Скачать 6.07 Mb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации ГОУ ВПО «Иркутский государственный университет» ЧЕТВЕРТЫЕ университетскиЕ социально-гуманитарныЕ чтениЯ 2010 года В трех томах Том 3 МАТЕРИАЛЫ Министерство образования и науки Российской Федерации ГОУ ВПО «Иркутский государственный университет» ЧЕТВЕРТЫЕ университетскиЕ социально-гуманитарныЕ чтениЯ 2010 года В трех томах Том 3 МАТЕРИАЛЫ Иркутск 2010 УДК 009(063) ББК 94л0 Ч 52 Печатается по решению Совета общеуниверситетских кафедр Иркутского государственного университета в соответствии с планом научно-исследовательских работ ИГУ Р е д а к ц и о н н а я к о л л е г и я: А. И. Смирнов (гл. ред.), Л. П. Зимина, Ю. А. Зуляр (науч. ред.), В. Н. Казарин, Н. С. Коноплёв, С. И. Кузнецов, Н. С. Малова, В. В. Монжиевская, Р. Ф. Проходовская Ч Ч 52 етвертые университетские социально-гуманитарные чтения 2010 года. В 3 т. Т. 3 : материалы. – Иркутск : Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2010. – 388 с. ISBN 978-5-9624-0477-6 Данное издание включает в себя материалы Четвертых университетских социально-гуманитарных чтений 2010 года, состоявшихся в г. Иркутске. Опубликованные материалы дают представление об основных направлениях исследований отечественных ученых, исследующих проблемы истории и современного состояния общества и перспективы его развития. В издании представлены работы по истории, географии, философии, лингвистике, юриспруденции, политологии, педагогике, социологии, культурологии, медицине, архивоведению, музееведению, библиотечному делу, теории и практике социальной коммуникации и другим научным дисциплинам. Настоящее издание адресовано широкому кругу профессиональных исследователей, преподавателям высшей и образовательной школ, аспирантам, магистрам, студентам вузов и колледжей, всем интересующимся состоянием и перспективами развития современного российского общества. УДК 009(063) ББК 94л0 ISBN 978-5-9624-0477-6 © ГОУ ВПО «Иркутский государственный университет», 2010 УДК 009(063) ББК 94л0 Т66Ч52 Печатается по решению совета общеуниверситетских кафедр Иркутского государственного университета в соответствии с планом научно-исследовательских работ ИГУ Р е д а к ц и о н н а я к о л л е г и я: Смирнов А. И. (гл. ред.), Зимина Л. П., Зуляр Ю. А. (науч. ред.), Казарин В. Н., Коноплёв Н. С., Кузнецов С. И., Малова Н. С., Монжиевская В. В., Проходовская Р. Ф. Ч52 Четвертые университетские социально-гуманитарные чтения 2010 года. В 3 т. Т. 3 : материалы. – Иркутск : Изд-во Иркут. ун-та, 2010. – с. ISBN Данное издание включает в себя материалы Четвертых университетских социально-гуманитарных чтений 2010 года, состоявшихся в г. Иркутске. Опубликованные материалы дают представление об основных направлениях исследований отечественных ученых, исследующих проблемы истории и современного состояния общества и перспективы его развития. В издании представлены работы по истории, географии, философии, лингвистике, юриспруденции, политологии, педагогике, социологии, культурологии, медицине, архивоведению, музееведению, библиотечному делу, теории и практике социальной коммуникации и другим научным дисциплинам. Настоящее издание адресовано широкому кругу профессиональных исследователей, преподавателям высшей и образовательной школ, аспирантам, магистрам, студентам вузов и колледжей, всем интересующимся состоянием и перспективами развития современного российского общества. ISBN УДК 009(063) ББК 94л0 © ГОУ ВПО «Иркутский государственный университет», 2010 СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ В МЕТОДИКЕ ЛИНГВИСТИКИ И СОЦИОЛОГИИ Сопредседатель: канд. филос. наук, доц. Иркутского государственного университета Н. С. Малова. БАЙДАЕВА Н. Л. РАЗРАБОТКА МИНИ-МОДУЛЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОМПЛЕКСА ТРЕБУЕМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ (НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ «ПРИРОДНЫЕ АНТРОПОГЕННЫЕ КАТАСТРОФЫ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ 2-го КУРСА СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ГЕОГРАФИЯ») Для начала XXI в. характерны изменения в характере самого образования, что проявляется прежде всего в его целях и содержании, направленных на «свободное развитие человека», а также на развитие творческой инициативы, конкурентоспособности, мобильности будущих специалистов. Эти изменения нашли отражение в федеральном законе об образовании. Концепции модернизации российского образования означают, по сути, смену образовательной парадигмы «знания – умения – навыки» на понятие «компетенции» или, точнее, competence-based education. Проблеме компетенций посвящено много работ (Н. Хомский, Р. Уайт, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, И. А. Зимняя и др.), причем разные авторы выделяют разное количество компетенций и компетентностей. Однако все исследователи сходятся в том, что формирование компетентности представляет собой конечный результат процесса обучения. Для разных видов деятельности выделяют различные виды компетенций. Так, например, в языковую компетенцию Совет Европы включает стратегическую, социальную, социолингвиcтическую, языковую и учебную компетентности. В структуру профессионально-педагогической компетенции Н. В. Кузьмина включает 5 видов компетентностей: специальную (профессиональную) компетентность изучаемой дисциплины, социально-психологическую компетентность в области процессов общения, дифференциально-психологическую, методическую и аутопсихологическую. А. К. Маркова выделяет 4 блока в структуре профессиональной компетентности (профессиональные психологические и педагогические знания, профессиональные педагогические умения, профессиональные психологические позиции учителя и личностные особенности). В настоящее время отправной точкой для рассмотрения компетенций являются материалы ЮНЕСКО, где компетенции рассматриваются как желаемый результат образования. Совет Европы определяет 5 ключевых компетенций:
Таким образом, мы видим, что понятие «компетенция» является более широким, чем понятия «знание» или «умение». Хотя знания, умения и навыки входят в понятие компетенции, речь не идет об их сумме. Понятие «компетентность» означает не только когнитивную и операциональную технологическую составляющие, но и мотивационную, социальную и поведенческую. Выделяют 3 группы компетентностей:
Такое рассмотрение компетенций позволяет наметить пути повышения качества образования в общем контексте его гуманизации и определить новую образовательную парадигму, основанную на компетенциях. Это неизбежно ведет к изменению формата самой образовательной программы, что нашло выражение во введении еще одного понятия – модуль или модульное построение содержания и структуры обучающей программы. Под модулем понимается законченная единица образовательной программы, формирующая одну или несколько профессиональных компетенций, сопровождаемая контролем знаний и умений обучаемых на выходе. Соответственно, модульно-образовательная программа представляет собой совокупность и последовательность модулей, направленных на овладение определенными компетенциями, необходимыми для присвоения определенной квалификации обучаемому. Модульная система обучения предполагает начисление каждому студенту в ходе выполнения учебной программы определенное количество кредитов. При начислении кредитов учитывается трудоемкость: аудиторная нагрузка, самостоятельная работа, курсовая работа, подготовка к сдаче зачетов и экзаменов, практика, научно-исследовательская работа и т. д. В таком случае программу обучения можно свести к совокупности модулей. Целью же программы будет приобретение студентами определенных компетенций, средством формирования которых является модуль как самостоятельная единица образовательно-профессиональной программы обучения и как система учета трудоемкости обучения. Другими словами, модуль представляет собой блок информации, включающий в себя логически завершенную единицу учебного материала, целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленной цели. В структуре модуля выделяют три части: 1) система ввода, которая позволяет ориентировать обучаемого на изучение модуля; 2) тело модуля, которое содержит основной дидактический материал и руководство по его использованию; 3) система выхода, которая ориентирует обучаемого на следующий модуль или на возврат к неусвоенному модулю. Достоинством модульной структуры образовательного стандарта является то, что на его основе можно составить множество различных по содержанию образовательных программ и учебных планов, при этом студент может сам выстраивать нужную ему образовательную траекторию. Учебная дисциплина «иностранный язык» представляет собой модуль, который состоит из ряда мини-модулей. Мини-модуль обладает той же структурой, что и модуль, но отличается объемом изучаемого материала, который строго ограничен определенной тематикой. Рассмотрим мини-модуль на примере темы «Катастрофы, вызванные природными и антропогенными факторами» для студентов 2-го курса географического факультета специальности «География». Целью данного мини-модуля, состоящего из серии занятий, является развитие иноязычной коммуникативной компетенции по указанной теме, а также учебно-познавательной и профессиональной поведенческой компетенций. Достижение этой цели предусматривает овладение языковым материалом, развитие и совершенствование рецептивных и продуктивных речевых умений, умений аудирования. В структуре мини-модуля выделяют три части. Первая часть ориентирует студента на изучение темы, которая имеет профессионально-ориентированный характер. На этом этапе обучения формируется языковая компетенция, что происходит во время овладения грамматическим материалом («Условные предложения») и лексическим материалом в объеме 160 слов и словосочетаний по данной теме. Работа может быть организована по-разному. Мы даем студентам необходимый лексический минимум и разработки по грамматике заранее с тем, чтобы, когда начнется непосредственная работа по теме, студенты более свободно ориентировались в изучаемом материале. Если у студентов возникают трудности при самостоятельной работе, их приглашают на консультации. Остановимся кратко на видах заданий вводной части модуля. Для введения в тему студентам предлагается определить тематику, прочитав заголовки статей, соотнести заголовки с серией фотографий, на которых изображены различные стихийные бедствия. Студентам предлагается соотнести фотографии с их краткими описаниями, сделать классификацию бедствий, заполнив таблицу. Затем студентов просят записать наиболее характерные для каждого вида бедствия слова и словосочетания в соответствующей колонке таблицы. Студенты работают в парах, обсуждают свои классификации и лексику, исправляют и дополняют друг друга. Учитывая сложность новой лексики, нельзя избежать работы над совершенствованием навыков письма, фонематического слуха и умений дифференцировать значения слов в зависимости от контекста. Так, например, необходимо пояснить, что существительное fault в контексте изучаемой темы означает «разлом», «сдвиг», тогда как в других контекстах может означать «ошибку», «недостаток»; существительное effect может быть синонимом таких слов, как result и consequence. В других ситуациях оно может переводиться как «воздействие», «действие», «эффект». Существительное effect нельзя путать с глаголом to affect – влиять, воздействовать. Еще один термин, который тоже сложен для усвоения, – drought (засуха), его легко спутать с draught – тяга, осадок (судна), например, vessels of shallow draught. Важно обратить внимание студентов на лексику, описывающую аварийные события и их последствия (разрушения, потери, гибель), причинно-следственные связи, ощущения, чувства, поведение в экстремальных ситуациях, меры предосторожности, защиты, выхода из опасных ситуаций. Для ввода и закрепления лексики можно предложить следующие задания:
Для совершенствования навыков и умений аудирования можно в качестве контроля предложить студентам прослушать правильный вариант. При вводе грамматического материала «условные предложения» мы опираемся на знакомую лексику и одновременно повторяем видо-временные формы английского глагола. Здесь студентам могут быть предложены следующие виды заданий:
Во второй части модуля мы добиваемся достижения основной цели модуля – развития иноязычной коммуникативной компетенции на базе развития речевой компетенции. Работа строится на развитии умений во всех четырех видах деятельности: чтении, говорении, аудировании, письма. Вся работа строится на базе текста, описывающего стихийные бедствия. Здесь могут быть предложены следующие задания:
В третьей части модуля можно провести микроконференцию об одном из последних стихийных бедствий в мире (например, землетрясение в Чили, его последствия, принятые меры помощи пострадавшим, результаты разрушения). Следует отметить, что на каждом этапе работы студенты получают кредиты, которые отражают трудоемкость проводимой работы. Уровень сформированности иноязычной коммуникативной компетентности оценивается на последнем этапе (микроконференция). На последнем этапе работы следует также определить уровень сформированности речевой компетенции, предложив студентам выполнить задания типа:
Наш опыт работы в рамках модульной системы показал, что модульная структура позволяет сделать процесс обучения иностранному языку более гибким, давая студентам возможность выполнять задания в соответствии со своим собственным темпом работы, что, в свою очередь, способствует повышению мотивации к овладению иностранным языком. |
Гоу впо «Иркутский государственный университет» к 90-летию Иркутского... Вторые университетские социально-гуманитарные чтения 2008 года : материалы. – Иркутск : Изд-во Иркут гос ун-та, 2008. – 847 с | Иркутский государственный университет пятые байкальские международные... Байкальские международные социально-гуманитарные чтения. В 4 т. Т. 3 : материалы / фгбоу впо «игу». – Иркутск : Изд-во игу, 2011.... | ||
616. 831 005. 1 + 616. Работа выполнена в гоу впо «Пензенский государственный университет» и гоу впо «Московский государственный медико-стоматологический... | Изучение влияния скорости подъема ковша на долговечность рукояти... Работа выполнена в гоу впо «Уральский государственный горный университет» и в гоу впо «Магнитогорский государственный | ||
Фгбоу впо «Иркутский государственный университет» реферат | Научная школа: Устойчивое развитие социально-экономической системы Гоу впо «российский государственный торгово-экономический университет» новосибирский филиал | ||
Фгоу впо «Орловский государственный аграрный университет», доцент,; Алфеева М. В Гоу впо «Орловский государственный технический университет», студентка | Гоу впо «Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет» Себряковский филиал гоу впо «Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета» | ||
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова Краева К. В. К вопросу о специфике экзаменационного стресса у студентов // Вестник Университета. Государственный университет управления... | Рабочая учебная программа по дисциплине "теория и методика обучения... Составитель: Попова Нина Евгеньевна, к п н., доцент кафедры менеджмента и социально-экономических дисциплин | ||
Российский государственный торгово-экономический университет (гоу впо ргтэу) Подраздел н 74 5 Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский... | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Составитель: к э н. Асеев Роман Михайлович, доцент, кафедра социально-культурного сервиса и туризма | ||
Правила оформления выпускной квалификационной работы в гоу впо «Ярославский... Настоящие правила определяют требования к оформлению и структуре выпускных квалификационных работ, выполняемых выпускниками гоу впо... | Гбоу впо «Иркутский государственный медицинский университет» Гбоу дпо «Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования» | ||
Гоу впо тобольская государственная социально-педагогическая академия... «Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет “лэти” имени В. И. Ульянова (Ленина)» | Гоу впо «Воронежский государственный педагогический университет»... Наименование учреждения: гоу впо «Воронежский государственный педагогический университет» |