Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 243.24 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации29.10.2013
Размер243.24 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Право > Рабочая программа
КИСЛОВОДСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине

ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ

И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ
для очного и заочного отделения

по направлению 030500.62 «Юриспруденция»

г. Кисловодск

2012 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной  работе

_____________ М.Ш. Гочияева

30 августа 2012 г.


Составитель: к.ю.н., доцент Арутюнов Л.С.

Рецензент: к.ю.н., доцент Шаповалов Ю.Н.


Рабочая программа по дисциплине История политических и правовых учений для студентов очного и заочного отделения по направлению 030500.62 «Юриспруденция». – Кисловодск: Издательский отдел КГТИ, 2012. 21 с.

Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры,

протокол № 9 от 30 августа 2011г.

Зав. кафедрой ________________

Требования к подготовке бакалавра юриспруденции
Бакалавр юриспруденции в рамках направления 521400 получает фундаментальную подготовку в области юриспруденции.

Деятельность бакалавра юриспруденции направлена на реализацию правовых норм и обеспечение правопорядка в различных сферах жизни общества.

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

- со­бытия и действия, имеющие юридическое значение;

- правовые отноше­ния, возникающие в сфере функционирования государственных инсти­тутов;

- правовые отношения между государственными органами, физическими и юридическими лицами.

Бакалавр юриспруденции должен уметь:

  • толковать и применять законы и другие нормативные пра­вовые акты;

  • обеспечивать соблюдение законодательства в деятельности государственных органов, физических и юридических лиц;

  • юридически правильно квалифицировать факты и обстоя­тельства;

  • разрабатывать документы правового характера, осущест­влять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифи­цированные юридические заключения и консультации;

  • принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом;

  • вскрывать и устанавливать факты правонарушений, опреде­лять меры ответственности и наказания виновных; предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав;

  • систематически повышать свою профессиональную квалифи­кацию, изучать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе.

Бакалавр юриспруденции должен:

- обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, профессиональной этикой, правовой и психологи­ческой культурой, глубоким уважением к закону и бережным от­ношением к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина, высоким нравственным сознанием, гуманностью, твердостью моральных убеждений, чувством долга, ответственностью за судьбы людей и порученное дело, принци­пиальностью и независимостью в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, ее охраны и социальной защиты, необходимой волей и настойчивостью в исполнении принятых правовых решений, чувством нетерпимости к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности;

- понимать сущность и социальную значимость своей про­фессии, четко представлять сущность, характер и взаимодейс­твие правовых явлений, знать основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний и значение для реали­зации права в профессиональной деятельности.

Обязательный минимум содержания дисциплины

по подготовке бакалавра по направлению

521400 - Юриспруденция



Критерии оценки политико-правовых доктрин; становление и развитие политико-правовой идеологии; политические и пра­вовые идеи в государствах Древнего мира и средних веков; по­литические и правовые учения Нового времени; теория естест­венного права; теория разделения властей; ранний социализм; политические и правовые учения в России; правовые и полити­ческие учения Канта и Гегеля; либеральные политико-правовые доктрины; социалистические политико-правовые теории; марк­систские политико-правовые учения; основные политические и правовые учения второй половины XIX века (Остин, Еллинек и др.) и XX века (Дюги, Эрлих, Кельзен и др.).

Общая характеристика дисциплины



История политических и правовых учений — учебная дисциплина, рассматривающая закономерности развития политико-правовой теории, концепции права и государства, существовавшие в истории юриспруденции.

Предметом дисциплины являются вопросы государства, власти, политики, права и прежде всего политико-философские аспекты (теории, с помощью которых люди стремятся объяснить свое политическое поведение; ценности, формирующие отношение к нему; и механизмы (такие как закон), с помощью которых люди пытаются контролировать политическое поведение).
Цели и задачи курса
Целью преподавания дисциплины является изучение истории возникновения и развития теоретических знаний о политике и государстве, праве и законодательстве, основных политико-правовых доктринах.

Задачами изучения дисциплины являются:

знакомство студентов-юристов с учениями о политике, государстве и праве наиболее выдающихся философов, мыслителей, правоведов прошлых эпох и современности;

формирование теоретического мышления и исторического сознания, политико-правовой культуры студентов;

формирование умения сопоставлять и самостоятельно оценивать политико-правовые идеи мыслителей разных эпох.
Требования к уровню освоения курса
В результате освоении дисциплины студент должен:

а) иметь представление:

  • об особенностях основных идеологий, существующих сегодня и формировавшихся в течение всего процесса становления политико-правовых учений;

б) знать:

  • методологию, периодизацию и основные тенденции развития теоретических представлений о государстве и праве;

  • даты основных исторических политико-правовых событий;

  • содержание наиболее известных источников политико-правой мысли;

в) уметь:

  • хронологически проследить, проанализировать и сопоставить основные политико-юридические события, оценить их роль и значение в государственно-правовом и социальном развитии;

  • владеть понятийным аппаратом истории политических и правовых учений;

  • исследовать и оценивать и оценивать закрепленные в них теоретические положения;

  • самостоятельно ставить и разрешать исследовательские историко-юридические, в частности политико-правовые проблемы;

г) иметь навык:

  • работы с источниками истории политических и правовых учений;

  • применения полученных знаний в профессиональной деятельности.


Требования к уровню подготовки студента
По окончании изучения курса студент должен:

- владеть терминологией истории политических и правовых;

- свободно ориентироваться в системе истории политических и правовых;

- уметь толковать основные теории и политические мысли дисциплины.
Критерии оценок
Оценка «отлично» выставляется студенту, который:

- усвоил в полном объеме материал курса, излагает его на высоком научно-теоретическом уровне, изучил основную и дополнительную научную литературу, свободно ориентируется в отраслевом законодательстве, знает основные проблемы изучаемой науки;

- может подтвердить теоретические положения курса соответствующими примерами, ссылками на действующее законодательство и правоприменительную практику, умеет правильно применять нормы отрасли права при разрешении различных казусов;

- показал способность к самостоятельному накоплению и обновлению знаний в ходе научно-исследовательской работы и профессиональной деятельности.
Оценка «хорошо» выставляется студенту, который:

- раскрыл содержание материала курса в объеме, предусмотренном учебной программой, изучил обязательную литературу, ориентируется в отраслевом законодательстве;

- грамотно излагает материал курса, владеет понятийным аппаратом отрасли права;

- умеет подтвердить теоретические выводы ссылками на действующее законодательство и практику его применения;

- при изложении материала курса допустил неточности, существенно не сказавшиеся на правильности ответа, но свидетельствующие о наличии некоторых пробелов в знании курса.
Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, который:

- владеет материалом курса в объеме лекционного материала, знает определения базовых понятий отрасли права, обладает минимумом знаний, достаточным для предстоящей профессиональной деятельности;

- при ответе допустил ошибки, не может достаточно аргументировано обосновать теоретические положения курса ссылками на отраслевое законодательство и правоприменительную практику.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, который:

- не овладел знаниями, предусмотренными учебной программой, не владеет материалом курса в объеме лекций, не ориентируется в действующем отраслевом законодательстве, не имеет навыков применения полученных знаний для решения конкретных казусов;

- при ответе допустил существенные ошибки, свидетельствующие о недостаточности знаний для профессиональной деятельности.
тематический план
Объем дисциплины и виды учебной работы


Виды занятий



Всего часов

Дневное отделение

Заочное отделение

Общее количество часов

90

90

Аудиторные занятия

46

8

Лекции

18

4

Семинары

28

4

Самостоятельная работа подготовка к экзамену

44

82

Форма итогового

контроля

экзамен

экзамен


Распределение часов дисциплины по темам и видам работ


п/п


Тема

 

Количество часов

Лекции

Семинары

Сам. работа и подготовка к экзамену

д/о

з/о

д/о

з/о

д/о

з/о

1

2

5

6

7

8

9

10



Тема 1. Предмет и метод истории политических и правовых учений

2

1

3

1

4

9



Тема 2. Политические и правовые идеи в древнем мире

2

3

5

9



Тема 3. Политико-правовые концепции средневековья

2

3

5

9



Тема 4. Политико-правовые идеи периода Возрождения, Реформации и ранних буржуазных революций

2

1

3

1

5

9



Тема 5. Политическая идеология западноевропейского Просвещения

2

3

5

9



Тема 6. Политические и правовые учения в России

XV – первая половина XVIII в.

2

1

3

1

5

9



Тема 7. Политические и правовые теории в Европе периода становления и развития гражданского общества (конец XVIII – XIX в.)

2

3

5

9



Тема 8. Политическая и правовая мысль в России XIX – начала XX в.

2

1

3

1

5

9



Тема 9. Политико-правовые теории XX века

2

4

5

10

Итого по очной форме обучения

18




28




44




Всего по очной форме обучения

90

Итого по заочной форме обучения




4




4




82

Всего заочной форме обучения

90

Форма итогового контроля

экзамен


содержание учебной дисциплины

Тема 1. Предмет и метод истории политических и правовых учений

Предмет и объект истории политических и правовых учений. Соотношение истории политических и правовых учений с теорией и историей государства и права, политологией, историей отраслевых юридических дисциплин. Понятие политико-правового учения. Политико-правовая доктрина и ее составные части. Критерии оценки политико-правовых доктрин. Становление и развитие политико-правовой идеологии. Закономерности развития политико-правовой идеологии. Методология и критерии оценки политико-правовых доктрин. История политических и правовых учений как учебная дисциплина. Структура курса.
Тема 2. Политические и правовые идеи в древнем мире

Принципы порядка и образа жизни в обществах Древнего Востока, Древней Индии, Древнего Китая. Политические и пра­вовые идеи в государствах Древнего мира. Политические идеи в Древней Греции. Сократ о политике и договоре. Классификация Платоном форм политического устройства. Проекты «идеального государства» Платона. Платон о справедливости как основном принципе гармонической жизни, о соотношении государства и права. Аристотель о сущности политики, о праве и законе. Положительные и отрицательные формы правления. Критика Аристотелем демократии. Черты идеального общества в представлении Аристотеля. Полития. Политические и правовые учения в Древнем Риме. Понятие республики в трудах Цицерона. Римские юристы о праве и его видах.

Зарождение теократических доктрин. Аврелий Августин о соотношении церкви и государства. Борьба с ересями. Христианское обоснование рабства.
Тема 3. Политико-правовые концепции средневековья

Политические и пра­вовые идеи средних веков. Фома Аквинский об элементах государственной власти, классификации законов, соотношении церкви и государства. Проблемы государства и права в идеологии средневековых ересей. Политико-правовое учение Марсилия Падуанского. Правовые школы средневековья: глоссаторы, комментаторы, гуманисты и др.

Особенности политической идеологии основных направлений ислама на Арабском Востоке.

Генезис и становление политико-правовой идеологии в древнерусском государстве. Первый русский политический трактат «Слово о Законе и Благодати» Илариона. Политические идеи «Повести временных лет». Политическая программа Владимира Мономаха. Политические идеи Даниила Заточника.

Основные направления политико-правовой идеологии периода образования русского централизованного государства.

Тема 4. Политико-правовые идеи периода Возрождения, Реформации и ранних буржуазных революций

По­литические и правовые учения Нового времени. Н. Макиавелли как основоположник западной политической науки. Эгоистические интересы людей – предпосылка создания государства для ограничения этих устремлений. Взгляды Макиавелли на критерий политической деятельности и тактику политической борьбы. Разграничение политики и морали. Макиавеллизм.

Политические идеи тираноборцев. Этьен де ла Боэси о причинах «добровольного рабства» и «пирамиде» тирании. Критика монархомахов Жаном Боденом. Его учение о государственном суверенитете и «королевской» монархии.

Ранний социализм в «Утопии» Т. Мора и «Городе солнца» Т. Кампанеллы.

Теория естест­венного права. Г. Гроций о видах права и происхождении государства. Развитие теории естественного права Т. Гоббсом. Обоснование им принципов частного права. Учение Гоббса о государстве. Особенности взглядов Спинозы на естественное право. Спиноза о границах государственной власти, ее формах и демократии. Политический либерализм Д. Локка. Его «тройственная формула», теория разделения властей.
Тема 5. Политическая идеология западноевропейского Просвещения

Теории общественного договора и естественного права. Утверждение «царства разума». Вольтер: свобода – в равенстве перед законом. Французские материалисты о роли закона в изменении общества. Ж. Ж. Руссо о единой воле народа, прямой демократии и народном суверенитете. Ш. Монтескье о факторах, определяющих «дух законов». Теория разделения властей. Идеи государства и права в «Кодексе природы» Морелли. Г. Бабеф и другие участники «Заговора во имя равенства» о задачах революции, об устройстве будущего общества и государства. Особенности учения немецких просветителей. Политико-правовые идеи С. Пуффендорфа, Х. Томазия и Х. Вольфа.

Политико-правовые учения итальянских просветителей. Ч. Беккариа и его трактат «О преступлениях и наказаниях». Учение о государстве Д. Вико.

Политико-правовая идеология в США периода борьбы за независимость. Т. Пейн о различении общества и государства, естественных и гражданских прав. Идеи Т. Джефферсона о равенстве граждан и народном суверенитете. «Счастливая умеренность» Б. Франклина. Политико-правовые идеи федералистов: Дж. Адамс о разделении властей. Политические идеи А. Гамильтона. Дж. Мэдисон – «архитектор» американской конституции. Основные идеи Декларации независимости.
Тема 6. Политические и правовые учения в России

XV – первая половина XVIII в.

Социально-политическая полемика нестяжателей (Нил Сорский, Вассиан Патрикеев, Максим Грек) и стяжателей-иосифлян (Иосиф Волоцкий). Социально-политические идеалы и «Новое учение» Феодосия Косого. Зиновий Отенский: о классификации законов и организации правосудия. Политическая концепция Филофея «Москва – третий Рим» и ее значение в истории России. Раннедворянская идеология Ф. Карпова и И. Пересветова. Теория абсолютизма Ивана IV. Тираноборческие политико-правовые идеи А. Курбского. Иван Тимофеев о происхождении власти, ее сущности, формах организации и способах осуществления. Политическая мысль в произведениях Смутного времени.

Идеология просвещенного абсолютизма в работах Симеона Полоцкого. Политико-правовые воззрения Ю. Крижанича. Политическая программа И. Т. Посошкова, его проект устройства «прямого правосудия». Политико-правовые взгляды В. Н. Татищева. Модель ограниченной монархии М. М. Щербатова.

Идеи С. Е. Десницкого о конституционной монархии. Утопические уравнительные идеалы Я. П. Козельского. Республиканские политические взгляды А. Н. Радищева.
Тема 7. Политические и правовые теории в Европе периода становления и развития гражданского общества (конец XVIII – XIX в.)

Консервативная политико-правовая идеология: Ж. де Мёстр, Л. де Бональд, Л. Галлер, Э. Бёрк. Либеральные политико-правовые доктрины: Б. Констан о политической и личной свободе. И. Бентам о праве и государстве. Правовые и полити­ческие учения Канта и Гегеля. Теоретическое обоснование правового государства И. Кантом. Учение Г. Гегеля о государстве и праве. Гегель о соотношении гражданского общества и государства, структуре конституционной монархии.

Историческая школа права. Л. Штейн о классовом содержании форм государства, взаимодействии государства и гражданского общества. Проблемы государства и права в позитивистской концепции О. Конта.

Социалистические политико-правовые теории XIX в. Марк­систские политико-правовые учения. Политические и правовые учения второй половины XIX века. Проблемы государства и права в работах Г. Спенсера. Развитие либеральных учений о государстве и праве (Еллинек, Эсмен). Юридический позитивизм (Д. Остин, Г. Еллинек, К. Бергбом). Социологическое направление в юриспруденции (Р. Йеринг, Л. Гумплович). Историко-социальная школа права (Г. Мэйн). Неокантианское учение о праве (Р. Штаммлер). Политико-правовые идеи Ф. Ницше.
Тема 8. Политическая и правовая мысль в России XIX – начала XX в.

План государственных преобразований М. Сперанского. Политическая идеология декабристов.

«Русская идея» в политических концепциях славянофилов (А. Кошелев, А. Хомяков, Ю. Самарин, И. и А. Аксаковы). Политико-правовая идеология западничества (А. Чаадаев, Н. Чернышевский, А. Герцен).

Политическая утопия русских консерваторов (К. Леонтьев, Н. Данилевский, Т. Тихомиров).

Русский либерализм и его идеалы парламентаризма западноевропейского типа (М. Ковалевский, Б. Чичерин, С. Муромцев, Н. Коркунов).

Русское народничество: народники-пропагандисты (П. Лавров), народники-анархисты (М. Бакунин, П. Кропоткин), народники-заговорщики (П. Ткачев).

Теократическая утопия В. Соловьева. Политическая идеология «сменовеховцев» (С. Булгаков, Н. Бердяев, С. Франк, П. Новгородцев). Теория государства и права И. Ильина. Концепция «народной монархии» И. Солоневича. Политические и правовые взгляды евразийцев (Н. Трубецкой, П. Савицкий, Н. Алексеев, Г. Вернадский, Л. Карсавин и др.).
Тема 9. Политико-правовые теории XX века

Современные теории естественного права. Неотомистические концепции естественного права (Ж. Маритен, Ж. Дабен, Й. Месснер). Теория автономного естественного права Г. Райнера. Естественное право как объективная ценность (Ф. Жени), как родовая способность человека (М. Мид, А. Эдель), как этическая категория юриспруденции (М. Кохен). Социологический подход к естественному праву (Ф. Селзник).

Политико-правовая идеология солидаризма и институционализма. Л. Дюги о норме солидарности и синдикалистском государстве. Институционализм М. Ориу. Идеи П. Сорокина и Г. Гурвича.

«Чистое учение» о праве Ганса Кельзена. Теории «свободного» права (Е. Эрлих, Г. Канторович). Юриспруденция интересов и прагматизм (Ф. Хек, Р. Паунд). Психологическая теория права (Л. Петражицкий). «Реалистические» теории права (К. Ллевелин, Д. Фрэнк, Э. Росс). Школа критических правовых исследований.

Теория элит (Г. Моска, В. Парето). Концепции бюрократии и технократии. Анархизм и анархосиндикализм. «Новые левые». Движение «зеленых» и их программно-политические требования. Борьба идей демократии, прав человека и законности против тоталитаризма, автократии и бесправия личности – главная линия развития политико-правовой идеологии в XX в.
Учебно-методическое обеспечение
Основная литература


  1. Кудинов О.А. «История политических и правовых учений»: учебное пособие/ О.А. Кудинов. М.: Дашков и К. 2006. – 256с.

  2. Арутюнов Л.С. «История политических и правовых учений»: Курс лекций /Л.С. Арутюнов; Кисловодск. 2005. – 249с.

  3. «История политических и правовых учений»: учебник / Под. Ред. О.В. Мартынина. М.: НОРМА. 2006. – 912с.

  4. Власов В.И. Власова Г.Б. «История политических и правовых учений»: Конспект лекций – Ростов-на-Дону, Феникс, 2002. – 192с.

  5. Исаев И.А. «История политических и правовых учений России»: учебник/ Исаев И.А., Золотухин М.Н., 2-е изд. перераб. И доп. – М.: Юристъ, 2003. – 415с.

  6. «История политических и правовых учений»: учебник для вузов/ под. общ. ред. академика РАН Д.Ю.Н. проф. В.С. Нерснсянца. 4-е изд., перераб. И доп. – М.: НОРМА. 2004.-944с.

  7. «История политических и правовых учений»: учебный курс/под общ. ред. В.С. Нерсесянца. – М.: Норма. 2003. – 352с.

  8. «История политических и правовых учений»: XX века – М.: Наука. 1995. – 347с.



Дополнительная литература


  1. История политических и правовых учений: учебное пособие Издательство: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. 410 с.

  2. История   политических   и   правовых   учений.  Учебник  под общ. Ред. О. В. Мартышина. М. 2009. 890.с

  3. История   политических   и   правовых   учений.  Учебник . Отв. ред. О. Э. Лейст. М.  2010 . С. 568.

  4. Графский В. Г.  История   политических   и   правовых   учений . М.,  2010. 

  5.  История   политических   и   правовых   учений : хрестоматия. Ч.1. сост. А.Ф. Бичехвост,  И .Н. Коновалов, О. Ю. Рыбаков. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2009. -220 с.

  6. Аристотель. Сочинения: в 4-х томах. – М., 1978.

  7. Асмус В. Платон. – М., 1969.

  8. Беллярминов И.И. Курс русской истории. – М., 1994.

  9. Борисов Л.П. Очерки истории политических учений. М., 1997.

  10. Бутромеев В. Русская история для всех. – М., 1994.

  11. Вебер М. Избранные произведения. Пер. с нем. – М., 1990.

  12. Временник Ивана Тимофеева. – М. – Л., 1951.

  13. Гобозов И.А. Философия политики. – М., 1998.

  14. Графский В.Г. Бакунин. – М.,1995.

  15. Егоров С.А. М.М. Щербатов о преобразовании государственного строя в России // Советское государство и право. – 1985. - №1.

  16. Егоров С.А. Конституционные проекты Никиты Муравьева // Советское государство и право. – 1981. - №5.

  17. Золотухина Н.М. Развитие русской средневековой политико-правовой мысли. – М., 1985.

  18. Каутский К. Происхождение христианства. Пер. с нем. – М., 1990.

  19. Кислягина Л.Г. Формирование общественно-политической мысли Н.М. Карамзина. – М., 1976.

  20. Куприн А.Я. Ковалевский. – М. 1978.

  21. Курбский А.М. Послания к разным лицам. – СПб., 1913.

  22. Лавров П.Л. Исторические письма. – Собр. соч. – М., 1934.

  23. Максим Грек. Сочинения. – Ч. I-II. – Казань, 1862.

  24. Мееровский Б.В. Гоббс. – М., 1974

  25. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х томах. – М., 1982.

  26. Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции. – М., 1979.

  27. Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений. – М., 1988.

  28. Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений. – М., 1998.

  29. Нила Сорского Предание и Устав. – СПб., 1912.

  30. Ничик В.М. Феофан Пропокович. – М., 1977.

  31. Антология мировой философии. Т.1. – М., 1973.

  32. Основы политологии: в 3-х частях. – М., МЭСИ, 1995.

  33. 29. Очерки русской культуры XVII в. – М., 1979.

  34. 30. Памятники древнерусской культуры. – Вып. 3: Слово Данила Заточника. – Л., 1932.

  35. Послания Иосифа Волоцкого. – М. – Л., 1959.

  36. Послания Ивана Грозного. – М. – Л., 1951.

  37. Прозорова Н.С. Конституционные взгляды П.И. Пестеля // Советское государство и право. – 1981. - №5.

  38. Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. – М., 1990.

  39. Русская политическая и правовая мысль XI-XIX вв. – М., 1987.

  40. Рыбаков Б.Л. Новейшая концепция предыстории Киевской Руси // История СССР. – 1981. №2.

  41. Сагадеев А. Ибн Рушд. – М., 1973.

  42. Синодальный список сочинений Илариона – русского писателя XI века. – Slavia Praha, 1963.

  43. Соловьев В.С. Сочинения: в 2-х томах. – М., 1988.

  44. Субботин А.А. Ф. Бэкон. – М., 1974.

  45. Фридрих Ницше и русская религиозная философия. – Минск, 1996.

  46. Фридрих Ницше. Сочинения: в 2- томах. – М., 1990.

  47. Хрестоматия. История политических и правовых учений. – М., юр. Колледж МГУ,1996.

  48. Цимбаев Н.И. Славянофильство: из истории русской общественной мысли XIX века. – М., 1978.

  49. Цыбульская М.В. Передовая общественно-политическая мысль России об итальянском движении объединения в 1850-1860-е гг. (П.А. Чихачев и его исследования). – М., МОПИ, 1983.

  50. Цицирон. Диалоги. О государстве. О законах. – М., 1966.

  51. Шахматов М.В. Опыты по истории древнерусских политических идей. – Прага, 1927.

  52. Шихерев П.И. Современная социальная психология США. – М., 1979.



Вопросы к экзамену


  1. Предмет, методы и периодизация истории политических и правовых учений. Понятие и структура политических и правовых учений.

  2. Общая характеристика политико-правовых идей Древнего Востока.

  3. Основные правовые идеи Древней Индии (брахманизм и буддизм).

  4. Государственно-правовая мысль Древнего Китая (конфуцианство, легизм).

  5. Общая характеристика политико-правовой мысли Древней Греции.

  6. Платон о праве, идеальном государстве и обществе.

  7. Учение Аристотеля о праве, политике, государстве и законах.

  8. Общая характеристика римской юриспруденции.

  9. Цицерон об обществе, законах и государстве.

  10. Общая характеристика средневековой политико-правовой мысли.

  11. Христианская государственно-правовая концепция (А. Августин и Ф. Аквинский).

  12. Проблемы государства и права в еретических учениях XI–XV веков.

  13. Н. Макиавелли о государстве и власти.

  14. Теория государственного суверенитета Ж. Бодена.

  15. Правовая и государственно-политическая концепция Киевской Руси (IX–XII вв.).

  16. Внутрицерковная дискуссия нестяжателей и иосифлян: сравнительный анализ.

  17. Концепции Филофея «Москва – III Рим».

  18. Иван IV Грозный и Андрей Курбский о самодержавии и государстве.

  19. Теории абсолютизма в России XVII века (С. Полоцкий и Ю. Крижанич).

  20. Общая характеристика политико-правовых учений Нового времени.

  21. Концепции естественного права и общественного договора у Гроция и Спинозы: сравнительный анализ.

  22. Идея общественного договора и естественного права Т. Гоббса.

  23. Дж. Локк о естественном праве, законах и государстве.

  24. Учение Ш. Монтескье о государстве и праве.

  25. Ж.Ж. Руссо о народном суверенитете.

  26. Особенности государственно-правовой мысли немецкого Просвещения (С. Пуффендорф, Х. Томазий, Х. Вольф).

  27. В.Н. Татищев об общественном договоре и «просвещенной» монархии.

  28. Учение С.Е. Десницкого о государстве и праве.

  29. Государственно-правовые идеи Т. Джефферсона.

  30. Американский консерватизм в учениях федералистов.

  31. Государство, право и мораль в учении И. Канта.

  32. В. Гегель о праве, государстве и гражданском обществе.

  33. Государственно-правовая теория исторической школы права.

  34. Государственно-правовой европейский либерализм в XIX веке.

  35. Юриспруденция марксизма.

  36. Правовая теория социологического позитивизма (О. Конт и Г. Спенсер).

  37. «Реалистическая» теория права Р. Иеринга.

  38. М.М. Сперанский о форме государства, власти, праве и свободе.

  39. Н.М. Карамзин о форме государства, власти, праве и обществе.

  40. Славянофилы и западники: политико-правовая дискуссия.

  41. «Охранительный» либерализм Б.Н. Чичерина.

  42. Государственно-правовой идеал «свободной теократии» В.С. Соловьева.

  43. Анархическое понимание государственности, свободы, права и анархии М.А. Бакунина.

  44. Проблема государства и права в анархической концепции П.А. Кропоткина.

  45. Российская концепция юридического позитивизма (Г.Ф. Шершеневич).

  46. Общая характеристика политико-правовых теорий XX века.

  47. Теория солидаризма Л. Дюги.

  48. Школа «свободного права» Е. Эрлиха.

  49. «Чистое учение о праве» Г. Кельзена.

  50. Теория естественного права XX века.

  51. Психологическая теория права Л. Петражицкого.

  52. Теория государства и национального правосознания И.А. Ильина.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск