Конкурс профилактических программ, направленных на формирование у несовершеннолетних здорового образа жизни





Скачать 185.85 Kb.
НазваниеКонкурс профилактических программ, направленных на формирование у несовершеннолетних здорового образа жизни
Дата публикации11.07.2013
Размер185.85 Kb.
ТипКонкурс
100-bal.ru > Психология > Конкурс


Муниципальный конкурс профилактических программ, направленных на формирование у несовершеннолетних здорового образа жизни

Номинация:

проекты профилактики злоупотребления психоактивных веществ
Программа превентивного образования "Полезные привычки" как профилактика употребления психоактивных веществ в образовательном учреждении

Учитель биологии, географии

МОУ «Кормиловская средняя

общеобразовательная школа №1»

Маркова Ольга Владимировна


Кормиловка – 2009

ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка………………………………………………………..….3

1. Содержательная часть…………………………………………………….……5

2. Методическая часть……………………………………………………...……..9

Список рекомендуемой литературы…………………………………………....10

Приложения…………………...…………………………………………………11

Пояснительная записка

Приобщение детей и подростков к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ (далее ПАВ) связано с двумя явлениями. Первое – это наличие определенных склонностей, черт, свойств и качеств самого человека, включая биологические, физиологические, психологические, социальные и нравственные. Этими качествами определяется спрос на ПАВ. Второе – это доступность ПАВ в обществе. Доступность тесно связана с предложением. Предупреждение приобщения к психоактивным веществам предполагает сочетание мер по сокращению спроса и предложения. Превентивное, или профилактическое обучение служит средством сокращения спроса.

Роль учителя в проведении уроков по программе “Полезные привычки” и “Полезные навыки” очень важна и не совсем обычна. Превентивное обучение представляет собой новую область педагогической деятельности, в которой тесно переплелись современная педагогика, практическая психология и идеи медицинской профилактики. Учебные пособия “Полезные привычки” (1-4-е кл.), “Полезные навыки” (5-9-е кл.) и “Полезный выбор” (10-11-е кл.) – это современные программы превентивного обучения. Данные программы создавались группой российских специалистов (под руководством кандидата психологических наук О.Л. Романовой) по инициативе Международной некоммерческой организации Project HOPE. Апробация программ осуществлялась в школах г. Москвы, г. Архангельска и др. В 2000 г. программы “Полезные привычки”, в 2001 г. “Полезные навыки”, а в 2003 г. “Полезный выбор” были утверждены Федеральным Экспертным Советом Министерства Образования РФ и получили гриф “Допущено Министерством Образования РФ”. Такое обучение предполагает формирование положительного образа Я ребенка, навыков принятия ответственных решений и эффективного общения, сопротивления давлению средств массовой информации и сверстников. Оно является одной из составляющих образования в области охраны здоровья. Концепция здоровья, которой придерживались авторы, соответствует концепции Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний и немощи».

«Полезные привычки» являются программой, базирующимися на психосоциальном подходе: развитии личностной и социальной компетентности детей. Она направлена на профилактику табакокурения и употребления алкоголя. Долговременная задача следующих программ – предупреждение употребления наркотических, токсикоманических веществ и ВИЧ-инфекции.

Целью программы «Полезные привычки» является овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ.

Задачи:

1. Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе; способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с табаком и алкоголем.
2. Научить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению; способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними.
3. Научить детей эффективно общаться.

4. Научить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.
5. Помочь родителям в предупреждении приобщения детей к табаку, алкоголю и наркотикам.
«Полезные привычки» разработаны в рамках проекта «Школьная программа по профилактики наркомании и алкоголизма».

Авторы курса: Гречаная Т. Б., Иванова Л. Ю., Колесова Л. С. / под ред. Романовой О. Л. Базой для разработки профилактической программы «Полезные привычки» являлись теория Бандуры и теория отклоняющегося поведения Джессора.

1. Содержательная часть

«Посейте поступок – пожнете привычку,

посейте привычку – пожнете характер,

посейте характер – пожнете судьбу»

Уильям Теккерей

У каждого человека в течение жизни вырабатывается много привычек. В толковом словаре Д.Ушакова «привычка – это состояние, пове­дение или склонность, усвоенные кем-нибудь за определенный период жизни, вошедшие в обык­новение, ставшие обычными, постоянными для кого-нибудь». Таким образом, привычка — это такое действие, которое человек выполняет как бы автоматически.

Четвертый год мною проводятся занятия дополнительного образования по программе «Полезные привычки» / под ред. Романовой О. Л. в рамках проекта «Школьная программа по профилактики наркомании и алкоголизма».

Перед началом занятий необходимо было установить, какова потребность в профилактическом обучении у школьников, как относятся к перспективе такого обучения родители. Поэтому были проведены опросы учащихся 5 – 9 классов, учителей и родителей. Анализ результатов опроса показал, что алкоголь, сигареты доступны подросткам и недороги; возраст первой пробы табака и алкоголя совпадает с годом обучения в начальной школе.

Для того чтобы профилактическая работа была эффективной, да и вообще имела смысл, мы проводим занятия раньше того возраста, на который, согласно статистике, при­ходится начало экспериментирования. В связи с этим возра­стную категорию составляют учащиеся начальных классов нашей школы. Для родителей в районной газете «Нива» опубликовала статью «Посеешь привычку – пожнешь характер» (Приложение 1).

Существует несколько вариантов определения места данной программы в учебно-воспитательном процессе ОУ. Первый вариант, предложенный Министерством Образования РФ, внести отдельным предметом в рамках вариативности БУП за счёт часов школьного компонента (обязательные занятия по выбору, факультативы и т.д.). Второй вариант внедрения программ – это изучение в рамках учебного предмета (биология, ОБЖ, естествознание и др.), а также спецкурсов и факультативов, связанных со здоровьесберегающими технологиями (психология общения, и др.). Третий вариант – введение программ “Полезные привычки, навыки, выбор” через классные часы. В нашей школе в рамках дополнительного образования количество часов, отведённых для реализации программы, составляет в начальных классах 34 часа в год. Программа содержит четыре раздела: “Положительный образ Я”, “Общение”, “Принятие решений”, “Информация о табаке и алкоголе”. На занятиях использую разные формы групповой работы: кооперативное обучение, “мозговой штурм”, групповую дискуссию, ролевое моделирование, упражнения-энергизаторы. Работая в группах по 4-6 человек, дети взаимодействуют, совместно решают общую задачу. Это способствует формированию коммуникативной, социальной и личностной компетентности, развивает эмоциональную сферу ребенка. Мозговой штурм использую в рамках заданной темы для стимуляции речевой активности детей. Ученики высказывают идеи или мнения без предварительного обсуждения. Ролевое моделирование осуществляется в форме ролевых игр. В игровой деятельности дети под контролем учителя узнают правила социально желательного поведения. Ученики пытаются действовать так, как это бывает в реальной жизни. Упражнения-энергизаторы хороши тем, что предполагают развитие активности разных анализаторов и восстанавливают энергию детей. Дети, получающие удовольствие от игры, чувствуют себя включенными в работу.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 4 КЛАССА



урока

Название темы занятия


Учебные элементы

1

Я – неповторимый человек.

Показать детям уникальность каждого ученика, дать возможность сравнивать признаки людей, находя сходства и различия

2

Культура моей страны и я.

Показать уникальность культуры, к которой они принадлежат; показать связь культуры семьи с культурой народа.

3

Чувства.

Дать представление о различных чувствах людей и возможности управления ими.

4

О чем говорят чувства.

Показать способы предупреждения и преодоления отрицательных чувств.

5

Множество решений.

Показать связь поступков и решений; объяснить шаги принятия решений.

6

Вкусы и увлечения.

Дать возможность рассказать о своих вкусах и увлечениях; перечислить здоровые увлечения.

7

Учусь находить интересные занятия.

О

Показать, что у одноклассников можно многому научиться.

8

Учусь оценивать себя сам.

Дать ученикам представление о самооценке. Предоставить возможность оценить себя.

9

Мой характер.

Способствовать анализу детьми собственных качеств.

10

О чем говорят выразительные движения.

Познакомить детей с выразит. движениями как невербальными средствами общения (игра «Телевизор без звука»)

11

Учусь понимать людей.

Показать, что эффективное общение предполагает совпадение вербальных и невербальных компонентов сообщения.

12

Опасные и безопасные ситуации.

Обучение детей навыкам ориентировки в ситуациях и принятия рац. решений, способствует предупреждению поступков, разрушающих здоровье.

13

Учусь принимать решения в опасных ситуациях.

Поговорить о разных вариантах решения, проблемных ситуаций и их последствиях.

14

Учусь взаимодействовать.

Объяснить роль уважит. отношений во взаимодействии.

15

Я становлюсь увереннее.

Способствовать преодолению учениками неуверенности в себе.

16

Когда на меня оказывают давление.

Показать, что влияние может иметь «+» и « - « последствия.

17

Самоуважение.

Поговорить о качествах, достойных уважения; перечислить качества, которые детям хотелось бы развить в себе.

18

Привычки.

Поговорить с учениками о привычках; перечислить привычки, укрепляющие здоровье.

19

Курение.

Объяснить влияние табачного дыма на организм, чтение и анализ рассказа «Наглядное пособие».

20

Пассивное курение: учусь делать здоровый выбор.

Объяснить что пассивное курение вредно для здоровья.

21

«Случай с Папироскиным».

Постановка пьесы.

22

Правда об алкоголе.

Рассказать ученикам о действии алкоголя на организм.

23

Алкоголь в компании.

Познакомить детей с последствиями употребления алкоголя в компании.

24

Дружба.

Перечислить важные для дружбы качества, описать проявления дружбы.

25

Игра «Светофор».

Качества, способствующие дружбе, мешающие дружбе, нейтральные (3 цвета).

26

Учусь сопротивляться давлению.

Обсудить давление и способы сопротивления давлению.

27

Учусь говорить «нет».

Научить отказывать в опасных ситуациях.

28

Сказка «Волшебная страна Пушистия».

Анализ, формулирование выводов.

29

Соблюдай безопасность.

Основные правила безопасной жизнедеятельности.

30

Мое здоровье.

Виды здоровья.

31

Закаливание.

Способы укрепления здоровья.

31

Личная гигиена.

Поговорить о гигиене, необходимости следить за чистотой кожи, одежды.

32

Вперед к здоровью!

Игра

33

«Мозговой штурм»

Конкурс

34

Повторение.

Повторить основные понятия.


Сочетание традиционных и современных подходов в обучении позволяет сделать уроки более качественными и интересными для детей. «Учусь понимать людей», «Опасные и безопасные ситуации», «О чем говорят выразительные движения» - это лишь некоторые темы курса (разработка одного из занятий представлена в Приложении 2).

Ребята проводили исследования, в основе которого был 30-дневный эксперимент — мощный и очень простой инструмент личного развития. В итоге получился хороший способ приобретения новых привычек.
Родители о восприятии «Полезных привычек» детьми
Более трети детей рассказывали дома об уроках по «Полезным привычкам». Больше всего детям нравились уроки, посвященные общению (84%) и принятию решений (63%). 82% родителей считали, что профилактическое обучение следует продолжать и в средней школе. Рекомендуемые темы: профилактика употребления наркотиков и ВИЧ инфекции.
13 апреля 2009 г. стартовал сетевой проект творческий проект  «Опасная сигарета». Мои воспитанники, ученики 7-х классов, зарегистрировались и станут активными участниками этого проекта.


2. Методическая часть

Часто задаю себе вопрос: нужно ли оценивать в баллах открытость и честность в дискуссии или степень включения ученика в общую работу группы? Установлению положительной психологической атмосферы способствует отсутствие оценок на занятиях. С другой стороны, у ученика начальной школы мотивацией к учению служит именно отметка.

Важным элементом подобного обучения является оценка уроков самими учениками. Она отражает, вовлечены ли эмоционально ученики в происходящее на уроке, а также то, что они усвоили. Для меня важна такая обратная связь.
Требования к уровню знаний и умений, полученных в результате обучения


Дети

должны

Знать

Уметь

полезные для здоровья поступки; вредные для здоровья поступки; знать самого себя и свои возможности; шаги принятия решений; какие вредные для здоровья вещества содержатся в алкогольных напитках; черты характера людей; причины неуверенности в себе; о вредном влиянии курения для здоровья; интересные и безопасные способы времяпровождения; последствия курения; качества, достойные уважения; привычки, укрепляющие здоровье; важные для дружбы качества; виды давления; формы отказа от табака и алкоголя; последствия употребления табака и алкоголя.

критически относиться к употреблению табака и алкоголя; избегать неприятных чувств; делать здоровый выбор в ситуации пассивного курения; принимать решения в опасных ситуациях; отказать человеку, предлагающему попробовать спиртные напитки; находить друзей по интересам; оценивать себя; неагрессивно отстаивать свои позиции; отказать в ситуации давления; самостоятельно принимать решения в ситуации давления; проявлять дружбу; сопротивляться давлению; говорить “нет”в опасных ситуациях.

Профилактика в образовательных учреждениях чаще всего осуществляется работниками медицинских учреждений и учителями-предметниками, и, как правило, эпизодически. При этом используется преимущественно информационная модель в форме индивидуальных бесед и лекций, массовых акций и отдельных уроков в рамках учебных предметов. Поэтому данные программы превентивного образования необходимы школьникам, т.к. имеют систему формирования навыков социальной и личностной компетентности, а также профилактики употребления ПАВ.
Список рекомендуемой литературы

Для учащихся:

  1. Рабочая тетрадь“Полезные привычки”. Авторы Т. Б. Гречаная, Л.С. Колесова.

  2. Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя/ М.: Просвещение, 1986.

Ястребов А.В. Алкоголь и правонарушения/ М.: Высшая школа.
Для педагога:

  1. Учебное пособие “Полезные привычки”. Авторы Т. Б. Гречаная, Л.С. Колесова.

  2. Петров П.А. Курение и болезни/ Якутск, 1981.

  3. Вред алкоголя, никотина и наркотиков/ Киев, 1989.

  4. Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников/ М., 1982.

  5. Пособие по профилактике приобщения к психоактивным веществам/ Якутск, 1997.

  6. Маюров А.Н., Маюров А.Я  Табачный туман обмана. Учебное пособие для ученика и учителя. 7–11 кл. Книга 2. М., . – Педагогическое общество России, 2004.

  7. Сизанов А.Н., Хриптович В.А. Модульный курс профилактики курения «Школа без табака». 5–11 классы. ПТУ. – М., «ВАКО», 2004.


Приложение 1

Приложение 2

Тема урока: О чем говорят выразительные движения.

Цели урока: познакомить с невербальными способами общения; привлечь внимание детей к выразительным движениям.

Оборудование: жетоны с изображением клоуна; карточки со словами “общение”, “праздник”, “разговор”, “игра”, “ссора”, “жесты”, “мимика”, “выразительные движения”, “радость”, “гнев”, “печаль”; рисунки с изображением жестов регулировщика; фломастеры.

Ход урока

Организационный момент.

-Чему мы учимся на уроке “Полезные привычки”?

Упражнение-энергизатор

-Начнем урок с игры, которая называется “Давайте пожмем друг другу руки”.

Я прошу выйти и встать в круг тех, кто умеет играть на музыкальных инструментах.

Пожмите друг другу руки.

Я прошу выйти в круг тех, у кого есть собака. Пожмите друг другу руки.

Я прошу выйти в круг тех, кто имеет брата или сестру.

Я прошу выйти тех, кто пришел в школу с хорошим настроением.

-Всегда ли вам хотелось выйти в круг, когда я давала задание? Почему?

-Узнали что-то новое друг о друге?

-И я за такой короткий промежуток времени узнала о вас очень много. А произошло это благодаря общению. Вы сегодня на уроке получите возможность общаться друг с другом разными способами.

-А чтобы урок получился интересным, разделимся на группы. У меня в руках жетоны с изображением клоуна (раздаю детям). Рассмотрите клоуна. У кого клоун в синей кепке, садитесь за первый стол. В красной кепке – за второй стол. В зеленой кепке – за третий стол. В желтой кепке - за четвертый стол

Мозговой штурм”

-“Общение” (карточку со словом на доску) – что это такое?

(Дети отвечают, я прикрепляю на доску слова: праздник, разговор, ссора, игра …)

-Вы все правы. А в толковом словаре дается такое определение этому понятию: “Общение – это когда разные люди обсуждают что-то их всех интересующее”.

-Что происходит во время общения? (Передача информации, обмен опытом)

-Какие условия надо соблюдать, чтобы общение состоялось? (Принимать собеседника таким, какой он есть).

-Какие способы общения вы знаете?

-Жесты, мимика (на доску прикрепить карточки с этими словами) – как назвать это в общем? (Выразительные движения).

Работа в группах

-Начинаем работать в группах. В каждой группе должен быть человек, который руководит работой. Тот, кто в самой светлой одежде, организует работу в группе. Выступать у доски от имени группы будет тот, у кого самые темные волосы.

-А теперь послушайте задание. Рассмотрите рисунки, которые находятся на ваших столах [1]. Постарайтесь ответить на вопросы:

-Какие жесты изображены?

-Что обозначают эти жесты?

-Какое значение они имеют для общения?

(Идет обсуждение проблемы в группах. Представитель от каждой группы выступает перед всем классом).

-Об этих жестах, выразительных движениях люди специально договорились, чтобы удобнее было общаться. Во время общения важную роль играют мышцы лица. Это мимические мышцы. Они позволяют узнать настроение собеседника.

-Посмотрите на доску. Вы видите изображение детских лиц.

- Прочитайте слова на табличках: “радость”, “гнев”, “печаль”.

- Под каждой табличкой прикрепите изображение детских лиц.

- Вы согласны? Нет? Покажите сигнал (жест пальцами). Почему?

- А теперь постарайтесь изобразить разное настроение сами. Возьмите в руки жетон с изображением клоуна. Представьте себе, что он провинился перед вами. Рассердитесь на него!

- А теперь поделитесь с ним своей печалью.

- Повернитесь друг к другу. Порадуйтесь тому, что вы сейчас вместе и прекрасно общаетесь.

- Вы не раз слышали выражение “Написано на лице”. Что оно обозначает?

-По выражению лица и выразительным движениям можно догадаться не только о настроении человека, но и о его заботах, образе жизни. Поэтому, неудивительно, что существует специальный театр, где на протяжении всего спектакля не произносится ни слова. Все представление состоит из мимики и жестов. Это “Театр мимики и жеста”.

Ролевое моделирование.

-Сейчас мы проведем игру, которая называется “Телевизор без звука”.Я вам предложу название телевизионной передачи. Это название вы сохраните в тайне. В группах приготовьте, а потом покажите эту телевизионную передачу, но без звука, с помощью выразительных движений. Остальные ребята постараются отгадать название этой телепередачи. (Раздаю детям карточки с названиями телепередач: “Новости”, “Олимпийские игры”, Дог- шоу “Я и моя собака”, “Концерт А Пугачевой”).

Перед выступлением детей задаю вопрос:

-  Какие выразительные движения помогли отгадать название передачи?

Другие виды общения.

Вы учились общаться с помощью выразительных движений. Но интереснее и богаче становится общение, когда люди общаются и с помощью выразительных движений, и с помощью слов.

- Рассмотрите на доске рисунки с изображением детей и прочитайте фразы (“Мне так грустно”, “Поздравляю тебя с днем рождения!”).

-  Какие мысли у вас появились?

-  Как вы определили, что именно эти фразы говорят дети?

-  Какой вывод нужно сделать? (Выразительные движения и то, что говорят люди, должны соответствовать друг другу).

-  А чтобы в этом убедиться, проведем эксперимент.

-  Два ребенка здороваются друг с другом, отворачиваясь, показывая друг другу нежелание встречаться.

-  Мальчик поздравляет девочку с днем 8 Марта, выражая при этом грусть.

-  Какие несовпадения заметили?

Вывод: несоответствие выразительных движений и слов путает собеседника, создает трудности в общении, заставляет усомниться в правдивости сказанного.

Итог урока.

-  Наш урок называется “Полезные привычки”. Как вы думаете, почему общение - это полезная привычка? (Правильное общение приносит радость, удовольствие. С помощью общения мы познаем мир и себя).

-  Что важное для себя узнали на уроке?

Оценка урока детьми.

- Я получила удовольствие от общения с вами. Я хочу узнать, как вы оцениваете свою работу на уроке. Рассмотрите изображение клоуна. Все ли в порядке? Нарисуйте рот, чтобы у клоуна было такое выражение лица, которое соответствует вашему настроению после нашего с вами общения.

- Вы изобразили веселых клоунов. Значит свою работу на уроке вы оцениваете на “отлично”.

- Я оцениваю вашу работу так (Показываю веселого человечка).

- У вас хорошее настроение, у меня хорошее настроение. Чтобы с таким настроением расстаться, закончим урок игрой.

Упражнение-энергизатор.

Встаньте в круг. Обнимите друг друга сзади за талию. Наклоняемся назад и произносим звук А сначала тихо, потом все громче и громче.( Повторить 2 раза).



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конкурс профилактических программ, направленных на формирование у несовершеннолетних здорового образа жизни iconПоложение о Всероссийском конкурсе социальных работ учащихся, направленных...
Всероссийском конкурсе социальных работ учащихся, направленных на формирование здорового образа жизни
Конкурс профилактических программ, направленных на формирование у несовершеннолетних здорового образа жизни icon«Формирование здорового образа жизни младших школьников»
Описание мероприятий по формированию здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста
Конкурс профилактических программ, направленных на формирование у несовершеннолетних здорового образа жизни iconПрограмма формирования здорового и безопасного образа жизни «здоровье школьников»
Формирование у обучающихся в навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей...
Конкурс профилактических программ, направленных на формирование у несовершеннолетних здорового образа жизни iconРезультатов анкетирования студентов по принципам здорового образа жизни
Воспитание у молодых людей привычки к соблюдению правил и норм здорового образа жизни является одним из важнейших направлений воспитательной...
Конкурс профилактических программ, направленных на формирование у несовершеннолетних здорового образа жизни iconРеализация муниципальных программы Профилактические программы
Педагогические коллективы нашего района большое внимание уделяют изучению и внедрению профилактических программ и методик формирования...
Конкурс профилактических программ, направленных на формирование у несовершеннолетних здорового образа жизни iconПриказ Минздравсоцразвития России №152н от 16 марта 2010 г. О мерах,...
Цель – формирование и развитие познавательного интереса к предмету химии и биологии
Конкурс профилактических программ, направленных на формирование у несовершеннолетних здорового образа жизни iconСибайский институт (филиал)
Целью дисциплины омз является формирование осознанной мотивации студентов, направленных на сохранение, укрепление, формирование здоровья;...
Конкурс профилактических программ, направленных на формирование у несовершеннолетних здорового образа жизни iconПлан работы Общественного формирования наркопост по профилактике...
Формирование здорового образа жизни в среде школьников, ответственного отношения к своему здоровью и негативного отношения к разным...
Конкурс профилактических программ, направленных на формирование у несовершеннолетних здорового образа жизни iconУтверждена
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16. 03. 2010 №152н «О мерах, направленных на формирование...
Конкурс профилактических программ, направленных на формирование у несовершеннолетних здорового образа жизни iconТребования к кандидатам
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16. 03. 2010 №152н «О мерах, направленных на формирование...
Конкурс профилактических программ, направленных на формирование у несовершеннолетних здорового образа жизни iconТест по Конституции РФ 9 класс
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16. 03. 2010 №152н «О мерах, направленных на формирование...
Конкурс профилактических программ, направленных на формирование у несовершеннолетних здорового образа жизни iconПриказ №639 г. Новосибирск
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16. 03. 2010 №152н «О мерах, направленных на формирование...
Конкурс профилактических программ, направленных на формирование у несовершеннолетних здорового образа жизни icon«Вуз здорового образа жизни» 2010
Программа деятельности по оздоровлению участников образовательного процесса и пропаганде здорового образа жизни
Конкурс профилактических программ, направленных на формирование у несовершеннолетних здорового образа жизни iconПитание школьников как компонент здорового образа жизни. Учебный проект Балакирева Полина
Философско-антропологические и социально-психологические аспекты здорового образа жизни
Конкурс профилактических программ, направленных на формирование у несовершеннолетних здорового образа жизни iconРабочая программа по курсу «Обществознание»
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16. 03. 2010 №152н «О мерах, направленных на формирование...
Конкурс профилактических программ, направленных на формирование у несовершеннолетних здорового образа жизни iconТесты по дисциплине «Бюджетная система рф»
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16. 03. 2010 №152н «О мерах, направленных на формирование...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск