Рабочая программа учебной дисциплины «Метрология, квалиметрия и стандартизация»





Скачать 168.68 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины «Метрология, квалиметрия и стандартизация»
Дата публикации25.04.2015
Размер168.68 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Право > Рабочая программа
ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Метрология, квалиметрия и стандартизация»



Направление подготовки: 131000 «Нефтегазовое дело»
Профили подготовки:
Бурение нефтяных и газовых скважин.

Эксплуатация и обслуживание объектов добычи нефти.

Эксплуатация и обслуживание объектов добычи газа, газоконденсата и подземных хранилищ.

Сооружение и ремонт объектов систем трубопроводного транспорта.

Эксплуатация и обслуживание объектов транспорта и хранения нефти, газа и продуктов переработки.
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная

Санкт-Петербург

2012
1. Цели освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины является обеспечение базовой подготовки студентов в области метрологии, стандартизации, подтверждения соответствия и квалиметрии.

Задачи преподавания дисциплины:

- изучить и освоить на практике современные принципы, методы и средства измерения физических величин, средств испытаний и контроля их использования в обеспечении качества продукции;

- получение студентами теоретических знаний и практических навыков работы с нормативными документами общетехнической и отраслевой направленности;

- дать необходимые сведения о методах и процедурах подтверждения соответствия оборудования заданным требованиям, выборе необходимой доказательности соответствия оборудования требованиям нормативных документов;

- дать необходимые сведения о методах нормирования точности и обеспечения взаимозаменяемости элементов оборудования,

- изучить структурное представление критериев качества продукции и систем показателей качества, методов измерения и количественного оценивания качества;

- приобретение навыков решения задач и выполнение процедур по выбору системы показателей качества для конкретных видов продукции;

- изучить методы отбора экспертов, работы с экспертами и обработки значений экспертных оценок для и использования в работах по управлению качеством сырья, предоставляемых услуг и оборудования.

- научить студентов системному использованию полученных знаний при эксплуатации оборудования, оценке и обеспечении показателей качества продукции, получении информации во время испытаний и проведения полевых работ.
2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина относится к профессиональному циклу дисциплин.

Теоретической базой для изучения курса являются знания, полученные при изучении предметов математического, естественнонаучного и профильного циклов.

В свою очередь, знания, полученные при изучении дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация», используются при изучении других последующих за ней дисциплин профессионального цикла:

- профиль1: технология бурения нефтяных и газовых скважин; бурение скважин на шельфе; монтаж и эксплуатация бурового оборудования; автоматизация технологических процессов и геонавигация в бурении;

- профили 2 и 3: скважинная добыча нефти и газа; технология эксплуатации нефтяных и газовых скважин; технология и техника методов повышения нефтеотдачи пластов; технология и техника методов повышения компонентоотдачи пластов; текущий и капитальный ремонт скважин; сбор и подготовка скважинной продукции; системы внутрипромыслового сбора и подготовки скважинной продукции;

- профили 4 и 5: сооружение газонефтепроводов; эксплуатация газонефтепроводов; аварийный и капитальный ремонт газонефтепроводов; эксплуатация насосных и компрессорных станций.

В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие общепрофессиональные компетенции при освоении ООП ВПО, реализующей ФГОС ВПО:

- использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ПК-2);

- владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, работать с компьютером как средством yправления информацией (ПК-4);

- применять процессный подход в практической деятельности, сочетать теорию и практику (ПК-6);

- осуществлять и корректировать технологические процессы при строительстве, ремонте и эксплуатации скважин различного назначения и профиля ствола на суше и на море, транспорте и хранении углеводородного сырья (ПК-7);

- оценивать риски и определять меры по обеспечению безопасности технологических процессов в нефтегазовом производстве (ПК-9);

- использовать методы технико-экономического анализа (ПК-13);

- изучать и анализировать отечественную и зарубежную научно-техническую информацию по направлению исследований в области бурения скважин, добычи нефти и газа, промыслового контроля и регулирования извлечения углеводородов на суше и на море, трубопроводного транспорта нефти и газа, подземного хранения газа, хранения и сбыта нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов (ПК-17);

- планировать и проводить необходимые эксперименты, обрабатывать, в т.ч. с использованием прикладных программных продуктов, интерпретировать результаты и делать выводы (ПК-18);

-использовать физико-математический аппарат для решения расчетно-аналитических задач, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ПК-19);

- выбирать и применять соответствующие методы моделирования физических и технологических процессов (ПК-20);

- осуществлять сбор данных для выполнения работ по проектированию бурения скважин, добычи нефти и газа, промысловому контролю и регулированию извлечения углеводородов на суше и на море, трубопроводному транспорту нефти и газа, подземному хранению газа, хранению и сбыту нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов (ПК-21);

- выполнять отдельные элементы проектов на стадиях эскизногo, технического и рабочего проектирования (ПК-22);

- использовать cтандартные программные средства при проектирoвaнии (ПК-23);

- составлять в соответствии с установленными требованиями типовые проектные, технологические и рабочие документы (ПК-24).

3. Результаты освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
Студент знает:

- основные положения теории измерений (ОК-1, 7, ПК-2, 4, 11, 18);

- классификацию видов, методов и средств измерений (ПК-11);

- основы обеспечения единства измерения (ОК-7, ПК-11);

- единую систему допусков и посадок (ОК-7, ПК-11);

- простейшие методы расчета размерных цепей (ПК-2, 11);

- основные положения обеспечения технического регулирования (ОК-7, ПК-11);

- основные задачи, принципы и методы стандартизации (ОК-1, 7, ПК-4, 5, 11);

- основные категории и виды стандартов (ОК-7, ПК-4, 5, 11, 24);

- тенденции развития стандартизации (ОК-7, ПК-11, 17);

- нормативные документы, действующие в нефтегазовой отрасли (ОК-7, ПК-4, 11, 17, 21, 24);

- виды, роль и значение подтверждения соответствия в техническом регулировании продукции и услуг, а также в обеспечении конкурентоспособности (ОК-7, ПК-11, ПК-14);

- основы обязательного и добровольного подтверждения соответствия (ОК-7, ПК-11, ПК-14);

- основные схемы и системы сертификации (ОК-7, ПК-11, ПК-14);

- основные положения и принципы управления качеством и квалиметрии (ОК-1, 6, 7, 13, ПК-2, 4, 5, 6, 7, 14, 15, 17, 18, 21, 24);

- основную схему квалиметрического анализа (ОК-1, 6, 7, ПК-2, 4, 7);

- методы выявления и устранения «узких мест» производственного процесса (ОК-1, 6, ПК-2, 4, 7, 17, 18, 21);

- методы управления качеством производственной деятельности (ОК-6, 7, ПК-6, 14, 24).
Студент умеет:

- обоснованно применять методы метрологии и стандартизации (ПК-11);

- выбирать средства измерений для конкретных условий применения (ОК-7, ПК-11, 18);

- проводить простейшую обработку результатов многократных измерений (ПК-2, 4, 11, 18);

- рассчитывать основные характеристики посадок (ПК-2, 11);

- рассчитывать простейшие размерные цепи (ПК-2, 11);

- использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-7);

- составлять, читать и оформлять научно-техническую (кинематические и монтажные схемы, сборочные и деталировочные чертежи) и служебную документацию- технические условия, задания и технические требования (ПК-5).

- осуществлять сбор данных нормативных документов для выполнения работ по проектированию бурения скважин, добычи нефти и газа, промысловому контролю и регулированию извлечения углеводородов на суше и на море, трубопроводному транспорту нефти и газа, подземному хранению газа, хранению и сбыту нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов (ПК-21);

- составлять в соответствии с установленными требованиями типовые проектные, технологические и рабочие документы (ПК-24).

- планировать этапы проведения сертификации (ОК-7, ПК-11, ПК-14);

- выполнять квалиметрический анализ (ОК-1, 6, 13, ПК-2, 4, 14, 17, 18);

- определять количественную оценку качества объекта (ОК-1, ПК-2, 4);

- определять номенклатуру основных групп показателей качества продукции и технологий (ОК-1, ПК-2, 4, 17);

- анализировать результаты количественного оценивания качества (ОК-1, ПК-2, 4, 7, 15, 17, 21);

- применять процессный подход в практической деятельности, сочетать теорию и практику (ПК-6);

- анализировать использование принципов системы менеджмента качества (ПК-15).
Студент владеет:

- методами метрологии и стандартизации (ПК-11);

- методами отбора экспертов для формирования экспертной группы по проведению квалиметрического анализа (ОК-1, 6, 13, ПК-2, 4, 11, 14).
4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2,0 зачетные единицы.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

5-ой

Аудиторные занятия (всего)

34

34

В том числе:







Лекции

17

17

Практические занятия (ПЗ)

-

-

Семинары (С)

-

-

Лабораторные работы (ЛР)

17

17

Самостоятельная работа (всего)

38

38

В том числе:







Курсовой проект (работа)

-

-

Расчетно-графические работы

-

-

Реферат

-

-

Другие виды самостоятельной работы

38

38










Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

зачет

Зачет

Общая трудоемкость час

зач. ед.

72

72

2,0

2,0



5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1.

Стандартизация и сертификация в машиностроении

Исторические осно­вы развития стандартизации и сертификации. Сертификация, ее роль в повышении качества продукции и развитие на международном, региональном и национальном уровнях. Правовые основы стандартизации. Международная организация по стандартизации (ИСО). Основные по­ложения государственной системы стандартизации ГСС. Методы и принципы стандартизации. Научная база стандартизации. Государственная система стандартизации. Категории и уровни стандартов. Государственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов.

Основные цели и объекты сертификации. Термины и определения в области сертифи­кации Качество продукции и защита потребителя. Показатели качества и методы оценки его уровня. Понятие об оптимальном качестве. Схемы и системы сертификации. Условия осущест­вления сертификации. Обязательная и добровольная сертификация. Правила и порядок прове­дения сертификации. Органы по сертификации и испытательные лаборатории. Аккредитация органов по сертификации и испытательных (измерительных) лабораторий. Сертификация ус­луг. Сертификация систем качества.

2.

Метрология, технические измерения, взаимозаменяе­мость

Теоретические основы метрологии. Основные понятия, связанные с объектами измерения: свойство, величина, количественные и качественные проявления свойств объектов материального мира. Междуна­родная система единиц. Достоверность измерений. Понятие об эталонах единиц и образцовых средствах измерения. Основные понятия, связанные со средствами измерений. Классификация видов и методов измерения и их характеристики. Метрологические показатели средств измере­ния. Закономерности формирования результата измерения, понятие погрешности, источники погрешностей. Понятие многократного измерения. Алгоритмы обработки многократных изме­рений. Классификация измерительных средств и приборов, выбор и поверка измерительных средств.

Взаимозаменяемость. Значение взаимозаменяемости в сферах производства, эксплуата­ции и ремонта машин. Критерии точности: допуски и посадки, шероховатость поверхности, отклонение формы и положения поверхностей деталей; методы измерения, контроля, условные обозначения на чертежах, принципы выбора оптимальных показателей.

Ряды нормальных диаметров и линейных размеров. Система предпочтительных чисел. Ряды допусков на размеры и предпочтительные поля, реконструкция полей допусков. Посадки в системах отверстия и вала. Зависимые и независимые допуски, методы расчета, измерения и контроля. Точность типовых соединений и их условные обозначения.


5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

1

Технология бурения нефтяных и газовых скважин

+

+

2

Бурение скважин на шельфе

+

+

3

Монтаж и эксплуатация бурового оборудования

+

+

4

Автоматизация технологических процессов и геонавигация в бурении

+

+

5

Скважинная добыча нефти и газа

+

+

6

Технология эксплуатации нефтяных и газовых скважин

+

+

7

Технология и техника методов повышения нефтеотдачи пластов

+

+

8

Технология и техника методов повышения компонентоотдачи пластов

+

+

9

Текущий и капитальный ремонт скважин

+

+

10

Сбор и подготовка скважинной продукции

+

+

11

Системы внутрипромыслового сбора и подготовки скважинной продукции

+

+

12

Сооружение газонефтепроводов


+

+

13

Эксплуатация газонефтепроводов

+

+

14

Аварийный и капитальный ремонт газонефтепроводов

+

+

15

Эксплуатация насосных и компрессорных станций

+

+


5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела

дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.

Лаб.

зан.

Семин

СРС

Все-го

час.

1.

Стандартизация и сертификация в машиностроении

8

-

8

-

18

34

2.

Метрология, технические измерения, взаимозаменяе­мость

9

-

9

-

20

38


6. Лабораторный практикум

№ п/п

№ раздела дисциплины

Наименование лабораторных работ

Трудо-емкость

(час.)

1.



1

Определение показателей стандартизации и унификации привода машины на основе анализа конструкторской документации; оценка качества конструк­торской документации на основе контроля чертежей сборочных и деталировочных.



8


2.

2

Плоскопараллельные концевые меры длины; измерения с помощью штангенинструментов и микрометрических приборов; измерения с помощью рычажно- и оптико-механических приборов; определение зазоров в цилиндриче­ских соединениях; изучение и анализ посадок подшипников качения; опреде­ление оптимального контрольного комплекса для зубчатых колес; определе­ние параметров шлицевых соединений; селективная сборка соединения; по­строение и решение размерной цепи.


9


7. Практические занятия

Не предусмотрены.

8. Примерная тематика курсовых проектов:

Не предусмотрено.

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

1. Кошевая И.П., Канке А.А. Метрология, стандартизация и сертификация, Учебник для ВУЗов, Изд. Форум, Инфра-М, 2010

2. Радкевич Я.М. Метрология, стандартизация и сертификация, Учебник для ВУЗов, Изд. МГГУ, М, 2003.

3. Аристов А.И., Метрология, стандартизация и сертификация, Изд.Miningbook.RU , 2008.

4. Никифоров А.Д., Бакиев Т.А. Метрология, стандартизация и технические измерения,

Изд. ВШ, М. 2007.

б) дополнительная литература

5. Баталов А.П., Бойцов Ю.П., Иванов С.Л., Метрология, стандартизация, сертификация. Учебное пособие. СПб; РИЦ СПГГИ, 2003.(2010).*

6. Баталов А.П., Иванов С.Л., Лабораторные работы по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация», Методические указания, СПб; РИЦ СПГГИ, 2000 *

7. Баталов А.П., Иванов С.Л., Бурак А.Я. Курсовое проектирование по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация», Методические указания, СПб; РИЦ СПГГИ, 2009 *

8. Иванов С.Л., Баталов А.П., Янкилевич А.А. Метрология, стандартизация, взаимоза­меняемость. СПб.: РИЦ СПГГИ, 2000.

9.Маркин Н.С. Основы теории обработки результатов измерения. М.: Изд-во стандар­тов, 1991.

10. Мягков В.Л. Допуски и посадки: Справочник в двух частях/ В.Л. Мягков, М.А. Палей, А.Б. Романов и др. Л.: Машиностроение, 1983..

11. ГОСТ 16320-80. Цепи размерные. Расчет плоских цепей. М.: Изд-во стандартов, 1980

12. Якушев А.И. Взаимозаменяемость, стандартизация и технические средства измере­ния: Учебное пособие / А.И. Якушев, Л.Н. Воронцов, Н.М. Федоров. М.: Машиностроение, 1986.

*Имеется в электронном виде, отредактированном по современным требованиям в фондах кафедры.

в) программное обеспечение:

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Предполагается использовать современные пакеты прикладных программ ПО Компас, а также оригинальные программы индивидуального контроля - «Цилиндрические соединения», «Подшипники», «Шлицы» для автоматизированной проверки знаний студентов.

Лабораторные работы будут проводиться в специально оборудованной аудитории: Метрологии и стандартизации - ауд. 5507. В лаборатории установлены измерительные приборы такие как: миниметры, оптимет­ры, длинномеры, инструментальные микроскопы и ряд специальных приборов, а также метал­лографические микроскопы.
11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Необходимо пополнить комплекс приборов для измерения параметров зубчатых колес и передач, шероховатости поверхности, отклонений формы и положения поверхностей

деталей.
Разработчик:

__________________ ________________ _____________________

Эксперты:

____________________ ___________________ _________________________

____________________ ___________________ _________________________

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «Метрология, квалиметрия и стандартизация» iconРабочая программа Учебной дисциплины оп. 10 Метрология, стандартизация...
Рабочая программа учебной дисциплины Метрология, стандартизация и сертификация является частью основной профессиональной образовательной...
Рабочая программа учебной дисциплины «Метрология, квалиметрия и стандартизация» iconРабочая программа дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация»
«Метрология, стандартизация и сертификация» по специальности 230101. 65 Вычислительные машины, комплексы, системы и сети
Рабочая программа учебной дисциплины «Метрология, квалиметрия и стандартизация» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Социальная квалиметрия,...
Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то...
Рабочая программа учебной дисциплины «Метрология, квалиметрия и стандартизация» iconРабочая программа учебной дисциплины «Управление, сертификация и...
«Управление, сертификация и инноватика, ч метрология, Стандартизация и сертификация»
Рабочая программа учебной дисциплины «Метрология, квалиметрия и стандартизация» iconРабочая программа учебной дисциплины «метрология, стандартизация и сертификация»
Профили подготовки: Компьютерные технологии управления в робототехнике и мехатронике
Рабочая программа учебной дисциплины «Метрология, квалиметрия и стандартизация» iconРабочая программа учебной дисциплины метрология, стандартизация,...
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального...
Рабочая программа учебной дисциплины «Метрология, квалиметрия и стандартизация» iconРабочая программа по дисциплине «стандартизация, метрология и сертификация»
Программа курса по дисциплине Стандартизация, метрология и сертификация составлена в соответствии с требованиями основной образовательной...
Рабочая программа учебной дисциплины «Метрология, квалиметрия и стандартизация» iconПрограмма учебной дисциплины метрология, стандартизация и сертификация 2014 г
Программа учебной дисциплины является частью профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос спо по специальности...
Рабочая программа учебной дисциплины «Метрология, квалиметрия и стандартизация» iconРабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры математики...
Дисциплина «Метрология, стандартизация и сертификация» по учебному плану относится к спецкурсу, изучаемому студентами 5-го курса...
Рабочая программа учебной дисциплины «Метрология, квалиметрия и стандартизация» iconРабочая программа учебной дисциплинЫ «Метрология, стандартизация и технические измерения»
Также полученные знания будут непосредственно использованы в профессиональной деятельности в области проектирования и эксплуатации...
Рабочая программа учебной дисциплины «Метрология, квалиметрия и стандартизация» iconПрограмма дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация»...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа учебной дисциплины «Метрология, квалиметрия и стандартизация» iconРабочая программа учебной дисциплины стандартизация, метрология,...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа учебной дисциплины «Метрология, квалиметрия и стандартизация» iconРабочая программа учебной дисциплины стандартизация, метрология,...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа учебной дисциплины «Метрология, квалиметрия и стандартизация» iconРабочая программа учебной дисциплины стандартизация, метрология,...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа учебной дисциплины «Метрология, квалиметрия и стандартизация» iconПрограмма по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация»
Учебная программа по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация» разработана в соответствии с требованиями Государственного...
Рабочая программа учебной дисциплины «Метрология, квалиметрия и стандартизация» iconПрограмма учебной дисциплины «метрология, стандартизация и сертификация»
Целью изучения дисциплины является подготовка студентов к производственно-технической деятельности, направленной на обеспечение качества...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск