МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бузулукский гуманитарно-технологический институт (филиал)
федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Оренбургский государственный университет»
Кафедра истории и теории государства и права
Утверждаю:
Декан факультета экономики и права Т.М. Ожерельева ___________________
«____» __________________ 2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРОБЛЕМЫ Теории государства и права »
Направление подготовки
030900.62 Юриспруденция общий профиль
Квалификация выпускника
бакалавр
Форма обучения
очная
Бузулук 2012
Рецензент Доцент кафедры истории и теории государства и права Пестова Т.П.
Рабочая программа дисциплины «Проблемы теории государства и права» /сост. Ю.Б. Багаутдинова. – Бузулук: БГТИ (филиал) ОГУ, 2012. –17 с.
Рабочая программа предназначена для преподавания факультативной дисциплины студентам очной формы обучения по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» в 6 (7) семестре.
Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 030900.62 «Юриспруденция», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 мая 2010 г. N 464
Составитель ______________Ю.Б. Багаутдинова
«____»______________2012 г.
©Багаутдинова Ю.Б., 2012
©БГТИ (филиал) ОГУ, 2012 Содержание
|
|
| 1
| Цели и задачи освоения дисциплины………………………………
| 4
| 2
| Место дисциплины в структуре ООП ВПО....... …………………….
| 4
| 3
| Требования к результатам освоения содержания дисциплины.......
| 4
| 4
| Содержание и структура дисциплины....…………………………….
| 6
| 4.1
| Содержание разделов дисциплины..................................................
| 6
| 4.2
| Структура дисциплины.....................................................................
| 7
| 4.3
| Практические занятия (семинары)....…………………………………
| 9
| 4.4
| Самостоятельное изучение разделов дисциплины………………….
| 10
| 5
| Образовательные технологии...........................................................
| 10
| 5.1
| Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях…………………………………………………..
| 10
| 6
| Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации................................................................
| 11
| 7
| Учебно-методическое обеспечение дисциплины ..............................
| 14
| 7.1
| Основная литература…………………………………………………..
| 14
| 7.2
| Дополнительная литература………………………………………....
| 14
| 7.3
| Периодические издания.....……………………………………………
| 14
| 7.4
| Интернет-ресурсы...............................................................................
| 15
| 7.5
| Методические указания к практическим занятиям ..........................
| 15
| 7.6
| Методические указания к курсовому проектированию и другим видам самостоятельной работы. ............................................................
| 15
| 7.7
| Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий ...........................................................
| 15
| 8
| Материально-техническое обеспечение дисциплины……………….
| 15
|
| Лист согласования рабочей программы дисциплины………………
| 16
|
| Дополнения и изменения в рабочей программе дисциплины……….
| 17
| 1 Цели и задачи освоения дисциплины Целью преподавания дисциплины «Проблемы теории государства и права» является прочное усвоение студентами-юристами знаний о наиболее значимых теоретических проблемах общего учения о государстве и праве.
Задачи курса - передать студентам углубленные теоретические знания о государственно-правовых институтах и их роли в жизни современного общества; сформировать у студентов знания методологических основ научного понимания государства и права; способствовать развитию юридического мышления студентов, формированию правосознания и правовой культуры. 2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО Дисциплина «Проблемы теории государства и права» является факультативной дисциплиной федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению 030900.62 «Юриспруденция» (квалификация - «бакалавр»).
Дисциплина «Проблемы теории государства и права» базируется на знаниях, полученных в рамках изучения дисциплин «Теория государства и права», «История отечественного государства и права», «Философия», «История государства и права зарубежных стран», «Административное право», «Гражданское право», «Трудовое право».
Дисциплина «Проблемы теории государства и права» выступает основой при подготовке к итоговой государственной аттестации. 3 Требования к результатам освоения содержания дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки (специальности):
а) общекультурных (ОК):
осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
- способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-3);
способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
- имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);
стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
б) профессиональных (ПК):
в правоприменительной деятельности:
способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);
способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ПК – 5);
имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ПК- 6);
в правоохранительной деятельности:
- способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ПК-8);
- способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
в экспертно-консультационной деятельности:
- способен толковать различные правовые акты (ПК- 15);
- способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- природу и сущность государства и права;
- основные закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права, исторические типы и формы государства и права, их сущность и функции;
- механизм государства, систему права, механизм и средства правового регулирования, реализации права;
- особенности государственного и правового развития России;
- роль государства и права в политической системе общества, в общественной жизни.
Уметь:
- оперировать юридическими понятиями и категориями;
- анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения;
- анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы;
- принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом.
Владеть:
- юридической терминологией;
- навыками работы с правовыми актами;
- навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений.
Приобрести опыт деятельности:
- нормотворческой;
- правоприменительной;
- правоохранительной;
- экспертно-консультационной;
- педагогической (преподавание правовых дисциплин в образовательных учреждениях, кроме высших учебных заведений). 4 Содержание и структура дисциплины 4.1 Содержание разделов дисциплины
№ раздела
| Наименование раздела (модуля)
| Содержание раздела
| Форма текущего контроля
| 1
| 2
| 3
| 4
| 1
| Проблемы методологии теории государства и права.
| Теория государства и права как социально-гуманитарная наука. Теория государства и права как юридическая наука. Предмет теории государства и права. Методология теории государства и права.
| Написание докладов.
Тестирование.
Зачетный модуль № 1.
| 2
| Теория государства.
| Проблемы происхождения и сущности государства. Происхождение, понятие и признаки государства. Сущностная характеристика государства. Общая характеристика теорий происхождения и сущности государства. Проблемы типологии государств. Критерии типологии государств. Формационный подход в типологии государств. Цивилизационный подход в типологии государства. Личностный подход в типологии государства. Методологические проблемы изучения форм государства. Вопросы понятия форм государства. Формы правления. Понятие и виды. Формы государственного устройства: понятие, виды, особенности. Государственный режим как составная часть формы государства.
| Тестирование.
Написание докладов, сообщений.
Зачетный модуль № 2.
| 3
| Теория права.
| Понятие и сущность права. Право в системе нормативного регулирования общественных отношений. Формы (источники) права. Нормотворчество и систематизация нормативных правовых актов. Норма права. Система и структура права. Правовые отношения. Методологические проблемы юридической ответственности. Содержание понятия «юридическая ответственность». Виды юридической ответственности. Международное право и национальные правовые системы.
| Тестирование.
Написание докладов, сообщений.
Зачетный модуль № 3.
|
4.2 Структура дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетную единицу (36 часов) (очная форма обучения, нормативный срок обучения – 4 года)
Вид работы
| Трудоемкость, часов
| семестр 7
| Всего
| Общая трудоемкость
| 36
| 36
| Аудиторная работа:
| 18
| 18
| Лекции (Л)
| 9
| 9
| Практические занятия (ПЗ)
| 9
| 9
| Лабораторные работы (ЛР)
| -
| -
| Самостоятельная работа:
| 18
| 18
| Курсовой проект (КП), курсовая работа (КР)
| -
| -
| Расчетно-графическое задание (РГЗ)
| -
| -
| Реферат (Р)
| -
| -
| Эссе (Э)
| -
| -
| Самостоятельное изучение разделов
| 8
| 8
| Контрольная работа (К)
| -
| -
| Самоподготовка
(проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий,
подготовка к практическим занятиям
| 10 5 5
| 10 5 5
| Подготовка и сдача экзамена
| -
| -
| Вид итогового контроля (зачет, экзамен)
| зачет
| зачет
| Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетную единицу (36 часов) (очная форма обучения, нормативный срок обучения – 3 года)
Вид работы
| Трудоемкость, часов
| семестр 6
| Всего
| Общая трудоемкость
| 36
| 36
| Аудиторная работа:
| 8
| 8
| Лекции (Л)
| 4
| 4
| Практические занятия (ПЗ)
| 4
| 4
| Лабораторные работы (ЛР)
| -
| -
| Самостоятельная работа:
| 28
| 28
| Курсовой проект (КП), курсовая работа (КР)
| -
| -
| Расчетно-графическое задание (РГЗ)
| -
| -
| Реферат (Р)
| -
| -
| Эссе (Э)
| -
| -
| Самостоятельное изучение разделов
| 8
| 8
| Контрольная работа (К)
| -
| -
| Самоподготовка
(проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий,
подготовка к практическим занятиям
| 20 10 10
| 20 10 10
| Подготовка и сдача экзамена
| -
| -
| Вид итогового контроля (зачет, экзамен)
| зачет
| зачет
|
Разделы дисциплины, изучаемые в седьмом семестре студентами очной формы обучения, нормативный срок обучения – 4 года
№
раз-
дела
| Наименование разделов
| Количество часов
| Всего
| Аудиторная
работа
| Вне-
ауд.
работа
СР
| Л
| ПЗ
| ЛР
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 1
| Проблемы методологии теории государства и права
| 6
| 2
| 2
| -
| 2
| 2
| Теория государства
| 14
| 3
| 3
| -
| 8
| 3
| Теория права
| 16
| 4
| 4
| -
| 8
|
| Итого:
| 36
| 9
| 9
| -
| 18
| Разделы дисциплины, изучаемые в шестом семестре студентами очной формы обучения, нормативный срок обучения – 3 года №
раз-
дела
| Наименование разделов
| Количество часов
| Всего
| Аудиторная
работа
| Вне-
ауд.
работа
СР
| Л
| ПЗ
| ЛР
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 1
| Проблемы методологии теории государства и права
| 10
| 1
| 1
| -
| 8
| 2
| Теория государства
| 12
| 1
| 1
| -
| 10
| 3
| Теория права
| 14
| 2
| 2
| -
| 10
|
| Итого:
| 36
| 4
| 4
| -
| 28
|
4.3 Практические занятия (семинары) в седьмом семестре (очная форма обучения, нормативный срок обучения – 4 года)
№
занятия
| №
раздела
| Тема
| Кол-во часов
| 1
| 2
| 3
| 4
| 1
| 1
| Проблемы происхождения и сущности государства.
| 2
| 2
| 2
| Методологические проблемы определения форм государства.
| 2
| 3
| 2
| Механизм государства.
| 2
| 4
| 3
| Нормотворчество и систематизация нормативных правовых актов.
| 2
| 5
| 3
| Методологические проблемы юридической ответственности.
| 1
|
|
| Итого:
| 9
|
Практические занятия (семинары) в шестом семестре (очная форма обучения, нормативный срок обучения – 3 года)
№
занятия
| №
раздела
| Тема
| Кол-во часов
| 1
| 2
| 3
| 4
| 1
| 2
| Методологические проблемы определения форм государства.
| 1
| 2
| 2
| Механизм государства.
| 1
| 3
| 3
| Нормотворчество и систематизация нормативных правовых актов.
| 1
| 4
| 3
| Методологические проблемы юридической ответственности.
| 1
|
|
| Итого:
| 4
|
4.4 Самостоятельное изучение разделов дисциплины (очная форма обучения, нормативный срок обучения – 4 года, 3 года)
№
раздела
| Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение
| Кол-во часов
| 1
| 2
| 3
| 1
| Проблемы методологии теории государства и права.
| 2
| 2
| Проблемы типологии государств.
| 2
| 3
| Формы (источники) права.
| 2
| 3
| Правовые системы современности.
| 2
|
| Итого:
| 8
|
5 Образовательные технологии В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» (квалификация - «бакалавр») реализуются различные виды учебной работы, дающие наиболее эффективные результаты освоения дисциплины, и в сочетании с внеаудиторной работой формируют и развивают требуемые компетенции обучающихся.
В процессе освоения дисциплины «Проблемы теории государства и права» используются следующие образовательные технологии:
Стандартные методы обучения:
Лекции;
Практические занятия;
Обсуждение докладов;
Самостоятельная работа студентов, в которую включается анализ статистических данных, информации и интерпретация результатов;
Консультации преподавателей.
Методы обучения с применением интерактивных форм образовательных технологий:
Лекция с заранее запланированными ошибками;
Лекция-беседа («диалог с аудиторией»);
Анализ конкретных ситуаций.
5.1 Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях Семестр
| Вид занятия (Л, ПР,)
| Тема занятия
| Используемые интерактивные образовательные технологии
| Количество
часов
|
| Л
| Методологические проблемы определения форм государства.
| Лекция с заранее запланированными ошибками
| 2
| ПР
| Методологические проблемы юридической ответственности.
| Анализ конкретных ситуаций
| 2
| Итого:
|
| 4
| 6 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Образцы тестов для проведения текущего контроля
1. Правовыми формами осуществления функций государства являются:
а) убеждение, принуждение;
б) поощрение, наказание;
в) правотворчество, правоприменение, правоохранительная деятельность.
2. Форма государственного устройства – это…
а) элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти;
б) способ территориальной организации государства;
в) методы осуществления государственной власти.
3. У истоков данной теории стояли А. Августин, Ф. Аквинский:
а) патриархальной;
б) договорной;
в) теологической;
г) психологической.
4. Структуру политической системы составляют:
а) государство;
б) политические партии, движения, общественные организации;
в) образование, наука, культура.
5. О каком методе идёт речь «С его помощью можно выявить состояние законности и правопорядка в стране».
а) государственного и правового моделирования;
б) сравнительного государство ведения;
в) о формально – юридическом;
г) о конкретно – социологическом.
6. О какой теории возникновения государства идёт речь «Монарх является отцом всего народа».
а) теологической;
б) психологической;
в) насилия;
г) патриархальной.
|