Скачать 0.92 Mb.
|
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ» Арбитражный процесс Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ» «Утверждаю» Ректор НОУ ВПО «СКГИ» к.ю.н., доцент ________________ А.Р. Саруханян «___ » ___________ 2012 года специальность 030501 – юриспруденция КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) – юрист Кафедра гражданско-правовых дисциплин АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕСС учебно-методическиЙ КОМПЛЕКС Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гражданско-правовых дисциплин Северо-Кавказского гуманитарного института. Протокол № «___» от «_____» _________________ 2012 года Автор-составитель: Ю.С. Гунарис – кандидат юридических наук, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Северо-Кавказского гуманитарного института. Рецензенты: К.В. Ображиев – кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Северо-Кавказского гуманитарного института. Е.А. Филимонова – кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского права, гражданского и арбитражного процесса РЮИ РПА Минюста России; Учебно-методический комплекс (УМК) по учебной дисциплине «Арбитражный процесс» подготовлен на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030501 «Юриспруденция». УМК включает в себя рабочую программу учебной дисциплины и материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточной аттестации. Рассчитан на студентов Северо-Кавказского гуманитарного института, обучающихся по специальности юриспруденция. © Северо-Кавказский гуманитарный институт, 2012 Рабочая программа учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины «Арбитражный процесс» – это учебно-методическое пособие, определяющее требования к содержанию и уровню подготовки студентов, руководство их самостоятельной работой, виды учебных занятий и формы контроля по данной дисциплине. Рабочая программа включает в себя:
ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА Целевая установка преподавания учебной дисциплины «Арбитражный процесс» строится с учетом задач, содержания и форм деятельности юриста – выпускника НОУ ВПО «Северо-Кавказский гуманитарный институт». Целью обучения является получение выпускником образования, позволяющего приобрести необходимые профессиональные компетенции и успешно работать в избранной сфере деятельности. Содержание обучения в Институте по дисциплине «Арбитражный процесс» строится в соответствии с основными видами и задачами профессиональной деятельности юриста: а) нормотворческая (участие в подготовке нормативных правовых актов); б) правоприменительная (обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм, составление юридических документов); в) правоохранительная (обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства; охрана общественного порядка; предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений; защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности); г) экспертно-консультационная (консультирование по вопросам права; осуществление правовой экспертизы документов); д) педагогическая (преподавание правовых дисциплин в образовательных учреждениях, кроме высших учебных заведений, осуществление правового воспитания). В условиях многообразия и сложности хозяйственных отношений между различными предприятиями и организациями невыполнение или ненадлежащее выполнения договора одним из них, как правило, неизбежно ведет к неблагоприятным последствиям и для других предприятий. Правильно и оперативно разрешая такие споры, своевременно выявляя условия и причины их порождающие, и принимая меры к их быстрейшему устранению, арбитражные суды обеспечивают точное неукоснительное исполнение участниками многочисленных хозяйственных отношений своих прав и обязанностей, защищают права не только конкретных организаций и граждан-предпринимателей, являющихся стороной в споре, но и имущественные интересы многих связанных с ними лиц. Не менее важно и то обстоятельство, что своевременное и правильное разрешение таких споров создает обстановку стабильности в области имущественных отношений, способствует упрочению правопорядка в области предпринимательской и иной экономической деятельности. Дисциплина «Арбитражный процесс», изучаемая студентами в 8, 9 семестрах, помогает им разобраться с одним из самых сложных аспектов разрешения хозяйственных споров, с арбитражным процессом. Курс «Арбитражный процесс» разработан на основе научных, учебно-методических материалов и программ по данной учебной дисциплине, по которым ведется подготовка специалистов ведущими юридическими вузами Российской Федерации. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Распределение учебного материала по темам ТЕМА 1. Арбитражные суды, их функции и задачи. Понятие арбитражного процесса и арбитражного процессуального права. История становления и развития арбитражных судов в России. Реформа системы арбитража и ее причины. Современная система, состав и структура арбитражных судов в России. Функции арбитражных судов, их задачи. Право на обращение в арбитражный суд. Понятие арбитражного процесса. Арбитражная процессуальная форма. Предмет арбитражного процесса. Стадии арбитражного процесса. Арбитражное процессуальное право и его источники. Система арбитражного процессуального права. Арбитражные процессуальные правоотношения: объект, субъекты, основания возникновения процессуальных правоотношений. Арбитражный процесс (арбитражное процессуальное право) как юридическая наука и учебная дисциплина. ТЕМА 2. Принципы арбитражного процессуального права. Понятие принципов арбитражного процессуального права. Значение принципов в нормотворческой и правоприменительной деятельности арбитражных судов. Состав и классификация принципов арбитражного процессуального права. Деление принципов на организационно-функциональные и функциональные. Место и роль принципа законности в арбитражном процессе. Организационно-функциональные принципы - принцип назначаемости судей арбитражных судов, принцип сочетания единоличного и коллегиального состава суда при рассмотрении дел, принцип независимости судей арбитражного суда, принцип равенства организаций и граждан перед законом и судом, принцип национального языка арбитражного судопроизводства. Функциональные принципы - принцип диспозитивности, принцип состязательности, принцип процессуального равноправия сторон, принцип сочетания устности и письменности в процессе, принцип непосредственности, принцип непрерывности. ТЕМА 3. Досудебный (претензионный) порядок урегулирования экономических споров. Подведомственность и подсудность экономических споров и иных дел арбитражным судам. Правовая природа досудебного (претензионного) порядка урегулирования экономических споров и его значение. Изменение законодательства о претензионном порядке урегулирования споров. Условия применения обязательного досудебного (претензионного) порядка урегулирования экономических споров. Сроки, порядок, форма предъявления претензий. Рассмотрение претензий. Последствия соблюдения и нарушения досудебного (претензионного) порядка урегулирования споров. Подведомственность дел арбитражным судам: понятие подведомственности, ее значение, категории экономических споров и иных дел, отнесенных к ведению арбитражных судов. Разграничение споров между судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Передача экономических споров на разрешение третейского суда. Подсудность. Общие правила определения подсудности дел арбитражным судам. Виды подсудности. Подсудность дел о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан-предпринимателей. Передача дел из одного арбитражного суда в другой. ТЕМА 4. Участники арбитражного процесса. Общая характеристика участников арбитражного процесса. Изменения в законодательстве об участниках арбитражного процесса. Состав арбитражного суда. Основания и порядок отвода судей. Лица, участвующие в деле. Процессуальные права и обязанности лиц, участвующих в деле. Стороны в арбитражном процессе. Участие в деле нескольких истцов и ответчиков. Процессуальное правопреемство. Заявители и заинтересованные лица. Третьи лица. Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования на предмет спора. Участие прокурора в арбитражном процессе. Участие в арбитражном процессе государственных и иных органов, выступающих в защиту прав других лиц. Лица, содействующие осуществлению правосудия. Представительство в арбитражном процессе. Помощник судьи. Секретарь судебного заседания. ТЕМА 5. Иск в арбитражном процессе. Доказательства. Исковая форма защиты права в арбитражном суде. Понятие иска. Элементы и виды исков. Право на иск. Процессуальные средства защиты ответчика против иска. Обеспечение иска. Распоряжение исковыми средствами защиты права. Соединение и разъединение нескольких исковых требований. Понятие доказательств. Классификация доказательств. Обязанность доказывания. Субъекты доказывания. Обязанность представления доказательств. Относимость и допустимость доказательств. Письменные и вещественные доказательства. Порядок истребования и представления письменных и вещественных доказательств. Осмотр и исследование письменных и вещественных доказательств на месте их нахождения. Объяснения сторон и третьих лиц. Свидетельские показания, экспертиза. Условия назначения по делу экспертизы. Права экспертов. Заключение эксперта. Обеспечение доказательств. Арбитражные судебные поручения. Оценка доказательств арбитражным судом. ТЕМА 6. Арбитражные расходы и штрафы. Процессуальные сроки Понятие и виды арбитражных расходов. Государственная пошлина, ее размер. Освобождение от уплаты арбитражных расходов. Возврат государственной пошлины. Выплата сумм, причитающихся экспертам, свидетелям и переводчикам. Распределение между сторонами арбитражных расходов. Арбитражные штрафы. Понятие и виды процессуальных сроков. Сроки, установленные законом. Сроки, определяемые арбитражным судом. Исчисление сроков. Приостановление, восстановление, продление и перерыв процессуальных сроков. Последствия пропуска процессуального срока. ТЕМА 7. Предъявление иска. Подготовка дела к судебному разбирательству. Примирительные процедуры. Мировое соглашение. Порядок предъявления иска и последствия его нарушения. Исковое заявление, его форма и содержание. Исправление недостатков искового заявления. Принятие искового заявления и основания к отказу в его принятии. Отзыв на исковое заявление. Предъявление встречного иска. Значение подготовки дела к судебному разбирательству как самостоятельной стадии процесса. Процессуальные действия судьи в этой стадии. Содержание определений, выносимых в стадии подготовки дела к судебному разбирательству. Примирение сторон. Мировое соглашение. ТЕМА 8. Разрешение споров в заседании арбитражного суда. Постановления арбитражного суда Приостановление производства по делу и его возобновление. Оставление заявления без рассмотрения. Прекращение производства по делу. Сроки рассмотрения дел. Порядок в заседании арбитражного суда. Протоколирование судебного заседания. Рассмотрение спора без участия сторон и их представителей и при непредставлении отзыва на исковое заявление и истребованных судьей материалов. Исследование доказательств. Перерыв в судебном заседании. Формы окончания производства по делу без вынесения решения. Понятие и виды арбитражных постановлений. Принятие решения. Сущность и содержание решения арбитражного суда. Виды решений. Обеспечение решения. Исправление недостатков решения. Законная сила решений арбитражного суда. Определения арбитражного суда и их виды. ТЕМА 9. Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. Особенности производства в арбитражном суде по отдельным категориям дел. Производство по делам с участием иностранных лиц. Особенности рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений. Рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц. Рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности. Рассмотрение дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности. Рассмотрение дел о взыскании обязательных платежей и санкций. Общие положения о производстве в арбитражном суде отдельных категорий дел. Рассмотрение дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение. Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве). Рассмотрение дел в порядке упрощенного производства. Производство по делам об оспаривании решений третейских судов. Производство по делам о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда. Производство по делам о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений. Компетенция арбитражных судов в Российской Федерации по рассмотрению дел с участием иностранных лиц. Особенности рассмотрения дел с участием иностранных лиц. ТЕМА 10. Производство в арбитражном суде апелляционной инстанции. Виды производств по пересмотру решений арбитражных судов. Право апелляционного обжалования и его субъекты. Объекты апелляционного обжалования. Арбитражные суды, рассматривающие апелляционные жалобы. Срок, порядок подачи, содержание апелляционной жалобы. Производство по апелляционной жалобе. Полномочия суда апелляционной инстанции. Основания к изменению или отмене решения судом апелляционной инстанции. Постановление суда апелляционной инстанции и его обжалование. ТЕМА 11. Производство в арбитражном суде кассационной инстанции. Право кассационного обжалования: субъекты, объекты права кассационного обжалования. Срок, порядок подачи и содержание кассационной жалобы. Арбитражные суды, проверяющие законность решений в кассационной инстанции. Процессуальные действия, связанные с поданной кассационной жалобой. Срок рассмотрения кассационной жалобы. Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции. Полномочия суда кассационной инстанции. Основания к отмене или изменению решения или постановления арбитражного суда судом кассационной инстанции. Постановление суда кассационной инстанции. Обязательность указаний суда кассационной инстанции. ТЕМА 12. Производство по пересмотру судебных актов в порядке надзора. Пересмотр решений арбитражных судов в порядке надзора как исключительная стадия процесса. Объект пересмотра в порядке надзора. Возбуждение процесса по пересмотру решений или постановлений арбитражных судов в порядке надзора. Порядок рассмотрения протеста. Полномочия Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по пересмотру дел в порядке надзора. Порядок принятия постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и обязательность его указаний для арбитражного суда, вновь рассматривающего дело. ТЕМА 13. Производство по пересмотру вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам. Понятие пересмотра судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам. Основания пересмотра. Порядок и срок подачи заявления о пересмотре решения, постановления, определения. Арбитражные суды, осуществляющие пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам. Рассмотрение заявления. Оформление результатов пересмотра. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ ЗАНЯТИЙ Тематический план учебной дисциплины очной формы обучения
Тематический план учебной дисциплины заочной формы обучения
Тематический план учебной дисциплины для лиц, обучающихся по сокращенной программе
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ Основными видами аудиторной работы студентов являются лекции и семинарские занятия. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на семинарское занятие и указания на самостоятельную работу. Семинарские занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений по изучаемой проблематике, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине. Семинар предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения студентов. Обсуждение сообщения совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Сообщения, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам семинара, заслушиваются обычно в середине занятия. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам. В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей преподаватель в ходе семинарских занятий может осуществлять текущий контроль знаний в виде тестовых заданий. При подготовке к семинару студенты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя. Вопросы для обсуждения, тематика сообщений, литература для подготовки к семинарам указаны в настоящих рекомендациях. Кроме указанных тем студенты вправе, по согласованию с преподавателем, избирать и другие интересующие их темы. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает в конце семинара, выставляя в рабочий журнал текущие оценки. Студент имеет право ознакомиться с ними. Одна из эффективных форм освоения учебного материала – это подготовка сообщений. Сообщение – это самостоятельная работа, анализирующая и обобщающая публикации по заданной тематике, предполагающая выработку и обоснование собственной позиции автора в отношении рассматриваемых вопросов. Подготовка сообщения – достаточно кропотливый труд. Его написанию предшествует изучение широкого круга различных первоисточников, монографий, статей, обобщение личных наблюдений. Работа над сообщением способствует развитию самостоятельного, творческого мышления, учит применять правовые знания на практике при анализе актуальных социальных и правовых проблем. Рекомендуемое время сообщения - 10-12 минут. Одним из основных видов деятельности студента является самостоятельная работа, которая включает в себя изучение лекционного материала, учебников и учебных пособий, первоисточников, подготовку сообщений, выступления на групповых занятиях, выполнение заданий преподавателя. Методика самостоятельной работы предварительно разъясняется преподавателем и в последующем может уточняться с учетом индивидуальных особенностей студентов. Время и место самостоятельной работы выбираются студентами по своему усмотрению с учетом рекомендаций преподавателя. Самостоятельную работу над дисциплиной следует начинать с изучения программы, которая содержит основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучаемых. Обязательно следует вспомнить рекомендации преподавателя, данные в ходе установочных занятий. Затем – приступать к изучению отдельных разделов и тем в порядке, предусмотренном программой. Получив представление об основном содержании раздела, темы, необходимо изучить материал с помощью учебника. Целесообразно составить краткий конспект или схему, отображающую смысл и связи основных понятий данного раздела и включенных в него тем. Затем, как показывает опыт, полезно изучить выдержки из первоисточников. При желании можно составить их краткий конспект. Обязательно следует записывать возникшие вопросы, на которые не удалось ответить самостоятельно. Особенности в организации самостоятельной работы у студентов, обучающихся по заочной форме обучения. Требования, предъявляемые к студенту ОЗО преподавателем на экзамене, а в дальнейшем работодателем при приеме на работу, не отличаются от таких же требований к студентам и выпускникам ОФО. Это обстоятельство предполагает исключительно серьезное отношение к организации самостоятельной работы и соблюдение студентами заочной формы обучения определенных правил и технологии подготовки. Подготовительный этап. По зачислении на очередной курс следует провести подготовку к началу обучения. Эта подготовка в самом общем включает несколько необходимых пунктов.
Некоторые общие рекомендации по изучению литературы.
При чтении необходимо выделить основную мысль, представить прочитанное как единое целое. Это легче сделать, если студент при чтении каждого параграфа (раздела) сам себе ответит на вопросы, о чем говорится в данной части текста, чем сказанное подтверждается или поясняется. Заключительным этапом изучения учебника, книги или статьи является запись, конспектирование прочитанного. Конспект позволяет быстро восстановить в памяти содержание прочитанной книги. Кроме того, процесс конспектирования организует мысль, которая побуждает читающего к обдумыванию, к активному мышлению, улучшает качество усвоения и запоминания. Запись способствует выработке ясно, четко и лаконично формулировать и излагать мысль. Запись следует вести сжато и обязательно своими словами. Существуют три основные формы записи прочитанного: план, тезисы, конспект. План – самая короткая форма записи прочитанного. Различают план простой и развернутый. Простой план включает перечень заголовков или вопросов, о которых говорится в главе (параграфе или статье), расположенных в том же порядке, что и в книге. Развернутый план – это такой план, в котором каждый вопрос разбит на под вопросы. Тезисы представляют собой запись основных положений и идей, изложенных в книге или статье, и являются более полным раскрытием плана. Конспект – это сжатое логически связанное изложение прочитанного. В конспекте помещаются не только главные положения книги, но и аргументы (цифры, примеры, таблицы и т.д.). Таким образом, самостоятельная работа студентов является одним из видов учебных занятий, она в значительной мере определяет успех обучения в институте. Самостоятельная работа способствует приобретению глубоких и прочных знаний по арбитражному процессу, вырабатывает умение ориентироваться в огромном потоке информации и дает навыки работы с учебной и научной литературой. Самостоятельная работа приучает делать обобщения и выводы, вырабатывает умение логично излагать изучаемый материал, формирует у студентов творческий подход, способствует использованию полученных знаний для разнообразных практических задач, развивает самостоятельность в принятии решений. Особенности работы преподавателя со студентами по индивидуальному графику. Данная форма работы предназначена для студентов, которые по тем или иным причинам не имеют возможности посещать аудиторные занятия (лекции или семинары) и изучают арбитражный процесс самостоятельно с систематической отчетностью по пройденным темам на контрольных собеседованиях. Преподаватель совместно со студентом составляет график индивидуальной работы, включающий основные формы отчетности. Если студент не соблюдает графика прохождения контрольных собеседований или демонстрирует во время их проведения плохие знания, преподаватель вправе лишить его возможности работать по индивидуальному плану. Контрольные собеседования проводит преподаватель, ведущий занятия в студенческой группе. При самостоятельном изучении арбитражного процесса студент руководствуется УМК по арбитражному процессу. Подготовка к экзамену. Изучение дисциплины «Арбитражный процесс» заканчивается экзаменом, который проводится по всему ее содержанию. Форма экзамена: ответ на вопросы по билетам. К экзамену допускаются студенты, которые систематически, в течение всего семестра работали на занятиях и показали уверенные знания по вопросам, выносившимся на групповые занятия. Непосредственная подготовка к экзамену осуществляется по вопросам, представленным в данном пособии. Тщательно изучите формулировку каждого вопроса, вникните в его суть, составьте план ответа. Обычно план включает в себя:
План ответа желательно развернуть, приложив к нему ссылки на первоисточники с характерными цитатами. Необходимо отметить для себя пробелы в знаниях, которые следует ликвидировать в ходе подготовки, для чего следует обратиться за консультацией к преподавателю. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ТЕМА 1. |
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное... Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры уголовно-правовых дисциплин Северо-Кавказского гуманитарного... | Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное... Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры уголовно-правовых дисциплин Северо-Кавказского гуманитарного... | ||
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное... Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин Северо-Кавказского гуманитарного... | Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное... Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин Северо-Кавказского гуманитарного... | ||
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное... Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Северо-Кавказского... | Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное... Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Северо-Кавказского... | ||
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное... Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Северо-Кавказского... | Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное... Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Северо-Кавказского... | ||
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное... Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Северо-Кавказского... | Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное... Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Северо-Кавказского... | ||
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное... Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Северо-Кавказского... | Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное... Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Северо-Кавказского... | ||
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное... Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ноу впо «Северо-Кавказский... | Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное... Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ноу впо «Северо-Кавказский... | ||
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное... Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ноу впо «Северо-Кавказский... | Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное... Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ноу впо «Северо-Кавказский... |