Скачать 253.44 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИКРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ ОТДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫКАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫСоциальная демография и этнографияРАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОТДЕЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ КРАСНОЯРСК 2001 Составитель: И.В. Плющ Социальная демография и этнография: рабочая программа; Краснояр. гос.ун-т; Сост. И.В.Плющ. Красноярск, 2001. 25 с. Печатается по решению редакционно-издательского совета Красноярского государственного университета © Красноярский государственный университет, 2001 © И.В. Плющ, 2001 Содержание
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Учебный курс «Социальная демография и этнография» входит в цикл общепрофессиональных дисциплин учебного плана направления «Социальная работа» и соответствует требованиям государственного стандарта, предъявляемым к подготовке специалистов по социальной работе в высших учебных заведениях. Изучение основ социальной демографии и этнографии ориентировано на следующие цели: формирование комплекса знаний, умений и навыков по работе с демографической информацией, знакомство с современными тенденциями развития этнографии. Реализация цели осуществляется последовательным прохождением обозначенных этапов:
Данный курс рассчитан на один семестр (16 часов лекций и 16 часов семинарских занятий). Полный курс, включающий историю науки, методику статистической обработки информации, анализ демографических моделей и т.д., входящих в проблематику классических курсов по демографии, занимает два и более семестра. Отсутствие этих тем в данном курсе определяется спецификой работы специалистов по социальной работе, требующей, скорее, ориентирования среди общих закономерностей, тенденций, зависимостей, чем навыков математической обработки показателей. В программе курса отсутствует и такая классическая тема, как "Этносоциальные проблемы семьи». Оправданность именно такого построения программы в этом случае, наоборот, связана с необходимостью более подробного изучения социального института семьи. Для студентов отделения социальной работы разработаны и читаются спецкурсы «Семьеведение» и «Семейная педагогика», что и позволило сократить изучение этой темы в предлагаемом курсе.
Тема 1. Введение в курс. Социальная демография как научная дисциплина Лекция – 1 час.
ЛИТЕРАТУРА: 3; 7; 11; 20; 27; 40; 45; 47; 50; 53; 60; 65; 66; 75. Тема 2. Основные тенденции развития населения Лекция - 1 час.
ЛИТЕРАТУРА: 11; 13; 25; 27; 40; 45; 47; 49; 50; 53; 54; 60; 64; 65; 75. Тема 3. Естественное движение населения Лекция - 2 часа.
ЛИТЕРАТУРА: 2; 8; 14; 15; 16; 17; 19; 20; 23; 27; 30; 32; 41; 44; 46; 47; 48; 49; 50; 52; 54; 55; 60; 64; 65, 67, 70, 74. Тема 4. Миграционные процессы Лекция - 2 часа.
ЛИТЕРАТУРА: 6; 27; 29; 33; 34; 39; 46; 47; 49; 51; 57; 58; 60; 70; 72; 75. Тема 5. Демографические процессы в России Лекция - 2 часа.
ЛИТЕРАТУРА: 12; 22; 24; 26; 27; 36; 40; 47; 48; 49; 63; 70. Тема 6. Демографическая политика Лекция - 2 часа.
ЛИТЕРАТУРА: 1; 3; 5; 20; 21; 27; 46; 47; 49; 56; 60; 65; 75. Тема 7. Этносоциология как научная дисциплина Лекция - 2 часа.
ЛИТЕРАТУРА: 9; 10; 27; 35; 37; 38; 42; 47; 59; 61; 62; 68; 69; 74; 75. Тема 8. Национальный и расовый состав населения Лекция - 2 часа.
ЛИТЕРАТУРА: 4; 7; 9; 10; 18; 27; 31; 42; 43; 46; 47; 49; 59; 61; 62; 68; 69; 73; 74. Тема 9. Этносоциальные проблемы города Лекция - 2 часа. 1. Городской образ жизни: общее и национально-особенное. 2. Этносоциальные аспекты адаптационных процессов в городской среде. 3. Этнокультурный аспект социально-демографического воспроизводства городской территориальной общности. ЛИТЕРАТУРА: 27; 28; 42; 46; 47; 59; 68; 72; 75. Всего – 16 часов. Почасовое распределение тем занятий производится лишь примерно; в процессе прохождения курса возможны некоторые изменения в зависимости от потребностей образовательного процесса в каждой конкретной учебной группе. 2.2. Тематика семинарских занятий
Представленный список тем превышает возможности курса. Из предложенного списка в начале семестра студенты в процессе обсуждения выбирают наиболее интересующие их темы для семинарских занятий. Всего – 16 часов. Подготовка к семинарскому занятию должна начинаться с прочтения соответствующей главы учебника для общей ориентации по теме. Затем студент должен определиться с поставленной проблемой, т.е. – сформулировать ее суть. Прочитать дополнительную литературу. Составить тезисы, в которых кратко сформулировать решение проблемы. Подготовить план устного выступления. 2. 3. Вопросы к зачету
27. Особенности миграции населения в России. 28. Социально-демографическое прогнозирование. 29. Статистика и учет миграции населения. 30. Концепции и понятия демографической политики. 31. История демографической политики. 32. Современная демографическая политика. Соотнесение понятий «социальная политика», «политика населения» и «демографическая политика». 33. Качество населения. Показатели качества. 34. Демографическая политика в СССР и России. 35. История и сущность понятий «этнос» и «этничность». 36. Современные российские теории этноса: пассионарная; компонентная. 37. Современные российские теории этноса: дуалистическая; информационная. 38. Структура этноса. 39. Этнические процессы ХХ века. 40. Этнические процессы в современном мире. 41. Основные подходы к классификации этносов. 42. Сущность этнической самоидентификации. Этническое сознание. 43. Динамика развития этнического конфликта. 44. Классификация этнических конфликтов. 45. Этнические конфликты постсоветского пространства. 46. Этнический имидж народов мира (по выбору). 47. Этнический характер. Этнический темперамент. 48. Основные черты традиционной культуры. 49. Модель и индикаторы виктимизационного процесса. 50. Основные положения теории модернизации общества. Идеология постмодернизма. 2.4. Требования к письменным работам по курсу «Социальная демография и этнография» |
Кафедра теории и методики социальной работы Правовое обеспечение социальной работы: Рабочая программа / Сост. С. Д. Чиганова. Краснояр гос ун-т. Красноярск: иц красГУ, 2003.... | Российской Федерации Карельский государственный педагогический университет... В 1962 году на факультете физической культуры была создана первая специальная кафедра теоретических основ физического воспитания.... | ||
Отчет по результатам самоаттестации кафедры теории и методики обучения математике в школе Кафедра теории и методики обучения математике в школе математического факультета мгпу была открыта в 2002 году. Основной деятельностью... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Теория социальной работы» «Теория социальной работы» является формирование системных знаний по теории и методологии социальной работы как области познания... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Теория социальной работы» «Теория социальной работы» является формирование системных знаний по теории и методологии социальной работы как области познания... | 1. 3 Философские основания социальной работы Объект, предмет и категории теории социальной работы, ее интегративно-комплексный характер. Соотношение фундаментального и прикладного... | ||
1. 3 Философские основания социальной работы Объект, предмет и категории теории социальной работы, ее интегративно-комплексный характер. Соотношение фундаментального и прикладного... | Вопросы государственного экзамена по теории и методики обучения физике История становления и развития методики обучения физике. Связь теории и методики обучения физике с другими науками. Задачи теории... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Теория социальной... «Теория социальной работы» является формирование системных знаний по теории и методологии социальной работы как области познания... | Петербургский Государственный Институт Психологии и Социальной Работы... Система медико-социальных наук. Физиологическое, психологическое и социальное здоровье человека. Неврологические науки и неврологические... | ||
Высшая лига 24-26 апреля 2009 года «Теория социальной работы» является формирование системных знаний по теории и методологии социальной работы как области познания... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Основы социальной работы» ««Основы социальной работы» является формирование у студентов системных знаний о теории и методологии социальной работы как науки... | ||
Соглашение о сохранении белых медведей (Осло, 15 ноября 1973 г.) «Теория социальной работы» является формирование системных знаний по теории и методологии социальной работы как области познания... | Раковой Валерии Александровны, пгниу европа начинается с Перми «Теория социальной работы» является формирование системных знаний по теории и методологии социальной работы как области познания... | ||
Рабочая программа по дисциплине “история социальной работы” для специальности... Целью дисциплины является формирование системных представлений у студентов об эволюционном пути развития основных форм, моделей,... | Информационная справка Кафедра: теории и методики физической культуры и спорта, e-mail |