (ОК-9), в части применения знаний в области судебной медицины;
− способностью осуществлять письменную и устную коммуникацию на русском языке, логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, публично представлять результаты исследований, вести полемику и дискуссии (ОК-14), в части применения знаний в области судебной медицины. В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
− способностью анализировать правоотношения, являющиеся объектами профессиональной деятельности, юридически правильно квалифицировать факты, события и обстоятельства (ПК-3), в части применения знаний в области судебной медицины;
− способностью принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-5), в части применения знаний в области судебной медицины;
− способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК- 6), в части реализации норм в области судебной медицины;
− способностью правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в процессуальной и служебной документации (ПК-18), в части составления документов, отражающих применение знаний в области судебной медицины. В результате изучения дисциплины обучающийся должен знать:
– основные положения, понятия и категории судебной медицины (ОК-9, ПК-3);
– организационно-правовые основы судебно-медицинской экспертизы (ПК-3, ПК-5, ПК-6, ПК-18);
– формы участия судебного эксперта-медика в расследовании преступлений, их права, обязанности и ответственность (ОК-14, ПК-3, ПК-5, ПК-6, ПК-18). Уметь:
– правильно ставить вопросы, подлежащие разрешению, при назначении судебно-медицинской экспертизы (ОК-14, ПК-3, ПК-5, ПК-6, ПК-18);
– анализировать и правильно интерпретировать содержание заключений судебно-медицинского эксперта (ОК-9, ОК-14, ПК-3, ПК-5, ПК-6, ПК-18);
– распознавать телесные повреждения и определять их происхождение (дисциплина «Судебная медицина») (ОК-9, ПК-3, ПК-5, ПК-6). Владеть:
– навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности судебного медика (ОК-9, ОК-14, ПК-3, ПК-5, ПК-6, ПК-18);
– навыками использования судебно-медицинской терминологии при составлении юридических документов и в общении со специалистами (ОК-14, ПК-3, ПК-5, ПК-6, ПК-18);
– составления необходимого перечня вопросов, выносимых на разрешение судебно-медицинской экспертизы (ОК-14, ПК-3, ПК-5, ПК-6, ПК-18).
4. Объем (трудоемкость) дисциплины и виды учебной работы
4.1. Очное отделение
Вид учебной работы
| Всего часов/
зачётных
единиц
| Семестры
| 7
| Аудиторные занятия (всего)
| 36
| 36
| Лекции (Л)
| 20
| 20
| Семинары (С)
| 10
| 10
| Практические занятия (ПЗ)
| 6
| 6
| Лабораторные работы (ЛР)
|
|
| Контрольная работа (КР)
|
|
| Самостоятельная работа (всего)
| 36
| 36
| Самостоятельная работа, обеспечивающая подготовку к аудиторным занятиям:
| 22
| 22
| Подготовка к семинарским (практическим,
лабораторным) занятиям
| 22
| 22
| Практикум
|
|
| Подготовка к контрольной работе
|
|
| Другие виды самостоятельной работы
| 14
| 14
| Курсовая работа
|
|
| Реферат
|
|
| Подготовка к промежуточной аттестации: зачёт
| 14
| 14
| Промежуточная аттестация: зачёт
| 4
| 4
| Общая трудоёмкость: часы
| 72
| 72
| зачётные единицы
| 2
| 2
|
4.2. Заочное отделение
Вид учебной работы
| Всего часов/
зачётных
единиц
| Семестры
|
| Аудиторные занятия (всего)
| 8
| 8
| Лекции (Л)
| 4
| 4
| Семинары (С)
| 2
| 2
| Практические занятия (ПЗ)
| 2
| 2
| Лабораторные работы (ЛР)
|
|
| Контрольная работа (КР)
|
|
| Самостоятельная работа (всего)
| 36
| 36
| Самостоятельная работа, обеспечивающая подготовку к аудиторным занятиям:
| 14
| 14
| Подготовка к семинарским (практическим,
лабораторным) занятиям
| 14
| 14
| Практикум
|
|
| Подготовка к контрольной работе
|
|
| Другие виды самостоятельной работы
| 22
| 22
| Курсовая работа
|
|
| Реферат
|
|
| Подготовка к промежуточной аттестации: зачёт
| 14
| 14
| Промежуточная аттестация: зачёт
| 4
| 4
| Общая трудоёмкость: часы
| 72
| 72
| зачётные единицы
| 2
| 2
| |