Скачать 0.49 Mb.
|
УДК 378.146 ББК 74.580 Н 56 Нестеров А. В. Административные, формальные и содержательные требования к курсовой работе академического бакалавриата (учебно-справочное пособие). – М.: НИУ ВШЭ, 2014. – 48 с. Настоящее пособие является первой в России публикацией, посвященной требованиям к курсовым работам, основанным на Правилах добропорядочной академической практики. Оно предназначено не только студентам бакалавриата, но и преподавателям как справочное пособие, а также администраторам ВУЗов при разработке выше указанных правил. Пособие может пригодиться всем студентам, которые выполняют письменные работы (рефераты, эссе, выпускные квалификационные работы или проекты), в том числе и магистерские диссертации. Хотя настоящее пособие содержит требования к курсовым работам академического бакалавриата, оно может быть полезно студентам бакалавриата, специалитета и магистратуры, т.к. в нем сконцентрированы юридически значимые требования к курсовым работам с учетом законодательства России и ГОСТ Р. Пособие написано так, чтобы его могли использовать студенты всех направлений подготовки в НИУ ВШЭ, однако в нем также учтены особенности подготовки студентов юридического академического бакалавриата факультета права. Особенностью этого пособия является то, что оно базируется не только на нормативной базе России, но и на примерной локальной нормативной базе НИУ ВШЭ. Рецензенты: ГРНТИ 14.35.01 ISBN © Нестеров А. В. */ Учебное пособие подготовлено при содействии актуальной СПС КонсультантПлюс. Содержание Введение…4 1. Основные требования к курсовой работе…5 1.1 Характеристика курсовых работ…5 1.2 Классификация курсовых работ… 9 1.3 Классификация требований к курсовым работам…10 2. Административные требования к курсовой работе как квалификационной студенческой работе в соответствии с нормами ФЗ «Об образовании в РФ»… 11 2.1 Основные виды нарушений, совершаемых студентами при выполнении курсовых работ…12 2.2 Требования к курсовой работе как контенту, который должен быть протестирован на совпадение/различие с помощью программы Антиплагиат…17 3. Формальные требования к курсовым работам…19 3.1 Требования к курсовой работе как объекту интеллектуальных прав (рукописи произведения) в соответствие с нормами Гражданского кодекса РФ…19 3.2 Основные требования к курсовой работе как объекту информационного права в соответствии с нормами ФЗ РФ «Об информации…»…27 4. Содержательные требования к курсовой работе как научному продукту в соответствии с нормами ФЗ РФ «О науке…»…30 4.1 Основные требования к курсовой работе как теоретическому, прикладному и/или поисковому научному продукту…31 4.2 Основные требования к курсовой работе как продукту в виде проекта… 35 4.3 Особенности требований к курсовой работе как инновационному продукту…37 5. Особенности требований к курсовой работе как прагматическому продукту, на примере экспертного продукта…39 6. Стандартные требования к оформлению курсовой работы…41 7. Основные требования к оцениванию курсовой работы…43 Приложение 1. Отзыв руководителя на курсовую работу…47 Список цитируемых публикаций…48 Введение Целью настоящего учебного пособия является обобщение требований к курсовой работе, которые формируются на основе законодательства, подзаконных актов, стандартов и передовой академической практики. Студенты, начиная с первого курса, должны знать эти требования и соблюдать их при разработке курсовых работ. Проверка этих знаний осуществляется с помощью реферата, в котором студенты должны обобщить основные юридически значимые требования к студенческому продукту, обозначенному как курсовая работа. Настоящее учебное пособие может пригодиться и преподавателям как справочное пособие при руководстве, консультировании студентов, проверке и оценке их курсовых работ. Особенностью настоящих требований к курсовым работам является то, что их должны выполнять студенты академического бакалавриата, подразумевающего, что они смогут работать в науке и педагогике. Учебное пособие базируется на нормативных правовых актах b,c,d. Порядок разработки и защиты курсовой работы/курсового проекта студентами, обучающимися по программам подготовки бакалавров и специалистов в НИУ ВШЭ, установлен Положениемe. 1. Основные требования к курсовой работе 1.1 Характеристика курсовой работы Известно много определений курсовой работы, например, «Курсовая работа - это самостоятельное исследование одной из актуальных проблем по соответствующей дисциплине (дисциплинам)» (Положение о курсовых работах Российского экономический университет им. Г.В. Плеханова). Однако в нормативных правовых актах должны быть дефиниции используемых терминов, соответствующие требованиям теории определений, в частности, характеризующие существенные свойства курсовой работы. В Положении о курсовой работе НИУ ВШЭ нет дефиниции термина «курсовая работа», но есть положение 1.2, в котором раскрываются некоторые ее общие свойства: «Курсовая работа/курсовой проект (далее по тексту Работа) является неотъемлемой частью образовательного процесса. Она призвана углубить знания студентов по изучаемым дисциплинам, полученные ими в ходе теоретических и практических занятий, привить им навыки самостоятельного изучения материала по теме Работы и исследовательской деятельности, а также обучить студентов подбору, изучению и обобщению материалов, являющихся источниками информации, на бумажных и электронных носителях». К сожалению, это положение и некоторые другие не отвечают на отдельные вопросы студентов, связанные с выполнением (разработкой) курсовой работы, и преподавателей, формулирующих темы курсовых работ. В соответствии с Образовательным стандартомf: «Курсовая работа (или проект) – это письменная работа, которая является результатом научного исследования, посвящённого одной из актуальных проблем права, в котором студент должен продемонстрировать уровень овладения профессиональными знаниями, умение самостоятельно анализировать нормы права, акты правоприменения, научную литературу, способность подбирать, обобщать, систематизировать иные источники информации по теме исследования, а также формулировать и обосновывать теоретические выводы. Курсовые работы выполняются студентами в рамках научно-исследовательского семинара». Таким образом, в НИУ ВШЭ разработка курсовой работы выполняется в рамках научно-исследовательского семинара (НИС), который регулируется Положениемg. Наверное, сложность определения «курсовой работы» заключается в том, что это словосочетание не несет смысловой нагрузки. Слово «работа» имеет два значения: действие и результат, а слово «курсовая» обозначает, что она выполняется на одном из курсов обучения. В связи с этим, это Положение предусматривает наличие Методических указаний по разработке курсовых работ. На дату подготовки настоящего учебного пособия эти методические указания отсутствовали. К общей характеристике курсовой работы относится то, что она является квалификационной: выполняется по выбранной студентом теме, самостоятельно и проверяется руководителем. Это определяет административные требования, предъявляемые к курсовым работам, которые сформулированы в Положение (см. g). Особенностью курсовых работ академического бакалавриата НИУ ВШЭ является то, что они выполняются с первого по третий курс включительно, и делятся на проектные и исследовательские курсовые работы. В соответствии с пунктом 1.2. Порядкаh курсовая работа относится к самостоятельным письменным работам: К письменным учебным работам (далее – письменные работы) относятся все письменные работы, выполняемые обучающимися в ходе промежуточного и итогового рубежного контроля знаний в соответствии с программой учебной дисциплины, а также в ходе государственных итоговых испытаний. Они включают домашние задания, рефераты, эссе, контрольные работы, письменные работы, выполняемые на экзаменах и зачетах, курсовые и выпускные квалификационные работы. Все письменные работы должны выполняться обучающимися самостоятельно. Самостоятельность разработки курсовой работы студента проверяется с помощью публичной защиты, на которой присутствуют руководитель НИСа и руководитель курсовой работы, а также студенты, принимающие участие в НИС. Для того чтобы правомерно квалифицировать деяния студентов при разработке курсовой работы, преподавателям и администраторам необходимо руководствоваться Правилами добропорядочной академической практики, которые должны содержать требования к курсовым работам. Пока такие официальные правила отсутствуют. Квалификационная оценка курсовой работы также должна базироваться на этих требованиях, как части требований к квалификационным письменным студенческим работам. Студенты, преподаватели и администраторы вступают в правовые отношения по поводу квалификационной оценки оформления, формы и содержания курсовой работы, а также квалификации деяния студента, если в процессе этой оценки будет выявлено нарушение правил добропорядочной академической практики. Таким образом, требования к курсовой работе должны носить юридически значимый характер, а дефиниция термина «курсовая работа» должна опираться на юридические свойства как объекта юридических взаимодействий субъектов, участвующих в них. Курсовая работа – это самостоятельная письменная студенческая работа по выбранной теме, целью которой является демонстрация студентом продукта его интеллектуальной деятельности, содержащего информативную, креативную и/или эмоциональную составляющую, соответствующего установленным требованиям добропорядочной академической практики, позволяющим квалифицировать уровень подготовки студента в зависимости от типа ВУЗа. Курсовая работа является одним из видов письменных работ, поэтому требования к ней являются частным случаем требований к таким работам. Так как в основе этих работ лежит интеллектуальный продукт, то и требования к ним определяются требованиями к интеллектуальному продукту. Требования к курсовым работам должны зависеть от дифференциации видов курсовых работ, поэтому необходимо остановиться на классификации курсовых работ. 1.2 Классификация курсовых работ Основные требования к курсовой работе зависят от типа ВУЗа (гуманитарный, технический, экономический, медицинский, творческий ВУЗ и т.д.). Поэтому они имеют, как общие характеристики, так и специфические. Кроме того, существует деление курсовых работ на расчетно-графические, проектные, исследовательские и т.п. работы. Требования к курсовым работам также зависят от курса, на котором они выполняются. Курсовая работа на первом курсе носит учебный характер, т.к. студенты еще не знают основных требований к курсовым работам. Хотя студенты первого курса уже освоили основы научно-исследовательской деятельности в средней школе, они должны начать знакомиться с особенностями исследований в сферах своей профессиональной деятельности. В процессе выбора кафедры и преподавателя, студент знакомится, как с кафедрой по ее сайту, так и преподавателями по их персональным страницам, и выбирает не только сферу деятельности, но и решает каким профессиональным инструментарием он хочет овладеть. Все это дает ему возможность осмысленно выбрать тему курсовой работы. В соответствии с Положением (см. g) темы курсовых работ должны быть связаны с научной работой руководителя, а также регулярно пересматриваться для отражения актуальных направлений. Поэтому в курсовой работе могут быть элементы научных исследований. Не все студенты первого курса академического бакалавриата смогут приступить к творческой деятельности, поэтому учебная курсовая работа первого курса может быть посвящена практической теме. Работа на семинарах НИСа должна позволить выявить творческих студентов и развивать творческие способности остальных студентов для разработки творческих курсовых работ на 2 и 3 курсе. Академический бакалавр должен уметь выполнять не только исследовательскую и/или проектную, но и рутинную работу. Фактически курсовая работа по выбранной теме может содержать не только исследовательские и/или проектные, но и рутинные составляющие. Поэтому студент должен освоить не только методы научно-исследовательской деятельности, но и приемы проектирования профессиональных конструкций, а также освоить выполнение юридических операций рутинного характера. Здесь под конструкцией понимается структура (дизайн) некоторого объекта в некоторой профессиональной сфере деятельности. В соответствии с Положением (см. g) студенты должны участвовать в научно-практическом семинаре, который является «обеспечивающим видом проектной работы и направлен на формирование у студентов знаний, умений и навыков, позволяющих заниматься прикладными видами профессиональной деятельности в области права». Кроме того, в соответствие с этим Положением студенты могут принимать участие в научных проектах, которые «реализуются структурными подразделениями, а также коллективами или отдельными членами научно-педагогического состава НИУ ВШЭ». Участие в таком проекте может быть засчитано как курсовая работа на 2 или 3 курсе. Анализ видов курсовых работ позволяет сформулировать три основных вида требований к ним. 1.3 Классификация требований к курсовым работам Курсовая работа является сложным видом письменных работ, поэтому к ней предъявляются разнообразные требования, которые можно разделить на административные, формальные и/или содержательные требования. Административные требования к курсовым работам, процессу их разработки, проверке и защите (оценке) установлены в нормативных правовых актах НИУ ВШЭ, с которыми студенту необходимо ознакомится. Формальные требования к курсовой работе можно разделить на требования к оформлению курсовой работы и требования к ней как продукту интеллектуальной деятельности, в частности к форме произведения как объекту авторского права. С формальными требованиями к научно-исследовательской работе студенты знакомятся в дисциплине «Введение в научную деятельность» на научно-исследовательском семинаре. С формальными требованиями к курсовой работе как контенту (объекту информационных прав), который должен быть протестирован на совпадение/различие с помощью программы Антиплагиат, студенты познакомятся в разделе 2.2 настоящего учебного пособия. Содержательные требования к курсовой работе подразумевают требования к ее содержанию как научному продукту в соответствии с ФЗ РФ «О науке…». С этими требованиями к курсовой работе студенты познакомятся в разделе 4 настоящего учебного пособия. 2. Административные требования к курсовой работе как квалификационной студенческой работе в соответствии с нормами ФЗ «Об образовании в РФ» Административные требования к курсовым работам, как правило, сформулированы в локальных нормативных правовых актах ВУЗов, с которыми должен познакомиться каждый студент прежде, чем приступить к разработке курсовой работы. Хотя эти акты отличаются в разных ВУЗах, общим требованием является недопустимость плагиата при выполнении письменных студенческих работ и иных нарушений. Кроме того, студент должен познакомиться с правилами академической этики, в которых подчеркивается недопустимость нарушения студентами морально-этических правил академической практики. 2.1 Основные виды нарушений, совершаемых студентами при выполнении курсовых работ В соответствии с пунктом 1.3 Порядка (см. h): К нарушениям академических норм, регламентируемым данным Порядком, относятся: - списывание письменных работ, - двойная сдача письменных работ, - плагиат в письменных работах, - подлоги при выполнении письменных работ, |
Изучение творчества а. И. Солженицына в общеобразовательном учреждении А. И. Солженицына в общеобразовательных учреждениях [Электронный ресурс] : письмо Минобрнауки Рос. Федерации от 4 сент. 2008 г. N... | Балыхина Т. М. Методика преподавания русского языка как неродного... Издание подготовлено при содействии Федеральной целевой программы «Русский язык» Т. М. Балыхина методика преподавания русского языка... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебное пособие подготовлено при содействии нфпк – Национального фонда подготовки кадров в рамках программы «Совершенствование преподавания... | Отдел докторантуры и аспирантуры Справочно-методическое пособие подготовлено сотрудниками отдела докторантуры и аспирантуры, отделом научного обслуживания, при содействии... | ||
Программа курса Петрозаводск 2014 Учебное пособие подготовлено в... Учебное пособие подготовлено в соответствии с Программами кандидатских экзаменов по «Истории и философии науки» для аспирантов и... | Обзор новых документов спс консультантПлюс Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Урок а Понятие и структура правовой информации. Средства и приемы... Обучающая: закрепление навыков использования оператора ветвления при составлении и реализации программ, набора и отладки программы,... | Коррупции через образование Издание подготовлено при содействии Правительства Ульяновской области и Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: Знакомство с особо охраняемыми природными территориями Республики Коми с использованием спс «КонсультантПлюс» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Подготовлено при содействии нфпк – Национального фонда подготовки кадров в рамках Программы "Совершенствование преподавания социально-экономических... | ||
Кураев А. В. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие... Основы православной культуры (опк), подготовлен протодиаконом Андреем Кураевым. Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом... | Основы педагогического мастерства Учебное пособие Учебное пособие к п н. Якушевой С. Д. предназначено для преподавателей и студентов (обучающихся по педагогическим специальностям... | ||
Н. Н. Соколов история франции на рубеже XVIII-XIX вв Учебное пособие подготовлено доцентом кафедры новой, новейшей истории и международных отношений исторического факультета Томского... | Доступ к ресурсам предоставляется на трех уровнях ... | ||
Психология Учебное пособие Учебное пособие предназначено для студентов заочного отделения и обучающихся в сокращенные сроки | Учебное пособие М.: Руссобит-М, 2001. 1 Cd-rom математика. 5 класс.... |