Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе





Скачать 60.69 Kb.
НазваниеКонспект открытого урока по русскому языку в 6 классе
Дата публикации05.10.2013
Размер60.69 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Право > Урок
Муниципальное общеобразовательное учреждение

Ржаницкая средняя общеобразовательная школа

Конспект открытого урока

по русскому языку в 6 классе

на тему:

"Правописание гласных в суффиксах глаголов

-ова- (-ева-); -ыва- (-ива-)"

Подготовила

Фомченкова Т.Г.,

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории


2013

Тема урока: "Правописание гласных в суффиксах глаголов

-ова- (-ева-); -ыва- (-ива-)"

Цель урока:

- познакомить учащихся с правилом правописания суффиксов –ова-(-ева-), -ыва-(-ива-).

Задачи:

Образовательные:

- формировать навык правописания и употребления глаголов с суффиксами –ова-(-ева-), -ыва-(-ива-), - научиться писать без ошибок глаголы с указанными суффиксами;
Развивающие:

- способствовать обогащению речи учащихся глаголами с суффиксами -ова-(-ева-), -ыва-(-ива-);

- продолжать формировать умение работать с толковым и фразеологическим словарями;

-развивать внимание и наблюдательность, умение сравнивать и строить рассуждение-объяснение.
Воспитательные:

- способствовать воспитанию отношений товарищества и взаимопомощи, интереса к предмету.

Оборудование:

Опорная табличка «Виды глагола»; табличка «Критерии оценки»; алгоритм применения правила и памятка анализа ответа товарища в справочниках учащихся; карточки с упражнениями; контрольные карточки для самопроверки.

Ход урока

  1. Организационный момент (1 мин.)

  2. Повторение. Словообразовательная разминка.

*Образовать однокоренные слова с корнем – един- (единица, единство, объединить, единственный… ). Составить устно простое предложение со словом единство, объединить. (Сила коллектива в его единстве.)

* Какие части слова служат для образования новых слов?

* Какая приставка поможет нам завершить действие?

УЧИЛ – ВЫУЧИЛ?

Какой суффикс поможет мальчику привести себя в порядок?

умываетСЯ, расчесываетСЯ, одеваетСЯ. Как называются такие глаголы? (возвратные)

  1. Словарная диктовка

Объединил, построил, увидел, услышал, развеял, растаял, подклеил, затеял, возненавидел, обидел.

  • каким общим орфографическим правилом объединены эти глаголы?

* какими общими грамматическими признаками объединены слова? (время, вид, число, род)

  1. Объяснение нового материала. Постановка проблемы.

- Какая орфографическая проблема возникла в данных глаголах? В какой морфеме?

ДОКЛАД?ВАТЬ

КОМАНД?ВАТЬ

НАСТА?ВАТЬ

ГОР?ВАТЬ

  1. Сообщение темы урока.

Правописание гласных в суффиксах -ова(-ева-); -ыва(-ива-)"(Слайд 1).

- Мы убедились, что при написании этих суффиксах глаголов необходимо выбрать гласную букву. И целью нашего сегодняшнего урока является (Слайд 2) – познакомиться с правилом и научиться без ошибок, писать глаголы с указанными суффиксами (Слайд 3).

Должно существовать правило, которое поможет нам сделать выбор. Знакомство с правилом. (Слайд 4).

Составим опорную схему в рабочих тетрадях (Слайд 5).

- Какие функции мы должны выполнять для того, чтобы правильно писать эти суффиксы глаголов?

Составление инструкции для применения правила (Слайд 6).

V. Применение алгоритма.

- «Пропускаем через алгоритм записанные нами глаголы, вставляя пропущенные буквы» (Слайд 7).

- Почему мы в каждом случае говорим о двух суффиксах? (О, Ы – употребляются после твердых согласных. И, Е – употребляются после мягких согласных).

- Ребята, мы с вами рассмотрели правило, объяснили его, а сейчас, пожалуйста, послушайте сказку.

VI. Грамматическая сказка.

Жили-были в русской грамматике суффиксы –ова, -ева, -ыва, -ива. Честно трудились, образовывали глаголы. Но вели себя при этом по-разному.

Суффиксы –ыва- и –ива- были очень преданными. Они никогда не покидали глагольные формы и не доверяли свое место другим суффиксам (Слайд 8).

Злые языки, правда, говорили. Что дело не в преданности – просто буквам Ы, И тяжело ходить, всю жизнь они ходят с палочками и уйти из суффиксов не могут.

Так или иначе, но суффиксы –ыва- и –ива- всегда оставались верными, постоянно присутствуя в глагольных формах. А вот суффиксы – ова-, -ева- таким постоянством не отличались и уступали свое место суффиксам –у-, -ю-, оставаясь только в некоторых формах (Слайд 9).

Так их теперь и различают. Если суффикс не покидает свое место, это –ыва- и –ива-, а если стремится убежать, как колобок, то это суффикс с «круглыми» буквами – О,Е.

- Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Какой нам урок дает эта сказка? Еще раз сформулируем правило.

VII. Закрепление нового материала.

Работа по алгоритму (Слайд 10).

- Это задания не очень сложные. Суффиксы даны, вам только нужно объяснить: почему такой суффикс пишется в глаголах. Далее задания будут усложняться.

VIII. Работа с карточками.

Объяснить смысл пословиц. Определить суффикс глагола, произведя по алгоритму. Обозначьте орфограмму. (1 пословица каждому ученику).

- Не та хозяйка, которая разговаривает, а та, которая щи наваривает.

- Враг хотел пировать, а пришлось горевать.

- Кто не умеет выполнять, не должен приказывать.

- Всякий трус любит о храбрости беседовать.

- Новых друзей наживай, а старых не теряй.
Физкультминутка (1,5 мин.)

Руки кверху подними,

А потом их опусти,

А теперь их разверни,

И к себе скорей прижми,

Плечами поводи,

Головою покрути,

А потом быстрей,быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

Вновь за парту ты садись,

С увлечением учись!
X.Тестирование или словарный диктант. (Слайды 13, 14; Приложение 2).

Подведение итога урока. (Приложение 1. Слайды 15, 16).

- Используя записанные на слайде глаголы составить простое предложение с однородными сказуемыми. В своем предложении рассказать о том, что мы делали на уроке. Объяснить еще раз гласные в суффиксах глаголов.

XI. Дополнительный материал.

Смотреть – рассмАтривать (смотр)

Умолчать – умАлчивать (молча)
- Правильно ли здесь подобраны проверочные слова? Ребята, запомните раз и навсегда!!! Для проверки безударной гласной в корне нельзя брать глаголы с суффиксами –ыва-, –ива-. Подберите проверочные слова, определите гласную в корне.

Ослабеваю – ослабеть Повелеваю - повелеть
В данных глаголах нет знакомых нам суффиксов, в этом легко убедиться, если образовать видовую пару. Гл. НСВ обр. с пом. суф. -ВА- а гл. буква Е проверяется с пом. глагола СВ. Записываем в словарики.

XI. Домашнее задание (на карточках).

Карточка 1.

От данных глаголов образуйте глаголы с изученными суффиксами. Не забудьте обозначить орфограмму.

Команда, зависть, горе, расход, участие, сочу…ствие

Карточка 2.

К данным глаголам подберите антонимы с изученными суффиксами.

Обвинять – Копить -

Печалиться - Молчать –

Карточка 3.

Замените словосочетания глаголами с изученными суффиксами.

Торжественно идти –

Покрывать лаком –

Быть шефом –

Принимать участие –

Проводить расследование –

Дать совет -

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе iconКонспект открытого урока по русскому языку в 1 классе по теме: Перенос слов
Создать эмоциональный и психологический климат в классе для восприятия образовательного материала
Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе iconКонспект открытого урока по английскому языку в 5-м классе по теме:...
План-конспект открытого урока по английскому языку в 5-м классе по теме: " learning more about each other"
Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе iconКонспект открытого урока по русскому языку в 4 классе Автор-составитель
План воспитательной работы классного руководителя 6 "Б" класса на 2012 – 2013 учебный год
Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе iconКонспект открытого урока по русскому языку в 5 классе
Я верю, что жизнь едина и мир един. Все пробле- мы среды обитания тесно переплетены. Демографи
Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе iconКонспект открытого урока по русскому языку в 5 классе Учитель: Костина...
Тема урока: Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое (грамматическая основа предложения)
Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе iconПлан-конспект открытого урока по русскому языку в 10 классе. Исследование одного слова
Цель: дать целостное, комплексное представление о слове, пропустив его через языковую систему; развивать умение «думать о словах»;...
Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе iconКонспект открытого урока по русскому языку в 8-ом классе Учительрусского...
Учитель сообщает тему, цели и задачи урока, форму проведения урока. Класс делится на три команды, так чтобы в каждой было примерно...
Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе iconКонспект открытого урока в четвертом классе по русскому языку с использованием...
...
Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе iconКонспект урока по английскому языку в 10 классе «Социальные сети»
Английский язык, 10класс, (Абрамова В. С.) 15. 11. 2012 План-конспект открытого урока
Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе iconКонспект открытого урока по русскому языку в 3-а классе. Тема: «Часть речи прилагательное»
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, сигнальные карточки к рефлексии, карточки с заданиями, учебники,...
Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе iconКонспект открытого урока по русскому языку
Цель урока: обучение созданию собственных речевых произведений, соответствующих нормам речевого этикета
Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе iconКонспект открытого урока по русскому языку в 5 классе. Тема: Правописание ы-и после ц
Тема: Правописание буквы ы и после Ц. Учебник «Русский язык 5 класс» под редакцией М. М. Разумовской, 2009
Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе iconРазработка урока английского языка в 5 классе по теме present Simple
План-конспект открытого урока по английскому языку в 5-м классе по теме: " learning more about each other"
Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе iconУрок путешествие План конспект открытого урока по русскому языку...
Лексические нормы современного русского языка. Богатство лексических средств языка
Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе iconКонспект открытого урока по литературному чтению в 3-м классе. К....
М. М. Разумовской. В данную рабочую программу введен региональный компонент на основе Региональной программы по обучению русскому...
Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе iconКонспект открытого урока по английскому языку в 4-м классе по теме «The Degrees of Comparison»
Цель урока: ознакомление и первичное закрепление образования степеней сравнения многосложных прилагательных


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск