Скачать 171.01 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) ИНЖЕНЕРНАЯ ШколА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)Специальные вопросы организации цифрового телевещания Направление — 210700.68 Инфокоммуникационные технологии и системы связиФорма подготовки – очнаяИнженерная школа Электроники и средств связи курс 2 семестр 3 лекции 8 час. практические занятия 28 час. лабораторные работы всего часов аудиторной нагрузки 36 час. самостоятельная работа 72 час. контрольные работы – не предусмотрено учебным планом курсовая работа не предусмотрена зачет – 3 семестр экзамен не предусмотрен Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Приказ от 29.03.2010 № 238 Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 210700.68 Инфокоммуникационные технологии и системы связи (квалификация (степень) "магистр") Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры Электроники и средств связи, протокол от 10 сентября 2012 г. № 1 Заведующая кафедрой Л.Г. Стаценко Составитель А.Ф.Ломакин I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «_____» _________________ 20___ г. № ______ Заведующий кафедрой _______________________ __________________ (подпись) (И.О. Фамилия) II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «_____» _________________ 20___ г. № ______ Заведующий кафедрой _______________________ __________________ (подпись) (И.О. Фамилия) АННОТАЦИЯ Цель учебной дисциплины «Специальные вопросы цифрового телевещания» - дать студентам, будущим специалистам в области «Радиосвязь, радиовещание и телевидение», комплекс современных знаний о принципах построения систем цифрового эфирного телевидения стандарта DVB-T2, умений и навыков в практике применения положений ГОСТов РФ и нормативных документов Министерства связи РФ по цифровому эфирному телевидению в области сетевого и частотного планирования. Задачи дисциплины: • дать студенту глубокие и систематизированные знания об основных аспектах строительства сетей цифрового телевизионного вещания стандарта DVB-T2; • ознакомить студента с особенностями и критериями сетевого и частотного планирования сетей цифрового телевещания, с основными практическими приемами использования нормативной базы по цифровому телевидению при проектировании и строительстве сетей DVB-T2; • выработать навыки и умение самостоятельно разбираться в многообразии подходов и способах оценок оптимальных параметров одночастотной сети цифрового телевещания; • научить принимать решения по оценке зон обслуживания сети; • рассмотреть роль отдельных государственных и международных нормативных документов в регулировании отрасли цифрового телевидения. Также в задачи входит: изучение международных требований и рекомендаций ITU-R ВТ 601.1, принятых в качестве стандартов современного развития цифрового телевидения, изучение базовой и текущей нормативно-правовой базы DVB-T2 в Российской Федерации, знакомство с международным и отечественным опытом строительства сетей DVB-T2. Методологическая база курса основывается на знаниях, заложенных при изучении обще-профессиональных дисциплин, а также дисциплин ориентированных на подготовку специалистов специальности 210405 -«Радиосвязь, радиовещание и телевидение» направления подготовки специалистов, 210400 - «Телекоммуникации». В качестве методологической базы предполагается использовать материалы европейского института по стандартизации телекоммуникаций ETSI по стандарту DVB-T2 [EN 302 755], спецификации [TS 102 831] и материалы соответствующих голубым книгам консорциума DVB [A122, A133], технические рапорты ETSI по стандарту DVB-T2, ГОСТы РФ и нормативные регламентирующие документы Министерства связи РФ по цифровому телевидению, справочники и учебники по цифровому телевидению. При чтении курса будут использованы материалы рекомендаций консорциума DVB (2012 год) при переходе на новый стандарт вещания. Студенты получают учебные материалы в электронном или распечатанном виде. Курс состоит из лекционных, практических (семинаров) и индивидуальных занятий, самостоятельной работы студентов и завершается итоговым зачетом. Лекционные занятия предназначены для теоретического осмысления и обобщения сложных разделов курса, которые освещаются, в основном, на проблемном уровне. Практические занятия являются аудиторными, проводятся в виде семинаров и предназначены для закрепления и более глубокого изучения определенных аспектов лекционного материала на практике. Предусмотрены выездные занятия на действующие телерадиовещательные станции с цифровым вещанием г. Владивостока. Индивидуальные занятия предполагают работу каждого студента по индивидуальному (групповому) заданию и личный устный или письменный отчет по нему перед педагогом. Самостоятельная работа является внеаудиторной и предназначена для самостоятельного ознакомления студента с определенными разделами курса по рекомендованным педагогом материалам и подготовки к выполнению индивидуальных заданий по курсу. Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения всех видов занятий. Итоговый контроль предназначен для практической комплексной оценки освоения разделов курса и осуществляется путем подготовки студентами ответов на заданные вопросы. Требования к уровню освоения содержания дисциплины В результате изучения дисциплины студенты должны: 1.Знать основные положения и требования стандарта второго поколения цифрового телерадиовещания DVB-T2 и его отличия от стандарта DVB-T и новые возможности организации интерактивных услуг. 2. Знать технические и правовые аспекты построения и эксплуатации одночастотной и многочастотной сети вещания DVB-T2. 3. Разбираться в современных подходах по оценке оптимальных параметров одночастотной сети и многочастотной цифрового телевещания DVB-T2. 4. Ознакомиться с практикой организации различных интерактивных услуг, знать принцип работы и структуру систем условного доступа в цифровом телевидении. 5. Знать основные документы нормативно-правовой базы цифрового телерадиовещания в Российской Федерации и положения Федеральной целевой программы «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы» (Постановление Правительства РФ от 3.12.2009 г. № 985). В результате практического изучения дисциплины студент должен уметь: 1. Уметь пользоваться нормативными документами по сетевому и частотному планированию сетей DVB-T2. 2. Рассчитывать и выбирать критерии, а на их основе оценивать оптимальные параметры сети DVB-T2 в соответствие с нормативными требованиями 3. Определять бюджет канала связи и необходимую мощность цифрового телевизионного передатчика, обеспечивающего требуемую и заданную минимальную напряженность поля в зоне обслуживания. 4. Проводить расчеты гарантированной зоны обслуживания одиночного радиопередатчика цифрового телевещания по методике Р.1546-1 ITU-R для различных стратегий приема сигнала DVB-T2. Перечень форм текущего и итогового контроля по проверке уровня освоения студентом программы дисциплины представлен в рабочей программе дисциплины. Формируемые компетенции: способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2); готовностью осваивать современные перспективные направления развития телекоммуникационных систем и сетей; способностью реализовывать новые принципы построения телекоммуникационных систем различных типов, передачи и распределения информации в сетях связи (ПК-1); способностью к разработке моделей различных технологических процессов и проверке их адекватности на практике; готовностью использовать пакеты прикладных программ анализа и синтеза телекоммуникационных систем и сетей (ПК-2); готовностью осваивать принципы работы, технические характеристики и конструктивные особенности разрабатываемых и используемых сооружений, оборудования и средств связи; способностью к проектированию, строительству, монтажу и эксплуатации технических средств телекоммуникации, направляющей среды передачи информации (ПК-3); готовностью к участию в выполнении программ развития отрасли (организации) связи и информатизации на основе новых технологий; готовностью и способностью участвовать в работе по межотраслевой координации и взаимодействию операторов в области электросвязи и информатизации в части технологий доступа к сетям, передачи трафика и доведения услуг до пользователей; способностью к участию в работе по созданию проектов развития инфокоммуникационной инфраструктуры и отдельных ее элементов (ПК-12);
(8 часов) Раздел I. «Рекомендации МСЭ по переходу аналогового к наземному цифровому телевизионному вещанию» (2час) Тема 1. Особенности перехода аналогового телевидения на цифровой стандарт. Платформы цифрового телевизионного вещания и сети. – 1 час. Тема 2. Требования к телевизионным услугам. Регулирование частотного спектра, цифровой дивиденд. Изменения в наземных телевизионных сетях. Рекомендации МСЭ по переходу к цифровому стандарту телевещания. – 1 час. Раздел II «Принципы организации сетей цифрового телевещания стандарта DVB-T2» (2час) Тема 1. Требования к стандарту DVB-T2 и его отличия от стандарта DVB-T на системном и физическом уровне. – 1 час. Тема 2. Обобщенная схема обработки сигналов в системе DVB-T2, типы транспортных потоков, структура кадра DVB-T2. Организация вещания в стандарте DVB-T2. – 1 час. Раздел III. «Сети цифрового телевещания. Критерии сетевого и частотного планирования сетей цифрового стандарта DVB-T2» (2час) Тема 1. Понятие, основные термины и определения сетевого и частотного планирования. Одночастотные (SFN) и многочастотные (MFN) сети цифрового телевидения – 1 часа Тема 2. Критерии планирования сетей DVB-T2. Оптимальное построение наземной сети цифрового телевещания. - 1 час. Раздел IV. «Основы методики частотного планирования систем цифрового эфирного телевещания». (2час) Тема 1. Основные положения методики частотного планирования, методы и критерии оценки ЭМС. Режимы и параметры излучения телевизионного передатчика. Виды приема сигнала DVB-T2. Нормируемые параметры для оценки ЭМС. Виды расчетов по оценке ЭМС. – 2 час.
Цель практических занятий – на основе рекомендаций Исследовательской комиссии по радиосвязи МСЭ ознакомить студентов с современной методологией и способами оценки качества телевизионного сигнала в зоне обслуживания сетей DVB-T2. Основа учебного материала – Рекомендации МСЭ-R SM.1875 с внесенными в 2011 и 2012 годах редакционными поправками. Занятие №1 Обзор методов расчета зон покрытия телевизионного передатчика-6 час. Семинар-обсуждение, презентация практических расчетов зон покрытия различными методами, решение практической задачи оценки зоны покрытия одиночного передатчика по методике МСЭ Р.13466 Занятие №2 Методы оценки оптимальной мощности телевизионного передатчика для создания необходимой зоны обслуживания. Термины и определения, положения ГОСТа РФ по цифровому эфирному телевидению, планирование сетей DVB-T - 8 час. Семинар-обсуждение, презентация материалов ГОСТа, решение практической задачи определения необходимой мощности основного передатчика для г.Владивостока при создании сети DVB-T2 при различных сценариях приема сигнала Занятие №3 Критерии частотного и сетевого планирования сетей DVB-T2 – 6 час. Семинар-обсуждение результатов исследовательской работы и рекомендаций МСЭ при планировании сетей DVB-T2 Занятие №4 Методы измерения покрытия сетей DVB T и оценка результатов измерений – 8 час. Семинар-обсуждение рекомендаций Исследовательской комиссии по радиосвязи МСЭ по современным методам и способам оценки качества телевизионного сигнала в зоне обслуживания сетей DVB-T.
Контрольные вопросы и задания Раздел I. «Рекомендации МСЭ по переходу аналогового к наземному цифровому телевизионному вещанию»: 1. Назовите особенности перехода аналогового телевидения на цифровой стандарт в Российской Федерации (Основные положения ФЦП «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы». Что понимают под термином цифровой дивиденд? 2. Какие стандарты приняты для наземного цифрового телевидения, какие группы стандартов приняты на европейском уровне? 3. Перечислите основные компоненты и составные части системы производства телепрограмм и их доставки до потребителя? 4. Перечислите возможные концепции внедрения цифрового наземного радиовещания. 5. Расскажите о рекомендуемых параметрах модуляции и кодирования цифрового эфирного телевидения. Какую скорость транспортного потока цифрового сигнала должна обеспечить сеть DVB-T? 6. Расскажите об основных требованиях к цифровым телевизионным услугам (SDTV, HDTV, интерактивное телевидение, качество покрытия). 7. Поясните принцип оценки реальной зоны обслуживания в сетях DVB-T, с какой целью создают одночастотные сети? 8. Назовите отличия в пропускной способности мультиплекса DVB-T и DVB-T2, какие новые возможности для вещателя дает стандарт DVB-T2? 9. Какие типы интерактивных телевизионных услуг можно организовать при эфирном вещании? С помощью каких технических средств они организуются? 10. Расскажите о регулировании частотного спектра на международном и региональном уровне и распределении диапазонов частот. Что включают в понятие частотного плана? 11. Какие изменения в наземных телевизионных сетях необходимо произвести в связи с переходом на цифровой стандарт (центральная ГС, сети распределения, главные передатчики и др.)? 12. Возможности выбора параметров вещания в цифровом эфирном вещании, какими требованиями он определяется? 13. Какие проблемы для телезрителей возникают при переходе на цифровой стандарт? Перечислите факторы улучшения качества приема телевизионных программ. 14. Поясните структуру сети цифрового телевизионного вещания РФ. Раздел II. «Принципы организации сетей цифрового телевещания стандарта DVB-T2»
Раздел III. «Критерии сетевого и частотного планирования сетей цифрового стандарта телевещания DVB-T2»:
Раздел IV. «Основы методики частотного планирования систем цифрового эфирного телевещания»: 1. Дайте определение минимальной используемой напряженности поля DVB-T, минимальной медианной напряженности поля, напряженности поля помехи. В чем отличие идеальной от реальной зоны покрытия вещательной станции? 2. Что понимается под частотным присвоением и частотным выделением для вещательной станции? 3. Расскажите о двух методах оценки ЭМС – «Превышение используемой напряженности поля» и «запас на защиту». 4. Какие параметры излучения телевизионного передатчика нормируются? 5. Дать определение одночастотной сети вещания. От каких параметров сети зависит конфигурация одночастотной сети? 6. Проанализировать последовательность вычислений минимальной медианной напряженности поля на основе понятия «бюджет канала связи». 7. Как рассчитать напряженность поля помехи на станцию DVB-T? 8. Рассказать порядок расчета зоны (идеальной и реальной) покрытия частотного присвоения. 9. При каких условиях и параметрах одночастотной сети отсутствует внутренняя интерференция. VI. ТЕМАТИКА И ПЕРЕЧЕНЬ КУРСОВЫХ РАБОТ И РЕФЕРАТОВ: Не предусмотрены учебным планом VII. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Основная литература:
Дополнительная литература
Интернет-ресурсы
|
Рабочая программа учебной дисциплины пс рпуд пс рпуд Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Рабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины 4 | ||
Рабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины 5 | Рабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины 2 | ||
Рабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины 4 | Рабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины 4 | ||
Учебной дисциплины пс рпуд / рабочая программа учебной дисциплины... Целью дисциплины является получение знаний о правовом регулировании частноправовых отношений международного характера | Рабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины (модуля) 3 | ||
Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Целью дисциплины является формирование у студентов целостного представления о важнейшем разделе современной экономической теории... | Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины корпоративные... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины / ожидаемые результаты образования и компетенции студента... | ||
Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины (модуля) 4 | Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины / ожидаемые результаты образования и компетенции студента... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта... | Рабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) 5 рабочая программа учебной дисциплины «Философия» Дисциплина «Философия» входит в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла |