Скачать 2.95 Mb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Саратовский государственный социально-экономический университет» Кафедра общих гуманитарных дисциплин ОБСУЖДЕНО УТВЕРЖДАЮ Протокол заседания кафедры Директор Марксовского №_____от_________________ филиала ФГБОУ ВПО "СГСЭУ» И.О.зав. кафедрой Е.В.Обручева _____________А.В. Козельский МАКРОЭКОНОМИКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС Учебная дисциплина: Макроэкономика Специальность: 080100.62 – «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит», «Экономика предприятий и организаций» МАРКС 2012 г. Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Саратовский государственный социально-экономический университет» УТВЕРЖДАЮ Директор Марксовского филиала ФГБОУ ВПО "СГСЭУ» ___________________А.В.Козельский "_____"________________ 20__ г. Рабочая программа дисциплины Макроэкономика Направление подготовки Экономика 080100.62 Профиль подготовки Экономика предприятий и организаций Бухгалтерский учет, анализ и аудит Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная Маркс 2011 1 Цели и задачи дисциплины Целями освоения дисциплины «Макроэкономика» являются овладение студентами основ концептуальных положений макроэкономической теории, формирование базового уровня экономической грамотности, необходимого для ориентации и социальной адаптации к происходящим изменениям в экономике, привитие культуры самостоятельного экономического мышления. Задачами дисциплины «Макроэкономика» являются: - изучение основных концепций и теорий макроэкономики; - раскрытие сущности экономических законов, явлений и процессов на макроуровне; - развитие способности самостоятельного анализа тех или иных экономических ситуаций и принятия решений; - формирование умения применять на практике полученные теоретические знания, выявлять основные тенденции экономического развития и выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам с применением элементов научного познания; 2 Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина «Макроэкономика» относится к профессиональному циклу базовой части (код Б3.) подготовки по профессиональной образовательной программе бакалавриата. Изучение дисциплины «Макроэкономика» предполагает предварительное изучение дисциплины «Микроэкономика». В свою очередь знания, полученные при изучении макроэкономики, является необходимым условием для успешного освоения теоретических и прикладных экономических дисциплин. Дисциплина «Макроэкономика» является базовой по отношению к другим экономическим дисциплинам, она формирует экономическое мировоззрение и мышление, создающее основу экономических знаний. «Макроэкономика» является основой для последующего изучения таких дисциплин, как «Бухгалтерский учет и анализ», «Статистика», «Мировая экономика и международные экономические отношения», «Деньги, кредит, банки», «Корпоративные финансы», «Институциональная экономика» и др. 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Макроэкономика» В результате освоения дисциплины «Макроэкономика» формируются следующие профессиональные компетенции: - способность на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6); -способность преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы и учебно-методические материалы (ПК-14). В результате изучения дисциплины обучающийся должен: Знать: систему экономических категорий и законов; методы познания экономических процессов и явлений; основные особенности ведущих школ и направлений экономической науки; закономерности функционирования современной экономики на макроуровне; современную систему национального счетоводства и основные макроэкономические показатели; формы проявления макроэкономической нестабильности и основные направления стабилизационной политики государства. Уметь: анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на макроуровне; выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий; свободно ориентироваться и самостоятельно исследовать экономическую и социально-политическую литературу. Владеть: методами построения экономических моделей, изображения графиков и исчисления показателей на макроуровне. 4 Структура и содержание дисциплины «Макроэкономика» Общая трудоемкость дисциплины составляет 7 зачетных единиц 252 академических часов. 4.1 Объем дисциплины и виды учебной работы
4.2.1 Содержание тем дисциплины «Макроэкономика» Тема 1. Введение в макроэкономику. Общественное воспроизводство. Макроэкономика как раздел экономической теории. Объект, предмет и методы исследования. Значение макроэкономической теории для экономической стратегии и экономической политики. Национальная экономика и общественное воспроизводство. Условия и особенности функционирования национальной экономики. Макроэкономические взаимосвязи. Кругооборот как система связей макроэкономических субъектов в рыночной экономике. Открытая и закрытая экономика. Роль государства и иностранного сектора в кругообороте на макроуровне. Общественное воспроизводство. Резидентные и нерезидентные институциональные единицы. Типы и модели воспроизводства. Балансовые модели воспроизводства. Межотраслевой баланс, метод «затраты – выпуск». Эффективность национальной экономики. Формирование эффективной структуры производства на основе научно-технического прогресса. Тема 2. Основные макроэкономические показатели и их измерение. Характеристика макроэкономических показателей. Общественный продукт. Система национального счетоводства (СНС). Различия между СНС и балансом народного хозяйства. Национальные счета как макроэкономическая информация. Валовой внутренний продукт (ВВП) и методы его подсчета. Валовой национальный продукт (ВНП). Чистый национальный продукт (ЧНП). Национальный доход (НД). Личный доход (ЛД). Располагаемый личный доход (РЛД). Конечное потребление. Национальное богатство: содержание и структура. Тема 3. Общее макроэкономическое равновесие. Понятие общего макроэкономического равновесия, его характерные черты. Частичное и общее равновесие. Совокупный спрос. Кривая совокупного спроса. Ценовые и неценовые факторы совокупного спроса. Совокупное предложение. Кривая совокупного предложения: горизонтальный, промежуточный, вертикальный отрезки. Факторы совокупного предложения. Макроэкономическое равновесие в модели совокупного спроса и совокупного предложения (AD – AS) . Переход от краткосрочного к долгосрочному равновесию. Макроэкономическое равновесие на товарном рынке. Модель доходов и расходов. Общая характеристика потребления, сбережения дохода, инвестиции. Модели потребления, сбережения, инвестиции (валовые и чистые). Предельная склонность к потреблению и предельная склонность к сбережению. Равенство инвестиций и сбережений и механизм его установления. Мультипликатор автономных расходов. Возникновение, сущность и функции денег. Основные теории денег. Спрос на деньги и количественная теория. Спрос на деньги в кейнсианской модели. Модель денежного рынка. Реакция денежного рынка на изменение процентной ставки и изменение денежного предложения. Равновесие на денежном рынке. Макроэкономическое равновесие и реальная процентная ставка (модель IS – LM). Понятие совместного равновесия. Теоретические предпосылки и методы построения кривой IS. Условия и методы построения кривой LM. Зависимость кривой IS от функции инвестиционного спроса. Графическая интерпретация совместного равновесия на рынках благ и денег. Модель IS – LM с гибкими ценами. Воздействие изменения цен на кривые IS и LM. Условия совместного равновесия в долгосрочном периоде. Тема 4. Экономический рост. Сущность экономического роста. Цели, эффективность и качество экономического роста. Прямые и косвенные факторы экономического роста. Экстенсивный и интенсивный типы экономического роста. Типы научно-технического прогресса. Теории экономического роста: неокейнсианские модели динамического равновесия (Е. Домара, Р. Харрода); неоклассическая модель роста Р. Солоу. «Золотое правило накопления». Понятие структурных изменений в экономике. Экономическая структура и структурный эффект. Отраслевая, секториальная и воспроизводственная структура экономики. Тема 5. Цикличность развития экономики. Безработица и инфляция. Понятие экономического цикла. Фазы промышленного цикла. Причины цикличности в экономике. Теории циклов. Типология циклов. Измерение параметров экономического цикла. Классификация экономических индикаторов цикла: опережающие, совпадающие, запаздывающие. Роль опережающих индикаторов для антициклического регулирования экономики. Технологические уклады. Большие циклы конъюнктуры Н.Д. Кондратьева. Современные подходы к исследованию длинноволновых колебаний (И. Шумпетер, Г. Менш, Ю. Яковец, С. Глазьев). Моделирование циклического развития экономики. Модели Самульэльсона-Хикса, Т. Тевеса, Н. Калдора. Модель реального делового цикла. Воздействие государства на экономический цикл и набор антициклических мероприятий. Сущность безработицы и ее причины. Типология безработицы: добровольная и вынужденная безработица, фрикционная, структурная и циклическая безработица. Формы проявления безработицы: явная и скрытая. Измерение безработицы: норма безработицы и продолжительность безработицы. Понятие естественного уровня безработицы. Социально-экономические последствия безработицы. Закон Оукена. Особенности безработицы в России. Сущность и причины инфляции. Инфляция как стимул и тормоз экономического развития. Измерение инфляции. Индексы цен. Виды bнфляции: открытая и подавленная, сбалансированная и несбалансированная, ожидаемая и неожидаемая. Инфляция спроса и инфляция издержек. Стагфляция. Социально-экономические последствия инфляции. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Неокейнсианство как концепция и краткосрочная кривая Филлипса. Концепция адаптивных ожиданий. Концепция рациональных ожиданий, гистерезис и вертикальная кривая Филлипса. Антиинфляционная политика государства. Государственное регулирование занятости. Концепция совместного регулирования уровня занятости и инфляции. |
Учебно-методический комплекс по дисциплине статистика финансов специальность... Гос впо по специальности 080109. 65 Бухгалтерский учет, анализ и аудит, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000... | Учебно-методический комплекс по дисциплине финансовый менеджмент... Гос впо по специальности 080109. 65 “Бухгалтерский учет, анализ и аудит”, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине бухгалтерский учет и аудит... Гос впо по специальности 080109. 65 Бухгалтерский учет, анализ и аудит, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000... | Учебно-методический комплекс по дисциплине управление финансовыми... Гос впо по специальности 080109. 65 Бухгалтерский учет, анализ и аудит, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000... | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине «Бухгалтерский учет в сфере... «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих организациях (кроме банков и других финансово-кредитных организаций)» | Учебно-методический комплекс по дисциплине бухгалтерский финансовый... При разработке учебно – методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих организациях (кроме банков и др финансово-кредитных организаций)» | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих организациях (кроме банков и др финансово-кредитных организаций)» | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих организациях (кроме банков и др финансово-кредитных организаций)» | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих организациях (кроме банков и др финансово-кредитных организаций)» | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине «Международные стандарты... «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих организациях (кроме банков и других финансово-кредитных организаций)» | Рабочая учебная программа по дисциплине «статис тика» Специальность... ... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине аудит налогообложения... При разработке учебно – методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | Учебно-методический комплекс Для специальностей: 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» «История российского предпринимательства» составлен в соответствии с примерной программой по дисциплине по специальностям 080109... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине учёт затрат, бюджетирование... Гос впо по специальности 080109. 65 Бухгалтерский учет, анализ и аудит, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000... | Учебно-методический комплекс для студентов всех форм обучения по... Пальчун Е. П., Хохлова О. В., Демидова Л. Н., Жукова Н. А., Унтилова Л. А., Соколова Е. Н. Бухгалтерская (финансовая) отчетность.:... |