КИСЛОВОДСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
по дисциплине
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС
для очного и заочного отделения
по направлению 030501.65 «Юриспруденция»
(степень - Бакалавр юриспруденции)
Государственно-правовой профиль
г. Кисловодск
2012 г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Проректор по учебной работе
_____________ М.Ш. Гочияева
30 августа 2012 г.
Составитель:. к.ю.н., Касьяненко М.А
Рецензент:. к.ю.н., доцент Арутюнов Л.С
Рабочая программа по дисциплине Административный процесс для студентов очного и заочного отделения по специальности 030501.65 «Юриспруденция». – Кисловодск: Издательский отдел КГТИ, 2012. -45 с.
Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры ГПД,
протокол № 9 от 22 мая 2012 г. Зав. кафедрой ______________ 1. Цель, задачи и предмет дисциплины Административно-процессуальное право, наряду с конституционным, дисциплинарным, гражданско-правовым и уголовным процессами, является одним из видов процессуальной деятельности специально уполномоченных должностных лиц и органов государственной власти. Чаще всего оно изучается в рамках общего учебного курса «Административное право Российской Федерации».
Административно-процессуальное право является практически сложившейся самостоятельной подотраслью российского права, находящейся в теснейшем взаимодействии с нормами административного права Российской Федерации. От эффективного применения административно-процессуальных норм в значительной мере зависят эффективность государственного управления, а также реальная возможность реализации гражданами своих прав, свобод и законных интересов.
Систему административно-процессуального права следует рассматривать не только как подотрасль российского права и область юридической науки, но и как самостоятельную учебную дисциплину.
Как подотрасль права она создает основу для урегулирования правовыми средствами конфликтов между личностью, обществом и государством. Главной задачей административного процесса является обеспечение согласованной, упорядоченной деятельности всех субъектов административного права.
Наука административно-процессуального права имеет целью исследование совокупности действия административно-процессуальных норм, административно-правовых категорий и практики применения административно-процессуальных норм. В этом смысле она играет роль необходимого источника знаний о правовом регулировании управленческой деятельности государства, о системе исполнительной власти и механизме ее реализации.
Как самостоятельная наука и дисциплина, административно-процессуальное право сочетает в себе элементы многих отраслей знаний - теории государства и права, истории государства и права, конституционного (государственного) права и процесса, муниципального, трудового, финансового и других отраслей права, гражданского права и процесса, уголовного права и процесса. Это предопределяет их тесную взаимосвязь и взаимозависимость.
В то же время учебная дисциплина «Административно-процессуальное право» (Административный процесс), столь тесно связанная с другими юридическими дисциплинами, имеет сугубо индивидуальные отличия, основные из которых заключаются в нестабильности, изменчивости ее предмета, постоянном обновлении, обогащении правового арсенала органов исполнительной власти.
Цель дисциплины - сформировать у студентов целостное понимание назначения, содержания, закономерностей и особенностей правового регулирования управленческих процессов в современном государстве и обществе, умение ориентироваться в общей системе норм административно-процессуального права при решении конкретных практических задач.
Задачи дисциплины:
освоение методик поиска необходимой информации, формирование источниковой и библиографической базы, понятийного аппарата, для обеспечения их юридически грамотного использования в изучаемой области общественных отношений;
творческое осмысление изучаемого материала, на основе полученных знаний выработка собственного личностного видения сущности правового регулирования происходящих в государстве управленческих процессов, которое обуславливает возможность понимания;
удовлетворение объективно возникающей потребности в дальнейшем самостоятельном более глубоком изучении предмета административного права, выявление и попытка имеющихся проблем правового регулирования разрешения организации и деятельности исполнительной власти;
изучение вопросов административно-правового регулирования с учетом современных условий и развивающихся на их фоне тенденций; анализ становления и развития соотношения сфер государственного и негосударственного управления; выявление проблем применения методов убеждения и принуждения, особенностей административно-правового статуса субъектов административного права и процесса; изучение взаимосвязи и разграничения таких понятий, как государственное регулирование и управление; выявление специфики административно-правовых отношений в различных сферах государственного управления.
Предмет изучения - общественные отношения, возникающие в ходе организации и реализации деятельности судебной и исполнительной власти в сфере государственного управления.
Курс включает общую и особенную части. Общая часть - содержит характеристики основных разделов административно-процессуального права, соответствующих сущности его систематизации в современном виде.
Особенная часть - отражает организацию государственного управления в административно-процессуальной форме в различных областях (раздел II КоАП РФ): административные правонарушения, посягающие на права граждан; административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность; административные правонарушения в области охраны собственности; административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования; административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике; административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель; административные правонарушения на транспорте; административные правонарушения в области дорожного движения; административные правонарушения в области связи и информации; административные правонарушения в области предпринимательской деятельности; административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг; административные правонарушения в области таможенного дела (нарушение таможенных правил); административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти; административные правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации; административные правонарушения против порядка управления; административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность; административные правонарушения в области воинского учета. 2. Инновационные технологии, используемые в преподавании дисциплины «Административно-процессуальное право» (Административный процесс) В процессе организации образовательного процесса по освоению дисциплины «Административно-процессуальное право» (Административный процесс) используются следующие инновационные технологии: 1. Деловая игра («Административно-правовое принуждение») - инновационная технология, основанная на использовании метода имитации ситуаций, требующих в отношении субъектов административного права принятия управленческого решения, основанного на положениях действующего законодательства Российской Федерации и связанного с необходимостью применения ограничительных мер. Правила и сюжет игры задаются преподавателем в рамках текущего периода времени на основании действующего законодательства с использованием его основных параметров и условий. Игра применяется в образовательном процессе как средство активного освоения студентами состояния и развития процессов укрепления экономической безопасности в условиях рыночных отношений и направлена на развитие у них правовых навыков и способностей по принятию правильных правовых решений. Студенты получают возможность упорядочить знания развить практические навыки групповой работы (тема семинарского занятия № 3).
2. Тестирование – контроль знаний с помощью тестов, которые состоят из вопросов и нескольких вариантов ответов, по каждому из которых студенту следует определить правильный. Данная форма проверки степени усвоения студентами содержания учебной дисциплины используется при проведении блиц-контроля по отдельным темам учебного курса, при проведении зачетов, а также в самостоятельной работе студентов.
3. Метод кейс-стади (case-study) – это метод обучения, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач (темы семинарских занятий №№ 1-9). 3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины В процессе освоения дисциплины «Административно-процессуальное право» (Административный процесс) студент должен:
а) иметь представление: о месте и роли административно-процессуального права в системе права Российской Федерации; об организации процессуальной деятельности государственного управления в Российской Федерации; о системе, структуре и компетенции судей, органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;
б) знать: субъекты административного права; механизм административно-правового регулирования; основные принципы организации и деятельности органов судебной и исполнительной власти в Российской Федерации; основные формы и методы деятельности органов судебной и исполнительной власти; содержание стадий административного процесса; виды административных производств; содержание и способы обеспечения законности в деятельности судебных органов и органов исполнительной власти; административно-правовое регулирование в различных сферах управления;
в) уметь использовать: полученные познания в области деятельности органов исполнительной власти при решении конкретных дел, анализе отдельных административных норм;
г) владеть: навыками выполнения административно-процессуальных действий, связанных с осуществлением деятельности органов исполнительной власти.
Успешное изучение дисциплины возможно лишь при самостоятельной систематической работе студентов над источниками административно-процессуального права, учебной, научной и учебно-методической литературой, а также над анализом имеющейся судебной практики, связанной с разрешением административных споров.
Учебный процесс включает лекционные, семинарские, тематические дискуссии и деловые игры, индивидуально-контрольные собеседования, консультации с преподавателем и проведение тестирования студентов. В ходе усвоения содержания дисциплины студентам необходимо использовать знания, полученные ими при изучении следующих дисциплин: теории права и государства, конституционного права и других отраслей системы российского права. Тематический план очное отделения
Тематический план очное отделение
Название разделов и тем
| Аудиторные занятия, в том числе
| КСР
| самост. работа
| лекции
| семинары
| Тема 1. Административно-процессуальное право
и административное право. Методы управленческих действий
| 2
| 2
| -
| 6
| Тема 2. Административно-правовое принуждение
Понятие и основные принципы административного процесса
| 4
| 2
| 1
| 6
| Тема 3. Административные производства
| 4
| 2
| -
| 6
| Тема 4. Административная ответственность
Административные наказания
| 4
| 2
| -
| 6
| Тема 5. Участники производства по делам об административных правонарушениях
| 2
| 4
| -
| 6
| Тема 6 Предмет доказывания и доказательства
| 4
| 2
| -
| 6
| Тема 7. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
Стадии производства по делам об административных правонарушениях
| 4
| 4
| -
| 6
| Тема 8. Сущность и способы обеспечения законности в государственном управлении
| 2
| 4
| -
| 8
| Тема 9. Производство по принятию нормативных правовых актов государственного управления.
Производство по предложениям и заявлениям граждан и обращениям организаций в сфере государственного управления
| 2
| 2
| -
| 8
| Тема 10 Лицензионно-разрешительное производство
Регистрационное производство
| 4
| 2
| -
| 6
| Тема 11 Производство по делам о поощрениях
Дисциплинарное производство
| 2
| 4
| -
| 4
| Тема 12. Исполнительное производство
Производство по применению отдельных мер административного предупреждения и административного пресечения
| 2
| 2
| -
| 4
| Тема 13. Понятие производства по делам об административных правонарушениях
Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
| 4
| 2
| -
| 8
| Тема 14. Рассмотрение дел об административных правонарушениях
| 4
| 4
| 1
| 4
| Тема 15. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных
правонарушениях
| 2
| 2
| -
| 8
| Тема 16. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях
| 2
| 2
| -
| 6
| ИТОГО: 216
| 56
| 42
| 2
| 90
|
Тематический план заочное отделение
Название разделов и тем
| Аудиторные занятия, в том числе
| КСР
| самост. работа
| лекции
| семинары
| Тема 1. Административно-процессуальное право
и административное право. Методы управленческих действий
| 2
| 2
| -
| 6
| Тема 2. Административно-правовое принуждение
Понятие и основные принципы административного процесса
| 4
| 2
| -
| 6
| Тема 3. Административные производства
| 4
| 2
| -
| 6
| Тема 4. Административная ответственность
Административные наказания
| 4
| 2
| -
| 6
| Тема 5. Участники производства по делам об административных правонарушениях
| 2
| 4
| -
| 6
| Тема 6 Предмет доказывания и доказательства
| 4
| 2
| -
| 6
| Тема 7. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
Стадии производства по делам об административных правонарушениях
| 4
| 4
| -
| 16
| Тема 8. Сущность и способы обеспечения законности в государственном управлении
| 2
| 4
| -
| 10
| Тема 9. Производство по принятию нормативных правовых актов государственного управления.
Производство по предложениям и заявлениям граждан и обращениям организаций в сфере государственного управления
| 2
| 2
| -
| 10
| Тема 10 Лицензионно-разрешительное производство
Регистрационное производство
| 4
| 2
| -
| 6
| Тема 11 Производство по делам о поощрениях
Дисциплинарное производство
| 2
| 4
| -
| 4
| Тема 12. Исполнительное производство
Производство по применению отдельных мер административного предупреждения и административного пресечения
| 2
| 2
| -
| 10
| Тема 13. Понятие производства по делам об административных правонарушениях
Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
| 4
| 2
| -
| 10
| Тема 14. Рассмотрение дел об административных правонарушениях
| 4
| 4
| 1
| 4
| Тема 15. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных
правонарушениях
| 2
| 2
| -
| 8
| Тема 16. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях
| 2
| 2
| -
| 6
| ИТОГО: 216
| 22
| 10
| -
| 184
| Тематический план заочное отделения
Названия разделов и тем
| Аудиторные занятия, в том числе
| Самостоятельная работа
| лекции
| семинары
| Административно-процессуальное право
и административное право. Методы управленческих действий
| 2
| 2
| 6
| Административно-правовое принуждение
Понятие и основные принципы административного процесса
| 2
|
| 6
| Административные производства
| 2
|
| 10
| Административная ответственность
Административные наказания
| 2
| 2
| 10
| Участники производства по делам об административных правонарушениях
| 2
|
| 4
| Предмет доказывания и доказательства
| 2
| 2
| 6
| Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
Стадии производства по делам об административных правонарушениях
| 2
| 2
| 8
| Сущность и способы обеспечения законности в государственном управлении
| 2
| 2
| 2
| Производство по принятию нормативных правовых актов государственного управления.
Производство по предложениям и заявлениям граждан и обращениям организаций в сфере государственного управления
| 2
|
| 8
| Лицензионно-разрешительное производство
Регистрационное производство
| 2
|
| 4
| Производство по делам о поощрениях
Дисциплинарное производство
| 2
|
| 4
| Исполнительное производство
Производство по применению отдельных мер административного предупреждения и административного пресечения
| 2
|
| 6
| Понятие производства по делам об административных правонарушениях
Меры обеспечения производства по делам об административных
| 2
| 2
| 4
| Рассмотрение дел об административных правонарушениях
| 2
|
| 6
| Пересмотр постановлений и решений по делам об административных
правонарушениях
| 2
|
| 12
| Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях
| 2
| 2
| 10
| ИТОГО: 108
| 6
| 12
| 92
|
|