Скачать 0.72 Mb.
|
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины КРИМИНОЛОГИЯ Б.3.21 направление подготовки 030900 Юриспруденция квалификация «бакалавр». Санкт-Петербург 2012 Криминология: рабочая программа. / авт.-сост. Л.Б. Смирнов, М.А. Бизимов, В.П. Топоров – СПб.: ИВЭСЭП, 2012, 62 с. Утверждена на заседании кафедры уголовно-правовых дисциплин и криминалистики протокол № 1 от 11.09.2012 Утверждена и рекомендована к печати Научно-методическим Советом, протокол № 2 от 17.10.2012 Автор-составительдоктор юридических наук, профессор Л.Б. Смирнов старший преподаватель М.А. Бизимов старший преподаватель В.П.Топоров Рецензентыдоктор юридических наук, профессор. С.А. Смирнова кандидат юридических наук, доцент А.Б. Сапельников СПб.: ИВЭСЭП, 2012. 1. Цели и задачи дисциплины: Учебная дисциплина «Криминология» имеет своей целью подготовку квалифицированных юристов, обладающих комплексом необходимых теоретических знаний, обеспечивающих реализацию задач государства по укреплению законности и правопорядка в обществе, охраны и защиты прав и законных интересов человека и гражданина, осуществлению принципов социальной справедливости, глубоко знающих право и умеющих его применять в практической деятельности. 2. Место дисциплины в структуре ООП: Учебная дисциплина «Криминология» входит в раздел «Б.3. Профессиональный цикл. Вариативная часть ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО 030900– «Юриспруденция», квалификация- «бакалавр». Дисциплина «Криминология» относится к дисциплинам гуманитарного цикла. Она логично связана с дисциплинами «Уголовное право», «Уголовный процесс», «Криминалистика», «Юридическая психология», «Уголовно-исполнительное право», «Правоохранительные органы», «Социология» и другими юридическими науками. 3. Требования к результатам освоения дисциплины: Основные задачи учебной дисциплины «Криминология» направлены на формирование следующих компетенций: а) общекультурных (ОК): ОК-1 осознание социальной значимости будущей профессии юриста и обладание достаточным уровнем профессионального правосознания; ОК-2 способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста; ОК-3 владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации; ОК-4 владение знаниями российского законодательства; ОК-5 обладание культурой поведения, готовность к работе в коллективе, освоение этических понятий в профессиональной деятельности юриста ОК-6 иметь нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительное отношение к закону; ОК-7 стремление к саморазвитию, повышение своей квалификации и мастерства; ОК-8 способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач; ОК-9 способность анализировать социально значимые проблемы и процессы; б) профессиональных (ПК): ПК-1 способности участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности; в правоприменительной деятельности: ПК-2 способности осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры; ПК-3 способности обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права; ПК-8 готовности к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства; ПК-9 способности уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; ПК-10 способности выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения; ПК-11 способности осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению; ПК-16 способности давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности; ПК-17 способности преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне; ПК-18 способности управлять самостоятельной работой обучающихся; ПК-19 способности эффективно осуществлять правовое воспитание. Знания, полученные в ходе изучения данной дисциплины, приобретенные умения и навыки помогут при освоении ряда дисциплин вариативной части профессионального цикла, а также для прохождения производственной практики. В результате изучения дисциплины студент должен: Знать:- комплекс необходимых теоретических знаний о месте науки криминологии в системе научного знания, о взаимосвязи криминологии с другими науками (отраслями права, социологией, психологией, экономикой и др.); истории развития криминологии в России; методах криминологических исследований преступности, её основных качественных и количественных характеристиках; причинах индивидуального преступного поведения; личности преступника; теории предупреждения преступности, о системе и субъектах профилактики; организационных, социально-экономических, правовых основах предупреждения преступлений, основных концепциях причин преступности и борьбы с нею, криминологической характеристике экономической преступности и её предупреждении; организованной преступности, её криминологической характеристике; криминологической характеристике профессиональной преступности; преступности несовершеннолетних и её предупреждении; насильственной преступности и её предупреждении; международном сотрудничестве в борьбе с преступностью. Уметь:- исследовать и анализировать закономерности происхождения (генезиса), существования и динамики преступности и отдельных ее видов, их взаимосвязи с другими элементами социальной системы (экономикой, политикой, различными проявлениями социальных девиаций и др.), толковать положения юридической науки и законодательства, учитывать и использовать в правоприменительной деятельности материалы следственной и судебной практики в целях противодействия общества и государства преступным проявлениям и защите от них каждого члена общества, составлять основные документы. Владеть:- культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, знаниями российского законодательства, регламентирующего структуру, функции, полномочия, задачи, организационные основы системы государственных органов, по методике предупреждения и выявления нарушений закона, способам реагирования на нарушения законности. 4. Объем дисциплины и виды учебной работы
5. Содержание дисциплины 5.1. Содержание разделов дисциплины «Криминология» Раздел I ОБЩАЯ ЧАСТЬ Тема 1. Криминология и её предмет. 1. Социально-правовая сущность криминологии. Криминология – наука, предмет которой преступность, ее причины и условия, личность преступника, меры предупреждения преступности. 2. Методологическая основа криминологии - диалектико-материалистический подход к выявлению генезиса преступности и изучению ее причин. Общенаучные и специальные методы криминологии. Сочетание социологического и юридического подходов к исследованию преступности и проблем борьбы с ней. 3. Система криминологии как науки и как учебной дисциплины. Место криминологии в системе других наук. Криминология и другие правовые науки: уголовное, уголовно-процессуальное, исправительно-трудовое, административное право, криминалистика. Связь криминологии с философией, социологией, экономикой, демографией, психологией, психиатрией, педагогикой, статистикой, наукой управления. Тема 2. История криминологии. Ее современное состояние. 1. Зарождение криминологической мысли. Теологические взгляды на преступность и преступников. Периодизация криминологии: классический, позитивистский, плюралистический /современный/ периоды ее развития. 2. Влияние взглядов философов-просветителей Ж.-Ж. Руссо, Ш. де Монтескье, Ф. М. Аруэ (Вольтер) на развитие криминологической мысли. Зарождение основ криминологической теории. Классическая школа криминологии XVIII - первой половины XIX века. Гуманистические идеи в объяснении причин преступности, индивидуального преступного поведения, рационального применения наказания в целях предупреждения преступлений основоположников классической школы криминологии - Ч. Беккариа, И. Бентама, Дж. Говарда. Особенности развития криминологической мысли в России во второй половине XVIII-первой половине XIX века. 3. Позитивистский период развития криминологии (вторая половина XIX-20-е годы XX века). Позитивизм в криминологии. Антропологическое (биологическое) направление в криминологии. Туринская школа. Работа Ч. Ломброзо «Преступный человек» (1876 г.). Теория опасного состояния. Криминологические исследования представителей антропологического направления в России (Д.А. Дриль, Н.А Неклюдов, П.Н. Тарновская). Социологическое направление в криминологии. Развитие теории множественности факторов преступности в работах И. Я.Фойницкого, Е. Н. Тарновского, Г. Тарда. Ф. Листа. Структурно-функциональный анализ в криминологии. Теория социальной дезорганизации (аномии) Э. Дюркгейма. 4. Современный период и основные направления развития криминологии. Неоклассическая школа криминологии. Генетика и преступность. Многофакторный подход. Марксистская теория преступности и развитие отечественной криминологии. Уголовно-социологические теории преступности: социальной дезорганизации (Р. Мертон), теория субкультуры (А. Коэн. Р. Клауорд, Л. Оулин). Социально-психологические теории преступности: теория обучения (Г.-Ю. Айзенк, Г. Траслер), теория дифференциальной ассоциации (Э. Сатерленд, Д. Кресси), теория контроля (А. Рейс, М. Гоулд), социальной связи (Э. Хирш), теория интеракции, теория стигматизации «клеймения» (Р. Куинн и др.). Тема 3. Преступность и ее характеристики. 1. Понятие преступности. Сущность преступности, ее историческая обусловленность и изменчивость. Вопрос о классовом характере преступности: догматическое прошлое и современное понимание. Социальные и правовые свойства преступности. Общественная опасность и массовость преступности. Преступность как статистическая совокупность. Соотношение преступления и преступности. 2. Количественные и качественные характеристики преступности. Состояние, уровень преступности, коэффициенты преступности; общие и специальные коэффициенты преступной активности. Структура преступности, виды преступности. Группы наиболее опасных и распространенных преступлений. Динамика преступности и факторы, влияющие на нее. Латентная преступность, методы ее оценки. Степень латентности. Региональные различия в преступности ("география" преступности). Социальные последствия преступности. Цена преступности. 3. Современное состояние преступности в России. Преступность в России и ее связь с международной преступностью. |
Рабочая программа дисциплины криминология степень выпускника бакалавр... Рабочая программа учебной дисциплины «Криминология» подготовлена Федоровым В. Е., к ф н., доцентом, доцентом кафедры общественных... | Рабочая программа дисциплины «Криминология» Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право юридическим наукам, утвержденной приказом Министерства образования... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «криминология» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части профессионального цикла студентам заочной формы обучения... | Рабочая программа учебной дисциплины «криминология» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части профессионального цикла студентам очной формы обучения... | ||
Рабочая программа дисциплины «криминология» Рабочая программа предназначена для преподавания общепрофессиональной дисциплины студентам 3 курса заочной формы обучения специальности... | Рабочая программа дисциплины криминология специальность: юриспруденция Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Одобрено Рабочая программа дисциплины «Криминология» составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального... | Криминология Предмет криминологии Криминология — «наука о преступлении» ... | ||
Программа курса по дисциплине “Криминология” содержит тематику курса... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс криминология Криминология относится к общетеоретической науке о преступности, ее причинах и условиях, личности преступника, а также о средствах,... | ||
Проблемы установления и реализации уголовной ответственности с учетом... П 42 Криминология: Учеб пособие / Юж. Рос гос техн ун-т. – Новочеркасск: юргту, 2011. – 159 с | Программа дисциплины «Криминология» для направления 030900. 62 «Юриспруденция,... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 030501. 65 «Юриспруденция»... | ||
Рабочая программа дисциплины «Уголовная политика» Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право юридическим наукам, утвержденной приказом Министерства образования... | Рабочая программа дисциплины «Квалификация преступлений» Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право юридическим наукам, утвержденной приказом Министерства образования... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины уголовно-правовые и криминологические... Магистерская программа «Уголовное право, криминология, уголовно-исполнительное право» | Иншаков Сергей Михайлович, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный... Учебник подготовлен в соответствии с программой курса «Криминология» для юридических вузов на основе новейшего законодательства и... |