Скачать 194.38 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ»: И.о. проректора-начальник управления по научной работе _______________________ Г.Ф. Ромашкина __________ _____________ 2011 г. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭТНОКУЛЬТУРОЛОГИИ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 07.00.07 Этнография, этнология и антропология очной и заочной форм обучения «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор работы _______________________________________________________/Ярков А.П./ «01» июня 2011 г. Рассмотрено на заседании кафедры археологии, истории Древнего мира и Средних веков 01 июня 2011 г. (протокол № 8). Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем 10 стр. Зав. кафедрой _____________/А.Г. Еманов/ «01» июня 2011 г. Рассмотрено на заседании УМК Института гуманитарных наук 17.06.2011 (протокол № 3). Соответствует ФГТ к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК_____________________________________________________/Е.В. Тумакова/ «17» июня 2011 г. «СОГЛАСОВАНО»: Нач. отдела аспирантуры и докторантуры_______________________________________________________/М.Р. Сорокина/ «______»_____________2011 г. 2011 РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт гуманитарных исследованийСектор изучения этноконфессиональных отношенийЯрков А.П. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭТНОКУЛЬТУРОЛОГИИ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 07.00.07 Этнография, этнология и антропология очной и заочной форм обучения Тюменский государственный университет 2011 Ярков А.П. Актуальные вопросы этнокультурологии. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 07.00.07 Этнография, этнология и антропология очной и заочной форм обучения. Тюмень, 2011, 10 стр. Рабочая программа составлена в соответствии с ФГТ к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура). Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Актуальные вопросы этнокультурологии. [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru, свободный. Рекомендовано к изданию Ученым Советом Института гуманитарных исследований. Утверждено и.о. проректора-начальника управления по научной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: А.П. Ярков, доктор исторических наук© А.П. Ярков, 2011. © Тюменский государственный университет, 2011. 1. Пояснительная записка:
Курс имеет целью рассмотреть современные проблемы в историко-культурном контексте. Определяются основные понятия современного языка этнокультурологии, ее предметность и методология, рассматриваются основные идеи и концепции, анализируются тексты и явления в окружающем социуме. Задачи курса 1. Усвоение основных идей и концепций этнокультурологии; 2. усвоение основных понятий; 3. ознакомление с основными текстами этнокультурологии; 4. Ознакомление с методологическим и культуротворческим потенциалом этнокультурологии для современной науки.
Дисциплине предшествуют следующие дисциплины, освоение которых необходимо для ее изучения: История и теория культуры, методология научных исследований. Знание дисциплины необходимо для следующих предметов: этнография, этнология и антропология.
В результате освоения ООП выпускник должен обладать следующими компетенциями: знание классических проблем, концепций и методов, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности; умение работать с научными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями; способность реферирования и аннотирования научной литературы (в том числе на иностранном языке), навыки научного редактирования и рецензирования; навыки разработки концепций и создания философских текстов. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать:
Уметь:
Владеть:
Таблица 2 Планирование самостоятельной работы аспирантов
Тема 1. Методологические проблемы изучения истории этнокультурологии. Основные методологические подходы к истории этнокультурологии. Человек и социум, субъект и объект. Методы этнокультурологии и их применение. Интерпретации источников и информаторов. Тема 2. Этническая культура как совокупность элементов материальной и духовной культуры этноса Факторы, определяющие развитие этноса и этнического самосознания в истории человечества: предпосылки; условия; внутренняя позиция. Тема 3. Механизмы этнической консолидации Этническая идентичность и этническое самосознание. Проблемы этнического самосознания. Личность как индивидуальное бытие общественных отношений. Предназначение человека и этноса. Обособление как механизм развития этнического самосознания. Тема 4. Межэтническая интеграция Реальность социального пространства. Права и обязанности. Общечеловеческие и этнические особенности. Этническое самосознание в контексте структурных звеньев самосознания человека. Тема 5. Теории межэтнических конфликтов Абсолютное достоинство и самоценность каждой личности. Межэтническая напряженность — причины и пути решения. Проблема межэтнической ассимиляции, интеграции, сепарации, маргинализации, геноцида. . Тема 6. Межэтнические отношения. Теория, история, практика Мифологическое и философское сознание этносов. Феномен «Мы»—«Они» в этническом самосознании. Национальный характер. Европейская и восточная ментальность Тема 7. Способы и принципы решения межэтнических конфликтов. Предупреждение межэтнических конфликтов. Правовые и социально-психологические пути урегулирования межэтнических конфликтов. Тема 8. Актуальные проблемы региона. «Титульные нации». Русификация. Притязание на признание в рамках традиционных культур и в современном евразийском обществе. Взаимное желание и понимание необходимости преодоления межэтнических конфликтов. Поиск путей позитивного взаимодействия и взаимовыгоды.
Примерные темы контрольных работ и рефератов
Примерный список терминов для опроса Субъект, контекст. Человек. Мир. Сущее и сущность. Гуманизм. Рационализм. Интеллектуальная интуиция. Классификация наук. Этническая идентичность Идентификация. Комплиментарное отношение. Ценностный подход. Катализаторы развития этнического самосознания. Внешняя межэтническая агрессия. («Они» — «Мы»). Колонизация. Депортация. Ассимиляция. Этническая общность. Этнический статус. Капсулирование. Этноцентризм. Этнический авторитаризм. Этнофобии. Общественная среда. Общественный прогресс. Гражданское общество. Права человека и этноса. Контрольные вопросы, примерные вопросы к зачету
В основе изучения дисциплины лежит имитационно-игровое моделирование дискуссии и полемики, характерные для университетского образования, а так же самостоятельное научное творчество. Учебный материал преподносится на лекциях, семинарах и в ходе самостоятельного изучения, закрепляется на семинарах и трансформируется в практические компетенции при разработке реферата. Интерактивные часы (диспуты, конференции, собеседования)
Рекомендуемая литература 8.1.Основная литература Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. 412 с. (Требует переиздания.) Вебер М. Типы социального поведения. Нравы. Обычаи // Вебер М. Избр. произведения. М., 1990. С. 633—636. Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. М.: Экопрос. 1993. 544. Лурье С.В. Историческая этнология: Учеб. пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 1997. 446 с. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989. 572 с. Фрейд З. Тотем и табу: Психология первобытной культуры и религии // Фрейд З. «Я» и «Оно»: Труды разных лет /Пер. с нем. В 2 кн. Книга 1. Тбилиси: Мерани, 1991. 398 с. Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь. М.: Политиздат, 1983. 703 с. (Требует переиздания.) Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию // Соч. М., 1989. С. 475—574. Этнология: Учебник для вузов / Э.Г. Александренков, Л.Б. Заседателева, Ю.И. Зверева и др. М.: Наука, 1994. 383 с. Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. 299 с. Ясперс К. Смысл и назначение истории /Пер. с нем. 2-е изд. М.: Республика, 1994. 527 с. (Мыслители XX века). 8.2.Дополнительная литература Абдулатипов Р.Г. Человек. Нация. Общество. М.: Политиздат, 1991. 224 с. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М.: Искусство, 1990. 396 с. Дробижева Л.М. Влияние этноконтактной среды на межнациональные отношения // Социальная психология и общественная практика. М., 1985. С. 153—162. Кон И.С. К проблеме национального характера // История и психология. М., 1971. С. 122—158. Крысько В.Г., Дергач А.А. Этнопсихология: Теория и методология. М., 1992. 4.1. Трусов В.П., Филиппов А.С. Этические стереотипы // Этническая психология. (Этнические процессы и образ жизни людей): Сб. науч. трудов. М., 1984. С. 3—20. Хабибуллин К.Н., Скворцов Н.Г. Испытание национального самосознания. СПб.: Петрополис, 1993. 119 с. Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 г. СПб.: Алетейя, 1998. 306 с. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М.: Прогресс. Универс., 1994. 331 с. Яковец Ю.В. У истоков новой цивилизации. М.: Дело, 1993. 137 с. 8.3. Интернет-ресурсы
Видеоаппаратура для демонстрации тематических видеокассет и материалов полевых наблюдений. Компьютеры для ознакомления с методами этнологии и этнопсихологии. Проектор для демонстрации рисунков, схем, таблиц. |
«Актуальные вопросы аритмологии: механизмы возникновения, вопросы... Фгу российский кардиологический научно-производственный комплекс Минздравсоцразвития России | Вопросы к экзамену по дисциплине «Теория организации» Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы современной педагогической науки» | ||
«Актуальные вопросы аритмологии: механизмы возникновения, диагностика, лечение и прогноз нрс» Приглашаем врачей: кардиологов, анестезиологов и реаниматологов, терапевтов принять участие в работе школы-семинара (тематическое... | Vi научная медицинская конференция студентов и молодых ученых с международным... Ов и молодых ученых с международным участием на английском языке «Актуальные вопросы медицины», которая состоится 25 апреля 2014... | ||
Р ассылка «Актуальные вопросы мониторинга за вирусами гриппа, имеющими... «Актуальные вопросы мониторинга за вирусами гриппа, имеющими пандемический потенциал» | «Актуальные вопросы аритмологии: механизмы возникновения, вопросы... Государственная лицензия а №268524 на право ведения образовательной деятельности Федеральной службы по надзору в сфере образования... | ||
Методические рекомендации для слушателей по освоению программы повышения... Методические рекомендации предназначены для оказания помощи слушателям при освоении программы повышения квалификации «Актуальные... | 1 Сентября ru Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы современной педагогической науки» | ||
Программа дисциплины Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы современной педагогической науки» | Российский государственный торгово Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы современной педагогической науки» | ||
Примеры библиографического описания Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы современной педагогической науки» | Положение о виртуальном фестивале Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы современной педагогической науки» | ||
Организационно-методический раздел Он базируется на знании теоретических основ социологии, социопсихологии, семиотики, социолингвистики, этнокультурологии и менеджмента,... | Доклад «Актуальные вопросы проведения контрольно-счетными органами... ... | ||
Программа учебного курса по биологии, за Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы современной педагогической науки» | Программа вступительных испытаний по биологии Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы современной педагогической науки» |