Рабочая программа дисциплины (модуля)





НазваниеРабочая программа дисциплины (модуля)
страница1/7
Дата публикации25.01.2015
Размер1 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Право > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Удмуртский государственный университет»

Институт права, социального управления и безопасности

Кафедра криминалистики и судебных экспертиз

УТВЕРЖДАЮ

_______________________

«______» ________________20__ г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Статистические методы исследования юридически значимой информации


030920 Уголовный процесс, криминалистика и теория оперативно-розыскной деятельности

030921 Теория и история государства и права, история правовых учений

030922 Гражданское право

Степень выпускника

МАГИСТР

Ижевск 20121. Цель и задачи освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «Статистические методы исследования юридически значимой информации» является освоение закономерностей сбора, обработки, оценки и использования статической информации в правотворческой, правоприменительной, правоохранительной, научной, педагогической и иной профессиональной деятельности юриста.

Задачи освоения дисциплины:

  • формирование общетеоретического кругозора и приобретение профессиональных знаний в сфере современной статистической науки;

  • выработка практических навыков, необходимых юристу любого профиля для успешного проведения статистического наблюдения, анализа взаимосвязей статистических явлений и исследования динамики массовых социально-экономических и правовых процессов.


2. Место дисциплины в структуре ООП магистра

Дисциплина входит в общенаучный цикл вариативная часть, дисциплина по выбору ООП магистратуры.

Дисциплина адресована студентам первого курса магистратуры.

Изучению дисциплины предшествуют:

Для успешного освоения дисциплины должны быть сформированы компетенции предусмотренные стандартом подготовки бакалавров по направлению «Юриспруденция» на повышенном уровне.

Программа дисциплины построена по линейной структуре, в ней выделены разделы:

  1. Сбор и первичная обработка юридически значимой информации.

  2. Обобщающие статистические показатели.


3. Компетенция(и) обучающегося, формируемая(ые)

в результате освоения дисциплины

ОК2 - способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста.

ОК5 - обладать компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  • Знать: научные принцип организации статистических служб систем Госкомстата России и правоохранительных органов, их современное состояние; принципы и методы организации сбора статистических данных о правонарушениях и деятельности органов охран порядка по контролю за ними; принципы и методы обработки результатов статистического исследования; сущность обобщающих показателей – абсолютных и относительных величин, показателей вариации, динамики, взаимосвязей и анализа статистических данных; значение статистических данных в осуществлении научных исследования и организации образовательного процесса.

  • Уметь: планировать и проводить сплошное и несплошное статистическое наблюдение правовых явлений; строить различные виды статистических таблиц; исчислять статистические показатели; анализировать обобщающие показатели о правонарушениях, социальном контроле над ними и грамотно формулировать выводы и предложения; визуализировать, использовать, а также оценивать результаты статистического исследования в правовых научных работах.

  • Владеть: знаниями основных понятий статистической науки, навыками проведения самостоятельного статистического исследования и использования ее результатов в научной деятельности, оценки результатов статистического исследования других специалистов, в том числе чтения статистических таблиц и графиков.


4. Структура дисциплины по видам учебной работы, соотношение тем

и формируемых компетенций
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц, 108 часов.





п/п


Разделы, темы
дисциплины


Неделя

семестра

Виды учебной работы (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Формируемые

компетенции

Всего компетенций

Л.

Пр.

Сам.

раб.




1

2




Семестр 1

1.

Раздел 1. Сбор и первичная обработка юридически значимой информации

1.1.

Тема 1. Предмет, методы и задачи статистической науки.

1-3

4




18

КСР

ОК2

ОК5

2

1.2.

Тема 2. Статистическое наблюдение

4




2

16

КСР

ОК2

ОК5

2

1.3.

Тема 3. Сводка и группировка статистических материалов

6




4

10

КСР

ОК2

ОК5

2

2.

Раздел 2. Обобщающие статистические показатели

2.1.

Тема 1. Абсолютные и относительные величины

7-10

4

4

20

КСР

ОК2

ОК5

2

2.2.

Тема 2. Выборочный метод в юридической статистике

12




2

4

СРС,

КСР

ОК2

ОК5

2

2.3.

Тема 3. Статистическое изучение динамики в статистике

14




4

10

СРС,

КСР

ОК2

ОК5

2

2.4.

Тема 4. Статистическое изучение взаимосвязи

16




2

6

СРС,

КСР

ОК2

ОК5

2




Итого

108

8

18

80

2










Форма промежуточной аттестации – зачет


5. Содержание дисциплины

5.1. Темы и их аннотации

Раздел 1. Сбор и первичная обработка юридически значимой информации
Тема 1. Предмет и метод и задачи статистической науки

(4 часа лекционных занятий)

История развития статистической науки. Статистика как самостоятельная общественная наука и как отрасль практической деятельности. Массовые явления социально-экономические и общественные явления и процессы – предмет статистики. Раскрытие качественного содержания явления через оценку и анализ количественных показателей.

Место и роль статистического исследования и его результатов в юридической деятельности. Понятие юридической (правовой) статистики. Система статист ческой науки. Отрасли юридической статистики. Стадии (этапы) статистического исследования.

Статистическая методология. Метод массовых наблюдения. Метод сводки и группировки. Метод анализа. Статистическая совокупность. Статистический показатель.

Основные задачи статистики на современном этапе ее развития.

Организация статистической информации в России. Система органов государственной статистики. Ведомственная статистика. Проблемы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики.

Значение юридической (правовой) статистики в развитии законодательства в области уголовного, уголовно-исполнительного, гражданского, административного права и процесса.

Юридическая статистика и судебная практика. Организация статистической работы в правоохранительных органах, органах юстиции, судах. Проблемы совершенствования юридической статистики в современных условиях: обеспечение достоверности и повышение доступности информации о деятельности правоохранительных органов, судебно-правовой статистики.
Тема 2. Статистическое наблюдение

(2 часа практических занятий)

Понятие статистического исследования и статистического наблюдения. Задачи и цели массового наблюдения. Основные формы, виды и способы статистического наблюдения.

Понятие объекта статистического наблюдения. Объекты уголовно-правовой статистики; характеристика количественной стороны преступлений, личности преступника, лиц, потерпевших от преступлений, наказаний и иных мер воздействия. Отражение отдельных элементов состава преступления в уголовной статистике. Объекты административно-правовой статистики: правонарушения, правонарушители, меры административного воздействия. Проблема единого учета правонарушений. Объекты гражданско-правовой статистики.

Особенности отражения объектов судебной статистикой. Учет преступлений и гражданских правоотношений, которые стали предметом рассмотрения в уголовном и гражданском процессе, а также тех, которые составляют компетенцию общественных органов.

Единицы наблюдения, единицы совокупности и единицы измерения в статистической науке вообще и в юридической статистике в частности. Границы достоверности статистических данных.

Программа статистического наблюдения в любой статистической работе. Программа статистического наблюдения (система показателей) в уголовной статистике. Статистические показатели (программа наблюдения) деятельности судов, прокуратуры и судебных исполнителей.

Документы первичного учета и их значение в юридической (правовой) статистике. Виды документов первичного учета. Документы оперативно-статистические и специально-статистические. Документы первичного учета (статистические формуляры) в органах МВД, прокуратуре, в учреждениях и органах, исполняющих наказания, судах и органах юстиции.

Статистическая отчетность и ее значение. Статистическая отчетность органов внутренних дел, прокурорских, судебных учреждений и органов, исполняющих наказания, органов юстиции и ее значение в улучшении их деятельности.

Порядок и сроки представления основных форм статистической отчетности правоохранительных органов, судов и органов юстиции. Инструкции МВД России, Минюста России и Прокуратуры РФ по составлению статистической отчетности.




Тема 3. Сводка и группировка статистических материалов

(2 часа практических занятий)

Понятие о статистической сводке. Задачи сводки, ее основное содержание. Понятие статистической группировки. Задачи и виды группировок.

Выбор группировочного признака, интервала группировки. Основные группировки в отдельных отраслях юридической (правовой) статистики. Классификация преступлений, правонарушений, осужденных, правонарушителей по группировочным признакам. Классификации видов наказаний.

Вариационные ряды. Ряд распределения как частный случай вариационного ряда, принципы его построения и использования.

Статистические таблицы, виды таблиц, их значение и использование. Принципы построения таблиц. Реквизиты таблицы. Чтение и анализ таблиц.

Графический метод изображения статистических данных. Виды графиков.
Раздел 2. Обобщающие статистические показатели
Тема 1. Абсолютные и относительные величины

(4 часа лекционных и 4 часа практических занятий)

Виды абсолютных величин, их значение и использование. Абсолютная величина как основа всех форм учета.

Виды относительных величин, способы их выражения. Выбор базы при вычислении относительных величин, необходимость обеспечения сопоставимости сравниваемых абсолютных показателей. Уровень преступности и коэффициенты преступности.

Средняя величина как обобщающая характеристика размера признака в расчете на единицу совокупности. Виды средних величин, способы вычисления средних. Средние аналитические (арифметическая простая и взвешенная, гармоническая, геометрическая, хронологическая), техника расчета. Структурные средние величины: мода и медиана. Область их применения.

Понятие вариации. Размах вариации. Среднее линейное отклонение. Дисперсия. Среднее квадратическое отклонение. Коэффициент вариации.

Оценка надежности средней величины и однородности совокупности через показатели вариации.
Тема 2. Выборочный метод в юридической статистике

(2 часа практических занятий)

Понятие выборочного наблюдения. Способы отбора. Обобщающие характеристики генеральной и выборочной совокупности. Систематические и случайные ошибки и способы их преодоления. Оптимальная численность выборки.

Точность оценки, доверительная вероятность. Ошибки выборочного наблюдения. Определение необходимой численности выборки.
Тема 3. Статистическое изучение динамики в статистике

(2 часа практических занятий)

Понятие о динамических рядах, их виды и правила построения. Сопоставимость уровней ряда. Основные показатели анализа рядов динамики. Средние показатели рядов динамики.

Выявление и характеристика основной тенденции развития явления. Методы аналитического выравнивания ряда и составление прогноза уровней ряда на будущий период.

Сезонные колебания в рядах динамики.

Экстраполяция в рядах динамики и прогнозирование.
Тема 4. Статистическое изучение взаимосвязи

(2 часа практических занятий)

Виды и формы взаимосвязей между общественными, правовыми и социально-экономическими явлениями, методы их изучения.

Индексный анализ зависимостей. Общие понятия об индексе и индексном методе. Индивидуальные и общие индексы; цепные и базисные индексы. Взаимосвязи индексов. Индексы переменного и постоянного состава и структурных сдвигов. Применение общих индексов в юридической (правовой) статистике. Метод анализа динамики среднего уровня качественного показателя с помощью индексного метода.

Корреляционная зависимость как частный случай статистической зависимости. Пути возникновения и методы обнаружения корреляции.

Регрессионно-корреляционный анализ. Определение параметров уравнения регрессии при линейной и нелинейной зависимости. Оценка многофакторных моделей.
5.2. Планы практических занятий

Краткое описание подходов к организации семинарских занятий:

Практические занятия направлены на закрепление лекционного, разбор самостоятельно изученного материала, решение задач по теме с целью выработки навыков статистического исследования. В процессе обсуждения учебного материала в ходе практических занятий используется метод дискуссии, обсуждения различных точек зрения на спорные вопросы статистики; решение задач производится студентами в малых группах с последующим обменом мнениями об алгоритме решения, эффективности применяемых методов, полученных результатах, их значении в юридической деятельности.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа дисциплины (модуля) основы ветеринарии (наименование...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа дисциплины (модуля) морфология с. Х. Животных (наименование...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск