«Правление Ивана iii» (2ч)





Скачать 134.65 Kb.
Название«Правление Ивана iii» (2ч)
Дата публикации07.04.2015
Размер134.65 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Право > Урок
Разработка модульных уроков в школьном курсе истории на примере использования технологий модульного обучения

Урок для 10 класса.

Комплексная дидактическая цель: изучить процесс собирания земель и устройства нового централизованного государства; охарактеризовать основные направления внешней политики Ивана III, проанализировать судебную реформу Ивана III, оценить внешнюю политику Ивана III, показать завершающую стадию образования централизованного государства(1505-1547гг.), охарактеризовать государство, доставшееся в правление Ивану Грозному, дать оценку первому этапу его царствования и реформам Избранной Рады, объяснить сущность опричнины, ее цели и последствия, охарактеризовать направления внешнеполитической деятельности в царствовании Ивана IV, определить значение присоединения новых территорий и дальнейшего расширения государства на восток.

Оборудование: карта «Образование и расширение Российского государства

( 14-16 вв.)»

Учебник: А.Н. Сахарова, В.И. Буганова «История России с древнейших времен до 17 века».

Тема: «Правление Ивана III» (2ч)

№ У элемента

Учебный материал с указанием заданий

Руководство усвоения

учебного материала

УЭ - 0

Интегрирующая цель:

Рассказать об основных направлениях внешней политики Ивана III; осветить его деятельность по собиранию русских земель; оценить его заслугу в падении ордынского ига; рассказать о реформах

Ивана III.

Внимательно прочитать цель урока

УЭ - 1

Входной контроль. Цель: раскрыть причину феодальной войны второй четверти 15 в.; охарактеризовать цели враждующих сторон; определить, чем завершилась феодальная война

I. Выполните задание.

  1. Какие земли были присоединены к Москве при Василии I Дмитриевиче

  2. Набеги каких внешних противников пришлось отражать Василии I ?

  3. Покажите на карте земли, вошедшие в состав Российского государства при Василии I.

  4. В чем причины феодальной войны? О чем свидетельствует борьба за Московский престол?

II. Обсудите результаты работы

III. Оцените свою работу

Прочитайте текст учебника «История Отечества с древнейших времен до конца 17 века» А.Н. Сахарова, В.И. Буганова 181- 182стр.

Работайте индивидуально

Правильный ответ – 2б.

Работайте индивидуально

Правильный ответ – 2б.

Работайте индивидуально

Правильный ответ – 2б.

Работайте вместе с классом. Правильный ответ – 5б.

Выводы запишите в тетрадях. Максимальная оценка УЭ – 11б.


УЭ - 2

Цель: осветить роль Ивана III в создании Московского царства; рассказать о собирании земель

  1. Прочитайте учебник стр.184.

Расскажите об Иване III.

  1. Составьте таблицу «Основные завоевания Иване III. Объединение русских земель

    Дата

    Событие

    Результаты




























  2. Когда Иван III принял титул «Великого Князя всея Руси» (1485г.)

  3. Какой герб принял Иван III (Двуглавый орел)

  4. Что подразумевает понятие «самодержавие?»(независимость российского государства и его правовое, военное, политическое равенство в статусе с другими европейскими державами).

Запишите в тетрадях определение «самодержавия»




УЭ - 3

Цель: Рассказать о реформах Ивана III.

I.Рассказ учителя о судебной реформе Ивана III.

  1. 1.Записать дату первого Кодекса законов единой России – 1497г.



Работа в тетрадях




Боярская дума, приказы (на доске), наместник, кормление.

  1. Заполнение таблицы. Органы управления государством

Название органа или учреждения

Функции













3. Расскажите о военной и земельной реформах


Работа в группах. Максимальный балл – 5

Работайте индивидуально

Правильный ответ – 4б.

УЭ- 4

Цель: дать характеристику положения церкви в русском государстве, а также рассказать о политике Ивана III в отношении к церковным землям

1. Прочитайте текст стр. 185. Какую роль играла православная церковь в объединении русских земель?

2. Какие внешние и внутренние предпосылки определили складывание теории «Москва – третий Рим?»

3. Почему такое название?

(первый Рим – Римское государство, второй Рим – Византия)



Правильный ответ – 5б.


Правильный ответ – 5б.


Правильный ответ – 5б.

Максимально - 13 б.

УЭ- 5

Цель: дать оценку событию 1480г. ( Стояние на Угре)

  1. Прочитайте текст на стр.188. Что произошло в 1480г.? выделить причины победы? Как политика Ивана III способствовала падению ордынского ига?

  2. Какие земли получила Россия по договору 1503г.?

  3. Заполните таблицу

Борьба с Ордой

Дата

Событие

Результаты



















Борьба с Литвой

Дата

Событие

Результаты



















  1. На контурных картах отметьте процесс собирания русских земель Иваном III.






Правильный ответ – 3б.
Правильный ответ – 3б.
Правильный ответ – 3б.

Правильный ответ – 3б.

Максимально - 13 б.

УЭ - 6

Цель: охарактеризовать личность

Ивана III

I. Прочитайте отрывок из сочинения Н.М. Карамзина

1. Иоанн, по словам Карамзина,

считал себя и главою духовенства. Можно ли назвать Россию, созданную Иваном III, теократическим государством?

2. Автор утверждает, что именно

ИвануIII первому дали имя Грозного. Какой

смысл вкладывает Н.М. Карамзин в это прошлое?

II. Прочитайте отрывок из работы С.Г. Пушкарева «Обзор русской истории»

1.Есть ли основания утверждать, что женитьба Московского князя на последней византийской царевне – одна из причин усиления его власти?

Правильный ответ – 5б.

Правильный ответ – 5б.
Максимально – 10б.

УЭ - 7

Завершающий контроль

Цель: проверить, была ли достигнута поставленная в начале работы цель.

Выполните задание

1. Дайте определение терминов: Боярская дума, дьяк, наместник, самодержец.

2. Ивану III окончательно захватил:

а) Казань

б) Тверь

в) Новгород

3. Набег Едигея на Русь случился в:

а) 1408г.

б) 1380г.

в) 1424г.

4. Окончательное присоединение Новгорода произошло в:

а) 1478г.

б) 1497г.

в) 1487г.

5. Свяжите событие и дату:

а) Русско- литовская война 1500-1503гг.

б) Судебник Ивана III 1497г.

в) Свержение монгольского ига 1480г.

г) Иван III 1462-1505гг.


Правильный ответ – 4б.

1б.

1б.

1б.

2б.

Максимально – 9б.


УЭ - 8

Рефлексия

Подведение итогов урока

Прочтите цель урока. Достигли ли вы цели урока? В какой степени.

Оцените свою работу на уроке

Если по итогам урока вы набрали

76 – 72 – «5»

71 -67 – «4»

66 – 62 – «3»


Работа индивидуально

Работа вместе с классом

Ваша оценка

Сдайте тетради на проверку



Урок для 10 – го класса. Тема « Правление Ивана Грозного» (2ч)

№ У элемента

Учебный материал с указанием заданий

Руководство усвоения

учебного материала

УЭ - 0

Тема «Правление Ивана Грозного»

Интегрирующая цель:

охарактеризовать государство, доставшее в правление Ивану Грозному; дать оценку первому этапу его царствования и о реформах Избранной рады, объяснить сущность опричнины, ее цели и последствия; охарактеризовать главные направления внешнеполитической деятельности в царствовании Ивана Грозного; определить значение присоединения новых территорий и дальнейшего расширения государства на восток.

Внимательно прочитать цель урока

УЭ - 1

Цель: охарактеризовать государство, доставшееся в правление Ивану Грозному; раскрыть значение венчания Ивана Васильевича на царствование

  1. Выполните задание.

Прочитайте учебник на стр.200, отрывок из «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина.

1. Перед Е. Глинской стоял выбор: абсолютизм, деспотизм и сословно- представительная монархия. В какую сторону был направлен при ней вектор власти?

2. Почему на ваш взгляд, церковь выступила с инициативой присвоения Ивану Васильевичу царского звания?

3. Прочитайте отрывок из работы С.Г. Пушкарева «Обзор русской истории». Мог ли Иван Васильевич в своем возрасте подавить московское восстание 1547г.? Согласны ли вы с утверждением о том, что под влиянием народного волнения 1547г. Иван Грозный осознал необходимость проведения реформы с целью укрепления государственной власти?


Работайте в паре.

Правильный ответ – 5б.
Правильный ответ – 5б.

ответ – 10б.


УЭ - 2

Цель: дать оценку первому этапу его царствования и реформам Избранной рады

Выполните задание:

1. Запишите в тетрадях

Избранная рада (1549-1560гг.), сословная монархия, 1547г. – венчание Ивана Грозного на царство, 1549г. - Земский Собор,

1550г.- новый Судебник, 1551г. – Стоглавый Собор, 1555г. – отмена кормлений.

2. Прочитайте текст на стр. 202 -204. На основе материала учебника составьте таблицу «Органы власти (сословно – представительская монархия)»

3. Заполните таблицу: «Реформы первых лет правления Ивана Грозного»

Название и сроки

Содержание и значение













4.Сообщение учителя «Экономический подъем страны с 1505-1520гг.»

  1. Охарактеризуйте значение основных реформ Ивана Грозного.

Сделайте вывод.




Работа в тетрадях.

Работайте индивидуально.


Работайте в группе.

Правильный ответ –10б.

Работайте индивидуально.

Правильный ответ –10б.


УЭ - 3

Цель: охарактеризовать главные направления внешнеполитической деятельности в царствовании Ивана Грозного.

Выполните задание.

  1. 1. Прочитайте учебник на стр.205 о начале ликвидации осколков Золотой Орды и сформулируйте причины завоевания Казанского и Астраханского ханства.

  2. 2. Раскройте причины

  3. а) ханства держали в своих руках Волжский торговый путь

  4. б) это были районы плодородной земли

  5. в) к освобождению стремились народы Поволжья – марийцы, мордва, чуваши.

  6. Запишите в тетрадях

  7. 3. Работа по контурной карте. Отметьте на карте движение русских войск на восток

  8. 4. Работа по историческому документу Н.М. Карамзина «История государства российского». Почему многолетняя борьба между Казанским ханством и Москвой завершилась победой россиян только в 1552г.?

  9. Сообщение ученика «Добровольное вхождение башкирских племен в состав России в 1552 – 1557гг.»



Работайте индивидуально.

Правильный ответ –5б.


Запись в тетрадях.


Работайте индивидуально.

Правильный ответ –3б.


УЭ- 4

Цель: раскрыть повод и причины Ливонской войны

1. Прочитайте текст в учебнике стр. 211-212 и сформулируйте их причины, повод.

2. Запишите в тетрадях.

Причина: России необходим выход к Балтийскому морю.

Повод: Задержка Ливонским орденом западных специалистов приглашенных на русскую службу и невыплате дани за Юрьев за последние 50 лет.

3. Рассказ учителя о Ливонской войне

4. Сделайте вывод по рассказу учителя. Вывод: неудача явилась следствием экономической отсталости России, которая не могла выдержать длительную борьбу с сильными противниками, опричнина. Итоги: Россия не вышла к Балтийскому морю, потеря исконных земель в Прибалтике.



Работайте индивидуально.

Правильный ответ –5б.

Работайте индивидуально.

Правильный ответ –5б.

УЭ- 5

Цель: по учебнику заполнить таблицу «Основные направления внешней политики Ивана Грозного»

запад

Борьба за выход к Балтийскому морю

восток

Борьба с Казанским и Астраханским ханствами и начального освоения Сибири

юг

Защита от набегов крымских ханов

2. Заполните таблицу «Этапы освоения новых земель» в составе Российского государства при Иване Грозном

дата

Терри

тория

народы

Насильств.или

добров. вхождение













3. Сделайте вывод: каковы общие итоги внешней политики Ивана Грозного?




Работай в группах

Правильный ответ – 5б.

Работай в группах

Правильный ответ – 5б.



УЭ - 6

Цель: Объяснить сущность опричнины, ее цели и последствия

1. Рассказ учителя

Запись в тетрадях – опричнина, земщина

2.Дайте определение понятий опричнина, земщина

3.Перечислите и запишите причины введения опричнины

4.Перечислите и запишите результаты опричнины



Работайте индивидуально.

Правильный ответ –2б.

Работайте индивидуально.

Правильный ответ –5б.

Работайте индивидуально.

Правильный ответ –10б.




Цель: раскрыть плюсы и минусы внешней и внутренней политики Ивана Грозного

Выполните задание

1. Заполните таблицу положительные и отрицательные стороны политики Ивана Грозного

2. Каковы положительные и отрицательные стороны политики Ивана Грозного


Работайте индивидуально.
Работайте индивидуально.

Правильный ответ –10б.


УЭ -8

Завершающий контроль

Выполните текстовую работу

1. При Иване Грозном было введено:

а) опричнина

б) местничество

в) отмена Юрьева дня

2. Ливонская война велась:

а) с Речью Посполитой

б) с Тевтонским орденом

в) с племенами ливов

3.Ермак известен

а) как завоеватель Вятской земли

б) как первопроходец в Астрахань и Ногайское ханство

в) как покоритель сибирских народов

4. Каково было название Московского государства в других странах при Иване IV.

а) Русь

б) Россия

в) Московия



Работайте индивидуально.

Правильный ответ –4б.


УЭ - 9

Рефлексия.

Подведение итогов урока

1.Прочитайте цель урока.

2. Достигли ли вы цели урока? В какой степени?

3.Оцените свою работу на уроке

Если по итогам урока вы набрали

114 - 108 – «5»

107 -101– «4»

100 – 94 – «3»

Дом. Задание: параграф 25,26. Написать творческую работу «Опричнина – укрепление личной власти царя или следствие душевной болезни?»


Работа индивидуально

Работа вместе с классом

Сдайте тетради на проверку

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Правление Ивана iii» (2ч) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательные: формировать представление о личности императора Александра III; подчеркнуть, что свое правление Александр III посвятил...
«Правление Ивана iii» (2ч) iconДва кризиса русской государственности: Опричнина и Смутное время
Объединение русских земель завершилось, при сыне Ивана III василии III, который княжил в Москве с 1505 по 1533 год. В восточной Европе...
«Правление Ивана iii» (2ч) iconТема урока: Эпоха Ивана Грозного в «Песне про царя Ивана Васильевича,...
Обогатить знания учащихся об эпохе Ивана Грозного через раскрытие образов главных героев
«Правление Ивана iii» (2ч) icon«Роль Ивана III в образовании единого Русского государства»
Департамент образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа –Югры
«Правление Ивана iii» (2ч) iconУчитель истории и обществознания моу «Хвастовичская сош»
Создать условия для усвоения учащимися понимания исторической роли Ивана III в процессе складывания рцг
«Правление Ивана iii» (2ч) icon«Московское государство в конце XV начале XVI века»
...
«Правление Ивана iii» (2ч) iconТемы рефератов История экономических учений
Экономические представления восточных славян. «Русская правда». Экономическая мысль в период образования Русского централизованного...
«Правление Ивана iii» (2ч) iconТема урока: Иван 3
Сравнить Москву времён Ивана 3 со временем правления Ивана Калиты и Дмитрия Донского
«Правление Ивана iii» (2ч) icon«Опричнина» #
Основные направления внутренней и внешней политики России в период правления Ивана IV, Петра I, Екатерины II, Александра I, Александра...
«Правление Ивана iii» (2ч) iconКраткое содержание проекта Правление Екатерины II называют «золотым веком»
Правление Екатерины II называют «золотым веком», вероятно, поэтому такое количество современников императрицы старались оставить...
«Правление Ивана iii» (2ч) iconЧитайте не торопясь… Знакомство с учебником-хрестоматией
Предания. Образы Ивана Грозного и Петра «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник»
«Правление Ивана iii» (2ч) iconКалендарно-тематическое планирование по литературе в 7 классе
...
«Правление Ивана iii» (2ч) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
«Правление Ивана iii» (2ч) iconВ. дв. 21 Психологические основы управления экипажем судна
«Эксплуатация судовых энергетических установок» и в соответствии с требованиями Правил iii/1,V/2, аvi/1 мк пдмнв 78 с поправками...
«Правление Ивана iii» (2ч) iconПлан реферата Вступление. Россия и Византия. Появление двуглавого...
В частности современные ученые- геральдики, такие как Георгий Вилин-бахов или Владимир Лебедев, в своих трудах касаются этой темы,...
«Правление Ивана iii» (2ч) iconАлександр III александрович
Александра II, на престол вступил его сын Александр III. Старший брат Александра III николай умер в 1865 году и после его смерти...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск