Методическое пособие для студентов iv-v-го курсов отделения правового образования юридического факультета «педагогическая практика»





Скачать 312.15 Kb.
НазваниеМетодическое пособие для студентов iv-v-го курсов отделения правового образования юридического факультета «педагогическая практика»
страница1/3
Дата публикации14.10.2013
Размер312.15 Kb.
ТипМетодическое пособие
100-bal.ru > Право > Методическое пособие
  1   2   3


Министерство Образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Казанский (Приволжский) Федеральный университет»
Методическое пособие для студентов IV-V-го курсов

отделения правового образования юридического факультета
«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА»


Специальность 050402.65 «Юриспруденция»

Квалификация учитель права

Казань 2012

Печатается по рекомендации кафедры теории и методики обучения праву отделения правового образования юридического факультета Казанского (Приволжского) Федерального университета
УДК 372.8:2

ББК 74.266.0

П 43

Педагогическая практика: Методическое пособие для студентов

4-5-го курсов отделения правового образования юридического факультета /сост. КФУ. – Казань, 2012 – 32 с.
Методическое пособие по педагогической практике содержит программу практики, рекомендации по ее успешной реализации, критерии оценки результатов практики. Оно адресовано студентам 4-5-го курсов отделения правового образования юридического факультета, а также преподавателям – руководителям практики.

Составитель: ассистент Кириллова Н.Ю.

Рецензент: к.и.н., доцент Свердлова Л.М.

© Казанский (Поволжский) Федеральный университет, 2012

Оглавление

1. Программа педагогической практики…………………………………..4

    1. Цель и задачи педагогической практики………………………………….4

    2. Место и время проведения педагогической практики……………………5

    3. Компетенции, формируемые в результате прохождения педагогической практики…………………………………………………………………………6

    4. Содержание педагогической практики…………………………………….7

    5. Формы отчетности………………………………………………………….12

    6. Критерии оценки результатов педагогической практики………………..13

2. Организация и руководство педагогической практикой………………15

    1. Организация прохождения педагогической практики……………15

    2. Установочная конференция………………………………………...16

    3. Функции группового руководителя педагогической практики…..17

    4. Функции учителя-предметника……………………………………..17

    5. Функции старосты группы…………………………………………..18

    6. Итоговая конференция……………………………………………….18

3. Учебно-методическое и информационное оснащение педагогической практики…………………………………………………………………….20

Приложения…………………………………………………………………23

1. Программа педагогической практики

Педагогическая практика студентов является неотъемлемой частью профессиональной подготовки преподавателя.

Практика (от греч. рrakticos — деятельный, активный) — материальная, целеполагающая деятельность людей, имеющая своим содержанием преобразование природных и социальных объектов, всеобщая основа развития человеческого общества и познания.

Педагогическая практика - форма профессионального обучения в высших и средних педагогических учебных заведениях, проводимая в условиях, максимально приближенных к профессиональной деятельности.

В ходе педагогической практики знания и умения, полученные студентами при изучении правовых и психолого-педагогических дисциплин, применяются ими в практической деятельности, что в свою очередь способствует наиболее интенсивному формированию профессионально-педагогической компетентности будущих учителей права. Именно на практике у студентов закладываются основы будущего индивидуального стиля профессиональной деятельности, проявляется способность к самоанализу, вкус к творчеству и пр.

    1. Цели и задачи педагогической практики:

Основная цель педагогической практики: подготовка студента к выполнению функций учителя права и классного руководителя, ознакомление с функциями социального педагога или завуча школы, ответственного за воспитательную работу с трудными подростками и формирование навыков работы с ними.

Педагогическая практика, как ведущее звено профессиональной подготовки учителя, имеет следующие задачи:

  • закрепление, углубление и обогащение профессиональных и психолого-педагогических знаний, полученных в процессе обучения в вузе, выработка умений использовать их для решения конкретных педагогических задач;

  • формирование профессиональных умений и навыков труда учителя права, закрепление потребности в самообразовании;

  • развитие профессионально-педагогических личностных свойств и качеств (умение проявлять выдержку; педагогический такт; гуманное отношение к детям; культура общения и т.д.);

  • подготовка к работе в системе индивидуального и дифференцированного режима обучения детей в условиях личностно-ориентированного подхода к правовому образованию и профилизации общеобразовательной школы;

  • внедрение исследовательского компонента в систему обучения и научно-методическую деятельность учителя права;

  • выработка умений создать благоприятный психологический климат в ходе занятий, способствующей формированию у школьника положительной установки на обучение;

  • приобретение навыков работы с трудными подростками на основе индивидуального подхода и создания положительных установок школьников на обучение;

  • воспитание устойчивого интереса и любви к работе учителя права;

  • ознакомление с передовым педагогическим опытом, накопленным учителями права (обществознания), и с современным состоянием учебно-воспитательной работы в общеобразовательных учебных заведениях.

1.2. Место и время проведения педагогической практики:

Педагогическая практика студентов проводится на базе общеобразовательных учреждениях г. Казани и Республики Татарстан.
Педагогическая практика проводится на IV и V курсах в течение 18 недель: IV курс - 12 недель в седьмом и восьмом семестрах по 6 недель каждая; V курс - 6 недель в девятом семестре.

Группы формируются в составе 5-7 человек на одного руководителя.

1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения педагогической практики:

Общекультурные компетенции:

  • способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества;

  • способность логически верно выстраивать устную и письменную речь, использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики;

  • способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях.

Общепрофессиональные компетенции:

  • осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

  • владение основами речевой профессиональной культуры;

  • способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности.

Профессиональные компетенции в области педагогической деятельности:

  • способность разрабатывать и реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях;

  • способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся;

  • готовность применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;

  • готовность к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами;

  • способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности;

  • готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности.

Профессиональные компетенции в области научно-исследовательской деятельности:

  • готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских задач в области образования;

  • способность разрабатывать современные педагогические технологии с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности;

  • способность использовать в учебно-воспитательной деятельности основные методы научного исследования.

1.4. Содержание педагогической практики:

Содержание практики отражает те виды деятельности студентов, в которые они включаются в ходе педпрактики и в процессе которых вырабатываются различные стороны педагогической умелости. Эта деятельность охватывает:

а) учебно-воспитательную работу учителя предметника;

б) воспитательную работу классного руководителя;

в) различные методы и приемы психолого-педагогического изучения учащихся;

г) развитие профессионально-педагогических личностных свойств и качеств.
Содержание педагогической практики на IV курсе:
1) На этапе предварительной работы (первая неделя педагогической практики) практиканту необходимо:

- ознакомиться с классом (посещение занятий учителей-предметников, внеклассных мероприятий, изучение содержания журнала, личных дел учащихся, анализ успеваемости школьников, составление портрета класса и др.);

- выявить уровень подготовки учащихся по праву (посещение занятий учителя права, анализ данных журналов, тетрадей, итогов контрольных, проверочных и самостоятельных работ и др.);

- изучить методику проведения занятий опытными учителями школы;

- составить план-график уроков по праву на время практики;

- разработать план конспектов уроков согласно календарному плану; - подготовить дидактический материал, наглядные пособия, компьютерный, аудио – и видеоматериалы и др. к планируемым темам уроков по праву;

- выявить законодательную базу разрабатываемых поурочных тем правоведения, продумать методику использования законодательных актов на уроках;

- подобрать научно-популярную, справочную литературу к темам уроков;

- продумать использование иллюстративного материала на основе публикаций в средствах массовой информации;

- разработать материалы для самостоятельной работы по планируемым темам урока;

- познакомиться с планом учебно-воспитательной работы школы и класса, наметить мероприятия по внеклассной работе по праву, продумать форму участия в мероприятиях класса;

- обговорить с социальным педагогом или завучем по воспитательной работе форму участия в работе с трудными подростками; проанализировать постановку работы с трудными детьми, которая ведется в школе;

- познакомиться с планом совместной работы с инспектором по делам несовершеннолетних, обговорить форму участия практиканта в этой работе;

- изучить планы работы школьного психолога и наметить проведение совместных исследований в классе, где студент проходит практику;

- разработать план мероприятий по внеклассной работе на период педагогической практики.

2). Учебная и внеклассная работа охватывает:

- проведение уроков по праву согласно календарному плану. Практикант допускается к проведению урока при условии предъявления конспекта не позднее, чем за 2-3 дня до занятия. Конспект проверяется групповым руководителем практики или преподавателем-наставником. В случае не предъявления конспекта или не исправления замечаний практикант не допускается к проведению урока, а практика продлевается и студент дорабатывает ее без отрыва от учебы. Самоанализ уроков проводится систематически;

- посещение уроков и внеклассных мероприятий студентов практикантов, работающих в данной школе; участие в их обсуждении;

- оказание помощи по праву слабоуспевающим учащимся;

- организация помощи учащимся в подборе литературы, в работе над докладами, сообщениями, рефератами и др. по правовой тематике;

- участие в работе кружка по праву, в научно-методической классной (школьной, районной и т.п.) конференции и проч.;

- проведение внеурочных воспитательных мероприятий, запланированных практикантом на период практики;

- участие в воспитательных мероприятиях с учащимися по плану школы и классного руководителя;

- оказание помощи социальному педагогу или завучу в работе с трудными подростками по плану мероприятий школы;

- проведение психилого-педагогического исследования отдельных подростков, класса в целом по планам кафедры теории и методики обучения праву и школы;

- работа с родителями (совместно с классным руководителем проведение родительских собраний, выступление на них, посещение учащихся на дому, проведение индивидуальных бесед с родителями и др.).

3). Методическая и самостоятельная работа предполагает:

- участие в работе методобъединения преподавателей истории и обществознания, классных руководителей и воспитателей общеобразовательного учреждения, школьной комиссии по работе с трудными подростками, Совета школы и др.;

- оказание помощи в оформления кабинета права (обществознания);

- организация помощи библиотеке в подборе литературы по темам правового курса, в оформлении книжных стендов, выставок и проч.;

- самоанализ хода педпрактики: оформление дневника практиканта;

- анализ работы студентов - практикантов, работающих в данной школе: составление рецензий на уроки и внеклассные мероприятия, проводимые товарищами;

- определение темы курсовой работы по методике преподавания права

( в период практики, проводимой в седьмом семестре), дипломной работы

(во время прохождения практики в седьмом и восьмом семестрах);

- сбор материала для написания курсовой работы (диплома), составление плана научного исследования;

- подготовка материала для конференции по итогам педпрактики.

Содержание педагогической практики на V курсе:

Особенностью прохождения практики на выпускном курсе является расширение объема учебно-воспитательной работы, совершенствование ее методов, углубление содержания, повышение самостоятельности студента. Практикант работает в профильных классах с углубленным изучением права, как в основной, так и в средней школе, и классным руководителем в одном из классов.

1). Работа практиканта как учителя-предметника:

- знакомство с основными звеньями управления учебно-воспитательным процессом и работой педсовета;

- изучение постановки учебно-воспитательной работой школы;

- анализ учебной и внеклассной работы по предмету (качество знаний, анализ документации), посещение уроков, факультативных занятий по праву, курсов по выбору, занятий предметного кружка и др.;

- самостоятельная разработка и проведение системы уроков по праву в соответствии с планом учителя;

- организация внеклассной работы по предмету согласно плану учителя;

- участие в заседаниях предметных комиссий школы и района, в работе педсовета школы;

- оформление стенда по правовой тематике в кабинете права (обществознания);

- подготовка наглядного материала по предмету для кабинета права;

- участие в проведении предметной декады.

2). Воспитательная работа студента-практиканта как классного руководителя строится на основе обеспечения соответствия содержания, методов и приемов с возрастными и индивидуальными особенностями школьников. Она включает:

- проведение воспитательных мероприятий по правовой тематике;

- совместную работу с социальным педагогом или завучем по воспитательной работе с трудными подростками;

- оказание помощи инспектору по делам несовершеннолетних;
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическое пособие для студентов iv-v-го курсов отделения правового образования юридического факультета «педагогическая практика» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов отделения многоуровневой подготовки (магистратуры) Юридического Института...
Методическое пособие для студентов iv-v-го курсов отделения правового образования юридического факультета «педагогическая практика» iconУчебно-методическое пособие для студентов 5 курса юридического факультета...
Судебная психиатрия: Учебно-методическое пособие для студентов 5-го курса отделения юридического факультета очной формы обучения...
Методическое пособие для студентов iv-v-го курсов отделения правового образования юридического факультета «педагогическая практика» iconУчебно-методическое пособие для курсантов юридического профиля подготовки
Учебно-методическое пособие предназначено для курсантов юридического профиля подготовки специалистов (очной формы обучения) в Московском...
Методическое пособие для студентов iv-v-го курсов отделения правового образования юридического факультета «педагогическая практика» iconУчебно-методическое пособие для студентов юридического факультета 030900. 68 «Юриспруденция»
Громов В. П. Прокурорский надзор за исполнением наказания в исправительных учреждениях: Учебно-методическое пособие для студентов...
Методическое пособие для студентов iv-v-го курсов отделения правового образования юридического факультета «педагогическая практика» iconМетодическое пособие по практике устной и письменной речи английского...
Методическое пособие обсуждено и утверждено на заседании кафедры английской филологии факультета филологии и журналистики Ростовского...
Методическое пособие для студентов iv-v-го курсов отделения правового образования юридического факультета «педагогическая практика» iconУчебно-методическое пособие по педагогической (методической) практике...
Учебно-методическое пособие по педагогической (методической) практике, для студентов 4-го и 5-го курсов отделения романо-германской...
Методическое пособие для студентов iv-v-го курсов отделения правового образования юридического факультета «педагогическая практика» iconМетодические рекомендации
Судебная психиатрия: Учебно-методическое пособие для студентов 5-го курса отделения юридического факультета очной формы обучения...
Методическое пособие для студентов iv-v-го курсов отделения правового образования юридического факультета «педагогическая практика» iconАбдуллин а. Р. Основы глобалистики
Учебно-методическое пособие предназначено для курсантов юридического профиля подготовки специалистов (очной формы обучения) в Московском...
Методическое пособие для студентов iv-v-го курсов отделения правового образования юридического факультета «педагогическая практика» iconУчебно-методическое пособие для студентов вузов. Ростов-на-Дону:...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов заочного отделения биолого-почвенного факультета, обучающихся по специальности...
Методическое пособие для студентов iv-v-го курсов отделения правового образования юридического факультета «педагогическая практика» icon9 класс Тестовые задания
Судебная психиатрия: Учебно-методическое пособие для студентов 5-го курса отделения юридического факультета очной формы обучения...
Методическое пособие для студентов iv-v-го курсов отделения правового образования юридического факультета «педагогическая практика» iconА. Артов В. боков А. дулицкий А. ена А. паршинцев
Учебно-методическое пособие предназначено для курсантов юридического профиля подготовки специалистов (очной формы обучения) в Московском...
Методическое пособие для студентов iv-v-го курсов отделения правового образования юридического факультета «педагогическая практика» iconИсследование биологии околосмертельного и мистического опыта
Учебно-методическое пособие предназначено для курсантов юридического профиля подготовки специалистов (очной формы обучения) в Московском...
Методическое пособие для студентов iv-v-го курсов отделения правового образования юридического факультета «педагогическая практика» iconIv. Обязательственное право Подраздел II. Охранительные обязательства
Учебно-методическое пособие предназначено для курсантов юридического профиля подготовки специалистов (очной формы обучения) в Московском...
Методическое пособие для студентов iv-v-го курсов отделения правового образования юридического факультета «педагогическая практика» iconУчебно-методическое пособие для студентов вузов. Ростов-на-Дону:...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов заочного отделения биолого-почвенного факультета, обучающихся по специальности...
Методическое пособие для студентов iv-v-го курсов отделения правового образования юридического факультета «педагогическая практика» iconРасставить их по жизни как вехи. Через них вернуться в прошлое
Учебно-методическое пособие предназначено для курсантов юридического профиля подготовки специалистов (очной формы обучения) в Московском...
Методическое пособие для студентов iv-v-го курсов отделения правового образования юридического факультета «педагогическая практика» iconУчебно-методическое пособие к изучению немецкого языка для студентов...
Учебно-методическое пособие предназначено для работы со студентами заочного отделения факультета сервиса, специальностей «Сервис»,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск