Скачать 2.81 Mb.
|
ПРИНЯТ «Утверждаю» на заседании педагогического совета Директор МОБУ Лицей с. Ургуш протокол № 1 от 31.08.2013 г. ______________С.Н.Патлусова Приказ №145от 31 августа 2013г. Коррекционная программа муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения Лицей с.Ургуш муниципального района Караидельский район Республики Башкортостан 2013 г Задержка психического развития Задержка психического развития означает отклонения, которые имеет и психолого-педагогические и медицинские аспекты. Это понятие является психолого-педагогическим, хотя в основе его лежат более или менее выраженные нарушения нервно-психического либо соматического здоровья или особенности развития ребенка, которые не позволяют ему справится с требованиями социальной среды и прежде всего в ситуации обучения и адаптации к условиями детского сада или школы. Поэтому выделяется ЗПР по психолого-педагогическому критерию: несоответствию уровня развития психических функций тому уровню, который принят в качестве нормативного для детей того же возраста. Тщательное психологическое исследование познавательной деятельности такого ребенка показывают его специфические особенности, обусловленные, в первую очередь, снижением развития восприятия, внимания, мышления, памяти, эмоционально-волевой регуляции, негрубыми недостатками речевого развития и моторной координации, низкой работоспособностью, слабым самоконтролем. Распространенность ЗПР от 2% до 20% популяции по некоторым данным доходят до 47%. Изучение детей с ЗПР проводятся начиная 1960-х годов. Большой вклад в изучение причин и формирования ЗПР у детей внесли российские ученые Л.С. Выготский, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева, В.В. Ковалев, В.В. Лебединский, К.С. Лебединская. Г.Е. Сухарева предложила термин «задержка психического развития». В других классификациях больше звучит термин интеллектуальная недостаточность. В основе всех классификаций положен этиопатогенетический принцип. Наибольшей популярностью пользуется классификация, предложенная К.С.Лебединской. Основные клинические типы ее дифференцируются по этиопатогенетическому принципу: а) конституционного происхождения; б) соматогенного происхождения; в) психогенного происхождения; г) церебростенического (церебрально-органического) происхождения. Все варианты ЗПР отличаются друг от друга особенностью структуры и характером соотношения двух основных компонентов этой аномалии: структурой инфантилизма; характером нейро-динамических расстройств. 1. Задержка психического развития конституционного происхождения (гармонический инфантилизм). При этом варианте у детей эмоционально-волевая сфера находится на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей младшего школьного возраста. Характерны преобладание эмоциональной мотивации поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхности и нестойкости, легкая внушаемость. Затруднения в обучении, нередко наблюдаемые у этих детей в младших классах, связаны с незрелостью мотивационной сферы и личности в целом, наблюдается преобладание игровых интересов. Дети такого варианта не могут обучаться наравне со своими сверстниками в общеобразовательных школах, им требуется специальное обучение в условиях коррекционного класса, но часть таких детей в течение начальной школы могут догнать своих сверстников и в дальнейшем обучаться со всеми. 2. Задержка психического развития соматогенного происхождения. Этот тип задержки развития обусловлен длительной соматической недостаточностью различного происхождения:
Все это может привести к снижению психического тонуса, нередко имеет место и задержка эмоционального развития – соматогенный инфантилизм, обусловленный рядом невротических наслоений – неуверенностью, боязливостью, связанными с ощущением своей физической неполноценности, а иногда вызванными режимом запретов и ограничений, в котором находится соматически ослабленный или больной ребенок. Такие дети -– «домашние», в результате чего круг общения у них ограничен, у ребенка нарушаются межличностные отношения. Родители уделяют им больше внимания, ограждают от всех бытовых неурядиц (гиперопека родителей), и это все влияет больше на его состояние, чем сама болезнь. Вот почему нельзя внушать ребенку мысль о его абсолютной безнадежности и ставить его в соответствующие условия. Такие дети требуют санаторных условий, отдыха, сна, правильного режима питания, медикаментозного лечения. Прогноз таких детей зависит от состояния их здоровья. 3. Задержка психического развития психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка. Неблагоприятные условия среды, рано возникшие, длительно действующие и оказывающие травмирующее влияние на психику ребенка, могут привести к стойким сдвигам его нервно-психической сферы, нарушению сначала вегетативных функций, а затем и психических, в первую очередь эмоционального развития. 4. Задержка психического развития церебрастенического (церебрально-органического) происхождения. У детей такого варианта отклонений имеется органическое поражение ЦНС, но это органическое поражение носит очаговый характер и не вызывает стойкого нарушения познавательной деятельности, не приводит к умственной отсталости. Этот вариант ЗПР встречается наиболее часто и нередко обладает большой стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой сфере, так и в познавательной деятельности и занимает основное место в данной задержке развития. Изучение анамнеза детей с этим типом ЗПР в большинстве случаев показывает наличие негрубой органической недостаточности нервной системы, чаще резидуального характера вследствие патологии беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации, травмы, резус-конфликт), недоношенность, асфиксии и травмы при родах. Церебрально-органическая недостаточность накладывает типичный отпечаток на структуру ЗПР, провоцируя эмоционально-волевую незрелость и определяя характер нарушений познавательной деятельности. Обучение этих детей в массовой школе представляется весьма затруднительным. При неусвоении детьми программы массовой школы и подозрении у них задержки психического развития педагогам ОУ рекомендуется направлять их на ПМП консилиум, а затем на ПМП консультацию и ПМП комиссию для определения дальнейшего образовательного маршрута. Что же значит: «Задержка психического развития»? Дать определение понятию «задержка психического развития» не так просто, как может показаться на первый взгляд. Современные медицинские классификации не содержат такого понятия – ведь речь в данном случае идет не о психическом или неврологическом заболевании ребенка. Говорить о его умственной неполноценности, «отсталости» мы тоже не можем – психологическое исследование показывает, что при помощи взрослого, направляющего и организующего его деятельность, он не блестяще, но все таки способен справиться с большинством предложенных ему заданий. И все же трудности, которые он испытывает, делают невозможным успешное обучение в «общем потоке», нарушают адаптацию к новым школьным условиям и требованиям, не дают почувствовать себя успешным, достойным, заслуживающим признания и уважения взрослых и сверстников. Термин «задержка психического развития» означает отклонение, которое имеет и психолого-педагогические, и медицинские аспекты. По своей сути это понятие является психолого-педагогическим, хотя в основе его лежат более или менее выраженные нарушения нервно-психического либо соматического здоровья или особенности развития ребенка, которые не позволяют ему справиться с требованиями социальной среды, и прежде всего в ситуации обучения и адаптации к условиям детского сада или школы. Поэтому выделяется задержка психического развития по психолого-педагогическому критерию: несоответствию уровня развития психических функций тому уровню, который принят в качестве нормативного для детей того же возраста. Ребенок с задержкой психического развития как бы соответствует по своему эмоциональному и умственному развитию младшему возрасту, однако это соответствие является только внешним. Тщательное психологическое исследование познавательной деятельности такого ребенка показывает его специфические особенности, обусловленные, в первую очередь, снижением уровня развития восприятия, внимания, мышления, памяти, эмоционально-волевой регуляции, негрубыми недостатками речевого развития и моторной координации, низкой работоспособностью, слабым самоконтролем. Изучение детей с задержкой психического развития интенсивно проводится в нашей стране начиная с 1960-х годов, и уже тогда специалистами было очевидно, что одна констатация отставания не решит существующей проблемы. Для того чтобы определить содержание понятия «задержка психического развития», совершим небольшой исторический экскурс. Отсутствие четко разработанного определения «задержка психического развития» не снижает важности ее выделения среди всех недостатков развития и психоневрологических расстройств, лежащих в основе стойких трудностей в обучении. Скорее, наоборот, понимание недостаточности клинического принципа диагностики для оказания комплексной помощи ребенку с трудностями в обучении требует введения и использования принципа функциональной диагностики. Под функциональным диагнозом при этом понимается «диагноз индивидуальных особенностей заболевания. Функциональный диагноз определяется, с одной стороны, спецификой и выраженностью психоневрологических расстройств, а с другой – характером и индивидуальным содержанием проблем психического развития и социальной адаптации. Таким образом, под задержкой психического развития можно понимать функциональный диагноз, который проявляется в несоответствии развития познавательной деятельности ребенка тому уровню, который признан нормативным для детей того же возраста и который позволяет ребенку успешно овладеть общеобразовательной учебной программой в традиционных условиях обучения. Другие дисфункции, сопровождающие это состояние (школьная и социальная дезадаптация), являются в этом случае вторичными, но существенными для судьбы ребенка. Необходимым дополнением к определению «задержка психического развития» является представление о достаточно высоких потенциальных возможностях ребенка и об обратимости определяемого у него отставания от сверстников.
|
Наименование Программы Образовательная программа среднего общего... А образования учащихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения... | Приказ №331-о от «29» августа 2013г. План внеурочной деятельности... План внеурочной деятельности мбоу «Лицей №34» 5-ых классов разработан на основе нормативных документов | ||
Приказ №139 «30» августа 2012 г. Основная образовательная программа... Тельная программа является нормативно-управленческим документом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной... | Приказ №68 от 31 августа 2013 г. Образовательная программа основного... Образовательная программа мбоу «Чуру- барышевская оош» Апастовского муниципального района рт | ||
Рабочая программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Приказ мо и нрф от 05. 03. 20004г.№1089), (Приказ мо по РФ от 9 марта 2004 г.№1312);по учебному плану мбоу «Рождественская средняя... | Решение Педагогического совета муниципального общеобразовательного... Начальник Управления образования Администрации Урванского муниципального района кбр | ||
Общая характеристика муниципального бюджетного общеобразовательного... Администрация муниципального образования Собинский район в лице управления образования администрации муниципального образования Собинский... | Доклад муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Улькунды муниципального района Дуванский... | ||
Приказ №163 от 31 августа 2013 года Образовательная программа основного... «Соснинская основная общеобразовательная школа» Балтасинского муниципального района Республики Татарстан | Приказ №97 от «30» августа 2013г образовательная программа основного... Характеристика мбоу "сош №93" и принципов её образовательной политики. Описание «модели» выпускника мбоу "сош №93" | ||
3. Регламентирование образовательного процесса на учебный год Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Новокинерский лицей» Арского муниципального района Республики Татарстан... | Приказ № от «28» августа 2013 Образовательная программа среднего... | ||
Образовательная программа Муниципального бюджетного общеобразовательного... Образовательная программа Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сунтарская начальная общеобразовательная школа... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом: муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения... | ||
Приказ №483 от «29» августа 2013 г. Годовой календарный учебный график... | Отчет о результатах самообследования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Учредитель: Муниципальное образование Липецкий муниципальный район. Функции и полномочия учредителя исполняет администрация Липецкого... |