Скачать 185.85 Kb.
|
Муниципальный конкурс профилактических программ, направленных на формирование у несовершеннолетних здорового образа жизни Номинация: проекты профилактики злоупотребления психоактивных веществ Программа превентивного образования "Полезные привычки" как профилактика употребления психоактивных веществ в образовательном учреждении Учитель биологии, географии МОУ «Кормиловская средняя общеобразовательная школа №1» Маркова Ольга Владимировна Кормиловка – 2009 ОГЛАВЛЕНИЕ Пояснительная записка………………………………………………………..….3 1. Содержательная часть…………………………………………………….……5 2. Методическая часть……………………………………………………...……..9 Список рекомендуемой литературы…………………………………………....10 Приложения…………………...…………………………………………………11 Пояснительная записка Приобщение детей и подростков к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ (далее ПАВ) связано с двумя явлениями. Первое – это наличие определенных склонностей, черт, свойств и качеств самого человека, включая биологические, физиологические, психологические, социальные и нравственные. Этими качествами определяется спрос на ПАВ. Второе – это доступность ПАВ в обществе. Доступность тесно связана с предложением. Предупреждение приобщения к психоактивным веществам предполагает сочетание мер по сокращению спроса и предложения. Превентивное, или профилактическое обучение служит средством сокращения спроса. Роль учителя в проведении уроков по программе “Полезные привычки” и “Полезные навыки” очень важна и не совсем обычна. Превентивное обучение представляет собой новую область педагогической деятельности, в которой тесно переплелись современная педагогика, практическая психология и идеи медицинской профилактики. Учебные пособия “Полезные привычки” (1-4-е кл.), “Полезные навыки” (5-9-е кл.) и “Полезный выбор” (10-11-е кл.) – это современные программы превентивного обучения. Данные программы создавались группой российских специалистов (под руководством кандидата психологических наук О.Л. Романовой) по инициативе Международной некоммерческой организации Project HOPE. Апробация программ осуществлялась в школах г. Москвы, г. Архангельска и др. В 2000 г. программы “Полезные привычки”, в 2001 г. “Полезные навыки”, а в 2003 г. “Полезный выбор” были утверждены Федеральным Экспертным Советом Министерства Образования РФ и получили гриф “Допущено Министерством Образования РФ”. Такое обучение предполагает формирование положительного образа Я ребенка, навыков принятия ответственных решений и эффективного общения, сопротивления давлению средств массовой информации и сверстников. Оно является одной из составляющих образования в области охраны здоровья. Концепция здоровья, которой придерживались авторы, соответствует концепции Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний и немощи». «Полезные привычки» являются программой, базирующимися на психосоциальном подходе: развитии личностной и социальной компетентности детей. Она направлена на профилактику табакокурения и употребления алкоголя. Долговременная задача следующих программ – предупреждение употребления наркотических, токсикоманических веществ и ВИЧ-инфекции. Целью программы «Полезные привычки» является овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ. Задачи: 1. Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе; способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с табаком и алкоголем. 2. Научить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению; способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними. 3. Научить детей эффективно общаться. 4. Научить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения. 5. Помочь родителям в предупреждении приобщения детей к табаку, алкоголю и наркотикам. «Полезные привычки» разработаны в рамках проекта «Школьная программа по профилактики наркомании и алкоголизма». Авторы курса: Гречаная Т. Б., Иванова Л. Ю., Колесова Л. С. / под ред. Романовой О. Л. Базой для разработки профилактической программы «Полезные привычки» являлись теория Бандуры и теория отклоняющегося поведения Джессора. 1. Содержательная часть «Посейте поступок – пожнете привычку, посейте привычку – пожнете характер, посейте характер – пожнете судьбу» Уильям Теккерей У каждого человека в течение жизни вырабатывается много привычек. В толковом словаре Д.Ушакова «привычка – это состояние, поведение или склонность, усвоенные кем-нибудь за определенный период жизни, вошедшие в обыкновение, ставшие обычными, постоянными для кого-нибудь». Таким образом, привычка — это такое действие, которое человек выполняет как бы автоматически. Четвертый год мною проводятся занятия дополнительного образования по программе «Полезные привычки» / под ред. Романовой О. Л. в рамках проекта «Школьная программа по профилактики наркомании и алкоголизма». Перед началом занятий необходимо было установить, какова потребность в профилактическом обучении у школьников, как относятся к перспективе такого обучения родители. Поэтому были проведены опросы учащихся 5 – 9 классов, учителей и родителей. Анализ результатов опроса показал, что алкоголь, сигареты доступны подросткам и недороги; возраст первой пробы табака и алкоголя совпадает с годом обучения в начальной школе. Для того чтобы профилактическая работа была эффективной, да и вообще имела смысл, мы проводим занятия раньше того возраста, на который, согласно статистике, приходится начало экспериментирования. В связи с этим возрастную категорию составляют учащиеся начальных классов нашей школы. Для родителей в районной газете «Нива» опубликовала статью «Посеешь привычку – пожнешь характер» (Приложение 1). Существует несколько вариантов определения места данной программы в учебно-воспитательном процессе ОУ. Первый вариант, предложенный Министерством Образования РФ, внести отдельным предметом в рамках вариативности БУП за счёт часов школьного компонента (обязательные занятия по выбору, факультативы и т.д.). Второй вариант внедрения программ – это изучение в рамках учебного предмета (биология, ОБЖ, естествознание и др.), а также спецкурсов и факультативов, связанных со здоровьесберегающими технологиями (психология общения, и др.). Третий вариант – введение программ “Полезные привычки, навыки, выбор” через классные часы. В нашей школе в рамках дополнительного образования количество часов, отведённых для реализации программы, составляет в начальных классах 34 часа в год. Программа содержит четыре раздела: “Положительный образ Я”, “Общение”, “Принятие решений”, “Информация о табаке и алкоголе”. На занятиях использую разные формы групповой работы: кооперативное обучение, “мозговой штурм”, групповую дискуссию, ролевое моделирование, упражнения-энергизаторы. Работая в группах по 4-6 человек, дети взаимодействуют, совместно решают общую задачу. Это способствует формированию коммуникативной, социальной и личностной компетентности, развивает эмоциональную сферу ребенка. Мозговой штурм использую в рамках заданной темы для стимуляции речевой активности детей. Ученики высказывают идеи или мнения без предварительного обсуждения. Ролевое моделирование осуществляется в форме ролевых игр. В игровой деятельности дети под контролем учителя узнают правила социально желательного поведения. Ученики пытаются действовать так, как это бывает в реальной жизни. Упражнения-энергизаторы хороши тем, что предполагают развитие активности разных анализаторов и восстанавливают энергию детей. Дети, получающие удовольствие от игры, чувствуют себя включенными в работу. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 4 КЛАССА
Сочетание традиционных и современных подходов в обучении позволяет сделать уроки более качественными и интересными для детей. «Учусь понимать людей», «Опасные и безопасные ситуации», «О чем говорят выразительные движения» - это лишь некоторые темы курса (разработка одного из занятий представлена в Приложении 2). Ребята проводили исследования, в основе которого был 30-дневный эксперимент — мощный и очень простой инструмент личного развития. В итоге получился хороший способ приобретения новых привычек. Родители о восприятии «Полезных привычек» детьми Более трети детей рассказывали дома об уроках по «Полезным привычкам». Больше всего детям нравились уроки, посвященные общению (84%) и принятию решений (63%). 82% родителей считали, что профилактическое обучение следует продолжать и в средней школе. Рекомендуемые темы: профилактика употребления наркотиков и ВИЧ инфекции. 13 апреля 2009 г. стартовал сетевой проект творческий проект «Опасная сигарета». Мои воспитанники, ученики 7-х классов, зарегистрировались и станут активными участниками этого проекта. 2. Методическая часть Часто задаю себе вопрос: нужно ли оценивать в баллах открытость и честность в дискуссии или степень включения ученика в общую работу группы? Установлению положительной психологической атмосферы способствует отсутствие оценок на занятиях. С другой стороны, у ученика начальной школы мотивацией к учению служит именно отметка. Важным элементом подобного обучения является оценка уроков самими учениками. Она отражает, вовлечены ли эмоционально ученики в происходящее на уроке, а также то, что они усвоили. Для меня важна такая обратная связь. Требования к уровню знаний и умений, полученных в результате обучения
Профилактика в образовательных учреждениях чаще всего осуществляется работниками медицинских учреждений и учителями-предметниками, и, как правило, эпизодически. При этом используется преимущественно информационная модель в форме индивидуальных бесед и лекций, массовых акций и отдельных уроков в рамках учебных предметов. Поэтому данные программы превентивного образования необходимы школьникам, т.к. имеют систему формирования навыков социальной и личностной компетентности, а также профилактики употребления ПАВ. Список рекомендуемой литературы Для учащихся:
Ястребов А.В. Алкоголь и правонарушения/ М.: Высшая школа. Для педагога:
Приложение 1 Приложение 2 Тема урока: О чем говорят выразительные движения. Цели урока: познакомить с невербальными способами общения; привлечь внимание детей к выразительным движениям. Оборудование: жетоны с изображением клоуна; карточки со словами “общение”, “праздник”, “разговор”, “игра”, “ссора”, “жесты”, “мимика”, “выразительные движения”, “радость”, “гнев”, “печаль”; рисунки с изображением жестов регулировщика; фломастеры. Ход урока Организационный момент. -Чему мы учимся на уроке “Полезные привычки”? Упражнение-энергизатор -Начнем урок с игры, которая называется “Давайте пожмем друг другу руки”. Я прошу выйти и встать в круг тех, кто умеет играть на музыкальных инструментах. Пожмите друг другу руки. Я прошу выйти в круг тех, у кого есть собака. Пожмите друг другу руки. Я прошу выйти в круг тех, кто имеет брата или сестру. Я прошу выйти тех, кто пришел в школу с хорошим настроением. -Всегда ли вам хотелось выйти в круг, когда я давала задание? Почему? -Узнали что-то новое друг о друге? -И я за такой короткий промежуток времени узнала о вас очень много. А произошло это благодаря общению. Вы сегодня на уроке получите возможность общаться друг с другом разными способами. -А чтобы урок получился интересным, разделимся на группы. У меня в руках жетоны с изображением клоуна (раздаю детям). Рассмотрите клоуна. У кого клоун в синей кепке, садитесь за первый стол. В красной кепке – за второй стол. В зеленой кепке – за третий стол. В желтой кепке - за четвертый стол “Мозговой штурм” -“Общение” (карточку со словом на доску) – что это такое? (Дети отвечают, я прикрепляю на доску слова: праздник, разговор, ссора, игра …) -Вы все правы. А в толковом словаре дается такое определение этому понятию: “Общение – это когда разные люди обсуждают что-то их всех интересующее”. -Что происходит во время общения? (Передача информации, обмен опытом) -Какие условия надо соблюдать, чтобы общение состоялось? (Принимать собеседника таким, какой он есть). -Какие способы общения вы знаете? -Жесты, мимика (на доску прикрепить карточки с этими словами) – как назвать это в общем? (Выразительные движения). Работа в группах -Начинаем работать в группах. В каждой группе должен быть человек, который руководит работой. Тот, кто в самой светлой одежде, организует работу в группе. Выступать у доски от имени группы будет тот, у кого самые темные волосы. -А теперь послушайте задание. Рассмотрите рисунки, которые находятся на ваших столах [1]. Постарайтесь ответить на вопросы: -Какие жесты изображены? -Что обозначают эти жесты? -Какое значение они имеют для общения? (Идет обсуждение проблемы в группах. Представитель от каждой группы выступает перед всем классом). -Об этих жестах, выразительных движениях люди специально договорились, чтобы удобнее было общаться. Во время общения важную роль играют мышцы лица. Это мимические мышцы. Они позволяют узнать настроение собеседника. -Посмотрите на доску. Вы видите изображение детских лиц. - Прочитайте слова на табличках: “радость”, “гнев”, “печаль”. - Под каждой табличкой прикрепите изображение детских лиц. - Вы согласны? Нет? Покажите сигнал (жест пальцами). Почему? - А теперь постарайтесь изобразить разное настроение сами. Возьмите в руки жетон с изображением клоуна. Представьте себе, что он провинился перед вами. Рассердитесь на него! - А теперь поделитесь с ним своей печалью. - Повернитесь друг к другу. Порадуйтесь тому, что вы сейчас вместе и прекрасно общаетесь. - Вы не раз слышали выражение “Написано на лице”. Что оно обозначает? -По выражению лица и выразительным движениям можно догадаться не только о настроении человека, но и о его заботах, образе жизни. Поэтому, неудивительно, что существует специальный театр, где на протяжении всего спектакля не произносится ни слова. Все представление состоит из мимики и жестов. Это “Театр мимики и жеста”. Ролевое моделирование. -Сейчас мы проведем игру, которая называется “Телевизор без звука”.Я вам предложу название телевизионной передачи. Это название вы сохраните в тайне. В группах приготовьте, а потом покажите эту телевизионную передачу, но без звука, с помощью выразительных движений. Остальные ребята постараются отгадать название этой телепередачи. (Раздаю детям карточки с названиями телепередач: “Новости”, “Олимпийские игры”, Дог- шоу “Я и моя собака”, “Концерт А Пугачевой”). Перед выступлением детей задаю вопрос: - Какие выразительные движения помогли отгадать название передачи? Другие виды общения. Вы учились общаться с помощью выразительных движений. Но интереснее и богаче становится общение, когда люди общаются и с помощью выразительных движений, и с помощью слов. - Рассмотрите на доске рисунки с изображением детей и прочитайте фразы (“Мне так грустно”, “Поздравляю тебя с днем рождения!”). - Какие мысли у вас появились? - Как вы определили, что именно эти фразы говорят дети? - Какой вывод нужно сделать? (Выразительные движения и то, что говорят люди, должны соответствовать друг другу). - А чтобы в этом убедиться, проведем эксперимент. - Два ребенка здороваются друг с другом, отворачиваясь, показывая друг другу нежелание встречаться. - Мальчик поздравляет девочку с днем 8 Марта, выражая при этом грусть. - Какие несовпадения заметили? Вывод: несоответствие выразительных движений и слов путает собеседника, создает трудности в общении, заставляет усомниться в правдивости сказанного. Итог урока. - Наш урок называется “Полезные привычки”. Как вы думаете, почему общение - это полезная привычка? (Правильное общение приносит радость, удовольствие. С помощью общения мы познаем мир и себя). - Что важное для себя узнали на уроке? Оценка урока детьми. - Я получила удовольствие от общения с вами. Я хочу узнать, как вы оцениваете свою работу на уроке. Рассмотрите изображение клоуна. Все ли в порядке? Нарисуйте рот, чтобы у клоуна было такое выражение лица, которое соответствует вашему настроению после нашего с вами общения. - Вы изобразили веселых клоунов. Значит свою работу на уроке вы оцениваете на “отлично”. - Я оцениваю вашу работу так (Показываю веселого человечка). - У вас хорошее настроение, у меня хорошее настроение. Чтобы с таким настроением расстаться, закончим урок игрой. Упражнение-энергизатор. Встаньте в круг. Обнимите друг друга сзади за талию. Наклоняемся назад и произносим звук А сначала тихо, потом все громче и громче.( Повторить 2 раза). |
Положение о Всероссийском конкурсе социальных работ учащихся, направленных... Всероссийском конкурсе социальных работ учащихся, направленных на формирование здорового образа жизни | «Формирование здорового образа жизни младших школьников» Описание мероприятий по формированию здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста | ||
Программа формирования здорового и безопасного образа жизни «здоровье школьников» Формирование у обучающихся в навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей... | Результатов анкетирования студентов по принципам здорового образа жизни Воспитание у молодых людей привычки к соблюдению правил и норм здорового образа жизни является одним из важнейших направлений воспитательной... | ||
Реализация муниципальных программы Профилактические программы Педагогические коллективы нашего района большое внимание уделяют изучению и внедрению профилактических программ и методик формирования... | Приказ Минздравсоцразвития России №152н от 16 марта 2010 г. О мерах,... Цель – формирование и развитие познавательного интереса к предмету химии и биологии | ||
Сибайский институт (филиал) Целью дисциплины омз является формирование осознанной мотивации студентов, направленных на сохранение, укрепление, формирование здоровья;... | План работы Общественного формирования наркопост по профилактике... Формирование здорового образа жизни в среде школьников, ответственного отношения к своему здоровью и негативного отношения к разным... | ||
Утверждена Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16. 03. 2010 №152н «О мерах, направленных на формирование... | Требования к кандидатам Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16. 03. 2010 №152н «О мерах, направленных на формирование... | ||
Тест по Конституции РФ 9 класс Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16. 03. 2010 №152н «О мерах, направленных на формирование... | Приказ №639 г. Новосибирск Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16. 03. 2010 №152н «О мерах, направленных на формирование... | ||
«Вуз здорового образа жизни» 2010 Программа деятельности по оздоровлению участников образовательного процесса и пропаганде здорового образа жизни | Питание школьников как компонент здорового образа жизни. Учебный проект Балакирева Полина Философско-антропологические и социально-психологические аспекты здорового образа жизни | ||
Рабочая программа по курсу «Обществознание» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16. 03. 2010 №152н «О мерах, направленных на формирование... | Тесты по дисциплине «Бюджетная система рф» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16. 03. 2010 №152н «О мерах, направленных на формирование... |