Скачать 279.17 Kb.
|
Приложение к приказу проректора по учебно-методической работе от ________________________ № ________ Правительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный университет Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Судебно-медицинская экспертиза медицинской деятельности Forensic and Medical Examination of Medical Activity Язык(и) обучения русский Трудоемкость в зачетных единицах: 3 Регистрационный номер рабочей программы: 002977 Санкт-Петербург 2014 Раздел 1. Характеристики учебных занятий 1.1. Цели и задачи учебных занятий Цели изучения дисциплины: исследование возможностей различных видов судебно-медицинских экспертиз, потребность в которых возникает при конфликтных ситуациях, связанных с осуществлением практической медицинской деятельности. Результаты изучения дисциплины: формирование у студентов систематизированной картины возможностей судебно-медицинских экспертиз при осуществлении различных форм правового контроля за медицинской деятельностью; развитие умения понимать целесообразность назначения и формы осуществления судебно-медицинских экспертиз при различных ситуациях, возникающих в процессе практической медицинской деятельности; обучение квалифицированному толкованию заключений судебно-медицинских экспертиз и актов судебно-медицинских исследований. 1.2. Требования подготовленности обучающегося к освоению содержания учебных занятий (пререквизиты) Требуется освоение учебной дисциплины общего курса «Судебная медицина» в объеме, преподаваемом по направлению «Юриспруденция» (бакалавриат) Санкт-Петербургского государственного университета. Магистрантам, ранее не обучавшимся по основной образовательной программе подготовки бакалавров по направлению «Юриспруденция» Санкт-Петербургского государственного университета, необходимо самостоятельно изучить соответствующую судебно-медицинскую литературу. Список такой литературы приводится в Рабочей программе учебной дисциплины «Судебная медицина», (сайт www.law.spbu.ru). 1.3. Перечень результатов обучения (learning outcomes) 1.3.1. По результатам обучения магистр должен знать - тенденции развития разделов судебной медицины, используемых в различных видах правового процесса при разбирательстве дел, связанных с медицинской деятельностью; - направления использования судебно-медицинских знаний при осуществлении контроля медицинской деятельности; - состояние и развитие судебно-медицинской экспертизы по делам, связанным с медицинской деятельностью; - нормативные акты, связанные с судебно-медицинскими экспертизами в области медицинской деятельности; - методологию получения судебно-медицинских знаний; 1.3.2. По результатам обучения магистр должен уметь - применять нормативные акты, связанные с судебно-медицинскими экспертизами в области медицинской деятельности; - аргументировать принятые решения, учитывая их возможные последствия и предвидеть такие последствия; - анализировать нестандартные ситуации медицинской деятельности и вырабатывать варианты решений по ним; - квалифицированно толковать нормативные акты, связанные с судебно-медицинской деятельностью; - квалифицированно толковать заключения судебно-медицинских экспертиз и актов судебно-медицинских исследований; 1.3.3. По результатам обучения магистр должен обладать навыками - составления письменных документов с анализом заключений судебно-медицинских экспертиз; - критического изучения заключений судебно-медицинских экспертиз и актов судебно-медицинских исследований; - устных выступлений по вопросам, связанным с анализом заключений судебно-медицинских экспертиз, в том числе, в условиях состязательных процедур, с развернутым аргументированием и отстаиванием своей точки зрения в полемике; - ведения дискуссии, деловых переговоров, осуществления посредничества в целях достижения компромисса при использовании сторонами результатов различных судебно-медицинских исследований, связанных с медицинской деятельностью; - составления рецензий на заключения судебно-медицинских экспертиз, связанных с медицинской деятельностью; 1.4. Перечень и объём активных и интерактивных форм учебных занятий Для повышения качества освоения дисциплины используются следующие формы учебной работы: 1.4.1. классические лекционные методы - 6 часов; 1.4.2. активная форма аудиторной учебной работы в виде семинарских занятий – 14 часов; 1.4.3. активная форма аудиторной учебной работы в виде интерактивных занятий – 10 часов; 1.4.4. самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя - 62 часа. Раздел 2. Организация, структура и содержание учебных занятий 2.1. Организация учебных занятий 2.1.1 Основной курс
2.2. Структура и содержание учебных занятий Тема 1. Общие вопросы судебно-медицинской экспертизы профессиональной медицинской деятельности. Общие вопросы исследования различных объектов судебно-медицинской экспертизы. Особенности судебно-медицинской экспертизы по так называемым «врачебным делам». Общие вопросы судебно-медицинской экспертизы профессиональной деятельности врачей. Общие вопросы судебно-медицинской экспертизы профессиональной деятельности среднего медицинского персонала. Классические лекции: 1 час Семинарское занятие: Назначение судебно-медицинских экспертиз профессиональной медицинской деятельности и их виды – 2 часа Задача Гр-н Н. 20 февраля 2009 года был направлен врачом поликлиники в центральную районную больницу с диагнозом «обострение хронического бронхита» для стационарного лечения. До этого с диагнозом «хронический бронхит» Н. наблюдался в нескольких лечебных учреждениях. Впервые диагноз хронический бронхит был выставлен ему в ноябре 2001 года. В течение пяти суток пребывания в больнице состояние Н. было удовлетворительным. Затем у него внезапно развилось резкое ухудшение здоровья, в результате чего первоначальный диагноз, с которым он поступил в центральную районную больницу, был поставлен под сомнение. Гр-ну Н. на протяжении последующих трех суток было поставлено еще два диагноза. Соответственно, изменялись и схемы лечения, которое эффекта не давало, а состояние больного продолжало ухудшаться. В связи с прогрессированием неясного патологического процесса, Н. был направлен санитарным автотранспортом в областную многопрофильную больницу. При поступлении в эту больницу ему был поставлен предположительный диагноз. Спустя 12 часов Н. скончался в областной больнице с неустановленным окончательным клиническим диагнозом. Необходимо ответить на следующие вопросы. 1. Какие объекты необходимо изъять и направить для производства судебно-медицинской экспертизы? 2. Какие вопросы необходимо поставить на разрешение судебно-медицинской экспертизы? Тема 2. Судебно-медицинская экспертиза различных этапов медицинской деятельности. Судебно-медицинская экспертиза внеучрежденческого этапа лечебной деятельности. Особенности судебно-медицинской экспертизы этапа скорой медицинской помощи. Судебно-медицинская экспертиза амбулаторного этапа медицинской деятельности. Судебно-медицинская экспертиза стационарного этапа лечебной деятельности. Классические лекции: 1 час Семинарское занятие: Судебно-медицинские экспертизы медицинской помощи в зависимости от различных этапов ее оказания – 2 часа Задача. Гр-н В. с целью самоубийства выпил 100 миллилитров концентрированной уксусной кислоты. В результате у него произошел химический ожог пищевода с дальнейшем образованием стойкого сужения (стриктура) и невозможностью самостоятельного полноценного питания вследствие неудовлетворительного прохождения пищи. В связи с недостаточностью питания у В. развилась выраженная алиментарная дистрофия, по поводу которой он обратился за медицинской помощью. Ему было предложено бужирование пищевода, на которое В. согласился. Во время бужирования В. почувствовал резкую боль. Через 1 сутки после бужирования В. почувствовал боль в области грудной клетки и у него появились прогрессирующие признаки сепсиса. На следующие сутки его состояние стало кране тяжелым. В был поставлен диагноз «гнойная эмпиема плевры справа». По жизненным показаниям В. был направлен в операционную, где скончался при подготовке к началу операции. При патолого-анатомическом исследовании трупа В. был обнаружен разрыв стенки пищевода в средней трети, проникающий в правую плевральную полость. Необходимо ответить на следующие вопросы. 1. Врачей каких специальностей необходимо привлечь для производства судебно-медицинской экспертизы? 2. Какие вопросы необходимо поставить на разрешение судебно-медицинской экспертизы? Тема 3. Судебно-медицинская экспертиза в уголовном и гражданском процессе. Судебно-медицинская экспертиза медицинской деятельности в уголовном процессе. Судебно-медицинская экспертиза медицинской деятельности в гражданском процессе. Деятельность специалиста в области судебной медицины по уголовным и гражданским делам. Классические лекции: 1 час Семинарское занятие: – 2 часа Задача Гр-ка Д. обратилась в клинику, осуществляющую пластические операции с целью проведения там липосакции (удаления подкожной жировой клетчатки) в области передней и боковой стенок живота. Липосакция должна была производиться не по медицинским, а по эстетическим показаниям, так как Д. хотела иметь более стройную фигуру. Анестезиолог рекомендовал провести липосакцию под общим наркозом. При этом он не проверил возможность наличия у Д. непереносимости компонентов наркозной смеси. При начале подачи наркоза у Д. наступила остановка дыхания. Липосакция была прервана, Д. начали оказывать интенсивные реанимационные мероприятия. Она была выведена из угрожающего для ее жизни состояния. В дальнейшем Д. пришлось длительно лечиться. В результате у нее развилась хроническая пневмония. Необходимо ответить на следующие вопросы. 1. Какие обстоятельства необходимо выяснить в данном случае? 2. Врачей каких специальностей необходимо привлечь для производства судебно-медицинской экспертизы? 3. Какие вопросы необходимо поставить на разрешение судебно-медицинской экспертизы? |
Рабочая программа учебной дисциплины гражданское процессуальное право... Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса | Рабочая программа учебной дисциплины материаловедение 2013 рабочая... Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта... | ||
Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право» Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право» Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | ||
Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Банковское право» Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | Рабочая программа учебной дисциплины литература название учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины химия 2012г рабочая программа... Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области | Рабочая программа учебной дисциплины физика 2012 рабочая программа... Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области Пошехонский сельскохозяйственный... | ||
Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины... Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | Рабочая программа учебной дисциплины бд02. Литература Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины | ||
Рабочая программа учебной дисциплины математика 2013 рабочая программа... Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта... | Рабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа... ... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины русский язык 2015 г рабочая... Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта... | Программы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины Основы микробиологии и иммунологии является частью основной профессиональной образовательной... | ||
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос спо... | Тематический план учебной дисциплины Учебно-методическое обеспечение... Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» |