ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ
МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ИЖЕВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Ижевск - 2011
Составитель: Поздеева Г.З.- кандидат психологических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Ижевского юридического института (ф) РПА Минюста России.
Рецензенты: Усиевич А.Р.- кандидат юридических наук, профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин Ижевского юридического института (ф) РПА Минюста России
Тронина Л.Н.- кандидат юридических наук, доцент кафедры доцент кафедры
теории и истории государства и права ЭПиГН
Комплекс подготовлен на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»).
Комплекс содержит цели освоения дисциплины, место дисциплины в структуре ООП ВПО, компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины, организационно-методические рекомендации, тематические планы к действующим учебным планам по всем формам обучения, содержание дисциплины, планы практических занятий, учебно-методическое обеспечение дисциплины, вопросы к зачету, вопросы для самостоятельной работы, тестовые задания. Учебно-методический комплекс рассчитан на студентов очной и заочной форм обучения.
Комплекс обсужден и одобрен кафедрой гражданско-правовых дисциплин протокол №16 от 26.11.2011г. и рекомендован Учебно-методическим советом Ижевского юридического института (филиала) РПА Минюста России для студентов, обучающихся по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»).
©Ижевский юридический институт (филиал) РПА Минюста России, 2011.
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Целью освоения дисциплины является изучение студентами вопросов наследственного права: правового регулирования наследования, оснований наследования субъектов наследственных отношений, отдельных способов наследования, а также порядка принятия, отказа от наследства и охраны наследства.
Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина «Наследственное право» представляет собой дисциплину вариативной части цикла профессиональных дисциплин. Междисциплинарная связь: дисциплина «Наследственное право» тесно связана с такими дисциплинами как гражданское право, конституционное право, семейное право, земельное право, жилищное право, гражданско-процессуальное право, арбитражно-процессуальное право.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие общекультурные и профессиональные компетенции:
Общекультурные компетенции (ОК):
осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-3);
способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);
стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);
владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);
способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);
владеет необходимыми навыками профессионального общения на иностранном языке (ОК-13);
владеет навыками ведения здорового образа жизни, участвует в занятиях физической культурой и спортом.
Профессиональные компетенции (ПК):
в нормотворческой деятельности
способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);
в правоприменительной деятельности:
способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);
способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);
способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);
владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);
в правоохранительной деятельности:
готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);
способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);
способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);
способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);
способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);
в экспертно-консультационной деятельности:
готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);
способен толковать различные правовые акты (ПК-15);
способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);
в педагогической деятельности:
способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);
способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);
способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
Студент знает:
Основную нормативно-правовую базу, регулирующую основания и процессы наследования( ОК-1, ПК-1, ПК-5);
Особенности отдельных способов наследования (ОК-11, ПК-3, ПК-4,
ПК-5);
Основы правоотношений в процессе наследования (ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК- 7ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПК-13).
Студент умеет:
Использовать полученные теоретические знания при освоении практических навыков(ОК-10,ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10);
Составлять документацию по принятию наследства, его охране, отказа от наследства. (ОК-11, ПК-1, ПК-6, ПК-7, ПК-13, ПК-15, ПК-16 ).
Студент владеет:
Навыками в работе со справочно-информационными системами (ОК-11,ОК-12);
Способами кодификации источников нормативно-правовой базы (ОК-11, ОК-12, ПК-2, ПК-3, ПК-6).
ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА
Наследственное право - учебный курс, входящий в комплекс учебных дисциплин гражданско-правовой специализации.
В процессе преподавания и самостоятельного изучения студентами наследственного права на основе комплексного подхода решаются следующие задачи:
Образовательная – получение профессиональных знаний в сфере наследственного права
умение правильно толковать и применять нормы наследственного права,
правильно оценивать и квалифицировать обстоятельства, составлять документы, касающиеся реализации наследственных прав;
усвоение теоретических положений наследственного права: наследственные правоотношения, объекты и субъекты наследственных прав, порядок и условия наследования по завещанию и по закону, очередность наследования, принятие наследства и отказ от него, наследование отдельных видов имущества.
Развивающая – приобретение навыков практической работы в сфере наследственного права
Воспитательная – выявление, воспитание личностных свойств, отношения к будущей профессиональной деятельности во благо личности, общества и государства.
В результате изучения курса студенты должны знать:
особенности наследственных правоотношений;
историю становления и развития наследственного права;
- права и обязанности субъектов наследственных прав;
- основания и способы принятия наследства;
- условия действительности завещания и последствия признания его недействительным;
-содержание завещания, последствия завещательных отказов и завещательных распоряжений;
-очередность призвания к наследованию по закону;
-основания и последствия признания наследников недостойными;
-порядок и последствия отказа от наследства;
-особенности наследования отдельных видов имущества;
- способы защиты наследственных прав;
-особенности рассмотрения и разрешения споров, вытекающих из наследственных правоотношений.
Преподавание наследственного права как подотрасли гражданского /частного/ права основывается на достижениях цивилистической науки и практики применения норм частного права. Наследственное право тесно связано с другими отраслями права: семейным правом, административным правом, гражданским процессуальным правом, международным частным правом и другими.
Занятия со студентами проводятся в форме лекций и практических занятий. Применяется и самостоятельное изучение.
В ходе лекционных занятий раскрываются наиболее сложные теоретические и практические проблемы, даются рекомендации по углубленному изучению наследственного права.
Практические занятия проводятся с целью усвоения лекционного теоретического курса, углубления и расширения познаний студентов, стимулирования самостоятельного исследования и анализа литературы, материалов судебной практики. Практические занятия призваны научить студентов самостоятельно рассуждать и аргументировать теоретические положения, приводить самостоятельные обоснованные выводы и суждения. Они развивают и закрепляют у студентов навыки применения законодательства, регламентирующего основания наследования, правовое положение субъектов наследственных правоотношений и правовой режим наследуемого имущества. Для углубленного изучения данных вопросов рекомендуются материалы судебной практики, в том числе разъяснения Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ. Обращается внимание на проблемы правоприменительной деятельности.
Наиболее целесообразным и распространенным методом изучения курса является самостоятельная работа, основной целью которой предполагается изучение учебных пособий, законодательства, практики судов общей юрисдикции и арбитражных судов по защите наследственных прав граждан.
Наряду с нормативными материалами и судебной практикой рекомендовано изучать научные публикации в журналах: «Российская юстиция», «Правоведение», «Государство и право», «Законность», «Адвокат», межвузовских сборниках, а также монографии по темам.
Нормативные материалы представлены по состоянию на 1 июня 2011 г.
Следует также использовать учебники по наследственному праву и комментарий к ч. III Гражданского кодекса РФ, международные нормы и принципы в области наследственного права.
Контроль осуществляется в форме зачета.
|