|
| ПРОЕКТ
|
|
|
|
|
| Правительство Российской Федерации
| Санкт-Петербургский государственный университет
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| П Р И Л О Ж Е Н И Е
| ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ
|
| 021300 Картография и геоинформатика
|
|
| САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
| ПО УРОВНЮ
| ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
| «БАКАЛАВРИАТ»
|
|
| Санкт-Петербург
| 2011
|
| Настоящее приложение к образовательному стандарту Санкт-Петербургского государственного университета разработано на основании образовательного стандарта Санкт-Петербургского государственного университета по уровню высшего профессионального образования «бакалавриат», утверждённого приказом ____________________________________________________, с учётом требований федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 021300 Картография и геоинформатика, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.03.2010 № 219,
рассмотрено Учёным советом Факультета географии и геоэкологии (протокол № 8 от 07.04.2011),
принято Учёным советом Санкт-Петербургского государственного университета (протокол № ). Разработчики приложения: Павлова Ольга Александровна к.г.н. доцент кафедры картографии и геоинформатики, СПбГУ, факультет географии и геоэкологии.
Профили подготовки
Картография
Геоинформатика
Требования к результатам освоения образовательной программы, предъявляемые в зависимости от особенностей направления подготовки
Профессиональные компетенции, формируемые в результате освоения образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки
Код компетенции
| Наименование и (или) описание компетенции
| В области научно-исследовательской деятельности
| ПК-1
| обладать базовыми знаниями в области фундаментальных разделов математики в объеме, необходимом для владения математическим аппаратом географических наук и картографии, для обработки информации и анализа географических и картографических данных
| ПК-2
| владеть базовыми знаниями в области информатики, геоинформатики и современных геоинформационных технологий, навыками использования программных средств и работы в компьютерных сетях, умением создавать базы данных и использовать ресурсы Интернет, быть способным работать с информацией в глобальных компьютерных сетях
| ПК-3
| владеть базовыми знаниями фундаментальных разделов физики, химии, биологии, экологии в объеме, необходимом для освоения физических, химических и биологических основ в общей, физической и экономической географии
| ПК-4
| владеть базовыми общепрофессиональными теоретическими знаниями о географической оболочке, о теоретических основах геоморфологии, метеорологии и климатологии, гидрологии, биогеографии, географии почв с основами почвоведения, ландшафтоведении, топографии
| ПК-5
| знать теоретические основы социальной и экономической географии, географии населения и демографии, концепции территориальной организации общества
| ПК-6
| знать теорию картографии, современные теоретические концепции геодезии, владеть картографическим и аэрокосмическим методами в географических исследованиях
| В области проектно-производственной деятельности
| ПК-7
| уметь использовать в социальной жизнедеятельности, в познавательной и в профессиональной деятельности навыки работы с компьютером, освоить современные геоинформационные и телекоммуникационных технологии создания карт, программные продукты в области картографии, геоинформатики и обработки аэрокосмических снимков;
| ПК-8
| владеть средствами и методами геодезических работ и глобального позиционирования
| ПК-9
| уметь использовать навыки работы с геодезическими и картографическими приборами и издательским оборудованием в профессиональной деятельности
| ПК-10
| уметь использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач, понимать, излагать и критически анализировать базовую информацию в географии и картографии, обладать способностью использовать теоретические знания на практике
| В области картографии
| ПК-11
| владеть профессионально профилированными знаниями, умениями и навыками в области фундаментальных разделов общей и физической географии
| ПК-12
| владеть профессионально профилированными знаниями в области теоретической и практической картографии и геоинформатики
| ПК-13
| знать методы составления, редактирования, подготовки к изданию и издания топографических, тематических карт и атласов в традиционной аналоговой и цифровой формах
| ПК-14
| владеть методами и технологиями обработки пространственной географической, в том числе, геодезической аэрокосмической информации, применять картографические методы познания в научно-практической деятельности, знать системы полевых и лабораторных методов исследования и моделирования и картографии
| ПК-15
| обладать базовыми знаниями в области информатики, компьютерных и мультимедийных технологий, программных средств, методов работы в компьютерных сетях, уметь создавать базы данных и использовать ресурсы Интернет для целей картографирования, получения и обработки снимков; владеть средствами глобального позиционирования
| ПК-16
| владеть технологиями в области аэрокосмических методов исследования в географии, геоэкологии, общегеографическом и тематическом картографировании
| ПК-17
| уметь составлять общегеографические, морские и тематические карты, атласы и другие виды картографических произведений с использованием геоинформационных и издательских технологий
| ПК-18
| уметь разрабатывать оформление и компьютерный дизайн карт разных видов
| ПК-19
| – уметь редактировать картографические произведения на всех этапах создания
| В области геоинформатики
| ПК-20
| уметь создавать системы цифровой Земли, страны, городов, заповедных и охраняемых территорий
| ПК-21
| знать интерфейс ГИС, модели, форматы данных, ввод пространственных данных и организацию запросов в ГИС
| ПК-22
| владеть методами математико-статистического моделирования, автоматизированного дешифрирования, компьютерными технологиями подготовки карт к изданию
| ПК-23
| уметь осуществлять сбор пространственных данных с помощью систем спутникового позиционирования
| ПК-24
| владеть технологией Интернет-картографирования и Вебкартографирования, уметь развивать системы геотелекоммуникации
| ПК-25
| владеть аэрокосмическими методами картографирования и моделирования, основанными на компьютерных технологиях обработки снимков разного типа (сверхвысокого разрешения, тепловых, радиолокационных и др.), а также методами компьютерных стереоизмерений и трехмерного аэрокосмического моделирования
| ПК-26
| уметь проектировать географические базы и банки данных
| ПК-27
| уметь создавать картографический дизайн в ГИС-пакетах
| В области педагогической деятельности
| ПК-28
| владеть навыками учебной и воспитательной работы в средних общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях, колледжах при условии освоения соответствующей дополнительной образовательно-профессиональной программы педагогического профиля
|
Требования к структуре образовательной программы, предъявляемые в зависимости от особенностей направления подготовки
Соотношение базовой и вариативной частей образовательной программы
Код
| Часть учебного цикла или учебного раздела
| Границы трудоёмкости
в зачётных единицах
| Коды
формируемых
компетенций
| Б.1
| Гуманитарный, социальный и экономический цикл
|
| базовая часть
| 20-30
| ОКБ-1,2,3,4,5,6
|
| вариативная часть
| 5-25
| ОКБ-11,12, ПК-28
| Б.2
| Математический и естественнонаучный цикл
|
| базовая часть
| 45-50
| ОКБ-5,7
|
| вариативная часть
| 5-15
| ПК-1,2,3
| Б.3
| Профессиональный цикл
|
| базовая часть
| 50-65
| ОКБ-5,6,7,8,10
|
| вариативная часть
| 45-80
| ПК-1-27
| Б.4
| Курсовые работы и учебно-производственные практики
|
| базовая часть
| 25-35
| ОКБ-1,2,3,5,7,8
ПК-4,6,8-27
| Б.5
| Итоговая государственная аттестация
|
| базовая часть
| 5
| ОКБ-1,5,7,8,10,11,12
ПК-3 - ПК-27
|
Требования к условиям реализации образовательной программы, предъявляемые в зависимости от особенностей направления подготовки
4.1.Минимальная доля трудоёмкости учебных дисциплин (учебных занятий) по выбору обучающихся
| Одна треть вариативной части
| 4.2.Минимальная доля трудоёмкости аудиторных занятий, проводимых в интерактивных формах
| 20 %
| 4.3.Максимальная доля трудоёмкости аудиторных занятий лекционного типа
| 40 %
| 4.4Максимальный объём факультативных дисциплин, не обязательных для изучения обучающимися, не включаемый в объём зачётных единиц, установленный в разделе 3 настоящего образовательного стандарта
| 10
зачётных единиц
| 4.5.Максимальный объём аудиторных учебных занятий в неделю при освоении образовательной программы по очной форме обучения (в академических часах)
| 32
| 4.6.Ограничения по объёму аудиторных учебных занятий при освоении образовательной программы по очно-заочной и заочной формам обучения
| НЕ ПРЕДУСМОТРЕНО
| 4.7.Минимальный перечень лабораторных практикумов и практических занятий по учебным дисциплинам (модулям)
| 4.7.1.Высшая математика и математическая обработка геодезических измерений
4.7.2.Иностранный язык
4.7.3.Геодезическая основа карт
4.7.4.Проектирование и составление общегеографических карт
4.7.5. Компьютерная графика
4.7.6. Базы данных
4.7.7.Программное и информационное обеспечение ГИС
4.7.8. Фотограмметрия
4.7.9. Дешифрирование
4.7.10. Проектирование и использование ГИС
| 4.8.Требования к аттестации по итогам практики
| 4.8.1. Выполнение конкретного задания
4.8.2. Письменный отчет с докладом на заседании комиссии
4.8.3.Оценка компетенций, полученных студентом в ходе практики
4.8.4.Выставление оценки в виде дифференцированного зачета
| 4.9.Виды, этапы научно-исследовательской работы в случае организации практики в форме научно-исследовательской работы обучающегося
| 4.9.1.Планирование НИР (знакомство с тематикой исследовательских работ в этой области; выбор темы; написание рефератов)
4.9.2.Проведение научно-исследовательской работы
4.9.3.Составление отчета
4.9.4.Подготовка презентации
4.9.5.Публичная защита
| 4.10.Минимальная доля преподавателей, имеющих учёную степень и (или) учёное звание
| 60 %
| 4.11.Минимальная доля преподавателей, имеющих учёную степень доктора наук и (или) учёное звание профессора
| 8 %
| 4.12.Минимальная доля преподавателей, имеющих учёную степень, из числа преподавателей, обеспечивающих учебный процесс по дисциплинам, формирующим профессиональные компетенции
| 60 %
| 4.13.Минимальная доля преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений, в том числе высших учебных заведений Российской Федерации, реализующих образовательные программы соответствующего направления по образовательным стандартам, устанавливаемых ими самостоятельно
| 5 %
| 4.14.Максимальная доля преподавателей из числа имеющих учёную степень и (или) учёное звание, которые могут быть заменены преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов
| 5 %
| 4.15. Минимальный стаж практической работы на должностях руководителей или ведущих специалистов преподавателей, имеющих стаж практической работы по данному направлению
| 10 лет
| 4.16. Сроки обновления изданий основной учебной литературы по учебным циклам (ограничение по сроку издания в годах)
| 4.16.1.учебный цикл Б.1
| 5 лет
| 4.16.2.учебный цикл Б.2
| 10 лет
| 4.16.3.учебный цикл Б.3
| 10 лет
| 4.17. Перечень отечественных и зарубежных журналов (печатных либо электронных, в том числе доступных по электронной подписке), к которым обеспечивается доступ обучающихся
| 4.17.1. «Геодезия и картография»;
4.17.2. «Геодезия и аэрофотосъёмка»;
4.17.3. «Реферативный журнал. Астрономия и геодезия»;
4.17.4. «Реферативный журнал. Картография»;
4.17.5. «Реферативный журнал. География»;
4.17.6. «Геоинформатика»;
4.17.7. «ГИС-обозрение»;
4.17.8. «Известия РАН. Серия географическая»;
4.17.9. «Вестник Московского университета. Серия география»;
4.17.10. «Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия геология,география»;
4.17.11. «Photogrammetric Engineering» (США);
4.17.12. «Surveying and Mapping» (США);
4.17.13. «The Cartograpic Journal» (Англия);
4.17.14. «Surveying and Mapping» (США);
4.17.15. «Zeitschrift fur Vermessungswesen» (Германия);
4.17.16. «Allgemeine Vermessungsnachrichten» (Германия);
4.17.17. «Геодезия, картография, землеустройство» (Болгария);
4.17.18. «Geodezia es kartografia» (Bенгрия);
4.17.19. «Geodeticky a kartograficky obzor» (Чехия);
4.17.20. «Przeglad geodezyjny» (Польша);
4.17.21. «Вестник геодезии и картографии» (Украина).
| 4.18.Перечень информационных ресурсов, к которым обеспечивается доступ обучающихся при формировании профессиональных компетенций
| 4.18.1. Сайт ГИС-Ассоциации – www.gisa.ru
4.18.2. Сайт фирмы Дата+ – www.dataplus.ru
4.18.3. Сайт GIS LAB – gis-lab.info
4.18.4. Сайт фирмы СканЭкс (Журнал «Земля и космос») - www.cscanex.ru
4.18.5. Сайт фирмы Совзонд – www.sovzond.ru
4.18.6. Журнал «Геоматика» - http://www.geomatika.ru
4.18.7. Сайт журнала «Геопрофи» - www.geoprofi.ru
4.18.8. Сайт фирмы Ракурс – http//www.rakurs.ru
4.18.9. Сайт фирмы Easy Trace Group – http://www.easytrace.com/site/russian/index.html
4.18.10. Сайт Космоснимки.ру – www.kosmosnimki.ru
4.18.11.Сайт журнала «Известие ВУЗов. Геодезия и аэрофотосъемка» - http://journal.miigaik.ru/
4.18.12.Сайт Международной картографической Ассоциации - http://icaci.org;
4.18.13.Сайт Международного центра геофизических данных - http://www.ngdc.noaa.gov;
4.18.14.Сайт Геологической службы США - http://www.usgs.gov/;
4.18.15.Сайт Национальной топографической системы Канады - http://maps.nrcan.gc.ca/;
4.18.16.Сайт Британской картографо-геодезической службы - http://www.ordnancesurvey.co.uk;
4.18.17.Сайт Национальной картографической службы Австралии - http://www.ga.gov.au/;
4.18.18.Портал ГеоМета - www.geometa.ru;
4.18.19.Портал «География – электронная земля» - www.webgeo.ru;
| 4.19.Минимально необходимый перечень материально-технического обеспечения
| 4.19.1 Учебные кабинеты геодезии, картографии, геоинформатики, аэрокосмических методов для лабораторных и расчетно-графических работ на группу студентов из 12 человек;
4.19.2 Помещение для самостоятельной работы, курсового и дипломного проектирования, на группу студентов из 12 человек, оснащенное компьютерами и периферийными устройствами ввода-вывода информации с лицензионным программным обеспечением, с выходом в Интернет;
4.19.3 Помещение для хранения и обработки картографических материалов (карт, атласов, альбомов, снимков, монтажей и пр.), оснащенное 3-5 компьютерами и устройствами ввода-вывода графической информации;
4.19.4 Геокамеру – помещение для хранения и поддержания в рабочем состоянии геодезического, картографического, фотограмметрического учебно-научного оборудования и материалов;
4.19.5 Полигон для проведения учебных практик с геодезической сетью 4 класса, геокамерой, камеральными помещениями и учебными кабинетами (не менее 3-х);
4.19.6 Лабораторное оборудование и приборное обеспечение:
4.19.6.1 Помещение для лабораторных работ по направлению геодезия имеет стенды для установки классического и современного геодезического оборудования;
4.19.6.2 Кабинет картографии должен быть оборудован рабочими местами (не менее 12) для выполнения работ, как в традиционных, так и в геоинформационных технологиях. В кабинете должны быть: столы для работы с большеформатными картами, атласами, планшетами; специальные шкафы для картографических материалов, шкафы для лазерных дисков, шкафы для приборов, инструментов; шкафы для учебно-методических пособий; компьютеры, в том числе ноутбуки (с лицензионным программным обеспечением), и периферийные устройства ввода-вывода графической информации (широкоформатные сканер и плоттер);
4.19.6.3 Кабинет аэрокосмических методов должен быть оборудован стерокомпараторами и стереоскопами для обработки аэро- и космических снимков; компьютерами, в том числе ноутбуками (с лицензионным программным обеспечением), и периферийными устройствами ввода-вывода графической информации (широкоформатные сканерами и плоттерами);
4.19.6.4 Кабинет информатики должен представлять собой компьютерный класс;
4.19.7 Программное обеспечение:
4.19.7.1 Общее: Windows XP или Windows 7, MSOffice 2003 или 2007, NOD 32 или Kaspersky, Adobe Reader, DjVu Reader, ACDSee или аналоги;
4.19.7.2 Геоинформационное: ArcGIS ArcInfo, ArcGIS ArcView с модулями Spatial Analyst, 3D Analyst, Geosfatical Analyst, MapInfo Professional, Карта, Micristation, Easy Trace;
4.19.7.3 Фотограмметрическое: Photomod, Талка;
4.19.7.4 Обработка ДДЗЗ: Erdas Imagine, ENVI, Scan Ex Image Processor;
4.19.7.5 Геодезическое: Мathcad, MATLAB, AutoCad, Credo;
4.19.7.6 Графическое: Photoshop, CorelDraw;
4.19.7.7 Картографическое: Нева, Панорама.
4.19.8 Информационное обеспечение:
4.19.8.1 Комплекты учебных аэрофотоснимков разных масштабов и типов, стереопары;
4.19.8.2 Комплекты учебных космических снимков разных масштабов и типов (фотографические, фототелевизионные, сканерные и др.);
4.19.8.3 Наборы фотопланов, фотомонтажей, фотокарт и космофотокарт разных типов, масштабов и назначения;
4.19.8.4 Альбомы и атласы дешифрирования аэро и космических снимков разных типов;
4.19.8.5 Комплекты наглядных пособий по аэро и космической съемке и фотограмметрической обработке материалов.
4.19.8 Компьютерное и периферийное оборудование:
4.19.8.1 Лекционные аудитории и помещения для лабораторных и семинарских занятий должны быть обеспечены:
а) экранами разного типа и размера;
б) мультимедийными проекторами;
в) ноутбуками для чтения лекций;
4.19.8.2 Выполнение практических и лабораторных работ требует наличия:
а) цифровых фотокамер для полевой съемки объектов и получения цифровых снимков;
б) сканеров высокого разрешения разного формата типа HP A-0, A-2 и A-4 для сканирования картографо-геодезических и фотограмметрических материалов;
в) лазерных принтеров формата А-2 и А-4;
г) цветных струйных печатающих устройства типа HP DeskJet;
4.19.9 Расходные материалы:
4.19.9.1 Картриджи разного типа, бумага, пленки;
4.19.9.2 Блоки питания, память, DVD-дисководы, мыши;
4.19.9.3 DVD, CD диски, флэш-память;
4.19.10 Картографическое обеспечение:
4.19.10.1 Коллекции отечественных и зарубежных топографических, общегеографических, тематических (природно-географических, социально-экономических, экологических, астрономических и др.), специальных (морских навигационных, для высшей школы и др.) карт, атласов, альбомов, глобусов и других картографических произведений разных масштабов, территориальных охватов, разного назначения и разных временных периодов в традиционной (бумажной) и электронной формах;
4.19.10.2 Библиотека отечественной и зарубежной научной, учебно-методической литературы, нормативных документов, периодических изданий по профилю специальности.
4.19.11 При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин. Доступность для студентов к сетям Интернет исчисляется из соотношения 1 место на 5 студентов.
4.19.12 Для обеспечения учебной практики по геодезии необходимо:
4.19.12.1 Теодолиты, нивелиры точные и технические, оптические и электронные (Leica 397, Topcon, рулетка Disto) и другое геодезическое оборудование;
4.19.12.2 Спутниковые приемники геодезического (Topcon GB 1000, Hiper) и навигационного (Garmin 12, GPS 60 и ГЛОНАСС).
| 4.20.Степень доступности для обучающихся локальных и (или) глобальных компьютерных сетей в единицах, использованных в федеральном государственном образовательном стандарте по соответствующему направлению подготовки
| В соответствии с объёмом изучаемых дисциплин
| |