Ции Специальной компетенции Вопросы местного зна





НазваниеЦии Специальной компетенции Вопросы местного зна
Дата публикации06.03.2016
Размер89 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы

Классификация органов местного самоуправления



Для упорядочения представлений о структуре органов местного самоуправления (МСУ) весьма полезна их классификация.

Органы местного самоуправления как субъекты управления муниципальным хозяйством классифицируются [3] по следующим основаниям (см. рис. 9.):

- способу образования;

- объему и характеру компетенции;

- предметам ведения;

- способу принятия решений;

- типу исполняемых функций.

По способу образования органы местного самоуправления могут быть разделены на выборные и другие. Наличие выборных органов местного самоуправления обязательно, т.к. это один из основных принципов местного самоуправления. Другие создаются по мере необходимости и в свою очередь могут подразделяться на формируемые на добровольной основе

с последующим утверждением (например, комиссии представительного органа), на основе назначения (местная администрация), на основе кооптации1 по установленным нормам (комиссии при местной администрации: административная, жилищная и пр.) и т.п.

По объему и характеру компетенции различаются органы управления:

- общей компетенции;

- отраслевой компетенции;

- межотраслевой компетенции;

- специальной компетенции.

Органы местного самоуправления








По способу

образования

По объему и

характеру

компетенции

По предметам

ведения

По способу

принятия

решений

По типу

исполняемых

функций





1. Выборные

2. Другие, фор-

мируемые:

- на добро-

вольной основе с последующим утверждением;

- на основе назначения;

- на основе кооптации по установленным нормам.

1. Общей компетенции

2. Отраслевой

компетенции

3.Межотрасле-

вой компетен-

ции

4. Специальной

компетенции

1. Вопросы

местного зна-

чения

2. Отдельные

государствен-

ные полномо-

чия

1. В коллегиаль-

ном порядке

2. Единолично

1. Представитель-

ный орган

(проектная

функция)

2. Исполнитель-

ный орган

(программная

функция)


Рис. 9. Органы местного самоуправления

Органы местного самоуправления общей компетенции выполняют функции по решению всего комплекса задач местного значения и осуществляют руководство органами отраслевой и межотраслевой компетенции. Такими органами являются администрации.

Органы управления отраслевой компетенции выполняют частные функции муниципального управления и на основе их реализации осуществляют руководство определенной отраслью или сферой деятельности. К ним относятся управления и отделы городов, районов (Управление жилищного хозяйства, отдел образования, отдел социальной защиты населения и др.).

Органы управления межотраслевой компетенции выполняют, как правило, общие функции муниципального управления и на основе их реализации осуществляют межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенных сферах деятельности. К таким органам относятся комитеты городов, районов (уездов).

Органы управления специальной компетенции осуществляют исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие функции в установленных сферах ведения. К этим органам относятся комиссии.

Администрация муниципального образования как орган управления общей компетенции, наряду с органами отраслевой и межотраслевой компетенции, может иметь ее территориальные органы. Такое положение возникает в случае, если в границах территории муниципального образования (за исключением города) нет других муниципальных образований. Например, на территории района (уезда) расположены сельские округа (волости, сельсоветы). В случае, если сельские округа в соответствии с законом субъекта Российской Федерации наделяются статусом муниципального образования, то предметы ведения, объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов должны разграничиваться.

Поскольку города и районы (сельские) сложились как единые социально-экономические комплексы, разграничить муниципальную собственность и источники доходов местных бюджетов между их составляющими территориальными образованиями трудно, а порой невозможно. В некоторых субъектах Российской Федерации (например, в Ростовской области, Смоленской области, Ставропольском крае) законом о местном самоуправлении к муниципальным образованиям отнесены районы (сельские), города областного значения и города с населенными пунктами. Их составляющие территориальные образования (районы в городе, населенные пункты, сельские округа в районе) рассматриваются в качестве административно-территриальных единиц муниципального образования. В соответствии с уставом муниципального образования самоуправление в них осуществляется администрациями (сельскими, поселковыми, районов в городе), то есть территориальными органами городского (районного) управления.

Деление по предметам ведения связано с тем, что органы МСУ не только решают вопросы местного значения, отнесенные к ведению МСУ, но и исполняют отдельные государственные полномочия, возложенные на них органами государственной власти.

Отдельные государственные полномочия могут исполняться и органами, созданными для решения вопросов местного значения, хотя, как правило, исполняются специально создаваемыми органами (отделами записи актов гражданского состояния, военно-учетными столами и т.д.). В части исполнения отдельных государственных полномочий органы МСУ подконтрольны государственным органам. Выделение органов, исполняющих отдельные государственные полномочия, существенно уже и потому, что материально-финансовое обеспечение их деятельности должно гарантироваться государством, что предполагает закрепление за местным бюджетом необходимых источников доходов, передачу материальных и финансовых ресурсов.

Классификация по способу принятия решений вводится в силу того, что в зависимости от характера решений последние могут приниматься в коллегиальном порядке или единолично.

Самый очевидный пример - представительный орган МСУ. Его основное назначение - представление интегрированных интересов населения; коллективный интерес выражается здесь посредством выборного коллегиального органа. Ни один из членов этого органа и никакая их обособленная группа не вправе претендовать на выражение мнения всех избирателей. Следовательно, свои решения от имени населения этот орган принимает коллегиально.

В “политическом” плане коллегиально имеет смысл принимать решения в тех сферах, где возможны предположения со стороны населения в предвзятом отношении и даже личном интересе должностного лица (предоставление муниципального жилья, размещение муниципального заказа, оказание социальной помощи отдельным лицам и т.п.). В то же время вопросы оперативного управления муниципальным хозяйством гораздо более эффективно и целесообразно решать на основе единоначалия, при котором конкретными сферами деятельности управляют профессионалы и они же несут персональную ответственность за результаты этой деятельности.

Органы МСУ, выступающие от лица населения муниципального образования, должны осуществлять два типа функций: представлять интересы населения (проектная функция) и реализовывать эти интересы (программная функция). Представление интересов заключается в их выявлении, агрегировании и разработке проекта развития муниципального образования в итоге и принятии необходимых решений, создающих правовую базу для реализации проекта, в форме правовых актов. Реализация интересов обеспечивается путем разработки и исполнения программы деятельности органов МСУ, направленной на осуществление проекта.

Этим двум типам функций соответствуют два типа органов - представительные и исполнительные.

Представительный орган в целом наделяется в связи с его ролью в системе МСУ исключительной компетенцией, которая не может передаваться другим органам. Только представительный орган утверждает местный бюджет, устанавливает общеобязательные на территории муниципального образования правила, решает принципиальные вопросы, связанные с распоряжением муниципальной собственностью, контролирует от имени населения деятельность других органов МСУ.

Представительный орган не должен рассматриваться как некое монолитное и неделимое образование. Определенные решения принимаются представительным органом в целом, но разнообразие вопросов, решаемых этим органом, вынуждает выделять в его составе более мелкие структурные единицы. Среди получивших наибольшее распространение структурных единиц представительного органа можно назвать комиссии по направлениям деятельности, территориальные группы депутатов, фракции.

Исполнительный орган может иметь еще более сложную организацию, в которой требуется установить место каждой его составляющей, которая, в свою очередь, может быть самостоятельным в пределах своей компетенции органом, структурным подразделением органа, наконец, должностным лицом.

Правовое положение органов управления и их структурных подразделений различно.

Органы управления обладают собственной компетенцией, которой они наделяются на основе законодательства, и вполне самостоятельны в управлении подчиненными им объектами, являются юридическими лицами, имеют самостоятельное имущество, отдельные счета в банке и собственную печать. Они обладают правами принятия управленческих решений в форме определенных правовых актов.

Структурные подразделения органов управления не обладают собственной компетенцией, их компетенция производна от компетенции органа управления. Эти подразделения не наделяются правами юридического лица и издания правовых актов, они не имеют подчиненных им объектов. Деятельность структурных подразделений осуществляется только по поручению руководства органа управления, которое делегирует им полномочия по обеспечению деятельности органа управления.

В определенном смысле нельзя не согласиться с Ворониным А.Г., который считает, что местные администрации в этой связи во многих случаях не могут рассматриваться как органы местного самоуправления, так как решения принимаются не самой администрацией, а должностным лицом (главой муниципального образования, городским управляющим, мэром и т.п.), который и осуществляет функции местной исполнительной власти. Администрация же при этом - аппарат управления, обеспечивающий исполнение полномочий высшего должностного лица. Только в том случае, когда администрация принимает решения в коллегиальном порядке (например, ранее существовавшие исполкомы), есть основания отнести ее к исполнительным органам местного самоуправления.

В федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отсутствует понятие исполнительного органа местного самоуправления или администрации муниципального образования.

В статьях 49-76 Закона Российской Федерации «О местном самоуправлении в Российской Федерации» приведены полномочия представительных органов местного самоуправления и полномочия администраций – органов муниципального управления.

Представляется правильным именовать администрации муниципальных образований органами муниципального управления [ ].

Орган муниципального управления – это организационно оформленная группа должностных лиц и муниципальных служащих, наделенная компетенцией и необходимыми средствами для осуществления управления муниципальным образованием, отраслью хозяйства, социально-культурной сферой и т.п.

Каждый муниципальный орган функционирует по поручению муниципального образования и в его интересах.

При достаточно полном анализе структуры органов МСУ необходимо применять все возможные классификации. Например, представительный орган в системе органов местного самоуправления определяется следующими характеристиками: по способу образования - выборный, по характеру компетенции - орган общей компетенции, по предметам ведения - решающий вопросы местного значения, по способу принятия решений - коллегиальный, по типу исполняемых функций - представительный.

Классификация органов местного самоуправления может проводиться и по приведенным выше основаниям, и по ряду других. Важно, чтобы она способствовала решению более общей задачи - определению и по возможности оптимальной применительно к конкретным условиям структуры органов МСУ.


1 Кооптация - введение в состав какого-либо выборного органа новых членов решением этого органа без проведения дополнительных выборов. Как правило, кооптация утверждается в последующем на общем собрании соответствующей организации.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ции Специальной компетенции Вопросы местного зна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Расположите номера запросов в порядке возрастания количества страниц, которые найдёт поисковый сервер по каждому...
Ции Специальной компетенции Вопросы местного зна iconДоклад уполномоченного по правам человека в Пермской области «О роли...
На международном уровне вопросы осуществления местного самоуправления регламентирует Европейская Хартия местного самоуправления от...
Ции Специальной компетенции Вопросы местного зна iconРабочая программа дисциплины «Железобетонные конструкции»
«Железобетонные конструк­ции» являются углубление приобретенных ранее знаний, умений и навыков в деле проектирования и примене­ния...
Ции Специальной компетенции Вопросы местного зна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретенные им знания, первоначальное...
Ции Специальной компетенции Вопросы местного зна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретенные им знания, первоначальное овладение математическим...
Ции Специальной компетенции Вопросы местного зна iconКонцепция противодействия терроризму в Российской Федера- ции 4-22
Атк в субъектах Российской Федерации. На них возложены функции координации деятельности территориальных органов исполнительной власти...
Ции Специальной компетенции Вопросы местного зна iconПравительство российской федерации
Ции при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами, важнейшей...
Ции Специальной компетенции Вопросы местного зна iconМетодические рекомендации по проведению местного референдума, голосований граждан
...
Ции Специальной компетенции Вопросы местного зна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации предназначены в помощь студентам факультета специальной педагогики и психологии дневной и заочной форм...
Ции Специальной компетенции Вопросы местного зна iconПояснительная записка к рабочей программе по русскому языку
Это специальные цели его преподавания. Специальной целью преподавания русского языка в школе является формирование языковой, коммуникативной...
Ции Специальной компетенции Вопросы местного зна iconРешение заседания кафедры Протокол №1 от 03. 09. 2013г. Учебно-методический...
Составители: И. Ю. Левченко, д пс н., профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии
Ции Специальной компетенции Вопросы местного зна iconВсе возникающие вопросы присылайте учителям на электронную почту....
Примерные вопросы и темы тестовых заданий первого этапа оценки предметной компетенции педагогов в рамках аттестации педагогических...
Ции Специальной компетенции Вопросы местного зна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Это специальные цели его преподавания. Специальной целью преподавания русского языка в школе является формирование языковой, коммуникативной...
Ции Специальной компетенции Вопросы местного зна iconАттестационные материалы включают: вопросы билетов, приложения с...
Законом РФ «Об образовании в рф», от 29. 12. 2012г. №273-фз, Положением по проведению государственной (итоговой) аттестации выпускников...
Ции Специальной компетенции Вопросы местного зна iconВопросы вступительного экзамена в аспирантуру по специальной дисциплине Специальность 01. 01. 02
Специальность 01. 01. 02- дифференциальные уравнения, динамические системы и оптимальное управление
Ции Специальной компетенции Вопросы местного зна iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 11 «Логопедическая ритмика»
Автор программы: Белоброва Мария Михайловна, старший преподаватель кафедры Специальной педагогики и специальной психологии


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск