План реферата Вступление. Россия и Византия. Появление двуглавого орла. Становление Российского герба от Ивана III до Петра I





Скачать 198.14 Kb.
НазваниеПлан реферата Вступление. Россия и Византия. Появление двуглавого орла. Становление Российского герба от Ивана III до Петра I
Дата публикации22.01.2015
Размер198.14 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > История > Реферат
Гербы России



План реферата

Вступление.

Россия и Византия. Появление двуглавого орла.

Становление Российского герба от Ивана III до Петра I.

Российский государственный герб от Петра I до Александра II.

Большой, Средний и Малый гербы Российской империи.

Заключение.

Список литературы и источников.

Вступление.

Герб и государство - эти два понятия тесно связаны друг с другом. Возник-новение государства почти сразу же обуславливается появлением некоего изобра-жения, которое отражает, как правило, внутреннее устройство этого государства, его могущество, территории, входящие в его состав, и т.д. Существуют особые правила составления этого рисунка, которые устанавливает и изучает наука гераль-дика. В ней существуют два направления - геральдическое и историко- геральдиче-ское, первое занимается изучением гербов как "рисунков", по которым можно оп-ределить принадлежность хозяина этого рисунка к той или иной фамилии, его про-исхождение и т.п. Историко-геральдическое направление предполагает собой изу-чение герба в контексте того или иного исторического процесса. Здесь нельзя огра-ничивать свои знания лишь правилами составления герба, но и, что немаловажно, необходимо довольно хорошо знать историю того государства или рода, о котором идет речь. Существует множество работ, связанных с этой темой, однако я не на-шел работы, в которой бы именно герб Российской империи рассматривался в этом аспекте. В частности современные ученые- геральдики, такие как Георгий Вилин-бахов или Владимир Лебедев, в своих трудах касаются этой темы, но это лишь экс-курс по отдельным периодам нашсй истории, а не по ней в цслом. Это и подтолк-нуло меня к написанию данной работы.

В ней я попытался, отталкиваясь от событий, которые происходили в рус-ской истории, найти их отражение на гербе России. Так как российская геральдика официально зародилась лишь при Алексее Михайловиче Романове, то рассмотрение российских гербов до него составляет большие трудности. Это заставило меня обратиться к литсратуре, в которой, как правило, ранние российские гербы рас-сматриваются субъективно. Поэтому, при описании гербов того времени я опирался на точки зрения того или иного автора, о чем я указывал в сносках.

Историю развития российского герба, как и историю России, можно разде-лить на несколько периодов, и, согласно им, я разбил свою работу на главы, назвав каждую из них по названию периода. Дело в том, что развитие орла, как гербовой эмблемы, началось с Византии, и лишь потом он появился на Руси. Посчитав это довольно важной проблемой, я решил, что историю взаимоотношений между

этими странами стоит рассмотреть в отдельной главе. Сразу же после появления орла на Руси началось его становление как государственного герба. Однако герб того времени почти никогда не подчинялся геральдическим правилам, Лишь Петр I установил изображение орла правильным, благодаря чему обширное развитие по лучила русская геральдика. Именно с него начинается новая веха в истории герба России. Логическим завершением становления государственного герба России яви-лось появление Большого, Среднего и Малого гербов Российской империи. На нем были отражены символы могущества и единства российского государства. Основ-ными историческими событиями, которые отражаются на государственном гербе, являются изменение границ или заключение мира с каким-нибудь государством. Однако и смена правителей, и их личные привязанности, и их личные качества также сказываются на государственном гербе. Это заметно, например, когда на престол восходит женщина - государственный герб становится более изящным, контуры более плавными и т.д. На Российском гербе это отражалось лишь дважды - при Елизавете Петровне и Екатерине II.

Сам орел, как государственная эмблсма, известен с незапамятных времен. Его изображение используется в гербах многих стран мира. Назову лишь некото-рые из них: Австрия, Германия, Ирак, Испания, Мексика, Польша, Сирия, США.

Но двуглавый орел сохранился лишь в гербе Албании и Сербии, что подчер-киваст их древнее происхождение.

Российский же двуглавый орел претерпел множество изменений с момента его появления и становления как элемента государственного герба. Эти изменения появилисъ под влиянием истории... Об этом и пойдст речь в реферате.

Россия и Византия. Появление двуглавого орла.

Гербы в России появились давно, но это были лишь рисунки, которые не подчинялись геральдическим правилам. Из-за отсутствия рыцарства на Руси гербы были мало распространены.



В самом своем начале (вплоть до XVI века) Россия была разрозненным госу-
дарством, поэтому и речи о
государственном гербе России идти не
могло. Однако, несмотря на то, что
окончательной датой объединения Руси
считают XVI век, государственный герб
в России появляется уже при Иване III
(1462-1505). Именно ему приписывается
учреждение государственного герба, как
такового. В качестве герба в то время
выступала его печать. На ее лицевой
стороне изображен всадник,
протыкающий копьем змия, на оборотной - двуглавый орел.

Происхождение двуглавого орла уходит своими корнями далеко в прошлое. Первые, известные нам, его изображения, датируются XIII веком до н.э. Это на-скальное изображение двуглавого орла, схватившего двух зайцев. Он служил гер-

бом



хеттских царей.

Затем двуглавый орел обнаруживается в Мидийском царстве - древней дер-жаве, раскинувшейся на территории Передней Азии,- во времена правления мидий-ского царя Киаксара (625-585 года до н.э.). Шли столетия. И вот мы уже видим двухглавого орла на эмблемах Рима. Здесь он появился при Константине Великом. Им в 326 году двуглавый орел был выбран в качестве своей эмблемы. После осно-вания новой столицы - Константинополя - в 330 году двуглавый орел стал государ-ствснной эмблемой Римской империи.

На Руси двуглавый орел появился после брака Иоанна III Васильевича и Со-фьи Палеолог, племяннице послсднего Византийского императора Константина XII Палсолога. История взаимоотношений Руси и Византии очень глубока и интересна и является темой для отдельной работы, Однако, обратимся вкратце к этому вопросу.

Первые исторические упоминания об отношениях России и Византии дати-руются 957 годом - годом когда княгиня Ольга совершила путешествие в Царьград и приняла христианство.

Но далее отношения с Византией у Руси ухудшаются. Так в 969-972 между ними развязалась война за Болгарию, которая была завоевана Святославом.

Позднее, в 988 году Владимир Святой крестил Русь. "Принятие Русью хри-стианства из Византии широко открыло двери влиянию византийской культуры, византийских идей и учреждсний. Это влияние сказалось существенным образом в области политической. Вместе с христианством стала проникать на Русь струя но-вых политических понятий и отношений. На киевского князя пришлое духовенство переносило византийское понятие о государе, поставленном от бога не для внешней только защиты страны, но и для установления и поддержания внутреннего об-щественного порядка...".

Однако далее исторических подтверждений отношений Руси и Византии не имеется вплоть до 1469 года, когда римский папа Павел II предложил дочь Фомы Палеолога Софью в жены русскому государю Иоанну III Васильевичу, свадьба ко-торых состоялась в 1472 году. Брак этот не привел Москву к религиозному соеди-нению с Римом, но имел важные последствия для возвышения монархической власти в Москве. Как супруг последней византийской царевны, великий князь Мос-

ковский становится как бы преемником византийского императора, почитавшегося главою всего православного Востока. По желанию и по советам Софии в Москов-ском Кремле при дворе великого князя стал заводиться пышный, сложный и строгий церемониал по образцам византийского двора. С конца XV века постепенно прекращается господствовавшая ранее простота отношений и непосредственное обращение государя со своими подданными, и он поднимается над ними на недося-гаемую высоту. Вместо прежнего простого и "домашнего" титула "великий князь Иван Васильевич" Иван III принимает пышный титул: «Иоанн Божиею

милостью Государь всея Руси и Великий князь Владимирский и Московский и Новгородский и Псковский и Тверской и Югорский и Пермский и Болгарский и иных". В отношениях с малыми соседними землями появляется уже титул царя всея Руси. Другой титул, принятый московскими государями, «самодержец'" представляет собой перевод византийского императорского титула ; титул этот означал первоначально самостоятельного государя, не подчиненного никакой внешней власти, но Иван Грозный придал ему значение абсолютной, неограниченной власти монарха над своими подданными.

С конца XV века на печатях московского государя появляется византийский герб - двуглавый орел (который комбинируется с прежним московским гербом -изображением Георгия Победоносца). Так Русь обозначила свою преемственность от Византии, что является первым отражением ее развития на гербе...

Становление Российского герба от Ивана III до Петра I.

Уже в самом начале развития российского герба мы видим его переплетение с историей Руси. Интересен тот факт, что орел на печатях Иоанна III изображался с закрытым клювом и больше походил на орленка, нсжели на орла. Если же посмот-реть на Россию того периода, то можно увидеть, что она является молодым госу-дарством, которое только начинает формироваться как централизованное. Первым достоверным свидетельством использования двуглавого орла в качестве государст-венной эмблемы является печать Иоанна III Васильевича на меновой грамоте 1497 с племянниками его, князьями Федором и Иваном Борисовичами Волоцкими.



В царствование Василия III Иоанновича (1505-1533) двуглавый орел изображается уже с раскрытыми клювами, из которых высовываются язычки. Об этом, например, свидетельствует печать, приложенная в 1523 году к записи государя и великого князя Василия Иоанновича при отбытии его с войском в Казань. Вкратце, если подойти с чисто художественной точки, то можно сказать, что орел начинает злиться. В то же время, рассмотрев Россию того времени, заметим, что она укрепляет свои позиции, становится новым центром православия. Этот факт нашел свое воплощение в теории монаха Филофея "Москва - III Рим", известную из послания монаха Василию 111.

В царствование Иоанна IV Васильевича (1533-1584) Русь одержала решаю-щие победы над Казанским и Астраханским царствами. присоединила Сибирь. Рост могущества русского государства отразился и на его гербе. Двуглавый орел на го-сударственной печати увенчан одной короной с восьмиконечным православным крестом над ней. На лицевой стороне печати на груди орла изображен щит выре-

занной, или «германской» формы с единорогом - личным знаком царя. Дело в том, что все символы, используемые в личной символике Иоанна IV взяты из Псалтыря, что свидетельствует об укоренснии христианства на Руси. На оборотной стороне печати на груди орла - щит с изображением святого Георгия, побивающим змея. Впоследствии эта сторона печати сыграет важную роль в формировании россий-ского герба. Изображение московского герба на груди орла становится традицион-ным. Однако, в соответствии с древнерусской иконописной традицией святой Ге-оргий обращен в правую от зрителя сторону, что противоречит геральдическим правилам.



21 февраля 1613 года Земский собор избрал на царство Михаила Федоровича Романова. Это положило конец Смутам, которые в период между кончиной Ивана Грозного и взошествием на престол Михаила Романова подорвали дух русского народа и чуть не искоренили русскую государственность. Россия выходила на путь процветания и величия. В этот период орел на гербе "встрепенулся" и впервые распустил крылья, что могло означать "пробуждение" России после длительного сна, и начало новой эры в истории государства. К этому периоду Россия полностью окончила свое объедине-ние и уже сумела стать единым и довольно прочным государством. И этот факт символично отразился в государственном гербе. Над орлом вместо восьмиконечного креста появилась третья корона, что означало Святую Троицу, однако трактовалось многими как символ единства великорусов, малороссов и белорусов.

Алексей Михайлович Романов (1645-1676) сумел завершить русско-польский конфликт, установив Андрусовское перемирие с Польшей (1667), при нем Россия смогла «показать себя» всей Европе. Российское государство занимает довольно значительное место рядом с европейскими государствами. В период цар-

ствования Алексея Романова отмечено также появление нового изображения гер-бового орла. Это связано с тем, что по просьбе царя, император Священной Рим-ской империи Леопольд I прислал в Москву своего герольдмейстера Лаврентия Хурелевича, который в 1673 году написал сочинение "'О родословии российских



великих князей и государей, с
показанием имевшегося,
посредством браков, сродства
между Россией и восемью
европейскими державами, то есть
Цезарем римским, королями
английским, датским,
гишпанским, польским,
португальским и шведским, и с
изображением оных королевских
гербов, а в середине их великого
князя св. Владимира, на конце же
портрета царя Алексея
- Михайловича". Она явилась
отправной точкой для развития российской геральдики. Государственный орел
Алексся Михайловича явился прототипом последующих официальных изображе-
ний русского гербового орла. У орла высоко подняты вверх и полностью раскрыты
крылья, что символизировало собой полное утверждение России, как солидного и
мощного государства; главы его венчают три царские короны, на груди помещен
щит с московским гербом, в лапах - скипетр и держава. Интересен тот факт, что до
появления в лапах орла атрибутов монархической власти когти орла, начиная от
орла на мраморной плите Ксиропотамского монастыря в Афоне (Византия. 451-453
гг), постепенно разжимались, как бы в надежде что-нибудь схватить, пока не взяли
державу и скипетр, символизировав тем самым утверждение абсолютной монархии
на Руси.

В 1667 году при помощи Лаврентия Хурелевича впервые было дано офици-альное разъяснение российского герба: "Орел двоеглавый есть герб державный Ве-ликого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великия и

Малыя и Белыя России самодержца, его Царского Величества Российского царст-вия, на котором три коруны изображены, знаменующие три великия Казанское, Ас-траханское, Сибирское славныя царства, покоряющиеся Богом хранимому и высо-чайшей Его Царского Величества милостивейшаго Государя державе и повеле-нию... на персях изображение наследника; в пазонктех скипетр и яблоко, и являют милостивейшаго Государя, Его Царского Величества Самодержца и Обладателя". Как видим, описание дает новое толкование элементов гербового орла. Оно про-диктовано дишюматическими соображениями и должно свидетельствовать о величии России.

Российский государственный герб от Петра I до Александра II.

В 1682 году на Российский престол взошел Петр 1 (1682-1725). Россия очень изменилась во времена его правления. Если обобщить, то заслуги этого императора можно свссти к тому, что Российская империя стала одной из ведущих держав и стояла выше, чем большинство европейских государств.

Петр был хорошо образованным человеком. Он внес очень большой вклад в российскую геральдику. При нсм гербовой орел по геральдическим правилам стал изображаться черным (до него орел, как правило, изображался золотым). На этот факт повлияла Ссверная война. После нее Россия предстала перед Европой в облике могущественного государства. А следовательно и ее герб должен был быть не только "украшением" государственных бумаг и грамот, но и отражать силу русского государства.

В связи с принятием Петром I 22.10.1721 года императорского титула на гербах взамен царских корон стали изображать императорские. В 1722 году он уч-редил герольдмейстерскую контору (1722-1796) и должность герольдмейстера.



Государственный герб при Петре I претерпел множество изменений. Помимо изменения цвета орла, на крыльях его впервые стали размещать щиты с гербами Великих княжеств и Царств. На правом крыле.(левом от зрителя) были размещены щиты с гербами (сверху вниз): Киевским, Новгородским, Астраханским; на левом крыле: Владимирским, Казанским, Сибирским. Таким образом, при Петре I сложился основной комплекс атрибутов гербового орла. Такое изменение в государственном гербе с исторической точки зрения, трактовать как
символ быстрого и успешного скачка в развитии России. Однако после выхода России на "бескрайние просторы Сибири и Дальнего Востока" "двуглавый орел стал символом нераздельности Европейской и Азиатской России, объединенных под одной императорской короной, так как одна коронованная голова смотрит на запад, другая на восток".

Послепетровская эпоха характеризуется напряженной борьбой на вершине государственной власти, известной как "эпоха дворцовых переворотов", что в 30-е годы XVIII привело к чрезмерному влиянию в государстве выходцев из Германии, отнюдь не способствовавшие усилению России.

В 1740 год швейцарский гравер Гедлингер, приглашенный Анной Иоаннов-ной в Россию в 1736 году, изготовил государственную печать, которая использова-лась до 1856 года и, по существу, закрепила классический облик русского двугла-вого орла.



До конца XVIII века коренных изменений в рисунке герба не было, однако
заметны специфические черты, соответствующие времени правления императоров
и императриц, особенно во времена Елизаветы Петровны и Екатерины Великой. В
это время орел больше похож не на орла, а на орлицу. Как ни странно, но во време-
на Екатерины II государственный герб почти не изменился, хотя, как известно, она
провела большое количество реформ в области государственного устройства и об-
разования. Ею государственный Сенат?
выродившийся в громоздкое и неповоротливое
учреждение, неспособное не только при
необходимости заменять монарха (как
замышлял Петр I), но и решать текущие
вопросы, по проекту Н.И. Панина в 1763 году
был разделен на шесть департаментов, каждый
из которых имел строго оговоренный круг
обязанностей и полномочий. Также было
упразднено гетманство на Украине (1764), что
окончательно уничтожило украинскую
автономию. В отношении с церковью она сначала отменила секуляризацию цер-
ковных земель, однако потом вновь вернулась к этому вопросу, проведя секуляри-

зацию в 1763-1764 гг. Тем самым духовенство потеряло имущественную самостоя-тельность и оказалось на содержании государства. Так был завершен процесс пре-вращения духовенства в особый ряд чиновничества.

Взойдя на престол, Павел I (1796-1801) сразу же попытался модифицировать российский герб. Указом от 5 апреля 1797 года двуглавый орел становится неотъ-емлемой частью герба императорской фамилии.

Так как Павел I был магистром Мальтийского ордена, то это отразилось и на государственном гербе. 10 августа 1799 года был издан указ императора Павла I об изображении двуглавого орла с мальтийским крестом на груди . На верхнем конце этого креста помещалась корона Великого магистра.

Павел I также явился "отцом" Большого российского герба. Его манифестом от 16 декабря 1800 года было дано его полное описание. Большой российский герб должен был символизировать собой внутреннее единство и могущество России. Однако проект Павла I не был реализован.

Александр 1 (1801-1825), взойдя на престол, отменил мальтийский крест на государственном гербе. Но тут же на двуглавом орле отразилось французское влияние. При Александре I на гербе крылья орла широко раскинуты в сторону, перья опущены вниз. Одна голова более наклонена, чем другая. Вместо традиционных скипетра и державы в лапах орла появляются новые атрибуты: перуны или громовые стрелы, факел, лавровый венок (иногда ветвь), ликторский пучок, пере-витый лентами. Подобные орлы характерны для первой четверти XIX века. Прав-ление Николая I (1825-1855) характеризуется твердостью и решительностью. Им все восставшие декабристы были подвергнуты суду - 5 расстреляны, остальные сосланы в Сибирь. После восстания в Польше (1830-1832) Николай I ограничил ее статус, который лишил Польшу государственного управления, сейма, государственного совета и национальных войск. Именно при нем с 1830 гербовой орел стал окончательно изображаться с поднятыми крыльями, что стало его неотъемлемой признаком до 1917 года. В этом скрыт некий смысл, который символизировал окончательное установление России. В 1829 Николай I короновался на царство Польское. И с 1832 года герб этого царства помещен на крылья орла, то есть впервые включен в российский герб...

В конце царствования Николая 1 барон Б. В. Кене, который тогда управлял департаментом герольдии, предпринял попытки придать гербу черты западноевро-пейской геральдики. В частности изображение орла должно было стать более стро-гим. Герб Москвы должен был изображаться лишь во французском щите, всадника необходимо было повернуть согласно геральдическим правилам в левую от зрителя сторону. Но его проекты реализованы лишь при Александре II, так как в 1855 году Николай 1 скончался, не успев реализовать проекты Б.В. Кене.

Болыиой, Средний и Малый гербы Российской империи.

Большой государственный герб Российской империи введен 11 апреля 1857 года по указу императора Александра II (1855.-1881). Идея герба, изложенная еще в манифесте 1800 года императора Павла I, была реализована.



Большой герб России, как и в идеи Павла I, отражает в себе символ единства и могущества России. В нем отражена древняя традиция изображать вокруг дву-

главого орла гсрбы территорий, входящих в состав русского государства. Это сходно с идсей объединений русских княжеств вокруг Москвы.

В центре Ьольшого государственного герба помещен французский щит с зо-лотым полем, на котором изображен двуглавый орел. Сам орел черного цвета, увенчан трсмя императорскими коронами, которые соединены голубой лентой: две малых увенчивают голову, большая расположена между головами и возвышается над ними; в лапах скипетр и держава; на груди изображен "герб Московский: в червленом золотыми краями щите святой великомученик и победоносец Георгий в серебряном вооружении и лазоревой приволке на серебряном коне...". Щит, на ко-тором изображен орел, сверху увенчан шлемом святого великого князя Александра Невского, вокруг главного щита - цепь и орден святого Андрея Первозванного. По сторонам щита расположены щитодержатели: с правой стороны (с левой от зрителя) - святой Архистратиг Михаил, с левой - Архангел Гавриил. Центральная часть объединяется под сеныо большой императорской короны и государственной хо ругвью над ней. Слева и справа от государственной хоругви, на одной горизон-тальной линии с ней расположены шесть щитов с соединенными гербами княжеств и волостей - три справа и три слева от хоругви, создающие почти целый полукруг. Девять щитов, увенчанных коронами с гербами Великих княжеств и царств и гер-бом его Императорского Величества, составляют продолжение и большую часть того круга, который начали соединснные гербы княжеств и волостей. Гербы таковы (против часовой стрелки): Герб Астраханского царства, герб Сибирского царства, Родовой герб Его Императорского Величества, соединенные гербы Великих кня-жеств, герб Великого княжества Финляндского, герб Херсониса-Таврического (так в книге - В.Л.). герб Польского царства, герб Казанского царства.

Верхние шесть щитов расположены следующим образом (слева направо): соединенные гербы княжеств и областей Великороссийских, соединенные гербы княжеств и областей Юго-Западных, соединенные гербы Прибалтийских областей и герб Туркестанский.

В тоже время были приняты Средний и Малый государственные гербы. Средний государственный герб представлял собой то же, что и Большой, но без го сударственных хоругвей и шести гербов над сенью; Малый - то же, что и Средний,

но без сени, изображений святых и родового герба Его Императорского Величества

Принятый указом Александра III от 3 ноября 1882 года Большой Государст-венный герб отличался от принятого в 1857 году. Добавлен щит с гербом Турке-стана (вошел в состав России в 1867 году), соединены в один щит гербы княжеств Литовских и Белорусских, и т.д.

Большой государственный герб теперь обрамляют лавровые и дубовые ветви. Они символизируют славу, честь, заслуги (лавровые ветви), доблесть, мужество (дубовые ветви).

Средствами геральдической символики в Большом государственном гербе Отражена "''триединая сущность русской идеи: За веру, Царя и Отечество". Вера вы-ражсна в символах русского православия: множество крестов, святой Архистратиг Михаил и святой Архангел Гавриил, девиз "Съ нами Богъ", восьмиконечный пра-вославный крест над государственной хоругвью. Царь, идея самодержца выражена в атрибутах власти - государственные регалии России: большая императорская корона, другие российские исторические короны, скипетр, держава, цепь ордена святого Андрея Первозванного. Отечество отражено в гербе Москвы, гербах русских и российских земель, в шлеме святого великого князя Александра Невского. Круговое расположение гербов подчеркивает равенство между ними, а центральное расположение герба Москвы - стремление к единению Руси вокруг Москвы - исторического центра земли русской. Большой государственный герб Российской империи создает монументальный образ великой, единой и неделимой России, каковой она в то время и являлась. Здесь мы и находим еще одну очевидную взаимосвязь геральдики и государственной истории.

Заключение.

В данной работе показан весь путь развития русского государства, начиная от объединения княжеств вокруг Москвы и становления Руси как централизованного государства, роста его территорий за счет присоединяемых земель, таких как Перяславское княжество, Ростовское княжество, Суздальско-Нижегородское, кня-жество Смоленское. Владимирское, Северные уделы. Казанское княжество, Астра-ханское царство, Сибирское царство, Украина, Прибалтийские земли, княжества Финляндское и Белорусское, царство Польское, Туркестан и др. Начавшееся развитие Руси, как слабого. малоизвестного государства, продолжалось в течении столетий. Россия превращалась в мощное государство, завоевывала мировой авторитет. И, наконец, Российская империя стала великой державой, готовая соперничатъ с любым государством.

Как и российское государство, ее герб также менялся с течением времени. Он начинался с "орленка", однако вскоре начал раскрывать крылья, над его голо-вой появились сначала царскис, а затем и императорские короны, в лапах появи-лись атрибуты монархической власти: скипетр и держава, на груди появился герб Москвы, символизирующий ее столичный статус, на крыльях стали появляться гербы царств и великих княжеств, входящих в состав России. И, наконец, были приняты Большой, Средний и Малый гербы Российской империи, которые были составлены согласно всем геральдическим правилам, и должны были символизиро-вать собой единство и могущество России.

В 1917 году орел перестал быть гербом России. Его символика показалась болышевикам символом самодержавия. Любопытно, что выражая уважение к тра-дициям и памяти других народов, советские авторы считали, что русский народ не имеет права на свои историчсские, национальные символы. Они не принимали во внимание то, что двуглавый орел был символом русской государственности. На-помню, что с 1917 года советское руководство даже и не ставило вопроса о символе русской государственности. Нам известен герб Российской Федерации, субъектами которой являлись автономные республики и другие национальные образования. В каком качестве входил в эту федерацию русский народ? Каждая из респуб-

лик, субъектов Российской Федерации, имела свой национальный герб. Где же герб русских?

Знаменательным событием стало то, что 19-21 августа 1991 года была про-изведена попытка государственного переворота. В следствис чего в России была свергнута власть коммунистов, и к власти пришли демократы во главе с Б. Н. Ель-циным.

22.08.1991 года Государственным флагом России становится вновь бело-сине-красный флаг. 30 ноября 1993 года президент России Б. Н. Ельцин подписал указ « О государственном гербе Российской Федерации". Двуглавый орел вновь стал гербом России.

Его история отражает путь Российской державы, полный величия и драма-тизма. На протяжении четырех с половиной столетий двуглавый орел неизменно оставался главной эмблемой русского государства, хотя облик его менялся от пра-вителя к правителю.

Перед вами основные вехи в долгой истории обретения русским народом символа своей государственности. Сейчас двуглавый орел как и прежде символи-зирует могущество и единство Российского государства. И будем надеяться, повторив слова Есенина, что "Русь взмахнет крылами".

Список литературы и источников

1. Полное собрание законов Российской империи" Собрание 1. СПб, 1830

2. "Собрание государственных грамот и договоров" часть 1. М, 1813

3. Брокгауз и Эфрон "Хронология всеобщей и русской истории". СПб, 1905

4. Брокгауз и Эфрон "Энциклопедия"т.17. СПб, 1893

5. Фои Винклер П.П. "Государственный орел". СПб: тип. Э.Гоппе, 1892

6. "Хрестоматия по истории СССР XVI - XVII в.в." М,1962

7. Вилинбахов Г.В. "Государственная геральдика России конца XVII - первой четверти XVIII в. (к вопросу становления абсолютизма в России)" //Авторсферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исто-рических наук. Л, 1982

8. "Геральдика" //Материалы и исследования Государственного Эрмитажа. Л:ГЭ, 1987(1988)

9. Дворянские роды Российской империи". СПб, 1993 Ю.

10."История России в лицах и датах" Словарь-справочник. СПб, 1995

11. И.КаменцевЕ.И., Устюгов Н.В. "Русская сфрагистика и геральдика". М, 1974

12. Н.М. Карамзин "Предания веков". М., 1988

13. Лакиер А.Б. "Русская геральдика". М: Книга, 1990

14. Лебедсв В. "Державный орел России". М: Родина, 1995

15. Лукомский В.К. 'Герб как исторический источник" //Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях института истории материальной культуры. М, 1947; вып. 17.

16. Лукомский В.К. "Гербовая экспертиза (случаи и способы применения)"

//"Архивное дело" 1939 N 1(49). И.ЛукомскийВ.К. "О геральдическом художестве в России". СПб, 1911.

18. "Новый герб, утвержденный императором Павлом". 1799 г., Б. М, и Г.

19.Пушкарев С.Г. "Обзор русской истории". Ставрополь, 1993.

20.Хорошкевич А.А. "Символы русской государственности". М., 1989

21. Г, Вилинбахов "Родословная российского герба" //"Родина" 1993 N1

22.Шиланов В., Семенович Н, "Флаги Русского флота" // "Советский музей", 1990.N3(113), с.59

23.Конов А. "Геральдика российская" //"Нева" 1985 N2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План реферата Вступление. Россия и Византия. Появление двуглавого орла. Становление Российского герба от Ивана III до Петра I iconПлан-конспект для проведения лекции по дисциплине «Общественно-государственная подготовка»
Вооруженных Сил Российского государства, а также разъяснить им основное содержание военных реформ Ивана Грозного и Петра I
План реферата Вступление. Россия и Византия. Появление двуглавого орла. Становление Российского герба от Ивана III до Петра I iconСайт цифровых учебно-методических материалов вгуэс // abc vvsu ru
Вооруженных Сил Российского государства, а также разъяснить им основное содержание военных реформ Ивана Грозного и Петра I
План реферата Вступление. Россия и Византия. Появление двуглавого орла. Становление Российского герба от Ивана III до Петра I icon«Опричнина» #
Основные направления внутренней и внешней политики России в период правления Ивана IV, Петра I, Екатерины II, Александра I, Александра...
План реферата Вступление. Россия и Византия. Появление двуглавого орла. Становление Российского герба от Ивана III до Петра I iconЧитайте не торопясь… Знакомство с учебником-хрестоматией
Предания. Образы Ивана Грозного и Петра «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник»
План реферата Вступление. Россия и Византия. Появление двуглавого орла. Становление Российского герба от Ивана III до Петра I iconКалендарно-тематическое планирование по литературе в 7 классе
...
План реферата Вступление. Россия и Византия. Появление двуглавого орла. Становление Российского герба от Ивана III до Петра I iconКонтрольный тест «Россия в эпоху Ивана Грозного». 10 класс
Что из названного было результатом внешней политики Российского государства во второй половине XVI в.?
План реферата Вступление. Россия и Византия. Появление двуглавого орла. Становление Российского герба от Ивана III до Петра I iconБиологическое загрязнение и безопасность залива петра великого
Цель настоящего реферата – показать опасность бесконтрольного сброса судовых балластных вод и связанную с этим проблему заселения...
План реферата Вступление. Россия и Византия. Появление двуглавого орла. Становление Российского герба от Ивана III до Петра I iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательные: формировать представление о личности императора Александра III; подчеркнуть, что свое правление Александр III посвятил...
План реферата Вступление. Россия и Византия. Появление двуглавого орла. Становление Российского герба от Ивана III до Петра I iconАдминистративная контрольная работа по истории. Первое полугодие. 10 класс
Можно ли сравнить методы и цели Петра I с деятельностью Ивана Грозного? Свою позицию обоснуйте
План реферата Вступление. Россия и Византия. Появление двуглавого орла. Становление Российского герба от Ивана III до Петра I iconПлан-конспект урока истории в 11классе на тему
Царствование последнего российского императора Николая II. Кризис власти. Россия в годы трех российских революций
План реферата Вступление. Россия и Византия. Появление двуглавого орла. Становление Российского герба от Ивана III до Петра I iconКурганский технологический колледж Номинация: исследовательская работа...
Изменение государственного герба на протяжении существования российского государства 15
План реферата Вступление. Россия и Византия. Появление двуглавого орла. Становление Российского герба от Ивана III до Петра I iconДва кризиса русской государственности: Опричнина и Смутное время
Объединение русских земель завершилось, при сыне Ивана III василии III, который княжил в Москве с 1505 по 1533 год. В восточной Европе...
План реферата Вступление. Россия и Византия. Появление двуглавого орла. Становление Российского герба от Ивана III до Петра I icon«Правление Ивана iii» (2ч)
Разработка модульных уроков в школьном курсе истории на примере использования технологий модульного обучения
План реферата Вступление. Россия и Византия. Появление двуглавого орла. Становление Российского герба от Ивана III до Петра I iconТема урока: Эпоха Ивана Грозного в «Песне про царя Ивана Васильевича,...
Обогатить знания учащихся об эпохе Ивана Грозного через раскрытие образов главных героев
План реферата Вступление. Россия и Византия. Появление двуглавого орла. Становление Российского герба от Ивана III до Петра I icon«Роль Ивана III в образовании единого Русского государства»
Департамент образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа –Югры
План реферата Вступление. Россия и Византия. Появление двуглавого орла. Становление Российского герба от Ивана III до Петра I iconУчитель истории и обществознания моу «Хвастовичская сош»
Создать условия для усвоения учащимися понимания исторической роли Ивана III в процессе складывания рцг


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск