Международно-правовое регулирование военного и враждебного воздействия на природную среду





Скачать 140.57 Kb.
НазваниеМеждународно-правовое регулирование военного и враждебного воздействия на природную среду
Дата публикации15.01.2015
Размер140.57 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
Романов А. А.

студент 3 курса юридического факультета

ГОУ ВПО Татарский государственный гуманитарно – педагогический университет, Научный руководитель:

Маммадов У. Ю.

кандидат юридических наук, доцент
Международно-правовое регулирование военного и враждебного воздействия на природную среду.

Загрязнение атмосферы, вод, почв, истощение природных ресурсов затрагивают интересы всех людей, живущих на земле. Устранение последствий негативного воздействия человека на природу, в ряде случаев уже не под силу отдельным государствам и может быть осуществлено лишь на основе широкого международного сотрудничества. Охрана природной среды, в пределах территории государств, в первую очередь это дело самих этих государств, координация их усилий, взаимодействие их экономических, научно-технических потенциалов могут значительно расширить имеющиеся у них возможности и средства и решить экологические проблемы, которые не под силу решить одному или нескольким государствам. Обеспечить международное сотрудничество государств в деле охраны природы можно на основе международных соглашений между ними и с помощью международных организаций, занимающихся проблемами экологии. Охрана природной среды — это проблема не только науки и техники, это также экономическая, социальная и политико-правовая проблема. Огромен ущерб, причиняемый флоре и фауне военными конфликтами, испытаниями оружия.

Кофи Аннан, в послании по поводу Международного дня предотвращения эксплуатации окружающей среды во время войны и вооруженных конфликтов, отметил, что стороны, участвующие в боевых действиях, несут ответственность за соблюдение международных норм и соглашений, таких, как Женевские конвенции, которые регулируют ведение войны. Некоторые из таких норм, как, например, запрещение преднамеренного уничтожения сельскохозяйственных угодий, имеют экологическую направленность. Однако в целом экологические последствия войны игнорируются современными законами. Настало время, для того чтобы мы пересмотрели международные соглашения, касающиеся войн и вооруженных конфликтов, с тем чтобы обеспечить, чтобы они также охватывали как преднамеренное, так и непреднамеренное причинение ущерба окружающей среде.1

Хотя испытания ядерного оружия в атмосфере уже не проводятся, но примеры воздействия ядерного оружия на природу есть. Оно калечит облик земли, приводят к опасному заражению воздуха радиоактивными веществами. Взрыв одного ядерного заряда мощностью в 10 тыс. т в тротиловом эквиваленте, вызывает полное или значительное уничтожение растительности на площади от 400 до 1300 га. А взрыв нейтронной бомбы мощностью в 1 тыс. т в тротиловом эквиваленте на высоте 200 м может уничтожить микроорганизмы на площади 40 га, насекомых — на площади 100 га, растения — на площади 330 га, земноводных и пресмыкающихся — на площади 350 га, многих млекопитающих и птиц — на площади 490 га. Есть и другие способы распространения радиоактивных материалов, например путем распыления. В результате непрерывного использования в больших масштабах радиоэлектронного излучения (в том числе ультракоротких радиоволн, микроволн и т. д.) для обслуживания военных объектов окружающая среда заражается своего рода «электронным смогом». Значительную экологическую проблему породило практикуемое компаниями европейских стран бесконтрольное захоронение радиоактивных и ядовитых химических отходов под землей и на дне океана. Только у берегов Ирландии скопилось сейчас около 50 тыс. т радиоактивных отходов.

Но наибольший ущерб природной среде наносят, конечно, войны, во время которых повсеместно уничтожается и флора, и фауна. Причем если прежде вред, наносимый природе, был как бы побочным следствием войн, то в ходе войны, которую США вели в Индокитае, разрушение окружающей среды впервые в истории человечества стало существенным компонентом военной стратегии государства-агрессора. Армия США применяла различные средства, которые уничтожали растительный покров на огромных территориях с целью лишить противника естественных укрытий, свободы передвижения, а также источников пищи и других предметов снабжения. ЦРУ было инициатором операций по засеву облаков во Вьетнаме, санкционировав проект искусственного вызывания осадков над Сайгоном в 1963 г. Существуют архивные данные, заявление военных о том, что в Юго-Восточной Азии им удавалось вызывать от 2,5 до 17,5 мм осадков. Этими средствами были химические отравляющие вещества, губящие растительность (55 тыс. т гербицидов), массированная и постоянная бомбардировка, широкое использование тяжелых бульдозеров (так называемых римских плугов). Особенно тяжелыми были последствия войны для Южного Вьетнама, на который пришлось около 71% всех фугасных бомб, практически все гербициды и все операции по «расчистке», вернее, уничтожению джунглей, где базировались партизанские отряды. Повсеместно и без разбора уничтожались урожаи сельскохозяйственных культур (по приблизительным оценкам, было уничтожено 400 тыс. га посевных площадей Южного Вьетнама). Такова была тактика «выжженной земли» — умышленное и систематическое уничтожение американским агрессором животного и растительного мира Индокитая. Ущерб, причиненный США флоре и фауне Индокитая, настолько огромен, что и по сей день пагубно сказывается на экономике стран этого региона.

Для обозначения остроты проблемы можно обратиться еще к ряду фактов. Большинство военных конфликтов во второй половине XX века (с 1950 по 2000 годы) происходило в «центрах биоразнообразия» нашей планеты. Около 81% от числа всех военных конфликтов проходило в тропических областях Земли. Именно здесь сосредоточено более половины всех видов растений и около 42% всего видового разнообразия позвоночных нашей планеты. Из 34 «центров биоразнообразия» нашей Земли только 11 избежало военных конфликтов в течение 50 лет. Использование огнестрельного, химического, биологического и ядерного оружия в этих «кладезях жизни» значительно сказалось на видовом разнообразии нашей планеты. Постоянные военные конфликты в разных уголках Африки поставили под угрозу существование горилл, шимпанзе, гиппопотамов и множество других эндемичных видов живых организмов.

Конфликт между НАТО и Югославией спровоцировал гуманитарная катастрофа, которая переросла в экологическую катастрофу. Война разрушала естественные биогеоэкосистемы Югославии. При конфликте в Югославии было использовано немало оружия, которое запрещено международными конвенциями (кассетные бомбы, боеприпасы с обедненным ураном и т.п.). Это оружие было угрозой не для одной военной инфраструктуры. Оно еще в большей степени угрожало жизни граждан и природной среде. В период бомбардировок на Югославию было сброшено около 10 тонн обедненного урана2. Были разбомблены баки с винилхлоридом-мономером (1200 тонн), хлором, гидроокисью натрия (6000 тонн), соляной кислоты (33-процентной - 800 тонн), этилендихлоридом (1500 тонн). Из этого количества только в реку Дунай влилось около 3000 тыс. тонн гидроокиси натрия, 600 т соляной кислоты, 1400 тонн этилендихлорида, значительное количество нефти и нефтепродуктов. Регенерация почв и водоемов, подвергшихся подобному химическому поражению, по отдельным компонентам может даже при интенсивной рекультивации потребовать многих лет, даже десятилетий. Многие загрязняющие вещества оказывают весьма жесткое воздействие на живые организмы, в том числе на человека. Мутагенным действием обладают тяжелые металлы.

Международные правовые акты и международные организации связанные с защитой природной среды. Сохранение природы и окружающей среды неразрывно связано с сохранением мира на Земле. Огромное значение в этом плане имеют международные договоры, направленные на ограничение гонки вооружений и разоружение. Среди них Договор «О запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой» подписанный в Москве 5 августа 1963 года; Договор «О нераспространении ядерного оружия» подписанный в г.г. Москва, Вашингтон, Лондон 1 июля 1968 года; Конвенция «О запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) оружия и об их уничтожении» открытая для подписания в г.г. Москве, Лондоне, Вашингтоне 10 апреля 1972; Договор «О запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения» подписан в г.г. Москве, Лондоне, Вашингтоне 11.02.1971; Конвенция «О запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду» принята 10 декабря 1976 Генеральной Ассамблеи ООН), и многие другие.

В настоящее время действуют более 200 многосторонних и двусторонних международных договоров, которые регулируют сохранение, изучение и использование фауны и флоры. Особенность этих соглашений в том, что их участниками являются не только государства, но и неправительственные международные организации. Множество резолюций, рекомендаций и других документов по охране природы принято различными международными организациями — межправительственными и неправительственными, такими, как Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Охраной природы занимаются также Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК), Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ), Международная морская организация (ИМО), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Межпарламентский союз, Всемирный совет мира и другие представительные международные форумы.

Конвенция «О запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду» была разработана в рамках Комитета по разоружению, принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1976 г. и открыта для подписания в Женеве 18 мая 1977 г. 5 октября 1978 г. она вступила в силу. Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду является договором международного права в области разоружения и служит, в частности, для защиты природной среды во время военных действий. Она запрещает враждебное использование природной среды в качестве средства ведения войны. Ее положения дополняются в значительной мере положениями Дополнительного протокола 1 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г., непосредственно запрещающими нанесение ущерба природной среде в ситуациях вооруженного конфликта.

Дополнительный протокол I от 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г. (ДП I), применяемый в случае международного вооруженного конфликта, содержит два положения о защите природной среды, однако эти положения часто нарушаются во время войны и вооруженных конфликтов (например отравляется почва и убивают животных). Запрещается применять методы или средства ведения военных действий, которые имеют своей целью причинить или, как можно ожидать, причинят обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде (п.3 ст.35). При ведении военных действий проявляется забота о защите природной среды от обширного, долговременного и серьезного ущерба. Такая защита включает запрещение использования методов и средств ведения войны, которые имеют целью причинить или, как можно ожидать, причинят такой ущерб природной среде и тем самым нанесут ущерб здоровью или выживанию населения. Причинение ущерба природной среде в качестве репрессалий запрещается. сохранение природы и окружающей среды неразрывно связано с сохранением мира на Земле (ст. 55 ДП I).

В Статуте Международного уголовного суда 1998 г. также имеются положения, частично повторяющие положения ДП I. В частности, Международный уголовный суд будет обладать юрисдикцией в отношении таких военных преступлений, как умышленное совершение нападения, когда известно, что такое нападение явится причиной [...] обширного, долгосрочного и серьезного ущерба окружающей природной среде, который будет явно не соизмерим с конкретным и непосредственно ожидаемым общим военным превосходством (ст. 8 (2) (b) (iу)).

Защита природной среды в случае вооруженного конфликта предусматривается также, хотя об этом прямо и не говорится, другими нормами и принципами международного гуманитарного права. В частности речь идет о принципах МГП, касающихся ведения военных действий, которым, например, относятся принцип проведения различия между военными и гражданскими объектами при нападениях и принцип соразмерности, запрещающий использование средств и методов ведения войны, наносящих излишний ущерб.

Назначение Конвенции «О запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду» состоит в том, чтобы предотвратить использование окружающей среды в качестве средства ведения войны путем запрещения преднамеренного управления природными процессами, способного привести к таким явлениям, как ураганы, приливные волны или изменение климатических условий.

Государства-участники Конвенции «О запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду» обязуются не прибегать к военному или любому иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия, в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому другому государству-участнику (ст. 1, п. 1).

Кроме того, каждое государство-участник обязуется не помогать, не поощрять и не побуждать любое государство, группу государств или международную организацию к осуществлению деятельности такого рода (ст. 1, п. 2).

К средствам воздействия на природную среду относятся такие средства, которые служат для изменения – путем преднамеренного управления природными процессами - динамики, состава или структуры земли (ст. 2).

Использование средств воздействия на природную среду запрещается, по смыслу статьи 1, при наличии трех условий одновременно, а именно - если такое использование:

• является враждебным;

• приводит к разрушениям, нанесе­нию ущерба или причинению вреда другому государству-участнику;

• имеет широкие, долгосрочные или серьезные последствия.

В пояснительных документах, которые разрабатывались параллельно с Конвенцией, но не были включены в нее, уточняются Условия, касающиеся широких, долгосрочных и серьезных последствий, упоминаемых в статье 1. Для применения Конвенции достаточно наличия всего лишь одного из них. Так, последствия считаются:

• широкими, когда они охватывают пространство площадью несколько сот квадратных километров;

• долгосрочными, когда они продол­жаются в течение нескольких месяцев или одного времени года;

• серьезными, когда они приводят к серьезным или ощутимым нару­шениям, либо причиняют серь­езный или ощутимый вред здоровью человека, природным и экономическим ресурсам или иным богатствам.

В пояснительных документах приводится также неполный перечень явлений, которые могут быть результатом использования средств воздействия на природную среду. Это - землетрясения, цунами, нарушение экологического равновесия в том или ином регионе, изменение атмосферных условий (облачность, осадки, циклоны и ураганы), изменение климатических условий, океанических течений, состояния озонового слоя и ионосферы.

Нарушение Конвенции «О запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду одним из государств-участников». Любое государство-участник, констатирующее, что какое-либо другое государство-участник действует в нарушение обязательств, вытекающих из Конвенции, может подать жалобу в Совет Безопасности ООН. На основании такой жалобы Совет Безопасности имеет право предпринять расследование (ст. 5, п. 3 и 4).

Кроме того, каждое государство-участник обязуется оказывать помощь и поддержку любому другому государству-участнику, которое обратится с такой просьбой, если Совет Безопасности примет решение, что последнее потерпело или может потерпеть ущерб в результате нарушения Конвенции (ст. 5, п. 5).

Конвенция предусматривает национальные меры направленные на её выполнение. Каждое государство-участник обязуется принимать любые меры, которые оно сочтет необходимыми в соответствии со своими конституционными процедурами, по запрещению и предотвращению любой деятельности, противоречащей положениям Конвенции «О запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду», под его юрисдикцией или под его контролем, где бы то ни было (ст. 4).

Так, государства-участники должны запрещать и пресекать в уголовном порядке использование запрещенных средств, имеющее место на его территории, под его юрисдикцией или контролем. Кроме того, они должны предусмотреть экстерриториальное применение уголовных мер в отношении своих граждан.

Защита природной среды в период вооруженных конфликтов не может быть по-настоящему эффективной без всеобщего присоединения к Конвенции и Дополнительному протоколу I от 1977 г. Даже если угроза применения новых средств ведения войны, для предотвращения которой предназначена Конвенция, и не реализуется, говорить о ее полном устранении все равно невозможно. Поэтому присоединение к Конвенции как можно большего числа государств имеет большое значение.

Предотвращение предполагает также распространение информации о существующих нормах. В связи с этим государства-участники призываются к возможно более широкому распространению информации о положениях Конвенции в мирное время.

Помочь в этом государствам могут Инструкции для руководств по военной подготовке, посвященных вопросу защиты природной среды в период вооруженных конфликтов, разработанные Международным Комитетом Красного Креста (МККК) на основе консультаций с группой международных экспертов. Генеральная Ассамблея ООН призвала государства к тому, чтобы они как можно шире распространяли эти инструкции предусматривали соответствующие возможности для их включения в руководства по военной подготовке и в другие правила, предназначенные для личного состава вооруженных сил (Резолюция АG 29/50 от 9 декабря 1994 г.)

Конференция по рассмотрению действия Конвенции. Конвенция предусматривает регулярный созыв конференции государств-участников для рассмотрения действия Конвенции (ст. 8). Такая Конференция уже проводилась в 1984 и 1992 гг.

Консультации, сотрудничество и обмен научной информацией. Государства-участники обязуются консультироваться и сотрудничать друг с другом в решении любых вопросов в отношении целей и выполнения Конвенции (ст. 5, п. 1 и 2). Для этого государства-участники могут созвать консультативный комитет экспертов, функции и правила процедуры которого изложены в приложении к Конвенции.

Помимо этого, государства-участники обязуются способствовать как можно более полному обмену научно-технической информацией об исполь­зовании средств воздействия на природную среду в мирных целях, а также поддерживать экономическое и научное сотрудничество в области сохранения, улучшения и мирного использования окружающей среды (ст. З).

Роль МККК. МККК занимается вопросом защиты природной среды в период вооруженных конфликтов на основании возложенных на него полномочий в области международного гуманитарного права, а также по просьбе Генеральной Ассамблеи ООН.

Организация принимала участие в работе Конференции по рассмотрению действия Конвенции 1992 г., а также в работе других международных форумов, в частности - Конференции в Рио-де-Жанейро 1992 г. После этого МККК организовал три встречи экспертов, посвященные вопросу защиты природной среды в период вооруженных конфликтов.

Занимаясь этой деятельностью, МККК пришел к заключению, что основное внимание следует уделять эффективному выполнению существующих обязательств, а также развитию средств, позволяющих распространять информацию о положениях, касающихся защиты природной среды в период вооруженных конфликтов, и обеспечивать их соблюдение.

Сейчас проблема обеспечения будущности человечества и понимание того, что оно потребует значительных усилий и прежде всего изменения структуры нравов и обычаев, привело к ряду локальных запретов на деятельность людей, заведомо вредную и опасную для развития цивилизации. Человек является творением и одновременно создателем своей окружающей среды, которая обеспечивает его физическое существование и предоставляет ему возможности для интеллектуального, нравственного, социального и духовного развития. Мы должны регулировать свою деятельность во всем мире, проявляя более тщательную заботу в отношении последствий этой деятельности для окружающей среды. Из-за неведения или безразличного отношения мы можем нанести огромный и непоправимый ущерб земной среде, от которой зависят наши жизнь и благополучие. И наоборот, благодаря наиболее полному применению наших знаний и более разумному подходу мы можем обеспечить для себя и для нашего потомства лучшую жизнь в условиях среды, которая в большей степени будет соответствовать потребностям и чаяниям людей.

Ограничение эксплуатации окружающей среды во время войны и вооруженных конфликтов необходимо для предотвращения экологических последствий войн и бессмысленного причинения ущерба экосистемам в стремлении достичь военных целей. Иногда такого ущерба избежать нельзя. Однако зачастую его можно было бы избежать, если бы была проявлена незначительная озабоченность или предосторожность. В целом экологические последствия войны игнорируются современными законами. Настало время, для того чтобы страны мирового сообщества пересмотрели международные соглашения, касающиеся войн и вооруженных конфликтов, с тем чтобы обеспечить предупреждение и ответственность, за преднамеренное и непреднамеренное, причинения ущерба природной среде.

Человек имеет основное право на свободу, равенство и благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь, и несет главную ответственность за охрану и улучшение окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений.
Использованная литература:

  1. Стокгольмская Декларация 16 июня 1972 года;

  2. Дополнительный протокол I от 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г.;

  3. Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду от 10 декабря 1976;

  4. http://www.un.org/russian/sg/messages/2008/env_war_day.shtml Режим доступа свободный.

  5. Послание Генерального секретаря Кофи Аннена в связи с Международным днем предотвращения эксплуатации окружающей среды во время войны и вооруженных конфликтов 6 ноября 2006 года.




1 Послание Генерального секретаря ООН Кофи Аннана в связи с Международным днем предотвращения эксплуатации окружающей среды во время войны и вооруженных конфликтов 6 ноября 2006 года.

2 Доклад ООН о последствиях применения авиацией НАТО боеприпасов с обедненным ураном


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Международно-правовое регулирование военного и враждебного воздействия на природную среду iconЧеловек и ресурсы Земли
Современные масштабы освоения планеты. Освоение новых территорий и акваторий. От естественных ландшафтов к культурным. Естественный...
Международно-правовое регулирование военного и враждебного воздействия на природную среду iconРабочая программа дисциплины Правовое регулирование госслужбы Степень...
Рабочая программа учебной дисциплины «Правовое регулирование госслужбы» подготовлена Яблоковым Е. К., старшим преподавателем кафедры...
Международно-правовое регулирование военного и враждебного воздействия на природную среду iconПрограмма специальногокурс а «Международно-правовое регулирование иностранных инвестиций»
Страны-экспортеры капитала, наоборот, выступают за жесткие ограничения национального контроля в надежде получения бóльших международных...
Международно-правовое регулирование военного и враждебного воздействия на природную среду iconРабочая программа по дисциплине опд. В. 03. Правовое регулирование...
Задачами изучения дисциплины «Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности» являются
Международно-правовое регулирование военного и враждебного воздействия на природную среду iconРабочая программа дисциплины правовое регулирование банковской деятельности...
Рабочая программа учебной дисциплины «Правовое регулирование банковской деятельности» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом...
Международно-правовое регулирование военного и враждебного воздействия на природную среду iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема 1: "Нормативно-правовое регулирование по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей...
Международно-правовое регулирование военного и враждебного воздействия на природную среду iconУчебно-методический комплекс по курсу «Правовое регулирование лизинговой...
Правовое регулирование лизинговой деятельности: рабочая программа /авт сост. Сорокин И. С
Международно-правовое регулирование военного и враждебного воздействия на природную среду iconРабочая программа дисциплины правовое регулирование образовательной...
Рабочая программа учебной дисциплины «Правовое регулирование образовательной деятельности» подготовлена Федоровым В. Е., к ф н.,...
Международно-правовое регулирование военного и враждебного воздействия на природную среду iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Правовое регулирование...
Программа учебной дисциплины «Правовое регулирование государственной и муниципальной службы» 3
Международно-правовое регулирование военного и враждебного воздействия на природную среду iconУчебный план: 38. 04. 01 Экономика: Экономика и правовое регулирование...
Экономика: Экономика и правовое регулирование бизнеса/2 года 5 месяцев озо; 38. 04. 01 Экономика: Экономика и правовое регулирование...
Международно-правовое регулирование военного и враждебного воздействия на природную среду iconКафедра гражданского права и гражданского процесса Пушка Григория...
Выяснить, каким образом предусмотрено гражданско-правовое регулирование залога в законодательстве России и Украины, каковы особенности...
Международно-правовое регулирование военного и враждебного воздействия на природную среду iconЧрезвычайные ситуации на химически опасных объектах с выбросом аварийно...
Чрезвычайные ситуации на химически опасных объектах с выбросом аварийно химически опасных веществ (ахов) в окружающую природную среду:...
Международно-правовое регулирование военного и враждебного воздействия на природную среду iconРабочая программа дисциплины Правовое регулирование предпринимательской...
Рабочая программа дисциплины «Правовое регулирование предпринимательской деятельности» предназначена для магистрантов юридического...
Международно-правовое регулирование военного и враждебного воздействия на природную среду iconРабочая программа по дисциплине «Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности»
Рабочая программа по дисциплине «Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности» составлена в соответствие с требованиями...
Международно-правовое регулирование военного и враждебного воздействия на природную среду iconРабочая программа учебной дисциплины «правовое регулирование рынка ценных бумаг»
Наименование магистерской программы: «Правовое сопровождение бизнеса (бизнес-юрист)»
Международно-правовое регулирование военного и враждебного воздействия на природную среду iconПояснительная записка Цели и задачи дисциплины Целью изучения дисциплины...
Гладун Е. Ф. Административно-правовое регулирование охраны окружающей среды. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск