МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бузулукский гуманитарно-технологический институт
(филиал) федерального государственного
бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Оренбургский государственный университет»
Кафедра уголовного права и уголовного процесса
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета заочного обучения И.М. Дребнева ______________________
«____» __________________ 2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «КРИМИНОЛОГИЯ» Направление подготовки
030900.62 Юриспруденция
(код и наименование направления подготовки)
Общий профиль
(наименование профиля подготовки)
Квалификация выпускника
бакалавр Форма обучения
заочная
Бузулук 2012
Рецензент Ст. преподаватель кафедры уголовного права и уголовного процесса Обухова С.С. Рабочая программа дисциплины «Криминология» /сост. О.В. Курманенко. – Бузулук: БГТИ (филиал) ОГУ, 2012. – 29 с.
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части профессионального цикла студентам заочной формы обучения по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» в 6,7 семестрах.
Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 030900.62 «Юриспруденция», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 мая 2010 г. № 464
Составитель ______________О.В. Курманенко
«____»______________2012 г.
©Курманенко О.В., 2012
©БГТИ (филиал) ОГУ, 2012 Содержание
|
| с.
| 1
| Цели и задачи освоения дисциплины………………………..……………………..
| 4
| 2
| Место дисциплины в структуре ООП ВПО....... ……………………………….….
| 4
| 3
| Требования к результатам освоения содержания дисциплины..............................
| 5
| 4
| Содержание и структура дисциплины....……………………………………….….
| 6
| 4.1
| Содержание разделов дисциплины..........................................................................
| 6
| 4.2
| Структура дисциплины.............................................................................................
| 8
| 4.3
| Практические занятия (семинары)....………………………………………………
| 9
| 4.4
| Самостоятельное изучение разделов дисциплины…………………………….….
| 10
| 5
| Образовательные технологии....................................................................................
| 11
| 5.1
| Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях………………………………………………………………………………
| 11
| 6
| Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации....................................................................................................................
| 12
| 7
| Учебно-методическое обеспечение дисциплины ...................................................
| 19
| 7.1
| Основная литература……………………………………………………….………..
| 19
| 7.2
| Дополнительная литература…………………………………………………...…....
| 20
| 7.3
| Периодические издания.....…………………………………….……………………
| 22
| 7.4
| Методические указания к практическим занятиям ................................................
| 23
| 7.5
| Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий .................................................................................................................
| 23
| 7.6
| Интернет-ресурсы……………………………………………………………….
| 23
|
|
|
| 8
| Материально-техническое обеспечение дисциплины………………..................
| 29
|
| Лист согласования рабочей программы дисциплины………………...................
| 30
|
| Дополнения и изменения в рабочей программе дисциплины………..................
| 27
| 1 Цели и задачи освоения дисциплины Цели освоения дисциплины «Криминология» - формирование у студентов представлений: о проблеме преступности; об истории становления и перспективах развития криминологии как социально-правовой науки; о теоретических положениях, составляющих сущность этой научной и учебной дисциплины; о взаимосвязи криминологии с другими правовыми и общественными науками
Задачи: теоретическое освоение студентами социальных особенностей преступности, борьбы с ней и мер предупреждения конкретных видов преступности; социальных и психологических особенностей потенциальной и реальной жертвы (виктимологические характеристики). Приобретение умения оперировать основными научными категориями, анализировать криминологическую ситуацию в стране, регионе, трудовом или ином коллективе; применять практические методы сбора, обработки и анализа информации о преступности и правовой защищенности различных категорий населения; иметь навыки разработки документов правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации.
2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО Дисциплина «Криминология» является дисциплиной вариативной части профессионального цикла 3.2.5 дисциплин федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению 030900.62 «Юриспруденция» (квалификация - «бакалавр»).
Криминология является комплексной наукой, т.к. она объединяет в себе, кроме юридических, элементы других наук (социологии, философии, экономической науки, психологии, педагогики, демографии и др.). В то же время комплексность криминологии отнюдь не лишает ее самостоятельности, а лишь существенно обогащает ее знания и арсенал средств предупредительного воздействия.
Связь криминологии с другими науками имеет различное содержание. Дело в том, что преступность, ее причины, личность преступника, средства предупреждения преступлений – проблема многоплановая, требующая объединения усилий представителей многих отраслей научных знаний. Предшествующие дисциплины: психология, педагогика, демография, математика и др.).
Все это позволяет констатировать, что криминология связана с фундаментальными общественными науками (прежде всего с философией, социологией, экономикой, политологией); с иными общественными науками (в том числе уголовно-правового цикла); с точными и естественными науками.
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: Криминалистика, Методика расследования отдельных видов преступлений, Квалификация отдельных видов преступлений, Судебная психиатрия, Тактика следственных действий, Преступления против собственности, Теория и практика назначения наказания. 3 Требования к результатам освоения содержания дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки: а) общекультурных (ОК):
осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-3);
способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);
владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11).
б) профессиональных (ПК):
способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);
способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);
способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5;)
способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);
владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);
готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);
способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);
готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);
способен толковать различные правовые акты (ПК-15);
способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);
способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);
способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);
способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- социальные особенности преступности, борьбы с ней и меры предупреждения конкретных видов преступности;
- социальные и психологические особенности потенциальной и реальной жертвы (виктимологические характеристики).
Уметь:
- оперировать основными научными категориями, анализировать криминологическую ситуацию в стране, регионе, трудовом или ином коллективе;
- применять практические методы сбора, обработки и анализа информации о преступности и правовой защищенности различных категорий населения.
Владеть:
- навыками разработки документов правового характера,
- навыками по квалифицированным юридическим заключениям и консультациям.
Приобрести опыт деятельности:
- по осуществлению правовой экспертизы нормативных актов;
- по оформлению основных процессуальных документов.
4 Содержание и структура дисциплины 4.1 Содержание разделов (модулей) дисциплины
№ раздела
| Наименование раздела (модуля)
| Содержание раздела (модуля)
| Форма текущего контроля
| 1
| 2
| 3
| 4
| 1
| Криминология как наука
| Понятие криминологии. Предмет криминологии. Система криминологии. Криминология и другие науки. Задачи криминологии на современном этапе
| Написание реферата
Тестирование
Юридический словарь
Составление схем
| 2
| Преступность и ее характеристики
| Понятие преступности. Латентная преступность и методы ее оценки. Социальные последствия преступности. Причины и условия преступности. Понятие, цели и принципы предупреждения преступлений.
| Тестирование
Юридический словарь
Рубежный контроль
Составление схем
Написание реферата
| 3
| Личность преступника и жертвы преступлений
| Основные черты личности преступника. Классификация личности преступника. Формирование личности преступника.
Понятие, методы, значение виктимологии. Виктимность и ее классификация. Виды криминогенности виктимных личностей. Виктимологическая профилактика.
| Написание реферата
Тестирование
Юридический словарь
Рубежный контроль
Составление схем
Решение задач
| 4
| Виды преступности
| Насильственные преступления
Преступления против собственности Преступления в сфере незаконного оборота наркотиков Преступления против общественной безопасности. Организованная преступность. Преступность несовершеннолетних Рецидивная и профессиональная преступность. Должностная и коррупционная преступность
| Тестирование
Юридический словарь
Коллоквиум
Составление схем
Решение задач
| |