Скачать 300.37 Kb.
|
МИНистерство ОБРазования и науки РОССИйсской федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» УТВЕРЖДАЮ Зам. проректора по учебной работе и академическому развитию _________________Н.И. Дундин «___»_______20__ г. Красавцев Л.Б., Савельев И.В. Учебно-методический комплекс по дисциплине « Римское право» для направления 030900.62 - «Юриспруденция» Архангельск 2012 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Римское право изучается на I курсе дневного и заочного отделений. Цель изучения римского права – создать у студентов наиболее полное представление о том, что римское право лежит в основе многих институтов современного права, раскрыть основные понятия римского права и его значение для современной юриспруденции.Задачи курса:
Римское право создавалось на протяжении длительного периода времени (более 1000 лет), постоянно совершенствуясь и достигая высокого уровня развития, создало основные понятия и правовые институты юриспруденции. Оно давно перешагнуло за рамки своей эпохи и превратилось в явление всемирно-исторического значения. Поэтому римское право было воспринято государствами Европы, а затем и другими странами и по сей день лежит в основе многих институтов современного права. Вот почему оно должно быть знакомо каждому образованному юристу. 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины Студент, изучивший дисциплину, должен:
3. Объем дисциплины и виды учебной работы
Семестры и вид отчетности по дисциплине
4. Содержание дисциплины 4.1. Разделы дисциплины и виды учебной работы
4.2. Содержание разделов дисциплины
4.2.2. Семинарские занятия Дневное отделение – 16 часов
Заочное отделение – 2 часа
Методические указания к семинарам Тема 1. Осуществление и защита прав (2 часа) Вопросы для обсуждения:
При подготовке ответа на первый вопрос необходимо дать четкое понятие права и осуществление права. Показать, что каждый мог пользоваться своим частным правом или отказываться от него. При этом обратить внимание на необходимость соблюдать границы своего права. Обсуждая второй вопрос, следует, во-первых, рассмотреть самоуправство как первоначальную форму защиты прав, во-вторых, показать постепенное вытеснение и дисциплинирование самоуправства и превращение государством борьбы сторон в рассмотрение споров органами государства. В связи с этим дать понятие юрисдикции как права государственных органов организовать для разрешения каждого отдельного спора судебное разбирательство. Дать понятие о суде как органе принудительного осуществления прав. Рассматривая третий вопрос, следует дать понятие иска. Показать, что римское частное право складывалось как система исков. Показать виды основных исков: 1 – по системе права; 2 – по отношению к личности ответчика; 3 – по объему правомочий судьи; 4 – по форме образования и 5 – по содержанию и цели требований истца. Рассказать о защите и возражениях против иска, раскрыть понятие эксцепции. Объяснить явление коллизии прав и конкуренции исков. Отвечая на четвертый вопрос, следует рассказать о различных формах производства дел по частным спорам: производство у претора, производство в суде; процессуальное, интердиктное и когниционное производство. Раскрыть понятие реституции как формы восстановления в прежнее состояние. Ответ на пятый вопрос должен показать значение времени в праве. Следует рассказать, что римские юристы обнаружили и обосновали правосозидательное и погашающее действие времени, дали понятие о незапамятном времени, показали, как исчисляется время и, наконец, ввели понятие исковой давности. Тема 2. Учение о лицах (2 часа) Вопросы для обсуждения:
Тема семинарского занятия посвящена важному понятию лица – как субъекта права. Первый вопрос раскрывает содержание понятия лица. Второй вопрос рассматривает правовые категории в зависимости от статуса лиц. Третий вопрос посвящен правовым категориям лиц в зависимости от гражданского статуса. Четвертый вопрос рассматривает правовое положение лица в зависимости от положения в семье. Пятый вопрос рассматривает происхождение понятия близкого к понятию «юридическое лицо». Необходимо привести пример древнейших юридических лиц. Тема 3. Семейное право (2 часа) Вопросы для обсуждения:
Тема семинарского занятия посвящена вопросам семейного права и связанного с ним наследственного права. Прежде всего следует дать общую характеристику римского семейного права, рассказать об основных чертах семейного строя, дать понятие об агнатическом и когнатическом родстве. Затем дать характеристику брака, раскрыть правовую сущность брака. Кратко показать основные формы брака в римском праве. Во втором вопросе раскрыть правовые отношения между супругами: прежде всего регулирование имущественных отношений. Дать понятие приданого и брачных даров. Рассмотреть зависимость имущественных отношений в зависимости от форм брака. В третьем вопросе рассказать о правовых отношениях родителей и детей и прежде всего обратить внимание на отцовскую власть домовладыки в отношении детей. Раскрыть права отца в отношении своих детей. Прекращение власти отца. Положение дочерей в римской семье. При ответе на четвертый вопрос раскрыть правовое содержание таких понятий как усыновление и узаконение. Показать основные формы этих правовых институтов, их изменение в ходе истории Рима. В пятом вопросе дать понятие таких важнейших институтов семейного права, как опека и попечительство. Показать экономические и юридические корни этих институтов. Раскрыть основные формы опеки и попечительства, права и обязанности опекунов и попечителей, основные требования к личности опекуна и попечителя. Тема 4. Наследственное право (2 часа) Вопросы для обсуждения:
В первом вопросе следует дать общую характеристику римского наследственного права, объяснить понятие и виды наследования, права наследования, открытие наследства. Показать основные этапы развития римского наследственного права: по древнему цивильному праву, по преторскому праву, по императорскому законодательству и по законодательству императора Юстиниана I. Во втором вопросе рассказать о наследовании по закону. Показать основные этапы развития наследования по закону: по законам XII таблиц, по преторскому праву и праву Юстиниана. Особо остановиться на основном принципе наследования по закону – о приоритете ближайшей степени родства. В ответе на третий вопрос необходимо дать понятия завещания, завещательной способности, рассказать о формах завещания, недействительности завещания. Затем дать характеристику необходимого наследования, ограничений свободы завещательных распоряжений, обратить внимание на обстоятельства, которые в римском праве приводили к утрате силы завещания. Требование обязательной доли. В четвертом вопросе показать процесс принятия наследства, правовые последствия принятия наследства, их изменение в ходе истории римского права. Дать понятия «лежачего наследства» и наследство. Рассматривая пятый вопрос, показать, как в римском наследственном праве появилась возможность свободы завещания относительно лиц, не входящих в круг прямых наследников путем отказов – легатов. Раскрыть понятие легата, виды легатов. Затем дать понятие фидеикомисса как специального вида завещательного распоряжения, его преимущества перед легатом, понятие об универсальном фидеикомиссе. В заключение рассказать о необходимости и способах ограничения свободы и назначения легатов и фидеикомиссов. Тема 5. Права на вещи (4 часа) Вопросы для обсуждения:
а) понятие правомочия собственника, виды; б) приобретение права собственности; в) защита прав собственности; г) потеря права собственности. 5. Понятие прав на чужие вещи. 6. Сервитуты: сельские, городские, личные. 7. Суперфиций. 8. Эмвфитевзис. Тема семинарского занятия раскрывает одно из важнейших понятий римского частного права, а следовательно, и гражданского права – права на вещи. Поэтому в первом вопросе следует дать общие понятия: что такое вещь, что такое право на вещь, виды прав на вещи (владение, собственность и право на чужие вещи), что такое имущество. Второй вопрос посвящен классификации вещей по римскому праву. Объяснить необходимость классификации, подробно дать классификацию вещей. В третьем вопросе показать, как исторически складывалось понятие владения, что входит в понятие владения, виды владения. Затем показать, как происходит установление владения, приобретение владения, прекращение владения. После этого показать, как происходила защита владения, в каких случаях не давалась защита, показать формы защиты: интердикты для удержания владения, для возврата владения. При ответе на четвертый вопрос студент должен рассказать о происхождении понятия права собственности, вида собственности в римском праве, об основных правомочиях собственника. Далее показать основные способы приобретения собственности, понятие совместной собственности, при каких обстоятельствах происходила утрата права собственника. Затем рассказать, как происходила защита прав собственности, какие применялись средства защиты и условия их применения. Рассказать о случаях утраты права собственности. В пятом вопросе студент прежде всего должен дать понятие права на чужие вещи, объяснить, как исторически оно возникло, какие существовали права на чужие вещи (виды). Затем дать классификацию сервитутов. Дать характеристику основных видов сельских, городских и личных сервитутов. Показать, как происходит возникновение и прекращение сервитутов. В шестом вопросе раскрыть понятие римского сервитута, показать его происхождение, разновидности. Тоже рассказать о городских сервитутах; подчеркнуть их отличие от сельских. Раскрыть понятие личных сервитутов: узуфрукта, узуса и права жить в чужом доме и пользоваться чужими рабами или животными. Показать принципиальное отличие личных сервитутов от предиальных. В седьмом вопросе дать понятие суперфиция. Объяснить происхождение и сущность этого правового института. Показать права владельца права суперфиция. В восьмом вопросе раскрыть право эмфитевзиса. Показать его происхождение и сущность, значение для экономической жизни римского общества на определенном этапе его развития. Тема 6. Обязательственное право (2 часа)Вопросы для обсуждения
а) задаток; б) неустойка; в) поручительcтво; г) залог. 5. Ответственность за неисполнение обязательства. При ответе на первый вопрос необходимо дать четкое определение понятия обязательства, назвать виды обязательств, источники возникновения обязательств. Далее рассмотреть обязательства делимые и неделимые, альтернативные обязательства, объяснить явление «каузы» в обязательстве. Раскрыть понятие солидарности и корреальной ответственности. Во втором вопросе показать, что понимается под местом и временем исполнения обязательства. Дать понятие просрочки исполнения, напоминания; показать последствия просрочки, прекращения просрочки. В третьем вопросе объяснить, как происходит прекращение обязательства, способы прекращения обязательств. Раскрыть сущность зачета и его виды. Показать, как происходит освобождение от долга, в связи с этим раскрыть содержание акцептиляции, новации, цессии и принятия на себя чужого долга. Разбирая четвертый вопрос, рассказать о цели обеспечения обязательства, средствах обеспечения. В связи с этим объяснить содержание задатка, неустойки, поручительства и залога. Показать различные формы залога (фидуция, пигнус, ипотека). Особо подробно остановиться на понятии ипотеки. В пятом вопросе студент должен объяснить ответственность должника за неисполнение обязательства, дать понятие вины и ее различных степеней, показать, как возмещались убытки в случае неисполнения обязательств. Объем возмещения убытков, убытки косвенные и прямые. Тема 7. Система контрактов (3 часа) Вопросы для обсуждения 1. Понятие о договоре, классификация договоров.
Тема семинарского занятия посвящена также одному из важнейших разделов римского частного права, а значит, и современного гражданского права – договорному праву. В первом вопросе дать понятие о договоре как наиболее важном источнике обязательств. Объяснить толкование договора, условие действительности договоров, предмет договора, основание договора. Затем рассказать о возможных пороках соглашения. В заключение дать классификацию договоров: контракты, виды контрактов; пакты; квазиконтракты («обязательства как бы из договоров»). Отвечая на второй вопрос, следует раскрыть содержание вербального контракта. Объяснить основной вид вербального контракта – стинуляцию, другие формы устных контрактов. Затем охарактеризовать литеральные (письменные) контракты, формы их исполнения. В третьем вопросе следует дать характеристику реальных контрактов: договора займа, договора ссуды и договора хранения или поклажи. Характеризуя каждый реальный договор, показать: признаки договора, предмет договора, ответственность сторон, условия прекращения договора. Необходимо подчеркнуть безвозмездность реальных договоров в римском праве, при этом остановиться на порядке выплаты процентов по договору займа, подчеркнуть различия займа и ссуды. Четвертый вопрос посвящен консенсуальным контрактам. Прежде всего необходимо дать общую характеристику консенсуальных контрактов. Затем рассмотреть в вышеуказанном порядке конкретные виды консенсуальных контрактов: договор купли-продажи, договор найма (найма вещей, найма услуг, подряда), договор товарищества и договор поручения. Обратить внимание на ответственность сторон при каждом виде контракта. Разбирая пятый вопрос, необходимо показать происхождение понятия безымянные контракты. Затем рассмотреть конкретные формы таких контрактов: договор мены и оценочный договор. В шестом вопросе объяснить происхождение и суть «обязательств как бы из договоров», или квазиконтрактов. Затем дать конкретные примеры таких обязательств, как ведение чужих дел, обязательства вследствие неосновательного обогащения одного лица за счет другого, различные формы исков для истребования неосновательного обогащения. Тема 8. Деликтные обязательства. Вопросы для обсуждения:
Тема последнего семинарского занятия посвящена такому специфическому источнику возникновения обязательств – как обязательства из деликтов. В первом вопросе показать, что такое в римском праве деликт. Объяснить разницу между частными и публичными деликтами. Во втором вопросе дать законченное понятие частного деликта, его характерные признаки, характерные черты. В третьем вопросе рассказать об основных видах частных деликтов. Рассказать об основных видах частных деликтов. Рассказать о правовых последствиях из каждого частного деликта, показать основные виды исков по каждому конкретному деликту. В четвертом вопросе дать понятие об обязательствах как бы деликтов или квазиделиктов. Показать конкретные примеры обязательств из как бы деликтов и рассказать об исках, предъявляемых в этих случаях. Заочное отделение Тема: Обязательственное право и договоры Вопросы для обсуждения:
Рекомендации смотри к темам 5 и 6. 4.2.3. Задания для самостоятельной работы студентов
5. Рекомендуемая литература Основная литература
Дополнительная литература
|
Учебно-методический комплекс римское право направление 030900 юриспруденция Настоящая программа определяет объем и содержание учебного курса “Римское гражданское право”. Программа разработана в соответствии... | Учебно-методический комплекс по курсу: «римское право» Рабочая программа дисциплины «Римское проаво» предназначена для студентов I курса дневной, заочной и вечерней форм обучения, по специальности:... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «римское право» ... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «уголовное право» Учебно-методический комплекс по дисциплине «уголовное право» : учебно-методическое пособие / составитель А. М. Жуков. – Тольятти... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине римское право специальность... Методические рекомендации по усвоению учебного материала и организации самостоятельной работы 23 | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Уголовное право часть особенная» Учебно–методический комплекс по дисциплине «Уголовное право часть особенная» подготовлены в соответствии с требованиями Государственного... | ||
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий и самостоятельной... Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки студентов всех форм обучения, обучающихся в Юридическом институте Сибирского... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «муниципальное право россии» Кипров И. А., кандидат исторических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин. Учебно-методический комплекс по дисциплине... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «европейское право» О. В. Кислицина. Европейское право: Учебно-методический комплекс для специальности 030501. 65 «Юриспруденция» очной/заочной формы... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Уголовное право (часть общая)» Учебно–методический комплекс по дисциплине «Уголовное право (часть общая)» подготовлены в соответствии с требованиями Государственного... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Римское право» для студентов направления Для достижения данной цели необходимо показать роль римского права в становлении современной системы права ряда европейских государств,... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «земельное право» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | ||
Учебно-методический комплекс. По дисциплине "Гражданское право. Часть... Учебно-методический комплекс по дисциплине “Гражданское право РФ часть 2” разработан старшим преподавателем кафедры “Гражданско правовых... | Римское гражданское право Римское гражданское право: учебно-методические материалы. – г. Могилев: Изд-во мгу им. А. А. Кулешова, 2001 г | ||
Учебно-методический комплекс по опд. Ф. 15 «Конституционное право... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Конституционное право зарубежных стран» составлен на основании «Положения об учебно-методическом... | Тематический план по дисциплине «Римское право» Тематический план по дисциплине «Римское право» для студентов заочной формы обучения |