Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012





НазваниеУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012
страница1/7
Дата публикации20.09.2013
Размер0.92 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7


НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»
Арбитражный процесс


Учебно-методический комплекс



Ставрополь

2012

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»

«Утверждаю»
Ректор НОУ ВПО «СКГИ»

к.ю.н., доцент
________________ А.Р. Саруханян
«___ » ___________ 2012 года


специальность 030501 – юриспруденция

КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) – юрист

Кафедра гражданско-правовых дисциплин


АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕСС


учебно-методическиЙ КОМПЛЕКС

Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гражданско-правовых дисциплин Северо-Кавказского гуманитарного института.
Протокол № «___» от «_____» _________________ 2012 года

Автор-составитель:
Ю.С. Гунарис – кандидат юридических наук, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Северо-Кавказского гуманитарного института.

Рецензенты:
К.В. Ображиев – кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Северо-Кавказского гуманитарного института.

Е.А. Филимонова – кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского права, гражданского и арбитражного процесса РЮИ РПА Минюста России;


Учебно-методический комплекс (УМК) по учебной дисциплине «Арбитражный процесс» подготовлен на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030501 «Юриспруденция».

УМК включает в себя рабочую программу учебной дисциплины и материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточной аттестации. Рассчитан на студентов Северо-Кавказского гуманитарного института, обучающихся по специальности юриспруденция.


© Северо-Кавказский гуманитарный институт, 2012
Рабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины «Арбитражный процесс» – это учебно-методическое пособие, определяющее требования к содержанию и уровню подготовки студентов, руководство их самостоятельной работой, виды учебных занятий и формы контроля по данной дисциплине.

Рабочая программа включает в себя:

  • целевую установку;

  • содержание учебной дисциплины;

  • учебно-методическое обеспечение дисциплины;

  • требования к результатам освоения основных образовательных программ и формы промежуточного контроля.


ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА
Целевая установка преподавания учебной дисциплины «Арбитражный процесс» строится с учетом задач, содержания и форм деятельности юриста – выпускника НОУ ВПО «Северо-Кавказский гуманитарный институт».

Целью обучения является получение выпускником образования, позволяющего приобрести необходимые профессиональные компетенции и успешно работать в избранной сфере деятельности.

Содержание обучения в Институте по дисциплине «Арбитражный процесс» строится в соответствии с основными видами и задачами профессиональной деятельности юриста:

а) нормотворческая (участие в подготовке нормативных правовых актов);

б) правоприменительная (обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм, составление юридических документов);

в) правоохранительная (обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства; охрана общественного порядка; предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений; защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности);

г) экспертно-консультационная (консультирование по вопросам права; осуществление правовой экспертизы документов);

д) педагогическая (преподавание правовых дисциплин в образовательных учреждениях, кроме высших учебных заведений, осуществление правового воспитания).

В условиях многообразия и сложности хозяйственных отношений между различными предприятиями и организациями невыполнение или ненадлежащее выполнения договора одним из них, как правило, неизбежно ведет к неблагоприятным последствиям и для других предприятий.

Правильно и оперативно разрешая такие споры, своевременно выявляя условия и причины их порождающие, и принимая меры к их быстрейшему устранению, арбитражные суды обеспечивают точное неукоснительное исполнение участниками многочисленных хозяйственных отношений своих прав и обязанностей, защищают права не только конкретных организаций и граждан-предпринимателей, являющихся стороной в споре, но и имущественные интересы многих связанных с ними лиц. Не менее важно и то обстоятельство, что своевременное и правильное разрешение таких споров создает обстановку стабильности в области имущественных отношений, способствует упрочению правопорядка в области предпринимательской и иной экономической деятельности.

Дисциплина «Арбитражный процесс», изучаемая студентами в 8, 9 семестрах, помогает им разобраться с одним из самых сложных аспектов разрешения хозяйственных споров, с арбитражным процессом.

Курс «Арбитражный процесс» разработан на основе научных, учебно-методических материалов и программ по данной учебной дисциплине, по которым ведется подготовка специалистов ведущими юридическими вузами Российской Федерации.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Распределение учебного материала по темам
ТЕМА 1.

Арбитражные суды, их функции и задачи. Понятие арбитражного процесса и арбитражного процессуального права.
История становления и развития арбитражных судов в России. Реформа системы ар­битража и ее причины. Современная система, состав и структура арбитраж­ных судов в России. Функции арбитражных судов, их задачи. Право на обраще­ние в арбитражный суд.

Понятие арбитражного процесса. Арбитражная процессуальная форма. Предмет арбитражного процесса. Стадии арбитражного процесса. Арбитраж­ное процессуальное право и его источники. Система арбитражного процессу­ального права. Арбитражные процессуальные правоотношения: объект, субъ­екты, основания возникновения процессуальных правоотношений. Арбит­ражный процесс (арбитражное процессуальное право) как юридическая наука и учебная дисциплина.
ТЕМА 2.

Принципы арбитражного процессуального права.
Понятие принципов арбитражного процессуального права. Значение принципов в нормотворческой и правоприменительной деятельности арбит­ражных судов. Состав и классификация принципов арбитражного процессу­ального права. Деление принципов на организационно-функциональные и функциональные. Место и роль принципа законности в арбитражном процессе.

Организационно-функциональные принципы - принцип назначаемости судей арбитражных судов, принцип сочетания единоличного и коллегиально­го состава суда при рассмотрении дел, принцип независимости судей арбит­ражного суда, принцип равенства организаций и граждан перед законом и су­дом, принцип национального языка арбитражного судопроизводства.

Функциональные принципы - принцип диспозитивности, принцип со­стязательности, принцип процессуального равноправия сторон, принцип со­четания устности и письменности в процессе, принцип непосредственности, принцип непрерывности.

ТЕМА 3.

Досудебный (претензионный) порядок урегулирования экономических споров. Подведомственность и подсудность экономических споров и иных дел арбитражным судам.
Правовая природа досудебного (претензионного) порядка урегулирова­ния экономических споров и его значение. Изменение законодательства о претензионном порядке урегулирования споров. Условия применения обяза­тельного досудебного (претензионного) порядка урегулирования экономиче­ских споров. Сроки, порядок, форма предъявления претензий. Рассмотрение претензий. Последствия соблюдения и нарушения досудебного (претензион­ного) порядка урегулирования споров.

Подведомственность дел арбитражным судам: понятие подведомствен­ности, ее значение, категории экономических споров и иных дел, отнесенных к ведению арбитражных судов. Разграничение споров между судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Передача экономических споров на разрешение третейского суда.

Подсудность. Общие правила определения подсудности дел арбитраж­ным судам. Виды подсудности. Подсудность дел о несостоятельности (банк­ротстве) организаций и граждан-предпринимателей. Передача дел из одного арбитражного суда в другой.
ТЕМА 4.

Участники арбитражного процесса.
Общая характеристика участников арбитражного процесса. Изменения в законодательстве об участниках арбитражного процесса. Состав арбитражно­го суда. Основания и порядок отвода судей. Лица, участвующие в деле. Про­цессуальные права и обязанности лиц, участвующих в деле. Стороны в ар­битражном процессе. Участие в деле нескольких истцов и ответчиков. Про­цессуальное правопреемство. Заявители и заинтересованные лица. Третьи лица. Третьи лица, заявляющие само­стоятельные требования на предмет спора. Участие прокурора в арбитражном процессе. Участие в арбитражном процессе государственных и иных ор­ганов, выступающих в защиту прав других лиц. Лица, содействующие осуще­ствлению правосудия. Представительство в арбитражном процессе. Помощник судьи. Секретарь судебного заседания.
ТЕМА 5.

Иск в арбитражном процессе. Доказательства.
Исковая форма защиты права в арбитражном суде. Понятие иска. Эле­менты и виды исков. Право на иск. Процессуальные средства защиты ответ­чика против иска. Обеспечение иска. Распоряжение исковыми средствами защиты права. Соединение и разъединение нескольких исковых требований.

Понятие доказательств. Классификация доказательств. Обязанность доказывания. Субъекты доказывания. Обязанность представления доказа­тельств. Относимость и допустимость доказательств. Письменные и вещест­венные доказательства. Порядок истребования и представления письменных и вещественных доказательств. Осмотр и исследование письменных и веще­ственных доказательств на месте их нахождения. Объяснения сторон и третьих лиц. Свидетельские показания, экспертиза. Условия назначения по делу экспертизы. Права экспертов. Заключение эксперта. Обеспечение дока­зательств. Арбитражные судебные поручения. Оценка доказательств арбит­ражным судом.
ТЕМА 6.

Арбитражные расходы и штрафы. Процессуальные сроки
Понятие и виды арбитражных расходов. Государственная пошлина, ее размер. Освобождение от уплаты арбитражных расходов. Возврат государст­венной пошлины. Выплата сумм, причитающихся экспертам, свидетелям и переводчикам. Распределение между сторонами арбитражных расходов. Ар­битражные штрафы.

Понятие и виды процессуальных сроков. Сроки, установленные зако­ном. Сроки, определяемые арбитражным судом. Исчисление сроков. Приос­тановление, восстановление, продление и перерыв процессуальных сроков. Последствия пропуска процессуального срока.
ТЕМА 7.

Предъявление иска. Подготовка дела к судебному разбирательству. Примирительные процедуры. Мировое соглашение.
Порядок предъявления иска и последствия его нарушения. Исковое за­явление, его форма и содержание. Исправление недостатков искового заяв­ления. Принятие искового заявления и основания к отказу в его принятии. Отзыв на исковое заявление. Предъявление встречного иска.

Значение подготовки дела к судебному разбирательству как самостоя­тельной стадии процесса. Процессуальные действия судьи в этой стадии. Со­держание определений, выносимых в стадии подготовки дела к судебному разбирательству.

Примирение сторон. Мировое соглашение.
ТЕМА 8.

Разрешение споров в заседании арбитражного суда. Постановления арбитражного суда
Приостановление производства по делу и его возобновление. Оставление заявления без рассмотрения. Прекращение производства по делу.

Сроки рассмотрения дел. Порядок в заседании арбитражного суда. Протоколирование судебного заседания. Рассмотрение спора без участия сторон и их представителей и при непредстав­лении отзыва на исковое заявление и истребованных судьей материалов. Исследование доказательств. Перерыв в судебном заседании. Формы окончания производства по делу без вынесения решения.

Понятие и виды арбитражных постановлений. Принятие решения. Сущ­ность и содержание решения арбитражного суда. Виды решений. Обеспече­ние решения. Исправление недостатков решения. Законная сила решений ар­битражного суда. Определения арбитражного суда и их виды.

ТЕМА 9.

Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. Особенности производства в арбитражном суде по отдельным категориям дел. Производство по делам с участием иностранных лиц.
Особенности рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.

Рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц. Рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности. Рассмотрение дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности. Рассмотрение дел о взыскании обязательных платежей и санкций.

Общие положения о производстве в арбитражном суде отдельных категорий дел.

Рассмотрение дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение. Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве). Рассмотрение дел в порядке упрощенного производства. Производство по делам об оспаривании решений третейских судов. Производство по делам о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда. Производство по делам о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.

Компетенция арбитражных судов в Российской Федерации по рассмотрению дел с участием иностранных лиц. Особенности рассмотрения дел с участием иностранных лиц.
ТЕМА 10.

Производство в арбитражном суде апелляционной инстанции.
Виды производств по пересмотру решений арбитражных судов. Право апелляционного обжалования и его субъекты. Объекты апелляционного об­жалования. Арбитражные суды, рассматривающие апелляционные жалобы. Срок, порядок подачи, содержание апелляционной жалобы. Производство по апелляционной жалобе. Полномочия суда апелляционной инстанции. Осно­вания к изменению или отмене решения судом апелляционной инстанции. Постановление суда апелляционной инстанции и его обжалование.
ТЕМА 11.

Производство в арбитражном суде кассационной инстанции.
Право кассационного обжалования: субъекты, объекты права кассаци­онного обжалования. Срок, порядок подачи и содержание кассационной жалобы. Арбитражные суды, проверяющие законность решений в кассационной инстанции. Процессуальные действия, связанные с поданной кассационной жалобой. Срок рассмотрения кассационной жалобы. Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции. Полномочия суда кассационной ин­станции. Основания к отмене или изменению решения или постановления арбитражного суда судом кассационной инстанции. Постановление суда кас­сационной инстанции. Обязательность указаний суда кассационной инстан­ции.
ТЕМА 12.

Производство по пересмотру судебных актов в порядке надзора.
Пересмотр решений арбитражных судов в порядке надзора как исклю­чительная стадия процесса. Объект пересмотра в порядке надзора. Возбуж­дение процесса по пересмотру решений или постановлений арбитражных су­дов в порядке надзора. Порядок рассмотрения протеста. Полномочия Прези­диума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по пересмотру дел в порядке надзора. Порядок принятия постановления Президиума Выс­шего Арбитражного Суда Российской Федерации и обязательность его указа­ний для арбитражного суда, вновь рассматривающего дело.
ТЕМА 13.

Производство по пересмотру вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам.
Понятие пересмотра судебного акта по вновь открывшимся обстоятель­ствам. Основания пересмотра. Порядок и срок подачи заявления о пересмот­ре решения, постановления, определения. Арбитражные суды, осуществляю­щие пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам. Рассмотрение заяв­ления. Оформление результатов пересмотра.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ДИСЦИПЛИНЫ

ПО ТЕМАМ И ВИДАМ ЗАНЯТИЙ
Тематический план учебной дисциплины

очной формы обучения


Темы дисциплины

Количество часов

Всего

Лекции

Семинары

Сам.

работа


1

2

3

4

5

8, 9 семестры

Тема 1. Арбитражные суды, их функции и задачи. Понятие арбитражного процесса и арбитражного процессуального права.

16

4

4

8

Тема 2. Принципы арбитражного процессуального права.

16

4

4

8

Тема 3. Досудебный (претензионный) порядок урегулирования экономических споров. Подведомственность и подсудность экономических споров и иных дел арбитражным судам.

18

4

4

10

Тема 4. Участники арбитражного процесса.

16

4

4

8

Тема 5. Иск в арбитражном процессе. Доказательства.

20

6

4

8

Тема 6. Арбитражные расходы и штрафы. Процессуальные сроки.

16

4

4

8

Тема 7. Предъявление иска. Подготовка дела к судебному разбирательству. Примирительные процедуры. Мировое соглашение.

18

4

4

10

Тема 8. Разрешение споров в заседании арбитражного суда. Постановления арбитражного суда.

16

4

4

8

Тема 9. Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. Особенности производства в арбитражном суде по отдельным категориям дел. Производство по делам с участием иностранных лиц.

18

4

4

10

Тема 10. Производство в арбитражном суде апелляционной инстанции.

16

4

4

8

Тема 11. Производство в арбитражном суде кассационной инстанции.

16

4

4

8

Тема 12. Производство по пересмотру судебных актов в порядке надзора.

16

4

4

8

Тема 13. Производство по пересмотру вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам.

16

4

4

8

Всего по дисциплине.

220

56

54

110


Тематический план учебной дисциплины

заочной формы обучения



Темы дисциплины

Количество часов

Всего

Лекции

Семинары

Сам.

работа


1

2

3

4

5

6 курс

Тема 1. Арбитражные суды, их функции и задачи. Понятие арбитражного процесса и арбитражного процессуального права.

14

-

-

14

Тема 2. Принципы арбитражного процессуального права.

16

-

-

16

Тема 3. Досудебный (претензионный) порядок урегулирования экономических споров. Подведомственность и подсудность экономических споров и иных дел арбитражным судам.

20

2

2

16

Тема 4. Участники арбитражного процесса.

18

2

2

14

Тема 5. Иск в арбитражном процессе. Доказательства.

18

2

2

14

Тема 6. Арбитражные расходы и штрафы. Процессуальные сроки.

16

-

-

16

Тема 7. Предъявление иска. Подготовка дела к судебному разбирательству. Примирительные процедуры. Мировое соглашение.

16

2

-

14

Тема 8. Разрешение споров в заседании арбитражного суда. Постановления арбитражного суда.

16

2

-

14

Тема 9. Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. Особенности производства в арбитражном суде по отдельным категориям дел. Производство по делам с участием иностранных лиц.

18

2

-

16

Тема 10. Производство в арбитражном суде апелляционной инстанции.

18

2

-

16

Тема 11. Производство в арбитражном суде кассационной инстанции.

18

2

-

16

Тема 12. Производство по пересмотру судебных актов в порядке надзора.

16

-

-

16

Тема 13. Производство по пересмотру вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам.

16

-

-

16

Всего по дисциплине.

220

16

6

198


Тематический план учебной дисциплины

для лиц, обучающихся по сокращенной программе



Темы дисциплины

Количество часов

Всего

Лекции

Семинары

Сам.

работа


1

2

3

4

5

3 курс

Тема 1. Арбитражные суды, их функции и задачи. Понятие арбитражного процесса и арбитражного процессуального права.

14

-

-

14

Тема 2. Принципы арбитражного процессуального права.

16

-

-

16

Тема 3. Досудебный (претензионный) порядок урегулирования экономических споров. Подведомственность и подсудность экономических споров и иных дел арбитражным судам.

20

2

2

16

Тема 4. Участники арбитражного процесса.

18

2

2

14

Тема 5. Иск в арбитражном процессе. Доказательства.

18

2

-

16

Тема 6. Арбитражные расходы и штрафы. Процессуальные сроки.

16

-

-

16

Тема 7. Предъявление иска. Подготовка дела к судебному разбирательству. Примирительные процедуры. Мировое соглашение.

16

-

-

16

Тема 8. Разрешение споров в заседании арбитражного суда. Постановления арбитражного суда.

16

-

-

16

Тема 9. Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. Особенности производства в арбитражном суде по отдельным категориям дел. Производство по делам с участием иностранных лиц.

18

-

-

18

Тема 10. Производство в арбитражном суде апелляционной инстанции.

18

-

-

18

Тема 11. Производство в арбитражном суде кассационной инстанции.

18

-

-

18

Тема 12. Производство по пересмотру судебных актов в порядке надзора.

16

-

-

16

Тема 13. Производство по пересмотру вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам.

16

-

-

16

Всего по дисциплине.

220

6

4

210

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Основными видами аудиторной работы студентов являются лекции и семинарские занятия.

В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на семинарское занятие и указания на самостоятельную работу.

Семинарские занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений по изучаемой проблематике, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине.

Семинар предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения студентов. Обсуждение сообщения совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Сообщения, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам семинара, заслушиваются обычно в середине занятия. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам. В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей преподаватель в ходе семинарских занятий может осуществлять текущий контроль знаний в виде тестовых заданий.

При подготовке к семинару студенты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя. Вопросы для обсуждения, тематика сообщений, литература для подготовки к семинарам указаны в настоящих рекомендациях. Кроме указанных тем студенты вправе, по согласованию с преподавателем, избирать и другие интересующие их темы.

Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает в конце семинара, выставляя в рабочий журнал текущие оценки. Студент имеет право ознакомиться с ними.

Одна из эффективных форм освоения учебного материала – это подготовка сообщений. Сообщение – это самостоятельная работа, анализирующая и обобщающая публикации по заданной тематике, предполагающая выработку и обоснование собственной позиции автора в отношении рассматриваемых вопросов. Подготовка сообщения – достаточно кропотливый труд. Его написанию предшествует изучение широкого круга различных первоисточников, монографий, статей, обобщение личных наблюдений. Работа над сообщением способствует развитию самостоятельного, творческого мышления, учит применять правовые знания на практике при анализе актуальных социальных и правовых проблем. Рекомендуемое время сообщения - 10-12 минут.

Одним из основных видов деятельности студента является самостоятельная работа, которая включает в себя изучение лекционного материала, учебников и учебных пособий, первоисточников, подготовку сообщений, выступления на групповых занятиях, выполнение заданий преподавателя.

Методика самостоятельной работы предварительно разъясняется преподавателем и в последующем может уточняться с учетом индивидуальных особенностей студентов. Время и место самостоятельной работы выбираются студентами по своему усмотрению с учетом рекомендаций преподавателя.

Самостоятельную работу над дисциплиной следует начинать с изучения программы, которая содержит основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучаемых. Обязательно следует вспомнить рекомендации преподавателя, данные в ходе установочных занятий. Затем – приступать к изучению отдельных разделов и тем в порядке, предусмотренном программой.

Получив представление об основном содержании раздела, темы, необходимо изучить материал с помощью учебника. Целесообразно составить краткий конспект или схему, отображающую смысл и связи основных понятий данного раздела и включенных в него тем. Затем, как показывает опыт, полезно изучить выдержки из первоисточников. При желании можно составить их краткий конспект. Обязательно следует записывать возникшие вопросы, на которые не удалось ответить самостоятельно.

Особенности в организации самостоятельной работы у студентов, обучающихся по заочной форме обучения. Требования, предъявляемые к студенту ОЗО преподавателем на экзамене, а в дальнейшем работодателем при приеме на работу, не отличаются от таких же требований к студентам и выпускникам ОФО. Это обстоятельство предполагает исключительно серьезное отношение к организации самостоятельной работы и соблюдение студентами заочной формы обучения определенных правил и технологии подготовки.

Подготовительный этап. По зачислении на очередной курс следует провести подготовку к началу обучения. Эта подготовка в самом общем включает несколько необходимых пунктов.

  1. Следует убедиться в наличии необходимых методических указаний и программ по каждому предмету и ясного понимания требований, предъявляемых программами учебных дисциплин. При необходимости надлежит получить на кафедре необходимые указания и консультации, контрольные вопросы для изучения дисциплины.

  2. Необходимо создать (рационально и эмоционально) максимально высокий уровень мотивации к последовательному и планомерному изучению дисциплины.

  3. Необходимо изучить список рекомендованной основной и дополнительной литературы и убедиться в её наличии у себя дома или в библиотеке в бумажном или электронном виде. При необходимости посетить все доступные магазины (в том числе букинистические, например, сети «Академкнига», или электронные, такие как, например, www.ozon.ru; www.book.ru).

  4. Необходимо иметь «под рукой» специальные и универсальные словари и энциклопедии, для того, чтобы постоянно уточнять значения используемых терминов и понятий. Пользование словарями и справочниками необходимо сделать привычкой. Опыт показывает, что неудовлетворительное усвоение предмета зачастую коренится в неточном, смутном или неправильном понимании и употреблении понятийного аппарата арбитражного процесса как учебной дисциплины.

  5. Желательно в самом начале периода обучения возможно тщательнее спланировать время, отводимое на самостоятельную работу с источниками и литературой по дисциплине, представить этот план в наглядной форме (график работы с датами) и в дальнейшем его придерживаться, не допуская срывов графика индивидуальной работы и аврала в предсессионный период. Пренебрежение этим пунктом приводит к переутомлению и резкому снижению качества усвоения учебного материала.

Некоторые общие рекомендации по изучению литературы.

  1. Всю учебную литературу желательно изучать «под конспект». Чтение литературы, не сопровождаемое конспектированием, даже пусть самым кратким – крайне бесполезная работа. Цель написания конспекта по дисциплине – сформировать навыки по поиску, отбору, анализу и формулированию учебного материала. Эти навыки обязательны для любого специалиста с высшим образованием независимо от выбранной специальности, а тем более это важно для юриста, который работает с текстами (правовыми документами).

  2. Написание конспекта должно быть творческим – нужно не переписывать текст из источников, но пытаться кратко излагать своими словами содержание ответа, при этом максимально его структурируя и используя символы и условные обозначения. Копирование и заучивание неосмысленного текста трудоемко и по большому счету не имеет большой познавательной и практической ценности.

  3. При написании конспекта используется тетрадь, поля в которой обязательны. Страницы нумеруются, каждый новый вопрос начинается с нового листа, для каждого экзаменационного вопроса отводится 1-2 страницы конспекта. Поскольку часть вопросов в дисциплине отчасти перекрывается, отчасти дополняя друг друга, в ряде случаев бывает достаточно сослаться на соответствующие страницы конспекта, а не переписывать их заново. На полях размещается вся вспомогательная информация – ссылки, вопросы, условные обозначения и т.д.

  4. В идеале должен получиться полный конспект по программе арбитражного процесса, с выделенными определениями, узловыми пунктами, примерами, неясными моментами, проставленными на полях вопросами.

  5. При работе над конспектом обязательно выявляются и отмечаются трудные для самостоятельного изучения вопросы, с которыми уместно обратиться к преподавателю при посещении установочных лекций и консультаций, либо в индивидуальном порядке.

  6. При чтении учебной и научной литературы всегда следить за точным и полным пониманием значения терминов и содержания понятий, используемых в тексте. Всегда следует уточнять значения по словарям или энциклопедиям, при необходимости записывать.

  7. При написании учебного конспекта обязательно указывать все прорабатываемые источники, автор, название, дата и место издания, с указанием использованных страниц.

При чтении необходимо выделить основную мысль, представить прочитанное как единое целое. Это легче сделать, если студент при чтении каждого параграфа (раздела) сам себе ответит на вопросы, о чем говорится в данной части текста, чем сказанное подтверждается или поясняется.

Заключительным этапом изучения учебника, книги или статьи является запись, конспектирование прочитанного. Конспект позволяет быстро восстановить в памяти содержание прочитанной книги. Кроме того, процесс конспектирования организует мысль, которая побуждает читающего к обдумыванию, к активному мышлению, улучшает качество усвоения и запоминания. Запись способствует выработке ясно, четко и лаконично формулировать и излагать мысль. Запись следует вести сжато и обязательно своими словами.

Существуют три основные формы записи прочитанного: план, тезисы, конспект.

План – самая короткая форма записи прочитанного. Различают план простой и развернутый. Простой план включает перечень заголовков или вопросов, о которых говорится в главе (параграфе или статье), расположенных в том же порядке, что и в книге. Развернутый план – это такой план, в котором каждый вопрос разбит на под вопросы.

Тезисы представляют собой запись основных положений и идей, изложенных в книге или статье, и являются более полным раскрытием плана.

Конспект – это сжатое логически связанное изложение прочитанного. В конспекте помещаются не только главные положения книги, но и аргументы (цифры, примеры, таблицы и т.д.).

Таким образом, самостоятельная работа студентов является одним из видов учебных занятий, она в значительной мере определяет успех обучения в институте. Самостоятельная работа способствует приобретению глубоких и прочных знаний по арбитражному процессу, вырабатывает умение ориентироваться в огромном потоке информации и дает навыки работы с учебной и научной литературой. Самостоятельная работа приучает делать обобщения и выводы, вырабатывает умение логично излагать изучаемый материал, формирует у студентов творческий подход, способствует использованию полученных знаний для разнообразных практических задач, развивает самостоятельность в принятии решений.

Особенности работы преподавателя со студентами по индивидуальному графику. Данная форма работы предназначена для студентов, которые по тем или иным причинам не имеют возможности посещать аудиторные занятия (лекции или семинары) и изучают арбитражный процесс самостоятельно с систематической отчетностью по пройденным темам на контрольных собеседованиях. Преподаватель совместно со студентом составляет график индивидуальной работы, включающий основные формы отчетности. Если студент не соблюдает графика прохождения контрольных собеседований или демонстрирует во время их проведения плохие знания, преподаватель вправе лишить его возможности работать по индивидуальному плану.

Контрольные собеседования проводит преподаватель, ведущий занятия в студенческой группе. При самостоятельном изучении арбитражного процесса студент руководствуется УМК по арбитражному процессу.

Подготовка к экзамену. Изучение дисциплины «Арбитражный процесс» заканчивается экзаменом, который проводится по всему ее содержанию. Форма экзамена: ответ на вопросы по билетам.

К экзамену допускаются студенты, которые систематически, в течение всего семестра работали на занятиях и показали уверенные знания по вопросам, выносившимся на групповые занятия.

Непосредственная подготовка к экзамену осуществляется по вопросам, представленным в данном пособии. Тщательно изучите формулировку каждого вопроса, вникните в его суть, составьте план ответа. Обычно план включает в себя:

  • показ теоретической и практической значимости рассматриваемого вопроса;

  • обзор освещения вопроса в его историческом развитии;

  • определение сущности рассматриваемого предмета;

  • основные элементы содержания и структуры предмета рассмотрения;

  • факторы, логика и перспективы эволюции предмета;

  • показ роли и значения рассматриваемого материала для практической деятельности юриста.

План ответа желательно развернуть, приложив к нему ссылки на первоисточники с характерными цитатами. Необходимо отметить для себя пробелы в знаниях, которые следует ликвидировать в ходе подготовки, для чего следует обратиться за консультацией к преподавателю.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
ТЕМА 1.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры уголовно-правовых дисциплин Северо-Кавказского гуманитарного...
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры уголовно-правовых дисциплин Северо-Кавказского гуманитарного...
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин Северо-Кавказского гуманитарного...
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин Северо-Кавказского гуманитарного...
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Северо-Кавказского...
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Северо-Кавказского...
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Северо-Кавказского...
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Северо-Кавказского...
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Северо-Кавказского...
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Северо-Кавказского...
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Северо-Кавказского...
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Северо-Кавказского...
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ноу впо «Северо-Кавказский...
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ноу впо «Северо-Кавказский...
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ноу впо «Северо-Кавказский...
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ноу впо «Северо-Кавказский...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск