«УТВЕРЖДАЮ»
____________________
«30» августа 2012 г. Директор ГБОУ СОШ №171
г.Москвы
Карпенко Л.П.
Учебный план средней общеобразовательной школы
№ 171 г. Москвы
на 2012/2013 учебный год
(пояснительная записка)
Учебный план является нормативным документом, определяющим распределение учебного времени, отводимого на изучение различных образовательных областей по базовому и вариативному компонентам, максимальный объём обязательной учебной нагрузки учащихся, нормативы финансирования.
Учебный план разработан на основе Федерального базисного учебного плана, утверждённого приказом Минобразования РФ от 9 марта 2004 года №1312 (в редакции от 20 августа 2008 года №241, с изменениями от 30 августа 2010г. №889), Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утверждённого приказом Минобразования РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 года №1089 (в редакции от 19 октября 2009 года №427), приказа Минобрнауки РФ от 03.06.2011 №1994 и приказа Минобрнауки РФ №74 от 01.02.2012г.
Данный учебный план обеспечивает выполнение «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года №189 (Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10).
Средняя общеобразовательная школа № 171 работает: в режиме 6-дневной рабочей недели в 8-11 классах, в режиме 5-ти дневной рабочей недели в 1-7 классах.
Начальное общее образование. Обучение в начальной школе ведется по учебно – методическим комплексам «Школа России».
Приоритетным направлением ГБОУ СОШ №171 является создание условий развивающей образовательной среды.
Необходимым условием достижения нового современного качества начального общего образования являются:
формирование универсальных учебных действий обучающихся;
достижение предметных и личностных результатов в обучении и развитии обучающихся;
усиление роли информационно – коммуникативных технологий, обеспечивающих успешную социализацию обучающихся в современном информационном обществе.
Школа реализует различные образовательные программы:
общеобразовательные (основные и дополнительные), которые включают начальное общее образование, основное общее образование, среднее (полное) общее образование;
дополнительное образование следующих направленностей: культурологическая, научно-техническая, художественно-эстетическая, физкультурно-спортивная, эколого-биологическая, туристско-краеведческая.
При составлении учебного плана учитывались ряд принципиальных особенностей организации образовательного процесса на первой ступени школьного образования: особое место в образовании младших школьников занимают интегративные курсы - окружающий мир (естествознание и обществознание), математика и информатика, обучение грамоте; важное место в образовательном плане занимают межпредметные образовательные модули.
Основная цель подобных модулей – координация учебных предметов начальной школы, а также социализация младших школьников. На первый учебный год приходится один образовательный модуль в «Введение в школьную жизнь», рассчитанный на 36 часов первой четверти первого класса.
Все образовательные программы образуют целостную систему, основанную на принципах непрерывности, преемственности, доступности и личной ориентации обучающихся.
Учебный план предусматривает работу в режиме 5-дневной учебной недели.
Учебный план предусматривает 4-летний срок освоения образовательных программ начального общего образования для 1-4 классов. Продолжительность учебного года: 1 класс - 33 учебные недели; во 2-4 классах 34 недели.
Продолжительность урока для 1 классов - 35 минут( сентябрь- декабрь),
45 минут(январь-май) число уроков в день, в сентябре - 3, в последующие месяцы - не более 4-х. , во2-4 классах-45 минут. С целью реализации «ступенчатого» метода постепенного наращивания учебной нагрузки в первом классе обеспечивается организация адаптационного периода.
Домашние задания даются обучающимся с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: в 1 классе (со второго полугодия) - до 1 ч. В первом полугодии 1 класса обучение ведется без домашних заданий, 2-3 классах- до 1,5 часов, в 4- классах- до 2-х часов.
Распределение числа часов между различными предметами соответствует рекомендациям базисного учебного плана. Номенклатура обязательных предметов и базовое количество часов на обязательные предметы сохраняется.
Учебный план школы нацелен на решение следующих задач:
- личностное развитие обучающихся;
- формирование универсальных учебных действий обучающихся;
- обеспечение базового образования для каждого обучающегося;
-развитие творческих способностей обучающихся; - обновление содержания образования: формирование навыков практической деятельности по применению предметных знаний обучающихся - удовлетворение социальных запросов;.
Базовый компонент учебного плана представлен следующими образовательными областями: филология, математика, естествознание, физическая культура, искусство и технология.
Особенности учебного плана школы в модуле «Начальная школа».
Образовательная область «Филология» включает следующие образовательные компоненты: русский язык (письмо), литературное чтение (чтение). , английский язык
Задачи:
- Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. - Развитие диалогической, монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности
– овладение русским языком в объеме государственного стандарта;
– приобщение учащихся к богатству отечественной культуры;
– развитие ценностных отношений к мировой культуре;
– приобщение к культуре русского народа, а через нее и к мировой;
– воспитание толерантности, национального самосознания, этнической культуры
– соответствует базовому уровню изучение предметов:
– русский язык: 1 -2классы-5 часов; 3-4 классы – 4 часа;
– литературное чтение (чтение): 1 -3 класс-4 часа, 4 класс – 3 часа
-английский язык, базовый уровень-2-4 классы-2 часа Образовательная область «Математика» включает следующие образовательные компоненты: математика, математика и информатика.
Задачи:
Развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности
– обеспечение числовой грамотности учащихся в объеме государственного стандарта;
– формирование способности к анализу и синтезу;
– развитие умения точно и ясно выражать свои мысли;
– развитие смысловой памяти.
– соответствует базовому уровню изучение предмета:
математика –
4 классы -4часа;
Образовательная область «Естествознание» включает следующие образовательные компоненты: окружающий мир.
Задачи:
- формирование уважительного отношения к семье, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни.
Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем.
- формирование безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
– овладение естественно - научными знаниями в объеме государственного стандарта;
– формирование знаний о природе, в том числе и о природе родного края, как важной составной части научной картины мира и компонента общечеловеческой культуры;
– экологическое воспитание школьников;
– гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического и физического здоровья учащихся.
– соответствует базовому уровню изучение предметов:
1-4 класс-2часа;
– В 1 -4классах изучение предмета «Окружающий мир» осуществляется по программам А.А. Плешакова, Г.Г. Ивченко, И.В. Потаповой, в которых изучаются темы курса «Основы безопасности жизнедеятельности», поэтому учет прохождения учебного материала на отдельных страницах классных журналов не ведется (Письмо МО РФ от 22.05.1998 года № 811/ 14 – 12 «Об организации преподавания основ безопасности жизнедеятельности в общеобразовательных учреждениях России»). Образовательная область «Искусство, технология» включает следующие образовательные компоненты: изобразительное искусство, музыка, технология.
Задачи:
- развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности;
– освоение технологических знаний на уровне государственных стандартов;
– воспитание технологической культуры, добросовестного отношения к труду, понимания его роли в жизни человека;
– формирование навыков культуры труда;
– овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации;
– развитие технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, коммуникативных и организаторских способностей.
Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе:
Образовательная область «Технология» предусматривает изучение учебного предмета «Технология и информатика» по программам, использующих компьютер
Задачи:
– расширение предметного содержания
– развитие коммуникативной компетентности обучающихся;
– формирование навыков работы с информацией Соответствует базовому уровню изучение предметов:
- изобразительное искусство 1-4 кл.-1час;
– музыка: 1 -4 кл.-1 час
-технология-1-2кл.-1 час; 3-4 класс – 2 часа.
Образовательная область «Физическая культура» включает следующие образовательные компоненты: физическая культура и ритмика
Задачи
- укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению;
- формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа;
– приобретение учащимися необходимых знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии в объеме государственного стандарта;
– укрепление здоровья учащихся и формирование здорового образа жизни;
– воспитание волевых качеств, культуры поведения, движений, потребности в физическом совершенствовании.
– соответствует базовому уровню изучение предмета В 4-ом классе введён курс «Основы религиозных культур и православной этики». В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное).
Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении. Общеобразовательные учреждения предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации, таких, как проектная деятельность, экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, социальное проектирование и т. д.
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.
Для развития потенциала одарённых и талантливых детей могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). Может быть организовано дистанционное образование.
Учебный план представляет собой нормативно-правовую основу для работы школы. В нем отражены основные показатели базисного учебного плана: представлены все образовательные области, выполнены нормативы максимального объема аудиторной нагрузки учащихся, нормативы финансирования Основное общее образование. Учебный план для 5-9 классов ориентирован на 5-летний срок освоения образовательных программ основного общего образования. Продолжительность учебного года – 34 учебные недели. Продолжительность урока – 45 минут. Содержание образования на второй ступени обучения является относительно завершённым и базовым для продолжения обучения в средней (полной) общеобразовательной школе, в лицейских классах, создаёт условия для подготовки учеников к выбору профиля дальнейшего обучения, их социального самоопределения и самообразования.
Содержание обучения в 5-7 классах реализует принцип преемственности с начальной школой, обеспечивает адаптацию учащихся к новым для них условиям и организационным формам обучения, характерным для основной школы. Компонент образовательного учреждения в 5-7 классах используется прежде всего на индивидуально-групповые занятия и на деление классов.. Современные тенденции развития России привели и к включению в учебный план изучение основ компьютерной грамотности в 5 и 8-9 классах. Это связано с необходимостью подготовки школьников к использованию информационных технологий как средства повышения эффективности познавательной и учебной деятельности учащихся при изучении всех учебных предметов. В 6-7 классах, полученные знания в области компьютерной грамотности используются при изучении предметов, включённых в учебный план.
Компонент образовательного учреждения в 8-9 классах используется на усиление предметов базового компонента и на предпрофильную подготовку.
Образовательная область Русский язык и литература представлена предметами: русский язык, литература.
Обучение русскому языку предполагает формирование лингвистической, языковой и коммуникативной компетенции. Усиливается внимание к формированию этнокультуроведческой компетенции, включающей в себя сведения о языке, как о национально-культурном феномене, представления о связи языка с национальными традициями, осознание учащимися красоты и выразительности родной речи. Важным ресурсом в повышении эффективности учебного процесса в этой области является интеграция предметов: русского языка, литературы посредством использования в преподавании информационно-коммуникационных технологий.
В курсе литературы большое внимание уделяется формированию культуры устной и письменной речи школьников.
В 8-9 классах предусмотрено увеличение часов на изучение русского языка и литературы за счёт часов школьного компонента. Одной из целью увеличения количества часов является подготовка учащихся к успешному прохождению ГИА. Важная роль отводится и формированию у учащихся умения: самостоятельно работать с различного рода литературой, проводить её анализ (письменный и устный), писать конспекты.
Повышается роль английского языка как источника знания о стране и мире. Объём учебного времени достаточен для освоения английского языка на функциональном уровне. Применение ИКТ позволяет развивать коммуникативные навыки иностранного языка в различных учебных предметах.
Образовательная область Математика включает в себя изучение арифметики, алгебры, геометрии и основ теории вероятностей и статистики. Грамотное владение математическим языком существенно расширяет коммуникативные возможности современного образованного человека.
Образовательная область Естествознание представлена базовыми предметами: природоведение, физическая география, биология, физика, химия. Данные курсы углубляют знания об окружающем мире, способствуют приобретению навыков применения достижений науки в практической деятельности. Знания и умения, полученные учащимися в рамках данной образовательной области, формируют широкий взгляд на мир, человечество и природу, ответственное отношение к окружающей среде. Здесь так же предусматривается интеграция с ИКТ.
В образовательную область История и обществознание входят предметы: история, обществознание, экономическая география (9 класс). В 9-ом классе предусматривается раздельное изучение Истории России и Всеобщей истории.
История формирует систему знаний об истории человеческого общества, месте в ней России, воспитывает гражданина и патриота Отечества. Курс обществознания приобщает учащихся к гражданской культуре, освоению начал правовых, социологических, политологических, экономических культурологических знаний. В курсе истории в 5-9 классах изучаются вопросы москвоведения.
Курс ОБЖ изучается в 8-ом классе (1 час).
Образовательная область Физическая культура, направлена на развитие физического здоровья учащихся, включает как занятия общеразвивающего и общеукрепляющего характера, так и элементы спортивных игр (футбол, волейбол, баскетбол). Содержание строится с учётом изменения физических особенностей и возможностей учащихся.
Образовательная область Изобразительное искусство представлена предметами: музыка, Изобразительное искусство.
Образовательная область Технология представлена предметами: материальные технологии, черчение и формирует следующие умения: находить, обрабатывать и использовать необходимую информацию, читать и выполнять несложную проектную, конструкторскую и технологическую документацию; проектировать предмет труда в соответствии с предполагаемыми функциональными свойствами, требованиями дизайна или художественного оформления.
В 9-ом классе уделяется большое внимание организации предпрофильной подготовки учащихся. Два 9-ых класса- 9б и 9в(1гр) - ( имеет статус лицейских (химико-биологические). Предусмотрен практикум по химии с привлечением специалистов Химического факультета МГУ. Общее количество учебных часов на изучение химии (на одного ребёнка) – 5 часов, биологии – 3 часа. 9в класс (2 группа) имеет математическое направление: в нём предполагается увеличение количества часов, выделяемых за счёт часов школьного компонента на математику, физику, ИКТ. 9а класс имеет гуманитарное направление. Среднее (полное) общее образование. Среднее (полное) общее образование – завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Эти функции предопределяют направленность целей на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей себе потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Учебный план для 10-11 классов ориентирован на 2-летний срок освоения образовательных программ среднего полного общего образования. Продолжительность учебного года – 34 учебные недели (не включая летний экзаменационный период и проведение учебных сборов по основам военной службы). Режим работы – 6-ти дневная рабочая неделя. Продолжительность урока – 45 минут.
Школа более 35 лет сотрудничает с Химическим факультетом МГУ, в ней работают химические классы (с углублённым изучением химии, физики, биологии). Данные классы имеют статус лицейских. На наш взгляд наличие специализированных классов – это средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счёт изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности обучающихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Такое обучение организуется на базе общеобразовательной подготовки.
В данных классах изучение химии, алгебры и начал анализа, физики, биологии идёт по индивидуальным программам, разработанным учителями школы и преподавателями МГУ, утверждёнными Методическим Советом Химического факультета МГУ и Московским институтом открытого образования (как показывает практика, изучение данных предметов не ведёт к перегрузке учащихся, стимулирует развитие творческих способностей). Кроме того учащиеся имеют практикумы по неорганической химии, органической химии, аналитической химии, которые проходят с привлечением преподавателей Химического факультета МГУ. Химию (лекционный курс и семинарские занятия ведут опытные преподаватели МГУ (доктора и кандидаты наук).
В школе регулярно проходят встречи с учёными, ведущими сотрудниками Московского Государственного Университета. Учащиеся регулярно (в сопровождении учителей и классных руководителей) посещают лаборатории Химического факультета МГУ.
Общее количество часов химии на одного учащегося составляет 6 часов в 10-ом классе и 6 часов в 11-ом классе. Кроме химии на профильном уровне в нём изучаются физика и математика.
Преподавателями химии, работающими в этих классах, разработаны и изданы учебники и учебные пособия для школьников. За разработку и успешное внедрение программы по алгебре и началам анализа учитель школы стал Лауреатом Премии города Москвы в области образования
В биолого-химическом классе на профильном уровне предполагается преподавание биологии, химии и математики. Предусмотрен практикум по биологии (10 кл. – 1ч и 11 кл. – 1 ч).
Школа является базовой по профильному обучению и консультативным центром по химии и биологии по подготовке к ЕГЭ.
Спецкурс по математике в данных классах выполняет следующие функции: развивает математическую культуру учащихся и содержание предмета, что позволяет поддерживать изучение математики на профильном уровне и получить дополнительную подготовку учащихся для сдачи Единого государственного экзамена и экзаменов для поступления на Химический и Биологический факультеты МГУ и для дальнейшего обучения.
Физика в лицейских химических классах ведётся по лекционно-семинарской системе.
Кроме того, в в параллели старшего звена работают и лицейские юридические классы (при Юридическом факультете МГУ).
В юридическом классе профильными предметами являются русский язык, литература, обществознание и математика. Так же в этих классах введено изучение французского языка.
В образовательной области «Математика» выделяются два предмета: алгебра и начала анализа и геометрия.
В предметной области «История» выделяются «История России» и «Всеобщая история», по которым предусматривается отдельная аттестация.
На изучение Физической культуры отводится 3 часа в неделю, на преподавание ОБЖ 1ч – в 10 классе и 1 час в 11-ом классе, кроме того в 10 классе предусмотрены учебные сборы по основам военной службы в объёме 40 часов, которые завершают программу курса.
ИКТ интегрируется в другие предметы, а кроме того предусмотрены часы для отдельного преподавания предмета «Информатика и ИКТ» в 10-ых и 11-ых классах. Учебная нагрузка обучающегося состоит из часов, отведённых на базовый компонент и из части часов компонента образовательного учреждения. В сумме ни в одном классе она не превышает максимальный объём обязательной учебной нагрузки. Предельно допустимая аудиторная нагрузка и максимальный объём обязательных домашних заданий соответствует нормам СанПиН 2.4.2.2821-10. |