Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 41. 06. 01 «политические науки и регионоведение»





НазваниеПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 41. 06. 01 «политические науки и регионоведение»
страница1/4
Дата публикации04.03.2015
Размер0.57 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Право > Программа
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина»


Утверждено на заседании

Ученого Совета

Тамбовского государственного университета имени

Г.Р. Державина

протокол №35

от «25» марта 2014 г.
Ректор В.М. Юрьев




ПРОГРАММА

ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ

ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В АСПИРАНТУРЕ

41.06.01 «ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ И РЕГИОНОВЕДЕНИЕ»

ПРОФИЛЬ

«ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, ПРОЦЕССЫ И ТЕХНОЛОГИИ»

КВАЛИФИКАЦИЯ: ИССЛЕДОВАТЕЛЬ. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ

Тамбов 2014

Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 41.06.01 «Политические науки и регионоведение», по профилю «Политические институты, процессы и технологии» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры международных отношений и политологии, обсуждена и утверждена на заседании кафедры международных отношений и политологии ТГУ имени Г.Р. Державина.
Протокол № 7 от 14 марта 2014 г.

В программе представлены вопросы к вступительным испытаниям по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 41.06.01 «Политические науки и регионоведение», по профилю «Политические институты, процессы и технологии».

Программа вступительных испытаний сформирована на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по программам как специалитета, так и магистратуры, и дает возможность оценить качество знаний поступающих в аспирантуру по данному профилю.
Структура программы
1. Цели и задачи вступительных испытаний

Целью вступительного испытания для поступающих должна стать возможность показать знание логики, механизмов, факторов развития и анализа политических феноменов, отношений, процессов и технологий.
Основные задачи испытания:

 выяснить мотивационное целеполагание поступающего;

 оценить потенциальные и реальные возможности поступающего, создающие основания для усвоения и развития компетенций исследователя, преподавателя-исследователя;

 проверка базовых знаний, предъявляемых к поступающему.
2. Требования к знаниям и умениям поступающего

В соответствии с предъявляемыми требованиями по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 41.06.01 «Политические науки и регионоведение», по профилю «Политические институты, процессы и технологии», поступающий должен:

 быть добротно эрудированным, обладать высокой культурой политологического мышления и обобщения;

 знать основы политической теории, основные тенденции и направления развития мировой политической науки, ее методологии;

 уметь квалифицированно анализировать современные тенденции развития государства и общества;

 владеть методами политологического исследования;

 знать основной набор политических технологий;

 знать основные принципы политического анализа и прогнозирования.
Умения и навыки:

владение навыками самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, требующими широкого образования в соответствующем направлении;

умение определять политологическую проблему, формулировать гипотезы и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний;

 умение формировать план исследования, выбирать необходимую исследовательскую технику: тактику, методы, логику;

 умение верифицировать полученные результаты, соотносить их с результатами других исследователей, общемировым научным потоком;

 умение вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;

 умение представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати.
3. Содержание программы (аннотации тем)
1. Основные этапы развития политической мысли. Центры мировой политической науки.

Первые попытки осмысления человеком социально-политических проблем. Возникновение политической мысли в античной Европе и на Древнем Востоке: политические концепции Конфуция, Платона, Аристотеля.

Политическая мысль в эпоху средневековья. Политические идеи в Библии и Коране. Учения Августина Блаженного и Фомы Аквинского.

Политические концепции эпохи Возрождения: Н. Макиавелли и Ж. Боден. Политические концепции в период Реформации.

Развитие политической мысли в Новое время. Сравнительный анализ теории естественных прав и общественного договора в интерпретации Г. Гроция, Б. Спинозы, Т. Гоббса и Дж. Локка. Вклад эпохи Просвещения в развитие политической мысли (Вольтер, Монтескьё, Руссо, Кант, Гегель, американские просветители).

Российская политическая мысль периода становления и развития Российского государства в XV-XVIII вв. Отражение эволюции государственности в отечественной политической мысли (спор иосифлян и нестяжателей, «Москва – третий Рим», полемика Ивана Грозного с Андреем Курбским, осмысление Смуты, концепции «регулярного государства» и «просвещенного абсолютизма»).

Развитие политической идеологии консерватизма и либерализма в XIX в. в Западной Европе и России. Особенности российской политической мысли (дискуссии об «особом» пути России, оценка роли государства и монархии, возможные пути политической эволюции). Позитивистские общественно-политические концепции. Политические идеи в марксизме. Марксизм в России. Политическая мысль рубежа XIX-XX вв.: концепция Макса Вебера, социал-реформизм, теория элит, психоанализ в изучении сферы политического. Генезис политической теории анархизма в XIX – начале ХХ вв. Российская политическая мысль последней трети XIX – начала XX вв.

Политические учения ХХ в. Фашизм как политическая идеология. Большевизм как политическая идеология. Обновление либеральной и консервативной политической доктрин. Эволюция западноевропейского марксизма. Политическая мысль русского зарубежья. Политические учения второй половины ХХ в.: основные представители, дискуссионные проблемы. Спор о Современности (модернизм, постмодернизм, теория постиндустриального общества). Ведущие политические учения Востока в ХХ в.: концепции Сунь Ятсена, М. Ганди, Мао Цзедуна.

Возникновение политологии как науки на рубеже XIX-ХХ вв. Вклад в развитие политологии крупнейших мыслителей конца XIX – начала XXI вв. Основные центры мировой политической науки за рубежом: проблематика исследований, основные представители. Основные отечественные политологические центры: проблематика исследований, основные представители.

2. Происхождение, сущность и функции политики. Субъекты и объекты политики.

Природа и социальное назначение политики: основные теоретические подходы (характеристика и особенности). Директивный подход – политика как отношения по поводу власти (М. Вебер). Функциональный подход – политика как деятельность по управлению обществом (Платон). Коммуникативный подход – политика, как сфера интеграции или сфера борьбы (Аристотель, Н. Макиавелли, К. Маркс, Ф. Энгельс).

Основные элементы политики: политические отношения, политическая власть, политическая организация, политическая культура и политическое сознание. Основные функции политики: рационализаторская, управленческая и регулятивная, гуманитарная, политической социализации, мобилизации и обеспечения эффективности общей деятельности, обеспечения целостности и стабильности общества.

Понятие субъекта (актора) политики. Виды субъектов политики: индивидуальный, групповой, институциональный. Способы и методы воздействия субъектов политики на центры принятия политических решений.

Понятие объекта политики в политической теории. Виды уровней объекта политики.

3. Прикладное политологическое исследование в системе политического знания. Школы и концепции прикладной политологии.

Прикладная политология как часть общей политической науки, изучающая механизмы политического процесса, деятельности. Объективная потребность прикладных политологических исследований. Соотношение теоретического и прикладного знания. Прикладная политология как совокупность теоретических моделей, исследовательских процедур и политологических технологий.

Значение прикладного политологического знания для политической деятельности, управленческого процесса. Знания прикладной политологии как элемент политической культуры политика, управленца.

Периодизация развития методологии политической науки: классический период, институциональный период, бихевиористский. Традиционалистское направление классической и институциональной политологии. Эмпирические и количественные приоритеты «бихевиористской» концепции.

Институционализм в воззрениях Ш. Монтескье, Дж. Локка, Э. Берка, Т. Джеферсона. Особенность компаративного анализа для целей сопоставления политических объектов. Практика современных сравнительных политологических исследований. Изучение суъективных механизмов политического поведения. Идеи Аристотеля, Н. Макиавелли, Ж. Руссо, Т. Гоббса о соотношении личности и власти, о природе человека в политике и т.п. Психобиографицеское (Г. Лассуэл, Э. Фромм) и психоисторическое (У. Лангерт, Л. Пай, Р. Лифтон) направления психоаналитических исследований феномена политического лидерства

Предпосылки революционности бихевиристской концепции в политологии. Основоположники бихевиоризма Ч. Мерриам и Г. Лассуэлл. Основные принципы бихевиоризма. Междисциплинарный принцип формирования прикладной политологической науки. Роль бихевиоризма в становлении и развитии сравнительной и прикладной политологии.

Структурно-функциональный анализ (концепция Т. Парсонса, Р. Мертона). Системный подход в изучении политической сферы как определенной целостности. Д. Истон о политической системе и факторах ее составляющих. Системный анализ о понятиях «входа» и «выхода» в политической системе.

Формирование комплекса новых методологических и концептуальных подходов, методов и приемов исследования в 50-е годы: антропологические, социально-психологические, культурологические, теории и методы социологии.

4. Классификация методов прикладного политологического исследования.

Метод в структуре политической науки. Разнообразие инструментария научного поиска: методов, методик, частных исследовательских техник. Критерии систематизации методов в социально-политических науках. Специфика использования методов в прикладных политологических исследованиях. Историзм как основание и требование исследовательского метода в прикладной политологии. Социально-политическая закономерность и детерминизм исследовательского метода политической системы.

Дискуссия по ключевым проблемам методологического обеспечения политических исследований. Причины периферийности исследовательского интереса к вопросам типологии методического обеспечения политологических исследований. Деление методов на исследовательские техники общего плана и специфические техники. Классификации методов на общенаучные и конкретно-предметные подходы. Типология методов в зависимости от качественной и количественной исследовательской методологии. Другие критерии классификации методов политического анализа.

Социологический подход в политологических исследованиях как единство объективного содержания и субъективной формы. Предпосылки и состояние развития учения о социологическом методе. Онтологические основания использования и логика функционирования социологического метода в политологическом исследовании.

5. Программа прикладного политологического исследования: структура, особенности, уровни логического анализа.

Основные виды прикладных политологических исследований: изыскательские, описательные, аналитические. Прикладные политологические исследования в системе политологического знания.

Специфика прикладного политологического исследования. Эмпирический, нормативный, технологический анализ. Принципы прикладного исследования: конкретность, эксплицитность, системность, сравнительность, верификация и др. Принцип единства теоретико-исследовательского, прогностического и организационно-технологического аспектов в прикладной политологии. Уровни прикладной политологии: методологический, методический, процедурный.

Определение стратегии и планирование политологического исследования. Этапы и организация политологического исследования.

Исследовательская программа как логическая конструкция. Выбор объекта. Выработка концепции исследования, ключевых понятий исследования. Определение методов, процедур анализа. Операционализация и измерение каждой переменной. Построение гипотез как ожидаемых отношений между измеряемыми переменными.

Систематические и случайные ошибки измерения. Надежность измерения и методы ее установления. Понятие выборки. Объем и виды выборки. Проблема выборки при анализе избирательного процесса.

Опросные методики сбора данных. Интервьюирование. Правила ведения интервью. Типы вопросов и законы их формулирования.

6. Методы анализа политической ситуации.

Необходимость знания политической ситуации, участников политических событий, процессов в целях достижения действенности политического менеджмента.

Изучение политического события как базовой переменной политического процесса. Система индикаторов политических событий. Оценка усредненных вероятностей возникновения событий.

Применение нормативно-ценностного анализа при изучении ориентаций и ожиданий групп населения. Использование нормативно-ценностного метода при анализе политической ситуации, расстановки политических сил в обществе, поведения оппозиция.

Суть и значение компаративистских методов исследования. Выявление общего и различий в политических явлениях, процессах, ситуациях. Политико-прикладное значение сравнения политических систем, режимов, политической культуры, партий избирательного процесса. Исторический сравнительный метод, политический эволюционизм, бихевиоральный метод, институциональный и неоинституциональный анализ. Кросснациональное сравнение, лонгитюдное исследование. Проблема сравнимости, концептуальная гомогезация. Проблема ценностной нейтральности и объективности. Количественные методы компаративного анализа.

Количественно-качественный подход в анализе политической ситуации. Экспертная оценка политической ситуации. Методики индивидуальных и коллективных экспертных оценок: интервью, экспертные оценки, метод комиссии, метод отнесенной экспертной оценки. Метод «Дельфы». Внутригрупповая экспертная оценка. Беседа. Изучение биографии. Метод дискуссии. Интервью. Проективная техника. Социометрия. Референтометрия. Изучение ролевого поведения. Метод отраженной субъективности. Тестирование. Рейтинг. Анализ результатов экспертных опросов.

Метод сценариев как метод анализа политической ситуации. Концепция «наложения сценариев». Структурно-логическая модель «колеса Тихомирова».

Методики оценки расстановки политических сил в обществе: «табличная», «динамичная», «блочная», «треугольник, пирамида Грачева». Политическая решетка Тихомирова. Анализ стратегии действующих политических сил. Матрица политических сил. Анализ деятельности групп давления и групп интересов.

7. Прикладной анализ текстовой информации по политической проблематике. Контент-анализ: особенности использования и методика проведения.

Текст как основная форма представления информации. Прикладные аналитические методики. Ивент-анализ в исследованиях политических ситуаций и процессов. Техника применения методики ивент-анализа. Когнитивное картирование в исследованиях политических ситуаций и процессов. Техника и этапы применения методики когнитивного картирования.

Сущность, цели, значение контент-анализа. Введение в научный оборот контент-анализа политической документации. Вклад Г. Лассуэлла в развитие метода. Период «методического взрыва» в изучении политической жизни.

Классификация документов для целей количественного изучения содержания текстов политической коммуникации, объекты контент-аналитического политологического исследования. Количественно-качественная основа применения метода контент-анализа для политологического анализа.

Техника и этапы применения методики контент-анализа. Отбор единиц анализа и обоснование выборочной совокупности документов. Определение смысловых единиц и критерии формирования единиц счета. Операционализация текстов. Разработка кодировальных бланков, таблиц обработки. Подведение итогов и расчет основных показателей.

Возможности использования стандартного программного обеспе-
чения персональных компьютеров для проведения контент-анализа.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 41. 06. 01 «политические науки и регионоведение» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«политические проблемы международных отношений глобального и регионального развития»
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 41. 06. 01 «политические науки и регионоведение» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 05. 06. 01 «Науки о земле»,...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 41. 06. 01 «политические науки и регионоведение» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
В данной программе представлены вопросы к вступительным испытаниям по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 41. 06. 01 «политические науки и регионоведение» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
В данной программе представлены вопросы к вступительным испытаниям по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 41. 06. 01 «политические науки и регионоведение» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
В данной программе представлены вопросы к вступительным испытаниям по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 41. 06. 01 «политические науки и регионоведение» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«теория и методика обучения и воспитания (информатика – уровень высшего профессионального образования)»
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 41. 06. 01 «политические науки и регионоведение» iconПрограмма вступительных испытаний по специальной дисциплине педагогика...
Цель: определение уровня готовности абитуриента к выполнению научного исследования
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 41. 06. 01 «политические науки и регионоведение» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
Настоящая программа определяет необходимый уровень научной подготовленности для поступающих в аспирантуру
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 41. 06. 01 «политические науки и регионоведение» iconВ аспирантуру, проводимых академией
Прием на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре осуществляется по результатам вступительных...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 41. 06. 01 «политические науки и регионоведение» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«Биологические науки», по профилю «Генетика» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры биологии, обсуждена и утверждена...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 41. 06. 01 «политические науки и регионоведение» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
Биологические науки», по профилю «Физиология» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры физиологии, обсуждена и...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 41. 06. 01 «политические науки и регионоведение» iconПрограмма вступительных испытаний по специальности
Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 41. 06. 01 «политические науки и регионоведение» iconПрограмма вступительных испытаний по специальности «Кардиология»
Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 41. 06. 01 «политические науки и регионоведение» iconПрограмма вступительных испытаний по специальности «Травматология и ортопедия»
Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 41. 06. 01 «политические науки и регионоведение» iconПрограмма вступительных испытаний по специальности лор-болезни
Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 41. 06. 01 «политические науки и регионоведение» iconПрограмма вступительных испытаний по специальности «Органическая химия»
Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск