*/ Учебное пособие подготовлено при содействии актуальной спс консультантПлюс





Название*/ Учебное пособие подготовлено при содействии актуальной спс консультантПлюс
страница1/3
Дата публикации10.06.2015
Размер0.49 Mb.
ТипУчебное пособие
100-bal.ru > Право > Учебное пособие
  1   2   3

УДК 378.146

ББК 74.580

Н 56
Нестеров А. В. Административные, формальные и содержательные требования к курсовой работе академического бакалавриата (учебно-справочное пособие). – М.: НИУ ВШЭ, 2014. – 48 с.
Настоящее пособие является первой в России публикацией, посвященной требованиям к курсовым работам, основанным на Правилах добропорядочной академической практики. Оно предназначено не только студентам бакалавриата, но и преподавателям как справочное пособие, а также администраторам ВУЗов при разработке выше указанных правил. Пособие может пригодиться всем студентам, которые выполняют письменные работы (рефераты, эссе, выпускные квалификационные работы или проекты), в том числе и магистерские диссертации.

Хотя настоящее пособие содержит требования к курсовым работам академического бакалавриата, оно может быть полезно студентам бакалавриата, специалитета и магистратуры, т.к. в нем сконцентрированы юридически значимые требования к курсовым работам с учетом законодательства России и ГОСТ Р.

Пособие написано так, чтобы его могли использовать студенты всех направлений подготовки в НИУ ВШЭ, однако в нем также учтены особенности подготовки студентов юридического академического бакалавриата факультета права. Особенностью этого пособия является то, что оно базируется не только на нормативной базе России, но и на примерной локальной нормативной базе НИУ ВШЭ.

Рецензенты:


ГРНТИ 14.35.01

ISBN
© Нестеров А. В.
*/ Учебное пособие подготовлено при содействии актуальной СПС КонсультантПлюс.

Содержание
Введение…4

1. Основные требования к курсовой работе…5

1.1 Характеристика курсовых работ…5

1.2 Классификация курсовых работ… 9

1.3 Классификация требований к курсовым работам…10

2. Административные требования к курсовой работе как квалификационной студенческой работе в соответствии с нормами ФЗ «Об образовании в РФ»… 11

2.1 Основные виды нарушений, совершаемых студентами при выполнении курсовых работ…12

2.2 Требования к курсовой работе как контенту, который должен быть протестирован на совпадение/различие с помощью программы Антиплагиат…17

3. Формальные требования к курсовым работам…19

3.1 Требования к курсовой работе как объекту интеллектуальных прав (рукописи произведения) в соответствие с нормами Гражданского кодекса РФ…19

3.2 Основные требования к курсовой работе как объекту информационного права в соответствии с нормами ФЗ РФ «Об информации…»…27

4. Содержательные требования к курсовой работе как научному продукту в соответствии с нормами ФЗ РФ «О науке…»…30

4.1 Основные требования к курсовой работе как теоретическому, прикладному и/или поисковому научному продукту…31

4.2 Основные требования к курсовой работе как продукту в виде проекта… 35

4.3 Особенности требований к курсовой работе как инновационному продукту…37

5. Особенности требований к курсовой работе как прагматическому продукту, на примере экспертного продукта…39

6. Стандартные требования к оформлению курсовой работы…41

7. Основные требования к оцениванию курсовой работы…43

Приложение 1. Отзыв руководителя на курсовую работу…47

Список цитируемых публикаций…48

Введение
Целью настоящего учебного пособия является обобщение требований к курсовой работе, которые формируются на основе законодательства, подзаконных актов, стандартов и передовой академической практики.

Студенты, начиная с первого курса, должны знать эти требования и соблюдать их при разработке курсовых работ. Проверка этих знаний осуществляется с помощью реферата, в котором студенты должны обобщить основные юридически значимые требования к студенческому продукту, обозначенному как курсовая работа.

Настоящее учебное пособие может пригодиться и преподавателям как справочное пособие при руководстве, консультировании студентов, проверке и оценке их курсовых работ.

Особенностью настоящих требований к курсовым работам является то, что их должны выполнять студенты академического бакалавриата, подразумевающего, что они смогут работать в науке и педагогике.

Учебное пособие базируется на нормативных правовых

актах b,c,d. Порядок разработки и защиты курсовой работы/курсового проекта студентами, обучающимися по программам подготовки бакалавров и специалистов в НИУ ВШЭ, установлен Положениемe.

1. Основные требования к курсовой работе
1.1 Характеристика курсовой работы
Известно много определений курсовой работы, например, «Курсовая работа - это самостоятельное исследование одной из актуальных проблем по соответствующей дисциплине (дисциплинам)» (Положение о курсовых работах Российского экономический университет им. Г.В. Плеханова). Однако в нормативных правовых актах должны быть дефиниции используемых терминов, соответствующие требованиям теории определений, в частности, характеризующие существенные свойства курсовой работы.

В Положении о курсовой работе НИУ ВШЭ нет дефиниции термина «курсовая работа», но есть положение 1.2, в котором раскрываются некоторые ее общие свойства: «Курсовая работа/курсовой проект (далее по тексту Работа) является неотъемлемой частью образовательного процесса. Она призвана углубить знания студентов по изучаемым дисциплинам, полученные ими в ходе теоретических и практических занятий, привить им навыки самостоятельного изучения материала по теме Работы и исследовательской деятельности, а также обучить студентов подбору, изучению и обобщению материалов, являющихся источниками информации, на бумажных и электронных носителях».

К сожалению, это положение и некоторые другие не отвечают на отдельные вопросы студентов, связанные с выполнением (разработкой) курсовой работы, и преподавателей, формулирующих темы курсовых работ.


В соответствии с Образовательным стандартомf: «Курсовая работа (или проект) – это письменная работа, которая является результатом научного исследования, посвящённого одной из актуальных проблем права, в котором студент должен продемонстрировать уровень овладения профессиональными знаниями, умение самостоятельно анализировать нормы права, акты правоприменения, научную литературу, способность подбирать, обобщать, систематизировать иные источники информации по теме исследования, а также формулировать и обосновывать теоретические выводы. Курсовые работы выполняются студентами в рамках научно-исследовательского семинара».

Таким образом, в НИУ ВШЭ разработка курсовой работы выполняется в рамках научно-исследовательского семинара (НИС), который регулируется Положениемg.

Наверное, сложность определения «курсовой работы» заключается в том, что это словосочетание не несет смысловой нагрузки. Слово «работа» имеет два значения: действие и результат, а слово «курсовая» обозначает, что она выполняется на одном из курсов обучения. В связи с этим, это Положение предусматривает наличие Методических указаний по разработке курсовых работ. На дату подготовки настоящего учебного пособия эти методические указания отсутствовали.

К общей характеристике курсовой работы относится то, что она является квалификационной: выполняется по выбранной студентом теме, самостоятельно и проверяется руководителем. Это определяет административные требования, предъявляемые к курсовым работам, которые сформулированы в Положение (см. g).

Особенностью курсовых работ академического бакалавриата НИУ ВШЭ является то, что они выполняются с первого по третий курс включительно, и делятся на проектные и исследовательские курсовые работы.

В соответствии с пунктом 1.2. Порядкаh курсовая работа относится к самостоятельным письменным работам: К письменным учебным работам (далее – письменные работы) относятся все письменные работы, выполняемые обучающимися в ходе промежуточного и итогового рубежного контроля знаний в соответствии с программой учебной дисциплины, а также в ходе государственных итоговых испытаний. Они включают домашние задания, рефераты, эссе, контрольные работы, письменные работы, выполняемые на экзаменах и зачетах, курсовые и выпускные квалификационные работы. Все письменные работы должны выполняться обучающимися самостоятельно.

Самостоятельность разработки курсовой работы студента проверяется с помощью публичной защиты, на которой присутствуют руководитель НИСа и руководитель курсовой работы, а также студенты, принимающие участие в НИС.

Для того чтобы правомерно квалифицировать деяния студентов при разработке курсовой работы, преподавателям и администраторам необходимо руководствоваться Правилами добропорядочной академической практики, которые должны содержать требования к курсовым работам. Пока такие официальные правила отсутствуют.

Квалификационная оценка курсовой работы также должна базироваться на этих требованиях, как части требований к квалификационным письменным студенческим работам.

Студенты, преподаватели и администраторы вступают в правовые отношения по поводу квалификационной оценки оформления, формы и содержания курсовой работы, а также квалификации деяния студента, если в процессе этой оценки будет выявлено нарушение правил добропорядочной академической практики.

Таким образом, требования к курсовой работе должны носить юридически значимый характер, а дефиниция термина «курсовая работа» должна опираться на юридические свойства как объекта юридических взаимодействий субъектов, участвующих в них.

Курсовая работа – это самостоятельная письменная студенческая работа по выбранной теме, целью которой является демонстрация студентом продукта его интеллектуальной деятельности, содержащего информативную, креативную и/или эмоциональную составляющую, соответствующего установленным требованиям добропорядочной академической практики, позволяющим квалифицировать уровень подготовки студента в зависимости от типа ВУЗа.

Курсовая работа является одним из видов письменных работ, поэтому требования к ней являются частным случаем требований к таким работам. Так как в основе этих работ лежит интеллектуальный продукт, то и требования к ним определяются требованиями к интеллектуальному продукту.

Требования к курсовым работам должны зависеть от дифференциации видов курсовых работ, поэтому необходимо остановиться на классификации курсовых работ.
1.2 Классификация курсовых работ
Основные требования к курсовой работе зависят от типа ВУЗа (гуманитарный, технический, экономический, медицинский, творческий ВУЗ и т.д.). Поэтому они имеют, как общие характеристики, так и специфические. Кроме того, существует деление курсовых работ на расчетно-графические, проектные, исследовательские и т.п. работы. Требования к курсовым работам также зависят от курса, на котором они выполняются.

Курсовая работа на первом курсе носит учебный характер, т.к. студенты еще не знают основных требований к курсовым работам. Хотя студенты первого курса уже освоили основы научно-исследовательской деятельности в средней школе, они должны начать знакомиться с особенностями исследований в сферах своей профессиональной деятельности.

В процессе выбора кафедры и преподавателя, студент знакомится, как с кафедрой по ее сайту, так и преподавателями по их персональным страницам, и выбирает не только сферу деятельности, но и решает каким профессиональным инструментарием он хочет овладеть. Все это дает ему возможность осмысленно выбрать тему курсовой работы.

В соответствии с Положением (см. g) темы курсовых работ должны быть связаны с научной работой руководителя, а также регулярно пересматриваться для отражения актуальных направлений. Поэтому в курсовой работе могут быть элементы научных исследований.

Не все студенты первого курса академического бакалавриата смогут приступить к творческой деятельности, поэтому учебная курсовая работа первого курса может быть посвящена практической теме. Работа на семинарах НИСа должна позволить выявить творческих студентов и развивать творческие способности остальных студентов для разработки творческих курсовых работ на 2 и 3 курсе.

Академический бакалавр должен уметь выполнять не только исследовательскую и/или проектную, но и рутинную работу. Фактически курсовая работа по выбранной теме может содержать не только исследовательские и/или проектные, но и рутинные составляющие. Поэтому студент должен освоить не только методы научно-исследовательской деятельности, но и приемы проектирования профессиональных конструкций, а также освоить выполнение юридических операций рутинного характера. Здесь под конструкцией понимается структура (дизайн) некоторого объекта в некоторой профессиональной сфере деятельности.

В соответствии с Положением (см. g) студенты должны участвовать в научно-практическом семинаре, который является «обеспечивающим видом проектной работы и направлен на формирование у студентов знаний, умений и навыков, позволяющих заниматься прикладными видами профессиональной деятельности в области права».

Кроме того, в соответствие с этим Положением студенты могут принимать участие в научных проектах, которые «реализуются структурными подразделениями, а также коллективами или отдельными членами научно-педагогического состава НИУ ВШЭ».

Участие в таком проекте может быть засчитано как курсовая работа на 2 или 3 курсе.

Анализ видов курсовых работ позволяет сформулировать три основных вида требований к ним.
1.3 Классификация требований к курсовым работам
Курсовая работа является сложным видом письменных работ, поэтому к ней предъявляются разнообразные требования, которые можно разделить на административные, формальные и/или содержательные требования.

Административные требования к курсовым работам, процессу их разработки, проверке и защите (оценке) установлены в нормативных правовых актах НИУ ВШЭ, с которыми студенту необходимо ознакомится.

Формальные требования к курсовой работе можно разделить на требования к оформлению курсовой работы и требования к ней как продукту интеллектуальной деятельности, в частности к форме произведения как объекту авторского права.

С формальными требованиями к научно-исследовательской работе студенты знакомятся в дисциплине «Введение в научную деятельность» на научно-исследовательском семинаре.

С формальными требованиями к курсовой работе как контенту (объекту информационных прав), который должен быть протестирован на совпадение/различие с помощью программы Антиплагиат, студенты познакомятся в разделе 2.2 настоящего учебного пособия.

Содержательные требования к курсовой работе подразумевают требования к ее содержанию как научному продукту в соответствии с ФЗ РФ «О науке…». С этими требованиями к курсовой работе студенты познакомятся в разделе 4 настоящего учебного пособия.
2. Административные требования к курсовой работе как квалификационной студенческой работе в соответствии с нормами ФЗ «Об образовании в РФ»
Административные требования к курсовым работам, как правило, сформулированы в локальных нормативных правовых актах ВУЗов, с которыми должен познакомиться каждый студент прежде, чем приступить к разработке курсовой работы. Хотя эти акты отличаются в разных ВУЗах, общим требованием является недопустимость плагиата при выполнении письменных студенческих работ и иных нарушений. Кроме того, студент должен познакомиться с правилами академической этики, в которых подчеркивается недопустимость нарушения студентами морально-этических правил академической практики.
2.1 Основные виды нарушений, совершаемых студентами при выполнении курсовых работ
В соответствии с пунктом 1.3 Порядка (см. h): К нарушениям академических норм, регламентируемым данным Порядком, относятся:

- списывание письменных работ,

- двойная сдача письменных работ,

- плагиат в письменных работах,

- подлоги при выполнении письменных работ,

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

*/ Учебное пособие подготовлено при содействии актуальной спс консультантПлюс iconИзучение творчества а. И. Солженицына в общеобразовательном учреждении
А. И. Солженицына в общеобразовательных учреждениях [Электронный ресурс] : письмо Минобрнауки Рос. Федерации от 4 сент. 2008 г. N...
*/ Учебное пособие подготовлено при содействии актуальной спс консультантПлюс iconБалыхина Т. М. Методика преподавания русского языка как неродного...
Издание подготовлено при содействии Федеральной целевой программы «Русский язык» Т. М. Балыхина методика преподавания русского языка...
*/ Учебное пособие подготовлено при содействии актуальной спс консультантПлюс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебное пособие подготовлено при содействии нфпк – Национального фонда подготовки кадров в рамках программы «Совершенствование преподавания...
*/ Учебное пособие подготовлено при содействии актуальной спс консультантПлюс iconОтдел докторантуры и аспирантуры
Справочно-методическое пособие подготовлено сотрудниками отдела докторантуры и аспирантуры, отделом научного обслуживания, при содействии...
*/ Учебное пособие подготовлено при содействии актуальной спс консультантПлюс iconПрограмма курса Петрозаводск 2014 Учебное пособие подготовлено в...
Учебное пособие подготовлено в соответствии с Программами кандидатских экзаменов по «Истории и философии науки» для аспирантов и...
*/ Учебное пособие подготовлено при содействии актуальной спс консультантПлюс iconОбзор новых документов спс консультантПлюс
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
*/ Учебное пособие подготовлено при содействии актуальной спс консультантПлюс iconУрок а Понятие и структура правовой информации. Средства и приемы...
Обучающая: закрепление навыков использования оператора ветвления при составлении и реализации программ, набора и отладки программы,...
*/ Учебное пособие подготовлено при содействии актуальной спс консультантПлюс iconКоррупции через образование
Издание подготовлено при содействии Правительства Ульяновской области и Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки...
*/ Учебное пособие подготовлено при содействии актуальной спс консультантПлюс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Знакомство с особо охраняемыми природными территориями Республики Коми с использованием спс «КонсультантПлюс»
*/ Учебное пособие подготовлено при содействии актуальной спс консультантПлюс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Подготовлено при содействии нфпк – Национального фонда подготовки кадров в рамках Программы "Совершенствование преподавания социально-экономических...
*/ Учебное пособие подготовлено при содействии актуальной спс консультантПлюс iconКураев А. В. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие...
Основы православной культуры (опк), подготовлен протодиаконом Андреем Кураевым. Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом...
*/ Учебное пособие подготовлено при содействии актуальной спс консультантПлюс iconОсновы педагогического мастерства Учебное пособие
Учебное пособие к п н. Якушевой С. Д. предназначено для преподавателей и студентов (обучающихся по педагогическим специальностям...
*/ Учебное пособие подготовлено при содействии актуальной спс консультантПлюс iconН. Н. Соколов история франции на рубеже XVIII-XIX вв
Учебное пособие подготовлено доцентом кафедры новой, новейшей истории и международных отношений исторического факультета Томского...
*/ Учебное пособие подготовлено при содействии актуальной спс консультантПлюс iconДоступ к ресурсам предоставляется на трех уровнях
...
*/ Учебное пособие подготовлено при содействии актуальной спс консультантПлюс iconПсихология Учебное пособие
Учебное пособие предназначено для студентов заочного отделения и обучающихся в сокращенные сроки
*/ Учебное пособие подготовлено при содействии актуальной спс консультантПлюс iconУчебное пособие М.: Руссобит-М, 2001. 1 Cd-rom математика. 5 класс....



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск