В. А. Сухомлинский Статья призвана осветить вопросы духовно-нравственного образования на сегодняшний день, а также возрастные и психологические особенности младших школьников при работе над проблемой нравственной воспит





Скачать 45.09 Kb.
НазваниеВ. А. Сухомлинский Статья призвана осветить вопросы духовно-нравственного образования на сегодняшний день, а также возрастные и психологические особенности младших школьников при работе над проблемой нравственной воспит
Дата публикации04.07.2013
Размер45.09 Kb.
ТипСтатья
100-bal.ru > Психология > Статья
Современные проблемы духовно-нравственного воспитания школьников
…Незыблемая основа нравственного убеждения

закладывается в детстве и раннем отрочестве,

когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость

и несправедливость доступны пониманию ребенка

лишь при условии яркой наглядности, очевидности

морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает.

В.А. Сухомлинский

Статья призвана осветить вопросы духовно-нравственного образования на сегодняшний день, а также возрастные и психологические особенности младших школьников при работе над проблемой нравственной воспитанности.
Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека.

Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.
Традиционные методы нравственного воспитания ориентированы на привитие школьникам норм и правил общественной жизни. Однако часто они действуют лишь в условиях достаточно сильного внешнего контроля (взрослые, общественное мнение, угроза наказания). Важным показателем сформированности нравственных качеств личности является внутренний контроль, действие которого приводит порой к эмоциональному дискомфорту, недовольству собой, если нарушаются проверенные личным опытом правила общественной жизни.

Внутренний контроль формируется благодаря активной деятельности ребенка в интеллектуальной, двигательной, эмоциональной, волевой сферах. Готовность подчинять свои побуждения представлениям и знанию о культуре человеческого бытия повышает самооценку личности, развивает чувство собственного достоинства. Сформированные навыки контроля способствуют успешному развитию нравственных качеств личности в процессе обучения и воспитания.

Работая над проблемами нравственной воспитанности младших школьников, надо учитывать их возрастные и психологические особенности:

1) Склонность к игре. В условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение. В играх, более чем где- либо, требуется от ребенка умение соблюдать правила. Нарушение их дети с особой остротой подмечают и бескомпромиссно выражают свое осуждение нарушителю. Если ребенок не подчинится мнению большинства, то ему придется выслушать много неприятных слов, а может, и выйти из игры. Так ребенок учится считаться с другими, получает уроки справедливости, честности, правдивости. Игра требует от ее участников умения действовать по правилам. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет» - говорил А.С.Макаренко.

2) Невозможность долго заниматься монотонной деятельностью. Как утверждают психологи, дети 6-7-летнего возраста не могут удерживать свое внимание на одном каком-либо предмете более 7-10 минут. Дальше дети начинают отвлекаться, переключать свое внимание на другие предметы, поэтому необходима частая смена видов деятельности во время занятий.

3) Недостаточная четкость нравственных представлений в связи с небольшим опытом. Учитывая возраст детей, нормы нравственного поведения можно разбить уровни:

Ребенок до 5 лет усваивает примитивный уровень правил поведения, основанный на запрете или отрицании чего-либо. Например: «Не разговаривай громко», «Не перебивай беседующих», «Не трогай чужую вещь», «Не бросай мусор» и т.д. Если малыша приучили к выполнению данных элементарных норм, то окружающие считают этого малыша воспитанным ребенком.

К 10-11-ти годам необходимо, чтобы подросток умел учитывать состояние окружающих людей, и его присутствие не только не мешало им, но и было бы приятным.

Бессмысленно говорить о втором уровне нравственного воспитания, если не освоен первый. Но именно такое противоречие наблюдается среди подростков: они хотят понравиться окружающим людям, но не обучены элементарному поведению.

4) Может существовать противоречие между знанием, как нужно, и практическим применением (это касается этикета, правил хорошего тона, общения).

Не всегда знание моральных норм и правил поведения соответствует реальным действиям ребенка. Особенно часто это случается в ситуациях, где происходит несовпадение этических норм и личных желаний ребенка.

5) Неравномерность применения вежливого общения со взрослыми и сверстниками (в быту и дома, в школе и на улице).

Среди основных задач, которые ставит современное общество перед народным образованием, выделяется актуальная задача воспитания активной сознательной творческой личности.

Младший школьник в процессе учебы в школе постепенно становится не только объектом, но и субъектом педагогического воздействия, поскольку далеко не сразу и не во всех случаях воздействия учителя достигают своей цели. Действительным объектом обучения ребенок становится только тогда, когда педагогические воздействия вызывают в нем соответствующие изменения. Это касается, тех знаний, которые усваиваются детьми, в совершенствовании умений, навыков, усвоении приемов, способов деятельности, перестройки отношений учащихся. Естественная и необходимая «ступенька» важна в процессе развития ребенка в младшем школьном возрасте.

Включаясь в учебную деятельность, младшие школьники учатся действовать целенаправленно и при выполнении учебных заданий, и при определении способов своего поведения. Их действия приобретают осознанный характер. Все чаще при решении различных умственных и нравственных проблем учащиеся используют приобретенный опыт.

Список используемой литературы

  1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71

  2. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/Л.И.Божович// Вопросы психологии. - М.:Просвещение, 1975.- 254с.

  3. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 - №3 – С. 9-12

  4. Немов Р. С. Психология. В трех книгах. Кн. 1.: Общие основы психологии./.Р.С.Немов – М.: Владос, 2000; - 436с.

  5. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения/В.А.Сухомлинский -М: Просвещение,1980.- 258с

  6. Яновская, М. Воспитание эмоционально-нравственной культуры школьников // Народное образование – 2005 - №7 – с. 166 – 169.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В. А. Сухомлинский Статья призвана осветить вопросы духовно-нравственного образования на сегодняшний день, а также возрастные и психологические особенности младших школьников при работе над проблемой нравственной воспит iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся...
Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития младших школьников образовательного учреждения №785
В. А. Сухомлинский Статья призвана осветить вопросы духовно-нравственного образования на сегодняшний день, а также возрастные и психологические особенности младших школьников при работе над проблемой нравственной воспит iconЗадача формирования ууд предполагает, что при поступлении в школу...
Возрастные особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников
В. А. Сухомлинский Статья призвана осветить вопросы духовно-нравственного образования на сегодняшний день, а также возрастные и психологические особенности младших школьников при работе над проблемой нравственной воспит iconПроектирование и проведение уроков иностранного языка в соответствии...
Рассмотрим возрастные особенности младших школьников при организации процесса обучения иностранным языкам
В. А. Сухомлинский Статья призвана осветить вопросы духовно-нравственного образования на сегодняшний день, а также возрастные и психологические особенности младших школьников при работе над проблемой нравственной воспит iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся...
За основу формирования духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся младших классов взята «Концепция духовно-нравственного...
В. А. Сухомлинский Статья призвана осветить вопросы духовно-нравственного образования на сегодняшний день, а также возрастные и психологические особенности младших школьников при работе над проблемой нравственной воспит iconДуховно нравственное воспитание младших школьников как ключевое требование...
...
В. А. Сухомлинский Статья призвана осветить вопросы духовно-нравственного образования на сегодняшний день, а также возрастные и психологические особенности младших школьников при работе над проблемой нравственной воспит iconПерспективный план работы моу сош №15 на 2012 / 2013 учебный год
Педагогический коллектив школы продолжал работать над методической темой «Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного...
В. А. Сухомлинский Статья призвана осветить вопросы духовно-нравственного образования на сегодняшний день, а также возрастные и психологические особенности младших школьников при работе над проблемой нравственной воспит iconПрограмма внеурочной деятельности школьников в сфере духовно-нравственного...
Об итогах научно-исследовательской работы за 2011-2012 учебный год и задачах ппс смольного института рао на 2012-2013 учебный год....
В. А. Сухомлинский Статья призвана осветить вопросы духовно-нравственного образования на сегодняшний день, а также возрастные и психологические особенности младших школьников при работе над проблемой нравственной воспит iconР о г р а м м а
Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития младших школьников образовательного учреждения моу шахунской сош...
В. А. Сухомлинский Статья призвана осветить вопросы духовно-нравственного образования на сегодняшний день, а также возрастные и психологические особенности младших школьников при работе над проблемой нравственной воспит iconВопросы к экзамену Дисциплина: Методика обучения и воспитания младших...
Психолого-педагогические особенности воспитания и развития младшего школьника. Неравномерность развития. Учет индивидуальных особенностей...
В. А. Сухомлинский Статья призвана осветить вопросы духовно-нравственного образования на сегодняшний день, а также возрастные и психологические особенности младших школьников при работе над проблемой нравственной воспит iconРабочая программа по учебному предмету «информатика и икт»
В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются...
В. А. Сухомлинский Статья призвана осветить вопросы духовно-нравственного образования на сегодняшний день, а также возрастные и психологические особенности младших школьников при работе над проблемой нравственной воспит iconПроблемы духовно-нравственного воспитания на уроках филологического цикла
Однако, следует сказать, что теорию и методику воспитывающего обучения в условиях современного образования нельзя считать сложившимися....
В. А. Сухомлинский Статья призвана осветить вопросы духовно-нравственного образования на сегодняшний день, а также возрастные и психологические особенности младших школьников при работе над проблемой нравственной воспит iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются...
В. А. Сухомлинский Статья призвана осветить вопросы духовно-нравственного образования на сегодняшний день, а также возрастные и психологические особенности младших школьников при работе над проблемой нравственной воспит iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются...
В. А. Сухомлинский Статья призвана осветить вопросы духовно-нравственного образования на сегодняшний день, а также возрастные и психологические особенности младших школьников при работе над проблемой нравственной воспит iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются...
В. А. Сухомлинский Статья призвана осветить вопросы духовно-нравственного образования на сегодняшний день, а также возрастные и психологические особенности младших школьников при работе над проблемой нравственной воспит iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Каждый учитель начальных классов хорошо знает возрастные психофизиологические особенности младших школьников и учитывает их в своей...
В. А. Сухомлинский Статья призвана осветить вопросы духовно-нравственного образования на сегодняшний день, а также возрастные и психологические особенности младших школьников при работе над проблемой нравственной воспит iconОтчет о декаде иностранных языков
При организации и проведении предметной декады учителя иностранного языка всегда руководствуются интересами учащихся, учитывают их...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск