Актуальные вопросы этнокультурологии





Скачать 194.38 Kb.
НазваниеАктуальные вопросы этнокультурологии
Дата публикации11.04.2015
Размер194.38 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»:

И.о. проректора-начальник

управления по научной работе

_______________________ Г.Ф. Ромашкина

__________ _____________ 2011 г.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭТНОКУЛЬТУРОЛОГИИ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для аспирантов специальности 07.00.07 Этнография, этнология и антропология очной и заочной форм обучения


«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы _______________________________________________________/Ярков А.П./

«01» июня 2011 г.

Рассмотрено на заседании кафедры археологии, истории Древнего мира и Средних веков 01 июня 2011 г. (протокол № 8).

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем 10 стр.

Зав. кафедрой _____________/А.Г. Еманов/

«01» июня 2011 г.

Рассмотрено на заседании УМК Института гуманитарных наук 17.06.2011 (протокол № 3).

Соответствует ФГТ к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК_____________________________________________________/Е.В. Тумакова/ «17» июня 2011 г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Нач. отдела аспирантуры

и докторантуры_______________________________________________________/М.Р. Сорокина/

«______»_____________2011 г.


2011


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт гуманитарных исследований

Сектор изучения этноконфессиональных отношений



Ярков А.П.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭТНОКУЛЬТУРОЛОГИИ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для аспирантов специальности 07.00.07 Этнография, этнология и антропология очной и заочной форм обучения


Тюменский государственный университет

2011
Ярков А.П. Актуальные вопросы этнокультурологии. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 07.00.07 Этнография, этнология и антропология очной и заочной форм обучения. Тюмень, 2011, 10 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГТ к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура).

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Актуальные вопросы этнокультурологии. [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru, свободный.

Рекомендовано к изданию Ученым Советом Института гуманитарных исследований.

Утверждено и.о. проректора-начальника управления по научной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: А.П. Ярков, доктор исторических наук



© А.П. Ярков, 2011.

© Тюменский государственный университет, 2011.

1. Пояснительная записка:

    1. Цели и задачи дисциплины

Курс имеет целью рассмотреть современные проблемы в историко-культурном контексте. Определяются основные понятия современного языка этнокультурологии, ее предметность и методология, рассматриваются основные идеи и концепции, анализируются тексты и явления в окружающем социуме.

Задачи курса

1. Усвоение основных идей и концепций этнокультурологии;

2. усвоение основных понятий;

3. ознакомление с основными текстами этнокультурологии;

4. Ознакомление с методологическим и культуротворческим потенциалом этнокультурологии для современной науки.

    1. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплине предшествуют следующие дисциплины, освоение которых необходимо для ее изучения: История и теория культуры, методология научных исследований.

Знание дисциплины необходимо для следующих предметов: этнография, этнология и антропология.

    1. Компетенции выпускника ООП, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО.

В результате освоения ООП выпускник должен обладать следующими компетенциями: знание классических проблем, концепций и методов, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности; умение работать с научными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями; способность реферирования и аннотирования научной литературы (в том числе на иностранном языке), навыки научного редактирования и рецензирования; навыки разработки концепций и создания философских текстов.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

  • предмет и задачи этнокультурологии;

  • основные подходы науки к проблемам этноса; этнического самосознания и межэтническим отношениям; об основных принципах и методах исследования в этнологии;

  • основные концепции этнокультурологии в контексте культуры;

Уметь:

  • анализировать современные представления об этносе, этническом самосознании и межэтнических процессах

  • применять знания в качестве методологических принципов анализа современности;

  • отстаивать свою мировоззренческую позицию;

  • уважать мировоззренческие позиции партнеров;

  • отличать конструктивные ценности общественной жизни от деструктивных;

  • быть непримиримым к деструктивным ценностям.

Владеть:

  • навыком применения знаний этнокультурологии в качестве методологических принципов анализа современности;

  • навыком отстаивания своей мировоззренческой позиции;

  • навыком оценки мировоззренческих позиций партнеров;

  • навыком толерантности к мировоззренческим позициям партнеров;

  • навыком диалога с партнерами;

  • навыком различения конструктивных и деструктивных ценностей общественной жизни;




  1. Трудоемкость дисциплины.

    Семестр 3. Форма промежуточной аттестации – зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы. Всего - 108 часов, 32 лекционных часа, 76 часов – самостоятельная работа, 1 контрольная работа, 2 реферата.



  2. Тематический план.

    Таблица 1

    Тематический план





    Тема

    Всего часов

    виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

  1. из них в интерактивной форме

    Фор-мы конт-роля

    лекции

    семинарские (практические) занятия

    лабораторные занятия

    самостоятельная работа

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    1

    Методологические проблемы изучения истории этнокультурологии

    12

    4

    -

    -

    8





    2

    Этническая культура как совокупность элементов материальной и духовной культуры этноса

    14

    4

    -

    -

    10





    3

    Механизмы этнической консолидации

    14

    4

    -

    -

    10





    4

    Межэтническая интеграция

    14

    4

    -

    -

    10



    реферат

    5

    Теории межэтнических конфликтов

    14

    4

    -

    -

    10



    реферат



    6

    Межэтнические отношения. Теория, история, практика.

    14

    4

    -

    -

    10





    7

    Ментальность как этноконсолидирующий фактор

    14

    4

    -

    -

    10



    контрольная работа

    8

    Проблемы межэтнической аккультурации

    12

    4

    -

    -

    8







    Итого:

    108

    32





    76







    из них часов в интерактивной форме
















Таблица 2

    Планирование самостоятельной работы аспирантов



Темы

Виды СРС

Объем часов

обязательные

дополнительные

1

    Методологические проблемы изучения истории этнокультурологии

Проработка лекций. Чтение литературы. Подготовка реферата.

Консультация по теме и проблематике реферата.

    8

2

    Этническая культура как совокупность элементов материальной и духовной культуры этноса

Проработка лекций. Чтение литературы. Подготовка реферата.

Консультация по теме и проблематике реферата.

    10

3

    Механизмы этнической консолидации

Проработка лекций. Чтение литературы. Подготовка реферата.

Консультация по теме и проблематике реферата.

    10

4

    Межэтническая интеграция

Проработка лекций. Чтение литературы. Подготовка реферата.

Консультация по теме и проблематике реферата.

    10

5

    Теории межэтнических конфликтов

Проработка лекций. Чтение литературы. Подготовка реферата.

Консультация по теме и проблематике реферата.

    10

6

    Межэтнические отношения. Теория, история, практика.

Проработка лекций. Чтение литературы. Подготовка реферата.

Консультация по теме и проблематике реферата.

    10

7

    Ментальность как этноконсолидирующий фактор

Проработка лекций. Чтение литературы. Подготовка реферата

Консультация по теме и проблематике реферата.

    10

8

    Проблемы межэтнической аккультурации

Проработка лекций. Чтение литературы. Подготовка реферата

Консультация по теме и проблематике реферата.

    8




ИТОГО:







    76




  1. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами




№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

    Этнология




+

+




+




+




2.

    Методика полевых этнологических исследований

+




+







+

+







  1. Содержание дисциплины.

Тема 1. Методологические проблемы изучения истории этнокультурологии.

Основные методологические подходы к истории этнокультурологии. Человек и социум, субъект и объект. Методы этнокультурологии и их применение. Интерпретации источников и информаторов.
Тема 2. Этническая культура как совокупность элементов материальной и духовной культуры этноса

Факторы, определяющие развитие этноса и этнического самосознания в истории человечества: предпосылки; условия; внутренняя позиция.
Тема 3. Механизмы этнической консолидации

Этническая идентичность и этническое самосознание. Проблемы этнического самосознания. Личность как индивидуальное бытие общественных отношений. Предназначение человека и этноса. Обособление как механизм развития этнического самосознания.
Тема 4. Межэтническая интеграция

Реальность социального пространства. Права и обязанности. Общечеловеческие и этнические особенности. Этническое самосознание в контексте структурных звеньев самосознания человека.
Тема 5. Теории межэтнических конфликтов

Абсолютное достоинство и самоценность каждой личности. Межэтническая напряженность — причины и пути решения. Проблема межэтнической ассимиляции, интеграции, сепарации, маргинализации, геноцида.

.

Тема 6. Межэтнические отношения. Теория, история, практика

Мифологическое и философское сознание этносов. Феномен «Мы»—«Они» в этническом самосознании. Национальный характер. Европейская и восточная ментальность

Тема 7. Способы и принципы решения межэтнических конфликтов. Предупреждение межэтнических конфликтов. Правовые и социально-психологические пути урегулирования межэтнических конфликтов.

Тема 8. Актуальные проблемы региона. «Титульные нации». Русификация. Притязание на признание в рамках традиционных культур и в современном евразийском обществе. Взаимное желание и понимание необходимости преодоления межэтнических конфликтов. Поиск путей позитивного взаимодействия и взаимовыгоды.


  1. Учебно - методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.


Примерные темы контрольных работ и рефератов

  1. Кросскультурные исследования и их значение для этнокультурологии.

  2. Эволюционная психология и этнология.

  3. Традиционная и городская культура одного этноса.

  4. Возрастная стратификация и социальная иерархия внутри этноса.

  5. Категория судьбы в различных этносах и ее влияние на самосознание.

  6. Связь этнокультурологии с другими науками.

  7. Заинтересованность этнологии в смежных дисциплинах.

  8. Современные направления в этнопсихологии.

  9. Зарубежные и отечественные предтечи в современной этнологии.

  10. Теория культурно-исторического развития Л.С. Выготского.

  11. Г.Г. Шпет. «Введение в этническую психологию».

  12. Основные понятия, строящие тезаурус этнологии.

  13. Этническое самосознание и межэтнические отношения.

  14. Механизмы развития этнического самосознания и межэтнических отношений.

  15. Этническое самосознание — общая характеристика.

  16. Межэтнические отношения этносов, проживающих в одном геоисторическом пространстве. Общие законоположения взаимодействия. Общие закономерности взаимодействия.

  17. Психология межэтнических дистанций.

  18. Маргинальность как краевое состояние. Этническая маргинальность.

  19. Межэтническая агрессия.

  20. Концепции последствий межкультурных контактов (Берри Дж., Белнер С. и др.).

  21. Этничность как удержание традиционной культуры.


Примерный список терминов для опроса

Субъект, контекст. Человек. Мир. Сущее и сущность. Гуманизм. Рационализм. Интеллектуальная интуиция. Классификация наук. Этническая идентичность Идентификация. Комплиментарное отношение. Ценностный подход. Катализаторы развития этнического самосознания. Внешняя межэтническая агрессия. («Они» — «Мы»). Колонизация. Депортация. Ассимиляция. Этническая общность. Этнический статус. Капсулирование. Этноцентризм. Этнический авторитаризм. Этнофобии. Общественная среда. Общественный прогресс. Гражданское общество. Права человека и этноса.

Контрольные вопросы, примерные вопросы к зачету

  1. Многомерность познания.

  2. Основные методологические подходы к истории культурологии.

  3. Современный подход к истории культурологии.

  4. Интерпретации истории культурологии.

  5. История этнокультурологии как логика и стратегия эволюции культуры.

  6. Теория двух истин.

  7. Человек, субъект и объект.

  8. Смысл и прагматизм.

  9. Разум и рационализм.

  10. Творчество и креационазм.

  11. Свобода и либерализм.

  12. Совесть и морализм, рождение цинизма.

  13. Воля, волюнтаризм, власть.




  1. Образовательные технологии.

В основе изучения дисциплины лежит имитационно-игровое моделирование дискуссии и полемики, характерные для университетского образования, а так же самостоятельное научное творчество. Учебный материал преподносится на лекциях, семинарах и в ходе самостоятельного изучения, закрепляется на семинарах и трансформируется в практические компетенции при разработке реферата.

Интерактивные часы (диспуты, конференции, собеседования)

  1. Этнокультурология и современность.

  2. Я-они в монологе и диалоге.

  3. Природа современного этноконфликта.

  4. Профилактика молодежного экстремизма.




  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля).

Рекомендуемая литература
8.1.Основная литература

Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. 412 с. (Требует переиздания.)

Вебер М. Типы социального поведения. Нравы. Обычаи // Вебер М. Избр. произведения. М., 1990. С. 633—636.

Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. М.: Экопрос. 1993. 544.

Лурье С.В. Историческая этнология: Учеб. пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 1997. 446 с.

Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989. 572 с.

Фрейд З. Тотем и табу: Психология первобытной культуры и религии // Фрейд З. «Я» и «Оно»: Труды разных лет /Пер. с нем. В 2 кн. Книга 1. Тбилиси: Мерани, 1991. 398 с.

Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь. М.: Политиздат, 1983. 703 с. (Требует переиздания.)

Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию // Соч. М., 1989. С. 475—574.

Этнология: Учебник для вузов / Э.Г. Александренков, Л.Б. Заседателева, Ю.И. Зверева и др. М.: Наука, 1994. 383 с.

Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. 299 с.

Ясперс К. Смысл и назначение истории /Пер. с нем. 2-е изд. М.: Республика, 1994. 527 с. (Мыслители XX века).
8.2.Дополнительная литература

Абдулатипов Р.Г. Человек. Нация. Общество. М.: Политиздат, 1991. 224 с.

Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М.: Искусство, 1990. 396 с.

Дробижева Л.М. Влияние этноконтактной среды на межнациональные отношения // Социальная психология и общественная практика. М., 1985. С. 153—162.

Кон И.С. К проблеме национального характера // История и психология. М., 1971. С. 122—158.

Крысько В.Г., Дергач А.А. Этнопсихология: Теория и методология. М., 1992. 4.1.

Трусов В.П., Филиппов А.С. Этические стереотипы // Этническая психология. (Этнические процессы и образ жизни людей): Сб. науч. трудов. М., 1984. С. 3—20.

Хабибуллин К.Н., Скворцов Н.Г. Испытание национального самосознания. СПб.: Петрополис, 1993. 119 с.

Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 г. СПб.: Алетейя, 1998. 306 с.

Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М.: Прогресс. Универс., 1994. 331 с.

Яковец Ю.В. У истоков новой цивилизации. М.: Дело, 1993. 137 с.
8.3. Интернет-ресурсы

  1. http:/www.anthropologia. spbu.ru/

  2. http://www.philos.msu.ru/

  3. http://www.ruthenia.ru/logos/number/about.htm

  4. http://irbis.losev

  5. http://www.alleng.ru/edu/philos2.htm

  6. http://filosofia.ru/authors.shtml

  7. http://book.uraic.ru/el_library/gum/filosofiya

  8. http://www.vbooks.ru/PHYLOS/

  9. http://philosophy.ru/

  10. http://books.atheism.ru/

  11. http://filosof.historic.ru/

  12. http://abuss.narod.ru/

  13. http://www.sociologica.ru/win/index.html

  14. http://analytic.ontologically.com

  15. http://www.philosophypages.com

  16. http://plato.stanford.edu

  17. http://labazov.livejournal.com/




  1. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины.

Видеоаппаратура для демонстрации тематических видеокассет и материалов полевых наблюдений.

Компьютеры для ознакомления с методами этнологии и этнопсихологии.

Проектор для демонстрации рисунков, схем, таблиц.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Актуальные вопросы этнокультурологии icon«Актуальные вопросы аритмологии: механизмы возникновения, вопросы...
Фгу российский кардиологический научно-производственный комплекс Минздравсоцразвития России
Актуальные вопросы этнокультурологии iconВопросы к экзамену по дисциплине «Теория организации»
Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы современной педагогической науки»
Актуальные вопросы этнокультурологии icon«Актуальные вопросы аритмологии: механизмы возникновения, диагностика, лечение и прогноз нрс»
Приглашаем врачей: кардиологов, анестезиологов и реаниматологов, терапевтов принять участие в работе школы-семинара (тематическое...
Актуальные вопросы этнокультурологии iconVi научная медицинская конференция студентов и молодых ученых с международным...
Ов и молодых ученых с международным участием на английском языке «Актуальные вопросы медицины», которая состоится 25 апреля 2014...
Актуальные вопросы этнокультурологии iconР ассылка «Актуальные вопросы мониторинга за вирусами гриппа, имеющими...
«Актуальные вопросы мониторинга за вирусами гриппа, имеющими пандемический потенциал»
Актуальные вопросы этнокультурологии icon«Актуальные вопросы аритмологии: механизмы возникновения, вопросы...
Государственная лицензия а №268524 на право ведения образовательной деятельности Федеральной службы по надзору в сфере образования...
Актуальные вопросы этнокультурологии iconМетодические рекомендации для слушателей по освоению программы повышения...
Методические рекомендации предназначены для оказания помощи слушателям при освоении программы повышения квалификации «Актуальные...
Актуальные вопросы этнокультурологии icon1 Сентября ru
Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы современной педагогической науки»
Актуальные вопросы этнокультурологии iconПрограмма дисциплины
Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы современной педагогической науки»
Актуальные вопросы этнокультурологии iconРоссийский государственный торгово
Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы современной педагогической науки»
Актуальные вопросы этнокультурологии iconПримеры библиографического описания
Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы современной педагогической науки»
Актуальные вопросы этнокультурологии iconПоложение о виртуальном фестивале
Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы современной педагогической науки»
Актуальные вопросы этнокультурологии iconОрганизационно-методический раздел
Он базируется на знании теоретических основ социологии, социопсихологии, семиотики, социолингвистики, этнокультурологии и менеджмента,...
Актуальные вопросы этнокультурологии iconДоклад «Актуальные вопросы проведения контрольно-счетными органами...
...
Актуальные вопросы этнокультурологии iconПрограмма учебного курса по биологии, за
Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы современной педагогической науки»
Актуальные вопросы этнокультурологии iconПрограмма вступительных испытаний по биологии
Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы современной педагогической науки»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск