Скачать 143.73 Kb.
|
УДК 373.1.013 Макеева Дарья Вадимовна студент гр. АС-Б-08 Научный руководитель: Гончаренко Сергей Николаевич проф., д.т.н. кафедра АСУ Московский государственный горный университет РЕЙТИНГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС RATING CERTIFICATION STUDENTS UNDER ADMINISTRATION Любой Центр Образования города Москвы является экспериментальной площадкой для внедрения новейших технологий в области образования своих подопечных. Исходя из этого, все нововведения Департамента образования проходят испытания именно в учебной среде Центра Образования. Одним из таких примеров является внедрение и тестирование в 2008 г. федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Такой стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию [1]. Принципиальное отличие нового стандарта заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов [2]. Компетентностный подход в настоящее время является общепризнанным подходом к оценке результатов школьного обучения. Образовательные компетенции обусловлены личностно - деятельностным подходом к образованию, т.к. относятся к личности ученика и проявляются, а также проверяются только в процессе выполнения им определенным образом составленного комплекса действий. Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность – уже состоявшееся личностное качество (характеристика) человека. Образовательная компетенция – это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности. Введение понятия образовательных компетенций позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. Перечень ключевых образовательных компетенций определяется на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе. Поэтому после окончания изучения конкретного предмета преподаватель просчитывает рейтинг учащегося, включая в него и баллы, начисленные за усвоение той или иной компетенции. ФГОС допускает две классификации ключевых компетенций в рамках предметных областей [3]. Право выбора той или иной классификации ключевых компетенций остается за Дирекцией Центра Образования. Данный стандарт образования предусматривает переход к новым формам независимой государственной итоговой аттестации выпускников (ЕГЭ и ГИА) и требует создания принципиально новой системы управления качеством образования. В рамках этого проекта, Центру Образования стало необходимым вести рейтинговую систему качества образования каждого учащегося, и своевременно предоставлять результаты рейтингового шкалирования родителям и Департаменту. Данная система рейтингов должна была включить в себя сумму баллов, полученных учащимся за период обучения тому или иному предмету, и баллы за усвоение общеобразовательных компетенций. В данный момент времени, связующим звеном между Центром Образования и Департаментом, Центром Образования и родителями является система электронного школьного журнала, задачей которого является отображение данных с бумажного журнала без отображения рейтинговой системы. Модернизация российской системы образования выдвинула ряд актуальных проблем, одной из которых является получение объективной и достоверной оценки качества знаний школьников. Для наглядного примера ниже приведена обязательная схема взаимодействия участников информационной среды после внедрения в образовательный процесс ФГОС (рис.1). Рис. 1. Обязательная схема взаимодействия участников образовательного процесса после внедрения ФГОС. Автоматизированная система управления Центра Образования предназначена для обеспечения мониторинга состояния образовательного процесса по наиболее существенным его аспектам и включает в себя ряд взаимосвязанных основных и прикладных подсистем. Основные подсистемы, входящие в такую систему, образуют базовый комплекс информационно-аналитической системы, структура которого обеспечивает принципиальную возможность мониторинга состояния образовательного процесса [4]. В нем содержится необходимая информация об основных субъектах и объектах образовательного процесса (учащихся, педагогах, классах, учебных предметах, индивидуальных учебных планах) и о взаимосвязях между ними. Функциональная схема системы управления образовательным процессом представлена на рис. 2. Рис.2. Функциональная схема системы управления образовательным процессом Центра Образования. Данная схема состоит из пяти подсистем, каждая из которых решает свой комплекс задач.
Подсистема обеспечивает возможность оперативного доступа ко всем связанным с конкретным учащимся данных, полученным с использованием прикладных подсистем (результатов тестирования, итоговых отметок, данных социометрических опросов и т.п.). Это дает возможность прослеживания и анализа динамики различных педагогических и социальных процессов в школе. Основные направления подсистемы:
В состав подсистемы управления образовательным процессом входит много лишних подсистем второго уровня, осложняющих возможность отслеживания успеваемости учащихся родителями [5]. В связи с этим принято решение о создании обособленной, не входящей в другую подсистему, систему мониторинга образовательных рейтингов учащихся. Целью работы является разработка автоматизированной системы мониторинга образовательных рейтингов, строящегося на наблюдении за индивидуальной успеваемостью и качеством обучения учащихся Центра Образования по предметам учебного плана, общеобразовательным компетенциям и сопоставления успеваемости и качества обучения с желаемым результатом. Разработка такой системы повысит достоверность данных, составляющих информационные потоки, и сведет к минимуму возможность ошибки, тем самым уменьшив трудоемкость учета информации и ведения реестра. Введение системы мониторинга общеобразовательных рейтингов учащихся обеспечит:
Основной смысл проведения мониторинга общеобразовательных рейтингов учащихся в контексте рейтинговой системы обучения и оценки знаний в том, что мониторинг является итоговым звеном при объективном оценивании уровня достижений учащихся, он является результатом качественного сотрудничества учителя и школьника в пределах школьной программы по предмету [8]. Мониторинг не требует каких-либо существенных изменений в процессе обучения. Он всего лишь является итогом преобразований в социуме, в науке, в образовании. Общий рейтинг учащегося Центра Образования рассчитывается по следующей формуле:
Для создания оптимальной модели мониторинга образовательных рейтингов учащихся производится обследование реального объекта для выявления сценариев его поведения и протоколов свойств, совокупность которых является интерфейсом с внешним миром. Иными словами, формализованный метод решения поставленной задачи основывается на рассмотрении конкретного объекта образовательного процесса и составления таблицы сводных баллов успешности и успеваемости. Мониторинг определяется как организованное наблюдение за контролируемым процессом путем отслеживания по определенной методике значений, выбранных для контроля параметров и сопоставления их с заранее определенными (в виде нормы и/или шкалы) допустимыми (приемлемыми) значениями. В таком случае, мониторинг образовательных рейтингов рассматривается как форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о функционировании и развитии образовательного учреждения (или отдельных его компонентов), обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием, оценку эффективности достижения поставленной цели и прогнозирование ее развития [7]. Результаты мониторинга образовательных рейтингов учащихся накапливаются в базе данных, что позволяет анализировать и обобщать их на разных уровнях, исследовать динамику показателей, выявлять ведущие факторы, определяющее состояние учащихся. Для создания оптимальной модели мониторинга образовательных рейтингов учащихся производится обследование реального объекта для выявления сценариев его поведения и протоколов свойств, совокупность которых является интерфейсом с внешним миром. Иными словами, формализованный метод решения поставленной задачи основывается на рассмотрении конкретного объекта образовательного процесса и составления таблицы сводных баллов успешности и успеваемости. Мониторинг определяется как организованное наблюдение за контролируемым процессом путем отслеживания по определенной методике значений, выбранных для контроля параметров и сопоставления их с заранее определенными (в виде нормы и/или шкалы) допустимыми (приемлемыми) значениями. В таком случае, мониторинг образовательных рейтингов рассматривается как форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о функционировании и развитии образовательного учреждения (или отдельных его компонентов), обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием, оценку эффективности достижения поставленной цели и прогнозирование ее развития [9]. В ходе разработок данной подсистемы мониторинга общеобразовательных рейтингов учащихся был рассмотрен журнал успеваемости 11 класса за два полугодия, предоставленный Дирекцией одного из столичных Центров Образования. На этапе разработки подсистемы мониторинга образовательных рейтингов учащихся была создана сводная диаграмма успеваемости класса за два полугодия (рис. 3) по данным, предоставленным Дирекцией Центра Образования. В целях соблюдения прав, все инициалы учащихся были заменены на порядковые номера. Рис.3. Сводная диаграмма успеваемости класса за два полугодия в форме рейтингового шкалирования. Итог создания и тестирования подсистемы мониторинга общеобразовательных рейтингов учащихся показан виде среды взаимодействия участников образовательного процесса (рис. 4) Рис. 4. Взаимодействие участников образовательного процесса на этапе тестирования новой подсистемы в образовательном процессе. Как видно из рис. 4 ,бумажные журналы полностью уступили свое место электронным, а подсистема мониторинга рейтинга учащихся стала связующим звеном между родителями и учебным заведением. На данном этапе такая система устраивает всех участников образовательного процесса, но в качестве дальнейшей плановой работы предполагается ввести весовые категории для оценки компетенций по тому или иному предмету и иную систему выставления баллово-рейтинговых оценок знаний. Литература.
Аннотация. Новый стандарт образовательного процесса ФГОС представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. В рамках этого проекта, учебным заведениям стало необходимым вести рейтинговую систему качества образования каждого учащегося, и своевременно предоставлять результаты рейтингового шкалирования родителям и Департаменту. Данная система рейтингов должна была включить в себя сумму баллов, полученных учащимся за период обучения тому или иному предмету, и баллы за усвоение общеобразовательных компетенций. В связи с этим принято решение о создании обособленной, не входящей в другую подсистему, систему мониторинга образовательных рейтингов учащихся. The new standard of educational process of FGOS, represents set of requirements, obligatory at realization of the main educational program of the main general education by the educational institutions having the state accreditation. Within this project, to educational institutions began necessary to conduct the rating quality system of education of each pupil, and in due time to provide results of a rating to parents and Department. This system of ratings should include a score, received by the pupil during training to this or that subject, and points for assimilation of general educational competences. In this regard the decision on creation isolated, not entering into other subsystem, system of monitoring of educational ratings of pupils is made. Ключевые слова. мониторинг общеобразовательных рейтингов учащихся, система образования, ФГОС, образовательные рейтинги, компетенции monitoring of general educational ratings of pupils, education system, FGOS, educational ratings, competences |
Макеева Дарья Вадимовна студент гр. Ас-б-08 Научный Ярощук Ирина Викторовна доц., к т. н Мониторинг образовательных рейтингов учащихся столичного центра образования в услувиях введения фгос | Электронное пособие по геологии кафедры географии игпу сергей Николаевич Коваленко ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Авторский коллектив: В. Г. Антонов, д э н., проф., О. Н. Громова д э н., проф., Г. Р. Латфуллин, д э н., проф., А. В. Райченко, д... | Н72 Авторы: докт ист ист наук, проф. А. М. Родригес; докт ист наук,... Новейшая история зарубежных стран. XX век. Пособие для учащихся 10-11 кл общеобразовательных учреждений / Под ред. А. М. Родригеса:... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Проф. В. М. Гаврилов, проф. В. А. Голиченков, проф. Л. П. Корзун, проф. А. М. Рубцов, проф. Е. С. Лобакова, доц., к б н | Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ регистрационный... Алексеевич, Липов Денис Игоревич, Петрик Алексей Николаевич, Лобанов Павел Сергеевич, Семенов Роман Александрович, Киселев Алексей... | ||
Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ регистрационный... Алексеевич, Липов Денис Игоревич, Петрик Алексей Николаевич, Лобанов Павел Сергеевич, Семенов Роман Александрович, Киселев Алексей... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Некоторые из них написали воспоминания о нём. Его внук Сергей Сергеевич оставил воспоминания об «уроках жизни», которые давал ему... | ||
Алексеев Сергей Николаевич генеральный директор вк «Узорочье». 10:-00-10:... Борцов Николай Иванович, депутат гд фс рф, член агропромышленного комитета гд фс РФ | Ноу впо «Волгоградский институт бизнеса» Редколлегия : Главный редактор Ващенко Александр Николаевич, д э н., проф., проректор по научной работе Волгоградского института бизнеса | ||
Вариант 4 гиа-2013 Сергей Николаевич Кучер, проректор краевого государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования... | Рабочая программа учебной дисциплины Российского государственного медицинского университета (академик ран и рамн, проф. В. С. Савельев, проф. Ю. А. Нестеренко, проф.... | ||
Николаевич Кафедра «Философия» Первый вице-президент Российского Философского общества, ведущий научный сотрудник Института философии ран. Член Президиума Российской... | Николаевич Кафедра «Философия» Первый вице-президент Российского Философского общества, ведущий научный сотрудник Института философии ран. Член Президиума Российской... | ||
Гематологический научный центр Заместитель генерального директора по научной работе и инновациям проф., д м н. Менделеева Л. П | Гематологический научный центр Заместитель генерального директора по научной работе и инновациям проф., д м н. Менделеева Л. П |