Учебная программа дисциплины





Скачать 338.31 Kb.
НазваниеУчебная программа дисциплины
страница1/3
Дата публикации29.06.2013
Размер338.31 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Право > Программа дисциплины
  1   2   3
Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Сибирский федеральный университет»


УТВЕРЖДАЮ
Директор Юридического института

__________________/ И.В. Шишко/

« » 2008 г.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина ГСЭ.В2 Антропология права
Укрупненная группа 040000 Социальные науки
Направление 040100.62 Социальная работа
Институт Юридический
Кафедра Истории государства и права


Красноярск

2008

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе 040000 «Социальные науки» направления 040100.62 «Социальная работа»



Программу составила доцент кафедры истории государства и права

Бердникова С.А. ____________

( подпись)
Учебная программа согласована с кафедрой теории и методики социальной работы

Заведующий кафедрой Жижко Е.В. ________________

(подпись)
Учебная программа обсуждена на заседании НМСИ Юридического института

«07» февраля 2008 г. протокол № 4

Председатель НМСИ Басалаева С.П. _____________

(подпись)
Дополнения и изменения в учебной программе на 200 __/200__ учебный год.

В учебную программу вносятся следующие изменения: _____________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры _______

«____» _____________ 200__г. протокол № ________

Заведующий кафедрой _________________________

(фамилия, и.о., подпись)

Внесенные изменения утверждаю:
Директор ______________________________ института

(фамилия, и. о., подпись)

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Специальный учебный курс для студентов очного отделения направления 040100.62 «Социальная работа», посвящен антропологии права (юридической антропологии), сравнительно молодой отрасли правовой науки, возникшей на стыке юриспруденции, истории, социальной антропологии, этнологии, философии. Из юридических дисциплин заметное влияние на ее становление оказали история права (особенно история древнего права) и сравнительное правоведение.

Антропология права – «наука о человеке как социальном существе в его правовых проявлениях, измерениях, характеристиках. Она изучает правовые формы общественной жизни людей от древности до наших дней» (акад. В.С. Нерсесянц).

Как видно из названия этой дисциплины, она вбирает в себя как проблемы общего знания о человеке (антропология – наука о человеке), так и проблемы права. «Юридическая антропология изучает правовое бытие человека на всех стадиях развития этого бытия, от архаических до современных».

Задачи спецкурса – углубить представление о состоянии современного права, его генетических корнях и эволюции применительно к отдельному человеку, познакомить с правовыми формами различных типов обществ (архаических, традиционных и современных).

Антропология права не только важный в познавательном отношении предмет, но и довольно сложная дисциплина в силу своего большого объема и кратковременности изучения. По окончании спецкурса студенты сдают зачет. Для его получения необходимо посещать лекции и семинарские занятия, читать специальную научную литературу и нормативные акты, обязательно отрабатывать (в письменной или устной форме) пропущенные темы, подготовить задания и задачи.

2. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Объем дисциплины и виды учебной работы приведены в табл. 2.1.

Таблица 2.1

Виды учебной работы

Объем дисциплины, час.



Всего

Семестры





2




Общая трудоемкость дисциплины

135

135




Аудиторные занятия:

68

68




лекции

34

34




практические занятия (ПЗ)

-

-




семинарские занятия (СЗ)

34

34




лабораторные работы (ЛР)

-

-




другие виды аудиторных занятий

-

-




Самостоятельная работа (СР):

67

67




изучение теоретического курса (ТО)

36

36




Контрольная работа (КР)

-


-




Тесты (Т)

-

-




Задачи (ЗЧ)

10

10




Задания (З)

20

20




другие виды СР

-

-




Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

Зачет

Зачет





3.2 Структура спецкурса

Тематика лекций


Введение (2 часа)
Проблематика и методология антропологии права (юридической антропологии), ее связь с другими науками.

Антропология права – наука о человеке как социальном существе в его правовых проявлениях, измерениях, характеристиках. Предмет антропологии права. Методологические основы антропологии права.
Литература: 7, 8, 11, 19, 20, 21, 48, 49, 53, 73, 74, 81, 92, 96, 131, 132, 133, 153, 171, 180, 186, 206.

Тема 1 (4 часа)

Общие закономерности функционирования политико-правовых систем и иных сторон древнейших исторических типов общества
Локальные группы охотников-собирателей. Функции предводителя. Авторитет. Нестабильность групп. Естественные основы неравенства и власти: индивидуальные способности, половозрастное неравенство.

Переход к земледелию и скотоводству. Деревня. Племя. Ранжированное общество. Лидерство. Возрастные группы, мужские (женские) союзы, тайные общества.

Специфические черты архаического права. Источники. Рождение семьи. Система родства. Клан. Род. Зарождение личного статуса. Земельные и договорные отношения. Урегулирование конфликтов.
Литература: 2, 3, 6, 7, 8, 17, 25, 29, 30, 34, 50, 54, 65, 69, 86, 89, 91, 109,113, 114, 115, 116, 118, 119, 128, 140, 144, 158, 161, 165, 169, 193, 194, 203.

Тема 2 (2 часа)

Вождество – первая иерархическая форма

социальной организации
Признаки вождества. Типы вождеств. Способы утверждения личной власти вождей. Генетическая иерархия.

Причины социального неравенства: собственность, доступ к ресурсам, статус, престиж, авторитет. Социальная стратификация и ее формы. Представления о социальной справедливости. Сочетание двух начал, демократического и авторитарного, в социальной жизни общества.
Литература: 1, 2, 3, 7, 8, 9, 17, 25, 29, 30, 34, 37, 38, 54, 69, 86, 89, 109, 144, 148, 157, 158, 161.

Тема 3 (2 часа)

Происхождение государства и права
Эволюция представлений о государстве. Теория общественного договора (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо). Завоевательная теория (Л. Гумплович, Ф. Оппенгеймер). Классовая теория (К. Маркс, Ф. Энгельс). Взгляды на политогенез в ХХ в. Теория «городской революции» Г. Чайлда. «Гидротехническая» теория К. Виттфогеля. Интегративная и конфликтная версии политогенеза (Э. Сервис, М. Фрид).

Причины генезиса государственности. Экологический фактор. Система хозяйства. Ирригация. Рост народонаселения. Идеология. Обмен и торговля. Войны и завоевания. Внешние влияния. «Первичные» и «вторичные» государства. Роль элиты в формировании государства: управленцы, военачальники, жрецы. Сущность и признаки государства. Пути политогенеза. Запад и Восток. Типы и формы государственности: основные концепции и школы.
Литература: 1, 8, 12, 17, 66, 71, 79, 86, 87, 95, 109, 121, 143, 157, 158, 195, 199.

Тема 4 (10 часов)

Право, культура, цивилизация.

Человек в системе традиционного права
Культурно-исторические типы развития и право.

Цивилизации Востока. Месопотамия. Египет. Китай. Индия. Общая характеристика традиционного права. Философско-этическая доминанта в индусском и китайском праве.

Исламский мир. Шариат – закон жизни мусульманина, личный статус мусульман и исламская концепция прав человека.

Результаты влияния одних культурно-правовых систем на другие. Общая теория движения права. Человек как объект правовой аккультурации (Африка, Сибирь, Кавказ).
Литература: 4, 5, 7, 23, 28, 36, 37, 45, 46, 51, 52, 55, 56, 57, 58, 59, 61, 68, 71, 75, 76, 77, 78, 80, 90, 93, 103, 106, 122, 124, 129, 136, 141, 152, 159, 160, 162, 163, 167, 176, 177, 178, 179, 189, 190, 205.

Тема 5 (8 часов)

Антропология позитивного (европейского) права
Античная Европа. Государство и право греко-римской цивилизации. Феномен римского права. Правовой статус личности.

Эпоха средневековья. Европейский феодализм. Структура общества и власти.

Европа и европейское право как историко-правовое понятие. Экономические, социальные и культурные предпосылки для формирования правовых систем в Европе в период Средних веков и Нового времени. Возрождение римского права в Италии и принятие в Европе. Значение рационалистического естественного права и идей Просвещения для развития права. Признание человека социально-правовой ценностью в европейской правовой традиции.
Литература: 4, 5, 6, 7, 9, 10, 26, 27, 28, 31, 32, 33, 40, 43, 4763, 72, 75, 76, 101, 142, 145, 163, 173, 187, 191, 197, 200.

Тема 6 (6 часов)

Человек в системе российского права
Особенности российской цивилизации. Имперские традиции в отечественной истории. Традиционные черты в современной российской политической культуре.

Правовая традиция России и человек. Личность в социалистическом праве. Реформирование постсоциалистического российского общества.
Литература: 5, 7, 18, 39, 41, 75, 101, 110, 127, 134, 139, 182, 196.

3.3. Семинарские занятия

Общий объем семинарских занятий - 34 ч.

Тема 1 (2 часа)

Традиции и современное состояние антропологии права
1. Истоки антропологии права.

2. «Антропологический ренессанс» во второй половине ХХ в. и его последствия. Основные школы и течения юридической антропологии.

3. Разработка проблем антропологии права в отечественной науке.
Литература: 7, 8, 11, 48, 49, 53, 73, 74, 81, 92, 96, 186, 206.
Тема 2 (4 часа)

Человек в системе архаического права
1. Общие черты первобытного права.

2. Табу как прототип правового запрета. Табу на инцест. Запретные действия. Табу на людей. Табу на предметы и вещи. Запретные слова.

3. Тотем, миф и «идеальный правовой порядок».

а) Групповой регулятор. Тотем.

б) Мифолого-религиозный и моральный регулятор.

в) Магия, ритуал, обряд, обычай.
Литература: 1, 2, 3, 5, 7, 8, 11, 17, 24, 25, 29, 30, 34, 35, 64, 65, 67, 69, 73, 83, 84, 86, 89, 98, 102, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 125, 128, 137, 138, 139, 140, 144, 154, 155, 165, 166, 169, 170, 181, 188, 193, 203, 204, 207, 208.

Тема 3 (2 часа)

Власть и лидерство в первобытном обществе


  1. Естественные и культурные основы неравенства. Неравенство и иерархия. Социальная стратификация.

  2. Власть как способность ограничения поведенческих альтернатив. Сущность власти. Традиционное, харизматическое, рациональное господство. Власть-собственность. Путь к власти. Истоки сакральной власти. Символика власти.

  3. Генезис социальной организации общества и способов управления социумом. Эгалитарные, ранжированные, стратифицированные общества. Организация власти в локальных группах охотников-собирателей, общинах. Феномен вождества.


Литература: 2, 3, 7, 8, 17, 25, 29, 30, 34, 35, 38, 50, 54, 65, 69, 83, 86, 88, 89, 91, 105, 109, 114, 115, 144, 157, 158, 161, 194.

Тема 4 (2 часа)

Происхождение государства и права


  1. Эволюция представлений о государстве. Теории возникновения государства в ХХ в.

  2. Причины генезиса государственности.

  3. Пути политогенеза. Запад и Восток. Типы и формы государственности.


Литература: 1, 8, 12, 17, 66, 71, 79, 86, 95, 109, 121, 143, 157, 195, 199.

Тема 5 (4 часа)

Человек в системе традиционного права Древнего Востока
I. Древневавилонское право. Законы Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.).

  1. Социальная структура и правовое положение основных групп населения по Законам Хаммурапи (ЗХ):

а) Положение свободных людей.

б) Какие элементы дееспособности сохранились за рабами по ЗХ. Назовите вид рабства.

  1. Способы защиты имущественных прав по ЗХ.

  2. Как сказалась на полноправии вавилонян потеря земельного надела общинной земли?

  3. В правовом закреплении договора займа, найма вещей и людей, ростовщических операций ЗХ проявляется компромиссно-умеренная для своего времени правовая система. Докажите.

  4. Брачно-семейные отношения.

Какую цель преследовал Хаммурапи, требуя обязательной письменной формы заключения брака?

Как вы относитесь к идее брачного контракта, имеющей столь глубокие исторические корни, но на долгое время изъятой из отечественной правовой трактовки?

Для чего в древности существовали институты брачных даров и приданого? Правовые истоки этих институтов.

Права жены в семье.

До каких пределов простиралась власть домовладельца? В каких ситуациях мог муж и отец прибегнуть к мере, предусмотренной ст. 117 ЗХ?

Каким образом сказывался брак с рабом на статусе свободной? Почему дети, родившиеся в таком браке, не обращались в рабство?

Перечислите указанные в ЗХ основания для развода: а) по инициативе мужа; б) по инициативе жены.

Возможно ли вступление во второй брак разведенной женщины? Вдовы? Какие формальные и неформальные условия должны при этом соблюдаться?

  1. Наследственное право.

Какой принцип распределения наследства положен в основу ЗХ?

Каким образом законодатель постарался обеспечить имущественные и личные интересы младших наследников и женщин в эпоху Хаммурапи?

  1. Каким образом ЗХ защищали жизнь и здоровье жителей Древнего Востока?

Литература: 5, 6, 9, 13, 14, 16, 78.
II. Древнеиндийское право. «Книга законов Ману» (II в. до н.э. – II в. н.э.).

  1. Каковы древнейшие источники индусского права? Что такое веды, дхармасутры, смрити или дхармашастры?

  2. Чем можно доказать, что право Древней Индии выросло непосредственно из религиозных предписаний?

  3. Что такое варна? Сколько варн было в Древней Индии? Какова их иерархия?

  4. Заполните таблицу:




Варна

Обязанности

Права

Выводы о правовом статусе членов варны

(с указание конкретных статей законов Ману)










5. Совпала ли в Древней Индии социально-юридическая (сословная) и социально-экономическая (классовая) структура населения?

6. К какой варне принадлежали неприкасаемые? рабы?

7. Каким варнам предписано быть наиболее образованными? Какие социальные цели достигались такой монополизацией знаний?

8. Был ли возможен легальный переход из одной варны в другую?

9. Допускается ли законами изменение рода занятий, предписанных члену той или иной варны? В каких обстоятельствах?

10. Какими юридическими средствами достигалось социальное и психическое ущемление париев и рабов?

11. Брачно-семейные отношения по законам Ману.

12. Как в законах Ману охарактеризован статус царя? Какие идеологические и юридические обоснования приведены брахманами для оправдания репрессивной политики государства?

13. Каковы границы царской власти согласно законодательству Древней Индии?

14. В чем состоят юридические и внеправовые средства охраны царской власти и особы монарха согласно «Артхашастре» Каутильи?

15. Насколько естественным (искусственным) является сословно-кастовое деление для общества на различных ступенях его развития? Нормы древнеиндийского права закрепили прогрессивную тенденцию в эволюции общества или, наоборот, юридические средства были своекорыстно использованы для движения в тупиковом направлении?

16. Почему принцип равенства (юридического) не мог быть реализован в древнем праве применительно ко всему населению страны?

17. Теория естественных прав, разработанная в XVI-XVII вв. лучшими мыслителями Европы, исходит из постулата о врожденных, присущих человеку по его природе правах, которые государство не должно умалять, но только охранять и регулировать в общественных интересах. Эта теория сыграла чрезвычайно прогрессивную роль в истории как юриспруденции, так и всего человечества. Подумайте, почему та же идея в древнем праве Индии и других стран служила обоснованием социального неравенства и угнетения. Что оказывается важнее для индивидуума: законодательное закрепление невмешательства государства в сферу прав человека или содержание самого перечня этих прав?

18. Формирование кастового строя в Индии и его развитие в эпоху средневековья, колониального управления, в республике Индии.
Литература: 5, 6, 7, 9, 13, 14, 16, 61, 77, 80, 94, 107, 111, 126, 164.

Тема 6 (4 часа)

Власть, человек и общество в античном мире

  1. Общая характеристика античного полиса.

  2. Публичное и частное античное право.

  3. Идея прав человека в античном мире.

  4. Человек в греческой и римской семье.


Литература: 5, 6, 7, 9, 10, 13, 14, 16, 26, 27, 31, 32, 33, 47, 60, 62, 63, 145, 173, 197.

Тема 7 (6 часов)

Европейское право и человек в эпоху Средних веков и Нового времени


  1. Истоки западной традиции права в Папской революции. Каноническое право: общая характеристика, система. Средневековый брак и семья.

  2. Феодальное право. Феодальный обычай на Западе до XI в. Возникновение системы феодального права.

  3. Манориальное право. Взаимность прав помещиков и крестьян. Коллективное правосудие.

  4. Городские коммуны средневековья. Институты самоуправления. Главные характеристики городского права. Новая система торгового права.

  5. Королевское право Западной Европы. Великая Хартия вольностей (Англия, 1215 г.).

  6. Охарактеризуйте права человека по основным конституционным актам Англии (XVII- нач. XVIII в.), Декларации независимости 1776 г. США, Декларации прав человека и гражданина 1789 г.

  7. Изучив полный текст Декларации прав человека и гражданина 1789 г., заполните таблицу:




№ п/п

Права (свободы)

Формулировка и статьи Декларации

Примечание

1
2
3
4


Политические
Личные
Социальные
Экономические











  1. Является ли право собственности абсолютным? Почему оно подвергается законодательным ограничениям? Согласны ли вы с мнением Бенжамена Констана, что «только собственность делает человека способным осуществлять политические права» (1815 г.)?

  2. Как следует охарактеризовать положение мужа и жены в семейных отношениях, регламентируемых Кодексом Наполеона 1804 г.? В чем проявляются пережитки средневековья в брачно-семейном праве французов XIX- первой половине ХХ в.

Какие нормы Гражданского кодекса Франции 1804 г. подтверждают высказывание их современника (писателя Франка): «В настоящее время женщина хуже разбойника, хуже ребенка, хуже сумасшедшего, ибо разбойник, отбыв наказание, снова становится гражданином, малолетний становится дееспособным в день своего совершеннолетия, сумасшедший, к которому вернулся разум, восстанавливается в своих правах, в то время как на женщине вечно тяготеет клеймо ее рождения, она вечно остается осужденной, она всю жизнь малолетняя, постоянно лишена прав»?

10. Чем родственны правовые установления Древнего Рима и буржуазной Франции в регулировании объема и содержания родительской власти?

  1. Когда был принят первый Уголовный кодекс Франции? Какие принципы лежат в основе уголовного права страны? Каковы наиболее тяжкие наказания, предусмотренные УК 1810 г.? Как относились французы к наказанию смертной казнью на различных этапах своей истории? Когда во Франции ликвидирована смертная казнь?


Литература: 5, 6, 7, 9, 13, 14, 15, 31, 40, 42, 43, 72, 100, 101, 135, 147, 151, 168, 172, 175, 201, 202.

Тема 8 (4 часа)

Международно-правовое измерение правового бытия человека


  1. Возникновение международного права.

  2. Международные стандарты прав человека и проблема международной правосубъектности индивида.

  3. Международное гуманитарное право.

  4. Международная система защиты прав человека.


Литература: 5, 7, 22, 44, 82, 85, 104, 108, 112, 123, 130, 135, 149, 150, 151, 156, 168, 172, 175, 184, 198, 201.

Тема 9 (6 часов)

Антропология права и современность


  1. Ценности западной цивилизации и традиционные общества.

  2. Клановые, этнические и конфессиональные основы современной политической системы постколониальных обществ.

  3. Архаические и традиционные элементы в политической культуре государств СНГ.

  4. Современная семья и право.

  5. Личные права: а) есть ли право у эмбриона; б) может ли человек распоряжаться своим телом; в) эвтаназия: право на достойную смерть или убийство?

  6. Проблема смертной казни на современном этапе.

  7. Вклад антропологии права в «перспективное право».


Литература: 7, 97, 99, 100, 108, 146, 147, 168.

3.4. Лабораторные занятия

Учебным планом лабораторные занятия не предусмотрены

3.5.Самостоятельная работа

Изучение теоретического курса - самостоятельная проработка студентами отдельных вопросов теоретического курса. Общая трудоемкость самостоятельного теоретического обучения - 66 ч. Самостоятельная работа выполняется студентами на основе учебно-методических материалов дисциплины, представленных в гл. 4. Самостоятельно изучаемые вопросы курса включаются в зачетные билеты.

К видам самостоятельной работы относится выполнение заданий, решение задач (20ч.). Задания для самостоятельной работы студенты могут получить в учебно-методическом комплексе дисциплины. Сдача заданий, ответов на задачи производится преподавателю, ведущему семинарские занятия.
4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебная программа дисциплины iconРабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины
Список дисциплин, знание которых необходимо для изучения курса данной дисциплины
Учебная программа дисциплины iconРабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины
Целью дисциплины является изучение современных методов программирования приложений, использующих в своей работе среду Internet. А...
Учебная программа дисциплины iconРабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины
Формирование умений и навыков в области метрологии и сертификации программных средств (ПС)
Учебная программа дисциплины iconРабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины
Целью дисциплины является приобретение базовых знаний и навыков программирования, проектирования и разработки приложений с применением...
Учебная программа дисциплины iconРабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины
Комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем. 10
Учебная программа дисциплины iconРабочая учебная программа дисциплины «Энергоменеджмент»
Рабочая учебная программа дисциплины «Энергоменеджмент» составлена на основании требований Государственного образовательного стандарта...
Учебная программа дисциплины iconРабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины
Целью изучения дисциплины «Основы информационной безопасности» является освоение основ информационной безопасности, необходимых специалисту...
Учебная программа дисциплины iconРабочая учебная программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: «лыжная подготовка»
Учебно-методический комплекс. Учебная программа для студентов направления 032100. 62
Учебная программа дисциплины iconРабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины
Компьютерная графика применяется как для решения математических, инженерных экономических задач, так и для игровых и развлекательных...
Учебная программа дисциплины iconУчебная программа дисциплины современное отечественное литературоведение...
Учебная программа составлена А. Ю. Колпаковым, к ф н., доцентом каф русской литературы
Учебная программа дисциплины iconРабочая учебная программа дисциплины Практические технологии отрасли,...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебная программа дисциплины iconРабочая учебная программа дисциплины опд. Ф. 01. 1 «Введение в языкознание»
Рабочая учебная программа составлена к ф н., доцентом кафедры французской филологии Сотниковой Т. В
Учебная программа дисциплины iconРабочая учебная программа дисциплины «Проектная логистика»
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 080200. 62 «Менеджмент»
Учебная программа дисциплины iconРабочая Учебная программа дисциплины «Введение в профессию»
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 080110. 51 «Банковское дело»
Учебная программа дисциплины iconРабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины
Оп – образовательная программа (впо – высшее профессиональное образование, спо среднее профессиональное образование)
Учебная программа дисциплины iconРабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины
Оп – образовательная программа (впо – высшее профессиональное образование, спо среднее профессиональное образование)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск