Программа дисциплины «Основные криминологические системы»





НазваниеПрограмма дисциплины «Основные криминологические системы»
страница1/4
Дата публикации26.12.2014
Размер0.54 Mb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Право > Программа дисциплины
  1   2   3   4


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГАОУВПО «КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по научной деятельности

_________________ Д.К. Нургалиев

«____» ___________________2012 г.

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Основные криминологические системы»
Цикл ГСЭ


Специальность: 12.00.08 – Уголовное право и криминология;

уголовно-исполнительное право

Казань – 2012
1. Цели освоения дисциплины изучение теоретических и практических аспектов противодействия преступности.
2. Место дисциплины в структуре ООП аспирантуры. Учебная дисциплина «Криминология» взаимосвязана с учебными дисциплинами «Уголовное право. Общая часть», «Уголовное право. Особенная часть», «Уголовно-исполнительное право».
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)
знать:

  • природу и сущность преступности;

  • причины и условия преступности;

  • криминологическую характеристику личности преступника;

  • причины и условия конкретного преступления;

  • сущность, уровни и формы предупреждения преступности;

  • криминологическую характеристику отдельных видов преступности


уметь:

  • оперировать криминологическими понятиями и категориями;

  • анализировать факторы, определяющие сущность преступности, ее причины и условия;

  • разрабатывать рекомендации по предупреждению преступности;


владеть:

  • юридической терминологией;

  • навыками социологических и статистических методов исследований;

  • навыками анализа социально-правовых явлений, юридических фактов, правовых норм, определяющих сущность и направления предупреждения преступности.

  • способностью критически оценивать криминогенные факторы, влияющие на преступность


Демонстрировать способность и готовность:

• к научным исследованиям проблем преступности и противодействию ей,

• к преподавательской деятельности по уголовно-правовой специализации.
Применять полученные знания на практике:

• в процессе разработки рекомендаций по предупреждению преступности в целом ее отдельных видов,

• в процессе криминологического прогнозирования и планирования.
В результате освоения дисциплины формируются компетенции:
Общекультурные:

  • осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания;

  • способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста;

  • владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

  • способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

  • обладание культурой поведения, готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе;

  • нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону;

  • способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;

  • способность анализировать социально значимые проблемы и процессы.


Профессиональные:

  • способность участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности;

  • способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры;

  • способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;

  • владеть навыками подготовки юридических документов;

  • выполнять должностные обязанности по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства;

  • способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

  • способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению;

  • способность выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению;

  • способность правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации;

  • готовность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции;

  • способность преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне;

  • способность эффективно осуществлять правовое воспитание.


4. Структура и содержание дисциплины (модуля)

Рабочая программа дисциплины «Основные криминологические системы» предназначена для аспирантов 1-2 года очной и заочной форм обучения по специальности 12.00.08 – Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право.
Объем дисциплины 50 часов

Форма обучения: очная, заочная.

Количество семестров: 2.






Виды учебных занятий


Количество часов

1 семестр

2 семестр

1.

Всего часов по дисциплине

25

25

2.

Самостоятельная работа

17

18

3.

Аудиторных занятий

7

8




в том числе: лекций

7

8


Содержание разделов дисциплины



Тема

Кол-во

лекционных часов

Самостоятельная работа

1.

Понятие, предмет, метод, система и задачи криминологии.

2

-

2.

История и современное состояние отечествен. И зарубежной криминологии.

2

-

3.

Понятие, признаки и показатели преступности.

2

-

4.

Причины и условия преступности.

2

-

5.

Личность преступника.

2

2

6.

Причины и условия конкретного преступления.

-

1

7.

Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью.

1

2

8.

Предупреждение преступности.

2

2

9.

Социальные негативные явления, обуславливающие преступность, и их предупреждение.

-

2

10.

Организованная преступность.

1

-

11.

Экономическая преступность.

-

2

12

Преступность несовершеннолетних.

-

2

13

Женская преступность.

-

2

14

Криминологическое учение о жертве преступления

-

2

15

Криминологическая характеристика и предупреждение насильственных преступлений и хулиганства

-

2

16

Экологическая преступность и ее предупреждение

-

2

17

Преступления, совершаемые по неосторожности, и их предупреждение

-

2

18

Преступность военнослужащих и ее предупреждение

-

2

19

Преступность в местах лишения свободы и ее предупреждение

-

2

20

Преступность мигрантов и ее предупреждение

-

2

21

Коррупционная преступность и ее предупреждение

1

-

22

Терроризм и его предупреждение

-

2

23

Налоговая преступность и ее предупреждение

-

2

24

Преступления, совершаемые в быту, и их предупреждение

-

2

Итого:

15

35


5. Образовательные технологии

В процессе обучения используется системный метод создания, применения и определения учебной дисциплины с учетом технических, человеческих ресурсов и их взаимодействия.

1. Предметно-ориентированные технологии обучения:

- технология постановки цели

- технология полного усвоения

- технология педагогического процесса

- технология концентрированного обучения

2. Личностно-ориентированные технологии обучения:

- технология обучения как учебного исследования

- технология педагогических мастерских

- технология коллективной мыследеятельности

- технология эвристического обучения

В процессе обучения используются традиционные формы обучения такие как лекция и семинар, а также игровые технологии, компьютерные технологии обучения, деловые игры, диспуты.
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы аспирантов.

Форма контроля:

1 семестр:

Форма текущего контроля: реферат.

Форма итогового контроля: зачет.

2 семестр:

Форма текущего контроля: реферат.

Форма итогового контроля: зачет.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ


  1. Понятие, предмет, задачи и система отечественной криминологии.

  2. Методика криминологических исследований.

  3. Статистические методы, применяемые в криминологии

  4. Понятие, виды и значение статистических группировок.

  5. Виды социологических опросов и их значение в криминологических исследованиях.

  6. Методология отечественной криминологии.

  7. Понятие и признаки преступности.

  8. Показатели преступности.

  9. Региональные особенности преступности.

  10. Понятие латентной преступности.

  11. Методика выявления латентной преступности.

  12. Современное состояние преступности в России.

  13. Понятие причин и условий преступности.

  14. Классификация причин и условий преступности.

  15. Понятие личности преступника. Соотношение социального и биологического в личности преступника.

  16. Криминологическая характеристика личности преступника.

  17. Типология ( классификация ) преступников.

  18. Понятие причин и условий конкретного преступления.

  19. Понятие предупреждения преступности.

  20. Общее предупреждение преступности.

  21. Специальное предупреждение преступности.

  22. Индивидуальное предупреждение преступлений.

  23. Криминологическое планирование. Программа борьбы с преступностью.

  24. Виды криминологических прогнозов.

  25. Методы прогнозирования преступности.

  26. Ситуация - понятие, виды и роль в механизме преступного поведения.


ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ
1.Понятие, предмет, задачи и система отечественной криминологии.

2.Методика криминологических исследований.

3. Статистические методы, применяемые в криминологии

4. Понятие, виды и значение статистических группировок.

5.Виды социологических опросов и их значение в криминологических исследованиях.

6. Методология отечественной криминологии.

7.Понятие и признаки преступности.

8.Показатели преступности.

9.Региональные особенности преступности.

10.Понятие латентной преступности.

11.Методика выявления латентной преступности.

12.Современное состояние преступности в России.

13.Понятие причин и условий преступности.

14.Классификация причин и условий преступности.

15.Понятие личности преступника. Соотношение социального и биологического в личности преступника.

16.Криминологическая характеристика личности преступника.

17.Типология ( классификация ) преступников.

18.Понятие причин и условий конкретного преступления.

19.Понятие предупреждения преступности.

20.Общее предупреждение преступности.

21.Специальное предупреждение преступности.

22.Индивидуальное предупреждение преступлений.

23.Криминологическое планирование. Программа борьбы с преступностью.

24.Виды криминологических прогнозов.

25.Методы прогнозирования преступности.

26.Ситуация - понятие, виды и роль в механизме преступного поведения.

27.История развития криминологии в нашей стране.

28.Социальная среда и формирование личности преступника.

29.Международное сотрудничество в области борьбы с преступностью.

30.История развития зарубежной криминологии.

31.Биологические теории причин преступности.

32.Психологические концепции причин преступности.

33.Предупреждение рецидивной преступности.

34.Правовые основы предупреждения преступности.

35.Социологические теории причин преступности.

36.Криминологическая характеристика пьянства и алкоголизма.

37.Криминологическая характеристика изнасилований.

38.Причины и условия рецидивной преступности.

39.Предупреждение преступлений, совершаемых на бытовой почве.

40.Понятие, причины и условия преступности несовершеннолетних.

41.Предупреждение преступности несовершеннолетних.

42.Понятие, причины и условия экономической преступности.

43.Профессиональная преступность.

44.Предупреждение преступлений органами внутренних дел, прокуратуры и суда .

45.Предупреждение неосторожной преступности.

46.Предупреждение преступности на транспорте.

47.Понятие , причины и условия коррупционной преступности.

48.Понятие, причины и условия организованной преступности.

49.Предупреждение организованной преступности.

50.Женская преступность.

51.Преступность и другие социально- негативные явления.

52.Преступность военнослужащих.

53.Криминологическая характеристика преступности в местах лишения свободы.

54.Понятие, причины и условия неосторожной преступности.

55.Криминологическая характеристика и предупреждение экологических преступлений.

56.Криминологическая характеристика преступлений против собственности.

57.Социологические методы, применяемые в криминологии.

58.Изучение, предупреждение преступности на отдельном объекте.

59.Понятие виктимологии.

60.Криминологическая характеристика убийств.

61.Понятие виктимологической профилактики.

62.Криминологическая характеристика преступлений против государственной власти.

63.Понятие и предупреждение налоговой преступности.

64.Криминологическая характеристика преступлений против общественной безопасности и общественного порядка.

65.Криминологическая характеристика преступлений, совершаемых в семье.

66.Преступность мигрантов и ее предупреждение.

67.Понятие и предупреждение насильственной преступности и хулиганства.

68.Понятие, причины, условия и предупреждение терроризма.

69.Современное состояние преступности в мире.

70.Противодействие коррупционной преступности.

71.Понятие, цели и задачи криминологического прогнозирования.

72.Компьютерная преступность.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ
Тема 1. Понятие, предмет, метод, система и задачи криминологии.

  1. Понятие криминологии как науки и учебной дисциплины. Предмет, элементы предмета криминологии. Место криминологии в системе других смежных научных дисциплин.

  2. Методы криминологии. Методология и методика криминологических исследований.

  3. Система криминологии.

  4. Актуальные задачи криминологии. Внедрение результатов криминологических исследований в практику предупреждения преступлений и борьбы с преступностью.



Тема 2. История и современное состояние мировой и отечественной криминологии.

  1. История возникновения и развития криминологии, ее источники и основные направления развития.

  2. Социологические направления в мировой криминологии. теория факторов преступности. Теория стигматизации («клеймения»). Теория социальной дезорганизации. Теория «конфликта культур». Теория подражания. Теория дифференциальной связи.

  3. Маркс, Энгельс, Ленин и их последователи о генезисе преступности и ее исторической судьбе. Кризис социалистической криминологии и проблема научной и практической значимости ее наследия.

  4. Биологическое и био-социологические направления в мировой криминологии. Теория прирожденного преступника. Наследственные криминологические теории. Психологические теории причин преступности. Конституционная теория. Теория З.Фрейда и неофрейдистские криминологические теории.

  5. Возникновение, развития и современное состояние отечественной криминологии.


Тема 3. Преступность.

  1. Преступность: понятие и признаки.

  2. Показатели преступности.

  3. Источники информации о преступности.

  4. Преступление и преступность, их взаимосвязь. Уголовно-правовые последствия преступлений и социальная «цена» преступности.

  5. Латентная преступность: понятие и виды. Методы и пределы исследования латентной преступности.

  6. Современное состояние и тенденции преступности в современной России и в мире. Региональные особенности преступности в стране.



Тема 4. Причины и условия преступности.

  1. Философские теории причинности и их применение к объяснению причин преступности.

  2. Понятие причин и условия преступности.

  3. Классификация причин и условий (факторных комплексов) преступности.

  4. Изменение факторных комплексов преступности в российской истории и современное их состояние. Системная характеристика криминогенных факторов в современном российском обществе.

  5. Мировые, российские и региональные тенденции преступности, причины соответствующего уровня преступности.


Тема 5. Личность преступника.

  1. Понятие личности преступника. Задачи и значение её изучения в криминологии.

  2. Структура личности преступника. Вопрос о соотношении социального и биологического в структуре личности преступника. Общественная опасность личности преступника и её место в структуре его личности.

  3. Типология личности преступника. Криминологическая характеристика основных типов личности преступника.


Тема 6. Причины и условия конкретного преступления.

  1. Понятие причин и условий конкретного преступления.

  2. Антиобщественная ориентация и установка как причины конкретного преступления.

  3. Криминогенная мотивация как причина преступного поведения.

  4. Условия и механизм неблагоприятного нравственного формирования личности преступника.

  5. Роль конкретной жизненной ситуации в механизме совершения преступления. Непосредственный повод и его роль в детерминации преступного поведения.



Тема 7. Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью.

  1. Понятие криминологического прогнозирования и его значение для организации борьбы с преступностью.

  2. Цели и задачи криминологического прогнозирования.

  3. Виды криминологических прогнозов.

  4. Методика криминологического прогнозирования.

  5. Индивидуальное прогнозирование как процесс познания личности.

  6. Понятие планирования мер предупреждения преступлений. Планы и программы предупреждения преступлений.

  7. Виды программ борьбы с преступностью. Их структура и содержание.

  8. Субъекты криминологического программирования.

  9. Критерии эффективности комплексных и отраслевых программ борьбы с преступностью.


Тема 8. Предупреждение преступности.

  1. Понятие предупреждения преступности. Предупреждение преступности и борьба с преступностью.

  2. Правовая основа предупреждения преступности.

  3. Система мер предупреждения преступности. Общее и специальное предупреждение преступности. Индивидуальное предупреждение преступлений.

  4. Система субъектов предупреждения преступности.



Тема 9. Криминологическая характеристика и профилактика социальных негативных («фоновых») явлений, обусловливающих преступность.

  1. Социальные негативные («фоновые») явления, обусловливающие преступность: понятие, общая криминологическая характеристика и взаимосвязь с преступностью.

  2. Криминологическая характеристика пьянства и алкоголизма.

  3. Криминологическая характеристика токсикомании и токсикотизма.

  4. Криминологическая характеристика наркомании и наркотизма.

  5. Криминологическая характеристика проституции.

  6. Криминологическая характеристика бродяжничества и попрошайничества.

  7. Предупреждение социальных негативных («фоновых») явлений, обусловливающих преступность. Субъекты их предупреждения. Правовые основы предупреждения пьянства, токсикомании, проституции и т.п.



Тема 10. Криминологическое учение о жертве преступления.

  1. Криминальная виктимология как часть виктимологии. Предмет, задачи, система криминальной виктимологии.

  2. Основные понятия криминальной виктимологии: жертва преступления, потерпевший и пострадавший от преступления, связь «преступник-жертва преступления», виктимность и виктимизация.

  3. Криминологическая виктимология как составная часть криминологии.

  4. Личность, поведение и состояние жертвы как составные части предмета криминологической виктимологии.

  5. Классификация жертв преступления по их роли в генезисе преступлений.

  6. Виктимологическая характеристика тяжких и особо тяжких насильственных преступлений против личности.

  7. Виктимологическая характеристика жертв мошенничества.

  8. Виктимологический аспект предупреждения преступлений.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины «Основные криминологические системы» iconРабочая программа дисциплины Организованная преступность: криминологические...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа дисциплины «Основные криминологические системы» iconРабочая программа учебной дисциплины «юридическая клиника» Направление...
Магистерская программа: «Уголовно-правовые и криминологические аспекты таможенной преступности»
Программа дисциплины «Основные криминологические системы» iconРабочая программа дисциплины уголовно-правовые и криминологические...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа дисциплины «Основные криминологические системы» iconВопросы для экзаменов по предмету операционные системы
Основные компоненты компьютерной системы, общая картина функционирования компьютерной системы
Программа дисциплины «Основные криминологические системы» iconПрограмма дисциплины Системный анализ в области ит для направления...
Современное определение ит. Организационно-технические системы. Подсистемы – участники управления предприятием. Общая схема управления....
Программа дисциплины «Основные криминологические системы» iconРабочая программа учебной дисциплины уголовно-правовые и криминологические...
Магистерская программа «Уголовное право, криминология, уголовно-исполнительное право»
Программа дисциплины «Основные криминологические системы» iconОсновные результаты деятельности системы образования городского округа...
Основные направления развития муниципальной системы образования определены в соответствии с общегосударственными, региональными и...
Программа дисциплины «Основные криминологические системы» iconНавыков, воспитательная сторона и пр. Основные вопросы, рассматриваемые...
Наименование дисциплины Информационные системы в профессиональной деятельности
Программа дисциплины «Основные криминологические системы» iconРеферат 4 Содержание 5 введение 6 Глава Основные направления, методы...
Работа посвящена разработке набора тестов для проверки соответствия модуля в составе системы oss техническому заданию
Программа дисциплины «Основные криминологические системы» iconРабочая программа учебной дисциплины системы технологической радиосвязи...
...
Программа дисциплины «Основные криминологические системы» iconПаспорт программы учебной дисциплины «Операционные системы» Область применения
Рабочая программа учебной дисциплины «Операционные системы» является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы...
Программа дисциплины «Основные криминологические системы» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Культурология»
Основные задачи дисциплины – дать студентам основы культурологических знаний, объяснить сущность и структуру культурологии, её функции...
Программа дисциплины «Основные криминологические системы» iconПрограмма дисциплины Государственные и муниципальные доходы
Основные понятия и природа государственных и муниципальных доходов Понятие и классификация доходов бюджетов различ­ных уровней бюджетной...
Программа дисциплины «Основные криминологические системы» iconРабочая программа дисциплины «Микропроцессорные системы»
«Микропроцессорные системы» по специальности 230101. 65 Вычислительные машины, комплексы, системы и сети
Программа дисциплины «Основные криминологические системы» iconРабочая программа Социология наименование дисциплины по учебному...
Цель – дать теоретическое и методологическое обоснование социологии, выявить основные особенности данной области социогуманитарного...
Программа дисциплины «Основные криминологические системы» iconРабочая программа дисциплины административное право Направление подготовки...
Знать основные понятия и термины, используемые в административном праве, уметь объяснить их содержание и применить на практике. Знать...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск