МИНОБРНАУКИ РОССИИ
АЛАТЫРСКИЙ ФИЛИАЛ
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Чувашский государственный университет имени И.Н.Ульянова»
Факультет управления и экономики
Кафедра Высшей математики и информационных технологий
ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ
группа ЗАФТ – 03 – 11
3 курс (5 семестр)
Преподаватель: асс. Турайкина Е.В.
Алатырь 2013
ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ Методические указания по выполнению контрольной работы Введение
Дисциплина «Теория решения творческих задач» относится к циклу общепрофессиональных и естественнонаучных дисциплин. Изучение дисциплины предусмотрено Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, регламентирующими процесс подготовки бакалавров по специальности 010500 «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем». В соответствии с этими же стандартами данная дисциплина должна быть обеспечена практикумом.
Целью дисциплины «Теория решения творческих задач» является изучение основ ТРИЗ-педагогики, решение «открытых» задач, что способствует развитию творческих способностей студентов, активизации творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности, формированию качеств творческой личности. Общие методические указания
Контрольная работа выполняется в письменном виде в виде реферата. Реферат, как и любой документ пишется и оформляется в соответствии с определенными стандартами, в России — ГОСТов.
Тема реферата выбирается из таблицы1. Изменять тему возможно только по договоренности с преподавателем. При работе над рефератом рекомендуется использовать не менее 4—5 источников.
Содержание реферата:
•Определить и выделить проблему
•На основе первоисточников самостоятельно изучить проблему
•Провести обзор выбранной литературы
•Логично изложить материал
Рекомендуемая структура реферата:
Введение — излагается цель и задачи работы, обоснование выбора темы и её актуальность. Объём: 1—2 страницы.
Основная часть — точка зрения автора на основе анализа литературы по проблеме. Объём: 12—15 страниц.
Заключение — формируются выводы и предложения. Заключение должно быть кратким, четким, выводы должны вытекать из содержания основной части. Объём: 1—3 страницы.
Список используемой литературы.
В реферате могут быть приложения в виде схем, анкет, диаграмм и прочего. При необходимости можно использовать специальные пакеты математических программ, например Mathcad и другие.
Перечень дисциплин, знание которых необходимо для изучения данной дисциплины:
№ п/п
| Наименование дисциплины
| Разделы (темы), усвоение которых необходимо для изучения данной дисциплины
| 1
| Математический анализ
| Понятие функции. Преобразование графиков функций.
| 2
| Алгебра и теория чисел
| Системы линейных уравнений
| 3
| Системы компьютерной математики
| Построение графиков функций
|
Контрольную работу необходимо представить в сроки, указанные в учебном графике. Работы, не отвечающие требованиям методических указаний, не засчитываются. Таблица 1. Темы рефератов
| ФИО студента
|
Тема реферата
| 1
| Агеева Наталья Николаевна
| «Занимательные задачи и математические игры. Математические ребусы».
| 2
| Базин Евгений Алексеевич
| «Занимательные задачи и математические игры. Задачи-сказки».
| 3
| Богаткин Дмитрий Александрович
| «Занимательные задачи и математические игры. Задачи в стихотворной форме»
| 4
| Головина Марина Александровна
| «Решение «открытых» задач. Преобразование графиков функций, с иллюстрацией на основных элементарных функциях».
| 5
| Громов Сергей Владимирович
| «Решение «открытых» задач. Найти сторону треугольника, если даны две другие стороны и угол, прилежащий к одной из сторон».
| 6
| Дергунова Елена Федоровна
| «Решение «открытых» задач. Алгебраические уравнения с параметрами».
| 7
| Еремина Надежда Алексеевна
| «Решение «открытых» задач». Тригонометрические уравнения с параметрами».
| 8
| Исаев Владимир Алексеевич
| «Занимательные задачи и математические игры. Задачи со спичками».
| 9
| Кандратьева Ирина Геннадьевна
| «Понятие «сильного» мышления».
| 10
| Киреев Сергей Андреевич
| «Решение «открытых» задач. Алгебраические неравенства с параметрами».
Провести исследование на решимость и число уравнений.
| 11
| Кондакова Татьяна Юрьевна
| «Основные положения «Теории развития творческой личности».
| 12
| Малькевич Александра Викторовна
| «Применение ТРИЗ-педагогики в различных предметных областях».
| 13
| Облаков Александр Геннадьевич
| «Решение «открытых» задач. Конструкторские задачи».
| 14
| Рябов Александр Юрьевич
| «Решение «открытых» задач. Прогнозные задачи».
| 15
| Швецова Лариса Павловна
| «Принципы конструирования уравнений и неравенств различного типа».
| 16
| Шевченко Евгений Алексеевич
| «Решение «открытых» задач. Функция целая часть числа и связанные с ними задачи».
Провести исследование на решимость и число уравнений.
| 17
| Шереметьев Владислав Павлович
| «Решение «открытых» задач. Функция дробная часть числа и связанные с ними задачи».
Провести исследование на решимость и число уравнений.
|
Рекомендуемая основная литература для выполнения контрольной работы:
№
| Название
| Количество единиц в библиотеке
| 1
| Альтшуллер Г.С. Найти идею: Введ. в теорию решения изобретат. задач / Альтшуллер Г.С. - 3-е изд, доп. - Петрозаводск: Скандинавия, 2003. - 237с.
| 40
| 2
| Орлов М. Основы классической ТРИЗ. Практическое руководство для изобретательного мышления. – М.: Солон-Пресс, 2008. – 432 с.
| e.lanbook.com
| 3
| Шоркина Л.В. Конструирование математических задач: учеб.-метод. комплекс / Л.В. Шоркина, А.В. Мерлин, Н.И. Мерлина. – Чебоксары: ЧувГУ, 2007. – 47 с.
| 10
|
Рекомендуемая дополнительная литература для выполнения контрольной работы:
№
| Название
| Количество единиц в библиотеке
| 1
| Гин А. А. Приемы педагогической техники. — М.: «Вита-Пресс», 1999. – 88 с.
| e.lanbook.com
| 2
| Викентьев И.Л., Кайков И.К. Лестница идей. Основы ТРИЗ в примерах и задачах. Новосибирск, 1992. – 231 с.
| e.lanbook.com
| 3
| Гин А. А. Педагогика + ТРИЗ. Выпуск 6. М.: «Вита-пресс», 2001. – 80 с.
| e.lanbook.com
| 4
| Викентьев И.Л. Приёмы рекламы и public relations: 215 примеров, 130 учебных задач и 18 практических приложений. СПб.: Издательство "ТРИЗ-ШАНС", 1999. – 324 с.
| e.lanbook.com
| 5
| Гин А. А. Задачки-сказки от кота Потряскина. — М.: «Вита-Пресс», 2002. – 176 с.
| e.lanbook.com
| 6
| Мерлин А.В., Мерлина Н.И. Нестандартные задачи по математике в школьном курсе: Конспект лекций. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 1997. – 64 с.
| e.lanbook.com
| 7
| Меерович М.И. Теории решения изобретательских задач / М.И. Меерович, Л.И. Шрагина – Минск: Харвест, 2003. – 428 с.
| e.lanbook.com
| 8
| Гин А. А. Педагогика + ТРИЗ. Выпуск 6. М.: Вита-пресс, 2001. - 80 с.
| e.lanbook.com
| 9
| Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ: Тез. докл. IV междунар. науч-практ. конф. (Челябинск, 25-27 июня 2001 г.). - Челябинск: ИИЦ “ТРИЗ-инфо”, 2001. - 150 с.
| e.lanbook.com
| 10
| Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука: Теория решения изобретат. задач / Альтшуллер Г.С. - 2-е изд., доп. - Петрозаводск: Скандинавия, 2004. - 205с.
| 42
| 11
| Тихоненко И.Г. Загадки для недовольных: Методы решения изобретательских задач. – Омск: 2001. - 41 с.
| e.lanbook.com
| 12
| Эвристика: Метод. указ. к решению творч. техн. Зад / Сост. Аминов Р.Б., Воронина Э.П., Михайлов В.А., Сергеев С.Н. и др. – Чебоксары: Чуваш. гос. ун-т, 2001. - 60 с.
| e.lanbook.com
| 13
| Орлов М. Основы классической ТРИЗ. Практическое руководство для изобретательного мышления. – М.: Солон-Пресс, 2008. – 432 с.
| e.lanbook.com
| 14
| Толмачев А.А. Диагноз: ТРИЗ. М.: Коста, 2004. – 496 с.
| e.lanbook.com
| 15
| Семенов А.И. Задачи, содержащие целую и дробную части числа. Якутск: Кудук, 2000 – 28 с.
| e.lanbook.com
| 16
| Плис А.И., Сливина Н.А. MathCAD 2000: Математический практикум для экономистов и инженеров: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 655 с.
| 1
| 17
| Агаков В.Г. Элементарная математика и начала анализа: учебное пособие / В.Г. Агаков; [отв. Ред. Н.Д. Поляков]; Чуваш. гос. ун-т им. И.Н. Ульянова. – 6-е изд., доп. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2005. – 335 с.
| 5
| 18
| Кулагин Е.Д. Словарь-справочник по математике: Самоподготовка в вуз. – М.: Гелиос АРВ, 2003. – 160 с.
| 40
|
Интернет-ресурсы:
www.altshuller.ru;
http://www.trizland.ru;
www.trizway.com;
www.triz-chance.ru;
www.trizminsk.org;
trizinfo.by.ru;
www.eidos.ru;
www.ratriz.ru;
trizfido.narod.ru;
http://www.metodolog.ru/instruments.html;
http://lib.rus.ec/b/106707/read.
Примерный перечень вопросов к экзамену
Предмет, цели и задачи дисциплины.
История цифровых и символьных вычислений.
Возникновение средств связи и передача сообщений.
Достоверность передаваемых сообщений.
Развитие теории кодирования.
Понятие помехоустойчивого кодирования.
Прикладные аспекты теории кодирования.
Понятие информации.
Формы представления информации.
Символьная информация. Знаки.
Графическая информация.
Сообщение и информация.
Правило интерпретации.
Языковые сообщения.
Информационные меры.
Структурная мера информации.
Непрерывная и дискретная информация.
Геометрическая мера информации.
Комбинаторная мера информации.
Аддитивная мера информации.
Статическая мера информации.
Семантическая мера информации.
Понятие о спектре непрерывных сообщений.
Дискретизация непрерывных сообщений.
Обобщенный канал передачи информации.
Пропускная способность канала передачи данных.
Информационная модель канала.
Пропускная способность дискретного канала без помех.
Пропускная способность дискретного канала с помехами.
Пропускная способность непрерывного канала с помехами.
Пропускная способность передачи информации и ее согласования с потоком информации от источника.
Шенноновская модель дискретного канала и его пропускная способность.
Классификация кодов.
Основные характеристики кодов.
Корректирующая способность.
Связь корректирующей способности кода с кодовым расстоянием.
Определение количества корректирующих символов.
Избыточность.
Понятие минимального кодового расстояния.
Коды с обнаружением ошибок (коды с четным количеством единиц, коды с удвоением единиц, инверсный код).
Разрешенные и запрещенные комбинации.
Способы разбиения на подмножества.
Принцип построения кодов Хэмминга для коррекции одиночных и обнаружения двоичных ошибок.
Корректирующие свойства кода Хэмминга.
Основные принципы построения кодов Грея.
Определение циклического кода.
Циклические коды: порождающий полином.
Циклические коды: порождающая матрица.
Код БЧХ.
Информация как объект юридической и физической защиты.
Государственные информационные ресурсы.
Защита государственной тайны как особого вида защищаемой информации.
Защита интеллектуальной собственности и коммерческой тайны.
Нормативно-правовая база защиты компьютерных сетей от несанкционированного доступа.
Компьютерные преступления и особенности их расследования.
Основные понятия и определения.
Понятие криптографического протокола. Основные типы протоколов.
Классы преобразований: подстановки, перестановки, гаммирование, блочные шифры.
Цифровой дайджест и хэш-функция.
Подстановочные и перестановочные шифры. Шифры Цезаря, Виженера, Вернома.
Электронная цифровая подпись: основные понятия и определения.
Электронная подпись на основе алгоритма RSA.
Алгоритм цифровой подписи Эль-Гамаля (EGSA). Алгоритм цифровой подписи DSA.
Отечественный стандарт цифровой подписи.
|