Методическая разработка урока «избирательная система и избирательное право рф» для учащихся 10-11 классов





Скачать 170.35 Kb.
НазваниеМетодическая разработка урока «избирательная система и избирательное право рф» для учащихся 10-11 классов
Дата публикации13.08.2015
Размер170.35 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Право > Урок
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
«ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА И ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО РФ»
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ

СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


Разработчик Емельяненко Елена Федоровна

учитель истории и обществознания

МАОУ СОШ №1


г. Лабытнанги, 2014

Тема урока «Избирательная система и избирательное право»
Цели:

  • образовательная: изучить принципы проведения выборов в России и современные избирательные системы, выяснить, как проходят выборы по пропорциональной, мажоритарной, смешанной системах;

  • воспитательная: способствовать формированию потребности социально-активного поведения личности;

  • развивающая: продолжить работу по развитию умений анализировать, выделять причинно-следственные связи, отстаивать свою точку зрения.

Основные понятия: выборы, референдум, электорат, избирательная система, избирательное право.

Методическое оснащение:

  1. Обществознание. Учебник для 10 класса. Л. Боголюбов

  2. Школьный словарь по обществознанию

Основные нормативные документы: Конституция РФ, Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”, Всеобщая декларация прав человека и гражданина.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация

Время урока: спаренный урок (2х40 мин).
План изучения нового материала


  1. Понятие избирательной системы и избирательного права

  2. Принципы проведения выборов в России

  3. Современные избирательные системы


Ход урока
Первый этап. Подготовительный

Из класса выбирается две группы сильных учеников (количество учеников в группе определяет сам учитель). Каждая группа готовит сообщение и презентацию по одному из вопросов плана урока. При необходимости учитель может снабдить учащихся материалами по теме, адресовать в научно-популярной литературе, школьным энциклопедиям, материалам в Интернете и т.п. Наиболее же сильные учащиеся способны искать данные самостоятельно. Доклад по теме группы должны предоставить в электронном варианте за день до начала проведения урока, чтобы учитель мог проверить и подкорректировать выступление и презентацию. На урок учащиеся должны предоставить доклад в печатном варианте. Определять жёсткий алгоритм выступлений нецелесообразно – это может лишить их индивидуальности. Ученики должны свободно ориентироваться в материале, с тем, чтобы уметь быстро и по существу ответить на вопросы класса. Несколько учеников готовят вопросы по теме выступления.

Второй этап. Урок

I. Учитель объявляет тему урока, цели и задачи изучения нового материала, акцентирует внимание на том, как будет проходить оценка знаний учащихся. Обращает внимание на актуальность и практическую значимость темы: во-первых, все будущие избиратели; во-вторых, в России прошли выборы в Государственную Думу, выборы Президента РФ. Можно задать вопросы учащимся, что они знают о результатах прошедших выборов, о возвращении прямых выборов губернаторов и т.д. Дает определение понятиям избирательной системы и избирательного права.

Вступительное слово учителя.

Понятие «выборы» в России несколько иное, чем в других странах. С одной стороны, оно значительно уже, поскольку связано только с формированием представительства в государственных структурах и органах местного самоуправления. А на Западе, например, данное понятие связано с любым выборным процессом, начиная с коммунальных и кончая формированием властных структур. С другой стороны, выборы в России несут более значительный идеологический смысл, воспроизводят чувство праздника, используются для пропаганды существующего политического строя, лидеров государства, восхваления успехов, даже иллюзорных.

Выборы – это важнейший институт функционирования государства, затрагивают интересы фактически всех граждан России, достигших 18 лет и обладающих активным избирательным правом. От выборов во многом зависит, как будут функционировать представительные органы власти, и исполнять обязанности должностные лица, избранные на основе волеизъявления граждан. В конечном итоге, и это главное, от выборов зависит жизнь граждан страны, т.е. каждого из нас.

Своим правом избирать вы сможете воспользоваться уже в следующем году. От того, как вы поступите, будет выражаться ваша гражданская позиция. А чтобы выборы не проходили стихийно, существуют определённые правила их проведения, закреплённые законодательством. О них мы сегодня и будем говорить.
I. Понятие избирательной системы и избирательного права
Под избирательной системой большинство исследователей понимают порядок выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, органов государственной власти субъектов Федерации, а также органов муниципальных образований и местного самоуправления, проводимых в соответствии с Конституцией РФ.

Понятие «избирательное право» представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения, связанные с правом граждан избирать и быть избранными в представительные органы государственной власти, местного самоуправления и на выборные должности исполнительной власти, а также регулирующие отношения, связанные с порядком осуществления этого права. (Слайд №2).
II. Принципы проведения выборов в России
1). Перед выступлением учитель проводит прием «Корзина идей». Данный прием применяется на стадии знакомства с новой темой для создания перспективы предстоящей работы. На доске в условную корзину «собираются» все имеющиеся у учеников знания и представления по новой теме. В корзину можно «сбрасывать» факты, примеры, понятия. Учитель кратко записывает сказанное учениками на доске. Эти записи используются в ходе изучения нового материала, а также на заключительном этапе работы для подведения итогов.

2). Выступление группы, которой было поручено подготовить это задание.

3). Затем можно предложить учащимся класса задавать участникам группы вопросы, которые должны быть сформулированы корректно, например, предложить уточнить факт, указать источник данных, разъяснить непонятные вопросы и т.д. Учитель должен сообщить, что в конце урока все будут писать итоговый тест, поэтому ученики должны активно задавать интересующие или непонятные для них вопросы.

2. Текст выступления
Используя систему КонсультантПлюс учащиеся демонстрируют текст ст. 21 Всеобщей декларации прав и свобод человека, закрепившей важнейшие принципы выборности и подчеркивают, что принципы международных избирательных стандартов легли в основу всех законов и подзаконных актов России.

Используя презентацию, учащиеся раскрывают основные принципы избирательного права в России.

Всеобщим является избирательное право, при котором все взрослые граждане имеют право участвовать в выборах. Гражданин России, который достиг на день голосования 18 лет, вправе избирать, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ - быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Гражданин России могут избирать и быть избранным независимо от пола, расы, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Не имеют права избирать и быть избранными, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Выборы, проводимые в стране, являются равными. Каждый избиратель имеет один голос, и все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях. Таким образом, только при наличии двух этих элементов выборы могут считаться равными.

Первый элемент равного избирательного права – наличие у каждого избирателя только одного голоса – обеспечивается тем, что избиратель не может быть включен более чем в один список избирателей. Он голосует лично и для получения избирательного бюллетеня предъявляет документ, удостоверяющий личность избирателя. В списке избирателей делается отметка о выдаче избирательного бюллетеня.

Второй элемент обеспечивается тем, что ни один избиратель не имеет каких либо преимуществ перед другим избирателем, а избирательные права всех российских граждан в равной мере охраняются законом.

Выборы являются прямыми. Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют на выборах «за или против» кандидата непосредственно. Большое преимущество прямых выборов заключается в том, что все избираемые органы государственной власти являются непосредственно представительными органами народа.

Голосование на выборах тайное. Исключается возможность какого-либо контроля над волеизъявлением народа. В России обеспечивается тайна голосования. Избирателю предоставляется возможность использовать особую комнату или закрытую кабину для заполнения избирательного бюллетеня. В этих помещениях во время заполнения избирательных бюллетеней запрещается присутствие кого бы то ни было, включая членов избирательной комиссии. Бюллетень опускается в избирательный участок лично.

Участие граждан России в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе воздействовать на гражданина, чтобы принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. Свободное волеизъявление избирателей во время выборов обеспечивается и тем, что проведение агитации в день выборов в помещении для голосования не допускается.

(Используя систему КонсультантПлюс, приводится используемый источник ст. 4, 5, 6, 7 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и праве на участие в референдуме граждан Российской Федерации»). (Слайд № 3, 4, 5)

3. Вопросы по теме выступления

  1. Когда и в каком документе впервые в России были закреплены четыре основных принципа проведения выборов. (Конституция 1936г.)




  1. Могут ли депутаты и другие выборные должности заниматься предпринимательской деятельностью (Депутаты, выборные должностные лица, работающие на постоянной основе, не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной или иной творческой деятельностью)



  1. Что вам известно о «дне тишины» и зачем он введен. (Запрещена агитация в день предшествующий выборам, дать возможность избирателям обдумать свой выбор)




  1. На какой день, согласно закону, не допускается назначение голосования (На праздничный день)



  1. Вы назвали основные принципы избирательного права: прямые, равные, тайные все демократично и справедливо. Но в тоже время во многих странах и в России, в том числе введен возрастной ценз для осуществления гражданином права избирать и бить избранным в органы государственной власти. Так, в России право избирать имеют граждане с 18 лет, право быть избранным в Государственную Думу - с 21 года, главой администрации субъекта РФ – по достижении 30 лет, а Президентом страны – с 35 лет. Вопрос: соответствует ли этот ценз ценностям демократического общества?


Вариант ответа. Возрастной ценз не противоречит ценностям демократического общества. Аргументы:

  1. Возрастной ценз распространяется на всех граждан соответствующего возраста, т.е. принцип равноправия не нарушается

  2. Возрастной ценз не исключает других возможностей подростков и молодежи участвовать в политической жизни общества

  3. Возрастной ценз целесообразен в силу сроков политической социализации подростков и молодежи

Учащиеся делают записи в тетради. Учитель выставляет баллы за ответы на поставленные вопросы
III. Избирательные системы
1.«Корзина идей»

2. Выступление группы

3. Вопросы по теме
2. Текст выступления
Мажоритарная избирательная система
Избирательные системы прошли длительный путь развития. В итоге представительная демократия выработала два основных типа формирования гражданами органов государственной власти и местного самоуправления: мажоритарный и пропорциональный. На основе сочетания мажоритарных и пропорциональных способов выборов сложился мажоритарно-пропорциональный (смешанный) тип избирательной системы.

Мажоритарная избирательная система является самой многочисленной, приоритетной как в историческом плане, так и по представительству в современном спектре избирательных систем.

Мажоритарная система основана на принципе большинства. Она имеет положительные и отрицательные стороны. Мажоритарная система, в основном проста, менее затратная, максимально персонифицирована (избиратель всегда знает за какого кандидата голосует), территориально районирована (выборы проходят по избирательным округам). Проста в определении результатов голосования, ориентирована на определенного лидера. Особенностью мажоритарной системы является ориентированность на двупартийные структуры общества, например республиканцев и демократов (США). Ориентация на двупартийность – это очень большой недостаток системы, она не ориентируется на многопартийность и не стимулирует ее.

Мажоритарная система имеет и другие отрицательные стороны, например большую потерю голосов избирателей, поскольку учитываются только голоса победителя в округе, а другие голоса просто пропадают. Попытки преодолеть эти недостатки в рамках введенной позже абсолютной мажоритарной системы решают эту проблему лишь отчасти.

Мажоритарная система относительного большинства. От каждого округа, примерно равного по количеству избирателей, избирается один депутат. У избирателя также один голос, который он отдает за одного из кандидатов. Как правило, не устанавливается какой-либо квалификационный барьер, т.е. победитель может набрать 10, 15% и более, в любом случае больше, чем его соперник, и будет избранным.

Мажоритарная система абсолютного большинства результат довольно поздней эволюции семьи мажоритарных систем. Ее появление стимулировалось поисками модели в рамках мажоритарной системы, позволившей минимизировать очевидные недостатки мажоритарной относительной системы. Речь идет о повышении уровня легитимности избранных депутатов. Избирательная шкала устанавливалась на уровне 50%, т.е. чтобы стать депутатом, недостаточно добиться победы над ближайшим соперником, а победить с превышением 50%-ного барьера (50% плюс один голос). Это очень высокая планка.
Пропорциональная избирательная система
Пропорциональная избирательная система. Ее появление стимулировалось необходимостью преодоления недостатков мажоритарной системы, связанной с большой потерей голосов. Пропорциональная избирательная система имеет важные преимущества. Основное – система фактически исключает потерю голосов избирателей, все голоса, поданные гражданами на выборах, доходили до своих адресатов и засчитывались при формировании представительных органов власти. Система обеспечивает более полное представление политических интересов существующих в обществе, отражая его политический спектр, является мощным катализатором становления и развития многопартийности, одного из важнейших институтов демократизации общества.

Пропорциональная система имеет и значительные недостатки. Она деперсонализированная, т.е. обезналиченная. Когда избирателю представлен партийный список из 500 кандидатов, вернее, несколько таких списков, выбор избирателя становится такой же, как и во времена безальтернативности, т.е. выбор без выбора.

Пропорциональная система более затратная и усложненная, особенно в части определения результатов голосования.

Главный недостаток системы заключается в том, что представительные органы, сформированные на ее основе, таят в себе возможность превратиться в «лоскутные парламенты», когда каждая партия «потянет одеяло на себя» исходя из своих интересов, забывая интересы общества и государства. Конечно, можно путем «избирательных порогов» преодолеть эту «лоскутность», но тогда в условиях российской действительности мы придем к такой же доминированности двух партий (предположительно 7 и 10 %), что характеризует и мажоритарную относительную систему. Если же поднять проходной порог до 12 %, можно получить доминирование одной партии, что может привести к свертыванию демократических ценностей. (Слайд № 6, 7)
3. Вопросы по теме выступления


  1. Назовите систему выборов в России, введенную в 1993г. и просуществовавшей до 2006г. (50% депутатов ГД избирались по пропорциональной, 50% по мажоритарной избирательной системе. В некоторых российских источниках ее принято называть смешанной).

  2. Почему в 2006 году введена пропорциональная избирательная система выборов депутатов ГД. (1. Попытка совместить несовместимое – принципы мажоритарности и пропорциональности в одной системе выборов значительно влияло на искажение волеизъявления граждан. 2. Пропорциональная система преимущественно используется в условиях многопартийности)




  1. Какой заградительный барьер используется в РФ при выборах депутатов ГД, и в каком году он введен (7 %, с декабря 2006г., до этого был 5 %).



  1. Когда в РФ был принят Федеральный закон, по которому из Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» исключена норма о фиксированном пороге явки избирателей на любой вид выборов. (Ноябрь 2006 г.)




  1. Существуют особые избирательные системы ливанская и фиджийская. Элементы, какой системы применяются в России. Что вы о ней знаете. ( Ливанская. Система, где за меньшинством закрепляется определенное количество мандатов еще до выборов. В выборах принимают участие представители любых этнических групп, национальностей, проживающих на территории соответствующего округа. Цель - обеспечить представительство меньшинств в выборном органе)


IV. Закрепление нового материала
В конце урока, для закрепления нового материала, можно предложить учащимся выполнить кроссворд. За каждый правильный ответ учащиеся получают 1 балл.
В завершение урока итоговый тест. Результаты тестирования объявляются на следующем уроке. Учащиеся получают по две оценки в журнал.


Итоговый тест
Часть 1
А1. Только при мажоритарной избирательной системе, в отличие от пропорциональной:

  1. голосование проходит тайно

  2. в день голосования политическая агитация запрещена

  3. всегда высокая избирательная явка

  4. побеждает кандидат, набравший большинство голосов


А2. Верны ли суждения о демократических выборах?

А. Демократические выборы проходят на альтернативной основе, при создании условий для свободного волеизъявления граждан

Б. Условием проведения свободных демократических выборов является тайна голосования

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны
А3. Инициативная группа выдвинула 36-летнюю гражданку Украины С., юриста по образованию, постоянно проживающую в России в течение 15 лет, кандидатом на пост Президента РФ. Избирательная комиссия отказалась регистрировать эту кандидатуру по причине:

  1. несоответствия образования

  2. несоответствия срока проживания в стране

  3. несоответствия гражданства

  4. несоответствия возраста


А4. Для какой избирательной системы характерно выдвижение кандидатов только политическими партиями?

  1. пропорциональной

  2. избирательной системы любого типа

  3. мажоритарной

  4. смешанной


А5. Победившим считается кандидат, набравший абсолютное количество голосов. Для какой избирательной системы характерно такое условие?

  1. пропорциональной

  2. избирательной системы любого типа

  3. мажоритарной

  4. смешанной


А6. Верны ли следующие суждения об избирательной системе РФ?

А. В России регулярно проводятся демократические выборы

Б. В России выборы Президента РФ проходят по пропорциональной системе, а выборы депутатов Государственной Думы РФ – по мажоритарной

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны
А7. В стране Р часть мест в парламенте выделяется кандидатам, набравшим абсолютное количество голосов на выборах; часть – кандидатам, выдвинутых от политических партий. Такой порядок характеризует избирательную систему страны Р как:

  1. пропорциональную

  2. альтернативную

  3. мажоритарную

  4. смешанную


А8. Принципом российского избирательного права является:

1) всеобщее голосование

2) равное голосование

3) тайное голосование

4) все перечисленное
А9. Избиратели абсентеисты – это люди:

1) относящиеся к группе активных избирателей

2) относящиеся к группе пассивных избирателей

3) сознательно не принимающие участие в голосовании

4) все варианты неверны
Часть 2
В1. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «избирательная система»

Демократия, депутат, мажоритарная система, федерация, наблюдатель.

Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.
В2. Найдите в приведенном ниже списке позиции, характеризующие пропорциональную избирательную систему, и запишите цифры, под которыми они указаны

  1. государство делится на избирательные округа

  2. избиратели голосуют за личность кандидата

  3. государство представляет собой единый избирательный округ

  4. избиратели голосуют за политическую партию

  5. в день голосования запрещена политическая агитация

  6. победителем считается кандидат, набравший большинство голосов


В3. Найдите в приведенном ниже списке позиции, характеризующие требования к кандидату в Президенты РФ, и запишите цифры, под которыми они указаны:

  1. высокая правовая культура

  2. возрастной ценз: не моложе 35 лет

  3. гражданство РФ

  4. наличие высшего образования

  5. постоянное проживание в России не менее 10 лет

  6. имущественный ценз


В4. Найдите в приведенном ниже списке признаки, отличающие демократические выборы, и запишите цифры, под которыми они указаны:

  1. тайная подача голосов

  2. наличие возрастного ценза

  3. доступность правдивой информации о кандидатах

  4. равноправие избирателей

  5. наличие альтернативных кандидатов

  6. регистрация избирателей на избирательных участках


Часть 3
С1. Укажите, какие три категории граждан РФ не имеют права избирать и быть избранными.
С2. Известно, что многие демократические страны столкнулись с проблемой низкой явки избирателей на выборы. Некоторые страны вводят специальные санкции (например, штрафы) в отношении таких избирателей, другие считают явку на выборы правом избирателей, которым он может и не пользоваться. Предположите, какие могут быть причины низкой явки избирателей на выборы? Дайте определение понятию абсентеизм.
С3. Укажите факторы, влияющие на выбор избирателя во время голосования.

С4. Кандидат в депутаты Государственной Думы по Н-скому избирательному округу обратился в ЦИК с требованием признать результаты выборов недействительными. В ходе выборов наблюдателями были зарегистрированы факты выдачи гражданам несколько бюллетеней по паспортам членов семей, соседей, которые не в состоянии самостоятельно прийти на участок. В день выборов на одном из избирательных участков не успели разместить специально оборудованную кабину для голосования. Граждане, не участвовавшие в голосовании, получили квитанцию о необходимости уплатить штраф за неучастие в выборах.

Какие конституционные принципы избирательного права были нарушены в ходе выборов в депутаты Государственной Думы в данном избирательном округе?
Ответы к заданиям

Часть 1
А1 – 4

А2 – 3

А3 – 3

А4 – 1

А5 – 3

А6 – 1

А7 – 4

А8 – 4

А9 – 3

Часть 2

В1. Федерация

В2. 3, 4

В3. 2, 3, 5

В4. 1, 3, 4, 5

Часть 3

С1. 1. Лица, признанные судом недееспособными

2. Лица, находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда

3. Граждане до 18 лет

С2.

  1. Низкая явка может быть связана с политической стабильностью

  2. Избиратели утратили веру в демократические институты, не доверяют властям

  3. Люди заняты частной жизнью и бизнесом, нет интереса к политике

  4. Кризисные явления в обществе, неспособность власти найти выход, неверие в перемены к лучшему

  5. На политической арене нет ярких лидеров

Абсентеизм – сознательное неучастие граждан в выборах

С3.

1. Уровень дохода и образования избирателей

2. Позиция средств массовой информации, которые ему доступны

3. Национальные, религиозные, культурные факторы
С4.

1. Принцип прямого избирательного права

2. Принцип тайного избирательного права

3. Принцип свободы и добровольности выборов





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка урока «избирательная система и избирательное право рф» для учащихся 10-11 классов iconМетодическая разработка урока изобразительного искусства в 1 классе...
Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы
Методическая разработка урока «избирательная система и избирательное право рф» для учащихся 10-11 классов iconРабочая программа дисциплины избирательная система в РФ (наименование...
...
Методическая разработка урока «избирательная система и избирательное право рф» для учащихся 10-11 классов iconРабочая программа дисциплины избирательная система в РФ (наименование...
...
Методическая разработка урока «избирательная система и избирательное право рф» для учащихся 10-11 классов iconМетодическая разработка урока. Предмет: обж класс: 11 Учебник: Основы...
...
Методическая разработка урока «избирательная система и избирательное право рф» для учащихся 10-11 классов iconПояснительная записка Программа «Избирательное право и избирательный процесс»
При подготовке рабочей программы использовалась авторская программа элективного курса Брикез М. А., Гончар Э. В. Рукавишниковой О....
Методическая разработка урока «избирательная система и избирательное право рф» для учащихся 10-11 классов iconУрок математики. 8 класс. Тип урока : урок изучения нового материала....
Методическая разработка урока математики, учитель математики Стратий Е. Г., Мбоу сош №25
Методическая разработка урока «избирательная система и избирательное право рф» для учащихся 10-11 классов iconО. К. Застрожная 1 августа 2005 года
Муниципальное избирательное право и местный референдум: понятие, принципы, система, источники
Методическая разработка урока «избирательная система и избирательное право рф» для учащихся 10-11 классов iconУчебник для 9 класса. М., 2000. Правоведение. Избирательное право....
Цель урока: формирование у учащихся представления о голосовании, как одной из форм участия граждан в политической жизни страны
Методическая разработка урока «избирательная система и избирательное право рф» для учащихся 10-11 классов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Избирательная комиссия Ямало-Ненецкого автономного округа объявила о проведении конкурса среди учителей общеобразовательных учреждений...
Методическая разработка урока «избирательная система и избирательное право рф» для учащихся 10-11 классов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Избирательное право. Избирательный процесс», избирательная комиссия Псковской области, руководствуясь подпунктом «в» пункта 10 статьи...
Методическая разработка урока «избирательная система и избирательное право рф» для учащихся 10-11 классов iconМетодическая разработка учебного занятия -2011. Педагогический дебют»...

Методическая разработка урока «избирательная система и избирательное право рф» для учащихся 10-11 классов iconМетодическая разработка урока черчения: «Технический рисунок и его...
В настоящее время графические умения учащихся – важнейший аспект обучения. Графическая грамотность расширяет возможности учащихся,...
Методическая разработка урока «избирательная система и избирательное право рф» для учащихся 10-11 классов iconМетодическая разработка урока Тема урока: «Нравственный поступок»...
Создать условия для выявления обучающимися существенных признаков нравственного поступка
Методическая разработка урока «избирательная система и избирательное право рф» для учащихся 10-11 классов iconМетодическая разработка урока математики
Настоящее положение определяет цели, задачи и порядок проведения республиканского конкурса среди учителей образовательных организаций...
Методическая разработка урока «избирательная система и избирательное право рф» для учащихся 10-11 классов iconМетодическая разработка урока для учащихся 10 классов по теме: «Культура...
Указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «русский язык и культура речи»
Методическая разработка урока «избирательная система и избирательное право рф» для учащихся 10-11 классов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Избирательное право. Избирательный процесс», в соответствии с постановлением Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск