Примерная программа дисциплины





Скачать 239.9 Kb.
НазваниеПримерная программа дисциплины
Дата публикации15.08.2013
Размер239.9 Kb.
ТипПримерная программа
100-bal.ru > Право > Примерная программа


проект

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»


ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

«ОСНОВЫ таможеннОГО ДЕЛА»

Рекомендуется для направления подготовки

(специальности) 036401 Таможенное дело
Квалификация (степень) выпускника – специалист


Люберцы 2011




1. Цели и задачи дисциплины

Цели:

приобретение студентами общего представления о выбранной профессии, особенностях профессиональной деятельности в таможенных органах и о требованиях, предъявляемых к профессиональной подготовке специалиста в области таможенного дела, раскрытие содержания образовательной программы, характеристика особенностей организации подготовки специалистов по избранной форме обучения.

Задачи:

заинтересовать студентов в углубленном изучении профессиональных дисциплин, дать возможность анализировать проблемы таможенной системы и процесса таможенной деятельности. Общая характеристика образовательной программы дополняется знакомством с вузом, факультетом и кафедрами, где данная программа реализуется.
2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина относится к базовой части профессионального цикла ООП ВПО.

Специальные требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента не предусматриваются.

Дисциплина является предшествующей для дисциплин (модулей):

гуманитарного, социального и экономического цикла «История таможенного дела и таможенной политики России» (базовая часть);математического и естественнонаучного цикла: модуля «Общая и таможенная статистика» (базовая часть);

профессионального цикла: модуля «Таможенные процедуры» (базовая часть), модуля «Таможенный контроль» (базовая часть), модуля «Государственное регулирование внешнеторговой деятельности» (базовая часть), «Валютное регулирование и валютный контроль» (базовая часть), «Таможенные платежи» (базовая часть), модуля «Административно–правовые основы деятельности таможенных органов» (базовая часть), модуля «Основы квалификации и расследования преступлений в сфере таможенного дела» (базовая часть), модуля «Товароведение, экспертиза в таможенном деле и ТН ВЭД» (базовая часть), модуля «Информационные технологии в таможенном деле» (базовая часть), модуля «Управление таможенным делом» (базовая часть), «Экономика таможенного дела» (базовая часть).
3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 036401 Таможенное дело направлен на формирование следующих компетенций (элементов компетенций):

общекультурных (ОК):

  • способностью проявлять гражданскую позицию и ответственное отношение к исполнению обязанностей (ОК-2), в части основ таможенного дела;

профессиональных по видам деятельности (ПК):

– способностью самостоятельно повышать уровень профессиональных знаний, реализуя специальные средства и методы получения нового знания, и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности (ПК-1), в части основ таможенного дела;

– способностью противостоять злоупотреблениям в сфере профессиональной деятельности (ПК-25), в части основ таможенного дела;

  • умением сохранять и защищать государственную и иную охраняемую законом тайну при осуществлении служебной деятельности (ПК-27), в части основ таможенного дела;

  • способностью определять место и роль таможенных органов в системе государственного управления (ПК - 36).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- понятийный аппарат в области таможенного дела;

- структуру Федеральной таможенной службы, её роль в обеспечении экономической безопасности внешнеэкономической сферы и перспективы развития службы;

- принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации;

-  начальные представления о технологии осуществления таможенного оформления и таможенного контроля;

- требования Федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки (специальности) 036401 «Таможенное дело» к профессиональной подготовке специалиста в области таможенного дела;

- начальные представления по работе с учебными таможенными программами АИСТ-М, АИСТ-РТ21.

уметь:

- объяснить общественную и личную необходимость выбранной специальности;

- соотносить между собой компетенции таможенных органов различного уровня (ФТС России, региональные управления, таможни, таможенные посты).
владеть навыками:

- работы с основной и дополнительной литературой по специальности.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы.

Вид учебной работы

Всего
часов

Семестр

1

Аудиторные занятия (всего)

34

34

В том числе:







Лекции (Л)

16

16

Практические занятия (ПЗ) в интерактивной форме (ИФ)

12

12

Семинары (С)

6

6

Самостоятельная работа (всего) (СР)

38

38

В том числе:







Конспектирование нормативно-правовых актов

8

8

Написание эссе

12

12

Анализ публикаций в периодической печати по темам

6

6

Подготовка презентаций по темам

6

6

Подготовка докладов по теме

6

6

Вид промежуточной аттестации

36

36

(экзамен)

Общая трудоемкость часы

ЗЕ

108

108

3

3


5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины



п/п

Наименование раздела, темы дисциплины

Содержание темы



Общая характеристика специальности «Таможенное дело»

ФГОС ВПО по специальности 036401 «Таможенное дело». Требования к знаниям, умениям и навыкам специалиста. Содержание подготовки специалиста в области таможенного дела. Обусловленность содержания образовательного процесса требованиями к уровню подготовки выпускника по специальности «Таможенное дело» и компетентностной характеристикой выпускника.



Возникновение и развитие таможенного дела в России

Таможенное дело на Руси с древнейших времен. Становление российской таможенной системы в XVII-XVIII вв. Досоветский период развития таможенного дела в России (начало XIX – начало XX в.). Особенности советского периода в управлении таможенной деятельностью. Создание и развитие российской таможенной системы в постсоветский период (конец XX – начало XXIв.)



Законодательство Российской Федерации о таможенном деле

Конституция РФ и федеральные законы как основа таможенного права. Таможенный кодекс Российской Федерации: определение правовых, экономических и организационных основ таможенного дела. Закон РФ «О таможенном тарифе» как инструмент торговой политики государства. Международно-правовые соглашения по таможенным вопросам во внешнеэкономической деятельности России.



Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности

Цели и принципы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности России. Таможенная территория и таможенная граница. Таможенное регулирование и его механизмы. Гармонизированная система описания и кодирования товаров. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности РФ. Страна происхождения товаров и значение её определения. Таможенная статистика и её роль в регулировании внешнеэкономической деятельности.



Таможенное дело как совокупность методов и средств реализации политико-экономических задач государства

Понятие, цели и содержание таможенного дела. Порядок и условия перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. Таможенные процедуры. Организация таможенного контроля. Технические средства таможенного контроля. Таможенная экспертиза. Деятельность в области таможенного дела.



Система таможенных органов

Понятие и характеристика единой системы таможенных органов РФ. Основные задачи и функции таможенных органов. Модернизация таможенной системы и задачи повышения эффективности таможенного дела в РФ.



Организация таможенной деятельности

Таможенная инфраструктура и осуществление таможенной деятельности. Административно-хозяйственная деятельность таможенных органов. Понятие, содержание и формы правоохранительной деятельности. Информационно-аналитическая деятельность таможенных органов.



Основы прохождения таможенной службы

Таможенная служба как особый вид государственной службы. Категории лиц, работающих (служащих) в таможенной системе Российской Федерации. Порядок и условия прохождения службы в таможенных органах. Требования, предъявляемые к таможенникам Российской Федерации. Концепция развития таможенных органов Российской Федерации и стратегия их кадрового обеспечения.


5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с последующими дисциплинами

№ п/п

Наименование

обеспечиваемых

дисциплин (модулей)

№ № тем данной дисциплины, необходимых для изучения

последующих дисциплин (модулей)

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

История таможенного дела и таможенной политики России




+



















2.

Модуль «Таможенные процедуры»

+










+










3.

Модуль «Таможенный контроль»

+










+










4.

Модуль «Государственное регулирование внешнеторговой деятельности»

+




+

+













5.

Валютное регулирование и валютный контроль

+




+
















6.

Таможенные платежи

+




+
















7.

Модуль «Административно-правовые основы деятельности таможенных органов»

+
















+




8.

Модуль «Основы квалификации и расследования преступлений в сфере таможенного дела»

+
















+




9.

Модуль «Товароведение, экспертиза в таможенном деле и товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности ТН ВЭД»

+








+

+








10.

Модуль «Информационные технологии в таможенном деле»

+
















+




11.

Модуль «Управление таможенным делом»

+













+




+

12.

Модуль «Общая и таможенная статистика»










+













13.

Экономика таможенного дела



















+





5.3. Разделы (темы) дисциплины и виды занятий

№ те-мы

Наименование раздела,

тем дисциплины

Количество часов

Аудиторные занятия

СР

Всего

Л

С

ПЗ

в ИФ



Общая характеристика специальности «Таможенное дело»

2







4

6



Возникновение и развитие таможенного дела в России

2

4




6

12



Законодательство Российской Федерации о таможенном деле

2




2

4

8



Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности

2




2

4

8



Таможенное дело как совокупность методов и средств реализации политико-экономических задач государства

2

4




6

12



Система таможенных органов

2




2

4

8



Организация таможенной деятельности

2

2




4

8



Основы прохождения таможенной службы

2

2




6

10


6. Практические и семинарские занятия

№ п/п

№ темы

дисциплины

Тематика практических

и семинарских занятий

Трудоем-кость

(час.)



2

Возникновение и развитие таможенного дела в России (посещение музея ФТС России или музеев таможенной службы)

4



3

Законодательство Российской Федерации о таможенном деле (семинар)

2



4

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности (семинар)

2



5

Таможенное дело как совокупность методов и средств реализации политико-экономических задач государства (посещение таможни)

4



6

Система таможенных органов (семинар)

2



7

Организация таможенной деятельности (посещение специализированного компьютерного класса для анализа и обработки

данных по электронному декларированию товаров)

2



8

Основы прохождения таможенной службы (круглый стол)

2


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

  1. Просянников Н.Н. Введение в специальность: учебное пособие. – Владивосток: Изд-во Российской таможенной академии, 2009.

б) дополнительная литература:

  1. Макрусев В.В., Тимофеев В.Т., Колобова И.Н., Барамзин С.В., Андреев А.Ф. Основы управления таможенными органами России: учебник/ под общей ред. В.А. Черных. – М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2010.

  2. Андриашин Х.А., Свинухов В.Г., Балакин В.В. Таможенное право: учебник – М.: Магистр, 20081.

  3. Таможенное право Российской Федерации: учебник/ под общей редакцией В.А. Шамахова. – М.: Софт Издат, 20071

  4. Халипов С.В. Таможенное право: учебник – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшее образование, Юрайт-Издат 20091.

Нормативные правовые документы:

        1. Таможенный кодекс таможенного союза, 2010.

        2. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция).

        3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.) М., 1993.

        4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: введен в действие Федеральным законом от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Российская газета № 256 от 31.12.2001.

        5. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»

        6. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 114 «О службе в таможенных органах Российской Федерации»

        7. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164 «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

        8. Федеральный закон Российской Федерации от 10.12.2003 № 173 «О валютном регулировании и валютном контроле».

        9. Федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

        10. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.07.2006 № 459 «О Федеральной таможенной службе»

        11. Приказ ФТС России от 16.05.2006 № 443 «О типовых структурах таможенных органов Российской Федерации»

в) программное обеспечение:

  1. Пакет прикладных программ MS Office.

  2. Специальное программное обеспечение: программные продукты «Учебная программа АИСТ-М»; «Учебная программа АИСТ-РТ21».



г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

  1. www.customs.ru. – Официальный сайт Федеральной таможенной службы

  2. www.consultant.ru. – Справочная правовая система «КонсультантПлюс»

  3. www.wcoomd.org. – Сайт Всемирной таможенной организации

  4. www.worldcustomsjournal.org – Международный таможенный электронный журнал


8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

1. Кабинет, оснащенный компьютерами с учебными программами АИСТ-М, АИСТ-РТ21, мультимедийное оборудование.

2. Проекционное оборудование.
9. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Данная дисциплина помогает составить общее представление о специальности, сформировать убеждение в общественной и личной необходимости выбранной специальности; показать преемственность специальности с фундаментальными и общественными дисциплинами; ознакомить студента с системой обучения в вузе.

В результате изучения дисциплины студенты должны получить представление об основных проблемах, стоящих перед таможенным делом в России, первоначальные навыки анализа текстов нормативно-правовых актов и текстов по теории и истории таможенного дела, освоить основные понятия и термины, позиционировать себя как специалиста в области таможенного дела, овладение основами знаний о структуре таможенных органов.

С целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся по дисциплине «Основы таможенного дела» предусматривается использование активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет более 30% из объема часов, отводимых на аудиторные занятия. В рамках учебной дисциплины планируются встречи с представителями таможенных органов. Во время семинаров и самостоятельной подготовки обучающимся обеспечивается доступ к сети Интернет.

Самостоятельная работа студентов направлена на решение следующих задач:

  • выработка навыков восприятия и анализа отечественных и зарубежных источников по вопросам теории и практики основ таможенного дела;

  • формирование навыков критического, исследовательского отношения к предъявляемой аргументации, развитие способности к пониманию роли таможенных органов в решении различных социально-экономических проблем и проблем, возникающих в сфере таможенной деятельности;

  • развитие и совершенствование способностей к диалогу, к дискуссии, к формированию и логически аргументированному обоснованию собственной позиции по проблемным вопросам таможенного дела;

  • развитие и совершенствование творческих способностей при самостоятельном изучении проблем в области таможенного дела.

Студенты выполняют задания, самостоятельно обращаясь к учебной литературе, нормативно-правовой документации и научным публикациям в области таможенного дела. Проверка выполнения заданий осуществляется на практических занятиях с помощью устных выступлений студентов и их коллективного обсуждения, так и с помощью письменных самостоятельных (контрольных) работ.

Для развития и совершенствования практических навыков студентов организуются специальные учебные занятия в виде круглых столов, а также рекомендуется посещение таможен и музеев при таможнях либо региональных таможенных управлений и т.д., при подготовке к которым студенты заранее распределяются по группам, каждая из которых решает конкретную задачу в рамках общей обсуждаемой или решаемой проблемы.

Одним из видов самостоятельной работы студентов является написание творческой работы (эссе) по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Творческая работа (эссе) представляет собой оригинальное произведение объемом до 10 страниц текста (до 3000 слов), посвященное какой-либо значимой проблеме таможенного дела. Творческая работа не является рефератом и не должна носить описательный характер, большое место в ней должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения студентами, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики, что должно способствовать раскрытию творческих и аналитических способностей.

При оценивании результатов освоения дисциплины (текущей и промежуточной аттестации) может применяться балльно-рейтинговая система. В качестве примера может быть рассмотрена стобалльная система оценивания, которая может быть привязана как к традиционной отечественной системе (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно), так и к системе оценок ECTS (A, B, C, D, E, F). При этом для каждого вида проверочных работ в течение семестра назначается максимальное количество баллов, в которое может быть оценено их отличное выполнение. В конце семестра реальные баллы, полученные студентами за то или иное задание (вид деятельности), суммируются, и эта сумма считается итоговой оценкой успеваемости студента. Она также может быть переведена в качественную оценку по заранее заданным правилам. В качестве оценочных средств на протяжении семестра используются тестирование, контрольные работы студентов, творческая работа (эссе), итоговое испытание. Итоговое испытание является аналогом устного экзамена. Его главное отличие состоит в том, что оценка за итоговое испытание составляет часть общей оценки за работу студента в течение семестра.

Тестовые задания формулируются в оригинальной авторской форме, с открытыми вариантами ответов.
Примеры тестовых заданий:

  1. Импортные таможенные пошлины - это:

  • пошлины, которые взимаются с вывозимых с таможенной территории РФ товаров;

  • пошлины, которыми облагаются ввозимые на таможенную территорию товары;

  1. Механизмами таможенно-тарифного регулирования являются:

  • введение импортных таможенных пошлин;

  • квотирование;

  • введение экспортных таможенных пошлин;

  • лицензирование.

  1. Таможенная граница – это:

  • условная линия в пространстве, обозначенная условными знаками;

  • реальная линия на местности, обозначенная специальными знаками.


Примерная тематика письменных работ (эссе):

  1. Особенности досоветского развития таможенной системы России.

  2. Цели таможенной политики Российской Федерации на современном этапе.

  3. Факторы, обусловившие принятие Таможенного кодекса РФ 2003г.

  4. Особенности организации таможенного дела в России в условиях вступления в Таможенный союз.

  5. Роль таможенной службы в государственном регулировании внешнеэкономической деятельности.

  6. Концепция развития таможенной службы Российской Федерации.

  7. Чем интересна профессия таможенника.

  8. Основные принципы перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации.

  9. Порядок производства таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу.

  10. Порядок производства таможенного оформления и принципы проведения таможенного контроля товаров и транспортных средств при прибытии на таможенную территорию Российской Федерации и убытии с нее.

  11. Таможенный режим. Назначение, условия и порядок применения для таможенных целей.

  12. Значение установления страны происхождения товаров в таможенном регулировании ВЭД.

  13. Таможенный контроль. Формы, принципы и порядок его проведения.

  14. Перемещение транспортных средств через таможенную границу РФ.

  15. Порядок и условия поступления на службу в таможенные органы РФ.

  16. Исторический опыт таможенной службы за рубежом.

  17. Роль самовоспитания в профессиональном становлении.

  18. Профессиональное самообразование.


Примерные вопросы к экзамену:

  1. Система таможенного законодательства и иные законодательные и правовые акты, применяемые в таможенном деле.

  2. Федеральная таможенная служба: состав и структура.

  3. Требования к результатам освоения основной образовательной программы по специальности «Таможенное дело».

  4. Личностные качества специалиста таможенного дела.

  5. Цели и задачи таможенной службы.

  6. Основные этапы становления таможенной службы России.

  7. Перспективы развития Федеральной таможенной службы.

  8. Таможенная территория и таможенная граница.

  9. Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.

  10. Таможенное сопровождение. Условия и порядок применения.

  11. Формы таможенного контроля.

  12. Понятие, назначение, виды и порядок создания зон таможенного контроля.

  13. Основные принципы осуществления таможенного контроля.

  14. Время нахождения товаров и транспортных средств под таможенным контролем.

  15. Таможенный перевозчик. Назначение. Порядок получения статуса таможенного перевозчика.

  16. Понятие «таможенный режим». Содержание, назначение, условия применения.


Разработчики:

Российская таможенная академия, факультет таможенного дела


и.о. декана,

д-р экон. наук


Г.А. Войтешонок

Российская таможенная академия, факультет таможенного дела

заместитель декана факультета таможенного дела

Е.В. Юрьева




1 При использовании учебного издания в учебном процессе следует учитывать действующие нормативные правовые акты в области таможенного регулирования



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Примерная программа дисциплины iconПримерная программа учебной дисциплины "Экологические основы природопользования"
Примерная программа служит основой для разработки рабочей программы учебной дисциплины образовательным учреждениям спо
Примерная программа дисциплины iconПримерная программа учебной дисциплины оп. 02. Материаловедение 2011г
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии...
Примерная программа дисциплины iconПримерная программа учебной дисциплины слушание музыки разработала преподаватель
Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной дополнительной предпрофессиональной образовательной программы в...
Примерная программа дисциплины iconПримерная программа учебной дисциплины информатика 2011г
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...
Примерная программа дисциплины iconПримерная программа учебной дисциплины основы терапии
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...
Примерная программа дисциплины iconПримерная программа учебной дисциплины основы неврологии
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...
Примерная программа дисциплины iconПримерная программа учебной дисциплины основы фармакологии
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...
Примерная программа дисциплины iconПримерная программа учебной дисциплины оп. 03 основы электроматериаловедения
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Примерная программа дисциплины iconПримерная программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности 2011г
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Примерная программа дисциплины iconПримерная программа учебной дисциплины основы хирургии с травматологией
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...
Примерная программа дисциплины iconПримерная программа учебной дисциплины гигиена и экология человека
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...
Примерная программа дисциплины iconПримерная программа учебной дисциплины общественное здоровье и здравоохранение
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...
Примерная программа дисциплины iconПримерная программа учебной дисциплины основы микробиологии и иммунологии 2010г
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Примерная программа дисциплины iconПримерная программа учебной дисциплины экологические основы природопользования 20 г
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Примерная программа дисциплины iconПримерная программа учебной дисциплины правовое обеспечение профессиональной деятельности
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...
Примерная программа дисциплины iconПримерная программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности 2011г
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск