Скачать 3.95 Mb.
|
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Алтайский экономико-юридический институт" Кафедра государственно-правовых дисциплин УТВЕРЖДАЮ Ректор Алтайского экономико- юридического института _____________В. И.Степанов "___" ____________2014г. Учебно-методический комплекс по дисциплине Административное право Для направления: 030500.62 Юриспруденция Барнаул 2014 г. Учебно-методический комплекс разработан ___________________ ________________________________________________________ Учебно-методический комплекс рассмотрен и утвержден на заседании кафедры. Протокол от "___" ____________2014 г. ОГЛАВЛЕНИЕ
высшего профессионального образования Направление:030500.62 Юриспруденция Квалификация: бакалавр юриспруденции Дисциплина: Административное право Административное право в правовой системе Российской Федерации; управление, государственное управление, исполнительная власть; понятие административного права, предмет и метод административно-правового регулирования; соотношение административного права с другими отраслями права; система административного права; административно-правовые нормы; источники административного права; административно-правовые отношения; субъекты административного права; административно-правовые формы и методы государственного управления; ответственность по административному праву; административное право и законность в управлении; административно-процессуальное право; административно-правовая организация в отраслях материального производства, в социально-культурной и административно-политической сфере; административное право зарубежных стран.
Административное право является одной из основополагающих, базовых отраслей правовой системы России. Оно характеризуется наибольшей мобильностью и широкой сферой охвата в самых различных отраслях хозяйственного, социально-культурного и административно-политического строительства. Коренные изменения, происходящие в государстве и обществе, в том числе в ходе административной реформы, не могут не затронуть содержания административного права. На современном этапе в изучении этой правовой отрасли можно выделить ряд важных направлений: организация и деятельность исполнительной власти, формы и методы государственного управления, государственно-служебные отношения. Конституция РФ закрепила приоритет прав и свобод человека и гражданина как высшей ценности. В этой связи особую значимость в административноправовом регулировании приобретает принцип взаимной ответственности личности и государства. Вышесказанное позволяет говорить не только о важном месте административного права в системе российского права и его регулирующем воздействии на ход общественного развития, но и о важности науки административного права, перед которой стоят задачи совершенствования механизма административно-правового регулирования, улучшения системы управления, обновления административного законодательства, повышения эффективности правоприменения, укрепления законности и правопорядка. Данное пособие представляет собой учебно-методический комплекс, обеспечивающий учебный процесс по курсу "Административное право". Учебно-методический комплекс составлен на основе действующего законодательства с учетом изменений и дополнений, внесенных в него в последнее время. Он предназначен для студентов очной и заочной форм обучения и может быть использован для решения теоретических и практических вопросов, как на практических (семинарских) занятиях, так и для самоподготовки, а также при самостоятельной работе для самоконтроля. Кроме того, он может помочь при приеме зачетов и экзаменов для проверки знаний, полученных студентами в процессе обучения. Настоящий учебно-методический комплекс содержит программу учебного курса "Административное право", разработанную в соответствии с государственным образовательным стандартом. Программа курса и учебно-методические материалы, с одной стороны определяют объем информации, которую необходимо изучить студентам, а с другой – призваны оказать содействие в самостоятельной работе студентов, без чего немыслимо освоение данной дисциплины. Студент, изучивший административное право должен уметь:
Цели изучения курса – сформировать у студентов комплекс прочных знаний, привить им умения и навыки, необходимые для профессионального выполнения служебных функций. Задачи изучения курса состоят в области знаний: формирование у студентов - основных категорий и понятий административного права; - основных положений действующего федерального и регионального (Алтайский край) законодательства; в области навыков:
- самообразование и самостоятельная работа с литературой и рекомендованными нормативными актами; в области умений:
В результате усвоения материала курса студенты должны познать административное право в его теоретических и нормативных аспектах. Административно-правовой анализ исполнительной власти (государственного управления) позволит углубить понимание ее природы, свойств и содержания в условиях российской действительности. Несомненно, изучение студентами административного права расширит их представление о правовых основах государственности России, углубит их знания о государственной власти в области политики, экономики и социально-культурной жизни. Эти знания могут быть использованы на профессиональной работе в различных государственных службах РФ и на поприще юридического обслуживания независимых, коммерческих, социально-экономических структур (банков, фирм и т.д.). Изучение курса "Административно право" предполагает хорошие знания у студентов Теории государства и права, Конституционного права Российской Федерации, Истории государства и права. 3. Рабочая программа дисциплины Административное право 3.1. Содержание дисциплины Л Е К Ц И Я 1 (4 часа) Тема: Административное право как отрасль российского права и наука. Вопросы
1. Административное право как наука и отрасль права формировалось в процессе длительного исторического развития. В античное время, в эпоху раннего феодализма административное право не нашло себе место в системе отраслей научного знания. Сменившая Средние века эпоха Возрождения характеризовалась быстрым развитием экономики и культуры. Возникает наука "камералистика" в Австрии и Германии ХVII века (немецкий термин "Kameralien" происходит от позднелатинского "сamera" и означает "наука государственного управления, изучающая государственные финансы, экономику, хозяйство, полицейские вопросы и управление"). В России первые полицейские учреждения, составляющие централизованную систему, создаются Петром I (ярким примером тому может послужить прокуратура). Изданные русской полицией и администрацией нормативно-правовые акты объединились в полицейское законодательство, на основе изучения которого появляются первые научные труды по полицейскому праву (крупнейшими исследователями которого в России являлись М. М. Шпилевский, И. Е. Андреевский, В. В. Ивановский, Н. Х. Бунге, И. Т. Тарасов). Приблизительно с 20-х гг. XIX в., вследствие признания в большинстве стран Европы конституционных принципов, а также форм правления на основе разделения властей и выделения исполнительной ветви власти, отношения в сфере государственного управления становятся более сложными. Полицейское право, в связи с этим, оказалось неспособным в полной мере регулировать эти отношения. Поэтому в XIX в. в Германии ученый Лоренц фон Штейн выдвинул идею о необходимости создания права управления, которое устанавливало сами принципы управления, правовое положение правительства, армии, регулировало статус государственных служащих и их ответственность. Однако, понятие "право управления" также оказалось несколько однобоким, фиксировало лишь одну сторону деятельности государства, поэтому в конце XIX в. появляется, наконец, понятие "административное право", которое включало в себя и полицейское право и право управления. 2. В современном понимании в предмет административного права входят 3 группы общественных отношений: 1 группа – государственно-управленческие отношения; 2 группа – полицейские отношения; 3 группа – отношения в области административной юстиции (такова, например, точка зрения К. С. Бельского).
1 блок – организационно-структурные отношения – отражают структуру органа государства, учреждения, предприятия; устанавливают место и роль любого структурного подразделения (отдела, управления и т. п.) в общей системе; закрепляют систему государственных должностей, определяют права, обязанности и ответственность государственных служащих. 2 блок – организационно-функциональные отношения – возникают в процессе повседневной работы органов исполнительной власти и проявляются в управленческом воздействии руководителя на подчиненный ему персонал. Это воздействие может быть планирующим, направляющим, координирующим, контролирующим и т. п. Вторичным слоем в этом блоке отношений являются государственно-служебные отношения.
1 блок – организационно-полицейские отношения – это отношения, возникающие в рамках повседневной организационной работы по охране общественного порядка. В этот блок входят отношения по инструктажу, по распределению нарядов милиции, дружинников по участкам, по обеспечению безопасности дорожного движения и т. п. Субъектами данных общественных отношений являются, как правило, взаимодействующие между собой органы по охране общественного порядка и строятся по схеме "полицейский орган – полицейский орган". 2 блок – надзороно-контрольные отношения – отношения, возникающие в рамках реализации уполномоченными на то органами контрольных и (или) надзорных функций. Субъектами этих отношений с одной стороны являются контролирующие полицейские органы, с другой стороны - граждане и организации. Схемы отношений выглядят соответственно "полицейский орган – гражданин" и "полицейский орган – организация" (реже встречаются отношения по схеме "полицейский орган – полицейский орган", когда речь идет о деятельности управления собственной безопасности). 3 блок – административно-принудительные отношения – отношения, возникающие в связи с применением мер административного принуждения к лицам, совершающим административные правонарушения (например, штрафа или ареста к хулигану) или в случаях, создающих угрозу общественной безопасности (например, при эпидемии – карантин как мера принуждения). 3.) Отношения в области административной юстиции. Под административной юстицией понимается особый процессуальный порядок рассмотрения в судах административных исков граждан на незаконные действия должностных лиц или органов государственного управления и обеспечения прав граждан путем отмены незаконных управленческих или полицейских актов. Особенностью данных отношений является то, что они возникают по иску гражданина, право которого нарушено действиями должностного лица. Другая особенность этой группы общественных отношений заключается в том, что они представляют собой специальный вид правосудия, которое направлено на деятельность администрации и полиции, в частности, на обжалование решений этих органов.
Для административного права характерно сочетание предписаний и запретов, поскольку ими регулируются отношения "власти - подчинения", в которых нет равенства субъектов. Дозволение также присутствует, но в гораздо меньшей степени. Ю. М. Козлов сводит суть метода административно-правового регулирования к следующему: а) установление определенного порядка действий, т. е. предписание к действию в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренным административно-правовой нормой; б) запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих мер воздействия (дисциплинарной или административной ответственности); в) предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренного административно-правовой нормой (т. н. "жесткое дозволение", рассчитанное на должностных лиц); г) предоставление возможности действовать или не действовать по своему усмотрению (т. н. "мягкое дозволение", рассчитанное на обычных граждан); д) допуск в определенных условиях паритетного (равного) положения сторон (например, при заключении административных договоров).
В литературе существует масса определений отрасли административного права. Как правило, все они даются через предмет правового регулирования. Так, еще дореволюционный ученый, профессор И. Т. Тарасов определял административное право как совокупность "правил и норм, определяющих организацию, власть и деятельность администрации в данном государстве, в данную эпоху" (И. Т. Тарасов. Краткий очерк науки административного права. Ярославль. 1888 г.) В эпоху советского государства и права профессор Б. М. Лазарев определял советское административное право как "отрасль права, нормы которой регулируют отношения в сфере государственного управления, т. е. те общественные отношения, которые возникают в ходе организации и осуществления органами советского государства исполнительной и распорядительной деятельности". Профессор Ю. М. Козлов писал, что "административное право – отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти (в более широком понимании – в процессе реализации государственно-управленческой деятельности)". Одно из недавних определений, даваемых в административно-правовой литературе, это определение, даваемое профессором Ю. А. Дмитриевым: "административное право – это отрасль публичного права, представляющая собой совокупность императивных норм права, призванных регулировать общественные отношения, возникающие в процессе реализации государством, в лице своих исполнительных и иных органов, функций государственного управления процессами и явлениями общественной жизни с целью приведения их в соответствие с публичными интересами".
Важнейшее значение в указанном смысле имеет ст. 2 Конституции РФ, утвердившая, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Административное право базируется на принципе приоритета личности и ее интересов в жизни общества. Данный принцип весьма показателен для административно-правового регулирования, поскольку именно в процессе реализации исполнительной власти становятся реальными и гарантированными права и свободы человека и гражданина, обеспечивается их защита. Нормами данной отрасли права соответственно формируется административно-правовой статус личности. Административно-правовое регулирование осуществляется с учетом принципа разделения властей. Соответственно процесс административного нормотворчества тесно увязывается с законотворческой деятельностью. Принцип федерализма непосредственно влияет на процесс и механизм административно-правового регулирования. Существенное значение при этом имеет тот факт, что административное и административно-процессуальное право отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). Принцип законности предполагает, что исполнительные органы (должностные лица) при применении административно-правовых норм обязаны строго соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации. Административно-правовое регулирование не должно противоречить Конституции страны и ее законодательству. Иное неизбежно приведет к искажению конституционно закрепленного механизма правоисполнения. Принцип гласности (прозрачности) означает, что применяемые в процессе административно-правового регулирования нормативные акты, затрагивающие права и свободы граждан, не применяются, если они официально не опубликованы для всеобщего сведения. При создании административно-правовых норм на любом уровне должны быть обеспечены условия для выражения и учета мнения как общественных объединений и отдельных граждан, так и возможных адресатов будущих административно-правовых норм. Гласность означает также, что достоянием общественности должны быть результаты, достигнутые в процессе административно-правового регулирования тех или иных управленческих отношений. Принцип ответственности применительно к административно-правовому регулированию означает не только реальное наступление административной ответственности за нарушения требований общеобязательных административно-правовых норм, но и дисциплинарную ответственность должностных лиц как за неправомерное применение норм административного права, так и за недобросовестное исполнение своих функций и иные нарушения процедуры подготовки и вступления в законную силу и реализации административно-правовых норм.
Выделяют 2 основные функции: охранительную и регулятивную. Охранительная функция проявляется в воздействии административного права на субъектов общественных отношений, побуждающем их соблюдать установленные государством административно-правовые нормы. При реализации охранительной функции может быть реализовано административное принуждение, а также применяться меры ответственности, различные санкции и т. п. Регулятивная функция выражается в воздействии на общественные отношения посредством установления прав, обязанностей, запретов, ограничений полномочий, компетенции и т. п. В юридической литературе некоторыми авторами выделяются и другие функции. Например, С. В. Тихомиров, выделил следующие функции: а) функция организации и осуществления государственного управления; б) функция государственного регулирования; в) функция защиты публичных интересов; г) функция самореализации прав граждан в сфере государственного управления. Однако, если под функциями права понимать основные направления административно-правового воздействия на управленческие отношения, то указанные С. В. Тихомировым функции относятся скорее к задачам административного права. А некоторые функции являются не функциями административного права, а функциями государственного управления (например, функция государственного регулирования). Таким образом, перечисленные С. В. Тихомировым функции попадают под действие охранительной и регулятивной функций.
Основная задача административно-правовой науки – выявление проблем и сложностей в функционировании отрасли административного права, а также разработка оптимальных вариантов решения данных проблем и вопросов. Общетеоретические юридические науки, такие как: теория государства и права, история государства и права, история политических и правовых учений, являются источником базовой терминологии науки административного права, а также составляют основу её методологии (общие и специально-юридические методы познания). Отраслевые юридические науки, такие как: наука уголовного права, наука гражданского права, наука конституционного права и др., обеспечивают административное право наработанной терминологией, а также предоставляют некоторые общеправовые конструкции (например, конструкция юридического лица подробно разработана в науке гражданского права, конструкцию состава правонарушения разработала наука уголовного права). Понятие науки административного права шире по своему смысловому значению, чем понятие административного права как отрасли права и как учебной дисциплины, потому что наука административного права изучает не только нормы и регулирование ими соответствующих отношений, но и историю развития тех или иных административно-правовых институтов, взгляды ученых, теории, концепции, зарубежный опыт. Л Е К Ц И Я 2 (2 часа) Тема: Государственное управление как сфера административно-правового регулирования. Вопросы
Как показывает более чем тысячелетняя практика, всякая совместная деятельность людей, для достижения её эффективности, нуждается в управлении и руководстве. Само слово "управление" или "администрирование" происходит от латинского "administratio" и означает руководство кем-либо или чем-либо. Управление представляет собой организационную деятельность людей, обеспечивающую согласованность и упорядоченность совместной деятельности для достижения общественно-значимых целей. Человек воздействует на многие среды жизни, поэтому выделяют следующие виды управления:
Социальное управление в полной мере отвечает признакам управления вообще. Однако, как явление, свойственное социальным системам (семья, община, государство), оно характеризуется и собственными особенностями, которые удачно описаны в работе профессора Ю. М. Козлова, наделявшего социальное управление следующими чертами:
Таким образом, социальное управление - это возникающие между людьми, объединёнными в социум, властные взаимоотношения, направленные на корректировку поведения управляемых субъектов (в совокупности представляющих собой объект управления) управляющими субъектами (органами управления и должностными лицами). Д. М. Овсянко подразделяет социальное управление на государственное и негосударственное и представляет это в виде следующей схемы. Организация управления в Российской Федерации Государственное – т. е. деятельность по реализации государственно-властных полномочий (осуществляют все государственные органы) Негосударственное – все иные виды социального управления, которые осуществляют негосударственные органы Президент РФ Органы законодательной власти Органы судебной власти Органы прокуратуры и иные государственные органы Объекты управления – аппараты органов государственной власти, коллективы работников предприятий, учреждений, организаций, граждане Органы исполнительной власти Органы местного самоуправления Органы управления религиозных объединений Органы управления общественных объединений Объекты управления – коллективы работников соответствующих предприятий, учреждений, объединений, граждане. Органы управления частных организаций 2. В учебной и научной литературе по административному праву можно встретить результаты многочисленных исследований, посвященных проблемам государственного управления. Особенно много работ вышло в 80-е гг. ХХ в. Государственное управление исследовали такие авторы, как Г. В. Атаманчук, И. Л. Бачило, Д. Н. Бахрах, Б. Н. Габричидзе, Б. М. Лазарев, Ю.А. Тихомиров и др. Г. В. Атаманчук определил государственное управление как практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях её упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу. Ю. А. Тихомиров указывает, что управление государством – это целенаправленное воздействие государства и его институтов на сферы государственной жизни для их изменения в соответствии с целями государственной политики. Б. Н. Габричидзе и А. Г. Чернявский определяют государственное управление как осуществление от имени, по поручению и уполномочию государства, управления, т. е. исполнительной и распорядительной деятельности в сферах и областях (отраслях) экономического и социального развития гражданского общества, охраны прав и свобод человека и гражданина, укрепление демократического и правового государства. Все приведенные определения, в сущности, верны. Исходя из общего представления о социальном управлении, можно сделать вывод о том, что государственное управление представляет собой властное воздействие на поведение людей, находящихся в юрисдикции государства, в целях воплощения основных направлений государственной политики, осуществимое в форме исполнительной и распорядительной деятельности специально образованных управляющих органов государства. Ю. М. Козлов определяет следующие характеристики или признаки государственного управления:
3. Понятие "государственное управление" широко применялось в российском законодательстве и литературе до 1993 г. После вступления в силу Конституции РФ, указанный термин почти повсеместно был заменен понятием "исполнительная власть". В связи с этим, многие авторы пришли к выводу, что эти понятия необходимо отождествлять. Например, такие ученые-административисты, как А. П. Алёхин и А. П. Коренев утверждали, что органы государственного управления являются органами исполнительной власти. Однако это положение не совсем верно. Ю. А. Тихомиров считает не возможным и даже ущербным для понятия "государственное управление" его отождествление с исполнительной властью, поскольку понятие "государственное управление" шире по своему смысловому значению. Так, управление по отдельным вопросам осуществляется всеми ветвями власти: и исполнительной, и законодательной, и судебной. Более того, управление осуществляют также Президент России, Прокуратура РФ, Банк России, которые трудно отнести к какой-либо одной ветви власти. Таким образом, любой орган исполнительной власти есть орган государственного управления, но не каждый орган государственного управления есть орган исполнительной власти. Круг органов государственного управления шире, чем круг органов исполнительной власти. 4. Исследуя содержание государственного управления, необходимо остановиться на его функциях, то есть основных направлениях деятельности субъектов государственного управления. В литературе встречаются различные подходы к освещению данного вопроса. Так А. П. Коренев выделяет следующие функции государственного управления:
Профессор П. П. Глущенко выделяет три группы функций государственного управления: общие функции, обеспечивающие и специальные. К общим функциям относятся: организация, координация, планирование, прогнозирование, информация, регулирование и контроль. К обеспечивающим функциям государственного управления следует отнести материально-техническое снабжение, доставку и распределение ресурсов, различные виды обслуживания, подготовку и переподготовку кадров и т. п. Специальными функциями государственного управления следует считать: правотворческую, регулятивно-управленческую, обеспечивающую социально-правовую защиту прав и свобод граждан и государственных служащих, охранную (поддержание общественного порядка), оперативно-исполнительскую и административно-процессуальную (юрисдикционную). Методом государственного управления является определенный прием властного воздействия субъекта на объект управления, посредством которого реализуется государственное управление. Наука административного права разработала множество классификаций методов государственного управления. Однако, можно констатировать, что все разновидности и группы методов, выделяемые различными специалистами, базируются на 2-х ключевых методах государственного управления: убеждения и принуждения. Выделяемый наряду с указанными методами, в качестве самостоятельного, метод стимулирования (Н. М. Конин. Российское административное право. Общая часть: Курс лекций. – Саратов, 2001, стр. 282) является скорее разновидностью метода убеждения, поскольку характеризуется теми же принципами управленческого воздействия. Л Е К Ц И Я 3 (2 часа) Тема: Административно-правовые нормы. Вопросы
1. Норма административного права – это правило поведения, установленное государством в лице уполномоченных органов или должностных лиц, выраженное в определенной форме, обязательное для неопределённого круга лиц, рассчитанное на многократное применение и санкционированное (то есть защищенное от нарушения) принудительной силой государства. Нормы административного права определяют границы должного, допустимого или рекомендуемого поведения участников управленческих отношений. Устанавливают правовое положение и компетенцию органов исполнительной власти, определяют порядок взаимоотношений между субъектами и объектами управления. Административно-правовые нормы имеют ряд особенностей:
Что касается структуры административно-правовых норм, то она традиционна и состоит из гипотезы, диспозиции и санкции. Гипотеза отражает совокупность условий, при наступлении которых вступает в действие норма права. Гипотеза, таким образом, содержит указание на юридический факт, фактические обстоятельства вступления нормы в действие, реализации её диспозиции (например, условия привлечения к административно-правовой ответственности). Гипотеза может быть абстрактной и казуистической. Абстрактная гипотеза, определяя условия действия нормы, указывает на общие признаки реализации нормы. Казуистическая гипотеза связывает реализацию юридической нормы со строго определёнными частными случаями. Диспозиция – это структурный элемент, точнее назвать "сердцевина" нормы, в котором и определяется правило поведения, предписываемое нормой, права и обязанности сторон. В зависимости от формы выражения, диспозицию административно-правовых норм подразделяют на предписывающие, управомочивающие и запрещающие. Предписывающие диспозиции возлагают на субъектов обязанность совершения определенных действий, предписывают им тот или иной вариант должного поведения. Так, согласно Правил дорожного поведения РФ, п. 1.5, участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасность для движения и не причинять вреда. Управомочивающие диспозиции определяют в АП, как правило, функции и правомочия субъектов государственного управления. Например, согласно ст. 13 ФЗ "О Правительстве РФ", Правительство РФ в пределах своих полномочий: организует реализацию внутренней и внешней политики РФ; осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; обеспечивает единство системы исполнительной власти и т. д. Запрещающими называются диспозиции, содержащие запрет на совершение тех или иных противоправных деяний (действий и бездействий). Запрещающая диспозиция требует воздерживаться от определенного варианта поведения, которое законом считается правонарушением. В частности, согласно Правил дорожного движения РФ , запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда). Санкция - элемент нормы, содержащий указание на неблагоприятные последствия, применяемые к нарушителю. Административно-правовые санкции, применяемые за административные правонарушения, предусматриваются Кодексом РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. Административно-правовые санкции перечислены в ст. 3.2 КоАП РФ. К ним относятся:
|
Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция»,... Административное право России: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 –... | Учебно-методический комплекс правоохранительные органы Административное право России: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 –... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Уголовно-исполнительное... Уголовно-исполнительное право. Учебно-методический комплекс. Киров: Кировский филиал Академии фсин россии, 2009 г. – 107 с | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Уголовное право зарубежных стран» ... | ||
Задачи: рассмотреть основные предпосылки административной реформы Административное право России: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 –... | Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция»... Уголовное право: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 – «Юриспруденция»... | ||
Протокол от № Зав кафедрой Клочков В. В. (Фио зав каф., подпись) Административное право России: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 –... | Министерство образования российской федерации уинверситет российской... Административное право России: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 –... | ||
Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины Цель дисциплины «Градостроительное право» Аликиева А. М. Градостроительное право. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов для студентов направления 030900.... | Учебно-методический комплекс Для специальности: 030501 «Юриспруденция» Для направления Учебно-методический комплекс «Муниципальное право России» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | ||
Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция»,... Виктимология: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 – «Юриспруденция» /... | Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция»,... Актуальные проблемы уголовного права: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 − «Юриспруденция», по специальности:... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине “жилищное право” для специальности... Методические рекомендации для преподавателей, ведущих семинарские и практические занятия | Учебно-методический комплекс по дисциплине “право интеллектуальной... Методические рекомендации для преподавателей, ведущих семинарские и практические занятия | ||
Международная «Лига развития науки и образования» (Россия) Международная... Административное право России: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 –... | Учебно-методический комплекс для магистров направления подготовки... Учебно-методический комплекс для магистров направления подготовки 030900. 68 Юриспруденция по профессионально образовательной |