Скачать 312.15 Kb.
|
Министерство Образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) Федеральный университет» Методическое пособие для студентов IV-V-го курсов отделения правового образования юридического факультета «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА» Специальность 050402.65 «Юриспруденция» Квалификация учитель права Казань 2012 Печатается по рекомендации кафедры теории и методики обучения праву отделения правового образования юридического факультета Казанского (Приволжского) Федерального университета УДК 372.8:2 ББК 74.266.0 П 43 Педагогическая практика: Методическое пособие для студентов 4-5-го курсов отделения правового образования юридического факультета /сост. КФУ. – Казань, 2012 – 32 с. Методическое пособие по педагогической практике содержит программу практики, рекомендации по ее успешной реализации, критерии оценки результатов практики. Оно адресовано студентам 4-5-го курсов отделения правового образования юридического факультета, а также преподавателям – руководителям практики. Составитель: ассистент Кириллова Н.Ю. Рецензент: к.и.н., доцент Свердлова Л.М. © Казанский (Поволжский) Федеральный университет, 2012 Оглавление 1. Программа педагогической практики…………………………………..4
2. Организация и руководство педагогической практикой………………15
3. Учебно-методическое и информационное оснащение педагогической практики…………………………………………………………………….20 Приложения…………………………………………………………………23 1. Программа педагогической практики Педагогическая практика студентов является неотъемлемой частью профессиональной подготовки преподавателя. Практика (от греч. рrakticos — деятельный, активный) — материальная, целеполагающая деятельность людей, имеющая своим содержанием преобразование природных и социальных объектов, всеобщая основа развития человеческого общества и познания. Педагогическая практика - форма профессионального обучения в высших и средних педагогических учебных заведениях, проводимая в условиях, максимально приближенных к профессиональной деятельности. В ходе педагогической практики знания и умения, полученные студентами при изучении правовых и психолого-педагогических дисциплин, применяются ими в практической деятельности, что в свою очередь способствует наиболее интенсивному формированию профессионально-педагогической компетентности будущих учителей права. Именно на практике у студентов закладываются основы будущего индивидуального стиля профессиональной деятельности, проявляется способность к самоанализу, вкус к творчеству и пр.
Основная цель педагогической практики: подготовка студента к выполнению функций учителя права и классного руководителя, ознакомление с функциями социального педагога или завуча школы, ответственного за воспитательную работу с трудными подростками и формирование навыков работы с ними. Педагогическая практика, как ведущее звено профессиональной подготовки учителя, имеет следующие задачи:
1.2. Место и время проведения педагогической практики: Педагогическая практика студентов проводится на базе общеобразовательных учреждениях г. Казани и Республики Татарстан. Педагогическая практика проводится на IV и V курсах в течение 18 недель: IV курс - 12 недель в седьмом и восьмом семестрах по 6 недель каждая; V курс - 6 недель в девятом семестре. Группы формируются в составе 5-7 человек на одного руководителя. 1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения педагогической практики: Общекультурные компетенции:
Общепрофессиональные компетенции:
Профессиональные компетенции в области педагогической деятельности:
Профессиональные компетенции в области научно-исследовательской деятельности:
1.4. Содержание педагогической практики: Содержание практики отражает те виды деятельности студентов, в которые они включаются в ходе педпрактики и в процессе которых вырабатываются различные стороны педагогической умелости. Эта деятельность охватывает: а) учебно-воспитательную работу учителя предметника; б) воспитательную работу классного руководителя; в) различные методы и приемы психолого-педагогического изучения учащихся; г) развитие профессионально-педагогических личностных свойств и качеств. Содержание педагогической практики на IV курсе: 1) На этапе предварительной работы (первая неделя педагогической практики) практиканту необходимо: - ознакомиться с классом (посещение занятий учителей-предметников, внеклассных мероприятий, изучение содержания журнала, личных дел учащихся, анализ успеваемости школьников, составление портрета класса и др.); - выявить уровень подготовки учащихся по праву (посещение занятий учителя права, анализ данных журналов, тетрадей, итогов контрольных, проверочных и самостоятельных работ и др.); - изучить методику проведения занятий опытными учителями школы; - составить план-график уроков по праву на время практики; - разработать план конспектов уроков согласно календарному плану; - подготовить дидактический материал, наглядные пособия, компьютерный, аудио – и видеоматериалы и др. к планируемым темам уроков по праву; - выявить законодательную базу разрабатываемых поурочных тем правоведения, продумать методику использования законодательных актов на уроках; - подобрать научно-популярную, справочную литературу к темам уроков; - продумать использование иллюстративного материала на основе публикаций в средствах массовой информации; - разработать материалы для самостоятельной работы по планируемым темам урока; - познакомиться с планом учебно-воспитательной работы школы и класса, наметить мероприятия по внеклассной работе по праву, продумать форму участия в мероприятиях класса; - обговорить с социальным педагогом или завучем по воспитательной работе форму участия в работе с трудными подростками; проанализировать постановку работы с трудными детьми, которая ведется в школе; - познакомиться с планом совместной работы с инспектором по делам несовершеннолетних, обговорить форму участия практиканта в этой работе; - изучить планы работы школьного психолога и наметить проведение совместных исследований в классе, где студент проходит практику; - разработать план мероприятий по внеклассной работе на период педагогической практики. 2). Учебная и внеклассная работа охватывает: - проведение уроков по праву согласно календарному плану. Практикант допускается к проведению урока при условии предъявления конспекта не позднее, чем за 2-3 дня до занятия. Конспект проверяется групповым руководителем практики или преподавателем-наставником. В случае не предъявления конспекта или не исправления замечаний практикант не допускается к проведению урока, а практика продлевается и студент дорабатывает ее без отрыва от учебы. Самоанализ уроков проводится систематически; - посещение уроков и внеклассных мероприятий студентов практикантов, работающих в данной школе; участие в их обсуждении; - оказание помощи по праву слабоуспевающим учащимся; - организация помощи учащимся в подборе литературы, в работе над докладами, сообщениями, рефератами и др. по правовой тематике; - участие в работе кружка по праву, в научно-методической классной (школьной, районной и т.п.) конференции и проч.; - проведение внеурочных воспитательных мероприятий, запланированных практикантом на период практики; - участие в воспитательных мероприятиях с учащимися по плану школы и классного руководителя; - оказание помощи социальному педагогу или завучу в работе с трудными подростками по плану мероприятий школы; - проведение психилого-педагогического исследования отдельных подростков, класса в целом по планам кафедры теории и методики обучения праву и школы; - работа с родителями (совместно с классным руководителем проведение родительских собраний, выступление на них, посещение учащихся на дому, проведение индивидуальных бесед с родителями и др.). 3). Методическая и самостоятельная работа предполагает: - участие в работе методобъединения преподавателей истории и обществознания, классных руководителей и воспитателей общеобразовательного учреждения, школьной комиссии по работе с трудными подростками, Совета школы и др.; - оказание помощи в оформления кабинета права (обществознания); - организация помощи библиотеке в подборе литературы по темам правового курса, в оформлении книжных стендов, выставок и проч.; - самоанализ хода педпрактики: оформление дневника практиканта; - анализ работы студентов - практикантов, работающих в данной школе: составление рецензий на уроки и внеклассные мероприятия, проводимые товарищами; - определение темы курсовой работы по методике преподавания права ( в период практики, проводимой в седьмом семестре), дипломной работы (во время прохождения практики в седьмом и восьмом семестрах); - сбор материала для написания курсовой работы (диплома), составление плана научного исследования; - подготовка материала для конференции по итогам педпрактики. Содержание педагогической практики на V курсе: Особенностью прохождения практики на выпускном курсе является расширение объема учебно-воспитательной работы, совершенствование ее методов, углубление содержания, повышение самостоятельности студента. Практикант работает в профильных классах с углубленным изучением права, как в основной, так и в средней школе, и классным руководителем в одном из классов. 1). Работа практиканта как учителя-предметника: - знакомство с основными звеньями управления учебно-воспитательным процессом и работой педсовета; - изучение постановки учебно-воспитательной работой школы; - анализ учебной и внеклассной работы по предмету (качество знаний, анализ документации), посещение уроков, факультативных занятий по праву, курсов по выбору, занятий предметного кружка и др.; - самостоятельная разработка и проведение системы уроков по праву в соответствии с планом учителя; - организация внеклассной работы по предмету согласно плану учителя; - участие в заседаниях предметных комиссий школы и района, в работе педсовета школы; - оформление стенда по правовой тематике в кабинете права (обществознания); - подготовка наглядного материала по предмету для кабинета права; - участие в проведении предметной декады. 2). Воспитательная работа студента-практиканта как классного руководителя строится на основе обеспечения соответствия содержания, методов и приемов с возрастными и индивидуальными особенностями школьников. Она включает: - проведение воспитательных мероприятий по правовой тематике; - совместную работу с социальным педагогом или завучем по воспитательной работе с трудными подростками; - оказание помощи инспектору по делам несовершеннолетних; |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебно-методическое пособие предназначено для студентов отделения многоуровневой подготовки (магистратуры) Юридического Института... | Учебно-методическое пособие для студентов 5 курса юридического факультета... Судебная психиатрия: Учебно-методическое пособие для студентов 5-го курса отделения юридического факультета очной формы обучения... | ||
Учебно-методическое пособие для курсантов юридического профиля подготовки Учебно-методическое пособие предназначено для курсантов юридического профиля подготовки специалистов (очной формы обучения) в Московском... | Учебно-методическое пособие для студентов юридического факультета 030900. 68 «Юриспруденция» Громов В. П. Прокурорский надзор за исполнением наказания в исправительных учреждениях: Учебно-методическое пособие для студентов... | ||
Методическое пособие по практике устной и письменной речи английского... Методическое пособие обсуждено и утверждено на заседании кафедры английской филологии факультета филологии и журналистики Ростовского... | Учебно-методическое пособие по педагогической (методической) практике... Учебно-методическое пособие по педагогической (методической) практике, для студентов 4-го и 5-го курсов отделения романо-германской... | ||
Методические рекомендации Судебная психиатрия: Учебно-методическое пособие для студентов 5-го курса отделения юридического факультета очной формы обучения... | Абдуллин а. Р. Основы глобалистики Учебно-методическое пособие предназначено для курсантов юридического профиля подготовки специалистов (очной формы обучения) в Московском... | ||
Учебно-методическое пособие для студентов вузов. Ростов-на-Дону:... Учебно-методическое пособие предназначено для студентов заочного отделения биолого-почвенного факультета, обучающихся по специальности... | 9 класс Тестовые задания Судебная психиатрия: Учебно-методическое пособие для студентов 5-го курса отделения юридического факультета очной формы обучения... | ||
А. Артов В. боков А. дулицкий А. ена А. паршинцев Учебно-методическое пособие предназначено для курсантов юридического профиля подготовки специалистов (очной формы обучения) в Московском... | Исследование биологии околосмертельного и мистического опыта Учебно-методическое пособие предназначено для курсантов юридического профиля подготовки специалистов (очной формы обучения) в Московском... | ||
Iv. Обязательственное право Подраздел II. Охранительные обязательства Учебно-методическое пособие предназначено для курсантов юридического профиля подготовки специалистов (очной формы обучения) в Московском... | Учебно-методическое пособие для студентов вузов. Ростов-на-Дону:... Учебно-методическое пособие предназначено для студентов заочного отделения биолого-почвенного факультета, обучающихся по специальности... | ||
Расставить их по жизни как вехи. Через них вернуться в прошлое Учебно-методическое пособие предназначено для курсантов юридического профиля подготовки специалистов (очной формы обучения) в Московском... | Учебно-методическое пособие к изучению немецкого языка для студентов... Учебно-методическое пособие предназначено для работы со студентами заочного отделения факультета сервиса, специальностей «Сервис»,... |