Скачать 1.15 Mb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации Кафедра акушерства и гинекологии
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Акушерство и гинекология для специальности 060101.65 лечебное дело Всего ЗЕТ – 14 Всего часов – 504, из них:
- лекций – 72 часов - практических занятий – 240 часов
- зачет в 8 семестре - экзамен в 10 семестре (36 час) г. Ставрополь 2014 г. Рабочая учебная программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО 3-го поколения по специальности 060101 Лечебное дело, Утвержденным приказом Минобрнауки России от 08.11.2010 г. № 1118; - рабочим учебным планом специальности 060101 Лечебное дело, утвержденным Ученым советом университета от 26 июня 2013 г. протокол № 11, - типовой учебной программой по акушерству и гинекологии. Рабочая учебная программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры акушерства и гинекологии. «27» июня 2014 года протокол № 12 Зав. кафедрой, профессор _________________ В.А. Аксененко Одобрена Цикловой методической комиссией хирургических дисциплин. «18» мая 2012 года протокол № 9 Председатель ЦМК, профессор _________________ И.В. Суздальцев Согласована: Декан факультета лечебного____________________________________ к.м.н. _________________ И.В. Кошель Начальник УМУ _________________ Н.П. Вышковский «___» _______________20____года Руководитель ЦУКО, доцент _________________ С.В. Новиков «___» _______________20____года Рецензенты: Зав. кафедрой акушерства и гинекологии Кубанского государственного медицинского университета, профессор ________________Н.И. Куценко Доцент кафедры акушерства и гинекологии Астраханской государственной медицинской академии, д.м.н. _________________Р.В. Павлов Пояснительная записка Деятельность выпускника медицинского вуза должна быть направлена на сохранение и улучшение здоровья населения, в том числе и репродуктивного, путем обеспечения надлежащего качества оказания медицинской помощи (профилактической, диагностической, лечебной, реабилитационной) и диспансерного наблюдения. Дисциплина акушерство и гинекология относится к профессиональному циклу и предназначена для решения задач по первичному обследованию женщин с физиологическим и патологическим течением беременности, больных с гинекологической патологией, постановке предварительного диагноза, оказанию первичной экстренной помощи и проведению реабилитационных мероприятий. Основными клиническими базами кафедры являются профильные учреждения края и города. Дисциплина изучается в течение 7-10 семестров в объеме 504 часов с лекционным курсом (72 часа), практическими (240 часов) и самостоятельными занятиями (156 часов). Лекционный курс читается профессором и доцентами кафедры и освещает наиболее важные разделы дисциплины. На лекциях демонстрируются клинические случаи, широко применяются информационные современные технологии и технические средства наглядности. Практические занятия проводятся всеми категориями профессорско-преподавательского состава с учетом сложности программы и опыта преподавателей кафедры. Практические занятия проводятся в аудиториях кафедры, отделениях клинических баз. Каждый студент имеет индивидуальное рабочее место, необходимый для самостоятельной работы набор акушерского инструментария, на каждую группу имеется переносной ультразвуковой аппарат для регистрации сердечной деятельности плода. Учебные помещения кафедры оснащены необходимым для осуществления учебного процесса оборудованием: муляжами, фантомами, акушерским и гинекологическим инструментарием, микроскопами, ноутбуками, комплектами учебно-методических пособий. Количество студентов в клинической группе составляет 6-12 человек. В ходе практического занятия студенты, самостоятельно и при участии преподавателя, решают поставленные перед ними задачи по овладению знаниями и приобретению необходимых практических умений, отчитываются за проделанную работу. Коечный фонд клинических баз, функциональные особенности СККПЦ, многообразие различных форм патологии беременных позволяют осуществлять ведение процесса обучения, самостоятельную курацию и клинические разборы беременных и гинекологических больных в соответствии с тематическими планами занятий. На кафедре установлена система учета знаний студентов – ежедневное тестирование и опрос, конечный контроль знаний (решение ситуационных задач), рубежный контроль - защита историй родов и болезни, УИРС, итоговое тестирование. Работа на занятиях оценивается в рамках внедренной на кафедре балльно-рейтинговой системы оценки деятельности студентов. По результатам учебной деятельности, студенты в соответствии с набранными баллами, по решению коллектива кафедры, могут освобождаться от проведения промежуточной аттестации (экзамена) с выставлением им соответствующей оценки. Для решения задач образовательного процесса на кафедре имеется учебно-профессиональный (методический) комплекс, включающий в себя ряд элементов: федеральный государственный образовательный стандарт, примерная учебная программа, рабочая учебная программа, методические разработки для студентов и преподавателей по каждому практическому занятию, сборники тестов, эталонов, ситуационных задач, перечень практических навыков, тем УИРС, экзаменационные материалы, тексты лекций, перечень информационного и материального обеспечения образовательного процесса и др. Для самостоятельной работы студентов во внеучебное время имеется специально выделенная учебная комната, оснащенная необходимым инструментарием и дополнительной литературой (методические указания и разработки, приказы). Самостоятельная работа студентов заключается в углубленном изучении теоретических вопросов по различным разделам акушерства и гинекологии и в совершенствовании практических навыков, осуществляемых под контролем консультантов – дежурных преподавателей, аспирантов, клинических ординаторов. Для внеучебной работы студентов на кафедре имеется ряд учебно-методических пособий по наиболее актуальным проблемам акушерства «Гестозы», «Неотложная помощь при акушерских кровотечениях», «Беременность и роды при различных видах экстрагенитальной патологии», «Послеродовые гнойно-воспалительные заболевания. Сепсис», «Заболевания перинатального периода». Совершенствование практических умений в учебное и внеучебное время осуществляется в ЦПН, оснащенном современными средствами имитационных технологий – фантомами, муляжами, инструментарием. Процесс отработки практических навыков контролируется дежурным преподавателем Ряд студентов активно участвует в работе студенческого научного кружка. Результаты научной деятельности студентов освещаются на заседаниях кружка, ежегодной студенческой научной конференции, издаются в сборниках. На кафедре акушерства и гинекологии широко практикуется проведение открытых практических занятий и показных лекций, контрольные посещения занятий. Посещение занятий оформляется протоколом, результаты посещений рассматриваются на методических совещаниях кафедры. Воспитательные задачи на кафедре решаются в ходе учебной деятельности и направлены на формирование у студентов основ врачебной этики и деонтологии, коммуникабельности, обязательности, пунктуальности, толерантности, аккуратности, умению вести себя с пациентками, сокурсниками, старшими, бережного отношения к инвентарю.
Цель дисциплины - научить студентов владеть фундаментальными знаниями в области акушерства и гинекологии. Задачами дисциплины являются:
Дисциплина согласовано изучается с другими базовыми дисциплинами. Предметом согласования является совместный протокол. При этом акцентируется внимание на характере физиологических изменений в организме беременной, рассматривается понятие «норма беременности», освещаются особенности патофизиологических и морфологических изменений в организме при различных видах акушерской патологии (гестоз, гипоксия, геморрагический и септический шок), рассматриваются особенности течения экстрагенитальных заболеваний у беременных (сердечно-сосудистые заболевания, острая хирургическая, эндокринная патология, и д.р.), особенности фармакокинетики и фармакотерапии у беременных. Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются: – в цикле гуманитарных, социальных и экономических дисциплин: латинский язык, психология и педагогика; – в цикле математических, естественнонаучных дисциплин: медицинская информатика; анатомия; топографическая анатомия и оперативная хирургия; гистология, эмбриология, цитология; нормальная физиология; микробиология, вирусология; иммунология; фармакология; патологическая анатомия, клиническая патологическая анатомия; патофизиология, клиническая патофизиология; – в цикле профессиональных дисциплин: общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения; медицинская реабилитация; дерматовенерология; судебная медицина; педиатрия; пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика; факультетская терапия, профессиональные болезни; общая хирургия, лучевая диагностика; факультетская хирургия, урология; онкология, лучевая терапия.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у выпускника следующих компетенций: 1. Способен и готов анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук при осуществлении профессиональной деятельности в области акушерства и гинекологии; (ОК 1) 2. Способен и готов проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционнного и секционного материала у беременной, плода и новорожденного, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного взрослого и подростка (беременной, гинекологической больной); (ПК 5) 3. Способен и готов выявлять у пациентов (беременных, гинекологических больных) основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах (осложнениях беременности и гинекологических заболеваниях), использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом МКБ, выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний; (ПК 17) 4. Способен и готов выполнять основные лечебные мероприятия при наиболее часто встречающихся заболеваниях и состояниях у взрослого населения и подростков (беременных, гинекологических больных), способных вызвать тяжелые последствия и/или летальный исход: заболевания нервной, эндокринной, иммунной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем и крови; своевременно выявлять жизнеопасные нарушения (акушерское кровотечение, кома, шок, гестоз, разрыв матки, острая гипоксия плода), использовать методики их немедленного устранения, осуществлять противошоковые мероприятия; (ПК 19) 5. Способен и готов назначать больным (беременным и гинекологическим больным) адекватное (терапевтическое и хирургическое)лечение в соответствии с выставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии пациентам с инфекционными и неинфекционными заболеваниями с учетом возможного тератогенного влияния препаратов на плод; (ПК 20) 6. Способен и готов осуществлять взрослому населению (беременным, гинекологическим больным, девочкам-подросткам) первую врачебную помощь в случае возникновения неотложных и угрожающих жизни состояний, проводить госпитализацию больных в плановом и экстренном порядке; (ПК 21) 7. Способен и готов использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы РФ, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, международные системы единиц (СИ), действующие международные классификации (МКБ-10), и т.д.), а также документацию для оценки качества и эффективности работы лечебно-профилактических (родовспомогательных) учреждений; (ПК 27) В результате изучения дисциплины студенты должны Знать:
Уметь:
Владеть:
5. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ Общая трудоемкость дисциплины составляет: 14 зачетных единиц (ЗЕТ), 504 часа.
6. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 6.1. Содержание разделов дисциплин Введение Краткие исторические сведения о дисциплине. Предмет и задачи дисциплины. Порядок изучения дисциплины. Отчетность. Литература. |
Рабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины Список дисциплин, знание которых необходимо для изучения курса данной дисциплины | Рабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины Целью дисциплины является изучение современных методов программирования приложений, использующих в своей работе среду Internet. А... | ||
Рабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины Формирование умений и навыков в области метрологии и сертификации программных средств (ПС) | Рабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины Комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем. 10 | ||
Рабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины Целью дисциплины является приобретение базовых знаний и навыков программирования, проектирования и разработки приложений с применением... | Рабочая учебная программа дисциплины «Энергоменеджмент» Рабочая учебная программа дисциплины «Энергоменеджмент» составлена на основании требований Государственного образовательного стандарта... | ||
Рабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины Целью изучения дисциплины «Основы информационной безопасности» является освоение основ информационной безопасности, необходимых специалисту... | Рабочая учебная программа дисциплины опд. Ф. 01. 1 «Введение в языкознание» Рабочая учебная программа составлена к ф н., доцентом кафедры французской филологии Сотниковой Т. В | ||
Рабочая учебная программа дисциплины «Проектная логистика» Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 080200. 62 «Менеджмент» | Рабочая Учебная программа дисциплины «Введение в профессию» Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 080110. 51 «Банковское дело» | ||
Рабочая Учебная программа дисциплины «Введение в профессию» Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 080100. 62 «Экономика» профиль «Финансы... | Рабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины Компьютерная графика применяется как для решения математических, инженерных экономических задач, так и для игровых и развлекательных... | ||
Рабочая учебная программа дисциплины «Гистология, эмбриология, цитология» Рабочая учебная программа разработана в соответствии с фгос впо специальности 060103 Педиатрия, утвержденным приказом Минобрнауки... | Рабочая Учебная программа дисциплины Практикум Организация работы службы приема и размещения Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению (специальности) 071800. 62 «Социально-культурная... | ||
Рабочая Учебная программа дисциплины «Мировая культура и искусство» Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлениям 071800. 62 «Социально-культурная деятельность»,... | Рабочая учебная программа дисциплины «Гистология, эмбриология, цитология» Рабочая учебная программа разработана в соответствии с фгос впо специальности 060101. 65 Лечебное дело, утвержденным приказом Минобрнауки... |