Образование и наука: мотивация и модели поведения выпускников ведущих университетов России





Скачать 141.45 Kb.
НазваниеОбразование и наука: мотивация и модели поведения выпускников ведущих университетов России
Дата публикации01.08.2013
Размер141.45 Kb.
ТипАнкета
100-bal.ru > Право > Анкета
Образование и наука: мотивация и модели поведения выпускников

ведущих университетов России

Л.Г. Зубова

ЦИСН Минобрнауки России

zubova@csrs.ru
В последние годы увеличение притока молодых специалистов в научную сферу сопровождается обострением дефицита исследователей зрелого и продуктивного возраста. По данным статистики, за период 2000–2006 гг. доля исследователей в возрасте до 29 лет возросла с 10,6 до 17% (+6,4 п.п.), в то время как доля исследователей в возрасте 30–49 лет сократилась с 41,7 до 31,1% (–10,6 п.п.). Сегодня в России почти четверть исследователей (23%) старше 60 лет (для сравнения: в США – порядка 6%).

Деформация возрастной структуры научных кадров препятствует эффективному развитию сектора исследований и разработок, поскольку именно молодые и средние возраста обладают мобильностью и способностью к инновационному поведению, быстрее и лучше адаптируются к экономическим и социальным изменениям, связанным с использованием новых знаний. Более того, неизбежное усиление открытости России (участие в Болонском процессе, предполагаемое вхождение в ВТО, Шенгенскую зону, другие процессы глобализации) может способствовать оттоку высокопрофессиональных специалистов из страны, еще больше обостряя дефицит наиболее трудоспособной и продуктивной части человеческих ресурсов, определяющих состояние и развитие национальной инновационной системы.

1. Формат социологического исследования: цель, задачи, выборка


Цель исследования – выявление интереса студентов-выпускников к научным исследованиям, их мотивации и готовности заняться научно-исследовательской деятельностью после завершения высшего профессионального образования. Задачи исследования состояли в оценке намерений выпускников с точки зрения:

– мотивации выбора специальности;

– жизненных стратегий и ценностей;

– моделей поведения после окончания университета;

– привлекательности научно-исследовательской деятельности;

– взгляда на престиж профессии ученого в обществе.

Анкета была разработана для опроса выпускников двух ведущих вузов, традиционно занимающихся подготовкой научных кадров, – Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (МГУ) и Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана (МГТУ). В обследуемых университетах были отобраны факультеты по подготовке специалистов в области естественных, медицинских (МГУ) и технических (МГТУ) наук, т.е. областей знания, связанных с производством технологических инноваций и определяющих переход к инновационной экономике. В итоге выборка была представлена 1036 выпускниками МГУ (658) и МГТУ (378). Опрос проведен сотрудниками ЦИСН в апреле–июне 2006 г.

2. Мотивация выбора специальности


Выявление структуры мотиваций, обусловивших выбор молодыми людьми будущей профессии, базировалось на определении степени влияния внутренних мотивов (побуждений индивида) и мотивов внешнего характера (влияние внешних условий и факторов) на осуществление выбора. Внутренняя мотивация проявляется через интерес и наклонности к избираемой профессиональной области, стремлении овладеть необходимыми знаниями. Внешние мотивы связаны с ситуацией на рынке труда, возможностью хорошего заработка, статусом и престижностью профессии в обществе.

Как показал опрос, внутренние мотивы к выбранной специальности присущи практически каждому выпускнику. На выбор примерно каждого третьего выпускника повлияли внешние обстоятельства.

В выборе специальности у большинства выпускников, как МГУ, так и МГТУ доминирует внутренняя мотивация. Вместе с тем на выбор выпускников МГУ в большей степени, чем выпускников МГТУ, повлияли такие мотивы как призвание, интерес, наклонности к избранной области знаний (76% против 52%), наличие профильной довузовской подготовки (29% против 19%). Отмечены и другие особенности в мотивации выбора. Например, студенты-медики чаще прислушивались к советам близких людей, принимали во внимание семейные традиции. Именно среди медиков более жизнеспособны научные династии.

На выбор выпускников МГТУ в отличие от выпускников МГУ чаще повлияли внешние факторы – общественный престиж специальности (14% против 7%), спрос на российском рынке труда (13% против 7%).
3. Жизненные стратегии и ценности

Для оценки жизненных стратегий и ценностей были использованы три индикатора: стратегия в отношении места жительства и работы; отношение к работе; связь будущего с полученной специальностью.
Жизненные стратегии

Сегодня в обществе считается, что молодые люди настроены на отъезд из России, отдают предпочтение проживанию и работе за рубежом. Выявление жизненных стратегий выпускников элитных университетов позволяет подвергнуть сомнению это распространенное мнение (рис. 1).

Рис. 1. Жизненные стратегии выпускников

(в процентах к числу опрошенных)



N=1036 выпускников

Вопрос: «Где бы Вы более всего хотели жить и работать?»
Согласно результатам, абсолютное большинство (91%) выпускников выражают желание и готовность жить в России, но при этом только 36% выпускников определенно связывают свою жизнь и работу с Россией. Более половины (55%) выпускников предпочитают использовать расширяющиеся возможности работы за рубежом на контрактной основе. Эта наиболее предпочтительная стратегия демонстрирует гибкую профессионально-миграционную ориентацию выпускников. Установка на профессиональную миграцию связана с недооценкой интеллектуального труда в российском обществе и пока выступает как потенциальная жизненная стратегия, выражающая собой отрицание России в качестве места приложения приобретенных профессиональных знаний. Однако профессиональная миграция способна завершиться оформлением вида на жительство за рубежом, а в дальнейшем и получением гражданства.

Только 6% выпускников определенно выразили свою стратегию – постоянное проживание и работа за рубежом. И еще 3% надеются не потерять связь с Россией – они хотели бы жить за границей, предполагая при этом контрактную работу в России. Жизненные стратегии выпускников МГУ и МГТУ, согласно данным опроса, мало отличаются друг от друга. Незначительны отличия и в жизненных стратегиях выпускников разных факультетов МГУ.

Таким образом, большинство выпускников выбирают для себя Россию как постоянное место проживания, у них отсутствует явное стремление к эмиграции, однако главные российские ограничители – неудовлетворительные условия и оплата интеллектуального труда – побуждают большую их часть к поиску контрактов за рубежом.

Изменения в жизненных стратегиях были отслежены с помощью данных опроса выпускников МГУ за 2002 г.1 Сравнительный анализ ответов на один и тот же вопрос показал увеличение доли выпускников, желающих постоянно жить и работать в России (с 24% в 2002 г. до 37% в 2006 г.), и уменьшение доли выпускников, имеющих профессионально-миграционные намерения (соответственно с 59 % до 54%). Это позитивные сдвиги.
Отношение к работе

Отношение к работе позволяет выявить трудовые ценности, определяющие мотивацию и поведение выпускников в предстоящей трудовой деятельности. Для этой цели был использован стандартный индикатор оценки значимости работы, принятый в российской и зарубежной социологической практике.

Отношение к работе, демонстрирующее мотивацию самого высокого порядка – работа важна и интересна независимо от оплаты, – отмечено 29% выпускников (для сравнения: согласно данным опроса ВЦИОМ в ноябре 2006 г., в среднем по населению – 14%). Такой результат отражает стремление к творческой самореализации будущих специалистов.

Наиболее распространенным (37%) среди выпускников является позитивное отношение к работе в сочетании с другими интересами – работа важна, но есть другие занимательные вещи (в среднем по населению – 10%). Такая мотивация связана с разнообразием и многогранностью интересов в молодом возрасте.

Инструментальный тип мотивации – работа как источник средств к существованию – выражен примерно у каждого третьего выпускника – 31% (этот тип мотивации доминирует среди жителей страны – 69%). Это также говорит о молодости респондентов, для которых пока не ощутим груз материальных забот и ответственности за благополучие семьи. Чуть более 1% выпускников считает работу неприятной обязанностью (что ниже оценки жителей страны – 3%).

Среди выпускников МГУ выше оценка значимости работы как возможности профессиональной самореализации (36%), выпускники МГТУ чаще рассматривают работу как источник средств к существованию (46%).
Связь будущего с полученной специальностью

В настоящее время подготовка специалистов разного профиля слабо согласована со спросом на рынке труда. По некоторым оценкам, сегодня по специальности работает лишь половина выпускников вузов. 2

Для выявления намерений выпускников после окончания университета был задан вопрос о связи их будущего с приобретенной специальностью (рис. 2). Только каждый четвертый выпускник определенно подтвердил значимость полученной специальности для своего будущего, чуть более половины говорят об этом менее определенно. Почти каждый пятый выпускник склоняется к тому, что будущее, скорее всего, не будет связано со специальностью, почти 3% – определенно отрицают возможность работы по специальности.

Рис. 2. Оценка связи будущего с полученной специальностью

(в процентах к числу опрошенных)



N=1036 выпускников

Вопрос: «Связываете ли Вы свое будущее с полученной специальностью?»
Связь будущего со специальностью более определенно выражена у выпускников МГУ по сравнению с выпускниками МГТУ (29% против 18%). И напротив, выпускники МГТУ более склонны считать, что они, скорее всего, в будущем не будут работать по специальности (29% против 14%). Окончательное решение выпускников относительно работы по специальности будет зависеть от возможностей реализации их ожиданий в процессе трудоустройства.
4. Модели профессионального поведения после окончания университета

Модели, ориентированные на полученную специальность

Модели поведения после окончания университета были определены, прежде всего, для выпускников, связывающих свое будущее с полученной в вузе специальностью (797 человек, или 77% от общего числа опрошенных). Для выбора были предложены четыре модели:

в России­ (1) продолжение образования; (2) совмещение образования и работы;

(3) работа;

вне России (4) отъезд из страны.

Распределение ответов выпускников на вопрос о планах после завершения высшего образования приведено на рис. 3.

Рис.3. Модели поведения выпускников после окончания университета

(в процентах к числу тех, кто связывает будущее с полученной специальностью)



N=797 выпускников

Вопрос: «Если Вы связываете свое будущее с полученной специальностью, что планируете предпринять после окончания университета?»
Самой распространенной стала модель поведения, предполагающая совмещение образования с работой (63%). Это соответствует мировой тенденции, демонстрирующей рост значимости непрерывного образования на протяжении профессиональной жизни. Вторая по распространенности модель – работа – характерна для каждого четвертого выпускника (24%). Продолжение образования – третья по распространенности модель – планируется примерно каждым десятым выпускником (9%). Наконец, четвертая – миграционная – модель поведения рассматривается выпускниками, ориентированными на отъезд из России (4%).

Основная модель поведения – совмещение образования с работой – характерна для большей части выпускников МГУ и МГТУ (соответственно 67 и 56%). Выпускники МГУ более склонны к продолжению образования по сравнению с выпускниками МГТУ (соответственно 12% против 1%). Напротив, выпускники МГТУ в большей степени, чем выпускники МГУ, намерены пойти работать после окончания университета (соответственно 40% против 16%). На отъезд из страны в большей степени ориентированы студенты МГУ, чем МГТУ (5% против 2%).
Модель продолжения образования, в том числе в сочетании с работой

Сегодня существуют различные возможности послевузовского, дополнительного и иных форм образования. Образовательные планы, в том числе в сочетании с работой, имеют более половины выпускников (573 человека, или 55% от общего числа выпускников).

Большинство выпускников (77%) планирует продолжить обучение в аспирантуре, которая является традиционной и наиболее развитой формой послевузовского образования. Намерение поступать в аспирантуру чаще выражают выпускники МГУ, чем выпускники МГТУ (79% против 69%).

Достаточно четко выражена ориентация выпускников на получение второго высшего образования (14%), поскольку овладение двумя и более профессиями становится требованием современного рынка труда. По намерениям получить второе высшее образование особенно выделяются выпускники МГТУ (24%).

Дополнительное образование на курсах повышения квалификации хотели бы получить 8% выпускников. Другие разнообразные курсы и тренинги подходят для 2% выпускников. Магистратура пока не завоевала признания в университетской среде: получить диплом магистра выразили желание только 1% выпускников.
Модель трудовой деятельности, в том числе в сочетании с образованием

Две трети выпускников, связывающих свое будущее с полученной специальностью, намерены после окончания университета начать трудовую деятельность, в том числе сочетая работу с продолжением образования (693 человека, или 67% от общего числа выпускников).

Предпочтения выпускников в отношении трудоустройства показывают перевес оценок в пользу негосударственных компаний по сравнению с государственными организациями (47% против 22%). Очевидно, государственный сектор не отвечает запросам выпускников в плане условий профессиональной деятельности и оплаты труда. Почти каждый третий выпускник хотел бы создать собственную фирму (29%). Готовность к работе в государственных организациях в большей степени проявляют выпускники МГУ (26% против 15%), тогда как выпускники МГТУ, напротив, чаще нацелены на создание собственной фирмы (32% против 27%).

Притязания выпускников как начинающих специалистов в отношении заработной платы (на ближайшие 1-2 года) можно оценить как достаточно высокие. Средний уровень приемлемого размера заработной платы составляет 1046 долл. США. Ожидания по начальной заработной плате у выпускников МГУ ниже, чем у выпускников МГТУ – соответственно 990 и 1147 долл.
Профессионально-миграционная модель поведения

Согласно результатам опроса, 31 человек, или 4% от числа выпускников, связывающих свое будущее с полученной специальностью, планируют после окончания университета уехать из России. Эта группа выпускников имеет достаточно определенные миграционные планы в отличие от выпускников, выразивших потенциальное желание постоянно жить и работать за рубежом. Веской причиной профессиональной миграции является стремление к более высокому уровню благосостояния: ожидаемый уровень оплаты труда тех, кто планирует уехать из страны, почти вдвое превышает уровень оплаты труда тех, кто планирует остаться работать в стране (1960 против 1046 долл.). Миграционные намерения в большей степени проявляют выпускники МГУ по сравнению с выпускниками МГТУ (26 против 5 человек).
Модель, не ориентированная на полученную специальность

Примерно каждый пятый выпускник (236 человек, или 23% от общего числа опрошенных выпускников) не связывает свое будущее с полученной в университете специальностью. При этом внутри этой группы чуть более половины составляют выпускники МГТУ, чуть менее половины – выпускники МГУ. Почти две трети (63%) этой категории выпускников намерены работать не по специальности, 16% – получить второе высшее образование по другой специальности, 3% – служить в армии, остальные (почти каждый пятый) пока не определились.
5. Намерения в отношении научно-исследовательской деятельности

Трудовые предпочтения выпускников, полагающих после окончания университета остаться в профессии, позволили оценить их намерения в отношении научно-исследовательской деятельности (рис. 4).

Более половины выпускников (439 человек или 57%) отдали предпочтение научно-исследовательской деятельности. В пересчете на полную выборочную совокупность число выпускников, желающих работать в научной сфере, составило 42%, т.е. примерно четыре из десяти выпускников. Такой показатель свидетельствует о несостоятельности общественного пессимизма в отношении научных устремлений современной молодежи.

Иную, отличную от научно-исследовательской, деятельность предпочитают 40% выпускников, причем две трети из них еще не определились с выбором будущей деятельности.

Рис.4. Трудовые предпочтения выпускников

(в процентах к числу тех, кто планирует продолжить образование,

совмещать образование с работой или пойти работать)



N=763 выпускника

Вопрос: «Если Вы планируете работать по специальности, то какая деятельность для Вас является более предпочтительной?»
Намерения выпускников МГУ в отношении научно-исследовательской деятельности заметно опережают намерения выпускников МГТУ (62% против 48%). И напротив, выпускники МГТУ в большей степени по сравнению с выпускниками МГУ отдают предпочтение другим видам деятельности (49% против 35%).

Ориентация на научно-исследовательскую деятельность зависит от выбора модели профессионального поведения после окончания университета. Заниматься исследованиями выразили намерение 80% из тех выпускников, кто планирует продолжить образование, 63% – кто собирается совмещать образование с работой, и 35% – кто намерен пойти работать. Иными словами, основной потенциал для пополнения научных кадров сосредоточен среди выпускников, связывающих свои планы с продолжением образования.

На рис. 5 показаны предпочтения выпускников, ориентированных на научно-исследовательскую деятельность в России, в отношении направлений научных исследований.


Рис. 5. Предпочтения в направлениях научных исследований

(в процентах к числу тех, кто планирует заниматься научно-исследовательской деятельностью)



N=439 выпускников

Вопрос: «Какие направления научных исследований Вас привлекают более всего?»
Почти две трети потенциальных исследователей (63%) отдают предпочтение прикладным исследованиям, как более востребованным со стороны реального сектора экономики. Фундаментальная наука привлекательна для каждого второго представителя научной молодежи (48%), при этом для каждого четвертого (25%) предпочтительны ориентированные, а для каждого пятого (22%) – чистые фундаментальные исследования.

Как выпускники МГУ, так и МГТУ преимущественно ориентированы на прикладные исследования. Однако выпускников МГУ в большей степени привлекают чистые (26% против 13%) и ориентированные фундаментальные исследования (27% против 19%), тогда как выпускников МГТУ – прикладные исследования (77% против 57%).

Для выпускников, ориентированных на научно-исследовательскую деятельность, приемлемым (на ближайшие 1-2 года) является уровень оплаты труда в 996 долл. США. Притязания по зарплате у выпускников, составляющих категорию потенциальных исследователей, несколько выше в МГТУ по сравнению с МГУ (соответственно 1033 и 980 долл.).
6. Повышение привлекательности российской науки

Привлекательность и престиж научного труда в развитых странах обеспечивают высокие показатели в области развития науки, технологий и инноваций. В российском обществе мотивация к научно-исследовательской деятельности сдерживается низким престижем профессии ученого, что подтвердилось результатами опроса выпускников.

Повышение привлекательности науки, по мнению выпускников, во многом зависит от изменения отношения к сфере исследований и разработок в российском обществе. Первостепенной мерой должно стать увеличение расходов государства на исследования и разработки на основе эффективных технологий финансирования. Именно эта мера может обеспечить, во-первых, высокий уровень заработной платы (по мнению половины выпускников, она должна соответствовать стандартам развитых стран, а, по мнению трети выпускников, – быть высокой по российским меркам) и, во-вторых, создание современной материально-технической и информационной базы, позволяющей успешно реализовать мотивационный исследовательский потенциал.
Литература:

  1. Зубова Л.Г. Ценности и мотивация научного труда. М.: ЦИСН, 1998.

  2. Зубова Л.Г., Антропова О.А. Анализ кадрового потенциала сектора исследований и разработок. – Вопросы статистики. 2008, № 9.

  3. Магун В.С. Как меняются российские трудовые ценности. – Отечественные записки. 2007, № 36 (3).

  4. Магун В.С., Руднев М.Г. Жизненные ценности российского населения: сходство и отличия в сравнении с другими европейскими странами. – Вестник общественного мнения. 2008, № 1 (93).

  5. Наука в России: 2007. Стат. Сб. М.: ЦИСН, 2007.

1 Данные опроса, проведенного ЦИСН в октябре–ноябре 2002 г., доступны по адресу: www.demoscope.ru/weekly/2003/0115/tema06.php

2 http://www.inauka.ru/education/article50819.html




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образование и наука: мотивация и модели поведения выпускников ведущих университетов России iconСеминар по теме «Научно-исследовательская и проектная деятельность...
«Наука, образование и бизнес: новые вызовы развития России». В работе семинара приняли участие более 20 сотрудников Академии, в том...
Образование и наука: мотивация и модели поведения выпускников ведущих университетов России iconМотивация учения – основное условие успешного обучения
Мотивация – осознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие индивида к совершению определенных действий и определяющие...
Образование и наука: мотивация и модели поведения выпускников ведущих университетов России iconСсылки на образовательные сайты по химии
Портал фундаментального химического образования России: Химическая наука и образование в России. Университеты России, химический...
Образование и наука: мотивация и модели поведения выпускников ведущих университетов России iconМоу сош №3 имени Героя России Сергея Ромашина
«Национальная образовательная инициатива «наша новая школа», программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение...
Образование и наука: мотивация и модели поведения выпускников ведущих университетов России iconЦифровые ресурсы, используемые Беловой С. С. при подготовке к урокам
Химическая наука и образование в России": "Электронная библиотека по химии" chem msu su (раздел "Материалы для школьников") и "Школьное...
Образование и наука: мотивация и модели поведения выпускников ведущих университетов России iconОбщество, культура, наука, образование эволюционный путь перехода...
Галина Максимовна Анохина, доктор педагогических наук, главный научный сотрудник лаборатории методов оценки качества общего образования...
Образование и наука: мотивация и модели поведения выпускников ведущих университетов России iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Волшебное слово для работы с детьми мотивация. Основу ее составляет потребность ребенка в чем-либо. Поэтому ответить на вопрос «Что...
Образование и наука: мотивация и модели поведения выпускников ведущих университетов России iconРеферат Проект 2 /196 Интегративный комплекс \"наука-образование-бизнес\"
«Интегративный комплекс "наука-образование-бизнес": сравнительная эффективность моделей организации и управления» аналитической ведомственной...
Образование и наука: мотивация и модели поведения выпускников ведущих университетов России iconПравила подготовки рукописей для публикации в журнале «Психологическая наука и образование»
Правила регламентируют отношения Автор→ Рецензент→ Редактор→ Издатель→ Читатель в журнале «Психологическая наука и образование» в...
Образование и наука: мотивация и модели поведения выпускников ведущих университетов России iconРеферат отчета по проекту №196 Интегративный комплекс \"наука-образование-бизнес\"
«Интегративный комплекс "наука-образование-бизнес": сравнительная эффективность моделей организации и управления»
Образование и наука: мотивация и модели поведения выпускников ведущих университетов России iconНегосударственный пенсионный фонд «Образование и наука» Негосударственный...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса разработана на основе
Образование и наука: мотивация и модели поведения выпускников ведущих университетов России iconНовоуральске образование и наука Материалы II -ой региональной научно-практической...
О – 2359 Образование и наука: Материалы ii-ой региональной научно-практической конференции «Образование и наука», Новоуральск, 27...
Образование и наука: мотивация и модели поведения выпускников ведущих университетов России icon1. Демография как наука Место демографии в системе наук
Ежегодно от 5 до 15% выпускников гбоу сош №1994(от общего числа выпускников) поступают вузы медицинской, биологической и социально-экологической...
Образование и наука: мотивация и модели поведения выпускников ведущих университетов России iconОтчет о проведении государственного экзамена по педагогике и психологии...
Мотивация темы и формы проведения занятия: Тема дворцовых переворотов занимает важное место в истории России. Главная цель данного...
Образование и наука: мотивация и модели поведения выпускников ведущих университетов России iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Трехуровневая система организации бд. Модели данных. Классификация моделей данных. Семантические модели данных. Модель полуструктурированных...
Образование и наука: мотивация и модели поведения выпускников ведущих университетов России iconПрограмма дисциплины «Мотивация поведения социального индивида»
Раскрыть содержание понятийного аппарата концепций мотивации, созданных в ведущих теоретических направлениях и научных школах: психоанализе,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск