Первоначальный доклад по Конвенции о правах инвалидов
Июнь 22, 2011
Республика Корея
СОДЕРЖАНИЕ
Сокращения
Введение
Статья 1-2 Цель и определения
Статья 3 Общие принципы
Статья 4 Общие обязательства
Статья 5 Равенство и недискриминации
Статья 6 Женщины-инвалиды
Статья 7 Дети-инвалиды
Статья 8 Повышение осведомленности
Статья 9 Доступность
Статья 10 Право на жизнь
Статья 11 Ситуации риска и чрезвычайные гуманитарные ситуации
Статья 12 Равенство перед законом
Статья 13 Доступ к правосудию
Статья 14 Свобода и личную неприкосновенность
Статья 15 Свобода от пыток и жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания
Статья 16 Свобода от эксплуатации, насилия и жестокого обращения
Статья 17 Защита неприкосновенности личности
Статья 18 Свобода передвижения и гражданство
Статья 19 Самостоятельный образ жизни и вовлеченность в местное сообщество
Статья 20 Индивидуальная мобильность
Статья 21 Свобода выражения мнения и убеждений и доступ к информации
Статья 22 Неприкосновенность частной жизни
Статья 23 Уважение дома и семьи
Статья 24 Образование
Статья 25 Здоровье
Статья 26 Абилитация и реабилитация
Статья 27 Труд и занятость
Статья 28 Достаточный жизненный уровень и социальная защита
Статья 29 Участие в политической и общественной жизни
Статья 30 Участие в культурной жизни , отдых, досуг и спорт
Статья 31 Статистика и сбор данных
Статья 32 Международное сотрудничество
Статья 33 Национальное осуществление и мониторинг Список сокращений APC: Act on Promotion of Convenience for the Disabled, Senior Citizens, and Pregnant Women
APC: Закон о создании удобств для инвалидов, пожилых людей и беременных женщин ARPDA: Anti-Discrimination against and Remedies for Persons with Disabilities Act
ARPDA: Закон об антидискриминации инвалидов и защите их прав ASEPD: Act on Special Education for Persons with Disabilities
ASEPD: Закон о специальном образовании для инвалидов DPA: Disability Pensions Act
ДПА: Закон о пенсионном обеспечении инвалидов
DPO: Disabled People’s Organization
DPO: Организация инвалидов EVDPA: Employment Promotion and Vocational Rehabilitation of Disabled Persons Act
EVDPA: Закон о содействии занятости и профессиональной реабилитации инвалидов KEAD: Korea Employment Agency for the Disabled
KEAD: Агентство занятости инвалидов MHA: Mental Health Act
МВД: Закон о психическом здоровье MITDA: Mobility Improvement for the Transportation Disadvantaged Act
MITDA: Закон о транспортном обслуживании маломобильных групп населения NHRC: National Human Rights Commission of Korea
НКПЧ: Национальная комиссия Кореи по правам человека NHRCA: National Human Rights Commission Act
NHRCA: Закон Национальной комиссии Кореи по правам человека PCCDP: Policy Coordination Committee for Disabled Persons
PCCDP: Координационный комитет по делам инвалидов PDEA: Promotion of Disabled Persons' Enterprise Activities Act
PDEA: Закон о стимулировании деятельности предприятий инвалидов POEA: Public Official Election Act
POEA: Закон Республики Корея о выборах SESC: Special Education Support Center
SESC: Центр поддержки специального образования WDPA: Welfare of Disabled Persons Act
ВБДОР: Закон о социальном обеспечении инвалидов
Введение
Республика Корея активно принимала участие в формулировании Конвенции о правах инвалидов (далее – «Конвенции») и утвердила Конвенцию 11 декабря 2008 года. Кореей было предпринято множество усилий, включая принятие необходимых законов, с целью осуществления Конвенции внутри страны 10 января 2009 года. Как государство-участник Конвенции, корейское правительство радо сим представить этот первоначальный доклад Комитету по правам инвалидов согласно Статье 35 (1) Конвенции. Доклад был подготовлен в соответствии с руководящими принципами Комитета относительно представления докладов (CRPD/C/2/3).
Корея стремилась к принятию и осуществлению законодательства и политики в отношении инвалидов даже до вступления Конвенции в силу. Такие меры включали в себя разработку правил защиты прав инвалидов и пятилетний План развития политики по поддержки инвалидов на пан-правительственном уровне, которые по существу соответствовали общим тенденциям и содержанию Конвенции.
Корея создала систему поддержки работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и в результате ставших инвалидами, приняв в 1963 году Закон о страховании от несчастного случая на производстве. В 1977 году правительство заложило основу для развития образовательной среды для инвалидов с принятием специального Закона об обеспечении образованием инвалидов. В 1981 году, провозглашённом организацией Объединенных Наций Международным годом инвалидов, Корея приняла Закон о благосостоянии физически и умственно отсталых лиц (впоследствии пересмотренный и замененный на Закон о благосостоянии инвалидов (WDPA) в 1989 году), с целью создания основания системы социального обеспечения инвалидов. В 1990 году был введён Закон о содействии занятости инвалидов (в настоящее время Закон о содействии занятости и профессиональной реабилитации инвалидов (EVDPA)), с которым государство всерьез направило все свои усилия на обеспечение инвалидов правами на труд и получение дохода, путем введения обязательной системы квот в предоставлении работы. В 1997 году был сформулирован Закон о создании удобств для инвалидов, пожилых людей и беременных женщин (APC), направленный на обеспечение доступности зданий, дорог и сооружений для инвалидов и других уязвимых слоев населения. Положения закона, касающиеся дорог, транспортных средств и обслуживания пассажиров были выведены в 2005 году в отдельный Закон об улучшении мобильности лиц с ограниченными возможностями здоровья (MITDA), который стал законодательной основой для обеспечения прав на передвижение инвалидов. Закон о стимулировании предпринимательской деятельности инвалидов (PDEA) также принятый в 2005 году, был направлен на то, чтобы помочь инвалидам начать свой собственный бизнес или заниматься предпринимательской деятельностью. В 2007 году, по истечении одного года после принятия Конвенции, был принят Закон об антидискриминации инвалидов и защите их прав (ARPDA), направленный на запрещение дискриминации по признаку инвалидности во всех аспектах жизни, и обеспечение эффективной защиты прав и интересов лиц, подвергающихся дискриминации. Этот Закон действовал как необходимый, всеобъемлющий правовой инструмент для осуществления Конвенции внутри страны. В 2007 году с целью замены Закона об обеспечении образованием инвалидов был принят Закон о специальном образовании для инвалидов (ASEPD). Данный Закон содержит положения, которые утверждают обязательства государства в отношении предоставления образования обучающимся-инвалидам, а также обязательства по расширению соответствующей образовательной инфраструктуры. Специальный Закон на преимущественное приобретение товаров, произведенных лицами с тяжелыми формами инвалидности, который был принят в 2008 году, способствовал приобретению продукции, выпускаемой компаниями, нанимающими на работу инвалидов или принадлежащими инвалидам, тем самым создавая импульс для увеличения доходов инвалидов. С принятием Закон о пенсионном обеспечении инвалидов (DPA) в 2010 году, Корея ввела пенсионное обеспечение лиц с тяжелыми формами инвалидности. Такая схема позволяет правительству и далее выполнять свои обязательства по социальному обеспечению инвалидов путем предоставления гарантированного основного дохода лицам с тяжелыми формами инвалидности, которые не в состоянии участвовать в экономической деятельности, и предоставления финансовой поддержки в покрытии дополнительных расходов, понесенных в связи с инвалидностью.
В 1996 году корейское правительство решило принять пятилетний План политического развития с целью осуществления систематических и долгосрочных мер для инвалидов на пан-правительственном уровне. После первого этапа Плана (1998-2002 гг.) и второго этапа Плана (2003-2007 гг.), был разработан и в настоящее время реализуется третий этап Плана (2008-2012 гг.). Политика, осуществляемая в рамках третьего этапа Плана по «улучшению благосостояния инвалидов» включает в себя внедрение системы пенсий по инвалидности, улучшение регистрации и системы оценки инвалидности, а также расширение сферы жилищных услуг для инвалидов. Другие меры были также направлены на расширение экономических возможностей для инвалидов, включая утверждение обязательной системы трудоустройства для инвалидов и расширение поддержки в области занятости и профессионально-технического повышения квалификации. Различные усилия были предприняты с целью содействия реализации прав на образование и культуру инвалидов, включая создание образовательной системы поддержки, основанной на жизненном цикле, продвижение инклюзивного образования, повышение доступности веб-сайтов для инвалидов. Кроме того, правительство продолжает прилагать усилия по расширению общедоступности сфер жизнедеятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья, при помощи пятилетнего государственного Плана по обеспечению жильём (1-й этап: в 2000-2004 гг.; 2-ой этап: 2005-2009 гг.; 3-й этап: 2010-2014 гг.) и пятилетнего Плана по улучшению мобильности лиц с ограниченными возможностями здоровья (1-й этап: 2007-2011 гг.). Между тем, пятилетний План развития специального образования (1-й этап: 2008-2012 гг.) способствует продвижению инклюзивного образования, специального образования и индивидуального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Эти ключевые задачи и основное содержание, касающиеся инвалидов включены в Национальный План действий по обеспечению и защите прав человека - комплексный план в области прав человека, сформулированный в мае 2007 года.
В политику Кореи в отношении инвалидов в настоящее время вносятся значительные изменения на основании результатов её постоянного развития за последние 30 лет. Принятие Закона о борьбе против дискриминации и средствах правовой защиты инвалидов (ARPDA) и ратификация Конвенции явились отправным пунктом к внесению изменений в политику Кореи в отношении инвалидов. Основным подходом политики Кореи в отношении инвалидов стал переход от предоставления социальных услуг к правам человека. Введенная в 2007 году Программа по предоставлению услуги персонального ассистента предлагает больше возможностей для участия инвалидов в жизни местных общин и большей самостоятельности, а не только заботу и защиту лиц с тяжелыми нарушениями здоровья, которые не имели достаточной государственной поддержки. Принятая в 2009 году специализированная программа поддержки функционального оздоровления и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, называемая Услуги по реабилитации детей-инвалидов, стала отправной точкой по принятию правительством полноценных усилий, направленных на поддержку детей-инвалидов и их семей. Благодаря Системе пенсий по инвалидности, введенной в 2010 году, гарантирующей инвалидам доход, Системы поддержки и ухода за инвалидами, которая действует с 2011 года и будет продолжать действовать в качестве долгосрочной программы по уходу и поддержки самостоятельности, Корея будет иметь прочную основу социальной защиты инвалидов.
Несмотря на то, что Корея имеет общие законодательные и политические рамки в отношении прав человека, утверждённые Конвенцией, подготовка институциональных и финансовых механизмов, необходимых для того, чтобы инвалиды могли в полной мере пользоваться всеми правами, является постоянной проблемой. Системы поддержки, такие как Система пенсий по инвалидности и услуг персонального ассистента, необходимо постоянно расширять.
В целях дальнейшего развития и усовершенствования, политика в отношении лиц с ограниченными физическими и умственными возможностями и их семей и Система службы поддержки инвалидности должны быть направлены адресно. Чтобы решить этот вопрос и выработать эффективную политику, корейское правительство планирует организовать специальную рабочую группу для создания базового плана систем поддержки лиц с отклонениями в развитии и рабочую группу по реформированию Системы службы поддержки инвалидности, в которых принимают участие эксперты из частного сектора и представители организаций инвалидов (ОИ).
При подготовке этого отчета, корейским правительством был проведён ряд консультаций с инвалидами и их организациями, и их мнение было принято во внимание. Правительство назначило в Консультативный комитет (3 из 8 членов) людей, являющихся членами организаций инвалидов, чтобы они могли изложить свои мнения по поводу направлений подготовки проекта доклада и его содержания в Комитет (дважды). Кроме того, правительство провело общественные слушания, к которым присоединились те, кто сотрудничает с организациями инвалидов (один раз), и получило их мнения по проекту доклада в письменной форме (два раза/ см. приложение табл. 78), некоторые из которых были отражены в окончательном варианте доклада. Правительством также были собраны мнения по проекту доклада через Координационный комитет по делам инвалидов (PCCDP), в который были включены инвалиды и представители общественных организаций инвалидов. Национальная комиссия Кореи по правам человека (NHRC) в процессе рассмотрения проекта доклада скомпилировала мнения от пяти организаций инвалидов.
Статьи 1-2 – Цель и определения
Конституция Республики Корея, обнародованная в июле 1948 года и пересмотренная в октябре 1997 года, четко гласит о том, что все граждане, независимо от своих возможностей, имеют как достоинство и значимость, так и право на счастье (Статья 10). Конвенция, которая является договором, заключенным и обнародованным в соответствии с Конституцией, имеет ту же силу внутренних законов (Статья 6 (1)). Между тем, права иностранцев гарантируются в соответствии с положениями международных законов и договоров (Статья 6 (2)), и, таким образом, иностранцы с ограниченными возможностями здоровья также обладают правами человека, правом на свободу и достоинство, закрепленных в Конвенции. Для справки, корейское правительство планирует внести поправки в Закон о социальном обеспечении инвалидов (WDPA) в 2011 году, с целью разрешить регистрацию инвалидности для корейцев, проживающих за рубежом, но являющихся гражданами Кореи и для иностранцев, которые получили постоянный вид на жительство в Корее, а также обеспечить их социальными услугами. Наряду с Конституцией, другие законы, связанные с инвалидностью, подтверждают человеческие достоинства лиц с ограниченными возможностями здоровья. В Законе о социальном обеспечении инвалидов (WDPA) говорится, что «к лицу с ограниченными возможностями здоровья должны относиться с должным уважением и ценить его как человека» (Статья 4 (1)). Закон об антидискриминации инвалидов и защите их прав (ARPDA) определяет свою цель как «осознание человеческого достоинства и ценности» инвалидов (Статья 1).
Термины «инвалидность» и «инвалиды» одинаково трактуются в корейских законах. Закон о социальном обеспечении инвалидов (WDPA) определяет человека с ограниченными возможностями здоровья, как «человека, чья повседневная жизнь или социальная активность сдерживается физическими или психическими недостатками в течение длительного периода времени», тогда как понятия «физический недостаток» и «умственная отсталость» определяются соответственно как «инвалидность основных внешних функций тела и внутренних органов» и «инвалидность в результате расстройства психологического развития и душевного расстройства» (Статья 2). Закон об антидискриминации инвалидов и защите их прав (ARPDA) определяет термин «инвалидность», как «состояние, при котором физическое или психическое расстройство или потеря функций, существенно ограничивает личную и общественную деятельности в течение длительного периода времени» (Статья 2 (1)). Закон о содействии занятости и профессиональной реабилитации инвалидов (EVDPA) определяет «инвалида» как «лицо, профессиональная деятельность которого существенно ограничена на долгосрочный период жизни в результате физической или умственной инвалидности» (пункт 1 Статьи 2). Между тем, Закон Национальной комиссии Кореи по правам человека (NHRCA), вступивший в силу в мае 2001 г. и пересмотренный в июле 2005 года, даёт определение, несколько отличающееся от определений других законов, и говорящее об инвалидности как «состоянии, при котором повседневная и общественная деятельность человека существенно ограничивается на долгий период времени из-за физических, психических, социальных факторов (подпункт 7 Статьи 2)». Согласно вышеизложенному, законы используют для определения инвалидности понятия «физические нарушения» и «психических расстройства». Психические расстройства подразумевают под собой умственные нарушения, в то время как физические нарушения подразумевают нарушения слуха, зрения и другие сенсорные нарушения. В частности, Закон об антидискриминации инвалидов и защите их прав (ARPDA) и Закон Национальной комиссии Кореи по правам человека (NHRCA) подразумевают под понятием все недостатки, изложенные в Статье 1 Конвенции.
Вышеупомянутые законы включают в себя такие фразы, как «долго» или «долгосрочные» при определении инвалидности, но не указывают значение этих терминов. Однако, согласно Стандартам определения инвалидности Закона о социальном обеспечении инвалидов (WDPA) (Письмо Министерства Здравоохранения и социального обеспечения, № 2009-227), сроки определения инвалидности согласно закону зависят от вида инвалидности. Например, установление инвалидности в результате ампутации не требует лечения в течении долгого периода времени, но для того, чтобы установить инвалидность в результате нарушения зрения и слуха требуется подтверждение того, что симптомы заболевания наблюдались в течение не менее шести месяцев продолжительного лечения после появления возбудителей болезни, травмы или после проведённых операций. Для установления инвалидности в результате заболеваний органов дыхания требуется прохождение лечения в течение не менее одного года от первоначального диагноза, а также проявление в течение двух или более месяцев определённых признаков заболевания подтверждающих отсутствие улучшения после недавнего непрерывного лечения.
Инвалиды, упоминаемые в данном отчете, являются, в основном, лицами, зарегистрированными, как лица с ограниченными возможностями здоровья в рамках Закона о социальном обеспечении инвалидов (WDPA). Закон и Указ по его исполнению требуют, чтобы лица с ограниченными возможностями здоровья регистрировались в местных органах власти на основе определенных процедур (Статья 32), и множество законов предоставляют инвалидам возможность пользования социальными услугами в зависимости от их зарегистрированных типов и уровней инвалидности. В принципе, типы и уровни инвалидности определяются врачом по конкретной области нетрудоспособности, в соответствии с медицинскими стандартами. Что касается характеристик инвалидности, которые обозначены в Законе о социальном обеспечении инвалидов (WDPA), Указ об исполнении и Руководство по исполнению Закона классифицируют инвалидность по 15 типам (Приложение Таблица 1 Указа об исполнении) и шести классам (Приложение Таблица 1 Руководства по исполнению). По состоянию на декабрь 2009 года, общее количество зарегистрированных лиц с ограниченными возможностями здоровья составляет 2 млн.429 тыс., что составляет 4,88% общей численности населения Республики Корея, которое насчитывает 49 млн. 773 тыс. (см. Таблицу 2 в приложении). Всего 23 243 лиц с ограниченными возможностями здоровья зарегистрированы в качестве пребывающих в учреждениях интернатного типа (см. Таблицу 3 в приложении). В отношении определения инвалидности и систем классификации, установленных Законом о социальном обеспечении инвалидов (WDPA), неоднократно возникали споры о том, что в предоставлении социальных льгот, соответствующих тем или иным типам инвалидности и нуждам инвалидов, неразумно полагаться исключительно на медицинские освидетельствования, и что существующая система классификации инвалидности по типам не подходит. Таким образом, в настоящее время правительство ищет пути по созданию всеобъемлющей схемы оценки, в соответствии с которой в целях предоставления каждому инвалиду надлежащих социальных льгот наряду с медицинским освидетельствованием будут также приниматься во внимание трудовая и социальная деятельность инвалида.
Как закон, призванный запретить дискриминацию по признаку инвалидности и предусмотреть средства правовой защиты в отношении любого соответствующего нарушения, Закон об антидискриминации инвалидов и защите их прав (ARPDA) включает в себя положения, определяющие «дискриминационные действия». Дискриминационные действия, определённые в настоящем Законе включают дискриминацию в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья как прямую, так и косвенную, отказ от предоставления инвалидам мест для проживания, и размещение рекламных объявлений, которые указывают или поощряют дискриминацию инвалидов. Закон также предусматривает запрещение дискриминации людей, представляющих или сопровождающих лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов использующих собак-поводырей или вспомогательные устройства, дискриминацию, основанную на инвалидности в прошлом, а также дискриминацию, основанную на предположениях об инвалидности (Статья 4).
Закон об антидискриминации инвалидов и защите их прав (ARPDA) определяет «достойные условия проживания», как «все человеческие и материальные средства и меры, которые позволяют людям с ограниченными возможностями здоровья принимать участие в тех же сферах жизнедеятельности, как и люди без инвалидности на равной основе, в том числе помещения, оборудование, инструменты и услуги, которые учитывали бы гендерные признаки человека с ограниченными физическими возможностями здоровья, а также тип, степень и характер инвалидности» (Статья 4 (2)). Однако Закону не следует рассматривать как дискриминацию случаи, когда существуют законные основания для отказа в предоставлении соответствующих условий проживания (подпункт 3 Статьи 4 (1)). В качестве примера таких законных оснований является случай, когда предоставление соответствующих условий проживания может быть чревато «чрезмерным бременем или неоправданными трудностями» (подпункт 1 Статьи 4 (3)). Случай, когда предоставление соответствующих условий проживания может явиться тяжёлым бременем или обернуться неоправданными трудностями определяется индивидуально. В своих предыдущих решениях Национальная комиссия Кореи по правам человека (NHRC) приняла во внимание процент расходов, необходимых для обеспечения достойными условиями проживания из общего бюджета, размера дохода и операционной прибыли претендента на жилищные условия.
В отношении предоставления услуг в области телекоммуникаций и связи, Закон об антидискриминации инвалидов и защите их прав (ARPDA) предусматривает, что государственным учреждениям, работодателям частного сектора, учебным заведениям, культурным и творческим компаниям-операторам и др. следует обеспечить необходимые средства, такие, как субтитры, язык жестов и письмо, чтобы инвалиды могли иметь доступ и использовать электронные и неэлектронные средства информации наравне с обычными людьми (Статья 21 (1)). Закон определяет примеры необходимых средств коммуникации, как следующие: переводчики жестового языка, голосовые переводчики, материалы, написанные шрифтом Брайля, записи, титры и видео-телефоны (подпункт 2 Статьи 14 (2) Указа об исполнении). Термин «электронная информация» определяется в законе как «все виды данных и знания, обрабатываемые оптическими или электронными средствами в знаки, в письменную форму, голос, звук и изображение для использования в определенных целях». Термин «неэлектронная информация» определяется как «любая другая информация кроме электронной информации, которая включает в себя все данные и знания, обрабатываемые вербальными или невербальными средствами, такие, как речь, письменность, язык жестов, язык Брайля и знаки» (подпункт 8 Статьи 3). Как таковой, Закон об антидискриминации инвалидов и защите их прав (ARPDA) учитывает все средства связи, указанные в Статье 2 Конвенции.
Концепция «универсального дизайна» в настоящее время не определена ни в одном из корейских законов. Однако универсальный дизайн был применён при конструировании некоторых технических средств, которые получили высокую оценку по Системе сертификации безбарьерной среды обитания, которая находится в ведении правительства Республики Корея в соответствии с Законом об улучшении мобильности для лиц, с ограниченными возможностями здоровья (MITDA) (см. Пункт 47 настоящего отчета).
|