Рабочая учебная программа по дисциплине «Природопользование» Специальность 080109. 65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»





Скачать 468.64 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа по дисциплине «Природопользование» Специальность 080109. 65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
страница1/3
Дата публикации29.09.2013
Размер468.64 Kb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > Право > Рабочая учебная программа
  1   2   3
НОУ ВПО ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ, ПРАВА И ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Факультет «Экономический»

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

______ Моргунова Г.А.

«____»_____________ 2013 г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


учебной дисциплины «Природопользование»

специальности 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

специализации «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих организациях»

Составитель:

Ст. преподаватель __________________________Глушинская Т.В.

Москва 2013НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ, ПРАВА И ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

СОГЛАСОВАНО
Выпускающая кафедра
«Экономики»

Зав. кафедрой__________Иванова Н.В.
«___»________________ 2013 г.

УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе


______________ Моргунова Г.А.
«___»________________ 2013 г.


Кафедра «Организации и правового обеспечения государственной службы»


Автор: Ст. преподаватель Глушинская Т.В.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Природопользование»







Специальность 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Специализация «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих организациях»


Москва 2013


Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного Министерством образования РФ.


Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры «Организации и правового обеспечение государственной службы»
от «___» ____________ 20__г.
Протокол № ___

Зав. кафедрой _________________
Рабочая программа одобрена Ученым Советом Института государственного управления, права и инновационных технологий
От «___» _____________20__г.
Протокол № ________


Программу составила: Ст. преподаватель Глушинская Т.В.

Согласовано
Начальник информационно-

аналитического отдела А.И. Бойков


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель учебной дисциплины: формирование экологического мировоззрения студентов, создание теоретической базы для успешного усвоения ими специальных дисциплин и, в частности, – формирование эколого-экономического подхода к решению проблем природопользования, умение формулировать приоритеты в проблемах природопользования Российской Федерации и мирового сообщества.
Задачи учебной дисциплины:

  1. привить будущим специалистам систематизированные знания в области взаимодействия природной и социальной среды;

  2. научить их определять оптимальные соотношения требований и потребностей развития технологий в целях сохранения равновесия в природе и гармонии в развитии природных систем;

  3. научить студентов анализировать отношения между структурными компонентами общества и природы, а также соотносить цели развития общества с природными закономерностями;

  4. привить студентам умение содействовать тем изменениям в природе, которые способствуют сохранению и преобразованию биосферы.


МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКА

Природопользование, как междисциплинарная наука о закомерностях эколого-экономических отношений общества и природы имеет непосредственную связь практически со всеми экономическими, социальными и естественнонаучными дисциплинами, изучаемыми на протяжении всей программы обучения. Изучение дисциплины «Природопользование» является необходимым дополнением при подготовке специалиста в сфере государственного и муниципального управления. Учебная дисциплина является частью цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин (по выбору)..
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.
В результате изучения курса «Природопользование» студенты должны:
Знать:

  • понятийный аппарат учебной дисциплины;

  • классификацию природных ресурсов, ресурсные циклы, современные научные методы природопользования;

  • основы территориального (регионального) и отраслевого природопользования;

  • особенности рационального природопользования;

  • основные причины кризиса естественного кругооборота веществ в природе и последствиях загрязнения биосферы в результате производственной деятельности человека;

  • о возможностях рационального использования водных ресурсов;

  • о возможностях рационального использования органических топливно-энергетических ресурсов и их частичной замены альтернативными источниками энергии;

  • о роли экологического баланса в производственных процессах.


Уметь:

  • отличать признаки рационального и экстенсивного природопользования;

  • прогнозировать развитие системы «человек – природа» на примере гипотетической теории или отрасли;

  • давать экспертную оценку природным ресурсам по исчерпаемости, возможности самовосстановления, по темпам экономического восполнения и возможности замены одних ресурсов другими;

  • формулировать приоритеты в решении проблем природопользования Российской Федерации и мирового сообщества.


Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Кол-во часов по формам обучения

Очная

Заочная

№№ семестров

2

3

Аудиторные занятия

38

8

Лекции

30

2

Практические и семинарские занятия

8

6

Самостоятельная работа

32

62

ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ

70

70

Текущий контроль (вид текущего контроля и кол-во, №№ семестров)

Тестирование 3 раза

Тестирование 1 раз

Курсовая работа (№ семестра)

-

-

Виды промежуточного контроля (экзамен, зачет, №№ семестров)

зачет (2 сем.)

зачет (3 сем.)


Содержание дисциплины
Тема 1. Введение в дисциплину.

Междисциплинарный характер изучения взаимодействия общества и природы. Комплекс естественнонаучных и социально-экономических знаний как методологическая база природопользования. Роль экологии, географии и экономики в его формировании. Эколого-экономический подход к решению проблем природопользования.

Тенденции в изменении отношения человека к природе. Путь от покорения природы к сотворчеству с ней.

Формы воздействия человека на природу. Преднамеренные и непреднамеренные воздействия человека на природу. Виды воздействий (изымание и привнос вещества и энергии, перераспределение вещества и энергии в природных системах, возведение искусственных объектов, геохимические неоаномалии и др.). Показатели размерности воздействия: ресурсоемкость (землеемкость, водоемкость и др.), отходы. Техногенные нагрузки на природу и их оценка. Природопользование – система взаимодействия природы, общества и хозяйства.
Тема 2. Становление и развитие природопользования.

Системы регионального природопользования (РП) как исторически сложившиеся формы взаимодействия человека с природной средой, обусловленные особенностями природной среды и социально-экономической структурой общества. Роль географических условий, социально-экономических, культурных, исторических факторов в формировании систем РП.

Исторические этапы становления систем природопользования. Первичная дифференциация природопользования в условиях присваивающего хозяйства (собирательство, охота, рыболовство) в разных географических поясах как форма адаптации человека в процессе расселения и освоения ландшафтов. Экстенсивный характер природопользования, "емкость ландшафтов" в условиях материально-культурных типов присваивающего хозяйства.

Влияние глобальных климатических изменений на трансформацию природопользования. Кризис охотничьего хозяйства как первый антропогенный кризис природопользования.

Формирование и распространение систем природопользования, основанных на формах производящего хозяйства. Неолитическая революция. Первичные очаги земледелия (Передняя Азия, Юго-Восточная Азия, Северный Китай, Анды и др.), выведение новых культурных растений и одомашнивание животных. Раннеземледельческие цивилизации (мотыжное и пашенное земледелие): ареалы распространения, орудия труда, агротехнические приемы, влияние на природную среду, экологические последствия. Традиционные приемы отгонного скотоводства и землепользования (Северная Африка, Передняя Азия, Внутренняя Азия и др.). Роль технических нововведений в региональной дифференциации природопользования. Формирование долинно-речных, предгорных, оазисных, береговых очагов и поясов агроландшафтов. Трансформация природной среды в доиндустриальный период.

Экологические кризисы раннего средневековья; их географическая приуроченность, причины возникновения и развития.

Изменение природопользования в эпоху Великих географических открытий и Промышленной революции. Внедрение новых систем природопользования в Новом Свете, тропиках. Интенсификация хозяйственного освоения, новый уровень ресурсопользования, усиление техногенной нагрузки на природную среду. Трансформация традиционных систем природопользования. Механизация, привлечение новых источников используемой энергии (ископаемые угли и другие ресурсы) и новых орудий труда.

Развитие индустриально-промышленных и аграрно-технических систем природопользования в XIX - XX вв.: формирование антропогенных и техногенных ландшафтов, развитие новых отраслей экономики, увеличение использования органического топлива, скачок в энергопотреблении. Рост городов, прогрессирующая урбанизация. Техногенные агроландшафты. Неблагоприятные экологические ситуации и экологические кризисы.
Тема 3. Глобальные проблемы современного природопользования.

Изменение природных систем под воздействием человека. Перестройка физико-географических процессов и свойств компонентов природы (нарушение естественного обмена веществ, уменьшение или увеличение запасов ресурсов, изменение видового состава биоты и др.).

Нарушение структуры природных систем и трансформация их в природно-антропогенные и антропогенные. Формирование природно-технических систем.

Особенности природопользования в условиях НТР: сдвиги в ресурсо- и энергопотреблении, внедрение новых материалов и нетрадиционных источников энергии, безотходных технологий. Интенсификация сельского и лесного хозяйства: воздействие гидромелиорации, механизации, химизации, новых агротехнических приемов.

Важнейшие и наиболее специфические системы природопользования в России. Фоновые, очаговые и локальные системы природопользования. Формирование специализированного (фонового и очагового) природопользования на основе следующих хозяйственных систем: крупных минерально-ресурсных провинций и отдельных месторождений полезных ископаемых, крупных водохозяйственных комплексов; промышленных лесных массивов, неполивного земледелия республиканской специализации, орошаемого земледелия, рекреационного хозяйства, пригородного сельского хозяйства, и др.

Города и промышленно-городские агломерации как центры крупно- и мелкоочагового природопользования. Формирование особых типов природопользования урбанизированных территорий, с высокой степенью концентрации крупной промышленности, энергетических объектов, городской застройки, транспортной сети. Высокая плотность природопользователей, конкуренция за дефицитные природные ресурсы (воду, земли, комфортные местообитания и др.). Возрастание спроса на естественные рекреационные ландшафты и резкое увеличение нагрузок на природные объекты, развитие природоохранной и природовосстановительной деятельности. Проблемы природопользования периферийных территорий. Примеры систем природопользования урбанизированных территорий – Московская, Ленинградская, Волго-Донская, Средне-Волжская, Волго-Вятская.
Тема 4. Ресурсный потенциал природной среды.

Понятие «Природно-ресурсный потенциал» территории и геосистем (ландшафтов). Физико-географические и экономические подходы к определению природно-ресурсного потенциала. Факторы дифференциации количественных параметров и качественных свойств природно-ресурсного потенциала; его ландшафтная обусловленность.

Понятие «природные ресурсы». Природные ресурсы как пространственно-временная категория. Системы классификации природных ресурсов – по происхождению, по видам хозяйственного использования, по степени исчерпаемости и возобновляемости. Принципы использования возобновляемых, относительно возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов. Истощение природно-ресурсного потенциала геосистем при бесконтрольном использовании, ухудшение качества ресурсов вследствие техногенного загрязнения.

Минеральные ресурсы. Понятия «минеральные ресурсы» и «полезные ископаемые». Классификации и виды полезных ископаемых. Эпохи рудообразования. Приуроченность основных минерально-сырьевых провинций и отдельных месторождений к тектоническим структурам. Валовые, технические и экономические параметры запасов минерального сырья. Обеспеченность и дефицитность разных видов минеральных ресурсов. Минеральные ресурсы России. Крупнейшие скопления минеральных ресурсов, связанных с тектоническими структурами: нефтегазоносные, угленосные, железорудные, рудоносные цветных, драгоценных и редких металлов, соленосные и др., как районообразующие «ядра» или «поля»: район Курской Магнитной Аномалии, Двинско-Печорский район, Карело-Мурманский, Прикамский, Предкавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Предбайкальский, Ленский (Якутский), Забайкальский, Приамурский, Северо-Восточный, Тихоокеанский и другие.

Водные ресурсы. Водно-ресурсные категории и их связь с общим круговоротом воды. Представление о скорости возобновления и объемах водных масс, перемещающихся по звеньям круговорота в пределах отдельных районов, крупных территориальных подразделений и суши в целом. Речной сток, его поверхностная и подземная составляющие как основная водно-ресурсная категория территории. Подземные воды зоны активного водообмена.

Водохозяйственные балансы. Основные сектора экономики как главные водопотребители – промышленность, в т.ч. теплоэнергетика, сельское хозяйство, комунально-бытовые службы. Различия в принципах водопользования в зависимости от водопотребителя. Качественное и количественное истощение водозапасов в локальном, региональном и глобальном масштабах. Меры по предотвращению загрязнения и истощения пресных чистых вод.

Водные ресурсы территории России. Объёмы водозапасов, их территориальное распределение. Специфика водохозяйственного баланса по крупным регионам России. Водно-дефицитные и водно-избыточные районы. Комплексное использование и охрана природы речных бассейнов, великих озер, морей (Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское).

Агроклиматические ресурсы. Закономерности распределения тепла, влаги и света по поверхности материков и по отдельным регионам. Обусловленность сельскохозяйственного освоения территории агроклиматическими ресурсами. Международные и отечественные системы классификации агроклиматических ресурсов.

Специфика условий проживания населения в разных регионах России. Понятие комфортности природных условий для жизни населения. Классификация территории страны по уровню комфортности природных условий для жизнедеятельности населения: экстремальные территории, дискомфортные, гипокомфортные, прекомфортные, комфортные.

Агроклиматические условия, определяющие возможность развития растениеводства в России. Тепло- и влагообеспеченность территории. Типы зимования. Приуроченность возделываемых культур к агроклиматическим поясам, подпоясам и областям увлажнения.

Земельные ресурсы. Понятие «земельный фонд», его качественные и количественные параметры. Земли как пространственный базис жизнедеятельности общества и размещения производства, и как объект хозяйственного использования. Классификации земельных ресурсов. Продуктивность почв и ее обусловленность зонально-поясной структурой природной среды. Продовольственные ресурсы территории. Концепция «поддерживающей ёмкости» ландшафта (территории). Возможность увеличения производства продовольствия за счет применения агромелиоративного комплекса – водных, химических, биологических, агротехнических и пр. мелиораций.

Потребители земельных ресурсов – сельское хозяйство, лесное хозяйство, города и сельские населенные пункты, объекты инфраструктуры, рекреационные объекты, горнодобывающие комплексы, охраняемые природные объекты и др.

Земельные ресурсы России. Земельный фонд и его категории. Пахотнопригодные земли, их географическое распространение. Основные землепользователи. Почвенный покров, естественная продуктивность почв, необходимость в агромелиоративном комплексе. Бонитировка почв.

Лесные ресурсы. Основные понятия: лесная и лесопокрытая площади, лесистость территории, бонитировка лесных угодий, валовый запас и ежегодные приросты древесины, допустимые нормы рубки и их определение.

Лесорастительные пояса суши Земли, их качественные и количественные параметры; основные экологические проблемы лесопользования. Мировые лесные конгрессы, современная оценка и прогнозные модели лесорастительного потенциала суши и отдельных регионов.

Лесорастительные пояса России. Классы лесов. Валовые запасы древесины, ежегодные приросты, допустимые нормы рубок. Типы рубок. Масштабы лесоразработок, лесомелиорации и лесовосстановление.

Рекреационные ресурсы. Рекреационная привлекательность геосистем (ландшафтов), методы ее оценки. Курортное, туристическое, бальнеологическое, природоохранное освоение рекреационного потенциала территории. Экологические проблемы рекреационных зон, меры по их охране и оздоровлению. Экономическая эффективность организации рекреационного хозяйства. Учет необходимости сохранности биологического и ландшафтного разнообразия в условиях повышенных нагрузок в рекреационных объектах.
Тема 5. Территориальное природопользование.

Территориальное планирование природопользования (в том числе районное, городское и другое планирование). Природозональное природопользование. Экологическое равновесие особо охраняемых территорий. Оптимальное соотношение интенсивно охраняемых территорий. Оптимальное соотношение интенсивно используемых и охраняемых территорий. Цепные реакции в природе.

Природопользование в индустриальных районах (крупный и малый город). Сельскохозяйственное природопользование в России. Природопользование в рекреационных районах нового освоения.

Связь систем природопользования с социальными и хозяйственными особенностями общества и хозяйства, с экологическим состоянием территории.

Основной принцип рациональной социально-экономической организации природопользования – соответствие экономической специализации хозяйства и социального устройства общества природно-ресурсной обеспеченности (потенциалу) территории, средовосстановительной и ресурсовоспроизводящей функциям ландшафтов, их естественной способности противостоять оказываемым антропогенным воздействиям. Возникновение экологических проблем, предкризисных и кризисных ситуаций и экологических кризисов в связи с нерациональной социально-экономической ориентацией и ошибками в процессе принятия решений (специализации хозяйства, его размещения, выбора неверных приоритетов и др.).

Классификация основных видов деятельности связанных с использованием, охраной и восстановлением природных ресурсов: сельскохозяйственное, лесохозяйственное, водохозяйственное, промышленное, горнопромышленное, рекреационное, промысловое, природоохранное. Комплексное природопользование. Принципы их организации с позиций рационального природопользования.

Негативные последствия в природных комплексах и в механизмах функционирования социальной и экономической сфер, возникающие при нарушении принципа рационального природопользования: истощение природных ресурсов и деградация ландшафтов и его компонентов, ухудшение городской и сельской среды обитания, сокращение рентабельности производства, рост ущерба от загрязнения природной среды.

Понятие о территориальной природно-социально-экономической организации природопользования. Ее связь с естественной дифференциацией природной среды и социально-экономическими условиями. Представление о рациональном природопользовании: оптимальные режимы потребления видов ресурсов и их комплексное использование, учет скорости и объемов возобновления ресурсов, управление простым и расширенным воспроизводством ресурсов, сохранение качества используемого ландшафта (геосистемы), блокирование и ликвидация негативных последствий изъятия природного ресурса, организация наиболее экономичных и рентабельных производств с учетом естественного функционирования и динамики геосистем.

Различия в природно-ресурсном потенциале территорий и в социально-экономических условиях и их роль в формировании систем природопользования.

Природопользование в экономически развитых и развивающихся странах. Влияние уровня экономики на характер природопользования. Проблемы природопользования в горных, полярных, лесных районах развитых и развивающихся стран. Обострение проблемы природопользования в развивающихся странах. Истощение природных ресурсов в условиях нерационального природопользования. Основные положения Базельской конвенции. Международное сотрудничество. Роль общественности.
Тема 6. Основы экономики природопользования.

Актуальность экономного и экологического использования природных ресурсов. Источники покрытия растущего потребления сырьевых ресурсов (вторичные сырьевые ресурсы, расширение импорта сырьевых материалов, использование материалосберегающих конструкций и механизмов, использование материало - и энергосберегающих технологий и методов производства, экономически эффективная замена рабочих материалов в изделиях, снижение транспортных и складских потерь материалов и энергии, переработка ресурсо- и энергосберегающих норм в сторону ужесточения.

Тенденция развития энергоснабжения и направления энергосбережения в мире. Рациональное использование топливно-энергетических ресурсов. Энергосберегающие принципы при производстве, транспортировке и потреблении энергии. Возможности использования энергии от регенеративных источников. Прямые и косвенные регенеративные источники энергии. Их теоретический, технический, производственный и ожидаемый потенциал. Техническая оценка источника энергии.

Роль экологического баланса в оценке экологических последствий, обуславливаемых производственным процессом.

Оценка величины предотвращенного экологического ущерба в процессе природопользования. Планирование и методы регулирования природопользования. Эффективность затрат и экономическое стимулирование природоохранной деятельности.

Возможности использования анализа материальных потоков и готовой продукции для достижения ресурсосбережения. Экологически ориентированная регенерация как основная задача производства и потребления. Характеристики технического и хозяйственного кругооборотов материалов, воды и энергоресурсов.
Распределение часов по темам и видам учебных занятий

Очная форма обучения

Название разделов и тем

Всего часов по учебному плану

Виды учеб. занятий

Ауд. занятия в том числе

лекции

прак. сем. занятия

СРС

Тема 1. Введение в дисциплину.


10

5

1

4

Тема 2. Становление и развитие природопользования.


12

5

1

6

Тема 3. Глобальные проблемы современного природопользования.


12

5

2

5

Тема 4. Ресурсный потенциал природной среды.


12

5

2

5

Тема 5. Территориальное природопользование.


12

5

1

6

Тема 6. Основы экономики природопользования.


12

5

1

6

Всего:

70

30

8

32

Заочная форма обучения

Название разделов и тем

Всего часов по учебному плану

Виды учеб. занятий

Ауд. занятия в том числе

лекции

прак. сем. занятия

СРС

Тема 1. Введение в дисциплину.


10

-

1

9

Тема 2. Становление и развитие природопользования.


12

-

1

11

Тема 3. Глобальные проблемы современного природопользования.


12

1

1

10

Тема 4. Ресурсный потенциал природной среды.


12

1

1

10

Тема 5. Территориальное природопользование.


12

-

1

11

Тема 6. Основы экономики природопользования.


12

-

1

11

Всего:

70

2

6

62


ТЕМЫ И ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Очная форма обучения
Практическое занятие № 1 (к Теме 1) Введение в дисциплину.

Время: 5 часов.

Место: аудитория согласно расписанию занятий

Цель: углубление и закрепление знаний, полученных на лекции, уяснение целей и задач курса.

Учебные вопросы:

  1. Междисциплинарный характер изучения взаимодействия общества и природы.

  2. Тенденции в изменении отношения человека к природе.

  3. Формы воздействия человека на природу.

Рекомендованная литература и источники:

  1. Еськов Е.К. Экология. Закономерности, правила, принципы, теории, термины и понятия. Учебное пособие.- М.: Высшая школа, Арбис, 2012.

  2. Степановских А.С. Экология. Учебник. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.



Практическое занятие № 2 (к Теме 2). Становление и развитие природопользования

Время: 5 часов.

Место: аудитория согласно расписанию занятий

Цель: углубление и закрепление знаний, полученных на лекции.

Учебные вопросы:

  1. Роль географических условий, социально-экономических, культурных, исторических факторов в формировании систем РП.

  2. Влияние глобальных климатических изменений на трансформацию природопользования.

  3. Развитие индустриально-промышленных и аграрно-технических систем природопользования в XIX - XX вв.

Рекомендованная литература и источники:

  1. Экология. Учебник. –Саратов.: Научная книга, 2012

  2. Еськов Е.К. Экология. Закономерности, правила, принципы, теории, термины и понятия. Учебное пособие.- М.: Высшая школа, Арбис, 2012.

  3. Степановских А.С. Экология. Учебник. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.



Практическое занятие № 3 (к Теме 3). Глобальные проблемы современного природопользования

Время: 5 часов.

Место: аудитория согласно расписанию занятий

Цель: углубление и закрепление знаний, полученных на лекции.

Учебные вопросы:

  1. Особенности природопользования в условиях НТР.

  2. Важнейшие и наиболее специфические системы природопользования в России.

  3. Города и промышленно-городские агломерации как центры крупно- и мелкоочагового природопользования

Рекомендованная литература и источники:

  1. Экология. Учебник. –Саратов.: Научная книга, 2012

  2. Еськов Е.К. Экология. Закономерности, правила, принципы, теории, термины и понятия. Учебное пособие.- М.: Высшая школа, Арбис, 2012.

  3. Степановских А.С. Экология. Учебник. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.



Практическое занятие № 4 (к Теме 4). Ресурсный потенциал природной среды

Время: 5 часов.

Место: аудитория согласно расписанию занятий

Цель: углубление и закрепление знаний, полученных на лекции.

Учебные вопросы:

  1. Классификация природных ресурсов.

  2. Экономическая эффективность использования природных ресурсов.

  3. Лицензия на комплексное природопользование, её функции

Рекомендованная литература и источники:

  1. Экология. Учебник. –Саратов.: Научная книга, 2012

  2. Еськов Е.К. Экология. Закономерности, правила, принципы, теории, термины и понятия. Учебное пособие.- М.: Высшая школа, Арбис, 2012.

  3. Степановских А.С. Экология. Учебник. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.



Практическое занятие № 5 (к Теме 5). Территориальное природопользование

Время: 5 часов.

Место: аудитория согласно расписанию занятий

Цель: углубление и закрепление знаний, полученных на лекции.

Учебные вопросы:

        1. Территориальное планирование природопользования.

        2. Природопользование в индустриальных районах

        3. Основные положения Базельской конвенции. Международное сотрудничество.

Рекомендованная литература и источники:

  1. Экология. Учебник. –Саратов.: Научная книга, 2012

  2. Еськов Е.К. Экология. Закономерности, правила, принципы, теории, термины и понятия. Учебное пособие.- М.: Высшая школа, Арбис, 2012.

  3. Степановских А.С. Экология. Учебник. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.



Практическое занятие № 6 (к Теме 6). Основы экономики природопользования

Время: 5 часов.

Место: аудитория согласно расписанию занятий

Цель: углубление и закрепление знаний, полученных на лекции.

Учебные вопросы:

              1. Актуальность экономного и экологического использования природных ресурсов.

              2. Роль экологического баланса в оценке экологических последствий, обуславливаемых производственным процессом.

Рекомендованная литература и источники:

  1. Экология. Учебник. –Саратов.: Научная книга, 2012

  2. Еськов Е.К. Экология. Закономерности, правила, принципы, теории, термины и понятия. Учебное пособие.- М.: Высшая школа, Арбис, 2012.

  3. Степановских А.С. Экология. Учебник. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.






методические указания к ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
Практические занятия по учебной дисциплине «Природопользование» являются одним из основных видов учебных занятий со студентами и преследуют следующие цели:

  1. способствовать более углубленному изучению теоретического материала, предоставленного на лекционных занятиях;

  2. предоставить возможность обучаемым связать теоретические знания с практическими навыками, проявить индивидуальность при рассмотрении учебных вопросов;

  3. формировать навык публичного выступления, грамотной аргументации высказанных мнений;

  4. проверить качество усвоения студентами соответствующей темы курса на основе их самостоятельной работы с конспектами лекций, рекомендованной литературой и другими источниками;

  5. развивать качества личности, необходимые для освоения выбранной специальности.

Запись материалов лекционный занятий производится в отдельном конспекте. Особые требования предъявляются к осознанному и постоянному усвоению студентами именно теоретических вопросов: основных понятий и категорий, отражающих явления, процессы и результаты деятельности, а так же законы и закономерности их функционирования.

Надлежащее внимание следует уделять личному самостоятельному изучению рекомендуемых источников. Степень полноты конспектов может быть различной. При этом главным критерием является усвоение студентом сущности рассматриваемого вопроса. Предполагается, что у студентов уже имеются соответствующие навыки конспектирования.

Наиболее эффективное, высококачественное усвоение учебного материала обеспечивается глубоким изучением, анализом, сравнением и обобщением всей совокупности рекомендуемых источников. При этом поощряется самостоятельный поиск альтернативных источников информации по рассматриваемым учебным вопросам.

На основе систематизации, анализа и обобщения всех изученных материалов студенту необходимо подготовить развернутые ответы на каждый вопрос плана практического занятия.

Поощряется предоставление подготовленной презентации с освещением наиболее важных и значимых элементов ответа на учебный вопрос.

Ответ на каждый вопрос плана практического занятия должен, как правило, включать:

– определение и раскрытие сущности соответствующих понятий и категорий, отражающих те или иные явления и процессы;

– характеристику свойств и качеств этих явлений, раскрытие их закономерностей, классификацию (типологию).

– связь с практикой и ссылку на изученные источники информации.

– демонстрацию слайдов с ключевыми моментами выступления.

Во время проведения практического занятия студенту необходимо фиксировать, конспектировать все новое, что удалось услышать на занятии, дополнять и уточнять свои рабочие записи, подготовленные материалы. Это обусловлено практикой взаимного дополнения подготовленных расширенных ответов на вопросы практического занятия.

Важным представляется способность студента не только анализировать изученный материал, но и пытаться намечать новые проблемные области, перспективы развития тех или иных аспектов рассматриваемых проблем.

Во время проведения практического занятия студентам следует активно участвовать в дискуссиях, в обсуждении научных сообщений товарищей по группе, проблемно-познавательных ситуаций, когда требуется четко, понятно для всех других формулировать свою позицию, аргументировать ее, «защищаясь» от оппонентов, ставить вопросы выступающим товарищам, оценивать их ответы. Первичные навыки публичного выступления, ведения дискуссии являются составной частью профессиональных качеств будущего специалиста.

Уровень достижения поставленных целей практического занятия преподаватель проверяет:

– заслушивая и оценивая доклады, выступления и вопросы студентов по плану занятия;

– обсуждая те решения, которые выработаны на практических занятиях;

– контролируя тетради с конспектами источников и результатами выполнения самостоятельной работы;

– проводя летучки (блиц-опросы по изученному материалу).

Все материалы, в том числе конспекты специальной литературы, схемы, таблицы могут быть использованы студентами в процессе изучения других курсов образовательной программы, а также при подготовке к сдаче государственного экзамена.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая учебная программа по дисциплине «Природопользование» Специальность 080109. 65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Бухгалтерский учет в сфере...
«Бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих организациях (кроме банков и других финансово-кредитных организаций)»
Рабочая учебная программа по дисциплине «Природопользование» Специальность 080109. 65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» iconРабочая учебная программа по дисциплине «статис тика» Специальность...
...
Рабочая учебная программа по дисциплине «Природопользование» Специальность 080109. 65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Международные стандарты...
«Бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих организациях (кроме банков и других финансово-кредитных организаций)»
Рабочая учебная программа по дисциплине «Природопользование» Специальность 080109. 65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине статистика финансов специальность...
Гос впо по специальности 080109. 65 Бухгалтерский учет, анализ и аудит, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000...
Рабочая учебная программа по дисциплине «Природопользование» Специальность 080109. 65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине финансовый менеджмент...
Гос впо по специальности 080109. 65 “Бухгалтерский учет, анализ и аудит”, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000...
Рабочая учебная программа по дисциплине «Природопользование» Специальность 080109. 65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине управление финансовыми...
Гос впо по специальности 080109. 65 Бухгалтерский учет, анализ и аудит, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000...
Рабочая учебная программа по дисциплине «Природопользование» Специальность 080109. 65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине бухгалтерский учет и аудит...
Гос впо по специальности 080109. 65 Бухгалтерский учет, анализ и аудит, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000...
Рабочая учебная программа по дисциплине «Природопользование» Специальность 080109. 65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» iconУчебно-методический комплекс Для специальностей: 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
«История российского предпринимательства» составлен в соответствии с примерной программой по дисциплине по специальностям 080109...
Рабочая учебная программа по дисциплине «Природопользование» Специальность 080109. 65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» iconПрограмма дисциплины для специальности 080109. 65 Бухгалтерский учет,...
Рабочая программа составлена в соответствии с гос впо по специальности 080109. 65 – Бухгалтерский учет, анализ и аудит, утвержденной...
Рабочая учебная программа по дисциплине «Природопользование» Специальность 080109. 65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» iconУчебно-методический комплекс учебная дисциплина: Макроэкономика Специальность:...
Специальность: 080100. 62 – «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит», «Экономика предприятий и организаций»
Рабочая учебная программа по дисциплине «Природопользование» Специальность 080109. 65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине бухгалтерский финансовый...
При разработке учебно – методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Рабочая учебная программа по дисциплине «Природопользование» Специальность 080109. 65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Бизнеспланирование» Специальность...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая учебная программа по дисциплине «Природопользование» Специальность 080109. 65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
«Бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих организациях (кроме банков и др финансово-кредитных организаций)»
Рабочая учебная программа по дисциплине «Природопользование» Специальность 080109. 65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
«Бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих организациях (кроме банков и др финансово-кредитных организаций)»
Рабочая учебная программа по дисциплине «Природопользование» Специальность 080109. 65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
«Бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих организациях (кроме банков и др финансово-кредитных организаций)»
Рабочая учебная программа по дисциплине «Природопользование» Специальность 080109. 65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
«Бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих организациях (кроме банков и др финансово-кредитных организаций)»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск