РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт геологии и минералогии им. В.С. Соболева
Сибирского отделения Российской академии наук
(ФГБУН ИГМ им. В.С. Соболева СО РАН)
УТВЕРЖДАЮ Директор Института
академик____________ Н.П. Похиленко «_____»_____________2013 г. М.П.
.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОД.А.08 Палеонтологические исследования: методы и подходы
(наименование дисциплины) основной образовательной программы послевузовского профессионального образования
(аспирантура)
по специальности 25.00.02 Палеонтология и стратиграфия
Новосибирск
2013
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука
Сибирского отделения Российской академии наук
(ИНГГ СО РАН)
УТВЕРЖДАЮ
Директор ИНГГ СО РАН
Академик РАН ____________ М.И. Эпов “ “ ______________ 2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОД.А.08 Палеонтологические исследования: методы и подходы основной образовательной программы послевузовского профессионального образования
(аспирантура)
по специальности 25.00.02 Палеонтология и стратиграфия
Новосибирск 2013 Программа составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
1. Федеральные государственные требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) – приказ Минобрнауки России от 16.03.2011 № 1365.
2. Паспорт научной специальности 25.00.02 – «Палеонтология и стратиграфия», разработанный экспертами ВАК Минобрнауки России в рамках Номенклатуры специальностей научных работников, утвержденной приказом Минобрнауки России от 25.02.2009 г. № 59. 3. Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 25.00.02 – «Палеонтология и стратиграфия», утвержденная приказом Минобрнауки России от 08.10.2007 № 274 «Об утверждении программ кандидатских экзаменов».
Составители рабочей программы:
Старший научный сотрудник, к.г.-м.н. _____________ О.Т. Обут Зам. директора по научной работе, д.г.-м.н. _____________ Н.В. Сенников
Ответственный за специальность
д.г.-м.н. ______________ Н.В. Сенников
ПРИНЯТО
Учёным советом ИНГГ СО РАН
Протокол № от 21.05.2013
Учёный секретарь, к.г.-м.н. Т.М. Парфёнова
________________________
Цели и задачи освоения дисциплины
Цель изучения дисциплины: ознакомление с основными направлениями палеонтологических исследований - биостратиграфическим (геологическим) и палеобиологическим, их взаимосвязями и взаимодополнениями, а также с областью их практического применения.
Задачи дисциплины: - изучение этапов становления палеонтологии как самостоятельной дисциплины и связи с науками биологического и геологического циклов;
- изучение структуры современной палеонтологии и ознакомление с примерами биостратиграфических и палеобиологических исследований;
- ознакомление с методами и приемами работы палеонтолога в полевых условиях, технологии подготовки ископаемых палеонтологических остатков для дальнейших исследований в лаборатории.
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)
Дисциплина «Палеонтологические исследования: методы и подходы» является частью образовательной программы подготовки аспирантов по специальности 25.00.02 «Палеонтология и стратиграфия». Требования к первоначальному уровню подготовки обучающихся для успешного освоения дисциплины:
• базовые знания по общей геологии, минералогии, петрографии, литологии. С другими частями образовательной программы соотносится следующим образом:
Дисциплины, предшествующие по учебному плану:
• ОД.А.05 Эволюция биосферы
Разделы, последующие по учебному плану:
• НИР.А.00, Научно-исследовательская работа и выполнение диссертации на соискание ученой степени кандидата наук.
• ПД.А.00, Подготовка к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата наук. Дисциплина является дисциплиной по выбору.
Требования к уровню подготовки аспиранта, завершившего изучение данной дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Общекультурные компетенции:
ОК-2
| Способен к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности;
| ОК-6
| Способен самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности;
| Профессиональные компетенции:
ПК-15
| Способен использовать профильно-специализированные знания в области геологии, геологии и геохимии горючих ископаемых, экологической геологии для решения научных и практических задач (в соответствии с профилем подготовки).
| ПК-17
| Способен использовать профильно-специализированные информационные технологии для решения геологических, нефтегазовых и эколого-геологических задач (в соответствии с профилем подготовки).
|
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
иметь представление о структуре современной палеонтологии, основных направлениях исследований, ее методы и роли в реконструкции среды геологического прошлого; иметь понятие об элементарном палеонтологическом материале и ископаемой популяции.
овладеть методами и приемами работы палеонтолога по сбору ископаемого материала, способам механической и химической препарировки, оценки его качества, определения и описания, изучения филогении и систематики
знать особенности методик изучения различных групп древнего органического мира (водорослей, спор и пыльцы, фораминифер, археат (археоцеат, афросальпингоид, рецептокулитов, губок и др.), морских кораллов (табулят, ругоз и гелиотид), трилобитов, остракод, моллюсков (гастропод, двустворчатых, аммонитов, белемнитов, хиолитов), беззамковых и замковых брахиопод, морских лилий, граптолоидей Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц, 72 часов.
Вид учебной работы
| Объём часов / зачетных единиц
|
|
| Всего
| 72/2
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
| 36/1
| в том числе:
| -
| лекции
| 16
| практические занятия
| 12
| семинары
| 8
| Самостоятельная работа аспиранта (всего)
| 36/1
| Вид контроля по дисциплине: Рефераты
Зачет
|
|
Разделы дисциплины и виды занятий
№
| Наименование раздела дисциплины
| Лекц.
| Практ.
| Лаб.
| Семин
| Сам. раб.
| Всего
| п/п
|
|
|
|
|
|
|
| 1.
| Методы полевого отбора и предварительного изучения палеонтологических остатков
| 2
| 6
|
|
| 6
| 14
| 2.
| Лабораторные методы отбора и препарирования макро и микропалеонтологических объектов
| 2
| 6
|
|
| 6
| 14
| 3.
| Методы исследования палеонтологического материала
| 4
|
|
| 4
| 8
| 16
| 4.
| Систематическая палеонтология
| 4
|
|
| 2
| 8
| 14
| 5.
| Основы современных представлений о закономерностях эволюции органического мира
| 4
|
|
| 2
| 8
| 14
|
Содержание дисциплины:
№
| Наименование раздела
| Содержание раздела
| п/п
| дисциплины
|
| 1
| Методы полевого отбора и предварительного изучения палеонтологических остатков
| Палеонтологический материал и его научная обработка. Сохранность палеонтологического материала и палеонтологическая летопись.
Сбор и методы обработки ископаемых остатков.
| 2
| Лабораторные методы отбора и препарирования макро и микропалеонтологических объектов
| Подготовка палеонтологического материала к научному описанию. Способы препарировки макро- и микроокаменелостей. Способы механической, химической препарировки. Оптические приборы и электронные микроскопы (сканирующий и трансмиссионный) в палеонтологических исследованиях.
| 3
| Методы исследования палеонтологического материала
| Определение и описание палеонтологического материала. Диагностические признаки, их оценка и описание. Изучение изменения особей в онтогенезе. Типы и темпы роста, индивидуальная и межпопуляционная изменчивость, методы ее изучения.
Оценка качества палеонтологического материала. Понятие об элементарном палеонтологическом материале. Ископаемая популяция.
| 4
| Систематическая палеонтология
| Проблема вида в палеонтологии. Внутривидовые категории, скорость видообразования. Номенклатура видов. Международные кодексы зоологической и ботанической номенклатуры. Номенклатурные типы и их значение в палеонтологической систематике.
Форма описания вида.
Высшие таксоны в палеонтологии и критерии их выделения. Типы систем. Филогения и систематика. Систематические категории.
| 5
| Основы современных представлений о закономерностях эволюции органического мира
| Проблема вымирания организмов. Теория биологической эволюции и данные палеонтологии. Палеонтология, ее методы и роль в реконструкции среды геологического прошлого.
|
Самостоятельная работа аспирантов
Используются виды самостоятельной работы аспиранта: в читальном зале библиотеки, в учебных кабинетах, на рабочих местах с доступом к ресурсам Интернет и в домашних условиях. Порядок выполнения самостоятельной работы соответствует программе курса и контролируется устными докладами на семинарах и письменными рефератами. Самостоятельная работа подкрепляется учебно-методическим и информационным обеспечением, включающим рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, а также конспекты лекций. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
8.1.Основная и дополнительная литература а) основная литература
Войткевич Г.В. Происхождение и химическая эволюция Земли. М.: Изд-во Наука, (НПЛ), 1973.
Глушков В.М. Распознание образов в бионике. В кн. Бионика. М.: Изд-во Наука, 1965.
Давиташвили Л.Ш. Причины вымирания организмов. М.: Изд-во Наука, 1969.
Завадский К.М. Вид и видообразование. Л.: Изд-во Наука, 1968.
Закономерности прогрессивной эволюции. Л.: Изд-во Наука, 1972.
Зенкевич Л.А. Моря СССР, их фауна и флора. М.: Изд-во Учпедгиз, 1966.
Захаров В.А. Значение полевых литолого-палеоэкологических наблюдений для исследований по систематике. В кн. Среда и жизнь в геологическом прошлом. Новосибирск. Изд-во Наука. 1974, с. 8-15.
Зубкович М.Е. Методы палеонтолого-стратиграфических исследований (Основы биостратиграфии). М.: Изд-во Высшая школа, 1968.
Ископаемые рифы и методика их изучения. Тр. 3-й палеоэколого-литологический сессии. Свердловск, 1968.
Крашенников Г.Ф. Учение о фациях М.: Изд-во Высшая школа, 1971.
Коробков И.А. Палеонтологические описания. Изд. 2-ое, перераб. дополн. Л.: Изд-во Недра, 1971.
Майр Э. Зоологический вид и эволюция. М.: Изд-во Мир 1968.
Международный кодекс зоологической номенклатуры. М.-Л.: Изд-во Наука, 1956.
Международный кодекс ботанической номенклатуры. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1959.
Методика палеонтологических исследований / Под ред. Б.Камела и Д.Раупа. М.: Изд-во Мир, 1973.
Методика палеонтологических исследований. . М.: Изд-во Мир 1973.
Методы палеогеографических исследований. М. Изд-во Недра, 1964.
Марковский Б.П. Методы биофациального анализа. М. Изд-во Недра, 1969.
Олейников А.И., Жамойда А.И. О перспективах применения математических методов в палеонтологии и статиграфии. Ежегодник ВПО, т. 17, Л., Изд-во Недра, 1965.
Руженцева В.Е. Принципы систематики, система и филогения палеозойских аммоноидей. М.: изд-во АН СССР. 1960 (тр. ПИН АН СССР), т. 83).
Современная палеонтология. В 2х томах / Под ред. В.В. Меннера, В.П. Макридина. М.: Изд-во Недра. 1988.
Соколов В.С. Биохронология и стратиграфические границы В кн.: Проблемы общей и региональной геологии. Новосибирск: Изд-во Наука, 1971.
Франзузова Н.П., Павлинов В.П. Актуализм и его место в геологических исследованиях // Известия высших учебных заведений. Геол. и разведка, МПИ, № 3, 1968.
Цифровое кодирование систематических признаков древних организмов. М.: Изд-во Наука, 1972.
Яковлев Н.Н. Организм и среда. Л.: Изд-во Наука, 1964.
б) дополнительная литература
Воронов А.Г. Биогеография. М.: Изд-во МГУ, 1963.
Высоцкий Б.П. Возникновение актуализма, как научного метода геологии. В кн.: Очерки по истории геологических знаний. Вып. 8-9, М.: Изд-во АН СССР, 1959, 1961.
Геккер Р.Ф. Введение в палеоэкологию. М.: Изд-во Госгеолтехиздат, 1957.
Захарова Т.Л., Захаров Б.В. Опыт применения ЭВМ для изучения внутривидовой изменчивости двустворок // Геология и геофизика. № 12, 1970.
Майр Э. Принципы зоологической систематики. М.: Изд-во Мир 1971.
Меннер В.В. Биостратиграфические основы сопоставления морских лагунных и континентальных свит. М. Изд-во АН СССР, 1962. (Тр. ГИН АН СССР, вып. 65).
Организм и среда в геологическом прошлом. М.: Изд-во АН СССР, 1954.
Руттен М Происхождение жизни. М.: Изд-во Мир, 1973.
Международный стратиграфический справочник под ред. Х. Хедберга. М.: Изд-во Мир, 1978.
в) программное обеспечение г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
8.2. Темы рефератов
Типы сохранности палеонтологических остатков.
Специфика изучения макро- и микрофоссилий.
Методы изучения ископаемых популяций
Математические методы в палеонтологии и стратиграфии.
Методы препарировки палеонтологического материала и его подготовки к монографическому изучению.
Возможности и ограничения при изучении палеонтологических объектов с использованием различных видов микроскопов.
Основные положения Международных зоологического и ботанического кодексов. 9. Материально-техническое обеспечение дисциплины: - аудиторный фонд ИНГГ СО РАН;
- ноутбук, мультимедиа-проектор, экран;
- рабочее место с выходом в Интернет;
- библиотечный фонд ИНГГ СО РАН.
10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины: В процессе изучения дисциплины устанавливаются формы контроля: текущий контроль в течение семестра и аттестация в конце курса. Текущий контроль включает авторские формы проверки знаний аспирантов (тестирование, коллоквиумы, сдача самостоятельных и практических заданий) и написание реферата.
Для допуска к окончательной аттестации необходимо сдать реферат.
Дополнения и изменения в рабочей программе за __________/__________ учебный год В рабочую программу курса ОД.А.08 – дисциплина по выбору «Палеонтологические исследования: методы и подходы» образовательной программы по специальности 25.00.02 – «Палеонтология и стратиграфия»: |